Закон о специальной оценке условий труда: требования и ограничения
Что же требует от работодателей ФЗ № 426 ФЗ о специальной оценке условий труда? В статье 1 Закона 426-ФЗ сказано, что предметом его регулирования являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда (СОУТ), а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места. Что же означает само понятие СОУТ? И как менялся этот нормативно-правовой акт за время его действия?
Что такое СОУТ
Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных или опасных воздействий производственной среды и трудового процесса, с последующей оценкой уровня их воздействия на работников. При проведении такой специальной оценки должно учитываться отклонение фактических значений вредных факторов от значений, которые устанавливает Минтруда, как уполномоченный на это правительством РФ орган. Именно такое определение СОУТ дает 426-ФЗ .
Все эти мероприятия нужны чиновникам ради заботы об условиях труда граждан, которое выражается в установлении классов (подклассов) рабочих мест. На основе этих данных организации присваивается класс риска, который влияет на размер страховых взносов на травматизм, а также целый ряд других ньюансов. Проводить СОУТ могут только специально аккредитованные организации с участием представителей работодателя и профсоюзов. Все работодатели должны прибегать к их услугам не реже, чем раз в пять лет, а то и чаще, если будут организованы новые рабочие места или произойдут изменения в имеющихся. От необходимости проведения СОУТ избавлены только надомные и дистанционные работники, которые трудятся на своей территории. По результатам СОУТ заполняется отчет — Декларация об итогах СОУТ, которая направляется в территориальную Государственную Инспекцию труда и действует в течение 5 лет.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
Что же вызывает у организаций и предприятий наибольшую сложность в применении ФЗ о СОУТ? Конечно, порядок идентификации, то есть определения этих самых опасных производственных факторов, влияющих на классы рабочих мест. Этот вопрос регулирует статья 10 названного закона. В частности, в ней раскрыто само понятие «идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов». Под ней, как следует из текста Федерального закона о спецоценке, следует понимать:
Понятие расшифровано, но понятнее оно не стало. Говоря простым языком, чиновники из Минтруда (который является тем самым уполномоченным органом) утверждают ряд неких факторов, которые могут оказывать негативное воздействие на работников (плохое освещение, загрязнение воздуха, высота и т.п.) и составляют их классификатор при проведении специальной оценки. Затем при проведении процедуры проверяющие ориентируются на эти показатели, сравнивая с ними то, что фактически есть на каждом конкретном участке труда в организации. Если совпадений нет — хорошо, если совпадает, значит, работник находится во вредных или опасных условиях. Поскольку сам закон не регулирует все нюансы, приказом Минтруда от 24 января 2014 г. N 33н была утверждена специальная Методика проведения специальной оценки, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению. Именно этими документами и руководствуются на практике все заинтересованные лица, включая экспертов, которые непосредственно и проводят идентификацию.
Отдельно нужно отметить 426 ФЗ ст. 10 п. 6, в котором приведен перечень рабочих мест, в отношении которых идентификация потенциально опасных производственных факторов не осуществляется. К ним законодатели, в частности, отнесли:
- условия работы сотрудников, профессии и должности которых входят в списки специальностей и учреждений (организаций), которые попадают под досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Эти списки утверждены постановлениями Правительства РФ от 18 июня 2002 г. N 437 и от 18 июля 2002 г. N 537 .;
- рабочие места на которых гражданам, в соответствии с законодательными и иными НПА предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры и условия предоставления таких гарантий установлены статьей 219 Трудового кодекса РФ;
- рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда (до 2014 года) или СОУТ уже были установлены вредные или опасные условия труда.
Как изменялся ФЗ о СОУТ
Последние значимые изменения в 426-ФЗ о специальной оценке условий труда были внесены и начали действовать в мае 2016 года. В соответствии с этими поправками в Федеральный закон 426-ФЗ изменились требования к компаниям, которые проводят это мероприятие. Кроме того, были два значимых изменения для работодателей:
- их обязали сдавать декларацию по СОУТ даже в том случае, если условия были признаны оптимальными или допустимыми. До этого времени декларировать результаты было необходимо только при признании условий безвредными и безопасными. В случае, если декларация уже подана (о том, как ее правильно оформить мы расскажем в другом материале), но произошли изменения в классификации, необходимо подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию. Исключения, как мы выяснили, перечислены в п.6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.
- кроме того, с 1 мая 2016 года работодатели должны передавать пожелания о проведении специальной оценки условий по требованию своих работников, которые считают, что их рабочие места необходимо проверить.
Ответственность за нарушение требований 426-ФЗ о специальной оценке условий работы
Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ для работодателей была введена административная ответственность за нарушение ФЗ о СОУТ. Непроведенная спецоценка условий труда (закон 426-ФЗ) или нарушение требований к ее проведению караетсяя по нормам статьи 5.27.1 КоАП РФ штрафами в таких размерах:
- если нарушитель ИП – на сумму от 5 тысяч до 10 тысяч рублей (при повторном нарушении до 40 тысяч рублей);
- если нарушитель юридическое лицо – на сумму от 60 тысяч до 80 тысяч рублей (повторно до 200 тысяч рублей).
Кроме того, деятельность нарушителя может быть приостановлена на срок до 90 суток.
Для должностных лиц, нерадивых в вопросе специальной оценки работодателей предусмотрена отдельная мера наказания. Их можно оштрафовать на сумму до 10 тысяч рублей или ограничиться предупреждением. Повторное нарушение увеличивает размер штрафа в 4 раза и может привести к дисквалификации на срок от одного года до трех лет.
Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013
Документ устанавливает понятие специальной оценки условий труда, ее необходимость и область влияния, объекты, требования, предъявляемые к ее проведению, и результаты.
В тексте подробно прописаны права и обязанности работодателя, работника и организации при проведении СОУТ, указана область применения результатов оценки, изложен порядок мероприятий, обязательных при проведении. Также закон уточняет, какие организации имеют право проводить СОУТ, и каким образом осуществляется государственный контроль за этим мероприятияем.
Согласно положениям закона № 426 о специальной оценке условий труда исключение в этом отношении может быть сделано для следующих категорий рабочих мест:
- места специалистов, трудящихся на дому;
- места специалистов, работающих удаленно;
- места специалистов, осуществляющих деятельность по согласованию с работодателем, выступающим в качестве частного лица, не имея статуса ИП.
Как и другие приказы по СОУТ, 426-ФЗ отводит особое внимание правилам реализации спецоценки условий труда. При этом, являясь ключевым нормативным актом федерального уровня, который должен установить общие принципы взаимодействия между субъектами, он также включает в себя ряд других важных определений и алгоритмов. Они, в свою очередь, основываются на том, что сторонами, вовлеченными в процесс реализации СОУТ, выступают работник, работодатель и специализированная организация, проводящая спецоценку.
В частности, 426-ФЗ о СОУТ описывает права и обязанности всех сторон по отношению друг к другу в рамках этой процедуры. Кроме того, он устанавливает перечень четких требований к компании, которая имеет право предлагать услуги по реализации СОУТ, и определяет алгоритмы контроля качества ее работы. Наконец, федеральный закон о СОУТ № 426 также фиксирует правила осуществления государственного надзора за деятельностью в данной сфере. Он также определяет порядок разрешения конфликтных ситуаций, включая необходимость их решения в судебных инстанциях.
Проблемы с применением закона № 426 о специальной оценке условий труда
ФЗ-426 о СОУТ вступил в действие только в начале 2014 года: таким образом, с момента начала его применения прошло менее четырех лет. Кроме того, с этой даты в документ неоднократно вносили серьезные изменения: например, наиболее значимыми эксперты считают обновления в ФЗ-426 о СОУТ от 24 января 2014 г. Вместе с тем, пока еще не все участники рынка полностью адаптировались к требованиям нового законодательства и правильно применяют его. Например, нередко встречается даже неправильное употребление названия закона: можно столкнуться с упоминанием о 421-ФЗ о специальной оценке условий труда или другими некорректными обозначениями.
Переходные положения 426-ФЗ о специальной оценке условий труда
При этом внимательное изучение текста ФЗ-426 о СОУТ с комментариями показывает, что на практике у компаний существует легальная возможность отсрочить его вступление в силу для конкретной организации. Это может быть реализовано в случае, если в течение действия уже отмененного закона об аттестации рабочих мест эта операция была проведена на предприятии. Согласно 426-ФЗ о специальной оценке условий труда ранее выданные свидетельства о прохождении такой аттестации будут оставаться действительными вплоть до конца декабря 2018 года. Это правило, разумеется, актуально только в течение срока действия такого свидетельства, указанного в документе. При этом с начала 2019 года перестанут действовать даже те документы, срок применения которых формально пока не истек.
СОУТ — закон 426-ФЗ. Самое главное про спецоценку
СОУТ — закон 426-ФЗ. Самое главное про спецоценку
Коллеги, мы продолжаем цикл заметок про специальную оценку условий труда. Сегодня в поле нашего зрения и повышенного внимания — главный государственный нормативный документ. Он регламентирует проведение СОУТ — закон 426-ФЗ. Рассмотрим содержание, дадим важные замечания, обратим внимание на моменты, которые чаще всего упускают работодатели.
Впрочем, если Вы только начинаете знакомство со специальной оценкой условий труда, мы рекомендуем Вам сначала ознакомиться с общей информацией. В этой заметке мы рассказываем, что такое СОУТ, как её проводят и что будет, если о ней забыть.
СОУТ — закон 426-ФЗ: содержание
Итак, полное название документа звучит так: Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 №426-ФЗ. Документ был принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года и одобрен Советом Федерации спустя два дня. Этот закон был знаковым для всех специалистов, так как термин аттестация рабочих мест по условиям труда стал неизбежно устаревать. Вместо него появилась специальная оценка условий труда.
И всё же, к СОУТ — закон 426-ФЗ, пройдёмся по содержанию. Документ состоит из 4х глав: общие и заключительные положения, порядок самой оценки. Вместе с этим в законе содержатся требования к организациям, проводящим СОУТ. В результате, на что же следует обратить пристальное внимание?
СОУТ — закон 426-ФЗ: важнейшие моменты
Обратить внимание, на наш взгляд, при первом прочтении закона стоит на следующие моменты:
- определение специальной оценки условий труда;
- декларация соответствия условий труда;
- реестр организаций, проводящих СОУТ;
Безусловно, в предыдущей заметке мы преднамеренно обходили стороной официальные определения специальной оценки условий труда. Сейчас же, прежде всего, когда мы разбираем закон, приводим из него выдержку (статья 3).
Специальная оценка условий труда — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий. В них входят идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Вместе с этим, оценка уровня их воздействия на работника. В конечном счете, учитывается отклонение их фактических значений от установленных нормативов.
В то время как другие работодатели исправно проводят СОУТ на каждом рабочем месте каждые 5 лет, некоторые составляют специальную декларацию. По причине того, что на рабочем месте не идентифицировано вредных производственных факторов, СОУТ повторно можно не проводить. Подробнее об этом мы напишем позже, а сейчас 11-ая статья закона к Вашим услугам.
Наконец, требования к самим организациям, проводящим СОУТ. Как мы говорили прежде, организация должна иметь в своем составе аккредитованную лабораторию. Но это лишь одно из условий. Более того, компания должна состоять в специальном реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Пункты 426-ФЗ, о которых многие забывают
Прежде всего, это работа с результатами специальной оценки условий труда. Этому посвящена статья 15 Федерального Закона. В первую очередь, не забывайте знакомить сотрудников с результатами СУОТ. А сводную ведомость и план мероприятий по ОТ, в результате, надо будет разместить на официальном сайте.
Второй немаловажный момент: внеплановая СОУТ. Как только на рабочем месте произошел несчастный случай или сменилось оборудование — нужно провести СОУТ еще раз. Подробнее — смотрите в 17-ой статье Закона о СУОТ.
Реформирована процедура оценки условий труда на рабочих местах
Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры — аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.
Она предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в ПФР, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).
Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса.
Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.
Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.
В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми.
Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.
В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.
Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.
Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.