Кому выплачивается двухнедельное выходное пособие

Кому выплачивается двухнедельное выходное пособие

Компенсация за увольнение по сокращению штата — 2021

Процедура увольнения по сокращению штата: пошаговая инструкция — 2021

Производить увольнение по сокращению штата разрешено п. 2 ст. 81 ТК РФ. Данный вид увольнения для работников своего рода форс-мажор, поэтому другими нормами ТК РФ и смежных законов для них предусмотрены преференции и компенсации.

Процедура увольнения по сокращению штатов следующая:

  1. Определяем, кого сократить можно, а кого нет, с учетом положений ст. 261 ТК РФ. Нельзя увольнять по причине сокращения штата лиц, для которых законами установлена дополнительная социальная защита: одиноких родителей, многодетных, инвалидов определенных категорий и т. д.
  2. Уведомляем о будущем увольнении службу занятости, профсоюз (если есть) и самого работника (в соответствии со ст. 82 ТК РФ). В службу занятости направляется уведомление по каждому работнику с указанием его профессии, квалификации и размера заработка. Информация подается в срок не позднее чем за 2 месяца до даты увольнения. Если сокращение будет массовым, то за 3 месяца. Сроки и формы уведомлений установлены постановлением Совета министров — Правительства РФ от 05.02.1993 № 99.

Для постоянных сотрудников срок письменного уведомления тоже должен составлять не менее 2 месяцев до даты приказа.

  1. Оформляем документы:
  • готовим приказ об увольнении по сокращению;
  • заполняем трудовую книжку;
  • делаем записи в кадровых документах и лицевом счете работника.
  1. Знакомим работника с приказом лично под расписку. Выдаем трудовую книжку на руки в день увольнения (ст. 140 ТК РФ).
  1. Производим расчет с работником. В последний день на работе должны быть выплачены:
  • зарплата за период до дня увольнения с учетом всех установленных надбавок и доплат;
  • компенсация за неиспользованный отпуск в соответствии со ст. 127 ТК РФ;
  • выходное пособие при сокращении (компенсация за увольнение) по ст. 178 ТК РФ
  1. Оплачиваем каждому уволенному установленное время для нового трудоустройства.

Выплата пособия при увольнении по сокращению штата

Выплата пособий работодателем — особенность расчетов с сотрудником при увольнении по сокращению штата. Пошаговая инструкция содержит отдельный пункт об этом, т. к. порядок и размер выплат будут зависеть от обстоятельств увольнения и дальнейшего положения дел с трудоустройством у работника.

1. Для определения суммы пособия, которое выплачивается в день увольнения:

  • вычисляем средний дневной заработок (СДЗ):

Заработная плата за период

Количество рабочих дней в периоде

заработная плата за период — сумма всех выплат, связанных с оплатой труда, за 12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения (исключаются выплаты, которые сами, по сути, являются компенсацией: отпускные, больничные);

количество рабочих дней в периоде — фактически отработанные дни за 12 месяцев до сокращения (дни отгулов, отпуска и болезни в расчет не берутся).

  • считаем выходное пособие (ВП) при увольнении в связи с сокращением:

где: КРД — количество рабочих дней в периоде, равном календарному месяцу, после дня увольнения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! КРД в месяце, участвующем в расчете, может сильно отличаться. Например, в декабре 2019 года рабочих дней по производственному календарю было 22, а в январе 2020-го — только 17. Соответственно, размер выходного пособия в декабре будет больше январского при одном и том же среднем заработке.

2. Платим бывшему работнику среднюю зарплату за 2-й месяц после увольнения, если он еще не нашел новую работу (ст. 178 ТК РФ).

Выплата не является автоматической. Она возможна, только если работник обратился с таким требованием и представил доказательства, что он все еще не трудоустроился.

2-й расчет производится так же, как и предыдущий, только КРД берется за 2-й месяц после увольнения.

3. Если уволенный сотрудник не нашел новую работу за 3 месяца, он может обратиться и за 3-й выплатой. В этом случае ему понадобится представить документ из службы занятости о том, что он все еще безработный.

ВАЖНО! Если бывший работник вышел на новую работу после начала 3-го от дня увольнения месяца, он может претендовать на пособие за ту часть 3-го месяца, когда еще не был трудоустроен.

4. Учитываем произведенные выплаты в бухгалтерском и налоговом учете:

  • отражаем начисленные пособия в расходах: Дт 20 (26, 44. ) Кт 70;
  • уменьшаем базу по налогу на прибыль на сумму назначенных пособий (п. 9 ст. 255 НК РФ);
  • не удерживаем НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ);
  • не начисляем взносы в ПФР и ФСС с сумм выходных пособий (подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ);
  • отражаем выплату пособия: Дт 70 Кт 50 (51).

Компенсация при увольнении по сокращению для районов Крайнего Севера

Для местностей Крайнего Севера установлены отдельные правила выплаты компенсаций. Срок выплаты пособий увеличен до 6 месяцев. Уволенные работники имеют право на обязательное пособие на период нового трудоустройства в течение 3 месяцев. По решению службы занятости — до 6 месяцев включительно.

Увольнение в связи с сокращением штата у ИП

По нормам ст. 307 ТК РФ порядок увольнения (а значит, выплаты пособия и компенсации) определяется в трудовом договоре с ИП. Из этого следует, что если в договоре порядок увольнения в случае сокращения работника не оговорен, то ИП может не следовать общей процедуре.

О том, что обязательно нужно учитывать при заключении трудового договора, читайте в статье «Унифицированная форма № ТД-1 — Трудовой договор».

Процедура увольнения по сокращению штата для временных и сезонных работников: пошаговая инструкция

Данная процедура применима:

  • к временным работникам;
  • сезонным работникам.

Характеристики таких трудовых отношений приведены в ст. 59 ТК РФ.

Для этих работников порядок увольнения по данному основанию сокращен и упрощен:

  1. Уведомляем работников:
  • временных — за 3 дня до приказа (ст. 292 ТК РФ);
  • сезонных — за 7 дней (ст. 296 ТК РФ).
  1. Оформляем приказ и заполняем трудовую книжку. Вручаем книжку работнику, берем с него подпись в приказе.
  2. Выплачиваем зарплату за отработанное время.
  3. Выплачиваем компенсацию за неиспользованный отпуск. По нормам ст. 291, 295 ТК РФ таким работникам положены 2 дня отпуска за каждый месяц работы.
  4. Определяемся с выходным пособием с учетом того, что:
  • временному работнику оно не выплачивается (ст. 292 ТК РФ);
  • сезонному работнику положена выплата в размере среднего заработка за 2 недели (ст. 296 ТК РФ), поэтому считаем ее и выплачиваем.

Другие пособия временным и сезонным работникам ТК РФ не регламентированы.

Выходное пособие при увольнении по сокращению штатов зависит от установленного для сотрудника порядка расчета заработной платы.

Примеры расчета выплат при сокращении работника привели эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

Итоги

Сокращение штата работников по ТК — обязанность любого работодателя. Отступление от норм кодекса грозит санкциями. Выплата компенсаций работникам, увольняемым по сокращению штата, является гарантийной мерой, предусмотренной трудовым законодательством. Работодатель обязан четко соблюдать порядок и размер всех положенных выплат.

Кому выплачивается двухнедельное выходное пособие при увольнении – примеры расчета

Когда наемный сотрудник увольняется, работодатель (юрлицо или ИП) выплачивает ему причитающуюся зарплату и сумму неиспользованных отпускных. Однако в некоторых случаях, оговоренных нормами трудового законодательства, к вышеназванным выплатам добавляется двухнедельное выходное пособие, которое также выдается работнику при увольнении.

Необходимо выяснить, кому полагается данная выплата, при каких обстоятельствах она выплачивается работодателем, как правильно рассчитать его величину.

В каких случаях выплачивается двухнедельное выходное пособие?

Как оговорено частью 3 статьи 178 Трудового кодекса РФ, выходное пособие, соответствующее сумме двухнедельного среднего заработка, выплачивается наемному сотруднику, если он увольняется по одной из следующих причин:

  1. Работник не соответствует занимаемой должности (выполняемой работе) по состоянию своего здоровья, что подтверждено медицинским заключением. При этом на иную должность (работу), подходящую ему, он переводиться отказался. Основание выбытия – пункт 8 части 1 статьи 77 ТК РФ.
  2. Призыв трудящегося гражданина на воинскую (армейскую, альтернативную) службу — порядок выплаты выходного пособия при уходе в армию. Основание – пункт 1 части 1 статьи 83 ТК РФ.
  3. Работодатель сменил место своей географической дислокации, но сотрудник отказался последовать за ним (пункт 9 части 1 статьи 77 ТК РФ).
  4. Работнику не подходят новые (изменившиеся) условия работы. Иными словами, трудящийся не согласился с обновленными параметрами трудового соглашения (пункт 7 части 1 статьи 77 ТК РФ).
  5. Полная нетрудоспособность трудящегося гражданина, подтвержденная данными официального медицинского заключения (инвалидность) (пункт 5 части 1 статьи 83 ТК РФ).
  6. В должности восстановили иного сотрудника, ранее её занимавшего. Основание – пункт 2 части 1 статьи 83 ТК РФ.

Таким образом, во всех случаях, перечисленных выше, работодатель выплачивает увольняющемуся работнику причитающееся выходное пособие, равное величине его двухнедельного среднего заработка.

Как и иные полагающиеся суммы, выходное пособие обязательно выплачивается уходящему сотруднику непосредственно в день его увольнения (последний день работы).

Частью 4 статьи 178 ТК РФ установлено, что нормами коллективного или трудового договора могут определяться иные дополнительные основания для выдачи выходных пособий.

Помимо этого, допускается назначение таких выплат в увеличенных размерах (кроме ситуаций, оговоренных нормами Трудового кодекса), что также должно фиксироваться в трудовом или коллективном соглашении.

Положено ли при увольнении по состоянию здоровья?

Если человек прекращает трудовые отношения из-за ухудшения своего здоровья, он вправе получить от работодателя сумму двухнедельного выходного пособия в день увольнения.

Пунктом 1 части 3 статьи 178 Трудового кодекса предусмотрено два возможных основания для выдачи работнику при увольнении данной выплаты:

  1. Гражданин не желает менять работу, в то время как смена вида деятельности предписана (назначена) ему официальным медицинским заключением.
  2. Ещё один вариант – работодатель не смог предоставить работнику другую должность, подходящую по требованиям официального медицинского заключения.

Если работник пожелал уволиться по состоянию своего здоровья, а его увольнение оформили соглашением сторон, он вправе попросить у работодателя увеличенную сумму причитающейся компенсации.

Назначается ли в связи с инвалидностью?

Если речь идет об увольнении работника по причине его инвалидности, может быть реализован один из следующих сценариев:

  1. Сотрудник инвалид уходит на основании соглашения, достигнутого сторонами. В этом случае он вправе попросить у работодателя надлежащую компенсацию. Следует знать, что максимально возможная сумма такой выплаты ограничена законодательством исключительно для сотрудников руководителей.
  2. Работник инвалид увольняется из-за своего несоответствия выполняемой работе (занимаемой должности), установленного медицинским заключением. При таких обстоятельствах работодатель должен выплатить уходящему сотруднику сумму причитающегося двухнедельного выходного пособия.

Если гражданин увольняется из-за установленного факта инвалидности, нужно обязательно учесть её группу.

Например, третью группу можно исправить путем лечения. Таким образом, работодатель может сначала перевести сотрудника инвалида на иную, более подходящую работу, а затем восстановить его в прежней должности, если лечение окажется успешным.

Предложение о таком переводе рекомендуется оформить в виде письменного уведомления, адресованного непосредственно работнику.

Если работодатель не смог предложить инвалиду иную, более подходящую должность (или сотрудник с инвалидностью лично отказался от такого перевода), данного работника можно будет уволить, выплатив ему надлежащее выходное пособие. Основанием в этом случае считается несоответствие увольняемого человека занимаемой должности, установленное официальным медицинским заключением.

При выходе на пенсию по старости

Как уже говорилось ранее, возможные основания для выдачи увольняющемуся сотруднику двухнедельного выходного пособия оговорены содержанием части 3 статьи 178 ТК РФ.

Увольнение по причине выхода на пенсию не относится к этим основаниям. Соответственно, законодательство не обязывает работодателя выплачивать данное пособие гражданину, уходящему на заслуженную возрастную пенсию.

Однако частью 4 статьи 178 ТК РФ оговорена возможность установления других, дополнительных оснований, позволяющих выплатить выбывающему лицу такое пособие.

Данные основания могут официально предусматриваться коллективным или трудовым соглашением, что нередко инициируется самим работодателем.

Это значит, что этими локальными актами может быть оговорено предоставление выходного пособия субъекту, увольняющемуся по причине ухода на пенсию по старости. Работнику рекомендуется внимательно изучить содержание данных соглашений.

Как рассчитать размер — пошаговая инструкция

Чтобы определить сумму двухнедельного выходного пособия, выплачиваемого при увольнении, нужно следовать такому алгоритму:

  • Шаг 1. Определить величину среднедневного заработка, разделив сумму его дохода, полученного за расчетный интервал (год) у данного работодателя, на количество рабочих дней, фактически отработанных в этом интервале.
  • Шаг 2. Рассчитать сумму пособия, умножив величину среднедневного заработка на количество рабочих дней двухнедельного периода.

При этом необходимо учитывать следующие требования:

  1. Для вышеприведенных вычислений берутся только рабочие дни. Таким образом, выходные (праздничные) дни исключаются из данного расчета, поскольку они не оплачиваются при выдаче этого пособия.
  2. Чтобы рассчитать среднедневной заработок, нужно учитывать только трудовые выплаты (то есть оплату труда – основные суммы зарплаты, премии, переработки). Соответственно, пособия, отпускные, матпомощь и прочие компенсации не учитываются.
  3. Величина данного пособия не зависит от применяемой системы вознаграждения труда.
  4. Если днем увольнения является последний день конкретного месяца, данный месяц учитывается при вычислении среднедневного заработка.
  5. Сумма этого выходного пособия законно не облагается НДФЛ (13%) — подробности здесь.

Пример расчета

Порядок расчета двухнедельного выходного пособия, предоставляемого при увольнении, можно рассмотреть на конкретных примерах, отражающих типичные ситуации.

Пример 1

Исходные данные:

  • Годовой заработок трудящегося гражданина, полученный от данного работодателя, составил 220000 рублей.
  • Количество рабочих дней за расчетный год – 220.
  • День увольнения – 30 ноября.

Расчет:

Выплатить выходное пособие нужно за 2 недели с 1 декабря по 14 декабря включительно.

Учитываются только рабочие дни данного двухнедельного периода – для расчета следует взять 10 рабочих дней (то есть в каждой неделе – по 5 рабочих дней).

Выполняются следующие вычисления:

  1. Среднедневной заработок = 1000 (220000 / 220 раб.дн.).
  2. Пособие = 10000 (1000 * 10 раб. дн.). Данную сумму выбывший работник получит в полном размере, поскольку она не облагается подоходным налогом.
Пример 2

Исходные данные:

  • Дата увольнения — 31 декабря 2019.
  • Расчетный период — с 01 января по 31 декабря 2019.
  • Среднедневной заработок, исчисленный за расчетный год, составил 1500 рублей.

Расчет:

Работодатель должен выплатить увольняющемуся лицу выходное пособие, учитывая двухнедельный интервал, который начинается 1 января и завершается 14 января 2020 года:

  1. Общее количество рабочих дней за двухнедельный период = 4 (для пятидневной рабочей недели).
  2. Пособие = 6000 (1500 * 4 дня).

Очевидно, что выходное пособие данной разновидности рассчитывается только за те рабочие дни, которые ушедший сотрудник должен был бы отработать (если бы не уволился) в течение двухнедельного интервала, отсчитываемого после дня выбытия.

Полезное видео

О размерах выходного пособия при различных основания прекращения трудовых отношений смотрите в видео:

Выводы

Выдача увольняющемуся гражданину двухнедельного выходного пособия оговорена частью 3 статьи 178 ТК. Этой нормой определены все возможные основания для выдачи такой выплаты.

Оно выплачивается уходящему сотруднику в день его увольнения. Данное пособие вычисляется как сумма среднедневного заработка выбывающего гражданина, помноженная на количество рабочих дней двухнедельного периода, наступающего после расторжения трудового договора.

Данная выплата правомерно не облагается НДФЛ (13%). Это значит, что соответствующую сумму увольняющийся гражданин получит от работодателя полностью (без вычетов).

Среднедневной заработок, необходимый для расчета, определяется в соответствии с требованиями статьи 139 ТК и Положения, регламентированного Постановлением Правительства РФ № 922 от 24.12.2007.

Как оговорено частью 4 статьи 178 ТК, стороны вправе установить дополнительные основания для выплаты. Помимо этого, они могут предусмотреть ситуации, когда такая выплата выдается увольняющемуся лицу в увеличенном размере. Главное условие – данные основания (ситуации) должны прописываться в коллективном договоре работодателя или персональном трудовом соглашении.

Новые правила выплаты выходных пособий в случае увольнения

C 13 августа 2020 года вступят в силу поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации.

Данные поправки направлены на уточнение порядка предоставления гарантий работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, а также на защиту прав увольняемых работников.

Размеры и условия предоставления выплат

Как и сейчас, при увольнении по данным основаниям работнику будет выплачиваться выходное пособие в размере одного среднего месячного заработка.

Было уточнено, что средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения выплачивается работнику, если длительность его трудоустройства (поиска работы) после увольнения превышает один месяц.

Условиями для получения среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения являются:

  • обращение работника в орган службы занятости населения в течение 14 рабочих дней со дня увольнения (ранее срок для обращения составлял две недели);
  • отсутствие трудоустройства работника органом службы занятости (согласно уточнению – в течение двух месяцев со дня увольнения);
  • ​принятие органом службы занятости населения решения о соответствующей выплате.

Также уточняется, что, если работник не был трудоустроен в течение не полного второго или третьего месяца, а лишь его части, средний месячный заработок за соответствующий месяц выплачивается пропорционально периоду поиска работы, приходящемуся на этот месяц.

Порядок предоставления выплат

Новым требованием является установление срока для обращения за выплатой: для того чтобы получить средний месячный заработок за второй или третий месяц со дня увольнения, работник должен обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой не позднее 15 рабочих дней после окончания соответствующего (второго или третьего) месяца со дня увольнения. В случае пропуска данного срока работник теряет право на получение выплаты (тем не менее мы полагаем, что суды будут склонны восстанавливать данный срок для работников при наличии уважительных причин для его пропуска).

Выплаты за второй и третий месяц работодатель должен произвести в течение 15 календарных дней со дня соответствующего обращения работника.

Единовременная компенсация вместо выплаты среднего заработка

Важным нововведением является право работодателя сразу (единовременно) выплатить работнику компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка за второй и третий месяц поиска работы со дня увольнения взамен поэтапных выплат среднего месячного заработка за второй и третий месяц (как указано выше).

Если выплата среднего месячного заработка за второй месяц уже была произведена, работодатель вправе выплатить единовременную компенсацию за третий месяц трудоустройства, не дожидаясь заявления работника, а также соблюдения указанных выше условий, необходимых для получения работником среднего месячного заработка за третий месяц поиска работы.

Дополнительные гарантии работникам в районах Крайнего Севера

Как и раньше, для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера (и приравненных к ним местностях), предусмотрены повышенные выплаты. В частности, средний заработок в отсутствие трудоустройства таким лицам сохраняется также за третий месяц со дня увольнения (без необходимости обращения в службу занятости), а в исключительных случаях (при условии обращения за трудоустройством в службу занятости и принятия службой решения о выплате) также за четвертый, пятый и шестой месяц.

При этом срок обращения в службу занятости для таких работников в целях получения среднего заработка за четвертый, пятый и шестой месяц был сокращен с одного месяца до 14 рабочих дней со дня увольнения.

Порядок осуществления выплат лицам, уволенным из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, был похожим образом конкретизирован, как и для других работников. В частности, в зависимости от обстоятельств выплаты также могут проводиться не за целый месяц, а пропорционально количеству дней поиска работы в определенном месяце, установлен аналогичный срок в 15 рабочих дней (после завершения соответствующего месяца) для обращения работника за выплатой и т. д.

Кроме того, у работодателя также есть право осуществить выплату единовременной компенсации. В частности, чтобы исключить все последующие обращения работника за выплатами, работодатель может единовременно выплатить работнику компенсацию в размере пятикратного среднего месячного заработка (дополнительно к выходному пособию в размере одного среднего месячного заработка, которое подлежит выплате при увольнении).

Сроки осуществления выплат в случае ликвидации организации

Важным уточнением является то, что в случае ликвидации организации все упомянутые выше выплаты в любом случае должны быть произведены до завершения ликвидации организации (то есть до внесения записи о ее прекращении в Единый государственный реестр юридических лиц). Данная норма направлена на защиту прав работников, поскольку после завершения ликвидации организации получение ими установленных выплат становится на практике невозможным.

Выводы и рекомендации

Данные изменения направлены прежде всего на защиту прав работников при их увольнении по указанным основаниям, в частности в случае ликвидации, поскольку они гарантируют работникам получение соответствующих выплат до ликвидации работодателя.

Для работодателей важно учитывать появившуюся возможность производить выплату единовременной компенсации, не дожидаясь нескольких поэтапных обращений работников за получением выплат. В частности, при проведении процедуры сокращения численности или штата работников организации это может позволить заранее спрогнозировать и понести соответствующие расходы, чтобы компания не продолжала нести финансовое бремя при последующих обращениях работников за выплатами.

Для получения дополнительной информации свяжитесь, пожалуйста, с экспертами CMS Russia Кристофом Уэ, Максимом Губановым или вашим постоянным контактом в CMS Russia.

Авторы

Кристоф Уэ
Партнер
Практика трудового права
E [email protected]

Читайте также  Пенсия в Самаре и Самарской области (Тальятти)

Максим Губанов
Старший юрист
Практика трудового права
E [email protected]

Международная команда CMS создала специальный портал для отслеживания изменений, связанных с COVID-19. На этом портале вы найдете актуальные материалы по теме, подготовленные юристами CMS Russia и экспертами из других офисов CMS. Информация на портале регулярно обновляется.

Как правильно рассчитать выходное пособие уволенному сотруднику

Вы думаете, это очень просто? Оказывается, что нет. Недавно этот вопрос рассматривал Конституционный Суд Российской Федерации. Поводом для рассмотрения послужила жалоба В. С. Кормуш, работницы АО «Интауголь» в городе Инта Республики Коми. С 1 января 2019 года это предприятие было ликвидировано и все сотрудники были уволены. При увольнении им выплатили выходное пособие.

В. С. Кормуш была уволена 28 декабря 2018 года, то есть в предпоследний рабочий день 2018 года. Увольнение было произведено в строгом соответствии с законом, по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, — в связи с ликвидацией организации.

При увольнении работнице было выплачено выходное пособие, рассчитанное следующим образом. Был посчитан её заработок за период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года включительно (за 12 месяцев, предшествующих дате увольнения), он составил 489208 рублей. Затем был рассчитан средний дневной заработок путём деления заработка за 12 месяцев на количество отработанных за этот период дней (216), он составил 2264,85 рублей. Затем была исчислена сумма выходного пособия, которое выплачивается в размере среднего месячного заработка, путём умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней по производственному календарю в месячном периоде, следующим за датой увольнения, — с 29 декабря 2018 года по 28 января 2019 года (15 рабочих дней). Сумма выходного пособия составила 33 973 руб.

Всё правильно посчитали, скажете вы. Обратимся к утверждённому Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее будем называть его «Положение»), на основании которого рассчитывается средний заработок, и посмотрим, не было ли нарушений расчёта суммы выходного пособия.

Согласно пункту 9 Положения:

Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путём деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчётном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Так и было посчитано. Обратите внимание, средний дневной заработок считается за 1 рабочий, а не 1 календарный день.

В том же пункте 9 Положения говорится:

Средний заработок работника определяется путём умножения среднего дневного заработкана количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Понятно, что если мы посчитали средний дневной заработок за 1 рабочий день, то и для расчёта среднего заработка за месяц, подлежащего выплате, нужно умножать этот среднедневной заработок на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате.

Именно так и поступил работодатель. Он умножил сумму среднедневного заработка на 15 рабочих дней, приходящихся на период с 29 декабря 2018 года по 28 января 2019 года (1 рабочий день в декабре и 14 рабочих дней в январе). Такое малое количество рабочих дней в месячном периоде объясняется тем, что в январе много праздничных дней.

Значит, в соответствии с Положением средний заработок был рассчитан правильно.

Но В. С .Кормуш посчитала такую сумму выплаты недостаточной и несправедливой. Вот как она рассуждала. Её средняя месячная зарплата за последний год составила 46672 рубля, значит, выплатить ей должны были на основании статьи 178 Трудового кодекса РФ среднемесячный заработок, то есть 46 672 рубля, а выплатили почти на 13 тысяч рублей меньше.

Для взыскания разницы между «справедливой» по её мнению и выплаченной суммами В. С. Кормуш обратилась с исковым заявлением в суд, доказывая, что наличие праздничных дней в месяце, за который выплачивается средний заработок (в январе 2019 года), не должно уменьшать сумму среднего заработка. Интинский городской суд Республики Коми отказал истице в удовлетворении её искового требования, обосновав свой отказ статьёй 139 Трудового кодекса РФ и упомянутым выше Положением. В решении суда отмечено:

Часть 4 статьи 112 ТК РФ, предусматривающая, что наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад), к спорным правоотношениям не применима. Положения указанной нормы применяются при выплате заработной платы в период выполнения работы, а не при определении размера выходного пособия и среднего заработка, сохраняемого за уволенными при ликвидации работниками на период трудоустройства.Данная выплата по своей природе является компенсационной, в связи с чем не может быть рассчитана по правилам, применяемым при определении размера оплаты труда.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчик обоснованно принял для расчёта выходного пособия 15 рабочих дней.

В. С. Кормуш не стала обжаловать это решение в Верховный суд Республики Коми, а сразу обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ на несоответствие Конституции РФ абзаца 4 пункта 9 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», состоящего из одного предложения: «Средний заработок работника определяется путём умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате». И Конституционный Суд принял к рассмотрению её жалобу!

В своём Постановлении от 13 ноября 2019 года № 34-П КС РФ высказал своё мнение по этому судебному спору. Изложим его очень коротко.

На Российской Федерации лежит обязанность обеспечивать справедливые условия найма и увольнения работника, являющегося экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении, включая надлежащую защиту его прав и законных интересов при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Для реализации этих задач государство устанавливает специальные гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации.

В число указанных гарантий входит выходное пособие, предоставление и порядок определения размера которого согласуются с предписаниями статьи 12 Конвенции МОТ от 22 июня 1982 года № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя».

Часть первая статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Из буквального смысла данной нормы следует, что каждому работнику, увольняемому по названным в ней основаниям, наряду с оплатой труда (расчётом при увольнении) гарантируется получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

Размер выходного пособия не является оплатой какого-либо периода (прошедшего или будущего) и выплачивается работнику при увольнении. Выходное пособие призвано обеспечить уволенному лицу средства к существованию в размере не меньшем, чем средний месячный заработок, исчисленный исходя из его заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

Соответственно, размер выходного пособия не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника.

Закрепленные Положением правила определения размера среднего заработка (месячного и дневного) по существу направлены на создание технического инструментария, обеспечивающего подсчёт заработка в установленных законом случаях, не имеют самостоятельного значения для регулирования трудовых отношений и должны применяться в системной связи с положениями Трудового кодекса РФ.

При определении размера выходного пособия на основании Положения необходимо учитывать предписания части первой статьи 178 Трудового кодекса РФ. При этом способ подсчёта среднего месячного заработка в силу своего технического, вспомогательного характера должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать её реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты, которая по своей правовой природе является одной из гарантий реализации конституционного права на труд.

В противном случае допускалась бы не только корректировка положений закона подзаконными нормативными актами, но и ухудшение материального положения уволенного по инициативе работодателя работника.

В пункте 9 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» закреплено, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

В правоприменительной практике для определения размера выходного пособия работникам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, принимается во внимание месячный период после даты увольнения работника, исходя из количества рабочих дней в котором и осуществляется расчёт.

На основании такого толкования работники, подлежащие увольнению в связи с ликвидацией предприятия, ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность, заработок которых не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих праздничных дней.

Кроме того, увольняемые по указанным основаниям работники ставятся в различное положение в зависимости от даты увольнения и наличия в календарном периоде после увольнения нерабочих праздничных дней: размер получаемого ими выходного пособия при сложившемся понимании пункта 9 Положения напрямую зависит от количества рабочих дней в периоде после прекращения трудового договора. Такой подход фактически приводит к определению размера выходного пособия на основе случайного фактора (количества рабочих и нерабочих праздничных дней в месяце, непосредственно следующем за увольнением), что недопустимо в социальном правовом государстве.

Конституционный принцип равенства предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Из этого следует, что всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации, независимо от даты увольнения на равных условиях должна обеспечиваться государственная защита, целью которой является минимизация негативных последствий, связанных с потерей работы. При этом независимо от способа подсчёта среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности.

Конституционный Суд РФ признал абзац четвертый пункта 9 Положения не противоречащим Конституции РФ, поскольку он не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации работнику выходного пособия в размере, отличном от его среднего месячного заработка, исчисленного исходя из размера полученной им заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

Выявленный в Постановлении КС РФ конституционно-правовой смысл абзаца четвертого пункта 9 Положения является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Из этого Постановления Конституционного суда следуют важные выводы. Хотя абзац 4 пункта 9 Положения не признан противоречащим Конституции РФ и не отменён, но пользоваться им при выплате выходного пособия в некоторых случаях будет нельзя, потому что при малом количестве дней в месячном периоде после увольнения работника рассчитанная сумма выходного пособия будет отличаться в меньшую сторону от среднего месячного заработка.

В связи с этим можно предложить следующий способ расчёта суммы выходного пособия: умножать сумму среднего дневного заработка на среднее количество рабочих дней в месяце расчётного периода. В случае с В. С. Кормуш среднее число рабочих дней в месяце было бы 247 / 12 = 20.58 дней. Тогда сумма выходного пособия была бы равна 2264.85?20.58 = 46 611 рублей, то есть почти совпадала с её расчётом.

Такой подход будет соответствовать конституционно-правовому смыслу абзаца 4 пункта 9 Положения, выявленному в Постановлении Конституционного Суда РФ, и не будет ущемлять права работников.

Мы продолжим рассматривать самые сложные и интересные случаи расчёта заработной платы в нашем блоге. Не переключайтесь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]