Организация внутреннего финансового контроля: задачи, способы и основные этапы
Внутренний финансовый контроль — залог финансового здоровья компании. Он позволяет вовремя выявлять воровство, махинации с финансовой отчетностью и нецелевое использование денег компании. Организация внутреннего финансового контроля особенно необходима собственникам, которые передали свой бизнес в руки наемных управленцев. И хотят отследить не только финансовые потоки, но и предотвратить любые риски вплоть до банкротства.
Что же такое внутренний финансовый контроль, для чего нужен и как строится в организациях — читайте в материале ниже.
Что такое внутренний финансовый контроль и зачем нужен
Когда в 2002 году в США прогремели 6 крупных банкротств, связанных с корпоративным мошенничеством —- вышел закон Сарбейнса – Оксли. Закон ужесточил требования к процессу подготовки финансовой отчётности, чтобы исключить возможность ее искажения. С тех пор система внутреннего финансового контроля обязательно должна быть в публичных компаниях Америки.
В отечественных предприятиях ситуация с мошенничеством не лучше. Согласно отчету PwC в 2018 году 66% компаний в России столкнулись с экономическими преступлениями. Для сравнения — в 2016 году этот показатель был на уровне 48 %. В основном, это случаи незаконного присвоения активов, взяточничество и коррупция. Украинские компании ежегодно теряют до 15% прибыли по тем же причинам. И способствует этому, как правило, отсутствие внутрикорпоративного финансового контроля.
Внутренний финансовый контроль (ВФК) необходим любой организации: малой или крупной, частной или бюджетной. Внутренний финконтроль охватывает сразу и финансовый учет, и контроль за выполнением поставленных задач в компании. Основная задача ВФК — вовремя выявить любые махинации, пресечь нецелевые расходы ресурсов и предотвратить возможные финансовые или репутационные риски.
Внутренний финансовый контроль еще называют финансовым контроллингом. Он определяет, насколько финансово устойчив бизнеса и может ли он быстро адаптироваться к нестабильным условиям внешней среды.
Правильно организованный финансовый контроллинг значительно сокращает расходы компании и помогает рационально использовать ее ресурсы.
Финансовый контроль в бюджетной и частной организации
Финансовый контроль применяется как на государственных предприятиях, так и частных компаниях. В сфере госсектора ВФК особенно важен и регламентируется законодательно. Так как от надлежащего функционирования государственных средств зависят финансовая безопасность и успешное развитие экономики всей страны.
В России есть федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и согласно ему организация внутреннего финансового контроля в бюджетных организациях обязательна. При этом госучреждения должны вести внутренний контроль наравне со всеми хозяйствующими субъектами. В Украине государственный финконтроль регламентируется Конституцией Украины, Гражданским, Налоговым и Бюджетным кодексом Украины, а также законодательными актами.
В коммерческой или бюджетной организации, есть субъект и объект финансового контроля. Первым может быть структурное подразделение или отдельные сотрудники. Их задача — контролировать поступление финансовых средств и целесообразность их использования. А объектом — происходящие процессы в компании и надежность ее информационных систем.
Внутренний финансовый контроль на предприятии помогает:
- эффективного управлять его ресурсами;
- отследить целесообразность действий, связанных с финансами и активами;
- проверить корректность и законность совершенных финансовых операций.
При этом пристальный контроль нужен не только в госсекторе или крупных корпорациях с миллионными оборотами. Даже в малом бизнесе могут воровать деньги, нематериальные активы или информацию. Последнее порой наносит больший ущерб, чем денежные потери. И если отсутствует внутренний финансовый контроль на малом предприятии, то выявить недостачи будет нереально. Бизнес могут годами «понемногу» обворовывать свои же сотрудники.
Причина обычно кроется в том, что владельцы small cap business (маленьких компаний) не хотят тратиться на безопасность. Мол, в малом бизнесе итак все на виду. Но специалисты по форензик называют это «small cap catch» или уловкой маленького бизнеса. Так по данным ACFE, в 55% случаев хищения происходят именно в небольших компаниях со штатом до 100 человек. А в мультинациональных корпорациях желающих украсть миллионы оказалось в 2 раза меньше (22% случаев).
Согласно тем же исследованиям, в мошеннических схемах участвуют руководители отделов и даже контролеры. Поэтому внутренний финансовый контроль как коммерческих организаций, так и бюджетных должен быть выстроен так, чтобы под него попадали все сотрудники без исключения: линейные специалисты, менеджеры высшего и среднего звена, а также сами работники службы ВФК.
Способы организации системы ВФК
Существует несколько способов внедрения и организации внутреннего финансового контроля на предприятии.
- Самостоятельно. Это когда система внутреннего контроля создается и проводится только наемными сотрудниками организации.
- Ко-сорсинг. Это когда часть задач по финансовому контролю остается на стороне предприятия, а какая-то — передается внешнему консультанту или аудиторской компании. При этом внутри организации за финансовый контроль отвечают специальные отделы по контролю качества управления корпоративным капиталом, бухгалтерские либо аналитические подразделения.
- Полный аутсорсинг. Здесь финансовый контроль полностью поручается юридически независимым организациям и проводится без участия штатных работников предприятия.
Первый способ подходит крупному бизнесу. Так как высшее руководство оперативно может получить любую информацию о работе всей компании, и принять верные решения. А достоверность информации о финансовом положении дел повышает доверие со стороны инвесторов.
Но этот способ может потребовать дополнительных инвестиций: на обучение внутреннему аудиту своих сотрудников или найм специалистов со стороны и внедрение программного обеспечения для автоматизации работы службы внутреннего контроля.
Для небольших и средних компаний больше подходит ко-сорсинг финансового контроля. Он помогает минимизировать издержки и узнать, насколько правильно были начислены и своевременно уплачены налоги. Также к преимуществам такого способа относится то, что компания может поручить финансовый контроль одновременно нескольким компаниям. А работники предприятия — получить исчерпывающую консультацию от внешних специалистов. Но есть и свои минусы — руководство не видит полной картины происходящего в компании.
Порядок организации внутреннего финансового контроля
Финансовый контроллинг строится обычно в несколько этапов:
- Вначале формируются цели: что необходимо выявить при внутренней проверке.
- Решается, как именно это будет сделано — прописывается ряд мероприятий по контроллингу.
- Формируется полноценная структура ВФК.
- Разрабатываются документальная база и внутренние стандарты контроля, согласно которым будет действовать система.
Когда система запущена и проверка прошла — наступает этап отчетного периода. Оценивается, насколько успешно сработала служб ВФК и проверяется налоговая отчетность.
Также мероприятия по финансовому контроллингу бывают 3-х видов:
- предварительные — проводятся до того, как руководство приняло значимые решения в области управления корпоративным капиталом либо на этапе их подготовки;
- текущие — сопровождает реализацию и внедрение принятых решений;
- последующие — включает анализ последствий принятых решений в области управления капиталом фирмы.
Каждый из этих видов мероприятий и этапов предполагают подготовку сотрудников или найм компетентных специалистов по внутреннему финансовому контролю. Работники, ответственные за ВФК, должны уметь оценивать результаты принятых руководством решений по управлению капиталом, разбираться в разработке документальной базы и уметь проводить запланированную проверку согласно стандартам и правилам внутреннего аудита.
Только грамотная организация внутреннего финансового контроля на предприятии может обеспечить финансовую устойчивость бизнеса, своевременную сдачу достоверной финансовой и налоговой отчетности. А также сохранить имущество и информационную безопасность компании.
Внутренний финансовый контроль бюджетных учреждений
Сущность, цели и задачи внутреннего финансового контроля бюджетных учреждений
Внутренний бюджетный финансовый контроль (ВБФК) – это процесс, направленный на реализацию контроля источников финансирования, направлений расходования федерального, регионального, муниципального бюджета в области:
- соблюдения утверждённых действующими законодательными правовыми нормативными актами стандартов и процедур разработки, формирования и утверждения доходной и расходной части бюджета;
- разработки, утверждения и организации мер по увеличению эффективности использования бюджетных средств в части их расходования.
К основным задачам ВБФК согласно регламентирующих документов относят:
- Управления событиями, которые могут оказывать существенное негативное влияние на исполнение бюджетных процедур, рисков;
- Своевременное выявление и устранение нарушений законодательства, действующего в области бюджетного учета ответственными лицами;
- Управление эффективностью использования бюджетных средств в части их расходования.
Регулирование вопросов в области ВБФК на законодательном уровне
Вопросы в области реализации внутреннего финансового контроля По данной теме мы уже выполнили реферат Проблема обеспечения финансовой безопасности в рамках внутреннего контроля подробнее регламентируются Бюджетным Кодексом РФ, а также Методическими рекомендациями по осуществлению внутреннего финансового контроля, ФЗ – 402 «О бухгалтерском учете» По данной теме мы уже выполнили реферат Цель,задачи и содержание Федерального закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ подробнее , Приказом Минфина №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
Готовые работы на аналогичную тему
Система ВБФК
Система ВБФК представляет собой комплекс методик и процедур, которые разработаны ответственными сотрудниками, а также утверждены на уровне руководства в качестве средств, обеспечивающих эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.
В рамках реализация ВБФК осуществляются следующие установленные процедуры:
- Проверка соблюдения действующего законодательства;
- Оценка и анализ полноты и достоверности финансовой и прочей отчётности бюджетного учреждения;
- Анализ своевременности предоставления финансовой и прочей отчётности бюджетного учреждения;
- Выявление рисков возникновения ошибок в финансовой отчетности и в целом в бухгалтерском учете, их предотвращение;
- Осуществления контроля за исполнением регламентирующих приказов, постановлений и распоряжений.
ВБФК может быть реализован в следующих формах:
- Предварительного контроля. Данный вид контроля реализуется до осуществления финансово-хозяйственной операции и применяется для установления правомерности и целесообразности той или иной хозяйственной операции;
- Текущего контроля. Данный вид контроля реализуется для проведения анализа соблюдения необходимых процедур исполнения бюджета, его формирования, мониторинга целевого расходования бюджетных средств на некоторой периодической основе;
- Последующего контроля. Данный вид контроля реализуется по итогам завершению финансово-хозяйственной операции. Основные инструменты такого вида контроля: инвентаризация, анализ и проверка финансовой отчетности и в целом бухгалтерского учета.
Стоит отметить, что контроль финансовых операций, бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях может быть реализован как в сплошной форме, так и в выборочной форме с использованием систематического метода выборки
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата написания статьи: 19 11 2019
Полина Михайловна Копруджу
Эксперт по предмету «Бухгалтерский учет и аудит» , преподавательский стаж — 8 лет
Как организовать внутренний финансовый аудит в бюджетной организации
Финансовый аудит бюджетных учреждений — проверка соблюдения внутренних стандартов, составления и исполнения бюджета.
Аудит бывает внутренним и внешним. Внутренний проводят сами сотрудники компании, а внешний — специализированная компания. В статье мы рассмотрим особенности проведения внутреннего контроля.
Когда и зачем проводится ВФА
Внутренний контроль документально оформляет факты хозяйственной жизни бюджетной организации. Проведение аудита необходимо для:
- подтверждения соответствия между сделками и операциями;
- сверки данных;
- подготовки предложений о повышении результативности использования средств;
- сверки остатков по счетам бухучета налички с остатками денег по данным кассовой книги.
Процедура не дублирует полномочия контрольно-счетных органов — это подтверждение отчетности на этапе ее формирования. Не путайте внутреннего аудитора с контролером-ревизором внутри организации.
Внутренний финансовый аудит в 2021 году проводится по инициативе руководителя, когда он хочет узнать, как разумнее расходовать средства и повысить качество финменеджмента.
В ходе оценки необходимости ВФА учитывают:
- риски в прошлые периоды, как они влияли на бюджет;
- результаты мониторинга качества финменеджмента;
- наличие самостоятельно выполняемых бюджетных полномочий;
- наличие подведомственных бюджетных автономных учреждений;
- владеете ли вы имуществом бюджетных унитарных предприятий;
- возможность проведения аудита сторонними экспертами.
Какими правилами нужно руководствоваться
Требования к проведению финансового аудита бюджетных учреждений изложены в:
- БК РФ (ст. 157, ст. 160.2-1, ст. 165);
- постановлением правительства № 193;
- приказах Минфина № 143н от 21.09.2015, № 356 от 07.09.2016, № 822 от 30.12.2016;
- приказе Минфина № 237н от 18.12.2019.
В этих документах изложены принципы и задачи ВФА, порядок его проведения. В разработке находятся стандарты внутреннего финансового аудита 2021 года для каждого этапа контроля.
Как проходит финаудит
В ходе аудиторского контроля должностные лица изучают законность хозяйственных операций и достоверность бюджетной отчетности. Они могут:
- получать информацию об организации и результатах финаудита;
- посещать занимаемые объектом помещения и территории;
- задействовать независимых экспертов.
На 2021 год внутренний финансовый аудит чаще всего проводит комиссия, состоящая из глав структурных подразделений учреждения, выполняющих бюджетные процедуры. У такого подхода есть недостатки.
При проведении ВФА стараются максимально устранить условия, угрожающие беспристрастности аудитора. Проверяющий:
- не должен быть связан с бухгалтерией;
- не должен вступать в конфликт интересов;
- иметь родство с субъектами контроля.
Желательно привлекать внешних экспертов и не допускать вмешательства в финансовый аудит бюджетных учреждений третьих лиц.
Аудитор и эксперты соблюдают требования законодательства, проводят контроль четко по утвержденному плану. В конце они оглашают результаты руководителю объекта.
Работа идет в фоновом режиме и не мешает процессу работы учреждения. Аудит не имеет карательный характер, иначе это привело бы к «междоусобным войнам» среди управления учреждения.
Как составить план ВФА
Перед проверкой составляют план внутреннего финансового аудита. В нем указывают:
- тему;
- перечень изучаемых вопросов;
- сроки проведения;
- список ответственных.
При составлении плана внутреннего финансового аудита нужно учесть важность проводимых операций, их объем. Рассматривают риски после проведения контроля, сроки проверки. Анализируют законность хозяйственных операций и бюджетную отчетность.
В структуру плана входят пункты:
- тема проверки;
- что проверяют;
- вид проверки;
- проверяемый период;
- срок проведения.
Документ нужно утвердить до начала календарного года.
Рекомендуем
Курс рассматривает практические вопросы организации и осуществления внутреннего финансового аудита в бюджетных, автономных и казенных учреждениях.
Нужна помощь с подбором обучающей программы?
Оставьте заявку на обратный звонок, и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки.
О контроле в отношении бюджетных и автономных учреждений
Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля установлены ст. 160.2-1 БК РФ.
Согласно ч. 1 указанной статьи главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств ведет внутренний финансовый контроль, направленный:
- на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим распорядителем и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
- на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Главный администратор (администратор) доходов бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим администратором и подведомственными ему администраторами доходов бюджета.
В свою очередь, главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета ведет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим администратором и подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
Задачами внутреннего финансового контроля являются:
- управление рисками полного или частичного недостижения результатов выполнения внутренних бюджетных процедур;
- оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление главными администраторами (администраторами) и получателями бюджетных средств бюджетных полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств;
- повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.
С учетом вышеизложенного внутренний финансовый контроль главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета осуществляется в отношении самих себя и подведомственных им распорядителям, администраторам и получателям бюджетных средств.
По общему правилу бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса (распорядителями, администраторами и получателями бюджетных средств), следовательно, положения БК РФ, устанавливающие полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по ведению внутреннего финансового контроля на них не распространяются и такой контроль в отношении них не осуществляется.
Исключением из данного правила являются случаи передачи органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, на безвозмездной основе на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых обозначенные органы осуществляют функции и полномочия учредителей. В данном случае названные учреждения будут являться получателями бюджетных средств, а следовательно, в отношении них может вестись внутренний финансовый контроль.
Напомним, что правила осуществления указанными органами (лицами) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита установлены Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89». Кроме того, Письмом Минфина РФ от 19.01.2015 № 02‑11‑05/932 направлены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля и Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита.
В силу ч. 4 ст. 160.2-1 БК РФ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (их уполномоченные должностные лица) осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:
- оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
- подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;
- подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора бюджетных средств, подведомственные ему администраторы бюджетных средств и получатели бюджетных средств.
Таким образом, как и в случае с внутренним финансовым контролем, внутренний финансовый аудит может осуществляться в отношении бюджетных и автономных учреждений исключительно в случаях, когда им переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, объектом обложения которыми признается указанное имущество, в том числе земельные участки.
В соответствии со ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (далее – субсидия на государственное задание).
Следовательно, после списания в установленном порядке субсидии на выполнение госзадания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет бюджетного учреждения указанная субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. На названные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, и, как мы уже отметили выше, в отношении бюджетных и автономных учреждений (за исключением определенных случаев) не может осуществляться внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.
В соответствии с п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений ведется:
- федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений;
- в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта РФ;
- в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, – в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений.
Для автономных учреждений аналогичный порядок установлен п. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях».
Кроме того, следует отметить, что в силу пп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Таким образом, финансовый контроль за деятельностью бюджетных, казенных и автономных учреждений, помимо органов государственного (муниципального) финансового контроля, должны осуществлять учредители данных учреждений. При этом в Письме от 20.08.2012 № 02‑07‑10/3259 Минфин отметил: учитывая реализацию механизмов финансового обеспечения деятельности учреждений посредством предоставления субсидий, акцент при проведении учредителем контрольных мероприятий смещается в сторону контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности.
Основными целями контроля за подведомственными бюджетными и автономными учреждениями являются: