Правила списания транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) с 2021 года
В соответствии с ПБУ 5/01 расходы на содержание складских хозяйств (заработная плата кладовщиков, коммунальные платежи и т.п.), содержание отдела снабжения относятся на транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). Списание ТЗР на себестоимость (дебет 20, 23, 25, 26…) производится пропорционально фактической стоимости материалов исходя из соотношения: (ТЗР на начало месяца + ТЗР текущего месяца) / остаток счета 10 на начало месяца + поступление материалов текущего месяца на счета учета затрат, за списанными материалами. Согласно ФСБУ 5 расходы на хранение запасов не включаются в себестоимость. Каков порядок отражения в учете вышеперечисленных расходов с 2021 г.?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Порядок отнесения затрат на содержание складских хозяйств организации в рассматриваемом случае следует осуществлять в зависимости от того, для какого операционного цикла решается задача хранения запасов: для подготовки запасов к потреблению (продаже, использованию) или для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), когда запасы выступают частью технологии производства продукции (выполнения работ, оказания услуг).
В первом случае затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения могут включатся в себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции, во втором — в себестоимость незавершенного производства и готовой продукции.
Обоснование позиции:
В соответствии с частью 1 ст. 23 и частью 11 ст. 27 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пп. 5.2.21(1) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2019 — 2021 гг., утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2019 N 83н, Минфин России утвердил Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» (далее — ФСБУ 5/2019) (приказ Минфина России от 15.11.2019 N 180н, далее — Приказ N 180н). ФСБУ 5/2019 применяется в обязательном порядке с 2021 года (п. 2 Приказа N 180н). Организация может принять решение о применении ФСБУ 5/2019 до указанного срока. При этом с 1 января 2021 г. признаются утратившими силу ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019 для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев. Список таких активов в ФСБУ 5/2019 значительно расширен и конкретизирован. Запасами, в частности, являются:
а) сырье, материалы, топливо, запасные части, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты, предназначенные для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;
б) инструменты, инвентарь, специальная одежда, специальная оснастка (специальные приспособления, специальные инструменты, специальное оборудование), тара и другие аналогичные объекты, используемые при производстве продукции, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, за исключением случаев, когда указанные объекты считаются для целей бухгалтерского учета основными средствами;
в) готовая продукция (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством), предназначенная для продажи в ходе обычной деятельности организации;
г) товары, приобретенные у других лиц и предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности организации;
д) готовая продукция, товары, переданные другим лицам в связи с продажей до момента признания выручки от их продажи;
е) затраты, понесенные на производство продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, а также затраты, понесенные на выполнение работ, оказание услуг другим лицам до момента признания выручки от их продажи (далее вместе — незавершенное производство). Организация может вести обособленный учет полуфабрикатов собственного производства в порядке, установленном для учета готовой продукции;
ж) объекты недвижимого имущества, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации;
з) объекты интеллектуальной собственности, приобретенные или созданные (находящиеся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации.
Для целей бухгалтерского учета запасы подлежат классификации по видам исходя из их предназначения на каждом этапе операционного цикла организации (п. 7 ФСБУ 5/2019).
Согласно п. 9 ФСБУ 5/2019 запасы признаются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости, если иное не установлено ФСБУ 5/2019.
Нормами ФСБУ 5/2019 закреплены разные правила учета для объектов незавершенного производства и готовой продукции и для остальных видов запасов организации. При этом нормами ФСБУ 5/2019 предусмотрено, что в бухгалтерском учете формируется:
себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции,
себестоимость незавершенного производства и готовой продукции.
Так, согласно п. 10 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции, включаются фактические затраты на приобретение (создание) запасов, приведение их в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования.
Кроме того, в фактическую себестоимость запасов включаются суммы и затраты, перечисленные в п. 11 ФСБУ 5/2019*(1), в том числе затраты на заготовку и доставку запасов до места их потребления (продажи, использования) (пп. «б» п. 11 ФСБУ 5/2019). На этом основании полагаем, что затраты на содержание отдела снабжения, относимые организацией в состав транспортно-заготовительных расходов в настоящее время, с 01.01.2021 также возможно будет относить в фактическую себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции.
Применительно к рассматриваемой ситуации отметим, что согласно пп. «в» п. 18 ФСБУ 5/2019 расходы на хранение запасов в себестоимость приобретаемых (создаваемых) запасов не включаются, за исключением случаев, когда хранение является частью технологии подготовки запасов к потреблению (продаже, использованию) или обусловлено условиями приобретения (создания) запасов.
То есть если в данном случае содержание складских хозяйств является частью технологии подготовки запасов к потреблению (продаже, использованию) или обусловлено условиями приобретения (создания) запасов, то затраты на содержание складских хозяйств можно включать непосредственно в себестоимость приобретаемых (создаваемых) запасов. При этом допускаем, что списание на себестоимость приобретаемых (создаваемых) запасов возможно по такому же принципу, который используется организацией в настоящий момент в отношении списания рассматриваемых в вопросе затрат в составе транспортно-заготовительных расходов.
В свою очередь, в силу п. 23 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции включаются затраты, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг. К таким затратам относятся:
а) материальные затраты;
б) затраты на оплату труда;
в) отчисления на социальные нужды;
д) прочие затраты.
На основании п. 24 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции включаются затраты, прямо относящиеся к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (прямые затраты), и затраты, которые не могут быть прямо отнесены к производству конкретного вида продукции, работ, услуг (косвенные затраты). При этом классификация затрат на прямые и косвенные определяется организацией самостоятельно.
Согласно п. 26 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции не включаются в том числе:
затраты, возникшие в связи с ненадлежащей организацией производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, энергии, труда, потери от простоев, брака, нарушений трудовой и технологической дисциплины) (пп. «а» п. 26 ФСБУ 5/2019);
управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг (пп. «г» п. 26 ФСБУ 5/2019);
расходы на хранение, за исключением случаев, когда хранение является частью технологии производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) (пп. «д» п. 26 ФСБУ 5/2019);
иные затраты, осуществление которых не является необходимым для осуществления производства продукции, выполнения работ, оказания услуг (пп. «ж» п. 26 ФСБУ 5/2019).
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации затраты на содержание складских хозяйств являются частью технологии производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), то такие затраты возможно непосредственно включать в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции.
С учетом изложенного можно сделать следующий вывод: порядок отнесения затрат на содержание складских хозяйств организации следует осуществлять в зависимости от того, для какого операционного цикла решается задача хранения запасов: для подготовки запасов к потреблению (продаже, использованию) или для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), когда запасы выступают частью технологии производства продукции (выполнения работ, оказания услуг).
В первом случае затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения будут включатся в себестоимость запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции, во втором — в себестоимость незавершенного производства и готовой продукции.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Вопрос: Организацией применяется общая система налогообложения. Отдел материально-технического снабжения приобретает товарно-материальные ценности, часть из которых является сырьем. Своего транспорта у организации нет. Вся доставка осуществляется сторонними перевозчиками. Отдел занимается заключением договоров и контролем. Заработная плата отдела отражается с использованием счета 26 «Общехозяйственные расходы». Аудитор рекомендовал в целях более детального формирования себестоимости производства относить часть затрат по оплате труда сотрудников отдела на стоимость приобретенных ими ТМЦ. Необходимо ли зарплату отдела распределять: на счет 10, счет 08, счет 15? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2010 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Для целей ФСБУ 5/2019 затратами считается выбытие (уменьшение) активов организации или возникновение (увеличение) ее обязательств, связанных с приобретением (созданием) запасов (второе предложение п. 10 ФСБУ 5/2019). Не считается затратами предварительная оплата поставщику (подрядчику) до момента исполнения им своих договорных обязанностей предоставления запасов, выполнения работ, оказания услуг.
Транспортно-заготовительные расходы — понятие и состав
Транспортно-заготовительные расходы имеет практически любая фирма, приобретающая товары и материалы, которые формируют материально-производственные запасы. В чем специфика соответствующих расходов и как осуществляется их учет?
Транспортно-заготовительные расходы (или ТЗР) — что это такое?
Под транспортно-заготовительными принято понимать расходы, связанные с процедурой приобретения фирмой материально-производственных запасов (или МПЗ) и представленные, в частности:
- оплатой услуг по доставке материалов;
- затратами на содержание складов, на которых хранятся МПЗ;
- затратами на хранение МПЗ в сторонних организациях;
- оплатой услуг по страхованию;
- уплатой таможенных пошлин;
- компенсацией услуг посредников;
- процентами по кредитам на покупку МПЗ;
- командировочными расходами сотрудников, участвующих в приобретении МПЗ;
- недостачей, нормативными потерями МПЗ по пути от поставщика.
Данный перечень ТЗР — не исчерпывающий. Транспортно-заготовительные расходы могут быть представлены любыми издержками, что связаны со снабжением фирмы МПЗ.
ТЗР в бухучете
ТЗР в бухгалтерском учете можно учитывать несколькими способами.
1. ТЗР можно прямо включить в стоимость МПЗ. Соответствующие операции в бухучете оформляются проводкой Дт 10 Кт 60. Данный вариант оптимален, если в течение соответствующего периода нет значительных отклонений в величине ТЗР по партиям однотипных запасов.
Отметим, что, если средняя сумма ТЗР в общей стоимости поставок не превышает 10%, то ее можно не учитывать отдельно — включив вместо этого в себестоимость партии МПЗ. В случае если возможно вычисление среднего процента ТЗР, списание соответствующих расходов может также осуществляться посредством увеличения себестоимости оприходованных МПЗ на расчетный процент ТЗР.
2. Возможна фиксация операций с ТЗР на отдельных субсчетах счетов учета МПЗ и списание в расходы пропорционально оборотам использованных (реализованных) МПЗ.
Выбранный вариант учета ТЗР нужно зафиксировать в учетной политике.
Учет ТЗР на отдельных счетах: нюансы
Итак, учет транспортно-заготовительных расходов по второй схеме предполагает:
- оприходование МПЗ по фактическим затратам;
- оприходование МПЗ по плановым или учетным затратам.
В первом случае применяется проводка Дт 10 / ТЗР Кт 60, соответствующая стоимости ТЗР по закупке. Во втором — покупка с ТЗР отражается на счете 15, после — списывается на счет 10 по плановой цене в целях дальнейшего списания на счет 20 и расчета плановой себестоимости. В результате на счете 15 можно проследить отклонения показателей фактических затрат от плановых. Их необходимо отнести на счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».
Проводки по рассматриваемой схеме учета ТЗР будут такими:
1. Корреспонденция для оприходования МПЗ по фактическим затратам: Дт 10 Кт 60.
2. Корреспонденции для оприходования МПЗ по плановым или учетным затратам:
- Дт 10 Кт 15;
- Дт 16 Кт 15;
- Дт 20 Кт 16.
Есть еще одна возможная схема учета ТЗР, предполагающая раздельный учет:
- ТЗР в виде стоимости доставки товаров;
- прочих ТЗР, имеющих отношение к товарам.
Таким образом, данная схема учета применима только для операции с товарами.
Прочие ТЗР учитываются посредством вариантов 1-й или 2-й схем, рассмотренных нами выше.
Налоговый учет ТЗР: нюансы
Полезно будет рассмотреть некоторые нюансы налогового учета ТЗР. Существуют 2 наиболее распространенные его схемы — учет ТЗР в торговой организации и аналогичная процедура на производственном предприятии.
Одна из ключевых задач бухгалтера фирмы в обоих случаях — исчислить корректную сумму ТЗР в целях списания в расходы в отчетном периоде. Рассмотрим то, каким образом она решается.
Каким образом определить сумму «торговых» ТЗР? В соответствии с положениями ст. 320 НК РФ для этого должна использоваться следующая схема:
1. Вычисляется средний процент (ПРОЦ) ТЗР по формуле:
(ТЗР (НМ) + ТЗР (ТМ)) / (СЕБ (ТМ) + ОСТ (КМ)) × 100%,
ТЗР (НМ) — расходы по остаткам нереализованных товаров по состоянию на начало месяца;
ТЗР (ТМ) — общая сумма расходов в текущем месяце;
СЕБ (ТМ) — себестоимость товаров, проданных в текущем месяце;
ОСТ (КМ) — остаток нереализованных товаров на складе по состоянию на конец месяца.
2. Вычисляется сумма ТЗР по остаткам нереализованных товаров (ТЗР (ОСТ)) по формуле:
3. Определяется сумма ТЗР, которые можно списывать в расходы в отчетном периоде по формуле:
ТЗР (НМ) + ТЗР (ТМ) – ТЗР (ОСТ).
Если фирма занимается производством, то для расчета ТЗР по материалам (как основному МПЗ) должна использоваться другая формула (она основана на положениях п. 87 приказа Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н):
(ТЗР (НМ) + ТЗР (ОТЧ)) / (ОСТ (НМ) + СТ (ОТЧ)) × 100% / СТ (РАСХ),
где ТЗР (НМ) — остаток ТЗР по состоянию на начало месяца;
ТЗР (ОТЧ) — сумма ТЗР по материалам, что поступили на фабрику за месяц;
ОСТ (НМ) — стоимость остатков материалов на начало месяца;
СТ (ОТЧ) — стоимость материалов, прибывших на фабрику за месяц;
СТ (РАСХ) — стоимость материалов, что были израсходованы в производстве за месяц.
Отметим, что если ТЗР относятся к материалам, что отпущены в производство, на нужды управления либо иные цели, их списание должно осуществляться ежемесячно (п. 86 приказа № 119н).
Рассмотренные налоговые схемы могут применяться и в бухгалтерском учете, в том числе для минимизации разниц между налоговыми и бухгалтерскими расчетами.
Итоги
Транспортно-заготовительные расходы — издержки, которые в большинстве случаев сопровождают приобретение фирмой различных материалов и товаров, составляющих МПЗ. Учет ТЗР в фирме может быть как бухгалтерским, так и налоговым. Осуществляться он может по разным схемам — в зависимости от специфики конкретных ТЗР, а также особенностей бизнес-модели фирмы — в частности, с точки зрения того, является она преимущественно производственной или торговой организацией.
Узнать больше о специфике учета материально-производственных запасов вы можете в статьях:
Бухгалтерский учет транспортно заготовительных расходов. Пример, проводки
Любая организация во время своей деятельности зачастую сталкивается с расчетом транспортно-заготовительных расходов. При этом важно помнить, что затраты такого рода могут появиться при получении любых товарно-материальных ценностей, а также при отправке определенного товара покупателям. В статье рассмотрим учет транспортно заготовительных расходов (ТЗР) при включении/ не включении их в стоимость товара, а также проводки по их списанию на продажу.
При передаче товара, сам поставщик предоставляет организации полный пакет обязательных документов, где все транспортные затраты могут выделяться отдельно либо входить в установленную стоимость товара. Так следует разобраться: каким образом организации необходимо учитывать такие затраты? Полная стоимость транспортных расходов входит в себестоимость реализуемых товаров, при этом они могут учитываться одновременно со стоимостью товара на одном счете учета товара, а могут выделяться в конкретной сумме, на отдельном листе.
Учет транспортно заготовительных расходов при включении их в стоимость товара
В таком случае весь товар принимают на учет в 41 счет совместно с транспортно-заготовительными расходами. Это не очень удобный способ, однако любая организация все-равно имеет полное право его выбрать. Все необходимые проводки по учету каждого товара, а также транспортных расходов представляются в виде:
- Д41/1 К60 – вид полной стоимости товаров, в соответствии с официальными документами поставщика.
- Д19 К60 – размер выделенного НДС, который был заявлен поставщиком.
- Д41/1 К60 – полная стоимость непосредственно ТЗР.
- Д19 К60 – размер НДС, который относится к ТЗР.
Цена за каждую единицу предоставленного товара обязательно будет соответственно включать стоимость доставки.
В случаях, когда заказанный товар содержит несколько партий и будет доставлен не только в вашу организацию, то транспортные расходы должны пропорционально делиться по полученным партиям.
Пример расчета транспортных расходов
Общая стоимость полученных товаров составляет 200000 руб.
- партия простых подушек по цене 80 рублей за единицу в количестве 100 штук, в итоге получается 80000 руб.;
- партия спальных одеял по 120 рублей за единицу в количестве 100 штук, в итоге получается 120000 руб.
При доставке данного товара организация в общем 20000 руб. затратила транспортных расходов.
В случае, когда фирма в стоимость своей доставки также включает ТЗР, то следует рассчитывать только те транспортные затраты, которые относятся к каждой партии. При этом для каждой партии необходимо общую сумму ТЗР умножить на общую стоимость партии, а затем разделить на полную сумму транспортных расходов.
В итоге должно получиться: расходы по доставке – 20000*80000/200000 = 8000 руб. Окончательная общая стоимость подушек вместе с доставкой составила 88000 руб. При этом цена за одну единицу, учитывая ТЗР равна 88000/1000 = 88 руб.
Расходы по доставке – 20000*120000/200000 = 12000 руб. Окончательная общая стоимость подушек вместе с доставкой составила 132000 рублей. При этом цена за одну единицу, учитывая ТЗР равна 132000/1000 = 132 руб.
В итоге получится, что подушки будут оприходованы по 88000, в то время, как одеяла по 132000 руб.
Учет транспортно заготовительных расходов не включенных в стоимость товара
В данной ситуации транспортно-заготовительные расходы в бухгалтерском учете отдельно отражаются на счете 44 под наименованием “Расходы на продажу”, поэтому и открывается отдельный субсчет (непосредственно проводка по учету затраченных средств Д44.ТР К60).
На протяжении целого месяца все полученные транспортные затраты накапливаются именно по дебету 44 счета, по истечению этого месяца вся накопленная сумма постепенно списывается пропорционально сумме проданных товаров.
Пример списания суммы транспортных затрат
Допустим организация за один месяц получала заказанный товар два раза в месяц.
- первая партия составила 1000 подушек по цене 80 рублей за единицу, это 80000;
- вторая партия составила 1000 подушек по 120 рублей за единицу, общая сумма в этом случае – 120000.
Кроме этого, фирма также через некоторое время ездила к поставщику, где приобрела подушки в количестве 500 шт. по 80 руб. за единицу, в результате заплатила 40000.
По расчетам сумма ТЗР составила:
- оплата бензина – 1000 руб.;
- страховой взнос с зарплаты для водителя – 240 руб.;
- зарплата водителя – 800 руб.;
- амортизация машины – 500 руб.
Учет транспортно заготовительных расходов: бухгалтерские проводки
Сумма | Дебет | Кредит | Наименование операции |
80000 | 41.1 | 60 | стоимость одной партии, в соответствии с документами самого поставщика |
8000 | 44.ТР | 60 | расходы на доставку одной партии |
120000 | 41.1 | 60 | стоимость второй партии, в соответствии с документами самого поставщика |
12000 | 44.ТР | 60 | расходы на доставку второй партии |
40000 | 44.1 | 60 | стоимость третьей партии, в соответствии с документами самого поставщика |
1000 | 44.ТР | 10 | затраты на топливо |
800 | 44.ТР | 70 | заработная плата водителя |
240 | 44.ТР | 69 | страховые взносы с зарплаты водителя |
500 | 44.ТР | 02 | амортизация автомобиля |
В итоге можно сделать вывод: за прошедший месяц по дебету 44.ТР была накоплена денежная сумма ТЗР в размере 22540 руб.
На счет 41.1 за прошедший месяц учитывались товары общей стоимостью 240000 руб. А на продажу за этот месяц с 41 счета списали товар на сумму 150000 руб.
В результате появляется вопрос: какую сумму необходимо списать со счета 44.ТР в конце месяца?
Допустим, что в начале месяца счет 44.ТР имел дебетовое сальдо 10000, а счет 41.1 – 80000. Дебетовое сальдо 44.ТР равно сумме именно начального сальдо и обороту по дебету за прошедший месяц, то есть 10000 + 22540 = 32540 руб.
Получается, что в конце данного месяца со счета 44 необходимо списать транспортные расходы: 32540*150000/320000=15253 руб.
Проводка по списанию транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) на продажу
Проводка по списанию транспортно заготовительных расходов на продажу – Д90.2 К44.ТР
Про счета используемые в учете транспортно заготовительных расходов читайте в статьях: счет 90 и счет 44.
Для расчета списания стоимости доставки в конце месяца можно пользоваться стандартной формулой:
ТЗР = дебетовое сальдо 44.ТР*кредитовое сальдо 41.1/дебетовое сальдо 41.1.
Вывод: в результате нами были рассмотрены два различных способа для расчета стоимости доставки в бухгалтерском учете. Это:
- включать транспортные расходы в стоимость доставки;
- включать ТЗР в расходы на продажу.
При этом каждая организация имеет право выбрать наиболее подходящий способ учета для себя, а также в учетной политике закрепить свой окончательный выбор.
Транспортные затраты при продаже товара
В данном случае могут рассматриваться всего три различных варианта:
- когда заказчик приезжает в компанию и забирает заказ самостоятельно;
- когда доставка заказанного товара происходит за счет получателя;
- когда доставку товара оплачивает продавец.
В двух первых случаях поставщик не несет никаких затрат, а в третьем случае продавец может стоимость доставки включать в стоимость товаров либо учитывать на отдельном листе.
В конце месяца вся накопленная сумма, затраченная на доставку списывается в дебет 90.
Учет транспортно-заготовительных расходов
Весомую долю в себестоимости выпускаемого продукта занимают транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). О том, как рассчитать ТЗР и учесть их, расскажет эта публикация.
Понятие транспортно — заготовительных расходов
ТЗР объединяют целый комплекс затрат, связанных с заготовкой, покупкой и доставкой товаров, запасов, инструментов и других материальных ценностей (МЦ). К ним относят такие расходы:
- Транспортировка;
- Страхование груза;
- таможенные сборы;
- вознаграждение посредническим или снабженческим фирмам;
- погрузка МЦ (при наличии таких условий в договоре);
- содержание складского аппарата компании (в т.ч. зарплата и отчисления в фонды);
- персонала, занимающегося приемом, заготовлением, организацией хранения и отпуском МЦ;
- сотрудников заготконтор и агентств, учрежденных по местам закупки МЦ;
- работников, занятых заготовкой/закупкой МЦ, их транспортировкой или сопровождением;
- плата за хранение МЦ, например, на ж/д станциях либо в портах;
- уплата процентов за кредит на покупку ТМЦ до момента признания в учете;
- командировочные расходы, напрямую связанные с закупкой МЦ;
- суммы потерь по МЦ, произошедших в пути в пределах действующих норм убыли.
Компаниям дано право установить собственный, приемлемый для них перечень подобных затрат и означить его в учетной политике. Номенклатура и характеристика транспортно — заготовительных расходов представлена в приложении № 2 к Методуказаниям по бухучету МПЗ, утвержденным пр. Минфина от 28.12.2001 № 119н.
Расчет транспортно — заготовительных расходов
Напрямую включить все ТЗР в себестоимость продукта достаточно сложно, поскольку информация об их составе и размере, аккумулированная в первичных формах, может поступать с запозданием не только на момент поступления МЦ, но и списания в производство, т. е. к формированию себестоимости. Поэтому учитывать всю сумму ТЗР в себестоимости возможно лишь при небольших оборотах фирмы и однородных операциях. К примеру, если компания занимается производством продукции одного наименования, стоимость ее транспортировки будет полностью включаться в конечную себестоимость.
Если же фирма несет затраты по производству нескольких номенклатурных наименований продукции или работает по нескольким видам деятельности, сумму ТРЗ рассчитывают по вариантам, смысл которых сводится к обособленному учету этих затрат на протяжении конкретного отчетного периода и распределении их на выпущенную продукцию и остатки ТМЦ в кладовых пропорционально.
Расчет ТЗР, подлежащих переносу на счета, где фиксируются затраты МЦ, производится по формуле:
%ртзр – процент распределения ТЗР,
ТЗРн – ТЗР на начало,
ТЗРот – ТЗР за отчетный период,
Мк – остаток МЦ на конец периода;
Рот – расход МЦ за отчетный период.
Сумма ТЗР, подлежащая списанию рассчитывается понесенных затрат на рассчитанный процент. Если ТЗР не превышает 10% от стоимости МЦ, то их сумма в полном объеме может быть списана на счета затрат.
Учет транспортно — заготовительных расходов
Фирмы – упрощенцы вправе включать ТЗР в расходы того периода, когда они были произведены. Остальные же компании должны учитывать их по одному из предлагаемых вариантов.
- Включать в стоимость МПЗ (для небольших фирм, производящих товары одной номенклатурной позиции).
Пример
- Для товара А = 3000 х 20 000 / 98 000 = 612 руб.
- Для товара Б = 3000 х 36 000 / 98 000 = 1102 руб.
- Для товара В = 3000 х 42 000 / 98 000 = 1286 руб.
- Вести учет ТЗР отдельно и списывать на затраты, рассчитывая их сумму пропорционально стоимости МЦ, реализованных или отпущенных в производство в определенный отчетный период. Этот вариант наиболее приемлем для компаний с обширной номенклатурой МПЗ.
Учет ТЗР ведут на счете 15 «Заготовление/приобретение МЦ», иногда (в торговле) на субсчете к счету 44 «Расходы на продажу». Накопленную сумму в конце месяца распределяют на остатки МПЗ в производстве и кладовой.
МЦ учитываются по группам (сырье, материалы, товары и др.), каждая из которых объединяет соответствующую номенклатуру. Сумма ТЗР на переданные в производство МЦ рассчитывается по представленный выше формуле.
Пример
Остатки МЦ на начало марта составили 48 000 руб. Сумма ТЗР на счете15 — 7000 руб.
За март получено ТМЦ на сумму 130 000 руб.
ТЗР за март составили 20 000 руб.
Отпуск МЦ из кладовой – 123 000 руб.
Транспортно — заготовительные расходы (процент в смете) составили:
Операция | Сумма на счетах (в руб.) | |||
10 | 15 | |||
Д/т | К/т | Д/т | К/т | |
Сальдо на начало месяца: | 48 000 | 7000 | ||
Поступление МЦ | 130 000 | 20 000 | ||
Итого | 178 000 | 27 000 | ||
Отпуск МЦ за месяц | 123000 | 18 659,1 | ||
Сальдо на конец месяца: | 55 000 | 8340,9 | ||
Произведенные расчеты | ||||
Кртзр = (27 000) / (123 000 + 55 000) | 0,1517 | |||
Сумма ТЗР к списанию (123 000 х 0,1517) | 18 659,1 | |||
Остаток ТЗР на конец м-ца (27 000 – 18 659,1) | 8340,9 |
Проводки по учету ТЗР:
Д/т 15 К/т 60 – 20 000 руб.
Д/т 20 (23, 25,26, 29) К/т 15 –18 659,1 руб.
ТЗР фиксируются во 2-м разделе баланса по строке 1210 «Запасы», а в Отчете о финансовых результатах – в строке 2120 «Себестоимость продаж».