Операции, не являющиеся объектом налогообложения

Операции, не являющиеся объектом налогообложения

Статья 146 НК РФ — Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

В целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

2. В целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения:

1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящего Кодекса;

2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению), а также передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

4.1) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

4.2) оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением;

5) передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

5.1) передача на безвозмездной основе имущества, предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

6) операции по реализации земельных участков (долей в них);

7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);

8) передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

8.1) передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Норма настоящего подпункта применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией — собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

9) утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ;

9.1) — 9.2) утратили силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 216-ФЗ;

9.3) передача в собственность на безвозмездной основе образовательным и научным некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

10) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

11) выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

13) связанные с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Организационным комитетом «Россия-2018», дочерними организациями Организационного комитета «Россия-2018», Российским футбольным союзом, производителями медиаинформации FIFA и поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, определенными указанным Федеральным законом и являющимися российскими организациями, а также связанные с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года, предусмотренных указанным Федеральным законом, операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Российским футбольным союзом и локальной организационной структурой, коммерческими партнерами UEFA, поставщиками товаров (работ, услуг) UEFA и вещателями UEFA, определенными указанным Федеральным законом, в период по 31 декабря 2020 года включительно.

14) реализация автономной некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Федеральным законом «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя», имущества и имущественных прав и оказание этой организацией услуг по представлению интересов вкладчиков;

15) операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами);

16) передача на безвозмездной основе органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления имущества, в том числе объектов незавершенного строительства, акционерным обществом, которое создано в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100 процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и хозяйственными обществами, созданными с участием такого акционерного общества в указанных целях, являющимися управляющими компаниями особых экономических зон;

17) передача на безвозмездной основе:

в собственность некоммерческой организации, основными уставными целями которой являются популяризация и проведение чемпионата мира FIA «Формула-1», объекта недвижимого имущества для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии «Формула-1», а также одновременно с указанным объектом недвижимого имущества нематериальных активов и (или) необходимых для обеспечения функционирования указанного объекта недвижимого имущества объектов инфраструктуры, движимого имущества;

в государственную или муниципальную собственность объекта недвижимого имущества, предназначенного для проведения спортивных мероприятий по конькобежному спорту, а также одновременно с указанным объектом недвижимого имущества необходимых для обеспечения функционирования указанного объекта недвижимого имущества объектов инфраструктуры, движимого имущества;

18) передача на безвозмездной основе органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, а также объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;

19) передача на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества;

20) передача на безвозмездной основе имущества в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике.

КАКИЕ ОПЕРАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС?

    реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

  • связанные с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
  • передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации (предприятия) ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
  • передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
  • передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов;
  • передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого общества или товарищества между его участниками);
  • передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
  • передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилого фонда при проведении приватизации;
  • изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйственных и брошенных вещей, бесхозяйственных животных, находки, клады, в соответствии с нормами ГК РФ;
  • передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-куль- турного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
  • передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  • выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления;
  • передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным предприятиям.

Ст. 149 НК РФ установлены операции, не подлежащие налогообложению НДС (освобожденные от налогообложения).

ных учреждениях; продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, и др.

Освобождаются от налогообложения услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного); морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом в пригородном сообщении и др.

Большой перечень операций, не подлежащих налогообложению, на территории РФ, установлен п. 3 ст. 149 НК РФ, положениями которого должны руководствоваться налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели. При этом налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 3 ст. 149, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Перечисленные в ст. 149 НК РФ операции освобождаются от налогообложения при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ.

В случае если налогоплательщик осуществляет операции, освобождаемые от налогообложения НДС, он обязан вести раздельный учет таких операций.

Ст. 150 НК РФ установлено, что ввоз товаров на таможенную территорию РФ освобождается от налогообложения НДС, а ст. 151 и 152 установлены соответствующие особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ и особенности налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления.

Раздельный учет НДС: основные ситуации. Что предусмотреть в учетной политике

Налогоплательщик, осуществляющий в одном налоговом периоде (квартале) операции, подлежащие налогообложению НДС и необлагаемые операции, должен учитывать раздельно и сами операции (п. 4 ст. 149 НК РФ), и сумму «входного» (предъявленного поставщиками) НДС (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Когда нужен раздельный учет

Раздельный учет нужен, если у налогоплательщика есть:

операции, освобождаемые от налогообложения НДС согласно ст. 149 НК РФ;

операции, не являющиеся объектом налогообложения НДС согласно ст. 146 НК РФ;

реализация ТРУИП (товары, работы, услуги, имущественные права), подлежащих налогообложению по различным налоговым ставкам;

реализация ТРУИП, облагаемых по налоговой ставке 0 % (кроме реализации несырьевых товаров);

приобретение ТРУИП за счет субсидий (бюджетных инвестиций);

реализация товаров с длительным производственным циклом.

Обратите внимание, для целей раздельного учета работы (услуги), которые реализованы за пределами РФ по ст. 148 НК РФ, но не названы в ст. 149 НК РФ, относятся к облагаемым НДС операциям. Это работы, связанные с недвижимым и движимым имуществом, находящимся за пределами РФ (строительные, монтажные, ремонтные работы и пр.), услуги в сфере культуры, искусства, образования, оказанные за пределами РФ и др.

Для чего нужен раздельный учет

Цель раздельного учета – выделить НДС по приобретенным ТРУИП, используемым:

для операций, облагаемых НДС (в этих случаях «входной» НДС подлежит вычету, ст. 171, 172, 176 НК РФ),

для необлагаемых операций (НДС учитывается в стоимости ТРУИП).

Если не вести раздельный учет при наличии перечисленных операций – вычесть «входной» НДС из налога, исчисленного со своей реализации, налогоплательщик не сможет, и в прибыль включить «входной» НДС в таком случае тоже не получится (абз.6 п. 4 ст. 170 НК РФ).

Налоговый Кодекс не дает рекомендаций по организации разделения, но предлагает налогоплательщикам самостоятельно разработать правила учета и утвердить их в учетной политике для целей налогообложения. Важный момент – методика раздельного учета должна иметь экономическое обоснование, а именно – помогать квалифицировать осуществляемые расходы на стадии совершения хозяйственной операции на основании первичных документов, устанавливая их связь (прямую или косвенную) с будущими экономическими выгодами.

Отсутствие в учетной политике порядка ведения раздельного учета может привести к спорам с налоговым органом, к отказу в вычетах «входного» НДС. Правда, порядок раздельного учета может быть установлен и иными документами налогоплательщика (например, положением о раздельном учете, приказом руководителя и т. п.). А может подтверждаться с помощью первичных документов, регистров бухгалтерского учета, самостоятельно разработанных документов для нужд раздельного учета (постановления АС Поволжского округа от 28.11.2014 г. № Ф06-17727/13 по делу № А12-957/2014, АС Уральского округа от 29.05.2015 г. № Ф09-1928/15 по делу № А34-4179/2014).

Но когда и учетной политики нет, и фактического раздельного учета нет, вычетов можно лишиться.

«Входной» НДС распределяется исходя из пропорции, указанной в п. 4 ст. 170 НК РФ:

Стоимость отгруженных ТРУИП, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения) / Общая стоимость отгруженных ТРУИП за налоговый период.

При этом в НК РФ не уточняется, как считать стоимость отгруженных ТРУ – без НДС или с НДС. Налогоплательщику выгоднее использовать в расчете выручку с НДС, так как это позволит принять к вычету большую сумму налога. Однако контролирующие органы и суды настаивают на учете выручки без НДС, для сопоставимости показателей (письма Минфина от 26.06.2009 № 03-07-14/61, от 17.06.2009 № 03-07-11/162, от 18.08.2009 № 03-07-11/208, постановление Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 № 7185/08, постановление ФАС Центрального округа от 06.12.2013 № А14-16841/2012).

Разрабатываем собственные правила раздельного учета

Налогоплательщик должен определиться с правилами раздельного учета (в учетной политике или в отдельном положении):

1. Перечислить операции, для которых будет вестись раздельный учет:

освобождаемые от налогообложения НДС согласно ст. 149 НК РФ (медицинские услуги и товары, операции с ценными бумагами и долями в уставном капитале организации, передача в рекламных целях ТРУИП, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей, приобретение ТРУИП за счет бюджетных средств, др.);

не являющиеся объектом налогообложения НДС согласно ст. 146 НК РФ (передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, операции по реализации земельных участков (долей в них), операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных несостоятельными (банкротами), др.);

реализация ТРУИП, подлежащих налогообложению по различным налоговым ставкам (экспорт, продажа детских товаров, реализация продовольствия, др.).

2. Описать методику ведения раздельного учета для целей исчисления НДС с учетом требований ст. 170 НК РФ по каждому виду операций. Например, выделить отдельные субсчета бухгалтерских счетов, формировать специальные налоговые регистры и др.

3. Утвердить перечень прямых и косвенных расходов.

4. Установить признак отнесения расходов к конкретным операциям.

5. Описать порядок распределения косвенных расходов для расчета 5-процентного барьера. Правило 5 % дает возможность при определенных обстоятельствах принять к вычету сумму входного НДС с косвенных расходов полностью, без распределения на принимаемую и непринимаемую части вычетов. Обратите внимание, ошибка в квалификации расходов (прямые-косвенные) не свидетельствует об отсутствии ведения раздельного учета.

6. Выбрать способ распределения «входного» НДС за налоговый период, в котором не производится отгрузка ТРУИП:

пропорционально стоимости отгруженных ТРУИП за последующий налоговый период;

пропорционально стоимости отгруженных ТРУИП за предыдущий налоговый период;

пропорционально всем прямым затратам за текущий налоговый период (квартал);

пропорционально одному из значимых показателей прямых затрат (расходам на оплату труда, материальным расходам) за текущий налоговый период (квартал).

Вывод: если у налогоплательщика в течение квартал есть операции, облагаемые и не облагаемые налогом на добавленную стоимость, вести раздельный учет как выручки, так и «входного» НДС нужно обязательно. Правила учета разработайте и утвердите внутренними локальными актами (учетная политика, положение, приказ руководителя и проч.).

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Существуют определенные условия и требования, при соблюдении которых налогоплательщик может претендовать на налоговые льготы.

Перечень реализации услуг, не подлежащих налогообложению

Льготы по налогам и сборам, вместе с акцизами, представляют собой определенные преимущества, которые могут быть предоставлены отдельным категориям налогоплательщиков. Льгота может быть выражена в полном освобождении от уплаты предусмотренного налога с акцизами, либо в его уплате в меньшем размере.

В перечень основных услуг, которые не будут подлежать налогообложению, в основном входят государственные услуги, либо услуги, оказываемые сторонними организациями, какие необходимы для обеспечения нормального функционирования государственных органов, органом местного самоуправления и т.д.

Например, услуги по поставке в Россию важнейшего медицинского оборудования, необходимого для поддержания и улучшения существующей системы здравоохранения не будут облагаться соответствующим налогом и акцизами.

Читайте также  Порядок оплаты штрафов и пени по налогам через

Перечень данного оборудования и иных сопутствующих услуг реализации в области здравоохранения утвержден действующими налоговыми органами.

При этом освобождение от налогообложения, наравне с акцизами, будет происходить исключительно на основании действующего удостоверения, в котором будет содержаться установленный код ОКП, входящий в действующий перечень.

В процедуре освобождения от налогообложения могут участвовать и иные услуги, главное, чтобы данное освобождение было подтверждено соответствующими основаниями и документальными доказательствами.

Освобожденные ранее от налогообложения услуги могут быть включены в систему налогообложения, в том числе и с акцизами, в том случае, если сущность, либо иные важные обстоятельства, характеризующие эти услуги, изменились.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению

Действующим налоговым законодательством РФ определены операции, не подлежащие налогообложению в соответствии с имеющимися основаниями. Это значит, что реализация данных операций не требует от налогоплательщика уплаты налогов и сборов, какие были предусмотрены.

Операции, не подлежащие налогообложению НДС, выражаются в следующем:

  • ввоз определенных медицинских товаров на территорию РФ и их реализация, код которых входит в действующий перечень;
  • оказание и реализация определенных медицинских услуг государственными клиниками, либо частными организациями. Код и перечень данных услуг утверждается действующим налоговым законодательством РФ;
  • реализация услуг по уходу за пациентами государственных и частных клиник. При этом необходимость данного ухода должна быть подтверждена соответствующим заключением из уполномоченного учреждения здравоохранения. Им также присваивается и код необходимых услуг;
  • реализация услуг по поддержке и содержанию детей в специальных учреждениях образовательного назначения, проведение соответствующих занятий с несовершеннолетними детьми не только в образовательных учреждениях, но и дополнительных центрах досуга – кружках, секциях и т.д.;
  • реализация определенных продуктов питания, которые являются результатом деятельности столовых в образовательных и медицинских учреждениях, организаций общественного питания и т.д.;
  • транспортные услуги, имеющие соответствующий код деятельности, по регулярным перевозкам пассажиров наземным и иным транспортом, включая пригородные электрички, морские и речные суда;
  • реализация ритуальных услуг, код и перечень которых определяются Правительством РФ;
  • услуги, непосредственно касающиеся создания, поставки и реализации монет из драгоценных металлов, которые были признаны правомерным и законным видом платежа в РФ;
  • реализация услуг, которые касаются ремонта и регулярного технического обслуживания определенных бытовых товаров, регулярно используемых гражданами, без взимания дополнительной платы за данные ремонтные действия.

Учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению

Каждая ранее проведенная бухгалтерская операция, вне зависимости от того, является ли она объектом налогообложения или нет, должна быть верным образом зафиксирована и поставлена на соответствующий учет. В том случае, если налогоплательщик участвует как в операциях, не подлежащих налогообложению, так и в противоположных, их учет, в обязательном порядке, должен вестись отдельно.

Грамотный учет, проведенный в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства, позволяет более быстро и правильно формировать бухгалтерскую отчетность за определенный временной период и помогает избежать множественных нарушений и штрафов, которые могут быть выявлены в ходе организованной проверки.

Учет операций включает в себя наличие следующих сведений, которые должны быть включены в соответствующие документы по бухгалтерскому учету:

  • дата, когда была осуществлена реализация тех или иных услуг, а также их сущность и иные особенности;
  • полные данные о проведенной операции – ее код в соответствующем государственном перечне, особенности проведения, данные о поставщике, либо исполнителе, сведения о ранее заключенном договоре и т.д.;
  • сведения о том, являются ли поставленные товары, оказанные услуги, либо проведенные работы по данной операции законным объектом налогообложения или нет;
  • данные об освобождении от налогообложения, либо об установлении определенных налоговых льгот, если таковые имеются, с указанием соответствующих правовых оснований. При этом указывается уплачиваемая налоговая сумма и сумма установленной льготы;
  • иные сведения, которые могут иметь прямой отношение к особенностям учета операции, к его этапам, установленному порядку и т.д.

Отказ или приостановление освобождения операций, не подлежащих налогообложению

Законный налогоплательщик, который принимает непосредственное участие и осуществляет операции, не являющиеся объектом налогообложения, имеет законное право отказаться от функции освобождения данных операций от процедуры налогообложения. Для этого заинтересованному лицу необходимо будет обратиться в соответствующий налоговый орган, расположенный по месту учета или регистрации налогоплательщика.

Обращение может быть осуществлено не позднее первого дня того налогового периода, в который налогоплательщик желает отказаться от права освобождения от налогообложения. При этом действующее налоговое законодательство РФ допускает как возможность полного отказа, так и временное приостановление действия освобождения от налогообложения.

При обращении в налоговый орган, налогоплательщику необходимо будет составить соответствующее заявление и подать его уполномоченному лицу.

В заявлении следует указать все важные сведения: данные о налогоплательщике, срок приостановления действия освобождения, либо его полное прекращение, имеющиеся основания, данные об операциях, в отношении которых действовало это освобождение, их код по соответствующему перечню, предмет, особенности и т.д.

Удовлетворение требований заявителя и подтверждение отказа от освобождения, либо его временного приостановления, при этом, будет возможно далеко не во всех случаях. Это может быть осуществлено только в отношении некоторых операций, полный перечень, реализация и код которых установлены нормами действующего налогового законодательства. Не допустимо, чтобы факт освобождения, либо не освобождения данных операций от налогообложения, напрямую зависел от того, кто именно является законным приобретателем указанных товаров, работ, либо услуг.

Освобождение от налогообложения

Правовая процедура освобождения от налогообложения тех или иных операций заключается в полном снятии с налогоплательщика определенных налоговых обязательств в отношении данных операций.

Решение об освобождении от налогообложения принимается уполномоченным лицом – сотрудником налогового органа. При этом инициатором данной процедуры должен быть налогоплательщик, который подает письменное заявление в соответствующую налоговую организацию.

В заявлении он указывает код операций, которые, по его мнению, должны быть освобождены от процедуры налогообложения. Вместе с письменным заявлением, налогоплательщик должен представить все необходимые документы, перечень которых утверждается действующими налоговыми нормами.

В эти документы входят: данные бухгалтерской отчетности за определенный временной период, выписки из бухгалтерского баланса и книги продаж, выписка из журнала учета текущих расходов и доходов.

При этом представитель налогового органа имеет право запросить и иные документы, подтверждающие правомерное право налогоплательщика на освобождение от налогообложения.

Решение об отказе может быть выдано уполномоченным лицом в том случае, если налогоплательщик не представил необходимые документы, либо если выяснилось, что информация, содержащаяся в них, является недостоверной.

Статья 196. Операции, не являющиеся объектом налогообложения

196.1. Не являются объектом налогообложения операции по:

196.1.1. выпуску (эмиссии), размещению в любые формы управления и продажи (погашения, выкупа) за денежные средства ценных бумаг, выпущенных в обращение (эмитированных) субъектами предпринимательской деятельности, Национальным банком Украины, Министерством финансов Украины, органами местного самоуправления в соответствии с законом, включая инвестиционные и ипотечные сертификаты, сертификаты фонда операций с недвижимостью, деривативы, а также корпоративные права, выраженные в иных, нежели ценные бумаги, формах; обмену указанных ценных бумаг и корпоративных прав, выраженных в иных, нежели ценные бумаги, формах, на другие ценные бумаги; расчетно-клиринговой, регистраторской и депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг, а также деятельности по управлению активами (в том числе пенсионными активами, фондами банковского управления), в соответствии с законом.

Нормы настоящего подпункта не применяются к операциям по продаже бланков дорожных, банковских и именных чеков, ценных бумаг, расчетных и платежных документов, пластиковых (расчетных) карточек, а также юбилейных и памятных монет, реализуемых для целей нумизматов, и других товаров/услуг, за которые взимается отдельная плата в виде фиксированной суммы или процента;

196.1.2. передаче имущества в хранение (ответственное хранение), а также в лизинг (аренду), кроме передачи в финансовый лизинг;

возврату имущества из хранения (ответственного хранения) его собственнику, а также имущества, предварительно переданного в лизинг (аренду) лизингодателю (арендодателю), кроме переданного в финансовый лизинг;

начислению и уплате процентов или комиссий в составе арендного (лизингового) платежа в рамках договора финансового лизинга; по объекту финансового лизинга, оцененного в иностранной валюте, уплата процентов с целью налогообложения определяется в гривнях по курсу валют, определенному Национальным банком Украины на момент уплаты;

передаче имущества в залог (ипотеку) заимодателю (кредитору) и/или в обеспечение иного действительного требования кредитора, возврату такого имущества из залога (ипотеки) его собственнику по окончании действия соответствующего договора, если место такой передачи (возврата) находится на таможенной территории Украины;

денежным выплатам основной суммы консолидированного ипотечного долга и процентов, начисленных на нее, объединению и/или покупке (продаже) консолидированного ипотечного долга, замене одной доли консолидированного ипотечного долга другой, или возврату (обратному выкупу) такого консолидированного ипотечного долга в соответствии с законом резидентом или в его пользу;

196.1.3. оказанию услуг по страхованию, сострахованию или перестрахованию лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности в соответствии с законом, а также связанных с такой деятельностью услуг страховых (перестраховых) брокеров и страховых агентов;

оказанию услуг по общеобязательному государственному социальному страхованию (в том числе пенсионному страхованию), негосударственному пенсионному обеспечению, привлечению и обслуживанию пенсионных вкладов и счетов участников фондов банковского управления, администрированию негосударственных пенсионных фондов;

196.1.4. обращению валютных ценностей (в том числе национальной и иностранной валюты), банковских металлов, банкнот и монет Национального банка Украины, за исключением используемых для нумизматических целей, базой налогообложения которых является продажная стоимость; выпуску, обращению и погашению лотерейных билетов государственных денежных лотерей, других документов, удостоверяющих право участия в государственных денежных лотереях; выплате денежных выигрышей (призов) и денежных вознаграждений; поставке негашеных почтовых марок Украины, конвертов или открыток с негашеными почтовыми марками Украины, кроме коллекционных марок, конвертов или открыток для филателистических нужд, базой налогообложения которых является продажная стоимость;

196.1.5. оказанию услуг по инкассации, расчетно-кассовому обслуживанию, привлечению, размещению и возврату денежных средств по договорам займа, депозита, вклада (в том числе пенсионного), управления средствами и ценными бумагами (корпоративными правами и деривативами), поручения, предоставления, управления и переуступки финансовых кредитов, кредитных гарантий и банковского поручительства лицом, предоставившим такие кредиты, гарантии или поручительство;

торговле за денежные средства или ценные бумаги долговыми обязательствами, за исключением операций по инкассации долговых требований и факторингу (факторинговых операций), кроме факторинговых операций, если объектом долга являются валютные ценности, ценные бумаги, в том числе компенсационные бумаги (сертификаты), инвестиционные сертификаты, ипотечные сертификаты с фиксированной доходностью, операции по уступке права требования по обеспеченным ипотекой кредитам (займам), жилищные чеки, земельные боны и деривативы;

196.1.6. выплатам в денежной форме заработной платы (других приравненных к ней выплат), а также пенсий, стипендий, субсидий, дотаций за счет бюджетов или Пенсионного фонда Украины или других фондов общеобязательного социального страхования (кроме предоставляемых в имущественной форме);

выплате дивидендов, роялти в денежной форме или в виде ценных бумаг, которые осуществляются эмитентом;

оказанию комиссионных (брокерских, дилерских) услуг по торговле и/или управлению ценными бумагами (корпоративными правами), деривативами и валютными ценностями, включая любые денежные выплаты (в том числе комиссионные) фондовым или валютным биржам или внебиржевым фондовым системам или их членам в связи с организацией и торговлей ценными бумагами лицензированными торговцами ценными бумагами, а также деривативами и валютными ценностями;

196.1.7. реорганизации (слиянию, присоединению, разделению, выделению и преобразованию) юридических лиц.

При осуществлении общей (совместной деятельности) передача товаров (работ, услуг) на отдельный баланс налогоплательщика, уполномоченного договором вести учет результатов такой совместной деятельности, считается поставкой таких товаров (работ, услуг);

196.1.8. поставке внешкольным учебным заведением воспитанникам, учащимся и слушателям платных услуг в сфере внешкольного образования;

196.1.9. оказанию банками (финансовыми учреждениями) услуг в рамках управления фондами банковского управления, фондами операций с недвижимостью, фондами финансирования строительства (в том числе за перечисление денежных средств на финансирование строительства из фонда финансирования строительства, за осуществление платежей по ипотечным сертификатам в соответствии с законодательством);

196.1.10. оплате третейского сбора и возмещению других расходов, связанных с решением спора третейским судом в соответствии с законом;

196.1.11. оказанию услуг по агентированию и фрахтованию морского торгового флота судовыми агентами в пользу нерезидентов, оказывающих услуги по международным перевозкам пассажиров, их багажа, грузов или международных отправлений;

196.1.12. вывозу товаров за пределы таможенной границы Украины в таможенном режиме временного вывоза согласно положениям главы 34 Таможенного кодекса Украины или в таможенном режиме переработки согласно положениям главы 39 Таможенного кодекса Украины, в том числе объектов оперативного лизинга или транспортных средств с целью их ремонта;

196.1.13. поставке товаров (сопутствующих услуг) на таможенную территорию Украины в таможенном режиме отказа в пользу государства согласно положениям главы 41 Таможенного кодекса Украины. Последующая поставка таких товаров (сопутствующих услуг) на таможенной территории Украины или за ее пределы облагается налогом по соответствующим ставкам налога, определенным в статье 193 настоящего Кодекса.

196.1.14. поставке услуг, определенных в подпункте «в» пункта 186.3 статьи 186 настоящего Кодекса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]