Приватизация земельного участка
Бесплатная приватизация земельного участка для граждан РФ доступна только один раз в жизни. Далее подробнее.
Стать владельцем участка земли можно либо путем его покупки, либо путем приватизации. Приватизировать можно землю муниципалитета или государственную, как указано в Земельном кодексе РФ, ФЗ № 137 от 25.10.2001 г. и ФЗ №171 от 23.06.2015 г.
Закон позволяет приватизировать участок земли на безвозмездной основе:
- Тем, кто оформил в свое время договор о бесплатном пользовании на 6 лет или больше, через 5 лет могут приватизировать эту землю (ст. 39.10 ЗК РФ);
- Тем, кто получил землю бесплатно для строительства дома или подсобного хозяйства на 6 лет, спустя 5 лет могут приватизировать этот участок (ст. 39.10 ЗК РФ);
- Многодетным семьям (ст. 39.5 ЗК РФ, ст. 39.19 ЗК РФ);
- Собственникам объектов, находящихся на данном участке и полученных путем покупки, наследования, дарения или иной сделки до 25.10.2001 г.;
- Арендаторам земли по договору, заключенному ранее 25.10.2001 г.;
- Тем, кто получил землю бессрочно (либо зарегистрировал пожизненное наследуемое владение), и на нем построил жилье, уже оформленное в собственность.
Бесплатно приватизировать землю вправе все граждане РФ, но только 1 раз в жизни. Во всех остальных случаях земля может быть только выкуплена у муниципалитета по ее кадастровой стоимости, вычисляемой по ставке земельного налога для данной категории землепользования.
Отказ в приватизации можно получить только тогда, когда:
- Участок зарезервирован для госнужд или изъят из обращения (парк, заповедник, заказник и т.д.) – ст. 27 ФЗ №178 от 21.12.2001 г.;
- Участок запрещен к приватизации по ст. 28 ФЗ №178;
- Земля расположена на берегу водоема, пруда или береговой полосы общего использования;
- Земля относится к территории общего пользования (автотрасса, улица, площадь и т.д.).
Отказ выдается заявителю в письменной форме, причем мотивировать его муниципалитет вправе только соответствующими положениями федерального законодательства, но не нормативными актами местного значения.
Приватизация земли: пошаговая инструкция
В общем виде процесс приватизации любого земельного участка состоит из 5 ключевых этапов:
Этап 1: укомплектовать пакет документов
Поскольку 12.01.2016 г. был опубликован Приказ Минэкономразвития РФ №1, то перечень необходимой для приватизации земли был откорректирован, и теперь он такой:
- Заявление, в котором содержится просьба безвозмездно предоставить конкретный участок земли в частную собственность, или проводится согласование передачи земли под приватизацию (границ пока нет, требуется произвести межевание и присвоить кадастровый номер) — ст. 39.15 ЗК РФ;
- Если участок получен бесплатно на 6 лет, то пишут заявление с просьбой прекратить это право.
- Паспорт заявителя, а если документы подает доверенное лицо – дополнительно доверенность, заверенная нотариально.
- Если заявитель состоит в законном браке, то подается документальное согласие супруга (заверенное в нотариате);
- Документ, служащий доказательством права заявителя пользоваться этой землей;
- Кадастровый паспорт и выписку из ЕГРП для этого участка, а если кадастрового номера нет – то соответствующее подтверждение его отсутствия;
- Для работников муниципальных органов, чьи должности входят в перечень, утвержденный законом субъекта РФ, подается бумага, подтверждающая факт трудоустройства.
- Если документы подает многодетная семья, то подается документ о наличии условий для выделения земли (ст. 39.5 ЗК РФ);
- Для особых категорий граждан утвержден специальный документ, для подтверждения права на приватизацию (ст. 39.5 ЗК РФ).
Поскольку в каждом случае имеет значение, какой участок приватизируется, и на каком основании, общий перечень может быть дополнен документами, список которых предоставляет регистрирующий орган.
Этап 2: подача документов
Вся подготовленная документация тщательно проверяется: не должно быть расхождений в датах, ошибок и опечаток. Подавать пакет документов следует в:
- Администрацию муниципалитета.
- Территориальное управление Росимущества.
В первом случае документы подаются на земли, находящиеся в собственности муниципалитета, а во втором – в собственности государства. Выяснить это просто: собственник указан в выписке из ЕГРП. Документы принимаются по описи, а потом в течение 30 дней проверяются. После этого можно переходить к следующему этапу, либо, при получении отказа, доукомплектовать пакет документов, устранить препятствие, либо выбрать иной участок для приватизации.
Этап 3. Постановка на кадастровый учет
Этот этап выполняется теми, кто приватизирует землю, не имеющую границ, либо приватизируемую с уточнением границ. Уточняются границы за счет заявителя, путем заключения договора подряда с кадастровым инженером. В процессе границы либо уточняются, либо вновь образуются. По завершении всей процедуры можно обращаться в Росреестр с заявлением о постановке данного участка на учет в кадастре.
Этап 4. Решение уполномоченного органа
Если границы участка известны, он поставлен соответствующим образом на кадастровый учет, у вас на руках есть кадастровый паспорт и выписка из ЕГРП, можно обращаться в муниципалитет за решением о выделении указанного участка в собственность заявителю на безвозмездной основе. Именно решение муниципалитета, оформленное в письменном виде и надлежащим образом заверенное, станет юридическим основанием для осуществления регистрации права собственности (ст. 39.15 ФЗ №178).
Этап 5. Регистрация права собственности
В Росреестр по адресу приватизируемого участка подаются документы:
- Заявление.
- Паспорт заявителя.
- Решение муниципалитета о предоставлении земли для приватизации.
- Квитанция об оплате госпошлины (350 руб.).
Если у регистрирующего органа нет претензий к предоставленной документации, то через 10 дней заявителю будет предоставлена выписка из ЕГРП, подтверждающая завершение регистрации. С этого момента владелец будет регулярно получать уведомления о необходимости оплатить земельный налог (0,3% от цены земли, определенной кадастром).
Приватизация земельного участка
Расходы на услуги юриста, могут быть признаны судебными издержками и подлежат возмещению по решению суда.
НЕ НАШЛИ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ? ЗВОНИТЕ : 8 (800) 500-44-58 .
Приватизация земельного участка в собственность.
- Земельный участок был официально изъят или имеет правовые ограничения (установлен запрет на оформление)
- Земля была зарезервирована для государственных нужд.
В каких случаях можно приватизировать земельный участок бесплатно?
- Если на приватизируемый земельный участок оформлен договор о бесплатном пользовании сроком 6 лет или более, в этом случае, пользователь через 5 лет может приватизировать эту землю (ст. 39.10 ЗК РФ)
- Физические или юридические лица, которое получили землю бесплатно для строительства дома или подсобного хозяйства на 6 лет, по истечению 5 лет могут приватизировать этот участок (ст. 39.10 ЗК РФ)
- Многодетным семьям (ст. 39.5 ЗК РФ, ст. 39.19 ЗК РФ)
- Тем, кто получил землю бессрочно (либо зарегистрировал пожизненное наследуемое владение), и на нем построил жилье, уже оформленное в собственность.
Для бесплатной приватизации земельного участка, потребуются следующие документы:
- заявление о приватизации.
- кадастровый паспорт на приватизируемую территорию;
- выписка из ЕГРН на приватизируемый участок, а также расположенные на нём объекты
- свидетельство, или его заверенная копия, подтверждающая факт владения;
- при наличии построек на рассматриваемой площади, необходимы также соответствующие тех. паспорта;
- для льготной категории граждан следует подготовить подтверждающие бумаги;
- если документы подаются через посредника доверенность, оформленная в нотариальном порядке.
Вы можете не представлять выписку из ЕГРН, поскольку орган, рассматривающий заявление, может получить их самостоятельно. Однако для ускорения решения вопроса рекомендуем собрать эти документы.
Срок рассмотрения заявления 30 дней. Срок принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка может быть продлен до 45 дней.
Оспаривание решения об отказе в приватизации земельного участка в суде.
В случае отказа государственных органов в предоставлении земельного участка в собственность(приватизация), владелец вправе обратиться в судебные органы с исковым заявлением о незаконном отказе в приватизации земельного участка.
Для приватизации через суд необходимо подготовить исковое заявление и необходимые документы, подтверждающие право на приватизацию, описанные ранее. Задача юриста опровергнуть сомнения государственных органов в суде, исковое заявление подается в суд по месту нахождения земельного участка (исключительная подсудность).
Доверьте решение судебного спора об отказе в приватизации земельного участка профессиональным юристам!
Все Наши юристы обладают высокой квалификацией и огромным опытом взаимодействия с различными государственными инстанциями.
Каждому Доверителю гарантируем индивидуальный подход, гибкую ценовую политику, конфиденциальность, юридическую и своевременную информационную поддержку на всем протяжении ведения процесса, подготовим любой процессуальный документ по материалам Вашего дела (исковое заявления, жалобу, ходатайство и т. д.)
Специалисты Московской коллегии юристов «СОЮЗ», работают не только в Москве и Московской области, но и по всей территории России. Для начала сотрудничества и получения бесплатной юридической консультации, просто напишите нам сообщение, либо позвоните по номеру в Москве 8 (800) 500-44-58 .
На нашем сайте вы можете ознакомиться с образцом искового заявления об отказе в приватизации земельного участка.
Если у вас во время заполнения бланка возникнут вопросы, вы можете проконсультироваться с нашим юристом и выяснить все тонкости правильной подачи заявления.
Процесс и правила приватизации земельных участков
Многие люди желают приватизировать разные участки земли, предназначенные для выращивания урожая или строительства жилых строений. Данный процесс обладает определенными особенностями, которые должны быть изучены всеми, кто планирует получить в собственность конкретное имущество.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 800 301-79-56 . Это быстро и бесплатно !
Что такое приватизация земельных участков
Допускается осуществлять приватизацию только при удовлетворении определенных условий. К ним относится:
- гражданин, претендующий на эту процедуру, не должен ранее участвовать в приватизации земли;
- у него должна иметься правоспособность распоряжаться конкретными участками, на которые он претендует.
Важно! Перед началом данного процесса необходимо изучить всю законодательную базу относительно данного вопроса.
Как легально и быстро приватизировать земельный участок вы можете посмотреть в этом видео:
Можно ли приватизировать любой участок земли
Управляют и распоряжаются разными участками органы местного самоуправления. Как физлица, так и юрлица имеют право приобрести землю, после чего они становятся ее собственниками на основании оформления св-ва в Росреестре. Права и обязанности собственников земельных участков подробно расписаны в статье по ссылке.
Не могут претендовать на приватизацию:
- граждане других государства;
- лица без какого-либо гражданства;
- иностранные компании.
Таким образом, приватизация является доступным и простым процессом для российских граждан и компаний. При этом не все участки могут передаваться в частные руки.
Как приватизировать земельный участок под гаражом вы можете посмотреть тут.
Кто имеет право на приватизацию
Претендовать на данный процесс могут только люди или компании, у которых во владении находятся участки. При этом учитываются разные основания:
- оформлена аренда у муниципальных властей определенного региона, а в этом случае следует изучить законодательство в области передачи земли в аренду;
- предоставлена земля по праву наследования;
- передавалась она гражданину или компанию в постоянное пользование, поэтому отсутствуют сроки данного процесса.
Правоустанавливающие документы не обладают каким-либо сроком давности, поэтому если они были получены действительно давно, они все равно обладают юридической силой, поэтому могут эффективно применяться для того, чтобы доказать право человека на конкретный участок.
Законодательство в области регулирования вопроса
В отношении данного вопроса используются разные федеральные законы акты:
- ФЗ о приватизации №178;
- статьи 11 и 15 ЗК;
- ФЗ №122.
ЗК РФ, Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
ЗК РФ, Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц
1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
В данных документах содержится информация относительно правил перерегистрации земли, а также о том, кто имеет право на приватизацию. Имеются данные о том полномочиях, которыми наделяются местные органы власти в разных регионах.
Какие документы нужно собрать для приватизации?
Документы, которые придется восстановить
Для совершения данного процесса требуется подготовить полный пакет документов. Часто приходится сталкиваться с тем, что некоторые документы были утеряны, поэтому требуется их восстановление. Данный процесс может быть реализован нескольким способами:
- Использование ресурсов административной власти конкретного региона. В этом случае надо обращаться в местную администрацию. Для этого составляется заявление, в котором указывается о необходимости получения специальной выписки из похозяйственней книги. Дополнительно прописывается в этом документе примерный год, когда была получена земля, если нет точной информации. Как только будет получена выписки, подается новое заявление, в котором пишется о необходимости получения выписки, указывающей на право человека или компании владеть землей. Если уполномоченная организация отказывает в выдаче данного документа, то для признания права собственности придется обратиться в суд.
- Обращение в суд. Данный метод используется в случае, если не получается восстановить документацию с помощью администрации. Подается заявление в мировой суд. В данном документе непременно указывается информация о том, что были потеряны данные, поэтому требуется восстановить правоустанавливающую основу.
Сбором данных документов может заниматься как сам владелец, так и его представитель, для чего непременно должна иметься заверенная нотариусом доверенность.
С чего начинается процесс приватизации земли
Данная процедура начинается с выполнения простых действий:
- определяется правоспособность не только владельца, но и имеющегося земельного участка, для чего подготавливается необходимый пакет документов, используемых для проведения процедуры приватизации;
- если владелец является престарелым человеком или не может по другим причинам заниматься данным процессом, то назначается его представитель, для чего пишется и заверяется у нотариуса соответствующая доверенность;
- желательно осуществить межевание земельного участка;
- далее получается св-во о форме права, выступающее в качестве правоудостоверяющей документации;
- оформляется кадастровый паспорт на недвижимость;
- если на участке имеется дом, то подготавливаются технические документы на данное строение, а если нет никаких сооружений, то в Росреестре получается соответствующая выписка.
Важно! Межевание не является обязательной процедурой, но выполнить ее рекомендуется, чтобы упростить приватизацию. Что представляет собой межевой план земельного участка и как он выглядит — читайте здесь.
Пакет документов
Чтобы данный процесс был выполнен грамотно и оперативно, заблаговременно подготавливаются необходимые документы. К ним относится:
- паспорт человека, претендующего на приватизацию;
- если имеется его представитель, то у него должен быть паспорт и заверенная у нотариуса доверенность;
- кадастровый паспорт на конкретный земельный участок;
- правоустанавливающие документы, которые могут быть представлены разными бумагами, так как они зависят от особенностей получения земли;
- св-во о форме права;
- справка, в которой указывается о том, что на участке нет никаких сооружений;
- если имеются строения, то на них должны иметься технические документы;
- правильно составленное заявление, причем написать его надо на имя главы исполкома;
- квитанция, подтверждающая оплату госпошлины, равной 350 руб.
Правила грамотного составления заявления
Заявление пишется на имя главы администрации региона, а в нем непременно содержатся сведения:
- информация о заявителе и его праве на землю;
- данные о земле, причем должны иметься ее кадастровые параметры;
- время появления права на участок и его форма;
- сведения о том, что отсутствуют какие-либо нарушения в процессе использования участка, а также о том, что нет никаких задолженностей по налогам;
- если имеются строения, то прописываются их технические и кадастровые параметры;
- выражается просьба заявителя на проведение процедуры приватизации;
- в конце ставится подпись и дата.
Важно! Рекомендуете воспользоваться специальными образцами, чтобы имелась актуальная фора заявления.
Реквизиты заявления на приватизацию земли.
Где регистрируются участки
Для совершения данного процесса надо обратиться в местный исполком региона, где находится земля.
Если будет принято администрацией положительное решение, то на его основании производится перерегистрация участка на заявителя. Данный процесс реализуется в МФЦ.
Правила регистрации земли
К правилам реализации процедуры относится то, что лицо, претендующее на приватизацию, должно;
- иметь правовое обеспечение;
- внести информацию о правообладателе в Росреестр;
- владеть наделом в соответствии с его назначением, а также не должно быть никаких нарушений;
- уплачивать вовремя земельный налог;
- раньше не пользоваться правом на приватизацию.
Порядок проведения приватизации может отличаться в разных регионах. Заявление с документами рассматриваются обычно в течение 1,5 месяцев, а после принятия решения заявитель получает выписку, где указывается разрешение на приватизацию или отказ в ней, причем любое решение должно быть мотивированным определенными факторами.
Акт передается в МФЦ, где производится перерегистрация участка, поэтому выдается гражданину св-во о собственности.
Важно! При наличии правомерного отказа можно подать заявление о выкупе земли, для чего учитывается его кадастровая стоимость.
Стоимость и сроки процесса
Документы рассматриваются в течение полутора месяцев, а после передачи документов в МФЦ требуется около 10 дней на регистрацию.
Причины отказа в приватизации
Отказать в приватизации административные органы могут в нескольких случаях:
- владелец земли использует ее не по назначению;
- не уплачивает налоги;
- не исполняет требования законодательства по отношению к земельным участкам;
- нарушает границы, претендуя на землю, принадлежащую другим лицам;
- выявляются иные серьезные нарушения со стороны человека, претендующего на приватизацию.
Таким образом, процесс приватизации считается достаточно простым и доступным для каждого человека. Для этого необходимо подготовить полный пакет документов, правильно составить заявление и обратиться в соответствующие государственные инстанции.
За процедуру не придется уплачивать много денежных средств, а также она осуществляется достаточно быстро.
Как осуществляется приватизация дачного участка в России вы можете посмотреть тут:
Верховный Суд пояснил нюансы предоставления участка в собственность без торгов
Верховный Суд в Определении № 46-КАД21-18-К6 от 17 ноября разбирался, возможно ли предоставление в собственность земельных участков муниципалитета без проведения торгов арендодателю, который возвел на нем склады и планировал увеличение их площади в случае производственной необходимости.
22 июля 2016 г. администрация муниципального района Кинельский Самарской области и глава крестьянско-фермерского хозяйства заключили договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения на 10 лет. Договор стороны зарегистрировали в Управлении Росреестра по Самарской области. 17 октября 2016 г. с согласия арендодателя был заключен договор о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды между предпринимателем и Максимом Купцовым. Договор также был зарегистрирован в Росреестре.
Позднее администрация выдала Максиму Купцову разрешение на строительство, и он построил четыре складских помещения для хранения сельскохозяйственной продукции, которые были введены в эксплуатацию. Право собственности на недвижимость также зарегистрировано в установленном законом порядке.
10 октября 2019 г. Максим Купцов обратился в администрацию с заявлением о заключении договора купли-продажи участка без проведения торгов. Администрация отказала ему со ссылкой на п. 2 ст. 20 Закона Самарской области от l1 марта 2005 г. № 94-ГД «О земле», п. 6 ст. 11.9 ЗК, ст. 15 и 16 Закона о защите конкуренции.
Тогда Максим Купцов обратился в Кинельский районный суд Самарской области с административным исковым заявлением о признании постановления об отказе незаконным. Удовлетворяя требования, суд указал на выводы градостроительного обоснования об особенностях существующей дорожной сети, возможностях подъезда транспорта, осуществления погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки кормов, технологического присоединения к существующим инженерным сетям, а также выполнения требований технологических норм, правил противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, указал на возможность увеличения площади складов в будущем в случае производственной необходимости и удовлетворил иск.
Однако апелляционная инстанция посчитала, что в материалах дела отсутствуют доказательства необходимости использования земельного участка площадью 40 892 кв. м для эксплуатации четырех складов общей площадью 59,6 кв. м, и отказала в иске.
Когда кассационный суд оставил решение первой инстанции в силе, администрация обратилась в Верховный Суд. ВС посчитал, что апелляция дала правильную критическую оценку представленному в дело градостроительному обоснованию использования земельного участка для эксплуатации складов, поскольку оно содержит выводы о необходимости использования земельного участка не только для эксплуатации названных объектов, но и для проектирования левады для выпаса и кормления сельскохозяйственных животных, что не соответствует целям предоставления земельного участка и противоречит виду разрешенного использования данного участка под строительство зданий, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Также, посчитал ВС, являются обоснованными выводы суда апелляционной инстанции о том, что указание в градостроительном обосновании необходимости обустройства зоны отдыха сотрудников, зоны озеленения и зоны свалки мусора не свидетельствует о том, что площадь земельного участка соразмерна площади, необходимой для эксплуатации складов.
Верховный Суд указал, что подход кассационного суда противоречит действующему нормативному регулированию, которое предусматривает исключительное право на приобретение земельного участка собственником расположенного на этом участке объекта недвижимости, право собственности на который зарегистрировано в установленном порядке на дату рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка.
Кроме того, Пленум ВС в п. 25 Постановления от 9 июля 2020 г. № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» указал, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела. Вместе с тем, если кассация придет к выводу, что судами первой или апелляционной инстанций допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке, без устранения которой невозможны восстановление и защита прав, суд учитывает эти обстоятельства при вынесении кассационного определения.
«Не соглашаясь с критической оценкой градостроительного обоснования, изложенной в апелляционном определении, суд кассационной инстанции не привел нарушений норм процессуального права, допущенных судебной коллегией областного суда при исследовании и оценке данного доказательства», – отмечается в определении.
Кроме того, до 1 января 2020 г. исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта РФ, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными ст. 39.15 и 39.16 ЗК, напомнил ВС (п. 31 ст. 34 Закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ (редакция от 31 декабря 2017 г.) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Суд обратил внимание, что ст. 20 Закона Самарской области от 11 марта 2005 г. № 94-ГД (редакция от 15 октября 2019 г.) «О земле» установлено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, гражданам и юридическим лицам в аренду с правом выкупа в соответствии с договорами, заключенными до введения в действие ЗК РФ, а также приватизация сельскохозяйственных угодий в случае, указанном в ч. 1 ст. 26 этого закона, может осуществляться с момента вступления в силу данного закона. Приватизация иных, кроме указанных в ч. 1 названной статьи, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, предусмотренном п. 1 ч. 3 ст. 9 указанного закона, может осуществляться, за исключением случаев, предусмотренных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, в том числе связанных с приватизацией земельной доли, находящейся в муниципальной собственности, или земельного участка, выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, с 1 января 2020 г.
Таким образом, указал ВС, на момент подачи Максимом Купцовым заявления о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов и дату вынесения оспариваемого правового акта имелся запрет на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения, и оставил в силе решение апелляции.
В комментарии «АГ» партнер, руководитель практики «Недвижимость и инвестиции» АБ «Качкин и Партнеры» Дмитрий Некрестьянов отметил, что при пересмотре дела ВС фактически исследовал два самостоятельных аргумента:
- допустимость исследования вопроса о соразмерности земельного участка объекту недвижимости при выкупе без торгов собственником объекта;
- возможность установления до 1 июля 2020 г. дополнительных оснований для отказа в предоставлении участков законами субъектов РФ.
При этом второй элемент не представляет какого-либо интереса, посчитал эксперт, так как никаких выдающихся вопросов не исследуется. «В отношении же вопроса соразмерности участка ВС РФ еще раз подтвердил позицию, что это должно исследоваться судами при разрешении споров о праве на выкуп. Несмотря на то что при внесении масштабных изменений в ЗК критерий несоразмерности был исключен из упоминания в тексте ЗК РФ, судебная практика последовательно настаивает на необходимости его учета, обосновывая это необходимостью соблюдения баланса публичных и частных интересов», – отметил Дмитрий Некрестьянов.
Эксперт посчитал, что если не брать спорность самой позиции о допустимости этого критерия, то все остальные выводы суда весьма предсказуемы: размер участка явно несоразмерен тем объектам недвижимости, которые на нем возведены, что и должно быть основанием для отказа в выкупе.
Младший юрист Land Law Firm Екатерина Розум отметила, что основным аргументом Суда, вставшего на сторону администрации, стало отсутствие доказательств необходимости использования земельного участка в испрашиваемой площади. Она указала, что собственники зданий имеют исключительное право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием. Однако по смыслу положений ЗК РФ приобретение данного земельного участка имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости (Постановление Президиума ВАС от 19 ноября 2013 г. № 8536/13). Следовательно, на Максиме Купцове действительно лежало бремя доказывания размера приобретаемого земельного участка. Однако соответствующих доказательств Купцовым не было представлено, в силу чего отказ суда обоснован.
Екатерина Розум указала, что при рассмотрении подобных споров суды довольно часто отказывают заявителям на том основании, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно больше площади, необходимой для эксплуатации расположенных на нем объектов, и несоразмерна площади самих объектов недвижимого имущества (например: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 февраля 2020 г. № Ф06-58760/2020 по делу № А57-9680/2019, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 марта 2020 г. № Ф08-223/2020 по делу № А53-4110/2019). Таким образом, в данном определении Верховный Суд последовал сложившейся судебной практике в целях соблюдения частных и публичных интересов, резюмировала она.
Вместе с тем, посчитала Екатерина Розум, Суд ошибочно применил положения ст. 20 Закона Самарской области «О земле», поскольку в силу ст. 2 данного закона действие ст. 15, 20–22, ч. 1 ст. 25 и ст. 26 не распространяется на земельные участки, занятые зданиями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется федеральным законодательством. Аналогичная норма содержится в ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ (п. 7 ст. 27 ЗК РФ).
Таким образом, мораторий на приватизацию на земельный участок, занятый нежилыми зданиями, распространяться не мог, заключила она (данный вывод также содержится в судебной практике: Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 мая 2019 г. № Ф08-3606/2019 по делу № А20-2068/2018).