Правительство РФ утвердило полномочия ФАС на
Правительство РФ утвердило полномочия ФАС на контроль за тарифами ЖКХ.
Федеральная антимонопольная служба РФ (далее – ФАС) получила полномочия на контроль за тарифами ЖКХ в регионах. Соответствующее постановление от 28.10.2016 N 1098 уже опубликовали на сайте Правительства РФ. В чём заключается контроль за тарифами ЖКХ и как ФАС будет его осуществлять – расскажем сегодня.
Контроль за тарифами ЖКХ.
25 июля 2015 года Президент РФ дал распоряжение Правительству РФ обеспечить контроль за правомерностью решений, принимаемых органами государственной власти регионов РФ или органов местного самоуправления, по поводу измененияразмера платы граждан за коммунальные услуги. ФАС подготовила текст законопроекта, и 28 октября 2016 года Правительство РФ приняло его.
У ФАС появились полномочия требовать от глав регионов устранять нарушения в случае превышения установленных ограничений на повышение тарифов ЖКХ. Но только в случае, если возможность указанного превышения выявлена ФАС до 1 июня текущего года.
Согласно разделу IX Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, основаниями для изменения платы за коммунальные услуги являются:
- предоставление в расчётном периоде коммунальной услуги потребителю ненадлежащего качества или с перерывами больше установленной продолжительности;
- перерывы в предоставлении коммунальных услуг на время проведения ремонта или профилактических работ, превышающие установленную продолжительность.
Постановление вводит ещё одно основание для уменьшения тарифов на коммунальные ресурсы – предписание ФАС России.
Если в текущем году превышается рост платы за коммунальные услуги в среднем по региону над установленным индексом изменения размера платы за КУ в среднем по субъекту РФ, индекс по субъекту на очередной год будет уменьшаться на величину такого превышения.
Предельный индекс платы за коммунальные услуги
В 2014 году Правительство РФ утвердило правила формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (ПП РФ от 30.04.2014 N 400). Согласно этому документу, Правительство РФ каждый год формирует значения индексов по субъектам России на очередной год, руководствуясь при этом долгосрочными индексами по регионам.
Предельные индексы – максимальные изменения размера платы за КУ в муниципальных образованиях. Устанавливаются они на срок не менее трёх лет и разбиваются по годам.
Предельные индексы назначаются с учётом неизменности порядка оплаты КУ, их набора и объёма потребления. Значения предельных индексов платы за коммунальные услуги на первый год периода устанавливаются в процентах и могут разделяться по:
- типу отопления жилых помещений;
- степени благоустройства МКД;
- системам водоснабжения, водоотведения, централизованного теплоснабжения.
На следующие годы периода значения устанавливаются в виде формулы.
Отчёт ФАС
Если фактическое увеличение платы за КУ больше размера предельного индекса для субъекта, размер платы подлежит изменению за 15 рабочих дней с даты выдачи предписания органа ГЖН. При этом потребители имеют право написать заявление на выплату компенсации за счёт регионального бюджета.
Высшему должностному лицу субъекта России – мэру или губернатору – отводится 15 рабочих дней с момента получения предписания на устранение недочётов. После он отправляет в адрес ФАС отчёт о проделанной работе, причём с подтверждающими материалами.
В свою очередь, ФАС через 10 дней после получение от высшего должностного лица региона данных об исправлении нарушений выступает в Правительстве РФ с докладом о проделанной работе.
При грамотном использовании новая функция ФАС сможет стать помощником при осуществлении контроля решений органов государственной власти субъектов РФ, влияющих на рост платы за коммунальные услуги, а в случае нарушений – оперативно реагировать на выявленные нарушения.
Всё о Федеральной антимонопольной службе
История антимонопольного регулирования в современной России ведёт свой отсчёт с 14 июля 1990 года. Именно тогда был утвержден первый антимонопольный орган – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Ныне действующая Федеральная антимонопольная служба (ФАС) создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 30 июня 2004 г.
Федеральная антимонопольная служба – это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Руководство деятельностью ФАС осуществляет Правительство Российской Федерации. В настоящее время антимонопольный контроль в регионах Российской Федерации осуществляют 84 территориальных подразделения ФАС.
Законодательные акты
В Российской Федерации основы защиты конкуренции регламентируются:
- антимонопольным законодательством;
- законодательством о государственных закупках;
- законодательством о государственном оборонном заказе;
- законодательством о рекламе;
- законодательством о торговле;
- тарифным законодательством;
- законодательством об иностранных инвестициях в стратегических отраслях и т.д.
Если говорить о конкретных нормативных правовых актах, то данные вопросы регулируются:
Антимонопольные требования внесены в отраслевое законодательство (Водный, Лесной, Земельный, Градостроительный кодексы, законодательство о недрах, об электроэнергетике и др).
Структура ФАС
Структура представлена с официального сайта ФАС России
Функции ФАС России
Чем занимается Федеральная антимонопольная служба? Действия каких органов контролирует ФАС? Данный орган исполнительной власти выполняет следующие основные функции:
- обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов;
- выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;
- предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;
- осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией (сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции), в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Реализация возложенных на ФАС функций осуществляется путем:
- проведения проверок;
- рассмотрения дел;
- выдачи предписаний;
- наложения административных взысканий;
- взаимодействия с правоохранительными органами.
Защита конкуренции
Под антимонопольным регулированием понимается комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых ФАС России и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.
Важнейшей задачей ФАС является защита конкуренции – обеспечение правовыми средствами соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Основными направлениями работы в области защиты конкуренции выступают предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Монополистическая деятельность − это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением путем заключения соглашений или осуществления согласованных действий, запрещенных антимонопольным законодательством, а также иных действий, признаваемых законом монополистической деятельностью.
Действующим законодательством под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и которые противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам − конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Так, например, достаточно распространенным нарушением в этой сфере являются случаи незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации без разрешения правообладателя.
Вопросы антимонопольного регулирования детально регламентируются Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». В целях реализации поставленных перед ним задач антимонопольный орган вправе:
- возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
- выдавать обязательные для исполнения предписания;
- выдавать предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
- направлять предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства;
- рассматривать жалобы на нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного или муниципального имущества;
- привлекать к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
- обращаться в суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства;
- проводить проверки соблюдения антимонопольного законодательства, получать необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме;
- осуществлять иные полномочия, установленные законом.
Картели и картельные сговоры
Картелями признаются горизонтальные соглашения между конкурентами об установлении и поддержании согласованных ими цен, а также ведущих к разделу товарных рынков, сокращению или прекращению производства определенных товаров (ч.1 ст.11 135-ФЗ). Картельные сговоры могут проявляться по-разному, но чаще всего хозяйствующие субъекты договариваются об установлении на определенном уровне цен на товары , разделении между собой аукционов и т.д.
Картельные сговоры приводят к сокращению объемов производства, созданию искусственного дефицита и росту цен на определенный товар. Участие в таком сговоре – административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 и 2 ст.14.32 КоАП РФ.
Юридическое сопровождение проверок ФАС
Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.
Правительство РФ утвердило полномочия ФАС на контроль за тарифами ЖКХ
Федеральная антимонопольная служба РФ (далее – ФАС) получила полномочия на контроль за тарифами ЖКХ в регионах. Соответствующее постановление от 28.10.2016 N 1098 уже опубликовали на сайте Правительства РФ. В чём заключается контроль за тарифами ЖКХ и как ФАС будет его осуществлять – расскажем сегодня.
Контроль за тарифами ЖКХ
25 июля 2015 года Президент РФ дал распоряжение Правительству РФ обеспечить контроль за правомерностью решений, принимаемых органами государственной власти регионов РФ или органов местного самоуправления, по поводу изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. ФАС подготовила текст законопроекта, и 28 октября 2016 года Правительство РФ приняло его.
У ФАС появились полномочия требовать от глав регионов устранять нарушения в случае превышения установленных ограничений на повышение тарифов ЖКХ. Но только в случае, если возможность указанного превышения выявлена ФАС до 1 июня текущего года.
- предоставление в расчётном периоде коммунальной услуги потребителю ненадлежащего качества или с перерывами больше установленной продолжительности;
- перерывы в предоставлении коммунальных услуг на время проведения ремонта или профилактических работ, превышающие установленную продолжительность.
Постановление вводит ещё одно основание для уменьшения тарифов на коммунальные ресурсы – предписание ФАС России.
Если в текущем году превышается рост платы за коммунальные услуги в среднем по региону над установленным индексом изменения размера платы за КУ в среднем по субъекту РФ, индекс по субъекту на очередной год будет уменьшаться на величину такого превышения.
Предельный индекс платы за коммунальные услуги
В 2014 году Правительство РФ утвердило правила формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (ПП РФ от 30.04.2014 N 400). Согласно этому документу, Правительство РФ каждый год формирует значения индексов по субъектам России на очередной год, руководствуясь при этом долгосрочными индексами по регионам.
Предельные индексы – максимальные изменения размера платы за КУ в муниципальных образованиях. Устанавливаются они на срок не менее трёх лет и разбиваются по годам.
- типу отопления жилых помещений;
- степени благоустройства МКД;
- системам водоснабжения, водоотведения, централизованного теплоснабжения.
На следующие годы периода значения устанавливаются в виде формулы.
Отчёт ФАС
Если фактическое увеличение платы за КУ больше размера предельного индекса для субъекта, размер платы подлежит изменению за 15 рабочих дней с даты выдачи предписания органа ГЖН. При этом потребители имеют право написать заявление на выплату компенсации за счёт регионального бюджета.
Высшему должностному лицу субъекта России – мэру или губернатору – отводится 15 рабочих дней с момента получения предписания на устранение недочётов. После он отправляет в адрес ФАС отчёт о проделанной работе, причём с подтверждающими материалами.
В свою очередь, ФАС через 10 дней после получение от высшего должностного лица региона данных об исправлении нарушений выступает в Правительстве РФ с докладом о проделанной работе.
При грамотном использовании новая функция ФАС сможет стать помощником при осуществлении контроля решений органов государственной власти субъектов РФ, влияющих на рост платы за коммунальные услуги, а в случае нарушений – оперативно реагировать на выявленные нарушения.
К вопросу о полномочии коллегиального органа ФАС России направлять дела на новое рассмотрение
13 апреля 2020 года на сайте ФАС России были опубликованы рекомендации научно-методического совета образовательных организаций и кафедр конкурентного права и антимонопольного регулирования ФАС России на тему: «Актуальные вопросы правоприменительной практики» (далее – Рекомендации).
В рамках цикла статей юристов BCLP, посвященных анализу указанных Рекомендаций (ссылки будут размещены в конце статьи), в настоящем блоге мы бы хотели рассмотреть вопрос, затронутый в разделе IV Рекомендаций – «Вопросы процедурно-процессуального характера», а именно вопрос о наличии у коллегиального органа ФАС России полномочия направлять дела на новое рассмотрение в рамках процедуры внутриведомственной апелляции.
Итак, как мы знаем, законодательство о защите конкуренции предусматривает процедуру т.н. «внутриведомственной апелляции». Пересмотр решения и (или) предписания территориальных управлений по делам о нарушении антимонопольного законодательства допускается согласно п. 2 ч. 4 ст. 23 Закона о защите конкуренции коллегиальным органом ФАС России в случае, если такие решения и (или) предписания нарушают единообразие в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства, что также указано в ч. 11 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
При этом п. 2 Приказа ФАС России от 07.04.2016 № 422/16 «О порядке работы коллегиальных органов Федеральной антимонопольной службы» дополнительно уточняет, что пересмотр решения и (или) предписания, вынесенного территориальным управлением, отнесен к ведению именно коллегиальных органов ФАС России.
Согласно ч. 10 ст. 23 Закона о защите конкуренции по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган вправе: (а) оставить жалобу без удовлетворения; (б) отменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа; (в) изменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа. Таким образом, мы видим, что Закон о защите конкуренции прямо не предусматривает право коллегиального органа ФАС России передавать дела на новое рассмотрение в территориальный орган.
Между тем, в Рекомендациях указано, что коллегиальный орган ФАС России, рассматривающий дела в порядке внутриведомственной апелляции, в случае принятия решения об отмене решения и (или) предписания территориального органа вправе направить дело на новое рассмотрение в соответствующий территориальный орган ФАС России.
Как следует из Рекомендаций, указанный вывод сделан исходя из того, что Закон о защите конкуренции не предусматривает, что отмена решения территориального органа (а) влечет за собой исключительно принятие коллегиальным органом окончательного решения по делу; (б) не может влечь направление антимонопольного дела на новое рассмотрение в территориальный орган ФАС России.
Указанный подход антимонопольного органа ранее также находил свое отражение в «Обзоре практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России (за период с 5 января 2016 г. по 1 июля 2018 г.), утв. Протоколом Президиума ФАС России от 03.10.2018 № 10.
Анализ правоприменительной практики показывает, что фактически ФАС России уже давно применяет такой подход (см., например, решение Апелляционной коллегии ФАС России от 26.10.2017 № СП/73927/17; решение Апелляционной коллегии ФАС России от 30.10.2019 г. по делу № 038/01/11-53/2019). Однако, несмотря на существующую практику, в отсутствие прямого законодательного закрепления, право коллегиального органа ФАС России направлять дела на новое рассмотрение, представляется спорным в том числе и по следующим причинам.
Представляются неясными основания для направления коллегиальным органом ФАС России дела на новое рассмотрение.
В Рекомендациях указано, что основанием для отмены решения может быть «вывод о необходимости продолжения рассмотрения дела, например, в силу: неправомерного прекращения производства по нему, неверной квалификации деяния ответчика, неполного исследования тер. управлением обстоятельств дела и имеющихся в нем доказательств».
Таким образом, в качестве основания для направления дела на новое рассмотрение при отмене решения антимонопольный орган видит «вывод о необходимости продолжения рассмотрения дела». Такая формулировка представляется весьма субъективной и не дает полного понимания того, по каким критериям и в каких пределах коллегиальный орган ФАС России должен оценивать решение территориального управления при принятии решения о направлении дела на новое рассмотрение. Также не до конца понятно, как отмена решения на основе «вывода о необходимости продолжения рассмотрения дела» коррелирует с ч. 4 и ч. 11 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
В дополнение стоит отметить, что само по себе направление дела на новое рассмотрение неизбежно влечет существенное увеличение сроков рассмотрения антимонопольного дела (новое рассмотрение, так же как и первоначальное, может длиться до 9 месяцев). При этом не стоит забывать, что стороны антимонопольного дела могут находиться в состоянии острого конфликта и нести в период рассмотрения дела существенные экономические издержки.
В связи с изложенным, мы полагаем, что по сути новое полномочие коллегиального органа ФАС России требует законодательного закрепления с уточнением оснований и порядка его применения. В противном случае, эффективность его практического применения остается, по мнению авторов, под вопросом.
По теме Рекомендаций также предлагаем ознакомиться с комментариями наших коллег:
Публикации
В связи с упразднением ФСТ России и передачей её полномочий ФАС РФ правительство утвердило соответствующие изменения в собственные нормативные правовые акты. Соответствующее постановление правительства № 941«О внесении изменений, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы по тарифам и об утверждении Правил принятия Федеральной антимонопольной службой решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций» премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал 4 сентября 2015г.
Документ подготовлен антимонопольной службой во исполнение пункта 2 Указа президента России от 21 июля 2015 года №373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования».
Основные изменения
1. Утверждение Правил № 941
Комментируемым постановлением утверждены Правила принятия Федеральной антимонопольной службой России решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций (далее – Правила № 941).
В соответствии с пунктом 1 Правил № 941 в Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) образуется коллегиальный орган, состоящий из 12 человек, для принятия решений об определении (установлении) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий и иных регулируемых организаций (далее – коллегиальный орган).
В состав коллегиального органа входят пять представителей Федеральной антимонопольной службы, из числа которых назначаются председатель коллегиального органа и секретарь коллегиального органа, два представителя Министерства экономического развития Российской Федерации и по одному представителю Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Таким образом, тарифное регулирование ФАС России будет осуществляться с учетом мнения заинтересованных министерств. При этом в случае, если в ходе голосования представители Министерства экономического развития Российской Федерации и представитель федерального органа исполнительной власти, в сфере ведения которого находится регулируемая отрасль, голосуют против принятия решения, то указанный вопрос снимается с голосования. После проведения ФАС России дополнительных консультаций (в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня заседания коллегиального органа) вопрос о принятии решения выносится на повторное голосование.
Пунктом 9 Правил № 941 установлено, что к вопросам, которые должны быть сняты с рассмотрения на заседании коллегиального органа в случае, если против принятия решения по ним голосуют представители Министерства экономического развития Российской Федерации и представитель федерального органа исполнительной власти, в сфере ведения которого находится регулируемая отрасль, относятся:
1) утверждение предельных индексов (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей электрическую энергию (мощность), электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на услуги по передаче электрической энергии, на услуги по осуществлению грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом;
2) утверждение цен (тарифов) для субъектов естественных монополий, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50 процентов, надбавок к плате за мощность, поставляемую атомными и гидростанциями, а также долгосрочных параметров регулирования в случае осуществления долгосрочного регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) указанных хозяйствующих субъектов;
3) установление понижающих коэффициентов, а также коэффициентов, определяющих дифференциацию цен на природный газ по регионам Российской Федерации, являющихся составными частями формулы цены на газ;
4) формирование сводного прогнозного (планового) баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации и субъектам оптового рынка с выделением объема поставок электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей;
5) утверждение проектов нормативных правовых актов Федеральной антимонопольной службы, которыми утверждаются методики (правила) расчета регулируемых цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 14 Правил № 941 решения коллегиального органа издаются в форме приказов Федеральной антимонопольной службы.
1. Сверхполномочия руководителя ФАС России
В случае недостижения членами коллегиального органа согласия по вопросам, отнесенным к его компетенции, а по вопросам, предусмотренным пунктом 9 Правил № 941, – в случае недостижения коллегиальным органом согласия после однократного повторного рассмотрения таких вопросов на заседании коллегиального органа, а также в исключительных случаях, обусловленных сроками принятия решения Федеральной антимонопольной службой в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководитель Федеральной антимонопольной службы может принять решение, отнесенное к компетенции коллегиального органа, самостоятельно. О принятом решении члены коллегиального органа должны быть письменно проинформированы в срок, не превышающий пяти дней со дня принятия такого решения.
Таким образом, руководитель ФАС России получает право не соглашаться с позицией Министерства экономического развития и заинтересованных министерств по вопросам в сфере тарифного регулирования, что свидетельствует об усилении влияния ФАС России на проводимую государством политику в отношении регулируемых субъектов.
2. Внесение изменений в нормативные акты Правительства РФ
В связи с принятием Постановления № 941 внесены изменения в 83 постановления Правительства РФ, которые в основном сводятся к замене Федеральной службы по тарифам на Федеральную антимонопольную службу по тексту в соответствующем падеже.
3. Утрата законной силы нормативных актов Правительства РФ
В связи с принятием Постановления № 941 признаны утратившими силу полностью либо в части41 постановление Правительства РФ, в том числе Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2004 года № 204 «Вопросы Федеральной службы по тарифам», а также Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам».
4. Вступление в законную силу
Постановление Правительства № 941 вступает в силу с момента опубликования, кроме пункта 78 указанного постановления, которым вносятся изменения в акты Правительства РФ по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и контроля за их реализацией.