Учет в бюджетных учреждениях (бухучет, медикаменты)

Учет в бюджетных учреждениях (бухучет, медикаменты)

Учет медикаментов и медизделий, применяемых для лечения пациентов

Учет медикаментов и медизделий, применяемых для лечения пациентов

При оказании медицинской помощи населению учреждения здраво-охранения (больницы, поликлиники) применяют не только лекарственные препараты, но и медицинские изделия (начиная с простых резиновых перчаток и заканчивая медицинским инструментарием и аппаратурой). Как должны учитываться данные нефинансовые активы в автономном учреждении здравоохранения, рассмотрим в статье.

Учетные группы медикаментов и медизделий.

В соответствии с п. 117 Инструкции № 157н [1] к объектам материальных запасов, учитываемым на счете 0 105 01 000, относятся медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т. д. Что относится к медикаментам в учреждениях здравоохранения, разъяснено в п. 1 Инструкции № 747 [2] (применяется в части, не противоречащей Инструкции № 157н). К ним относятся:

– лекарственные средства;
– сыворотки и вакцины;
– лекарственное растительное сырье;
– лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т. п. К перевязочным средствам – марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и т. п. Определение лекарственных средств, лекарственных препаратов и фармацевтических субстанций приведено в ст. 4 Закона № 61 ФЗ [3] . В частности, нормы данного документа относят к лекарственным средствам вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания. К лекарственным средствам причислены фармацевтические субстанции и лекарственные препараты. Все лекарственные средства вводятся в гражданский оборот на территории РФ, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 13 Закона № 61 ФЗ).

Таким образом, на счете 0 105 01 000 учитываются все лекарственные средства, которые включены в Государственный реестр лекарственных средств.

Перевязочные средства относятся к изделиям медицинского назначения, определение которых приведено в ст. 38 Закона № 323 ФЗ [4] . Нормы данной статьи причисляют к медицинским изделиям любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой. Их оборот на территории РФ осуществляется при наличии государственной регистрации. Рекомендации к применению медицинских изделий изложены в документах производителя.

Исходя из приведенного выше определения, кроме перевязочных средств, к данной категории также относятся другие расходные материалы, используемые при оказании медицинской помощи. Например, шприцы, инфузионные системы (устройства переливания растворов), катетеры венозные, жгуты, гинекологические стекла и др.
При этом согласно разъяснениям Минфина, приведенным в Письме от 02.11.2018 № 02 05 10/79114, приобретение отдельных объектов материальных запасов осуществляется в том числе в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034 2014 (КПЕС 2008), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14 ст. В силу этого документа лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях, относятся к классу 21. Вместе с тем в перечне изделий этого класса не поименованы шприцы, катетеры и другие расходные материалы. Они относятся к классу 32 («Изделия готовые прочие») как инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, не включенные в другие группировки.

Отметим, что принятие решения об отнесении материальных запасов к соответствующей группе аналитического учета находится в компетенции субъекта учета (письма Минфина РФ от 12.02.2016 № 02 07 10/8036, от 10.09.2014 № 02 07 05/45503). Иными словами, если учредитель примет решение, то во всех подведомственных ему медицинских учреждениях однотипные МПЗ (например, шприцы) будут учитываться одинаково (предположим, на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы»). Автономное учреждение может самостоятельно принять такое решение, но при этом его необходимо согласовать с учредителем и закрепить этот порядок в учетной политике.

Поскольку все перечисленные выше объекты нефинансовых активов используются менее 12 месяцев, в целях применения бухгалтерского учета данные медицинские изделия относятся к материальным запасам. Медицинские изделия, срок использования которых свыше 12 месяцев, необходимо учитывать в составе основных средств. Как правило, это медицинская аппаратура и хирургический инструментарий, выполненный из специального металла. Это, в частности, следует из п. 7 ФСБУ «Основные средства» [5] .

Учет расходов на закупку медикаментов и медизделий.

С 01.01.2019 при отражении операций бюджетные учреждения используют:

– Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, утвержденный Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н (далее – Порядок № 132н);
– Порядок применения кодов КОСГУ, утвержденный Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н).

В соответствии с п. 51.2.4.4 Порядка № 132н расходы на приобретение лекарственных средств и медицинских изделий отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и относятся на статьи КОСГУ в зависимости от их экономического содержания. Например, в силу Порядка № 209н расходы, связанные с приобретением в 2019 году основных средств (хирургического инструментария), отражаются по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, расходы на приобретение объектов материальных запасов (шприцев, перевязочных средств, медикаментов и т. п.) – по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, но при соблюдении детализации. В частности, по подстатье 341 – приобретение лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях (см. письма Минфина РФ от 15.03.2019 № 02 05 10/17875, от 18.01.2019 № 02 05 10/2075, от 17.01.2019 № 02 05 11/2076).

Рассмотрим примеры по отражению отдельных видов расходов.

Стоматологическая поликлиника, являющаяся автономным учреждением, приобрела у поставщика (иной нефинансовой организации) лекарственные препараты на сумму 60 500 руб. и шприцы на сумму 40 000 руб. за счет средств ОМС (КВФО 7). Медикаменты были использованы в текущем месяце на сумму 36 300 руб. при оказании медицинской помощи в условиях амбулаторного приема пациентов.

Согласно положениям учетной политики учреждения одноразовые материалы, используемые в медицинских целях шприцы, катетеры, инфузионные системы учитываются на счете 105 36 000 «Прочие материальные запасы».

В соответствии с п. 51.2.4.4 Порядка № 132н расходы учреждения на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий (шприцев) следует отражать по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». В бухгалтерском учете нужно применять подстатью 341 КОСГУ.
В учете учреждения согласно Инструкции № 183н [6] сделаны следующие записи:

Учет в бюджетных учреждениях (бухучет, медикаменты)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 25 марта 2016 г. N 02-07-10/17036 Об отражении в бухгалтерском учете медикаментов

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения по вопросу отражения в бухгалтерском учете медикаментов и сообщает.

1. Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора материальных запасов в бухгалтерском учете определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).

В соответствии с пунктом 100 Инструкции N 157н материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости.

Единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.

В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

При этом учреждение с учетом своей организационной структуры вправе между своими подразделениями, в том числе бухгалтерией и аптекой, распределять функции по учету материальных запасов (медикаментов), например в суммовом выражении и (или) в номенклатурном (детализированном).

Пунктом 119 Инструкции N 157н, пунктом 31 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н, установлено, что медикаменты учитываются в составе материальных запасов на счете 0 105 31 000 «Медикаменты и перевязочные средства — иное движимое имущество учреждения».

Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения, с учетом положений, предусмотренных отраслевыми особенностями.

В то же время согласно пункту 46 Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 2.06.1987 N 747 (далее — Инструкция N 747), аналитический учет лекарственных средств (кроме подлежащих предметно-количественному учету) ведется в суммовом выражении по группам ценностей:

медикаменты — лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п.;

перевязочные средства — марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и т.п.;

вспомогательные материалы — бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и т.п.;

тара — склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутыли, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно.

Учитывая изложенное, лекарственные средства (кроме подлежащих предметно-количественному учету), отнесенные к группе медикаментов, в бухгалтерском учете, по мнению Департамента, возможно учитывать в суммовом выражении, при условии отражения полной информации об указанных медикаментах (наименование, количество, стоимость и т.д.) в подразделении, ответственном за их сохранность (использование) — аптеке учреждения.

При этом особенности организации учета медикаментов устанавливаются актом учреждения в рамках определения своей учетной политики.

2. Пунктом 108 Инструкции N 157н установлено, что выбытие (отпуск) материальных запасов, в том числе медикаментов, производится по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости.

Применение одного из указанных способов может определяться субъектом учета самостоятельно, отразив указанный способ в рамках формирования своей учетной политики (пункт 6 Инструкции N 157н).

При этом определение средней фактической стоимости материальных запасов производится по каждой группе (виду) запасов и осуществляется в течение финансового года непрерывно.

Таким образом, по мнению Департамента, применение в бухгалтерском учете для разных групп (видов) материальных запасов (например: медикаментов, продуктов питания и т.д.) различных методов списания материальных запасов (по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости) не противоречит требованиям Инструкции N 157н.

Заместитель директора Департамента
бюджетной методологии
С.В. Сивец

Обзор документа

Даны разъяснения об отражении в бухучете медикаментов.

Лекарственные средства (кроме подлежащих предметно-количественному учету), отнесенные к группе медикаментов, в бухучете можно учитывать в суммовом выражении при условии отражения полной информации об указанных медикаментах (наименование, количество, стоимость и т. д.) в подразделении, ответственном за их сохранность (использование), — аптеке учреждения.

При этом особенности организации учета медикаментов устанавливаются актом учреждения в рамках определения своей учетной политики.

Применение в бухучете для разных групп (видов) материальных запасов (например, медикаментов, продуктов питания и т. д.) различных методов списания материальных запасов (по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости) не противоречит требованиям Инструкции по применению Единого плана счетов бухучета.

Бухгалтерский учет дезинфицирующих средств

Учитывайте дезинфицирующие средства в составе материальных запасов (п. 118 Инструкции N 157н, п. 21 Инструкции N 162н, п. 31 Инструкции N 174н, п. 31 Инструкции N 183н, п. 7 СГС «Запасы»).

Порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете расходов на приобретение дезинфицирующих средств будет зависеть в том числе от вида учреждения — медицинское оно или нет. Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 06.04.2020 N 02-08-10/27111.

Медицинские учреждения отражают расходы следующим образом:

  • на счете 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства» — если приобретают дезинфицирующие средства в целях оказания медицинской помощи (медицинских услуг), а также в случае приобретения их в рамках одного контракта (договора) как в целях оказания медицинской помощи, так и для общехозяйственных нужд (п. 118 Инструкции N 157н);
  • на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» — если приобретают дезинфицирующие средства для хозяйственных нужд в рамках отдельных контрактов (договоров) (п. 118 Инструкции N 157н).

Учреждения, которые не оказывают медицинскую помощь, расходы на дезинфицирующие средства, приобретенные в том числе в целях профилактики случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19, а также для посетителей, относят на счет 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 118 Инструкции N 157н).

Поступление дезинфицирующих средств в учреждение необходимо оформить первичным учетным документом, который будет являться основанием для принятия таких средств к учету (п. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 20 СГС «Концептуальные основы», п. 34 Инструкции N 157н).

Такими документами, например, являются:

  • первичные учетные документы, предусмотренные договором (контрактом) (Письмо Минфина России от 07.12.2016 N 02-07-10/72795);
  • приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) (Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухучета).

Применение конкретных первичных учетных документов при поступлении дезинфицирующих средств определите в своей учетной политике.

Передачу таких средств в эксплуатацию (перемещение внутри учреждения между материально ответственными лицами) оформите следующими документами (Методические указания):

  • требованием-накладной (ф. 0504204);
  • ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

Списывайте дезинфицирующие средства с учета по общим правилам для материальных запасов.

Налоговый учет

Расходы на приобретение дезинфицирующих средств, осуществленные за счет средств субсидии, средств, полученных в виде оплаты медуслуг, оказываемых медучреждениями по программам ОМС от страховых организаций, или лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), в налоговую базу по налогу на прибыль не включайте (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 49 ст. 270, п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом вы обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Если расходы на покупку таких средств произведены в рамках приносящей доход деятельности бюджетного (автономного) учреждения, стоимость дезинфицирующего средства вы можете учесть в составе прочих или материальных расходов (п. 1 ст. 252, пп. 3 п. 1 ст. 254, пп. 7, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При применении метода начисления расходы признайте в том периоде, в котором дезинфицирующие средства списаны (п. 2, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

При применении кассового метода для признания расходов есть дополнительное условие — такие средства должны быть оплачены (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Бухгалтерский учет государственного сектора

Приказ Минфина России от 30.09.2021 № 142н «О внесении изменений в приложения № 1-5 к приказу Министерства финансов Российской Феде.

Зарегистрирован в Минюсте России 07.12.2021 № 66214

Дата публикации: 09.12.2021

Письмо Минфина России

от 16.11.2021 № 02-07-07/92208

Письмо Минфина от 16.11.2021 № 02-07-07/92208 «О проведении Круглого стола «Новации методологии ведения бухгалтерского учета и отчетности государственных финансов, внутреннего государственного финансового контроля и внутреннего финансо.

Дата публикации: 16.11.2021

Приказ Минфина России

от 08.06.2021 № 74н

Приказ Минфина России от 08.06.2021 № 74н «О внесении изменений в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государс.

Зарегистрирован в Минюсте России 22.07.2021 № 64334

Дата публикации: 27.07.2021

Приказ Минфина России

от 15.06.2021 № 84н

Приказ Минфина России от 15.06.2021 № 84н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Государстве.

Зарегистрирован в Минюсте России 14.07.2021 № 64264

Дата публикации: 27.07.2021

Приказ Минфина России

от 15.04.2021 № 61н

Приказ Минфина России от 15.04.2021 № 61н «Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых.

Зарегистрирован в Минюсте России 28.06.2021 № 63995

Дата публикации: 30.06.2021

Письмо Минфина России

от 29.01.2021 № 02-06-07/5651

Письмо Минфина России от 29.01.2021 № 02-06-07/5651 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по возмещению за счет субсидии на иные цели, целевых расходов, произведенных за счет иного финансового источника»

Дата публикации: 01.02.2021

Письмо Минфина России

от 27.01.2021 № 02-06-07/4930

Письмо Минфина России от 27.01.2021 № 02-06-07/4930 «Информация о ходе реализации централизации бухгалтерских полномочий»

Дата публикации: 29.01.2021

Письмо Минфина России

от 24.12.2020 № 02-07-07/113668

Письмо Минфина России от 24.12.2020 № 02-07-07/113668 «О порядке определения особенностей проведения в условиях реализации мер в области защиты здоровья сотрудников в целях создания необходимых условий для предупреждения и минимиза.

Дата публикации: 24.12.2020

Приказ Минфина России

от 28.10.2020 № 246н

Приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации .

Зарегистрирован в Минюсте России 09.12.2020 № 61340

Дата публикации: 23.12.2020

Приказ Минфина России

от 30.10.2020 № 256н

Приказ Минфина России от 30.10.2020 № 256н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации .

Зарегистрирован в Минюсте России 09.12.2020 № 61365

Дата публикации: 11.12.2020

Приказ Минфина России

от 30.10.2020 № 253н

Приказ Минфина России от 30.10.2020 № 253н «О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации .

Зарегистрирован в Минюсте России 10.12.2020 № 61370

Дата публикации: 11.12.2020

Приказ Минфина России

от 29.09.2020 № 219н

Приказ Минфина России от 29.09.2020 № 219н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2015 г. № 184н «Об.

Зарегистрирован в Минюсте России 06.11.2020 № 60783

Дата публикации: 11.11.2020

Приказ Минфина России

от 15.06.2020 № 103н

Приказ Минфина России от 15.06.2020 № 103н «О внесении изменений в приложения №1-5 к приказу Министерства финансов Российской Федер.

Зарегистрирован Минюстом России за № 59882 15 сентября 2020 г.

Дата публикации: 18.09.2020

Письмо Минфина России

от 28.04.2020 № 02-07-07/34963

Письмо Минфина России от 28.04.2020 № 02-07-07/34963 «О применении КБК 2020 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 15 апреля 2019 года № 62-ФЗ «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации»

Дата публикации: 30.04.2020

Сопоставительная таблица кодов видов (подвидов) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от денежных взысканий (штрафов), поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по исполнению задолженности, образова.

Читайте также  Пособия по беременности и родам в 2022: размер
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]