Учетная политика НКО на 2022 год — образец
Моменты, общие для учетных политик некоммерческих организаций
Утвержденная приказом руководителя учетная политика (УП) является нормативом, который регулирует для организации вопросы, не конкретизированные в федеральных законах и аналогичных актах либо такие, по которым допускаются варианты учета и представления в отчетности. Таким образом, учетная политика НКО на 2022 и последующие годы представляет собой внутренний закон НКО, который должен регулировать финансовые процедуры, их учет и раскрытие в отчетности. В том числе учитывая специфику НКО, внутренний норматив должен содержать:
- Раскрытие специфики деятельности НКО, влияющее на выбор тех или иных методов и способов учета.
- Применяемые общие законодательные требования (например, соответствие УП ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).
- Применяемые специфические требования, обусловленные правовым статусом и отраслевыми особенностями конкретной НКО (например, приход Русской православной церкви, регистрируемый в качестве НКО, применяет такой документ — Методологию бухгалтерского учета РПЦ, утвержденную Его Святейшеством Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В имеющих давние исторические традиции религиозных организациях могут существовать даже нетипичные особенности обозначения документов. Например, приведенная выше Методология бухгалтерского учета РПЦ фактически утверждена в 2004 году, но из-за канонических традиций обозначения документов привычная нам дата утверждения практически никогда не указывается в официальных документах.
- Перечень лиц, ответственных за организацию и ведение бухгалтерского (и налогового) учета и порядок их назначения ответственными.
- Методы учета и оценки поступлений и расходов НКО по уставной деятельности (например, НКО ТСЖ в обязательном порядке составляет ежегодную смету, утверждаемую общим собранием участников).
- Методы учета и оценки активов и обязательств НКО, а также правила раскрытия информации по ним в отчетности (например, для случаев представления отчетности учредителям, инвесторам или вышестоящей организации). , т. к. он тоже может иметь отраслевую специфику. Пример нетипового плана можно увидеть в образце учетной политики НКО на 2022 год, который доступен по ссылке, приведенной ниже.
- Формы первичных учетных документов, по которым нет типовых (унифицированных) форм (примеры таких форм смотрите также в образце УП НКО).
- Применяемый способ бухгалтерского учета и соответствующие ему регистры (например, при журнально-ордерной форме учета в НКО в УП должны содержаться формы журналов, а также сводных регистров, к примеру — оборотно-сальдовая ведомость и шахматная ведомость).
- Состав и формы документов для внутренней и внешней отчетности (при необходимости).
- Утвержденные правила учетного документооборота и его примерный график.
Как организовать документооборот для целей бухгалтерского учета по ФСБУ 27/2021, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.
Образец графика документооборота для учетной политики можно скачать здесь.
- Порядок и сроки хранения бухгалтерских документов, включая нетиповые формы и специфические регистры.
- Порядок проведения контрольных мероприятий (например, инвентаризаций).
- Прочие решения, необходимые для сбора, учета и контроля информации, а также для представления отчетности.
Разработанную учетную политику НКО нужно утвердить и ввести в действие специальным организационно-распорядительным документом. Например, приказом или распоряжением.
Порядок оформления и образец заполнения приказа об утверждении учетной политики вы найдете в этой статье.
Бланк учетной политики можно скачать бесплатно, кликнув по картинке ниже:
Учетная политика религиозной организации на примере прихода РПЦ
Чтобы наглядно показать, как «ложатся» в УП НКО на 2022 год обязательные аспекты, о которых сказано выше, рассмотрим образец УП для религиозной некоммерческой организации — прихода РПЦ.
В соответствии с законодательством РФ под религиозной организацией (РО) подразумевается добровольное объединение физлиц с целью совместного вероисповедания, а также распространения веры (ст. 8 закона «О свободе совести и религии» от 26.09.1997 № 125-ФЗ). РО должна быть зарегистрирована в надлежащем порядке, с подразделением на местную и централизованную. Под юридическое определение местной РО подпадает образование «приход РПЦ» — это церковная община, объединенная вокруг одного храма. Следует подразделять причт (штат священнослужителей, назначенный согласно Уставу РПЦ) и входящих в приход физлиц-мирян (не являющихся священнослужителями), а также прочих лиц, с которыми РО может заключать договорные отношения для исполнения своих целей. Таким образом, регистрируемая по законодательству РФ местная РО РПЦ обладает таким набором особенностей:
- Деятельность РО подчиняется в первую очередь РПЦ и Уставу РПЦ. Согласно Уставу определяется высший орган управления — приходское собрание и высший исполнительный орган — приходской совет. Председатель приходского совета может считаться, по уровню полномочий, руководителем РО как юрлица. Интересен порядок назначения председателя: если это настоятель храма, то он становится председателем по благословению епархиального архиерея, а если (что бывает довольно часто) председателем назначается церковный староста — то это должность выборная.
- Еще один нюанс, касающийся лиц, входящих в причт РПЦ: с ними не заключаются трудовые договоры. Это не предусмотрено Уставом РПЦ. Принятие на службу происходит строго по церковному укладу и правилам, которые отличаются в том числе от норм трудового права РФ. Тем не менее пока данное положение вещей допускается в РФ и даже поддерживается иногда судами (хотя обращения в суд крайне редки). В формате данного материала подробно на этом нюансе останавливаться не будем, однако его следует иметь в виду. Мы же отметим, что согласно рекомендациям РПЦ этот аспект должен найти свое отражение в УП местной РО.
- Действующим законодательством услуги религиозной организации выделяются в самостоятельный вид деятельности. Таким образом, то, что делается под эгидой прихода НКО, не является ни торговлей, ни услугами населению, в отношении которых применяются дополнительные требования (например, о применении ККМ). Исходя из этого же, любые поступления в рамках религиозной деятельности рассматриваются как добровольные пожертвования на уставную деятельность организации.
- Способы поступления пожертвований в РО тоже достаточно специфичны. Поэтому в Методологии, предлагаемой самой РПЦ, рекомендовано закрепить в УП отдельные специальные формы документов (а также порядок их оборота и сроки хранения).
- Для организации учета имущества РО предусмотрен адаптированный под церковные нужды план счетов. Например, в Методологии бухучета в РПЦ трансформацию претерпел счет 06 — на нем рекомендовано учитывать переданные храму предметы религиозного назначения в аналитике по предметам, используемым в богослужениях, и предметам, распространяемым среди прихожан и прочих посетителей храма.
- В части учета обычного имущества, а также необходимых работ и услуг (например, по ремонту и коммунальному обеспечению имущества храма) специфики не так уж много. Вместе с тем в УП местной РО РПЦ следует предусмотреть необходимые действия, а также способы учета и контроля.
ВНИМАНИЕ! С 01.01.2022 утратит силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», а учет ОС будет регулироваться двумя новыми ФСБУ 6/2020 и 26/2020. Подробнее о них читайте здесь.
Какие изменения в соответствии с новыми ФСБУ внести в учетную политику, узнайте в КонсультантПлюс. Сориентироваться в нововведениях ФСБУ 6/2020 вам поможет этот материал, по ФСБУ 26/2020 — эта статья. Пробный демо-доступ к системе предоставляется бесплатно.
С образцом УП местной религиозной организации, составленным по рекомендациям РПЦ и по изложенным выше аспектам, можно ознакомиться по ссылке:
Образцы учетной политики подготовили и эксперты КонсультантПлюс. Образец УП для целей налогообложения НКО на ОСНО — см. в этой публикации. А образец УП для целей бухучета можно скачать в этой статье. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Итоги
НКО вправе вести бухучет упрощенным способом (п. 4 ст. 6 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Налоговый учет должен вестись в любой компании, в т. ч. и в НКО. Методология и алгоритм налогового и бухучета прописываются в учетной политике. УП НКО должна отражать специфику деятельности конкретной организации. Тщательно продуманная учетная политика НКО позволит избежать претензий налоговиков и иных надзорных органов.
Учет доходов и расходов в НКО
Особенность учета НКО состоит в том, что основной целью ее деятельности не является получение прибыли. Тем не менее, НКО занимается предпринимательской деятельностью ради достижения своих уставных целей.
Такая специфика накладывает отпечаток и на ведение учета.
Как учитывать доходы и расходы в бухгалтерском учете?
В отличие от большинства коммерческих компаний, для отражения доходов у НКО используется два синтетических счета — 86 «Целевое финансирование» и 90 «Продажи».
Сразу отметим, что большинство НКО могут не вести в полном объеме бухгалтерский учет, а ограничиться лишь упрощенным способом. В последнем случае можно не использовать двойную запись, а вести учет по простой схеме, не использовать регистры бухгалтерского учета. В части доходов и расходов можно применять кассовый метод, т. е. «забыть» о принципе допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности (п.18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», п.12 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). Выручка от предпринимательской деятельности отражается на счетах по мере поступления денег, а расходы — по мере погашения задолженности.
Забегая вперед отметим, что такой способ учета интересен НКО, применяющим УСН. Ведь данные бухгалтерского учета можно брать для расчета единого налога.
Но не все НКО могут применять упрощенный способ.
Так, НКО, которые подлежат обязательному аудиту должны в полном объеме использовать бухгалтерские стандарты и вести учет двойной записью.
Например, НКО, созданные как фонды, если поступление имущества за год составляет более 3 млн рублей.
Некоторые виды НКО тоже не могут воспользоваться преференциями. Например, НКО — иностранные агенты.
В части 90 счета открываются дополнительные субсчета — источники получения выручки. Аналитика может быть организована в зависимости от видов получаемых доходов.
Расходы, произведенные для осуществления предпринимательской деятельности, сначала относятся на счета учета затрат с последующим списанием в дебет 90 счета.
Также, как и в коммерции, прибыль или убыток определяется как разница между дебетовым и кредитовым оборотом 90 счета.
НКО, имеющие доходы от предпринимательской деятельности и целевые доходы, должна организовать раздельный учет.
Так, в состав доходов НКО, могут входить:
- выручка от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг;
Например, плата за получение дополнительного образования в образовательных НКО.
- банковские проценты;
- дивиденды от участия в других организациях;
- прочие доходы.
Если в части доходов, как правило, сложностей не возникает, то в части расходов важно правильно соотнести каждый вид расходов на соответствующий ему счет доходов.
В случае предоставления НКО платных услуг или выполнения работ, административные расходы подлежат распределению между предпринимательской и уставной деятельностью.
Методика распределения косвенных расходов должна быть утверждена в учетной политике НКО. Если же такая методика отсутствует, то налоговики посчитают как завышение себестоимости от коммерческой деятельности.
Например, административные расходы в виде заработной платы руководителя и начисленные на нее страховые взносы, закрываются на счете 86 «Целевое финансирование». Ведь деятельность руководителя направлена на решение уставных задач. Но, если руководитель и другие работники часть времени посвящают решению вопросов коммерческой деятельности, то такие расходы должны учитываться обособленно и подлежат отнесению на счет 90-2 «Себестоимость продаж».
Для некоторых видов НКО существуют отраслевые рекомендации по ведению учета. Например, Минсельхозом РФ выпущены «Рекомендации по ведению учета и отчетности в сельскохозяйственных кооперативах».
В чем особенность налогового учета доходов и расходов?
НКО, как и коммерческие организации, могут применять общую систему налогообложения либо УСН. В последнем случае НКО также могут выбирать объекты налогообложения «Доходы» или «Доходы, уменьшенные на величину расходов».
Особенность налогового учета заключается в грамотной организации раздельного учета доходов и расходов. Так, деньги и имущество, полученные на содержание и уставную деятельность, не облагаются налогами (п. 1 пп. 14 ст. 251 НК РФ, ст. 346.15 НК РФ).
К таким доходам, относятся вступительные, паевые, членские взносы, пожертвования. В ТСЖ — это отчисления на формирование капитального ремонта общего имущества.
При этом платежи за жилищно-коммунальные услуги признаются выручкой от реализации и облагаются налогами (ст. 249 НК РФ, письмо Минфина РФ от 18.11.2015 № 03-11-06/2/669/7).
Соответственно, в расходах НКО не учитываются затраты, которые осуществлены за счет средств целевого финансирования (письмо Минфина РФ от 23.03.2021 № 03-07-11/20568, от 18.10.2019 № 03-03-07/80304).
Если НКО применяет УСН с объектом налогообложения «Доходы», то при расчете единого налога расходы не учитываются (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).
При этом налог при УСН можно уменьшить на сумму страховых взносов, которые НКО заплатил за своих работников (письмо Минфина РФ от 08.07.2020 № 03-11-11/58987, ст. 346.21 НК РФ).
Учетная политика некоммерческой организации
Специфика деятельности НКО может быть самой разнообразной. Но деятельность НКО (вне зависимости от созданной формы) не предполагает в качестве основной цели — получение прибыли. Учетная политика НКО должна учитывать ряд особенностей, свойственных деятельности организации.
При подготовке отчетности НКО должны руководствоваться как общими бухгалтерскими стандартами, так и отраслевыми. Например, НПФ (особая форма НКО) при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности должны руководствоваться приказом Минфина РФ от 02.07.2010 г. №66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» с учетом особенностей, установленных приказом Минфина РФ от 10.01.2007 г. №3н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов». Федеральным законом о бухгалтерском учете от 06.12.2011 г. №402-ФЗ сделаны определенные послабления для ведения бухгалтерского учета НКО. Так, НКО вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пп.2 п.4 ст.6 Закона №402-ФЗ). Исключение сделано для НКО, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (п.5 ст.6 Закона №402-ФЗ).
Какие особенности учета должны быть раскрыты в учетной политике НКО?
Особенность бухгалтерского учета связана с организацией учета источников финансирования НКО. Так, структура доходов НКО, как правило, складывается из поступлений учредителей, добровольных имущественных взносов и пожертвований, выручки от реализации товаров (работ, услуг) и прочих поступлений. Исходя из специфики деятельности конкретной НКО, формируется рабочий план счетов с соответствующей аналитикой (как приложение к учетной политике для целей бухгалтерского учета).
Наиболее сложным в учете НКО является организация учета средств целевого финансирования.
В стандартной программе «1С. Бухгалтерия. 8.3» к счету 86 предусмотрены счета:
- 86.01 «Целевое финансирование из бюджета»;
- 86.02 «Прочее целевое финансирование и поступления» (субконто 1 «Назначение целевых средств», субконто 2 «Договоры», субконто 3 «Движение целевых средств»).
Однако такой детализации недостаточно.
То есть доходы, полученные от такой деятельности, учитываются на счетах 90 (например, выручка от оказания услуг) или 91 (проценты, начисленные на остаток денежных средств в банке). Полученная от коммерческой деятельности чистая прибыль включается в состав целевого финансирования.
К счету 86 «Целевое финансирование» должны быть открыты субсчета 1 порядка по видам финансирования (пожертвования, взносы учредителей и пр.), второго – по назначению целевых средств (для какого мероприятия, благотворительных целей предназначены средства) и т.д.
В части приобретенных основных средств следует учитывать, что по ним будет начисляться износ, а не амортизация (п.17 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. №26н).
Для учета доходов и расходов фонда в разрезе целевых мероприятий (программ) составляется смета доходов и расходов. Форма такой сметы законодательно не установлена, а поэтому НКО вправе разработать ее самостоятельно, закрепив в учетной политике.
Фрагмент учетной политики НКО в части раздельного учета расходов
«…Расходы административно-хозяйственного характера отражаются на счете 26 «общехозяйственные расходы» и распределяются ежемесячно по видам деятельности организации, а также по видам проектов, финансируемых за счет целевых средств.
Доля общехозяйственных затрат, относящаяся к осуществлению некоммерческих проектов, списывается с кредита счета 26 в дебет счета 86 «Целевое финансирование». Доля общехозяйственных затрат, распределенная на коммерческую деятельность списывается ежемесячно на финансовый результат в дебет счета 90 «Продажи».
При этом общехозяйственные расходы, относящиеся к некоммерческим проектам, распределяются в разрезе проектов пропорционально доле поступлений по соответствующему проекту в общей сумме средств целевого финансирования за отчетный период.
Прямые расходы, непосредственно связанные с осуществлением некоммерческой деятельности, отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» в разрезе некоммерческих мероприятий».
Учетная политика НКО
Бухгалтерский учет в НКО должен вестись с учетом понятий и положений, прописанных в его учетной политике. Учетная политика – это документ, в котором прописано, каким образом ведется бухгалтерский учет в организации. В соответствии с российскими законами учетная политика составляется организацией полностью самостоятельно, при этом, при ее составлении, нужно ориентироваться на ПБУ 1/98. Учетную политику составляет либо сам главбух, либо кто-то, кто ведет бухгалтерский учет. После этого документ должен утвердить руководитель. Основные понятия учетной политики прописаны в законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 29.07.2021) “О бухгалтерском учете” в статье 8.
Особенности составления учетной политики
В учетной политике должны отражаться способы бухгалтерского учета, принятые в организации, в двух случаях. В первом случае, если российскими законами и нормативными актами не установлены способы ведения бухгалтерского учета. В этом случае организация должна разработать их самостоятельно на основе российского законодательства и закрепить в учетной политике. Второй случай, если в законах прописано несколько способов ведения бухгалтерского учета, и нужно выбрать какой-то один и тоже закрепить его в учетной политике.
Важно! Особенностью учетной политики является то, что согласно закону, она должна применяться постоянно из года в год. Если в организации или в российском законодательстве происходят изменения, то в учетную политику также вносятся изменения.
Документы, которым нужно руководствоваться, составляя учетную политику НКО:
- Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» (для НПФ);
- Приказ Минфина РФ от 10.01.2007 г. № 3н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов» (для НПФ);
- Закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ;
- ПБУ 1/98.
Что необходимо отразить в учетной политике
В учетной политике НКО необходимо отразить следующие моменты:
- план счетов бухгалтерского учета;
- формы первичных документов;
- состав регистров бухгалтерского учета и внутренних бухгалтерских документов;
- в учетной политике должно быть прописано, каким образом в организации будет проводиться инвентаризация. Это касается инвентаризации, как активов организации, так и ее обязательств;
- также нужно решить вопрос, каким образом будут оцениваться эти активы и обязательства;
- в учетной политике необходимо прописать правила документооборота и как будет обрабатываться учетная документация;
- каким образом будут контролироваться хозяйственные операции;
- прочие вопросы, связанные с ведением бухгалтерского учета в организации.
Требование к содержанию учетной политики
Учетная политика должна соответствовать следующим критериям:
- требование полноты. Абсолютно все хозяйственные операции в организации должны быть отражены в бухгалтерском учете;
- требование своевременности. Все хозяйственные операции в бухгалтерском учете организации должны отражаться вовремя;
- требование осмотрительности. Это значит, что в бухгалтерском учете активы не должны быть завышены, а пассивы не должны быть занижены;
- требование приоритета содержания перед формой. Это значит, что в бухгалтерском учете хозяйственные операции необходимо отражать исходя из их экономического содержания и условий хозяйствования;
- требование непротиворечивости. Данный пункт означает, что данные аналитических счетов должны соответствовать данным синтетических счетов. Это касается оборотов и остатков по счетам;
- требование рациональности. Это значит, что бухгалтерский учет должен вестись рационально.
Также при составлении учетной политики необходимо принять ряд допущений:
- допущение имущественной обособленности. Это значит, что активы и обязательства организации и ее собственников существуют отдельно друг от друга, а также от активов и обязательств других организаций;
- допущение непрерывной деятельности. То есть планируется, что организация будет существовать и вести свою деятельность достаточно долго;
- допущение последовательности применения учетной политики. Это значит, что учетная политика должна применяться последовательно год за годом;
- допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это значит, что хозяйственные операции относятся к тому моменту времени, в котором они возникли и не зависят от момента поступления денежных средств, которые относятся к этим хозяйственным операциям.
Особенности учетной политики НКО
Особенностей составления ученой политики у НКО не так уж много. В основном организации руководствуются тем же ПБУ 98/1, что и коммерческие организации, но они все же есть. Например, некоммерческим организациям разрешено применять упрощенный бухгалтерский учет. Поэтому НКО могут отразить в учетной политике способ ведения бухгалтерского учета без двойной записи, но при этом им необходимо руководствоваться принципом рациональности. Еще одной особенностью учета НКО являются источники ее финансирования.
Источниками НКО являются целевые поступления и средства целевого финансирования. Отличие заключается в том, что средства целевого финансирования предназначены для определенных проектов, а целевые поступления предназначены для ведения уставной деятельности НКО. К целевым поступлениям относятся поступления учредителей, поступления добровольных имущественных взносов, пожертвования, выручка от продажи товаров, услуг, прочие поступления. По мнению врио директора департамента С.В. Разгулина НКО обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, которые получены в виде целевого финансирования и в виде целевых поступлений (Письмо Минфина России от 18.04.13 г. № 03-03-06/4/13345 «Об учете для целей налогообложения прибыли организаций расходов некоммерческих организаций»).
НКО может заниматься предпринимательской деятельностью, только для достижения целей, ради которых она собственно и была создана, поэтому чистая прибыль будет являться частью целевого финансирования.
Для отражения в бухгалтерском учете целевого финансирования существует счет 86. К нему необходимо открыть субсчета для детализации таких поступлений. Например, к счету 86.1 можно открыть субсчет «Пожертвования». Что касается основных средств, то по ним в НКО начисляется износ, а не амортизация и это также должно быть отражено в учетной политике. НКО обязана вести раздельный учет доходов и расходов по каждому объекту целевого финансирования. В учетной политике нужно прописать, каким образом будет вестись этот раздельный учет. Если доходы и расходы будут отражаться в смете, то необходимо утвердить ее форму и прописать это в учетной политике, так как форма этого документа в законодательстве не установлена. Если НКО ведет коммерческую деятельность, то ему будет также необходимо определиться с учетной политикой для налогообложения. В учетной политике в этом случае необходимо будет прописать:
- формирование расходов и доходов;
- как будут определяться доли расходов в налоговых периодах;
- порядок создания резервов;
- какая будет сумма задолженности бюджету по налогу на прибыль;
- кто будет ответственным за ведение налогового учета;
- каким образом будет вестись документооборот;
- какие будут формы регистров налогового учета;
- другие вопросы
Когда учетная политика уже составлена, необходимо издать соответствующий приказ, распоряжение и т.д. о ее утверждении в организации.