Ответственность за неуплату налогов
В действующем российском законодательстве предусмотрена достаточно серьезная ответственность за уклонение от уплаты налогов. Налоговое правонарушение предполагает привлечение как к административной, так и к уголовной ответственности, а значит, к обязанности по перечислению сборов необходимо отнестись очень внимательно, так как административная ответственность за неуплату налогов физическим лицом или организацией накладывается даже в случае неосторожности или небрежности, незнания закона.
Виды налоговых нарушений
10 % от дохода (не менее 40 000 рублей)
От 200 рублей до 5 % от суммы фискального платежа, но не менее 1000 руб.
(в зависимости от вида документа)
Привлечение налогоплательщика к административной ответственности по такому нарушению, как неуплата налогов, КоАП РФ устанавливает по принципам и нормам, изложенным в главе 15 КоАП: в ней перечислены нарушения в области налогообложения, финансов и сборов. Большинство статей относится к крупным участникам рынка.
За такое правонарушение, как неуплата налогов физическим лицом, привлекают к ответственности по статьям Налогового кодекса, если нет состава преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ .
Виды ответственности
При выборе мер воздействия на налогового неплательщика суд рассматривает обстоятельства конкретной ситуации и размер ущерба и на основе этого определяет, какое наказание за неуплату налогов физическим лицом назначить. За подобное нарушение привлекают к следующим видам ответственности:
- материальная. В соответствии со ст. 75 НК РФ , пени за несвоевременное исполнение обязательства по уплате сбора взимается независимо от применение других видов ответственности;
- административная — в соответствии со ст. 122 НК РФ ;
- уголовная — по ст. 198 — 199 УК РФ .
Кого привлекают к ответственности за налоговые нарушения
В соответствии с нормами КоАП РФ, дело об административном нарушении может быть возбуждено в отношении и физического, и юридического лица, а вот уголовное, в соответствии со ст. 19 УК РФ , — только в отношении физического лица.
Составы проступков
Если в НК РФ в качестве объективной стороны нарушения указана неуплата налога вследствие занижения базы для расчетов (случайно или намеренно) или других неправомерных действий, то УК РФ акцентирует внимание на том, что преступление совершается умышленно. Это логично: по смыслу законодательства уголовные преступления наиболее опасны для общества и наказание за них предусмотрено более суровое. Уклонение от уплаты налогов выражается в умышленных деяниях, направленных на уменьшение размера сборов и повлекших их непоступление в казну, согласно Постановлению Пленума ВС РФ № 64. Уклонение от уплаты налогов физическими лицами составляет преступление только в том случае, если совершено в крупном или особо крупном размере, согласно ст. 198 — 199 УК РФ . Понятие крупного и особо крупного размера дается в примечаниях к статьям.
Сроки давности
Ст. 113 НК РФ установлен следующий срок давности привлечения к административной ответственности: три года со дня окончания соответствующего налогового периода. Если налоговая подала в суд за неуплату налога, существует и срок давности взыскания штрафов в судебном порядке — шесть месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате ( ст. 115 НК РФ ).
В соответствии со ст. 78 УК РФ , срок давности привлечения к уголовной ответственности: два года за совершение преступления небольшой тяжести. К таковым относится и большинство случаев уклонения от уплаты налогов, так как наказание по этим статьям в виде лишения свободы не превышает 3 лет. Если совершившее проступок лицо уклоняется от следствия или уплаты штрафа, течение сроков приостанавливается.
Обстоятельства, смягчающие или снимающие вину
Уклонение от уплаты налогов и сборов вряд ли отвечает признакам незначительности проступка, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ , когда возможно освобождение.
Смягчающие обстоятельства по КоАП РФ связаны либо с отношением лица к случившемуся: раскаяние, добровольное участие в заглаживании ущерба, либо с личностью правонарушителя: беременная женщина, несовершеннолетний, тяжелое эмоциональное состояние. Отягчающие связаны с усугублением ущерба, повышением общественной опасности деяния.
В уголовном праве действуют те же принципы при выделении подобных обстоятельств. Стремление загладить вину, раскаяние всегда расценивается как признак исправления и поэтому может рассматриваться как причина для смягчения наказания. Напротив, рецидив, совершение проступка в составе группы и т. д. указывает на опасность лица для общества.
Вопрос: Можно ли с руководителя или главбуха взыскать долги по налогам компании?
Да, можно. Руководящих лиц имеют право привлечь к субсидиарной ответственности по налоговым долгам компании. К ним относятся учредитель, директор и главный бухгалтер. Условия, при которых с руководителей и бухгалтеров могут взыскать недоимку компании, разъяснил Конституционный суд РФ. Они указаны в постановлении от 8 декабря 2017 г. № 39-П:
- в неуплате налогов виноват сам директор (главный бухгалтер), который намеренно хотел причинить ущерб бюджету в корыстных целях;
- директор (главный бухгалтер) был осужден за неуплату налогов, но уголовное дело в его отношении было прекращено по нереабилитирующим основаниям;
- нет возможности взыскать недоимку по сборам с самой компании.
Последнее условие означает, что инспекторы не смогут предъявить имущественные претензии руководителям, если у компании имеются деньги и имущество. Факт того, что с компании и ее субсидиарных ответчиков ничего взыскать нельзя, подтверждается в случаях:
- отсутствия у организации и ее учредителей денег и имущества;
- исключения компании из ЕГРЮЛ или признания ее недействующей.
Ответ на вопрос дан специалистами ЗАО «ТаксНет», разработчика систем электронного документооборота и сервисов для сдачи отчетности
Штраф за неуплату и несвоевременное перечисление НДС
Штраф за неуплату или несвоевременную уплату НДС зависит от того, кто перечисляет налог: налогоплательщик или налоговый агент. За неуплату НДС налогоплательщику грозит штраф в размере 20% от суммы задолженности. В некоторых случаях штрафа можно избежать. Например, если налог рассчитан правильно и отражен в своевременно поданной декларации. За уплату налога позже срока штраф налогоплательщику не полагается. Налогового агента оштрафуют как за перечисление удержанного налога позже срока, так и за его неуплату или неполную уплату.
Штраф за неуплату НДС налогоплательщиком
Штраф за неуплату НДС составляет 20% от суммы задолженности по налогу. Если выяснится, что налог не уплачен умышленно, то штраф — 40% (п. п. 1, 3 ст. 122 НК РФ, п. п. 5, 8, 22 Приложения N 18 к Договору о ЕАЭС).
Штраф вам выпишут, если НДС не уплачен из-за занижения налоговой базы, неправильного расчета суммы налога или других ваших незаконных действий (бездействия) (п. 1 ст. 122 НК РФ).
Штраф за неуплату НДС не применяется, если:
- вы правильно рассчитали сумму налога и указали ее в декларации, но не уплатили в бюджет (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57);
- у вас есть переплата по НДС за предыдущие кварталы, ее размер равен или превышает недоимку и эта переплата не зачтена в счет других ваших задолженностей (п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Несмотря на выписанный штраф также придется уплатить недоимку и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ).
Ответственность за занижение налоговой базы по НДС
Занижение налоговой базы по НДС может повлечь такие виды ответственности, как грубое нарушение правил учета (ст. 120 НК РФ) или неуплата налога (ст. 122 НК РФ).
Штраф за грубое нарушение правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения — 20% от суммы задолженности по налогу, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).
К грубому нарушению правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения относятся следующие ситуации (ст. 120 НК РФ):
- вы поздно или неверно отразили хозяйственные операции в бухгалтерском и (или) налоговом учете и в отчетности. За такие ошибки грозит штраф, если вы их допустили более одного раза в течение календарного года;
- у вас отсутствуют первичные документы, счета-фактуры, регистры бухгалтерского или налогового учета.
Штраф за неуплату НДС из-за занижения налоговой базы составит 20% от суммы недоимки или 40%, если налог не уплачен умышленно (п. п. 1, 3 ст. 122 НК РФ).
Например, такое занижение может быть из-за арифметической ошибки.
При занижении налоговой базы по НДС нельзя одновременно штрафовать и по ст. 120, и по ст. 122 НК РФ (п. 2 ст. 108 НК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2001 N 6-О).
На недоимку также начисляются пени (п. 1 ст. 75 НК РФ). При этом неважно, по ст. 120 или ст. 122 НК РФ вы оштрафованы.
Можно ли оштрафовать налогоплательщика за несвоевременную уплату НДС
За уплату НДС позже положенного срока оштрафовать вас нельзя. Это не предусмотрено ст. 122 НК РФ.
Однако вам придется уплатить пени (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Штраф за неуплату НДС налоговым агентом
Размер штрафа при неуплате НДС налоговым агентом — 20% от суммы налога, которая не перечислена в бюджет (ст. 123 НК РФ).
Такой штраф вам грозит, если вы (ст. 123 НК РФ):
- не удержали налог и, как следствие, не перечислили его в бюджет;
- удержали налог, но не перечислили его в бюджет;
- удержали налог, но перечислили не всю его сумму.
Вас не оштрафуют, если у вас не было возможности удержать НДС (п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Штраф за несвоевременное перечисление НДС налоговым агентом
Размер штрафа за несвоевременное перечисление НДС налоговым агентом — 20% от не перечисленной в срок суммы налога (ст. 123 НК РФ).
При этом штраф вам выпишут независимо от того, на сколько вы просрочили перечисление НДС: на один день или на год (Письма Минфина России от 08.11.2016 N 03-02-08/65310, от 13.10.2016 N 03-02-08/59771).
Также при несвоевременном перечислении НДС налоговым агентом начисляются пени (п. п. 1, 7 ст. 75 НК РФ).
Энциклопедия решений. Случаи и порядок уплаты НДС неплательщиками и налоговыми агентами
Для лиц, указанных в п. 5 ст. 173 НК РФ, и для налоговых агентов, перечисляющих налогоплательщикам — иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах РФ, денежные средства за приобретенные работы (услуги), местом реализации которых является территория РФ, п. 4 ст. 174 НК РФ предусмотрен особый порядок уплаты НДС.
В п. 5 ст. 173 НК РФ установлено, что сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением НДС:
1) лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС (в том числе применяющими УСН, ЕНВД — см. письмо Минфина России от 18.07.2013 N 03-07-11/28306), или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС. Однако возникновение в данном случае обязанности по перечислению в бюджет налога не означает, что выставившее счет-фактуру лицо приобретает в отношении таких операций статус плательщика НДС, в том числе право на применение налоговых вычетов. На указанное лицо возлагается лишь обязанность перечислить в бюджет налог, размер которого в силу прямого указания п. 5 ст. 173 НК РФ определяется исходя из суммы, отраженной в соответствующем счете-фактуре. Возможность уменьшения этой суммы на налоговые вычеты положениями главы 21 НК РФ не предусмотрена (см. п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению . При применении этой нормы во взаимосвязи с другими положениями главы 21 НК РФ необходимо учитывать, что обязанность уплатить налог возлагается на лицо, являющееся налогоплательщиком, в связи с чем это лицо вправе применить и налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления указанных операций. Одновременно налогоплательщик обязан внести соответствующие коррективы в расчет налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), если сумма налога, предъявляемая к вычету, ранее была учтена им при исчислении названных налогов как часть стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав (см. п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Таким образом, неплательщики НДС не имеют права на вычет НДС, даже если уплатили налог в бюджет в силу требований п. 5 ст. 173 НК РФ, а плательщики при тех же обстоятельствах получают право на вычет.
Примечание
Выдача неплательщиками НДС розничным покупателям кассовых чеков (приравненных к ним документов) не приравнивается в целях п. 5 ст. 173 НК РФ к выставлению счета-фактуры и не является основанием для уплаты НДС в бюджет (см. постановление КС РФ от 03.06.2014 N 17-П, а также информацию ФНС России от 15.08.2014).
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Согласно первому абзацу п. 4 ст. 174 НК РФ уплата НДС лицами, указанными в п. 5 ст. 173 НК РФ, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть НДС уплачивается не равными долями по месяцам, как в общем случае, а единовременно.
Во втором абзаце п. 4 ст. 174 НК РФ указано, что в случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах , уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким лицам. Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных иностранных лиц, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату НДС с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.
Для уплаты в бюджет НДС, исчисленного налоговыми агентами по приобретаемому ими государственному и муниципальному имуществу, по приобретаемому ими имуществу должников ст. 174 НК РФ специального срока не установлено. По мнению контролирующих органов, уплату НДС в перечисленных случаях следует производить по итогам каждого налогового периода исходя из суммы налога, исчисленной за истекший налоговый период, равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. См. письма Минфина России от 03.08.2010 N 03-07-11/337, от 29.07.2010 N 03-07-11/320, от 19.03.2010 N 03-07-11/72, от 07.07.2009 N 03-07-14/64, от 04.05.2012 N 03-07-11/135, от 29.02.2012 N 03-07-11/54, ФНС России от 29.10.2008 N ШС-6-3/782@.
Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения (п. 3 ст. 174 НК РФ).
Декларацию по НДС налогоплательщики, налоговые агенты, а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, должны представлять не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Если последний день срока подачи декларации приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
С 1 января 2015 года согласно п. 5.1 ст. 174 НК РФ в налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика . Лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, включают в налоговую декларацию сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах. Состав сведений, указанных в книге покупок и книге продаж, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в выставленных счетах-фактурах, включаемых в налоговую декларацию, определяется ФНС России.
Штрафы по НДС в 2021 году
За несдачу НДС и представление отчета позже срока положены предупреждения, штрафы и даже блокировка счетов, если опоздать с отчетом на 10 рабочих дней.
Когда сдавать декларацию
Не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В 2021 году сроки следующие:
- 1 квартал — 26 апреля 2021 (срок переносится, если последний день сдачи выпадает на выходной день);
- 2 квартал — 26 июля 2021;
- 3 квартал — 25 октября 2021;
- 4 квартал — 25 января 2022.
Если вы сдали декларацию по НДС на бумаге, хотя должны были сделать это в электронной форме, налоговая не примет отчет и он будет считаться непредставленным. Сроки не заморозят на то время, которое вы потратите на переделку и повторную подачу. В таком случае, если вы подаете бумажную декларацию в последний день сдачи, гарантированно придется заплатить штраф за просрочку.
Кого накажут за опоздание
Отвечать за просрочку будут:
- организации и предприниматели (в т. ч. налоговые агенты) — штраф по ст. 119 НК РФ;
- должностные лица организации (директор, главбух и пр.) — предупреждение или штраф по ст. 15.5 КоАП РФ.
Предпринимателя нельзя оштрафовать дважды за одно нарушение, поэтому он заплатит только штраф по налоговому кодексу, а к административной ответственности привлечен не будет.
Размер штрафа и порядок расчета
Штраф по ст. 15.5 КоАП РФ — от 300 до 500 рублей. Его размер устанавливает суд. Тут все просто, никаких нюансов.
Штраф по ст. 119 НК РФ — 5 % от неуплаченной вовремя суммы НДС по декларации. Проценты начисляют за каждый месяц просрочки, в том числе за неполные. Посчитает штраф налоговая, но мы объясним алгоритм, чтобы вы понимали, как он формируется. Для расчета надо знать сумму неуплаченного налога и количество полных и неполных месяцев, прошедших со дня, в который истек срок подачи отчета. Формула следующая:
Штраф = Неуплаченный НДС × 5 % × Кол-во полных и неполных месяцев, прошедших со дня просрочки
Важно помнить, что налог разрешается платить тремя равными платежами — не позднее 25 числа каждого из трех месяцев, идущих за отчетным кварталом. Это значит, что штраф считают только по той сумме налога, которую уже не заплатили вовремя.
Пример. Организация сдала декларацию и заплатила налог за 1 квартал 2021 года 5 мая, а не 26 апреля, как полагается. Сумма налога, заявленного в декларации к уплате — 300 000 рублей. Но на дату сдачи отчета прошел только срок уплаты первой ⅓ платежа. Это значит, что для расчета штрафа возьмут 100 000 рублей — ⅓ от 300 000 рублей.
Просрочка составила один неполный месяц — с 26 апреля по 5 мая.
Размер штрафа составит: 100 000 рублей × 5 % × 1 месяц = 5 000 рублей.
При расчете суммы штрафа есть и ограничения — он не должен быть меньше 1 000 рублей и больше 30 % от суммы неуплаченного НДС. Минимальный штраф платят, если:
- налог заплатили вовремя, а с декларацией опоздали;
- в декларации сумма НДС к уплате 0 рублей или заявлен налог к возмещению;
- на дату уплаты НДС была переплата, которая покрывала сумму налога.
Штрафы за неуплату НДС в 2021 году
Неуплата НДС бывает полной и неполной, умышленной и неумышленной. Это нарушение, за которое плательщиков налога привлекают к ответственности по ст. 122 НК РФ. Причиной может стать заниженная налоговая база, неправильно рассчитанный налог, мошеннические действия и пр. Также возможен штраф за грубое нарушение правил учета по ст. 120 НК РФ.
Штраф за неуплату НДС
Штраф назначается за занижение базы по НДС, ошибки в расчетах и незаконные действия.
Штраф за неумышленную неуплату — 20 % от суммы долга. Такой размер применяется из-за случайных ошибок в расчетах, технических неполадок, низкой квалификации бухгалтера и пр. Если налоговая выяснит, что вы не заплатили НДС умышленно, штраф увеличится до 40 %. Умышленным посчитают занижение налога при «нарисованном» входящем НДС, имитации реальной деятельности и пр.
Дополнительно к сумме штрафа надо доплатить сам неуплаченный налог и пени за каждый день просрочки.
Избежать штрафа можно, если вы:
- правильно посчитали и отразили в декларации налог, но не заплатили в бюджет вовремя;
- занизили налог в первичной декларации, но успели погасить недоимку, пени и сдать уточненку, до того как налоговая нашла ошибку;
- переплачивали НДС в прошлых кварталах и суммы переплаты достаточно для покрытия недоимки;
- подали уточненку, до того как закончился срок приема первичных деклараций.
Штраф за грубое нарушение правил учета
К грубому нарушению относится несвоевременное или неверное отражение операций в учете и отчетности, отсутствие первичных документов, счетов-фактур, бухгалтерских и налоговых регистров.
Если такие нарушения привели к занижению налоговой базы, штраф составит 20 % от суммы долга по налогу, но не меньше 40 000 рублей. Также придется погасить долг и уплатить пеню.
Штраф за опоздание с уплатой НДС
За несвоевременную уплату налога отдельный штраф в НК РФ не предусмотрен. Но придется заплатить пеню.
- первый платеж (26 апреля 2021) — 65 дней
- второй платеж (25 мая 2021) — 36 дней
- третий платеж (25 июня 2021) — 5 дней
Упростить расчет поможет специальный калькулятор. Главное, не забудьте посчитать пеню отдельно для каждой ⅓ платежа по НДС.
Ведите учет НДС и сдавайте декларации в Контур.Бухгалтерии, чтобы не опаздывать и не ошибаться в расчетах. Сервис поможет автоматизировать работу с НДС и автоматически заполнит декларацию данными, которые вы ввели в программу. Также в Бухгалтерии можно проводить расчеты с сотрудниками, вести бухгалтерский учет, проверять контрагентов и консультироваться с экспертами. Все новые пользователи получают 14 дней работы в подарок.
Новый КоАП: ответственность за налоговые нарушения
Согласно новому КоАП, действующему с 1 марта 2021 года, административная ответственность за некоторые правонарушения смягчена, по части нарушений размеры штрафов остались неизменны, а часть статей из действующего КоАП в новом отсутствует.
К примеру, в новом КоАП отсутствует административная ответственность:
— за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при наступлении сроков уплаты налогов, сборов (пошлин) и просрочке более 2 рабочих дней при совершении административного правонарушения должностным лицом юрлица, более 5 рабочих дней — иным физлицом, не являющимся ИП <*> ;
— отсутствие при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг документа об уплате единого налога или справки <*> . Напомним, что обязанность хранить в местах осуществления деятельности документы об уплате единого налога с ИП и иных физлиц отменена с 01.01.2021 <*> .
Снижен верхний предел штрафа за воспрепятствование проведению проверки. С 01.03.2021 данное правонарушение влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 БВ. В настоящее время размеры штрафа за это нарушение составляют от 10 до 50 БВ <*> .
За неисполнение письменного требования (предписания) пределы штрафа не меняются. Как и ранее, он налагается в размере до 20 БВ, а предупреждение не применяется <*> .
Следует отметить, что такая мера, как предупреждение исключено из числа взысканий за нарушения. Это связано с тем, что предупреждение отнесено к профилактическим мерам воздействия и применятся как одно из общих условий освобождения от административной ответственности <*> .
Ответственность за нарушения против порядка налогообложения определена гл. 14 нового КоАП. Напомним, в КоАП, действ. до 01.03.2021, ответственность за данные нарушения предусмотрена гл. 13.
Терминология определения плательщика, налога, сбора (пошлины), налоговой декларации (расчета), дня назначения проверки, размера базовой величины, а также методика сложения налогов для целей наложения административной ответственности по сравнению с КоАП, действ. до 01.03.2021, не изменились <*> . При этом в новом КоАП предусмотрено дополнительное примечание 7 к гл. 14, устанавливающее, что не признается административным правонарушением против порядка налогообложения нарушение, которое допущено вследствие исполнения разъяснений уполномоченных государственных органов, полученных в письменной или электронной форме. Однако эта норма действует и сейчас на основании п. 17 ст. 4 Закона N 159-З.
Штраф за осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе на юрлицо снижен с 20% до 10% от доходов, полученных в результате осуществления деятельности без постановки на учет в налоговом органе, и определяется только за каждый полный месяц просрочки (ст. 14.1 нового КоАП, ст. 13.2 КоАП, действ. до 01.03.2021).
Административная ответственность за нарушение срока представления налоговой декларации (расчета) на должностных лиц организаций не меняется. При этом исключено указание в санкции ИП. Однако исходя из норм ч. 1 ст. 4.6 нового КоАП за данное правонарушение ИП несет административную ответственность в соответствии с санкцией, предусмотренной для физлица. При просрочке не более 3 рабочих дней — штраф в размере до 1 БВ, при просрочке более 3 рабочих дней — в размере 2 БВ с увеличением его на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 БВ. За повторное нарушение – штраф на ИП в размере 3 БВ за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 20 БВ <*> .
Вдвое снижены верхние пределы штрафа за отсутствие у налогового агента учета начисленных или выплаченных (выданных в натуральной форме) плательщику доходов либо неотражение (неполное отражение) налоговым агентом в учете выплаченных (выданных в натуральной форме) доходов, повлекшие за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлине): на ИП — с 50 БВ до 25 БВ, на юрлицо — с 100 БВ до 50 БВ <*> .
За непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений исключен нижний порог предела штрафа. Штраф будет налагаться в размере до 20 БВ <*> .
Увеличен размер неуплаты взносов в бюджет ФСЗН, при котором налагается штраф. С 01.03.2021 это сумма более 20 БВ. Ранее таким порогом являлась сумма более 10 БВ. Административная ответственность применяется к должностным или иным уполномоченным лицам плательщика либо ИП или иным физлицам, предоставляющим работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам. Ранее меры ответственности применялись и к юрлицу <*> .
Размеры штрафов за неуплату (неполную уплату) налогов, сборов (пошлин), а также за невыполнение (выполнение не в полном объеме) налоговым агентом обязанности по удержанию, перечислению сумм налогов, сборов (пошлин) не меняются <*> . При этом дополнено условие непризнания указанных нарушений административным правонарушением. Так, административная ответственность не применяется, если налоговое обязательство не исполнено по причине отсутствия не только денежных средств на текущих (расчетных) банковских счетах, но также электронных денег в электронных кошельках, достаточных для исполнения обязательства. Сохранено условие неприменения ответственности при подаче уточенной декларации (расчета) и уплате (удержании и перечислении) суммы налога до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены эти нарушения, по камеральным проверкам, — до составления акта. При этом дополнено, когда акт камеральной проверки не составляется, внесение корректировок в декларацию и уплата (удержание и перечисление) налогов должны быть произведены до начала ведения административного процесса <*> .
Кроме того, установлены условия неприменения административной ответственности в случаях:
— непредставления декларации по НДС и неуплаты (неполной уплаты) НДС иностранной организацией по оказанию услуг в электронной форме физлицам (в т.ч. ИП), приобретающим услуги в электронной форме в Республике Беларусь, если просрочка составила не более 30 рабочих дней <*> .
— непредставления должностным или иным уполномоченным лицом или ИП документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, если просрочка составила не более 3 рабочих дней <*> .
— представления ЭСЧФ позже установленного срока, но до подачи декларации по НДС за соответствующий отчетный период <*> . Например, по общему правилу ЭСЧФ нужно выставить (направить) не позднее 10-го числа, следующего за месяцем, в котором состоялась реализация объектов <*> . В соответствии с новым КоАП плательщика не накажут, если он выставит (направит) ЭСЧФ позже 10-го числа, но до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, к которому относится строка 3 ЭСЧФ.
Следует также отметить, что для цели непризнания административным правонарушением неуплаты (неполной уплаты) налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, неисполнения (ненадлежащего исполнения) иных обязательств продлен срок устранения нарушений либо возмещения причиненного вреда. По КоАП, действ. до 01.03.2021, данный срок составляет не позднее 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, а также международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС <*> . С 01.03.2021 для этой цели устранить нарушения, возместить причиненный вред необходимо не позднее 10 рабочих дней со дня вручения проверяющим (руководителем проверки) или направления проверяемому лицу (его представителю) акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, а также международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, или обнаружения административного правонарушения (в случаях, когда проверка не проводилась) <*> .