Налоговый агент по НДС: кто должен платить «чужие» налоги
Больше материалов по теме «НДС» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Положения ст.161 НК РФ дают полное описание ситуаций, когда налогоплательщик не сам оплачивает начисленный НДС, а за него это делает налоговый агент. Институт посредников по исчислению и уплате обязательных бюджетных сборов предусматривается в ситуации, когда сам субъект предпринимательства не может выполнять свои обязанности по отношению к государству.
Момент возникновения обязанностей налогового агента
Передача обязанностей по уплате и начислению НДС от реального налогоплательщика к посреднику возникает в следующих случаях:
- при покупке у иностранной компании продукции/услуг на российской территории;
- при временном пользовании имуществом, находящимся в муниципальной или государственной собственности;
- при продаже конфиската, бесхозного имущества или кладов.
Важно: функции налогового агента могут возникать у любой организации, в том числе и не являющейся плательщиком налога по причине использования спецрежимов (ЕНВД, УСН, патент).
Приобретение продукции у зарубежного партнера
Наиболее частый вариант налогового агентирования – приобретение на российской территории товаров или услуг у иностранного юридического лица. Для того чтобы обязанность по исчислению и уплате НДС перешла к покупателю, необходимо одновременное исполнение трех условий:
- зарубежный партнер-продавец не зарегистрирован в российской налоговой службе;
- реализованный товар/услуга не входят в перечень продукции, освобожденной от НДС;
- факт продажи происходит на территории РФ.
При совпадении перечисленных критериев покупатель обязан исчислить НДС и уплатить его в бюджет.
Налоговая база, с которой производится расчет НДС, определяется с полной суммы дохода иностранного продавца за реализованные товары или услуги, включающей налог. Для исчисления НДС используется ставка 18/118 или 10/110.
Если оплата за иностранные поставки происходит в несколько траншей, и в контракте указана сумма без НДС, то для начисления налога следует применить ставку 10% или 18%.
Имейте в виду: налоговый агент должен уплатить НДС в тот момент, когда произошел перевод денежных средств продавцу. В течение пяти дней должен быть выписан и зарегистрирован счет-фактура в адрес покупателя от имени иностранного партнера.
Для выписки счета-фактуры используются данные зарубежного продавца, указанные в договоре. В полях, предназначенных для обозначения ИНН/КПП, проставляется прочерк.
В счете-фактуре необходимо перечислить номера платежных поручений в оплату продукции или услуг. При этом в случае приобретения товаров надо указать номера тех «платежек», которыми непосредственно оплачена договорная сумма. Если же контракт предполагает оплату за выполненные иностранным исполнителем работы или услуги, то в счете-фактуре надо указать номера и даты платежных документов на уплату НДС.
Аренда имущества муниципальных или государственных структур
При пользовании федеральным или муниципальным имуществом арендатор обязан уплатить арендодателю доход, за минусом исчисленного НДС, который следует перевести на счет казначейства.
Важным обстоятельством, которое принципиально определяет обязанность арендатора уплачивать НДС, является заключение договора аренды непосредственно с федеральным или муниципальным органом власти (комитетом по управлению имуществом). Возможно заключение тройственного договора, где, помимо арендатора, выступает орган власти и тот хозяйственный субъект, на балансе которого содержатся основные средства, передаваемые в аренду.
В случаях аренды недвижимости или оборудования у лица, которое распоряжается государственным имуществом на правах хозяйственного владения (управления) арендатор не является налоговым агентом, рассчитывать и платить НДС он не обязан.
Следует знать: при аренде федерального/муниципального имущества налоговым агентом может быть как юридическое, так и физическое лицо.
НДС при аренде госимущества должен рассчитываться с величины договорной платы, включающей налог, по ставке 18%/118%.
В соответствии с общими требованиями НК РФ, в течение 5 дней с момента осуществления оплаты аренды, арендатор составляет счет-фактуру. В полях, предназначенных для указания продавца, прописываются данные органа власти, указанного в договоре.
При пользовании федеральными или муниципальными активами (или их приобретении) арендатор/покупатель обязан предоставить в налоговую инспекцию декларацию по НДС с заполнением раздела 2. Срок ее составления – 25 число месяца, следующего за отчетным кварталом.
Реализация конфискованных активов
Предприятия и ИП, которых государство уполномочило реализовывать конфискованное, бесхозное и унаследованное федеральной казной имущество, выступают в роли налоговых агентов. Главная организация, занимающаяся этой процедурой, Росфонд федерального имущества, проводит конкурсы, на которых отбираются реализаторы кладов, бесхозных активов и конфиската.
Налоговая база по такому виду реализации определяется по стоимости аналогичных активов на рынке. Если продаже подлежат товары, облагаемые акцизами, то в налоговой базе должна учитываться величина этого сбора.
Уплатить в бюджет исчисленный с продажи НДС необходимо в день отгрузки продукции либо в дату получения предоплаты – в зависимости от того, какое из событий наступит раньше.
Особенности заполнения декларации по НДС для налоговых агентов
Все налогоплательщики, обязанные отчитываться по НДС, должны использовать только электронный вариант передачи документации в налоговую службу. Исключение составляют лишь хозяйствующие субъекты, для которых законом предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость, но отдельные операции подпадают под обязанность налогового агентирования.
Из всех листов Декларации НДС налоговым агентам предстоит заполнить:
- головной (титульный) лист;
- раздел 1, где указывается сумма, подлежащая оплате в бюджет;
- раздел 2, в котором отражаются суммы НДС, обязательные к уплате по деятельности, подлежащей налоговому агентированию;
- раздел 12, в котором содержатся сведения из счетов-фактур, составленных налогоплательщиками, освобожденным от уплаты НДС по своей деятельности, но выполняющими операции налогового агента.
Имейте в виду: в Разделе 2 налоговый агент отражает сведения по каждому контрагенту, с которым проводились налогооблагаемые операции (покупка товаров/услуг у иностранного продавца, аренда муниципального или федерального имущества). Если по одному контрагенту проведено несколько сделок на протяжении квартала, то допускается заполнение одного листа Раздела 2.
Для каждой операции, отраженной в Разделе 2 указывается свой бюджетный код (КБК). Если компания перечислила в налоговом периоде авансовые платежи по контракту с иностранным продавцом либо по аренде имущества у государственных органов, то в следующем квартале эти суммы должны быть исключены из общей суммы сделки. Такое правило действует во избежание двойного налогообложения.
Надо знать: переплата по НДС по основной деятельности налогоплательщика не может быть зачтена в счет уплаты суммы, необходимой для перечисления налоговым агентом.
По срокам сдачи декларации и уплаты НДС для налоговых агентов действуют такой же регламент, как и для прочих налогоплательщиков. Декларация должна сдаваться не позднее 25 числа месяца, следующего за окончанием налогового периода, а уплатить налог надо до 20 числа этого же месяца. Отчет по НДС должен передаваться в тот налоговый орган, где зарегистрировано юридическое лицо. ИП предоставляют декларации в ФНС по месту своего проживания (регистрации).
Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом
Комментируемый закон затронул положения о налоговых агентах по НДС, налоговые льготы и внес технические правки, связанные с отменой ЕНВД. Рассмотрим основные изменения подробнее.
Новые обязанности налоговых агентов по НДС при работе с иностранцами
В настоящее время в п. 1, 2 и 5 ст. 161 НК РФ прописано, что налоговыми агентами по НДС являются организации (предприниматели), состоящие на налоговом учете в РФ, которые:
- приобретают товары (работы или услуги) у иностранной организации, не стоящей на налоговом учете в РФ;
- в качестве посредника реализуют товары (работы, услуги, имущественные права) иностранной организации, не стоящей на налоговом учете в РФ.
Если иностранная организация зарегистрирована в российском налогом органе, то она самостоятельно платит НДС. Причем основание постановки на учет может быть любое, в том числе не связанное с реализацией, которая облагается НДС (например, наличие недвижимого имущества в РФ, открытие обособленного подразделения и пр.). Такой порядок вызывал вопросы и споры на практике (см. определение КС РФ от 24.11.2016 № 2518-О, письма Минфина России от 15.06.2021 № 03-07-13/1/46826, 11.06.2021 № 03-07-08/46286).
С 01.10.2021 эти правила скорректировали. Теперь обязанности налоговых агентов по НДС будут возникать, даже если:
- иностранная организация стоит на налоговом учете в РФ в связи с нахождением на территории России принадлежащего ей недвижимого имущества, транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке;
- обособленные подразделения иностранной организации стоят на налоговом учете в РФ, но реализация осуществляется не через эти обособленные подразделения.
Другими словами, теперь обязанности налоговых агентов по НДС будут чаще возникать у организаций (предпринимателей), работающих с иностранными контрагентами. Поэтому рекомендуем заранее подготовиться к изменениям, проанализировать отношения с иностранцами.
Отметим, по-прежнему обязанностей налогового агента не возникает при приобретении у иностранцев электронных услуг по ст. 174.2 НК РФ (см. подробнее).
Вычеты и восстановление НДС при передаче имущества в доверительное управление ПИФ
Если организация (ИП) передает имущество управляющей компании ПИФ в доверительное управление, то она должна восстановить НДС по этому имуществу. Восстанавливать нужно ранее принятую к вычету сумму НДС, а в отношении основных средств и нематериальных активов – в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. Сумма восстановленного налога указывается в документах, которыми оформляется передача имущества. Восстановленные суммы не включаются в стоимость имущества и принимающая сторона (УК ПИФа) может заявить их к вычету при использовании в деятельности, облагаемой НДС.
Несмотря на то что раньше обязанность восстанавливать налог в таком случае не была закреплена в НК РФ, контролирующие органы настаивали на этом (см. письмо Минфина России от 11.11.2020 № 03-07-05/98046). Теперь восстанавливать налог придется по имуществу, переданному в ПИФ с 1 октября 2021 года.
Новые льготы по НДС организациям, поддерживающим малый и средний бизнес
Из-под обложения НДС вывели безвозмездные работы, услуги, а также передачу имущественных прав (пп. 21 п. 2 ст. 146 НК РФ):
- органами госвласти, местного самоуправления, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) и ее дочерними обществами, организациями из реестра инфраструктуры поддержки МСП в рамках поддержки МСП в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
- организациями, поддерживающими экспорт в рамках Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Эти положения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года (п. 16 ст. 10 Закона № 305-ФЗ). Если у налогоплательщиков в прошлом были такие операции и они платили НДС, то могут вернуть его, подав уточненную декларацию и заявление о возврате или зачете.
Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:
Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 ноября 2016 г. N 03-07-11/68968 О применении НДС при реализации государственного или муниципального имущества, составляющего государственную или муниципальную казну, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем
Вопрос: В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества и основными направлениями приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.07.2013 г. и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 г. N 1914-р, Акционерное общество (далее — АО) осуществляет от имени Российской Федерации функции продавца объектов недвижимого имущества путем продажи на аукционе и посредством публичного предложения в соответствии с условиями Агентского договора, заключенного с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (далее — Росимущество).
В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную или муниципальную казну (далее — Имущество), не входят в перечни операций, не признаваемых объектом налогообложения, приведенных в ст. 146 и ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).
Согласно ст. 161 НК РФ, при реализации (передаче) такого Имущества, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого Имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Просим сообщить мнение Министерства финансов Российской Федерации о порядке уплаты НДС от реализации государственного и муниципального имущества в случае, когда покупателем Имущества является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем. Кто в рассматриваемом случае признается налоговым агентом, обязанным исчислить и перечислить в бюджет сумму НДС? Признается ли Росимущество налоговым агентом в случае приобретения федерального имущества физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем?
Ответ: В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость при реализации государственного или муниципального имущества, составляющего государственную или муниципальную казну, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
При реализации (передаче) указанного имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке лицами, осуществляющими операции по реализации (передаче) данного имущества.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | О.Ф. Цибизова |
Обзор документа
При реализации (передаче) на территории России госимущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную (муниципальную) казну, налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации (передачи) объектов с учетом налога.
Налоговая база рассчитывается отдельно при совершении каждой операции.
Налоговыми агентами признаются покупатели, за исключением физлиц, не являющихся ИП.
Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить налог в бюджет.
При реализации (передаче) упомянутого имущества физлицам, не являющимся ИП, НДС уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке лицами, совершающими операции.
Налоговый агент по НДС при сделках с госимуществом
Ситуации, когда организации или ИП участвуют в сделках с госимуществом, не так уж редки. Рассмотрим, когда арендаторы и покупатели приобретают статус налоговых агентов и что понимается под сделками с госимуществом.
Налоговый агент – арендатор госимущества
В соответствии с п. 3 ст. 161 НК РФ при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества (далее мы будем использовать общий термин «госимущество») вы становитесь налоговым агентом, если арендодателем выступает:
- Орган государственной власти и управления либо орган местного самоуправления.
- Орган государственной власти и управления (местного самоуправления) и одновременно балансодержатель данного имущества, который не является органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления. В этом случае, как правило, заключается трехсторонний договор между собственником имущества в лице соответствующего органа (арендодателя), балансодержателем имущества (унитарным предприятием) и арендатором (постановления ФАС Уральского округа от 21.10.2008 № Ф09-7682/08-С2, от 25.06.2008 № Ф09-4562/08-С2 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 26.11.2008 № ВАС-12243/08)).
При этом не важно:
- какой налоговый режим вы применяете: общий или специальный (см. письма Минфина России от 24.09.2015 № 03-07-11/54577, от 30.12.2011 № 03-07-14/133, от 05.10.2011 № 03-07-14/96);
- перечисляется ли арендная плата деньгами или зачитывается выполнением работ или оказанием услуг арендодателю (письмо Минфина России от 16.04.2008 № 03-07-11/147).
Если вы передали госимущество в субаренду, вы должны исчислять и уплачивать НДС, как налоговый агент – на основании п. 3 ст. 161 НК РФ, и как налогоплательщик – с реализации услуг по предоставлению имущества в субаренду (письмо Минфина России от 18.10.2012 № 03-07-11/436).
Когда обязанности агента у арендатора не возникают
Не нужно платить «агентский» НДС:
- Если арендодателем является:
- казенное учреждение.
Дело в том, что оказываемые этими учреждениями услуги (в том числе услуги аренды) не являются объектом налогообложения по НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 17.12.2014 № 03-07-14/65191, от 19.09.2014 № 03-07-14/46917, от 24.03.2013 № 03-07-15/12713 (направлено для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 21.04.2014 № ГД-4-3/7605);
- балансодержатель имущества, не являющийся органом государственной власти, местного самоуправления.
В такой ситуации сумма арендной платы, включая НДС, перечисляется арендодателю-балансодержателю, который самостоятельно платит НДС в бюджет (см. письма Минфина России от 12.05.2017 № 03-07-14/28624, от 07.07.2016 № 03-07-14/39827, от 06.05.2016 № 03-07-11/30226, от 28.12.2012 № 03-07-14/121, от 23.07.2012 № 03-07-15/87, определение КС РФ от 02.10.2003 № 384-О, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.03.2012 № А43-7468/2011,). Балансодержатель уплачивает НДС самостоятельно и в том случае, если предоставляет его в аренду на безвозмездной основе (письмо Минфина России от 26.04.2010 № 03-07-11/147).
- При аренде конструктивных элементов зданий.
Отдельные конструктивные элементы зданий, такие как крыша или стены, не могут быть объектами аренды, поскольку они не являются самостоятельными объектами недвижимости (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66). Поэтому при предоставлении в пользование таких частей государственных объектов недвижимости (например, мест на крыше для установки оборудования или фрагментов стены для размещения рекламы) правила п. 3 ст. 161 НК РФ не применяются. НДС при реализации данных услуг уплачивают органы государственной власти или органы местного самоуправления (письмо Минфина России от 22.10.2012 № 03-07-11/442).
Налоговый агент – покупатель имущества казны
При покупке государственного или муниципального имущества обязанности налогового агента возникают только при одновременном выполнении следующих условий (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ):
- продавцом (передающей стороной) является орган государственной власти или орган местного самоуправления;
- имущество составляет казну РФ, субъекта РФ или муниципального образования, т.е. не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за конкретным государственным или муниципальным учреждением (предприятием);
- данная операция, признается объектом налогообложения по НДС согласно пп. 1, 2 ст. 146 НК РФ;
- покупатель является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (письма Минфина России от 02.08.2010 № 03-07-14/55, от 14.12.2009 № 03-07-14/114). На физлиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью, обязанности налоговых агентов не возлагаются, а НДС в бюджет уплачивают продавцы указанного имущества (определение Конституционного суда РФ от 19.07.2016 № 1719-О (приведено в п. 14 Обзора правовых позиций, направленного письмом ФНС России от 23.12.2016 № СА-4-7/24825@), письма Минфина России от 08.11.2012 № 03-07-14/107, ФНС России от 13.07.2009 № ШС-22-3/562@, постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2014 № 17383/13).
Итоги
Вне зависимости от режима налогообложения организации или ИП, приобретая государственное имущество или арендуя его, становятся налоговыми агентами. Однако для приобретения статуса налогового агента при совершении сделок с госимуществом также необходимо соблюдение определенных условий, рассмотренных в статье.
В каких случаях организация или ИП еще может быть признана налоговым агентом и какие возникают в этом случае обязательства, читайте в статье «Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)».
О заполнении налоговым агентом декларации по НДС можно узнать из статей:
Налоговые агенты по НДС
Налоговый агент — это лицо, которое удерживает у налогоплательщика налог и уплачивает его в бюджет. На практике это лицо одновременно выплачивает доход плательщику налога. Поэтому она самостоятельно изымает часть дохода у налогоплательщика и перечисляет его в бюджет.
Самый яркий пример — работодатель, который платит зарплату сотруднику. В день выплаты зарплаты он отдает работнику только часть денег — 87 %, а 13 % НДФЛ сразу направляет в бюджет.
Кто является налоговым агентом по НДС
Полный перечень ситуаций, когда гражданин становится налоговым агентом, перечислен в Налоговом кодексе, ст. 161. Вот некоторые из них:
- купили товары или услуги у иностранных лиц, которые не стоят на учете в России, а затем продали их на территории нашей страны — вы налоговый агент этого иностранца и должны удержать НДС из причитающегося ему дохода и уплатить в бюджет;
- арендовали или купили имущество у органов власти — вы налоговый агент госоргана и должны удержать и уплатить НДС за него;
- занимаетесь продажей конфиската, кладов, скупленных ценностей.
Разберем самые популярные ситуации.
Продажа иностранных товаров и услуг
Предприниматели закупают сырье, товары и услуги у иностранных компаний. Если в у иностранного продавца есть зарегистрированный филиал или представительство в России, его сотрудники выдадут вам счет-фактуру и самостоятельно рассчитают и уплатят НДС в бюджет.
Узнать о регистрации филиала несложно. Запросите у контрагента свидетельство о постановке на учет в России с присвоенным ИНН. Обращайте внимание на то, с кем именно заключаете контракт. У иностранной компании может быть официальный филиал в России, но если договор заключен с «головой», вы станете ее налоговым агентом по НДС.
Но есть операции, которые освобождены от налогообложения, они перечислены в ст. 149 НК РФ. Если товар или услуга, которые вы покупаете, перечислены в третьем пункте этой статьи, они не облагаются НДС. А значит вы не будете налоговым агентом иностранного лица, даже если оно не стоит на учете в РФ.
Например, ООО «Эпсилон» закупило у иностранного партнера партию керамической плитки. Контрагент не стоит на учете в РФ. Стоимость контракта 500 000 рублей. Значит «Эпсилон» поступает следующим образом:
- 500 000 *20/120 = 83 333,33 рубля — удержать и перечислить в государственный бюджет НДС по ставке 20%;
- 500 000 * 100/120 = 416 666,67 руб. — перечислить поставщику.
Иностранные партнеры часто идут на хитрость и устанавливают в договоре условие, что цена фиксированная, и особенности местного законодательства ее менять не могут. А значит если цена контракта 500 000 рублей, то и получить контрагент должен 500 000 рублей. Нормам закона это не противоречит, а вот для покупателя — это серьезный удар по бюджету. В такой ситуации:
- 500 000 рублей — перечисляем поставщику;
- 500 000 *20/100 = 100 000 рублей — НДС за иностранную компанию.
Будете ли вы налоговым агентом, зависит также от места реализации товаров и услуг. Определить место реализации товаров просто. Если вы купили плитку в Китае, вам ее отгрузили, и вы продали ее в России, вы — налоговый агент по НДС.
С услугами сложнее: физического перемещения нет. Но есть ряд услуг, местом реализации которых точно будет Россия, так как вы работаете на ее территории:
- разработка ПО;
- консультационные услуги;
- юридические;
- бухгалтерские и аудиторские;
- рекламные и маркетинговые;
- инжиниринговые;
- аренда имущества, кроме недвижимости и авто;
- предоставление персонала.
Место оказания иных услуг определяется индивидуально.
Подытожим. Вы налоговый агент по сделке с иностранным партнером, если:
- купили у него товары или услуги;
- реализуете их в России;
- они не перечислены в п. 3 ст. 149 НК РФ;
- у иностранной компании нет официального филиала или представительства в РФ.
Как оформить счет-фактуру при покупке у иностранного контрагента
Иностранное лицо не выставит вам счет-фактуру. Значит сделать это придется самому в течение 5 дней. По строкам «Продавец» и «Адрес» укажите данные зарубежного партнера, в «ИНН» — поставьте прочерк. Далее фактура заполняется как обычно.
В какие сроки уплатить НДС по сделке с иностранным партнером
Зависит от того, что вы у него купили. Если товары, срок — 25 дней после отчетного квартала. Если услуги или работы — одновременно с оплатой по контракту.
Не забываем про обязанность подать декларацию по НДС. Срок — в течение 25 дней после отчетного квартала. Для налоговых агентов разработан Раздел 2 декларации.
Покупка или аренда госимущества
Покупая имущество или арендуя его у органа власти, вы станете налоговым агентом по НДС. Обычно орган власти, который занимается реализацией или передачей в аренду имущества, — это Комитет по управлению имуществом.
Как и в первом случае, НДС удержите из стоимости имущества или из арендной платы. Продавец также может прописать в договоре, что цена контракта указана без НДС, тогда сверх суммы придется доплатить еще и НДС в бюджет.
В случае аренды есть тонкости. Если арендодатель — школа, больница, вокзал и т.п., то арендатор не будет их налоговым агентом, так как они самостоятельные налогоплательщики. Если вы арендуете имущество у казенного учреждения, платить НДС тоже не придется, так как деятельность казенных учреждений вообще не облагается НДС.
Налоговым агентом вы будете при заключении контракта с администрацией города, комитетом по имуществу и иным органом.
Как оформить счет-фактуру при покупке или аренде имущества у органа власти
Ситуация аналогична взаимоотношениям с иностранным партнером. Орган власти не выставит фактуру, это должны сделать вы в течение 5 дней. В поле «Продавец», «Адрес» и «ИНН» укажите данные госоргана.
В какие сроки уплатить НДС по сделке с органами власти
Срок — 25 число месяца, следующего за отчетным кварталом. До этого дня нужно успеть подать налоговую декларацию по НДС с заполненным Разделом 2.
Может ли налоговый агент принять НДС к вычету
Налоговый агент может принять к вычету уплаченный НДС в общем порядке, если он сам — плательщик этого налога.
Для агентов, которые НДС не платят, разрешено включить уплаченный налог в стоимость купленных товаров и услуг.
Ведите учет НДС и заполняйте декларацию в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Декларация заполняется автоматически, и система напомнит вам о сроках уплаты и сдачи отчетности. Для новичков подарок — 14 дней бесплатного доступа к сервису.