Субсидии: кому, за что и сколько?
Субсидии в России – одна из форм целевой денежной поддержки из бюджетов различных уровней. Ее аудитория – преимущественно социально-уязвимые категории населения страны: пенсионеры, малоимущие, семьи с детьми. Субсидии помогают гражданам решить приоритетные бытовые проблемы, повысить качество жизни, спасти от гибели нерентабельные, но стратегически важные виды производства.
Оплатить коммуналку? Без проблем! Купить или построить собственное жилье? Становитесь в очередь! Список субсидий в России охватывает огромный пласт потенциальных получателей финансирования, нуждающихся в государственной поддержке. Сегодня мы обсудим главные программы, запущенные для массового использования населения. Но обо всем по порядку.
Если простыми словами
Субсидия – это финансовая помощь. Ее могут выделять гражданам, бизнесу и даже бюджетам различных уровней, например, для перераспределения денег из федерального центра в регионы. Нас интересуют субсидии для физлиц – самые массовые программы финансовой поддержки для решения неотложных бытовых вопросов. Выделяют их на различном уровне, от федерального до местных бюджетов в зависимости от особенностей программ, охватываемой аудитории и решаемых целей. Все они, тем не менее, имеют ряд характерных черт:
- Безвозмездность. Субсидия выделяется всегда бесплатно, возвращать ее обратно в бюджет или фонд не нужно. Исключение – случаи нецелевого расходования.
- Целевойхарактер. Деньги всегда выделяются на конкретные цели: нельзя потратить субсидию, выделенную для улучшения жилищных условий на путевку в Египет. При нарушении целевого характера деньги могут отобрать, а получателя – привлечь к уголовной ответственности.
- Софинансирование. Большинство программ предусматривает долевое финансирование целей субсидий. Государство покрывает лишь часть предусмотренных расходов. Сумму, не покрытую субсидией, получатель помощи должен найти самостоятельно, за счет собственных или заемных средств.
Деньги выделяются на различные цели и в различном объеме. Ниже мы рассмотрим основные программы субсидий в России: кто имеет право на них, и на каких условиях можно получить финансовую помощь.
Субсидия для оплаты ЖКХ
Пожалуй, первая ассоциация, приходящая на ум при слове субсидия – это оплата коммунальных услуг. Это федеральная компенсация части стоимости ЖКУ.
Платите за коммуналку больше – получите компенсацию части расходов от государства.
Претендовать на деньги может кто угодно, если размер дохода позволяет. Но учитывая бюрократический ад, главная категория, для которой предусмотрена эта субсидия в России – для пенсионеров. Получать такую ежемесячную компенсацию можно на протяжении полугода, потом придется переоформлять. И только при условии, что:
- доля семейных расходов на ЖКУ превышает максимально допустимую долю в доходах;
- заявитель имеет постоянную регистрацию в регионе, где оформляет субсидию;
- у заявителя отсутствует задолженность по коммуналке или он заключил договор о реструктуризации долга;
- занимаемое жилое помещение соответствует нормативной площади жилья.
Потенциальному получателю нужно документально подтвердить размер расходов на коммуналку, сумму доходов каждого члена семьи, предоставить документы на жилье и другие бумаги. Если все в порядке, государство ежемесячно будет компенсировать вам разницу в максимально допустимой доле семейных расходов и региональном нормативе. Это может быть и 10%, и 90% от суммы ЖКУ – все индивидуально. Получите разъяснения в УСЗН, городском центре субсидий или МФЦ.
Жилищные субсидии
Жилищные субсидии в России – вторая по распространенности форма целевой финансовой поддержки населения. Предоставляется для частичного финансирования расходов на покупку или строительство жилых помещений гражданам, состоящим на жилищном учете и нуждающимся в улучшении жилищных условий. Программ таких субсидий действуют как на федеральном, так и региональном уровне, и финансируются совместно. При условии наличия у получателя достаточных доходов, бюджет выделяет определенную сумму на приобретение жилья (25-75% в зависимости от программы), а остаток покрывается за счет собственных или заемных средств.
Программы рассчитаны на различные категории населения. Вот некоторые из них:
- Многодетные семьи. Государство выделяет по 450 тыс. рублей на оплату ипотечных кредитов, если третий ребенок появился в семье с 1 января 2019 по 31 декабря 2022 года (ст. 1 ФЗ № 157 от 03.07.2019 «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей…»). Подробнее мы рассказывали об этом здесь. Плюс, региональные субсидии в качестве компенсации вместо бесплатного земельного участка (п. 6 ст. 39.5 ЗК).
- Молодые семьи. Государство оплачивает 30-35% от расчетной стоимости жилья эконом-класса бездетным семейным парам или одиноким родителям, возраст которых на момент выделения денег не превышает 35 лет (Постановление Правительства № 1050 от 17.12.2010). Остаток семья должна оплатить самостоятельно. В некоторых регионах сумма может быть и выше – например, в СПб субсидия покрывает до 75% от расчетной стоимости.
- Инвалиды и семьи с детьми-инвалидами. Закон гарантирует обеспечение инвалидов жильем (ст. 28.2 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ»). Во исполнение этого права регионы предоставляют инвалидам субсидии на покупку жилья. Например, в Липецкой области субсидия составляет 674 тысячи рублей.
- Ветераны боевых действий, ВОВ, «блокадники». Закон гарантирует указанным лицам Единовременная денежная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения (ст. 23.2 ФЗ № 5 «О ветеранах»). Регионы предоставляют их в форме субсидий. В СПб такая субсидия покрывает стоимость 36 м 2 расчетной стоимости жилья.
- Военные, полицейские, служащие ФСИН. Это ведомственные субсидии в форме единовременной социальной выплаты на покупку жилья. Условия установлены на федеральном уровне и для всех регионов одинаковые. Правила подачи/получения субсидии УФСИН России смотрите здесь, для сотрудников МВД – здесь.
- Граждане, выехавшие с Крайнего Севера. Субсидии предоставляются гражданам, переселившимся из северных районов, при условии, что их общий стаж работы в этих районах составляет более 15 лет (ст. 1 ФЗ № 125 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера»).
Это далеко не все программы субсидирования жилья. Информацию, актуальную для вашего региона, рекомендуем узнать на сайте местного управления УСЗН.
Субсидии на развитие бизнеса
Также огромный пласт форм государственной и региональной поддержки приоритетных направлений развития бизнеса. Это преимущественно направления малого и среднего предпринимательства. В числе таких программ:
- Субсидии от Центра занятости. Безработные, состоящие на учете в ЦЗ, могут получить субсидию на открытие собственного бизнеса. Им единовременно выплачивается пособие по безработице за 12 месяцев, при условии, если они подготовят и защитят бизнес-план (ФЗ № 1032-1 «О занятости населения в РФ»).
- Субсидии на развитие сельского хозяйства. Сельхозпроизводители могут получить в России субсидии на животноводство и птицеводство: на производство товарного молока, на поддержку племенного животноводства, на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, на приобретение комбикорма, на возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам и т.д. Субсидии региональные, условия в разных субъектах могут отличаться. Вот, например, информация для Саратовской области.
- Субсидии на возмещение расходов на лизинг производственного оборудования. Московская программа для предприятий обрабатывающих промышленностей. Предусматривает компенсацию 25-35% расходов оплаты платежей за импортное или отечественное оборудование, взятое в лизинг (Постановление Правительства Москвы № 152-ПП от 20.04.2012). Аналогичные программы действуют и в других регионах.
Вообще в регионах действует множество других программа для малого и среднего бизнеса, направленных на возмещение кредитных расходов, расходов на обучение персонала, сертификацию производства.
Субсидии на покупку автомобиля
Государство стимулирует покупку личного автотранспорта и реализует программы льготного автокредитования:
- Первый автомобиль. Для граждан, ставших впервые обладателями нового легкового автомобиля.
- Семейный автомобиль. Для семей с 2-мя и более несовершеннолетними детьми.
По программе можно получить субсидию в размере 10 % от стоимости автомобиля, если он выпущен не позже декабря 2018 года, стоит не больше 1,45 млн руб., взят в кредит в одном из банков, участвующих в программе и относится к одной из таких марок:
- Lada (Kalina, Granta, Vesta, 4х4, Xray)
- Datsun (Mi-do, On-do)
- Chevrolet Niva
- Nissan (Almera, Terrano, Sentra)
- Ford (Focus, EcoSport, Fiesta)
- Hyundai (Solaris, Elantra, Creta)
- Kia (Rio, Cee`d, Cee`d_SW, Cerato, Soul)
- Renault (Duster, Kaptur, Logan, Sandero, Sandero Stepway)
- Mitsubishi Lancer
- Volkswagen (Polo, Jetta)
- Peugeot 408
- УАЗ (Патриот, Хантер, Пикап).
А вот обещанные ранее в России субсидии на покупку электромобиля так и заглохли на стадии подготовки. Впрочем, регионы могут решить этот вопрос самостоятельно. В Москве, например, уже рассматривают законопроект об освобождении электрокаров от транспортного налога и говорят об увеличении бюджетных субсидий на их покупку, если они в дальнейшем будут использоваться в такси.
Минфин решил частично вернуть доступ к данным о госсубсидиях
Минфин восстановит публичный доступ к реестру соглашений о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций и межбюджетных трансфертов, который был прекращен в декабре 2020 года. Это следует из методических документов по распределению ассигнований федерального бюджета на 2022–2024 годы, представленных министерством в начале июля.
В этих материалах указано, что Минфин планирует в конце 2021 года разместить на портале «Электронный бюджет» информацию о безвозмездных субсидиях юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и некоммерческим организациям в целях «обеспечения публичности информации о предоставлении средств государственной поддержки».
Новый реестр субсидий будет опубликован в течение семи рабочих дней после принятия Госдумой закона о бюджете на 2022 год, то есть примерно к началу декабря 2021 года, следует из материалов Минфина. Публиковаться будет информация о субсидиях, планируемых к предоставлению в 2022–2024 годах. В документе министерства не указано, будет ли размещена информация о субсидиях, предоставленных до конца 2020 года, а также в 2021 году, когда реестр был недоступен. РБК направил запрос в пресс-службу Минфина.
Почему реестр субсидий важен
Реестр субсидий наполнялся в течение нескольких лет и содержал информацию о распорядителе и получателе госсредств, цели поддержки, графике перечисления субсидии и даже копии соответствующих соглашений о предоставлении субсидии. Специалисты по открытым данным Иван Бегтин и Ольга Пархимович писали в 2019 году, что в реестре была накоплена информация о 93 тыс. субсидий на сумму 15,4 трлн руб. Но в конце 2020 года реестр исчез с портала «Электронный бюджет» (сейчас по этому адресу выдается 404-я ошибка — страница не найдена).
На тот момент техподдержка портала сообщала РБК, что доступ к реестру приостановлен «по распоряжению руководства Федерального казначейства». Казначейство и Минфин (операторы портала «Электронный бюджет») не прокомментировали ситуацию.
«Желающих закрыть реестр всегда было много, потому что там фигурировали очень крупные чувствительные субсидии для государственных СМИ и государственных НКО, причем на десятки миллиардов рублей», — утверждает председатель Ассоциации участников рынка данных Иван Бегтин. По данным проекта КГИ «Госзатраты», являвшегося фактически «зеркалом» реестра субсидий, в 2018 году в десятку крупнейших получателей госсубсидий входили ВГТРК и АНО «ТВ-Новости» (управляет телеканалом RT). В 2020 году на фоне пандемии коронавируса федеральный бюджет выдал особенно много субсидий юрлицам. «Субсидии выделялись авиа- и железнодорожным перевозчикам, круизным компаниям, организациям культуры. Финансовую помощь получили более 100 аэропортов страны», — говорил премьер Михаил Мишустин в ходе ежегодного отчета перед Госдумой в мае.
Механизм распределения госсубсидий в бюджетной системе России «практически никогда не имел отношения к конкуренции», отмечали Бегтин и Пархимович: «Средства предоставляются по специальным договорам субсидий и субвенций, через которые главные распорядители бюджетных средств раздают их учреждениям, нижестоящим органам власти и другим организациям, в том числе некоммерческим и коммерческим».
Каких данных станет меньше после возврата реестра
Два источника РБК, знакомых с ситуацией, сказали, что публичный доступ к реестру был приостановлен из-за «чувствительности» определенных субсидий с точки зрения западных санкций и возможных споров во Всемирной торговой организации (ВТО). Размещение сведений о госсубсидиях на портале «Электронный бюджет» регулируется Порядком ведения реестра соглашений о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, межбюджетных трансфертов, который утверждается Минфином.
В январе 2021 года, когда реестр уже был не доступен, Минфин разместил на портале regulation.gov.ru для двухнедельного общественного обсуждения приказ о внесении изменений в этот порядок в части существенного ограничения публикуемой информации о субсидиях. Предложений в рамках общественного обсуждения в Минфин не поступало, говорится на странице проекта. Пояснительная записка не содержала объяснений ограничения информации. Приказ вступил в силу в апреле 2021 года: из него следует, что в реестре на портале «Электронный бюджет» теперь может публиковаться только информация о наименовании ведомства — распределителя субсидии, реквизитах нормативного акта, на основании которого предоставляется субсидия, размере господдержки и коде классификации бюджетных расходов на предоставление субсидии. В то же время такая информация, как наименование получателя госсредств, целевое назначение субсидии, плановые значения результатов использования этой субсидии, копии соглашения о субсидии и отчетности ее получателя об ее использовании, публиковаться не будет. Если Минфин опять не внесет изменений в приказ, размещаемая информация о госсубсидиях с конца 2021 года будет регулироваться этим новым порядком.
Федеральное казначейство подтвердило РБК, что «в настоящее время осуществляется доработка информационных систем для размещения информации из Реестра соглашений (договоров) на Едином портале с целью обеспечения доступности пользователям». Объем размещаемой информации будет определяться обновленным приказом Минфина, подтвердили в казначействе. Там добавили, что причины закрытия доступа к реестру в 2021 году ведомству неизвестны, поскольку порядок ведения реестра субсидий — это прерогатива Минфина России.
Счетная палата была в курсе ситуации с доступностью реестра соглашений о предоставлении субсидий на портале «Электронный бюджет», для прояснения этого вопроса в Минфин было направлено соответствующее письмо, сообщили РБК в пресс-службе Счетной палаты. Ведомство Алексея Кудрина выступает «за доступность информации в максимально возможном объеме».
«Счетная палата приветствует планы Минфина о возобновлении публичного доступа к реестру. Также мы надеемся на восстановление доступа к данным за 2021 год. Соблюдение принципа открытости имеет особое значение», — говорится в ответе ведомства на запрос РБК.
В 2019 году Международный валютный фонд анализировал ситуацию с прозрачностью российских данных о бюджете — в частности, призывал раскрыть на консолидированной основе доходы и расходы госпредприятий в составе бюджетной отчетности и снизить долю засекреченных расходов федерального бюджета. Минфин тогда подчеркивал, что большинство рекомендаций по повышению бюджетной прозрачности уже реализуются.
Новая коронавирусная субсидия для МСП и СОНКО: подайте заявление до 15 декабря
Субъекты малого и среднего бизнеса, а также СОНКО уже вовсю обращаются за новой коронавирусной субсидией (постановление Правительства от 07.09.2021 № 1513, в ред. постановления Правительства от 28.10.2021 № 1849, далее — Правила).
Таких субсидий две — для частичной компенсации затрат в связи с:
- (субсидия за нерабочие дни);
- нерабочими днями, которые могут вводить главы регионов (субсидия на карантин).
Важно! Субсидия за нерабочие дни и субсидия на карантин — это отдельные субсидии.
Подавать заявление на соответствующую субсидию нужно в свою ИФНС. Направляется оно в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика либо в бумажном виде почтой.
Формы заявлений утверждены в приложениях к Правилам:
— приложение № 2 — для субсидии на карантин;
— приложение № 4 — для субсидии за нерабочие дни.
Скачать бланки вы можете в «КонсультантПлюс» бесплатно, оформив пробный доступ к системе.
Электронный формат заявления на субсидию за «президентские» нерабочие дни рекомендован письмом ФНС от 01.11.2021 № БС-4-11/15389.
- на «президентскую» субсидию — с 1 ноября по 15 декабря 2021, выплата денег стартует 15.11.2021;
- на «губернаторскую» — в течение 2 месяцев со дня принятия решения о введении карантина в регионе.
Условия получения
Претендовать на субсидии можно, если:
- предприятие (организация или ИП) числится в реестре субъектов МСП на 10.07.2021;
- основной вид деятельности по ОКВЭД в ЕГРЮЛ или ЕГРИП на 10 июля входит в перечень отраслей, которые требуют поддержки (приложение № 3 к Правилам — для субсидии на карантин, приложение № 5 — для субсидии за нерабочие дни, списки см. в конце материала);
- на дату направления заявления организация не находится в процессе ликвидации или в процедуре банкротства, статус ИП не прекращен;
- по состоянию на 01.07.2021 нет задолженности по налогам взносам в сумме более 3 000 руб. (сведения о погашении недоимки налоговики будут учитывать на дату подачи заявления);
- место нахождения (место жительства или деятельности на ПСН) получателя субсидии относится к муниципальному образованию, в котором вводились ограничения из-за коронавируса.
Условия для СОНКО см. в пп. 4 и 4.1 Правил.
О том, как коронавирусные субсидии отражаются в учете, читайте в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Быстро узнать, положена субсидия именно вам, можно по ИНН — с помощью специального сервиса от ФНС России. Сервис проводит проверку сразу по всем параметрам и выдает вердикт вот в таком виде:
Размер субсидии
Размер субсидии на карантин определяется исходя из МРОТ на 1 января (12 792 руб.) и количества сотрудников в июне 2021 года. Численность проверят по расчету страховых взносов или 6-НДФЛ. ИП учитывается, как отдельная единица.
При этом субсидия равна:
- половине произведения МРОТ на численность работников — если ограничения вводились на срок менее 4 недель, не менее 2 из которых приходится на 2021 год;
- 100% произведения МРОТ на численность — если на срок от 4 недель, не менее 4 из которых приходится на 2021 год.
ИП без работников могут получить половину или целый МРОТ за 2 или 4 недели соответственно.
Субсидия за «президентские» нерабочие дни предоставляется в размере целого МРОТ на каждого сотрудника также по состоянию на июнь 2021 (численность определяется по данным РСВ) и на самого ИП.
То есть суммарно субсидия за нерабочие дни и за карантин может составить до 2 МРОТ на работника (и на ИП).
Отказ и возврат субсидии
В выделении денег откажут, если
- не соблюдаются условия ее получения;
- есть ошибки в заявлении, нарушены срок или порядок его подачи;
- не сдана отчетность, по которой налоговики устанавливают численность персонала.
Если какие-то нарушения будут выявлены позднее (например, обнаружатся повлиявшие на сумму субсидии искажения в РСВ или 6-НДФЛ), субсидию придется вернуть.
Перечень отраслей, которым полагается субсидия
Сфера деятельности, наименование вида экономической деятельности
Код ОКВЭД 2
Субсидия на карантин
(Приложение № 3 к Правилам)
Субсидия на нерабочие дни
(Приложение № 5 к Правилам)
Деятельность в области демонстрации кинофильмов
Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений
Обеспечение жильем граждан, проживающих в Санкт‑Петербурге
В целях реализации ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и закона Санкт‑Петербурга от 07.07.2004 № 409-61 «О содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» утверждено постановление Правительства Санкт‑Петербурга от 28.03.2006 № 312 «О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений и порядке предоставления единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений».
Согласно ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем:
— инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
исходя из 36 кв.м общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
— инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 января 2005 года, исходя из 18 кв.м общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем указанных граждан предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий (за исключением проживающих в коммунальных квартирах), не имеющим право на меры социальной поддержки, установленные указанными Федеральными законами, безвозмездные субсидии предоставляются за счет средств бюджета Санкт‑Петербурга.
Безвозмездные субсидии предоставляются в порядке очередности исходя из даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учет нуждающихся в содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий.
первоочередное право на получение безвозмездной субсидии имеют:
— граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, проживающих совместно с родителями;
— работники образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и науки, физической культуры и спорта, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга.
Безвозмездная субсидия может быть использована гражданином по его выбору:
— на приобретение жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты в коммунальной квартире, приобретаемой в дополнение к занимаемым жилым помещениям (комнатам) в данной квартире, если в результате квартира становится отдельной на территории Санкт‑Петербурга или Ленинградской области, общей площадью не менее учетного норматива жилищной обеспеченности на каждого получателя безвозмездной субсидии, установленного Законом Санкт‑Петербурга от 07.07.2004 № 409-61 «О содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» (далее – учетный норматив);
— на участие в долевом строительстве жилого помещения (квартиры), расположенного на территории Санкт‑Петербурга или Ленинградской области, общей площадью не менее учетного норматива жилищной обеспеченности на каждого получателя безвозмездной субсидии, при условии выполнения работ по строительству многоквартирного дома в размере не менее 70% в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон);
— на оплату цены договора уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, расположенного на территории Санкт‑Петербурга или Ленинградской области, общей площадью не менее учетного норматива жилищной обеспеченности на каждого получателя безвозмездной субсидии, при условии выполнения работ по строительству многоквартирного дома в размере не менее 70% в соответствии с Федеральным законом;
— на оплату паевого взноса члена жилищно-строительного или жилищного кооператива в целях получения в собственность жилого помещения после завершения его строительства на территории Санкт‑Петербурга или Ленинградской области, общей площадью не менее учетного норматива жилищной обеспеченности на каждого получателя безвозмездной субсидии, при условии выполнения работ по строительству многоквартирного дома в размере не менее 70%;
— на оплату разницы между стоимостью приобретаемого по договору мены жилого помещения, расположенного на территории Санкт‑Петербурга или Ленинградской области, общей площадью не менее учетного норматива жилищной обеспеченности на каждого получателя безвозмездной субсидии и стоимостью передаваемого по договору мены жилого помещения.
Безвозмездная субсидия используется на приобретение жилого помещения, поступающего в собственность всех получателей безвозмездной субсидии.
Безвозмездная субсидия, предоставляемая за счет средств федерального бюджета гражданам, в соответствии с указанными Федеральными законами совместно с членами семьи на приобретение жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты) либо прав требования по договору участия в долевом строительстве при условии, что заключаемый указанными лицами договор купли-продажи жилого помещения с его продавцом либо договор уступки соответствующих прав требований с участником долевого строительства предусматривает возникновение у данных лиц общей долевой собственности в отношении приобретаемого жилого помещения пропорционально размеру полученных ими безвозмездных субсидий.
Для предоставления безвозмездной субсидии гражданин подает в СПБ ГБУ «Горжилобмен» или СПб ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» по месту принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учет нуждающихся в содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий заявление по установленной форме о предоставлении безвозмездной субсидии, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи и документы, подлежащие рассмотрению при предоставлении безвозмездных субсидий.
ГБУ «Горжилобмен» в порядке межведомственного информационного взаимодействия без участия заявителей запрашивает документы, подтверждающие, что заявители состоят на жилищном учете, документы, содержащие сведения о месте жительства, составе семьи и отнесении заявителей к категории граждан, имеющих право на получение безвозмездной субсидии.
Ежегодно в течение 25 рабочих дней после вступления в силу закона Санкт‑Петербурга о бюджете Санкт‑Петербурга на соответствующий год, исходя из данных жилищного учета, объемов финансирования, предусмотренных бюджетом Санкт‑Петербурга на очередной финансовый год и заявлений граждан, Жилищный комитет утверждает Сводный список граждан-получателей безвозмездных субсидий.
На основании решения о предоставлении безвозмездной субсидии, в течение 5 рабочих дней после принятия решения о предоставлении безвозмездной субсидии, Жилищный комитет обеспечивает оформление Свидетельств о праве на предоставление безвозмездных субсидий и выдачу оформленных Свидетельств заявителям.
Срок действия Свидетельства составляет 12 месяцев со дня оформления.
Продление срока действия Свидетельства осуществляется по заявлению получателя безвозмездной субсидии, поданному не позднее пяти рабочих дней до истечения срока действия Свидетельства в Жилищный комитет, при условии предоставления документа (заключенного договора), определяющего порядок и условия внесения паевого взноса членом жилищного или жилищно-строительного кооператива, либо документов, подтверждающих проведение государственной регистрации прав собственности, возникающих из договора, являющегося основанием для перехода права собственности на жилое помещение, приобретенное в том числе за счет средств безвозмездной субсидии органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Продление срока действия Свидетельства осуществляется на два месяца на основании решения Жилищного комитета.
Расчет размера субсидии:
Размер безвозмездной субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, предоставляемой за счет средств бюджета Санкт‑Петербурга, определяется по формуле:
Рс (руб.) = Н х С х А х П (%),
Рс – размер безвозмездной субсидии;
Н – норматив жилищной обеспеченности на одного человека, используемый для определения размера безвозмездной субсидии:
— 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек;
— 33 кв.м общей площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина;
С – численный состав семьи гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий;
А – применяемая для расчета размера социальных выплат стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения в Санкт‑Петербурге, утверждаемая ежеквартально по субъектам Российской Федерации Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
П – размер оплачиваемой за счет средств бюджета Санкт‑Петербурга доли средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения, составляющей 40%.
Размер безвозмездной субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, предоставляемой за счет средств федерального бюджета определяется по формуле:
Рс (руб.) = Н х С х А,
Рс – размер безвозмездной субсидии;
Н – норматив жилищной обеспеченности на одного человека, используемый для определения размера безвозмездной субсидии:
— 36 кв.м общей площади жилого помещения для ветеранов Великой Отечественной войны;
— 18 кв.м общей площади жилого помещения для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;
С – численный состав семьи гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт‑Петербурга в улучшении жилищных условий;
А – применяемая для расчета размера социальных выплат стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения в Санкт‑Петербурге, утверждаемая ежеквартально по субъектам Российской Федерации Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
Куда обращаться:
ГБУ «Горжилобмен» 196100, Россия, Санкт‑Петербург,
ул. Бронницкая, д. 32
Справочная служба: 7(812) 576-00-00
сб, вс – выходной
СПб ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – МФЦ), 191124, Санкт‑Петербург,