О невыполнении услуги по уборке помещений общего пользования в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:
а) собственниками помещений:
— путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией,
— путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и ( или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом).
б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом).
В соответствии с ч.1.1 ст.161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности защите прав потребителей.
Услуга по уборке внутриподъездных и придомовых территорий должна соответствовать требования санитарных правил. Согласно которых, при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается захламление, загрязнение лестничных пролетов и клеток.
При невыполнении исполнителями по договору надлежащего содержания общего имущества (уборка внутриподъездных площадей дома), на основании Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающим установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 ( далее Правила), потребителям необходимо обратиться к исполнителю с заявлением об изменении размера платы. Заявление может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.
При непредставлении услуги по уборке надлежащего качества потребителю необходимо направлять сообщение ( письменно или устно) в адрес исполнителя, при обращение по телефону сотрудник организации обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку, регистрационный номер заявки и время ее приема. Факт выявления оказания услуги по уборке внутриподъездных площадей дома ненадлежащего качества должен отражен в акте непредставления услуги надлежащего качества , который составляется исполнителем с участием потребителя или его представителя и подписывается обеими сторонами.
Согласно п.6 настоящих Правил в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организация-исполнитель обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений, в порядке установленном настоящими Правилами.
В соответствии с п.10 Правил размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по формуле:
где:
∆Р — размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения (рублей);
Ру — стоимость соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения (рублей);
nm — количество календарных дней в месяце;
nd — количество полных календарных дней, в течение которых оказывались и (или) выполнялись услуги или работы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
При отказе организации- исполнителя в добровольном порядке удовлетворить требование потребителя ( нанимателя) об изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения при непредставлении услуги по уборке внутриподъездных площадей, данное требование подлежит рассмотрению в рамках гражданского судопроизводства.
В соответствии с п. 2 ст. 17 РФ « О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992г. потребители вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
Куда жаловаться, если не убирают снег во дворах?
Для поддержания чистоты придомовой территории работа дворников чрезвычайно важна. В зимнее время года это утверждение актуально как никогда. Легкий снег приносит радость детям, однако небрежная уборка двора в часы сильного снегопада приводит в серьезным последствиям. К их числу можно отнести травмы из-за падений на скользком асфальте, остановку въезда транспорта на территорию двора, появление ржавчины на металлических деталях скамеек и качелей, а также вероятность протечки стен зданий после потепления.
Кто отвечает за уборку снега во дворе?
За уборку снега во дворах, а также общее поддержание чистоты улиц, дорог, остановок и тротуаров могут отвечать управляющие компании, ТСЖ (Товарищество собственников жилья), ГБУ (Государственные бюджетные учреждения) и некоторые другие профильные организации. Дворники данных предприятий обязаны проводить уборку ступенек, площадок при входе в подъезды, парковочных мест во дворах, всех дорог на территории зданий, а также счищать снег и сосульки с крыш.
Представители управляющих компаний или ТСЖ вывозить снег с придомовой территории не обязаны. За это ответственны сами жильцы зданий, которые относятся к рассматриваемому двору. Делать вывоз самостоятельно необязательно. Услугу уборки и вывоза снега с территории двора можно заказать в любой транспортной компании города.
- ✅ Сколько метров составляет придомовая территория многоквартирного дома?
- ✅ Что входит в понятие “Содержание и ремонт жилого помещения”?
- ✅ Куда жаловаться на незаконную парковку во дворе?
- ✅ Образец заявления в жилищную инспекцию на управляющую компанию
Порядок уборки снега
В городах Северной климатической зоны существует особый порядок уборки придомовых территорий в часы снегопада. У каждого населенного пункта есть свои нормативы уборки дворов. Они зависят от общего среднегодового количества осадков.
Во время легкого снегопада достаточно обычной метлы. Толщина снежного покрова на дорогах и тротуарах при этом не может быть более двух сантиметров. В случае сильных непрекращающихся снегопадов дворники должны чистить тротуары улиц каждые три-четыре часа. Периодичность уборки может варьироваться в зависимости от класса дороги. Нередко для этого используют механические средства уборки снега.
Для того чтобы лишние сантиметры снега не мешали движению людей и проезду транспорта во дворе, сугробы должны быть сдвинуты к краю дорог. При появлении гололеда дорожную часть дворовой территории необходимо обработать специальными реагентами.
В часы сильных снегопадов и при оттепелях в первую очередь должны быть огорожены опасные зоны под металлическими элементами крыш, скатными кровлями, а также под выступающими фасадами. Сосульки и снеговые свесы должны быть устранены в течение суток с момента их образования. Работы необходимо проводить только в дневные часы.
Крыши зданий вдоль основных магистралей, пешеходных зон, игровых площадок и крыши подъездов дворники обязаны очищать от снега в течение двух суток после снегопада. Когда слой снега более пяти сантиметров, уборку требуется произвести незамедлительно. Прочие виды кровли подлежат очистке в течение трех суток после снегопада.
Куда пожаловаться, если снег не убирают?
Как правило, рассматривают две причины скопления лишних сантиметров снега на территории двора: коммунальные службы не исполняют свои обязанности или возникновение чрезвычайной ситуации. В случае, когда снег во дворе лежит неделями и в течение этого времени его никто не убирает, жильцам стоит предпринять решительные меры.
Вид организации, куда следует подавать жалобу в случае некачественной уборки во время снегопада, зависит от нескольких факторов:
- В случаях, когда скопившиеся сантиметры снега не убирают на тротуарах улиц, дорогах, остановках или стоянках, необходимо писать жалобы в региональный орган в сфере благоустройства. Это может быть управляющая компания или Управа;
- Когда после снегопада весь двор покрыло толстым слоем снега, а с краев крыш повисли огромные сосульки, следует также жаловаться в управляющую компанию;
- Для крупных городов существует возможность подачи жалобы онлайн. Например, для жителей Москвы — портал мэра;
- В случае, если представители организаций игнорируют жалобы об отсутствии уборки снега, пострадавшим следует обратиться в прокуратуру.
Когда сложно определить, в чем именно причина отсутствия уборки дорог, тротуаров улиц, остановок, крыш или общей территории двора в целом, то можно жаловаться в Жилищную инспекцию, ЖКХ (Жилищно-коммунальное хозяйство) или в ТСЖ (Товарищество собственников жилья). Как правило, контакты данных организаций находятся на доске объявлений при входе в подъезд или возле почтовых ящиков. Один экземпляр претензии заявитель передает руководителю ответственной компании, а второй оставляет у себя.
Случаи, когда в один день выпадает месячная норма снега считаются примерами чрезвычайной ситуации. Коммунальные службы, как правило, не способны устранить последствия снегопада немедленно. Режим работы дворников в данных службах рассчитан на уборку снега в нормальных условиях. В типичном бюджете не предусмотрено ресурсов для уборки в чрезвычайных ситуациях, так как ее предугадать невозможно, а деньги, которые тратятся на неиспользуемую снегоуборочную технику, считаются ушедшими впустую.
Как составить жалобу?
Письменная жалоба на некачественную уборку снега может быть составлена как от имени отдельного жильца, так и от группы собственников квартир зданий на территории двора за подписью всех. Последний метод называют коллективной жалобой. Претензия пишется в свободной форме от руки или набирается на компьютере. Стоит обратить внимание на то, кому и от кого направляется претензия, изложить суть проблемы, а в конце поставить число и подпись.
Жалобы на некачественную уборку снега составляются в двух копиях. Один экземпляр с подписью представителя организации, который принял обращение, остается у заявителя. Это подтверждение получения управляющей организацией претензии. Второй экземпляр остается в самой компании.
По адресу Красноярский край, г. Красноярск, ул. Улица, дом ХХ во дворе дома на протяжении недели не проводиться уборки придомовой территории, во дворе грязь и мусор . Таким образом управляющая компания ООО «Управляющая компания» нарушает Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 №170), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491), Жилищный кодекс РФ в ч. 1 ст. 161 ЖК РФ, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.
В соответствии с п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170) техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя уборку мест придомовой территории . Определенные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда являются обязательными для исполнения управляющими организациями.
В соответствии с пп. Г п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491) содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя в том числе уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ управляющая компания по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и(или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность
В соответствии с ч. 1 ст. 165 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491) общее имущества должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации ( в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании , защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и(или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с вышеизложенным управляющая компания обязана содержать общее имущество в многоквартирном доме в надлежащем состоянии и обладает всеми необходимыми для этого ресурсами.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда РФ №6464/10 от 29.09.2010 « Все текущие, неотложные , обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме ».
В соответствии с п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии со ст. 2 Положения о государственном жилищном надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 №493) задачами государственного жилищного надзора является в том числе предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Федеральным закон от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также Положением о государственном жилищном надзоре, прошу:
Нормы уборки придомовой территории в многоквартирном доме
Придомовым признается пространство, закрепленное за отдельным зданием (МКД) либо нескольким домами. Его границы устанавливаются на основании сведений кадастрового учета. Придомовая территория обслуживается совместно с многоквартирным домом, так как является его неотделимой частью.
Существует несколько государственных актов, регламентирующих условия эксплуатации и правила уборки придомового пространства:
· Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее — (Постановление Правительства РФ № 491);
· Жилищный Кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ);
· Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее — Постановление Госстроя РФ № 170);
· Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем РФ) (далее — МДК 2-04.2004).
Земля, располагающаяся вокруг МКД – это часть единого имущественного фонда, поэтому она принадлежит:
· участникам кондоминиума/ТСЖ (при наличии);
· управляющей организации (ЖКХ);
· всем гражданам, владеющим жильем в данном МКД.
Ни один из владельцев не может подарить, продать, сдать внаем свою долю придомовой земли, так как она относится к общедолевому имуществу (Постановление Правительства РФ № 491).
Границы, прилегающей к сооружению земли, определяются еще на первоначальных этапах строительства, поэтому площадь участка вокруг МКД для уборки, можно узнать:
· из кадастровой документации;
· из сведений Государственного Реестра.
Если жилое строение не прошло кадастровую регистрацию, то следует обратиться в местные муниципальные органы для установления размеров придомовой территории многоквартирного дома для уборки.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 491 в придомовое пространство входят следующие объекты:
- элементы озеленения (клумбы, кустарники и другие насаждения);
- различные предметы благоустройства (лавочки, беседки и пр.);
- игровые/спортивные комплексы;
- оборудование для сушки белья;
- места/помещения для автомобилей;
- площадки для выгула животных;
- обслуживающие подстанции;
- пожарные проезды;
- тротуары, пешеходные дороги, аллеи;
- уличное освещение и другие элементы;
- площадки, предназначенные для мусоросборников.
Стандартный перечень работ по уборке дворовой территории МКД может быть дополнен необязательными услугами (только с одобрения владельцев жилья):
· озеленение/высадка новых кустарников и других насаждений;
· декорирование/улучшение ландшафтного дизайна;
· возведение архитектурных построек и пр.
Согласно действующим правовым нормам каждый владелец жилого помещения (потребитель) обязан нести часть расходов на содержание многоквартирного дома, включая уборку дворового участка (ст. 158 ЖК РФ). Тарифы за обслуживание/уборку прилегающей к МКД земли, рассчитываются с учетом общей жилой площади, занимаемой гражданином (собственником).
Если жильцов не устраивает качество предоставляемых услуг, то следует направить претензию (заявление) в обслуживающую организацию, которой необходимо будет улучшить качество оказываемых работ, либо понизить тарифы.
Жилищно-коммунальные объединения при оказании услуг по обслуживанию дворовой территории МКД, придерживаются установленных общих нормативов (МДК 2-04.2004). Перечень выполняемых ими работ может меняться с учетом текущего времени года (лето/зима/весна).
В летний период УК/ТСЖ обязаны соблюдать следующие правила уборки придомовой территории многоквартирного дома:
- ежедневное подметание, полив (при температуре выше 30 °C) дворовой территории (тротуаров, дорожек, подъездных путей);
- сбор различного мусора (пакетов, бутылок, окурков и пр.) с детских/спортивных и других площадок;
- подстригание/полив клумб, кустарников, деревьев, газона;
- завоз песка на игровые площадки для детей (песочницы);
- покраску ограждающих конструкций, лавочек, качелей, турников и других сооружений;
- побелку деревьев, бордюров (при необходимости);
- регулярную чистку мусоросборников от отходов, а также подметание площадок под ними.
В зимнее время в обязанности управляющих организаций входит:
- очищение дорожек, тротуаров, подъездных путей от наледи, снежного покрова (вручную или с применением спецтехники);
- рыхление снега в местах высадки зеленых насаждений, а также на газонах;
- посыпание тротуарных/пешеходных дорожек, входных объектов (площадок возле подъездов, включая лестницы) смесью речного песка и соли;
- сбивание сосулек с крыш, наледи с водосточных труб и канализационных люков;
- очистка урн/мусоросборников;
- сбор мусора с развлекательных комплексов;
- очищение входа в подвальное помещение от снега.
При сильных снегопадах очищение придомовой площади от снежного покрова проводится два раза в сутки.
Весной коммунальные службы, помимо основных работ, обязаны проводить:
- очищение/промывку стоков и канав;
- периодический сгон талых вод к колодцам/люкам;
- общую очистку придомовой площади от грязи, мусора, оставшегося снега.
Кроме того, существуют общеустановленные правила, касающиеся уборочных операций, которые должны обеспечивать коммунальные службы:
- обустройство мест, используемых уборочной спецтехникой (расширение границ, ремонт дорожного покрытия и пр.);
- обеспечение свободного доступа к смотровым люкам, инженерным и водопроводным коммуникациям, теплосетям;
- выделение участков для хранения/складирования инструментов, оборудования и других материалов, требуемых для обслуживания дворового участка;
- обеспечение оптимальной ширины тротуаров и подъездных дорог;
- установка ограждающих конструкций высотой не более 60 см.
Также действуют определенные ограничения, касающиеся благоустройства дворовой территории многоквартирного дома, согласно которым запрещено:
· увеличивать количество парковочных мест путем уменьшения участков озеленения;
· размещение мусоросборочных контейнеров на газонах, подъездных дорогах;
· установка торговых ларьков, павильонов, киосков.
Кто обязан выполнять уборку на придомовой площади?
· Обслуживание/уборку придомовой территории многоквартирного дома могут обеспечивать:
· управляющие организации, с которыми заключается соответствующее соглашение;
· специальные фирмы, привлеченные со стороны, которые работают на основании контракта, заключенного с собственниками (жильцами МКД) либо с ТСЖ.
Способ организации мероприятий по уходу за дворовым участком выбирается непосредственно жильцами МКД путем проведения общего собрания.
Исполнительная организация несет обязательства по обеспечению качества обслуживания, однако привлечь ее к ответственности за ненадлежащее их исполнение можно только на основании заключенного соглашения. Поэтому жильцы должны оформить соответствующий документ типовой формы, в котором будут указаны:
- реквизиты заказчика и ЖКХ/ТСЖ (наименование/адрес);
- предмет договора с перечислением всех видов уборочных/обслуживающих работ;
- права, обязанности участников хозяйственно-правовой сделки;
- ответственность сторон;
- тарифы на уборку/способы оплаты;
- основания для расторжения соглашения;
- подпись/должность ответственных лиц.
Если земля, прилегающая к МКД, не зарегистрирована в качестве объекта общей долевой собственности, то ответственность за ее благоустройство и уборку несет местный муниципалитет. В новостройках придомовое пространство принадлежит компании-застройщику, однако жители могут приватизировать данную территорию. При этом ответственность за содержание/уборку дворовой площади ляжет на всех собственников приватизированного объекта.
Санитарная уборка и сбор мусора
В целях обеспечения необходимых санитарных условий на участке, располагаемом вокруг МКД, УК/ТСЖ должны:
- устанавливать на отдельных, заасфальтированных/бетонированных площадках прочные мусоросборники объемом не менее 100 литров, которые должны быть окрашены стойким красителем;
- ограждать площадки вокруг мусоросборников;
- обеспечивать освещенность данного участка;
- осуществлять ежедневный сбор мусора/отходов из всех мусорных контейнеров;
- обеспечивать условия для подъезда/разворота спецтехники (мусороуборочных машин).
Согласно нормативным правилам уборки придомовой территории многоквартирного дома, основные уборочные мероприятия должны проводиться один раз в смену/в 24 часа. В зимний период во время сильных снегопадов операции по очищению свежевыпавших осадков могут осуществлять два раза в смену/в сутки. Посыпание дворовой территории песком/солью производится по необходимости либо раз в сутки. Тротуары в зависимости от класса могут убираться – 1 раз в 2 дня либо 1-2 раза в сутки.
Наблюдение за качеством выполняемых уборочных работ могут обеспечивать:
- потребители (жильцы МКД);
- органы местного самоуправления;
- Государственная жилищная инспекция.
Если уборочные/обслуживающие работы выполняются недобросовестно, в недостаточном объеме либо вовсе отсутствуют, то жильцы вправе обратиться с жалобой:
· к руководству кондоминиума/ТСЖ;
· в Жилищную Инспекцию;
· в местную администрацию;
· в судебные инстанции;
· в Прокуратуру района.
Факты нарушения правил уборки придомовой территории следует зафиксировать в специальном акте, который должен содержать:
- название документа;
- суть претензии (подробное изложение всех видов невыполненных работ);
- реквизиты/название управляющей фирмы;
- ФИО/подпись лиц, предъявляющих претензию;
- адрес МКД, номера квартир.
Также необходимо составить письменное заявление с требованием произвести перерасчет согласно невыполненным обязательствам.
Жильцы МКД вправе расторгнуть соглашение с виновной стороной и выбрать другое учреждение, которое будет обслуживать/убирать прилегающую к МКД площадь. При выборе следует обращать внимание на репутацию, надежность, опыт стороннего исполнителя.
Информация подготовлена специалистами отдела информирования и консультирования граждан с использованием открытых Интернет ресурсов
Образцы претензий плохой уборке придомовой территории
Обязанность по уборке территории многоквартирного дома от снега в регламентировано несколькими нормативно-правовыми актами, основными из которых являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (Правила № 170), и Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (Минимальный перечень).
На основании Правил № 170 уборка дворов, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов должна производиться организациями, обслуживающими жилищный фонд.
В соответствии с Минимальным перечнем управляющие организации обязаны выполнять работы по очистке придомовой территории от наледи, льда и снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова). Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую зону, а во дворах – к местам складирования. Снег, собираемый во дворах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений.
Вместе с тем, нормативными актами предусмотрена только уборка придомовой территории от снега, вывоз снега с придомовой территории действующим законодательством не регламентирован. Данная услуга является дополнительной. Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании вправе принять решение о периодичности вывоза снега с придомовой территории и определить источник финансирования данного вида работ.
В случае некачественной уборки снега с придомовой территории управляющей организацией собственники помещений многоквартирного дома, в первую очередь, должны обратиться непосредственно в управляющую организацию.
Согласно Правилам изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений вправе обратиться с заявлением о снижении размера платы к ответственному лицу.
Факт выявления ненадлежащего качества оказания услуг и выполнения работ отражается в соответствующем акте нарушения качества, который является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено, которое в течение 2 рабочих дней с даты его получения обязано направить заявителю извещение о дате получения заявления, его регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.
При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы.
Кроме того, государственная жилищная инспекция Новосибирской области в пределах компетенции проводит проверки соблюдения юридическими лицами обязательных и лицензионных требований, в том числе требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, в случае невыполнения управляющей организацией обязанности по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, включая обязанность по уборке придомовой территории от снега, собственники помещений вправе обратиться с соответствующим заявлением в ГЖИ НСО.
Управляющие организации, осуществляющие управлением многоквартирными домами на основании лицензии, несут административную ответственность за нарушение лицензионных требований в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку содержание общего имущества многоквартирного дома является одним из лицензионных требований, в случае выявления нарушений, связанных с ненадлежащим выполнением обязанности по уборке придомовой территории от снега, управляющие организации по результатам внеплановых проверок, проводимых инспекцией, могут быть привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере от 50 до 100 тысяч рублей для должностного лица или его дисквалификации на срок до 3 лет и штрафа на сумму от 250 до 300 тысяч рублей для юридического лица соответственно.
Для товариществ собственников жилья (ТСН, ЖСК, ЖК) КоАП РФ предусматривает административную ответственность по статье 7.22, в соответствии с которой штраф для должностных лиц может составить 4 ‑ 5 тысяч рублей, для юридического лица ‑ от 40 до 50 тысяч рублей.