Нюансы постановки на налоговый учет юридических лиц

Нюансы постановки на налоговый учет юридических лиц

Что такое налоговый учет по нормам статьи 313 НК РФ

Что такое налоговый учет, кто его ведет и от чего он зависит?

Налоговый учет — это отдельный вид учета, призванный систематизировать информацию из первичных документов для определения суммы того или иного налога. Осуществляют налоговый учет в основном работники бухгалтерии, хотя в крупных компаниях для этого предусмотрены специальные отделы, службы и даже департаменты — все зависит от масштаба компании, видов уплачиваемых налогов и ряда других факторов (количества и разнообразия объектов налогообложения, их географического расположения и др.).

Объем информации, содержащийся в регистрах налогового учета и необходимый для расчета налогов, зависит от многих факторов. К примеру, для расчета транспортного налога недостаточно иметь перечень транспортных средств, которые зарегистрированы компанией в органах ГИБДД или Ростехнадзоре. Правильный расчет невозможно произвести без данных о мощности двигателя, дате постановки на учет или снятия с него. Кроме того, не обойтись без знания Налогового кодекса (в части порядка расчета налога) и регионального законодательства (по вопросам налоговых ставок, льгот, сроков отчетности и др.).

По вопросу применения положений ст. 313 НК РФ часто возникают споры с налоговиками. Эксперты КонсультантПлюс подобрали свежую судебную практику. Получите пробный доступ к системе К+ и переходите в аналитическую подборку.

В чем состоит отличие налогового и бухгалтерского учета: положения ст. 313 НК РФ?

Ст. 313 НК РФ дает определение налоговому учету как системе обобщения информации, с помощью которой можно понять, как рассчитан тот или иной налог. Бухгалтерский же учет — это формирование документированной систематизированной информации об имуществе компании, ее обязательствах и их движении (п. 2 ст. 1 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Оба этих учета во многом схожи: они призваны собирать, накапливать и предоставлять информацию для дальнейшей обработки (составления отчетности, расчета налогов и т.д.). Однако различия у этих видов учета все-таки есть: на основе данных только налогового учета невозможно составить достоверную бухотчетность (баланс, отчет о финансовых результатах и т.д.), потому что правила налогового учета, основанные на положениях Налогового кодекса, отличаются от правил бухучета.

Например, в отчете о финансовых результатах для формирования показателя чистой прибыли отчетного периода требуется полная информация о расходах и доходах, сформированная по правилам бухучета. Налоговый учет даст нам информацию о прибыли, сформированной в соответствии с требованиями НК РФ (с учетом нормирования, особого порядка формирования резервов и др.).

С другой стороны, данных бухучета не всегда достаточно для расчета налогов. К примеру, в целях исчисления НДФЛ недостаточно знать, кто и сколько заработал, — нужна информация по каждому сотруднику о количестве и возрасте детей (для получения стандартных вычетов), количестве календарных дней, в течение которых работник находился на территории нашей страны (для применения ставки НДФЛ в зависимости от статуса резидента), данные о гражданстве работников (для правильного расчета страховых взносов) и многое другое.

Можно ли не вести налоговые регистры?

Налоговый учет по нормам ст. 313 НК РФ можно организовать на основе информации, отраженной в регистрах бухучета, дополняя их недостающими данными. Можно вести отдельные налоговые регистры, закрепив их форму в учетной политике. Совсем не вести налоговые регистры опасно — за это предусмотрено наказание по ст. 120 НК ФР.

Как правильно вести налоговые регистры, детально описано в КонсультантПлюс. Полный пробный доступ к системе К+ можно получить бесплатно. Чаще всего налоговики проверяют регистры по налогу на прибыль — как их оформить смотрите в этом Готовом решении, по учету НДФЛ — пример смотрите в этом материале, по НДС — правильно составить регистры поможет это Готовое решение.

Отсутствие налоговых регистров может быть чревато для организации и другими негативными последствиями. Например, если при налоговой проверке компания не сможет представить необходимые сведения для правильного расчета налогов, контролеры могут определить суммы налогов расчетным путем (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ) — а это может грозить компании огромными доначислениями, пенями и штрафами.

Итоги

Ст. 313 НК РФ определяет, что расчет налогов производится по данным налогового учета. Его организуют сами налогоплательщики и ведут в специальных регистрах на основе информации из первичных документов и иных необходимых документов.

Регистры налогового учета могут разрабатываться на основе регистров бухучета с добавлением в них недостающих реквизитов и информации.

Если компания не ведет обязательные налоговые регистры, она может быть оштрафована.

Первые задачи нового ООО в 2021 году

Регистрируйте компанию, сообщите менеджеру ваш ИНН и получите бесплатно 3 месяца работы в сервисе со сдачей отчетов!

После регистрации ООО важно сразу решить несколько задач. Пользуйтесь этой статьей как чек-листом: распечатайте ее и отмечайте галочками выполненные пункты.

1. Заказать печать

С 7 апреля 2015 года компании не обязательно иметь круглую печать ( п. 5 ст. 2 №14-ФЗ ) . Но есть документы, на которых печать ставить нужно: трудовая книжка, копии документов для ИФНС, отчетность в «бумажном» виде. Если вы знаете, что вашему ООО печать понадобится — закажите.

Не забудьте внести в устав сведения о печати — теперь этого требует закон. Если вы завели печать, вам придется ставить ее даже на «необязательные» документы.

2. Назначить руководителя

Подпишите трудовой договор с руководителем нового ООО и оформите приказ о его назначении, даже если обязанности руководителя исполняете вы. С точки зрения трудового законодательства директор — это работник организации, поэтому его нужно трудоустроить. Если директор является единственным учредителем, трудовой договор можно не заключать, но тогда он не сможет получать зарплату за работу и социальное обеспечение.

Если вы — учредитель и директор в одном лице, подпишите трудовой договор дважды: от лица организации и от лица работника.

3. Определитесь с системой налогообложения

Если вы зарегистрировали ООО и не подадите в налоговую уведомление о смене налогового режима, то будете работать на ОСНО. Налоговая автоматически переводит на нее всех, кто не выбрал спецрежим в течение 30 дней после регистрации. Общая система отличается высокой налоговой нагрузкой и большим количеством отчетности. Подойдет компаниям, у которых выручка превышает 150 млн рублей, более 100 сотрудников, или большая часть контрагентов работает с НДС.

УСН — специальный налоговый режим, на котором один налог заменяет три (НДС, налог на прибыль и налог на имущество). Вы сможете выбрать с какой базы платить налоги — с дохода по ставке 6% или с доходов за вычетом расходов по ставке 15%. Подойдет малому бизнесу с выручкой до 150 млн рублей и количеством сотрудников менее 100 человек. С 2021 года эти лимиты можно превышать, но тогда ставка по налогу вырастет. Для УСН «Доходы» ставка при переходе за лимит вырастет до 8%, а для УСН «Доходы минус расходы» — до 20%. Максимальная выручка по УСН в 2021 году — 200 млн рублей, количество сотрудников — 130 человек.

От выбранной системы зависит перечень отчетов и деклараций, которые вы обязаны сдавать. Пропускать сроки нельзя — за это грозит штраф. Специально для вас мы сделали календарь бухгалтера на 2020 и 2021 год.

Если в течение 30 дней после регистрации ООО вы не уведомите ФНС о том, на каком налоговом режиме хотите работать, то окажетесь на ОСНО.

4. Зарегистрировать ООО в ПФР, ФСС и Росстате

Сведения о новом ООО ФНС передает в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования. Этот пункт — для обособленных подразделений с отдельным балансом и расчетным счетом. Они должны самостоятельно обращаться в территориальные отделения фондов по месту регистрации.

Если через 2-3 недели после регистрации на адрес ООО не пришли коды постановки на учет — напомните о себе.

Обычно коды статистики Росстат автоматически присваивает после регистрации, если вам их не прислали, подайте заявление на получение. Процедура занимает около двух дней. Получить данные о кодах статистики и перечень сдаваемых форм по ИНН или ОГРН можно на официальном ресурсе Росстата .

Самостоятельно ООО регистрироваться в фондах не нужно, но стоит проверить, что ФНС подала информацию о вас. Уведомление с подтверждением регистрации в ПФР и ФСС, а также документ о страховом тарифе придут на электронную почту организации. Если их нет, то обратитесь с запросом в фонды.

5. Оформить работников (если они есть)

Помните, что запись в трудовую книжку работника нужно внести в течение 5 дней. Подробнее о кадровом учете читайте здесь.

С 1 января 2021 года бумажные трудовые книжки исчезают. Работодатель продолжает вести бумажные трудовые только тех работников, которые подали заявление о ведении трудовой «на бумаге» или не подали заявление о переходе на электронные. Всем остальным книжки можно вернуть и перейти на электронный формат ведения сведений о трудовой деятельности.

При приеме сотрудника на работу в 2021 году заводить бумажную трудовую книжку и делать в ней запись больше не надо., если ранее они нигде не работал или выбрал электронную трудовую на прошлом месте работы.

А вот отчитаться в ПФР о найме сотрудников нужно, даже если они выбрали бумажные трудовые книжки. Для этого подают отчет СЗВ-ТД, на его основании заполняется электронная трудовая. Срок сдачи СЗВ-ТД при приеме на работу — не позднее следующего рабочего дня за днем приема.

6. Отчитаться о среднесписочной численности

С 2021 года отчет о среднесписочной численности отменен. Данные о количестве сотрудников работодатели будут сдавать ежеквартально в рамках расчета по страховым взносам (РСВ). Поэтому всем, кто открыл ООО в 2021 году, подавать отдельный отчет о среднесписочной численности не нужно.

7. Подать уведомление о начале работы / получить лицензию

Полный список видов деятельности, о начале которых нужно уведомлять, приведен в ст. 8 закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 .

О начале своей работы обязательно уведомляют компании, занимающиеся общепитом, торговлей, грузоперевозками, оказанием гостиничных и бытовых услуг.

Если среди заявленных компанией видов деятельности есть лицензируемые, получите лицензию. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, перечислен в ст. 12 закона № 99-ФЗ от 4 мая 2011 года .

8. Открыть расчётный счёт в банке

Организации могут платить налоги только с расчетного счета, поэтому он всегда необходим. В первую очередь выберите банк, в котором хотите открыть счет. Оцените репутацию, срок жизни, тарифы и отзывы клиентов.

Со 2 февраля 2021 года действует обновленная версия Инструкции ЦБ РФ «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам, депозитных счетов». В главе 4 указан перечень документов, которые нужно представить в банк: учредительные документы, лицензии, карточку, документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юрлица.

Уведомлять об открытии счета налоговую и внебюджетные фонды не нужно.

9. Внести уставный капитал

В 2021 году у организации есть не более 4 месяцев, чтобы все участники внесли вклад в уставный капитал в рамках своей доли. Срок может быть уменьшен решением о создании организации. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующий интересы кредиторов. Он может иметь форму денег или имущества, но минимум 10 000 рублей должно быть в деньгах, остальную часть можно вносить в любом виде.

10. Купить и зарегистрировать кассовый аппарат

К началу 2021 года поставить онлайн-кассу должны практически все организации ( ст. 2 № 54-ФЗ ). Техника обязательно должна подключаться к интернету, чтобы передавать данные в налоговую онлайн. Также надо заключить договор с оператором фискальных данных.

За несоблюдение закона организациям грозит штраф от 75% до 100% выручки, полученной без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей. Для должностных лиц штраф от 25% до 50% выручки, полученной мимо ККТ, но не менее 10 000 рублей. Полный перечень штрафов перечислен в ч. 2 ст. 14.5 КоАП .

11. Провести специальную оценку условий труда

Работодатель обязан провести специальную оценку условий труда в соответствии со ст. 212 ТК РФ . Это нужно для того, чтобы обеспечить безопасность и комфортность труда сотрудников.

У новых ООО в 2021 году есть 12 месяцев на проведение оценки. Для этого нужно привлечь специализированную аккредитованную компанию, которая проведет оценку и подготовит отчет. Проверить, аккредитована организация или нет, можно на официальном сайте Минтруда России . Следующую оценку нужно провести через 5 лет.

В течение 30 дней ознакомьте сотрудников с результатами спецоценки. Также уведомьте о проведении спецоценки трудовую инспекцию, отправив декларацию по рабочим местам в течение 30 дней.

12. Обеспечить ведение бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет обязаны вести даже компании, применяющие УСН. Выберите ваш способ ведения бухучета:

  • нанять штатного бухгалтера;
  • нанять приходящего или работающего удаленно бухгалтера;
  • отдать бухучет на аутсорсинг;
  • вести учет самостоятельно через онлайн-сервисы.

Самый дорогой вариант — штатный бухгалтер. Ему нужно платить зарплату, начислять взносы и оборудовать рабочее место. Самый дешевый вариант — вести бухучет самостоятельно, но для этого нужно время и специальные знания. В целом, выбор зависит от вида деятельности и размеров компании.

Например, компаниям в сфере торговли и с небольшим оборотом, отлично подойдет удаленный бухгалтер или аутсорсинг. Крупным производственным компаниям нередко нужен целый штат бухгалтеров: главный бухгалтер, его заместитель, бухгалтер на зарплату, производство и так далее.

Если вы зарегистрировали ООО не больше 3 месяцев назад, мы подарим вам квартал работы в Контур.Бухгалтерии.

Регистрация юридического лица и его постановка на налоговый учет

При принятии «О государственной регистрации юридических лиц» за рамками остались вопросы постановки вновь созданных юридических лиц на налоговый учет. Но в тот момент еще было неизвестно, какой из федеральных органов государственной власти будет заниматься регистрацией юридических лиц. Когда регистрацию передали налоговым органам, возникло довольно странное « удвоение» процедур, осуществляемых в одном и том же органе. Сначала юридическое лицо регистрировали в «одном окне», а точнее, кабинете, а затем ставили на налоговый учет в другом. Причем различались перечни предоставляемых документов: на регистрацию — папочка потоньше, на налоговый учет — потолще. Копии регистрационных документов должны были предоставляться и при налоговом учете, хотя они давно имелись у налоговых органов. Ничего, кроме горечи и разочарования, подобная система не вызывала.

И вот свершилось — по налогам и сборам 6 августа 2002 г. издало приказ № БГ-3−09/426 «О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года» ( далее — Приказ МНС от 6 августа 2002 г., зарегистрированный лишь 3 октября 2002 г.). Теперь вместе с регистрацией нового юридического лица должна осуществляться и его постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения. Кстати, не имеет значения, создано ли юридическое лицо вновь или в процессе реорганизации.

Процедуры государственной регистрации юридического лица и его постановки на налоговый учет совмещены. Это очень удобно. Правда, осталось много неясного, так сказать деталей, в который таится дьявол. А как же быть с перечнями документов? При регистрации подается один перечень, при постановке на налоговый учет всегда требовали другой, причем гораздо более пространный. Достаточно вспомнить постоянные проблемы с так называемыми « юридическими адресами» или, в терминологии Закона о государственной регистрации юридических лиц, местами нахождения юридических лиц. Недоброй традицией постановки на налоговый учет были придирки к подозрительным адресам. А приказы о назначении главного бухгалтера, об учетной политике документы, которые в обилии нужно было предоставлять при постановке на налоговый учет? А пресловутое согласование с военкоматом?

В Приказе МНС от 6 августа 2002 г. об этом нет ни слова. Просто сказано, что вместе с заявлением о государственной регистрации юридического лица и комплектом документов, предоставляемым при регистрации, подается также заявление о постановке на учет в налоговом органе. И все! О пакете документов для налогового учета ни слова. Да и как же может быть иначе. Ведь в ст. 83−84 Налогового кодекса РФ ( далее — НК РФ) идет речь о заявлении о постановке на учет и учредительных документах ( и, как там сказано, об иных документах, подтверждающих создание организации). Как бы широко ни трактовались эти документы, но многое из того, что обычно требуют в налоговых органах, к ним не относится. Теперь все учредительные документы ( документы, подтверждающие создание организации) у налоговых органов имеются: ведь именно они регистрируют юридическое лицо. В результате постановка на налоговый учет должна осуществляться на основании одного лишь заявления.

Форма заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации ( форма N 12−1-1) установлена приказом МНС России « Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» № ГБ-3−12/309. И вот что любопытно. Заявление подается от имени юридического лица, а до регистрации данный субъект права отсутствует ( ст. 51 ГК). Кто же подает заявление? Орган еще не существующего юридического лица? Его учредители? Представитель?

На заявлении должна стоять дата его подачи в налоговый орган. А поскольку заявление о постановке на налоговый учет подается одновременно с регистрационными документами, будущий орган юридического лица полномочий подписать его не имеет. Не приобретает он полномочий и с обратной силой после регистрации юридического лица, как, впрочем, и любой другой представитель. Подобное правило законом попросту не предусмотрено. Что же касается учредителей, то они, хотя и правосубъектны, но не наделены полномочиями представительства перед налоговыми органами. Да и кто их такими полномочиями может наделить? Еще не существующее юридическое лицо? Следовательно, даже если постановка на налоговый учет производится не в день регистрации юридического лица, а на следующий день, то она все равно осуществляется на основании недействительных ( не имеющих силы) документов, вовсе без заявления. За достоверность содержащихся в заявлении сведений при таких обстоятельствах никого нельзя привлекать к ответственности!

Теперь нужно сказать несколько слов о самом заявлении о постановке на налоговый учет. Оно переполнено графами, в которые должны вписываться сведения о зарегистрированном юридическом лице, что было вполне оправданно, когда юридические лица регистрировалась вне налоговых органов. Но теперь все эти сведения уже есть в налоговом органе, который регистрирует то же самое юридическое лицо. Подобное дублирование излишне — и оно устранено. Заполнению теперь подлежат не все графы заявления. В адресной части заявления в наименовании налогового органа указывается налоговый орган, в котором будет осуществлена постановка на учет юридического лица, и проставляется дата подачи заявления в регистрирующий орган. В разделе I заявления заполняются пункты 1 и 2, в разделе II — пункты 1 и 2. Приложения № 1−4 не заполняются. Заявление заверяется подписью лица, подписавшего заявление о государственной регистрации юридического лица с указанием в пункте 6 раздела II его фамилии, имени, отчества.

Упрощение требований к заполнению заявления о постановке на налоговый учет можно лишь приветствовать. Но как быть со ст. 83−84 НК РФ, которые возлагают на налогоплательщиков обязанность предоставлять при постановке на налоговый учет учредительные документы и иные требуемые в соответствии с законодательством документы о создании юридического лица? Может ли прийти к ним на помощь сам налоговый орган. На практике да — и никаких проблем не возникнет. Но с точки зрения юридической чистоты подобная практика вызывает большие сомнения. Особенно странно то, что заявление о постановке на налоговый учет подписывает тот, кто подписал заявление о государственной регистрации юридического лица, хотя у него на это может не быть никаких полномочий. Впрочем, проверять эти полномочия налоговые органы не обязаны. Так что вопрос о действительности заявления о постановке на налоговый учет с повестки дня не снимается.

Как уже было показано выше, многие документы, которые налоговые органы требовали при постановке на учет, не входили в обязательный перечень. И правда, толстый « пакет документов» всегда был « инициативой на местах». Желание облегчить налоговый контроль понятно и объяснимо. И вряд ли что-либо изменится с принятием Приказа МНС от 6 августа 2002 года. Как требовали различные документы, так и будут требовать, как придирались к адресам, так и будут придираться. Но любопытно, что будет делать налоговый орган, когда ему подали пакет документов, необходимый для государственной регистрации юридического лица, а заявление о постановке на налоговый учет подать забыли. Очевидно, отказать в регистрации юридического лица нельзя. Значит, нужно выдать документы, подтверждающие его государственную регистрацию и ждать, пока будет подано заявление о постановке на налоговый учет.

Читайте также  Статья 168 НК РФ Сумма налога, предъявляемая

Еще интереснее ситуация, при которой поданы все документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица, и заявление о постановке на налоговый учет, но без тех документов, которые требуют незаконно. Здесь уже нельзя отказать ни в государственной регистрации юридического лица, ни в его постановке на налоговый учет. В стремлении добиться своего налоговые органы, конечно же, будут придираться к таким юридическим лицам, пытаться затянуть государственную регистрацию, что сейчас понемногу и происходит. Мало в каком налоговом органе выдерживаются сроки регистрации юридических лиц. Во всяком случае, документы выдают позже установленной законом даты. И тенденция к замедлению регистрации будет нарастать.

Даже совмещение государственной регистрации юридических лиц и их постановки на налоговый учет не обеспечивает регистрации « в одно окно» ( за пять дней). Постановка юридических лиц на учет « в фондах» ( Пенсионном фонде, Фондах обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования ) осуществляется за пределами государственной регистрации и постановки на налоговый учет. Юридическое лицо по-прежнему лишено возможности открыть расчетный счет и полноценно работать, хотя оно уже зарегистрировано и поставлено на налоговый учет. Никакого разумного объяснения тому, что учет « в фондах» необходим, нет. Ведь налоговые органы четко отслеживают уплату единого социального налога. Но бюрократические традиции живучи. История с «фондами» будет продолжаться еще довольно долго, пока, наконец, не восторжествует здравый смысл. Жаль только жить в эту пору прекрасную…

Постановка на налоговый учет организации и ИП

Порядок постановки на налоговый учет

Не секрет, что каждый россиянин, который намеревается заняться коммерческой деятельностью должен пройти обязательную процедуру регистрации в налоговых органах Российской Федерации.

Избежать данной процедуры не удастся, так как за уклонение от налогообложения предусмотрены серьезные штрафные санкции, а в некоторых случаях конфликтные ситуации такого рода заканчиваются даже тюремным заключением. Чтобы с вами такого не произошло, то внимательно ознакомьтесь с алгоритмом постановки на учет в налоговые органы и в точности следуйте всем необходимым инструкциям.

Все это позволит вам успешно развивать свой бизнес, постоянно добиваться более высоких результатов и рентабельности своего дела. Не стоит искусственно создавать себе препятствия на пути к светлому будущему, ведь в конечном итоге добропорядочный налогоплательщик вызывает уважение со стороны конкурентов и партнеров по бизнесу. Встать на учет в налоговом органе имеет право любая компания, фирма или индивидуальный предприниматель, который отмечен в едином реестре юридических лиц и в едином госреестре индивидуальных предпринимателей.

Стоит отметить, что данные положения появились на основе указанного в пункте третьем статьи восемьдесят третьей НК Российской федерации и в постановлении правительства нашего государства под номером 110. Каждый современный предприниматель или же представитель отечественного крупного бизнеса должен иметь в виду, что данная процедура учета происходит на основании письменного заявления налогоплательщика, причем форма такой заявки имеет ряд обязательных реквизитов и должна соблюдаться всеми без исключения лицами.

Обращаться с такой просьбой необходимо в налоговый орган, находящийся на мете непосредственного расположения фирмы, при этом письменное заявление на стандартном бланке должно быть составлено в одном экземпляре. Заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя или же организации должно подаваться исключительно в налоговый орган, причем никаких посредников при выполнении данной операции не должно быть со стороны госструктуры.

Налогоплательщик может обратиться в налоговую инспекцию, расположенную по месту нахождения или же регистрации юридического лица. Но предусмотрена также возможность, подачи заявления в госструктуру, которая расположена по месту жительства физического лица – самого предпринимателя.

Теперь настало время разобраться в содержимом пункта 9 статьи 83 Налогового Кодекса нашей страны. В частности содержимое указанного раздела НК РФ содержит информацию о том, что во время возникновения неких затруднений у юридического или же физического лица при попытке поставить на учет своей организации и определения места для реализации данной задачи, такое решение должны принять сотрудники налоговой службы.

Кстати, в пункте 4 все той же 83 статьи НК России отмечено, что при создании организации, которая будет в последующем специализироваться на осуществлении своей основной деятельности посредством обособленных подразделений, то при этом постановка на учет данного отделения должна осуществляться в органах, которые расположены в районе его размещения.

Причем для реализации данной операции предпринимателю отводится один календарный месяц, которого, как показывает практика, вполне хватает для прохождения всех промежуточных этапов.

Постановка организации или индивидуального предпринимателя на учет в налоговый орган нашей страны должен производиться вне зависимости от присутствия в реальной жизни обстоятельств, которые приводят к появлению необходимости уплачивать налоги. В случаях, когда налогоплательщик сменил место расположения своей организации или же переехал на новое место жительства, то ему необходимо сняться с учета в прежнем налоговом органе и встать в инспекции по новому месту расположения.

Причем основанием для этого становятся данные, содержащиеся в Едином государственном реестре физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также сведений постановления правительства Российской Федерации, где указано, что данное мероприятие осуществляется совершенно бесплатно.

Сроки и ответственность при постановке на учет

Представители налогового органа, в который обратился предприниматель или же руководитель компании для постановки его организации на учет в обязательном порядке должны удовлетворить его просьбу. На все про все им отводится пятидневный срок с момента поступления письменного заявления, к которому должны быть прикреплены документы, список которых отражен в пункте первом статьи восемьдесят четвертой Налогового кодекса нашего государства, изучить который перед открытием своего дела следует всем гражданам России.

Постановка на учет в органы налоговой службы Российской Федерации накладывает на обратившееся с подлобной пользой юридическое или же физическое лицо некоторые обязательства, от соблюдения которых собственно и будет в дальнейшем зависеть благонадежность и бесперебойность работы организации.

Ведь при отсутствии претензий со стороны налоговых органов позволяет стремительно развивать мощности производства, оперативно находить новых поставщиков и партнеров по бизнесу, что собственно и приведет к стремительному росту рентабельности компании и ее успешному закреплению не только на отечественном рынке, но и на мировой арене.

И так, налогоплательщик не должен нарушать установленные налоговым кодексом нашей страны нормативы и рамки осуществления добропорядочной уплаты налогов в пользу государства и осуществления в связи с этим всех необходимых отчислений. Например, при нарушении срока постановки на учет до 90 дней, юридическое или же физическое лицо может быть оштрафовано на десять тысяч рублей.

Несвоевременная подача заявления о постановке на учет может привести к наказанию, которое указано в статье 116 НК Российской Федерации, что также доставит мало приятных ощущений коммерсанту.

Стоит отметить, что любые конфликтные ситуации и претензии со стороны налоговых органов могут серьезно подпортить репутацию организации и отрицательно сказаться на всей организации, которая попросту не сможет нормально функционировать и будет вынуждена попросту закрыться.

Налоговая реконструкция — 2021: важные изменения для бизнеса

ФНС вернула возможность применения налоговой реконструкции, но с учетом наличия определенных условий. Теперь налогоплательщику нужно доказать реальность операций по сделке и раскрыть ее действительных исполнителей.

Свой взгляд на вопросы злоупотреблений и особенности применения ст. 54.1 НК РФ ФНС отразила в Письме от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@.

В этом документе содержатся два ключевых тезиса:

1. Общая антиуклонительная норма применяется только в случае причинения ущерба бюджету. Например, ранее, налоговые органы могли установить отсутствие деловой цели в выдаче внутригруппового займа между двумя российскими компаниями. В этом случае, ссылаясь на ст. 54.1 НК РФ, они могли «снять» с заёмщика вычет процентов. При этом не было установлено ущерба бюджету, а заимодавец с этих процентов уплатил налоги по такой же ставке. Свежее письмо ФНС делает такую ситуацию невозможной. Если бюджет не пострадал, никаких доначислений, снятия расходов, НДС быть не должно.

2. Когда устанавливаются какие-то обстоятельства, которые запускают применение ст. 54.1 НК РФ, бремя доказывания ложится на налогоплательщика.

Например, налоговый орган установил, что непосредственный получатель дивидендов из России, кипрская компания, в действительности просто запись в реестре. То есть это компания, которой не существует в экономической жизни, поэтому она не может быть фактическим получателем доходов.

Обязаны ли налоговые органы устанавливать, кто является фактическим получателем доходов? Ранее был консенсус, что не обязаны, потому что налогоплательщик в качестве фактического получателя доходов заявил непосредственного получателя. Налоговый орган должен это опровергнуть, а далее он ничего не делает, так как бремя доказывания права ложится на налогового агента, который должен показать реального фактического получателя доходов, доказать его статус и применимость пониженной ставки. Это относится ко всем случаям, когда речь идет о злоупотреблениях со стороны налогоплательщика.

Если доказан сам факт злоупотребления или несоответствие фактической операции, то все, что будет происходить далее — это уже вопрос интересов не бюджета, а налогоплательщика.

Пока не разрешен вопрос о применимости ст. 54.1 НК РФ к таким нормам противодействия злоупотреблениям, как поиск фактического получателя доходов, правила тонкой капитализации по ст. 269 НК РФ.

В Письме ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ есть фрагмент, где уточняется, что статья 54.1 НК РФ «подлежит применению в случае, если налогоплательщиками допускается искажение сведений о фактах хозяйственной жизни с целью обхода условий применения норм, определяющих правила налогообложения, и формальное соблюдение установленных ими требований».

Таким образом, ст. 54.1 НК РФ применяется именно к фактам. Если факт не соответствует действительности, то он определяется на основании ст. 54.1 НК РФ, и только затем применяется специальная норма. Если нет операции, то ее не следует учитывать.

Критерии реальности операции

В 54.1 НК РФ указаны несколько критериев, которым должна соответствовать операция, чтобы считаться реальной:

  • Исполнена надлежащим лицом

ФНС четко говорит, что это положение направлено на борьбу с техническими компаниями, которые в реальности никакой деятельности не ведут.

Если контрагент не исполняет обязанности, то есть он «однодневка», это влечет отказ в признании этих операций как таковых, но ставит в некоторых случаях вопрос налоговой реконструкции. Это механизм, когда вместо картины, которую описывает налогоплательщик, берется во внимание реальная конструкция, и именно к ней применяются налоговые последствия.

  • Соответствует действительному экономическому смыслу (отсутствие искажений юридической квалификации)
  • Имеет деловую цель

Налоговая реконструкция при умысле

ФНС объясняет, что представляет собой налоговая реконструкция в том случае, если налогоплательщик имел умысел.

Налоговый кодекс охватывает не только прямой умысел, но и косвенный, когда налогоплательщик знает, что его контрагент не платит в бюджет, но относится к этому безразлично. И это тоже признается умыслом. В этом случае применим штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налога.

Таким образом, Налоговый кодекс не допускает безразличного отношения. Налогоплательщик должен применять коммерческую осмотрительность и избегать ситуаций, когда бюджету будет нанесен ущерб.

Если установлен косвенный умысел, то налоговая реконструкция возможна, но она должна быть осуществлена исходя из параметров реального исполнения. Но как их установить, если налоговая не будет иметь к этому интерес? Это становится проблемой налогоплательщика. Он должен предоставить соответствующие сведения: кто был фактическим исполнителем, какие документы это подтверждают.

Бывает, что исполнение осуществляется собственными силами. В этом случае придется доказывать стоимость материалов и показывать расходы по документам — кому, сколько и за что было заплачено. Только так можно избежать «снятия» расходов и НДС.

Налоговая реконструкция при неосторожности

Неосторожность означает, что налогоплательщик должен был заметить, но не стал этого делать. Явно он ни в чем не замешан, хотя должен был братить внимание на недобросовестность контрагента, если бы проверил информацию или запросил документы.

Есть два возможных варианта развития событий:

1. Если исполнитель установлен исходя из параметров реального исполнения, то вычет сумм НДС предоставляется, расходы учитываются.

Будьте уверены в своих контрагентах, сверяйте с ними счета-фактуры и получайте полный вычет по НДС

2. Если исполнитель не установлен, вычет сумм НДС не предоставляется, а расходы определяются расчетным способом по ст. 31 НК РФ. Судебная практика показывает, что доказывание рыночной цены — это бремя налогоплательщика, и расчеты берутся по минимуму. То есть это проблема самого налогоплательщика, так как он должен был осознать, с кем имеет дело.

Проверка контрагентов с учетом коммерческой осмотрительности

Бизнесу уже хорошо знакомо понятие должной осмотрительности. В мартовском письме ФНС появился термин «коммерческая осмотрительность». Чем он отличается?

Коммерческая осмотрительность определяется как стандарт обоснованного выбора контрагента и распространяется на область хозяйственных операций.

То есть коммерческая осмотрительность – это стандарт осмотрительного поведения в гражданском хозяйственном обороте, которое ожидается от разумного участника этого оборота в сравнимых обстоятельствах. По сути, это ответ на вопрос: что бы налогоплательщик сделал в собственных интересах, исходя из условий сделки и контекста, в рамках которых осуществляется та или иная операция?

Стандарт отличается в зависимости от величины операции. Условно, если вы закупаете у какой-то компании воду для кулеров, то вряд ли от вас будут ожидать доскональной проверки контрагента. Однако, когда дело касается дорогих и постоянных поставок, которые являются ключевыми для производства, потому что вы не можете допустить сбой в коммерческом смысле, ожидается, что вы хорошо изучили своего контрагента. В этом случае вам нужно иметь обоснованный ответ на вопрос: почему договор заключен именно с этим контрагентом? Если в реальности это техническая компания, то ответить на вопрос будет сложно.

Оценивайте надежность контрагента и снижайте коммерческие и налоговые риски. Важнейшая информация в одном окне.

Проверка контрагента, которая осуществлялась ранее, входит в новый стандарт коммерческой осмотрительности. При нарушении стандарта органы управления организации могут быть привлечены к ответственности по иску организации за причинение убытков, которые возникли в результате нарушения обязанности действовать в интересах организации добросовестно и разумно.

Критерии проверки контрагентов

ФНС ориентируется на стандарт. Считает, что если бизнес реально развивается, то это находит объективное отражение в разных аспектах работы компании:

  • У компании есть бизнес-история.
  • Она известна в своем сегменте рынка.
  • Она не избегает публичного позиционирования, продвигается с помощью рекламы.
  • За время работы она заработала не только опыт, но и деловую репутацию.
  • У компании есть определенное место ведения деятельности (офис, промышленные площадки и т.п.), а также собственные или полученные во владение и пользование активы, или у нее есть возможности привлекать третьи лица в рамках договорных отношений.
  • Есть исполненные контракты и возможности предоставления рекомендаций от контрагентов.
  • Характер принимаемых обязательств, их размер, стоимость исполнения соответствуют периоду существования компании и масштабу ее деятельности. Учитывайте, что для каждой сферы бизнеса характерна динамика развития и объективные масштабы.

Эксперты советуют документировать решения о выборе контрагентов. Если вы заключаете договор с неизвестной компанией, фиксируйте, как вы проверяли контрагента и пришли к выводу о том, что он надежный.

Оценка субъективной стороны

В таблице приводится информация о том, как соотносится форма вины в виде умысла, неосторожности с последствиями и размерами штрафов.

Налогоплательщик имел цель налоговой экономии или знал о технической компании

Штраф по п. 3 ст. 122 НК РФ (штраф — 40 % от неуплаченной суммы налога)

Как устанавливается действительный экономический смысл

Практика определения экономического смысла развивает механизм, обозначенный еще в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Фактически устанавливается подлинное экономическое содержание операции.

Прикрывающие операции не учитываются, налоговые последствия определяются по прикрываемым операциям.

Налогоплательщик сам выбирает способ достижения экономического результата, но в его действиях не должно быть искусственности или отсутствия хозяйственного смысла.

Как и ранее отмечалось в Постановлении Пленума, отрицательный экономический результат по сделке не является свидетельством отсутствия деловой цели.

Методологическая в применении налогового закона ошибка или правовая ошибка — это неосторожность, за которую грозит штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (по п. 1 ст. 122 НК РФ).

Тест деловой цели

В Письме ФНС РФ от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@ напоминается о том, что основной целью совершения операции не может быть неуплата (неполная уплата) налога. Основным мотивом должна быть деловая цель.

С учетом этой позиции ФНС говорит о необходимости установления действительного экономического смысла, а также оценки основного мотива.

Смысл теста сводится к ответу на простой вопрос: были ли действия налогоплательщика совершены с целью неуплаты налогов или нет? Если нет, то проблем не возникнет.

Важно отметить, что установление действительного экономического смысла не равнозначно оценке основного мотива совершения операции. ФНС так обозначает эту позицию: «Установление должной правовой квалификации операции исходя из ее действительного экономического смысла и оценка основного мотива совершения операции представляют собой самостоятельные критерии оценки».

При этом реализация решения, не свойственного деловой практике, прямо связывается с доминирующим налоговым мотивом.

В зависимости от ответа на вопрос о том, что именно являлось основной целью операции (достижение деловой цели, получение экономического эффекта или уменьшение налогов), оценивается, совершил бы налогоплательщик эту операцию исключительно по мотивам делового характера, если бы налоговые выгоды отсутствовали.

Операция может оцениваться по критерию основного налогового мотива, если она является частью совокупности операций, в результате совершения которых достигается не оспариваемая деловая цель с возникновением налоговых выгод.

Достижение деловой цели, реализуемой путем совершения совокупности операций, само по себе не означает, что каждая из этих операций имеет деловую цель.

Статья подготовлена по материалам выступления Евгения Тимофеева, партнера, руководителя налоговой практики по России/СНГ Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP, на Контур.Конференции «Бухгалтерские новшества — 2021»

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]