Цели и этапы проведения комплексных кадастровых работ

Цели и этапы проведения комплексных кадастровых работ

Что такое комплексные кадастровые работы, и как они могут помочь сэкономить при регистрации прав на недвижимость?

В декабре 2017 года Счетная палата РФ выдвинула инициативу, направленную на пополнение бюджета. Увеличить поступление средств предполагается, в частности, за счет учета объектов, облагаемых налогом на имущество и земельным налогом – соответствующая информация опубликована на официальном сайте палаты. Однако на деле правообладатели земельных участков получили возможность сэкономить на проведении комплексных кадастровых работ. Таким образом, можно сказать, что инициатива ведомства в части ускорения проведения кадастровых работ воплощается в жизнь.

Согласно плану Счетной палаты РФ, уполномоченные органы государственной власти должны подготовить предложения:

  • о проведении государственного кадастрового учета объектов недвижимости, права на которые возникли до 31 января 1998 года;
  • о нормативном закреплении определений терминов «индивидуальный жилой дом», «гараж», «сарай», «единый недвижимый комплекс», «объект незавершенного строительства», «иные здания»;
  • об ускорении проведения во всех населенных пунктах страны комплексных кадастровых работ.

Какими документами регулируются кадастровые работы?

Проведение комплексных кадастровых работ регламентируется главой 4.1. Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ), введенной в действие с 1 января 2015 года.

Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех земельных участков, расположенных на территории одного кадастрового квартала или нескольких смежных кадастровых кварталов. При этом сведения о таких участках не должны соответствовать требованиям, установленным на основании Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). В частности, речь идет о требованиях к описанию местоположения границ земельных участков, земельных участков, занятых зданиями или сооружениями, площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном Законом № 218-ФЗ порядке (ч. 1 ст. 42.1 Закона № 221-ФЗ).

Для чего проводятся комплексные кадастровые работы?

Комплексные кадастровые работы проводятся для уточнения местоположения границ земельных участков, для установления или уточнения местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в ч. 1 ст. 42.1 Закона № 221-ФЗ. Также они необходимы для корректного выделения земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома (за исключением сооружений, являющихся линейными объектами, земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами). Наконец, комплексные кадастровые работы следует проводить для исправления реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

Кто проводит комплексные кадастровые работы?

Заказчиком комплексных кадастровых работ является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе таким заказчиком является орган исполнительной власти указанного субъекта Российской Федерации. Финансирование комплексных кадастровых работ осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета. Порядок определения общего объема средств федерального бюджета, ежегодно предусматриваемых на такое финансирование, и порядок распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета устанавливаются Правительством РФ.

Сколько стоит проведение комплексных кадастровых работ

В целях реализации указанных комплексных кадастровых работ Минэкономразвития России подготовило проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 – 2020 годы)» 1 . Документ предусматривает в 2019 году увеличение финансирования мероприятия «Проведение комплексных кадастровых работ».

Согласно Федеральному закону от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» объем финансирования мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ составит в 2018 году 100 млн руб., в 2019 году – 205 млн руб., в 2020 году– 200 млн. руб.

В 2018 году Росреестр уже заключил соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в целях софинансирования проведения комплексных кадастровых работ с высшими исполнительными органами государственной власти. Это следующие субъекты РФ: Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Забайкальский край, Камчатский край, Пермский край, Хабаровский край, Амурская область, Вологодская область, Псковская область и Севастополь. Заявку на проведение субсидии планирует направить в Росреестр еще 21 субъект РФ.

Сколько объектов недвижимости «подпали» под комплексные кадастровые работы

Фактическое количество объектов недвижимости, в отношении которых в 2017 году были проведены комплексные кадастровые работы, составило 33 980 единиц. За период 2017-2020 годов планируется проведение комплексных кадастровых работ в отношении 163 446 объектов недвижимости.

Узнать, будут ли проводиться комплексные кадастровые работы в отношении конкретного участка, можно на сайте органов, по заказу которых проводятся такие работы, или на сайте Росреестра. Заказчик кадастровых работ должен разместить извещение о начале выполнения комплексных кадастровых работ (направить его в Росреестр) в течение 10 дней с момента заключения контракта. О проведении комплексных кадастровых работ в отношении земельного участка правообладателя известит кадастровый инженер, который будет проводить указанные работы, по почте или электронной почте, если такие сведения имеются в ЕГРН (п. 2, п. 6 ч. 1, ч. 2 ст. 42.7 Закона № 221-ФЗ).

Увеличить бюджет с пользой для правообладателей

Одна из целей проведения комплексных кадастровых работ – увеличение поступлений в бюджет органов местного самоуправления, в том числе и за счет земельного налога. В то же время правообладатели земельных участков, где существует потребность в интенсивном гражданском обороте недвижимости и где в приоритетном порядке будут проводиться данные работы, могут не торопиться проводить их за свой счет и дождаться возможности провести их за счет государства. Узнать, будут ли проводиться комплексные кадастровые рабты в отношении конкретного участка, можно на сайте органов, по заказу которых проводятся такие работы, или на сайте Росреестра. Таким образом, несмотря на стремление государства пересчитать, в том числе в целях налогообложения, все земельные участки, гаражи, сараи, бытовки, теплицы и т.д., у правообладателей есть шанс сэкономить хотя бы на выполнении одного из наиболее дорогостоящих видов работ, связанных с государственной регистрацией прав на указанные объекты.

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 — 2020 годы)» можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/04-18/00080283).

Цели и этапы проведения комплексных кадастровых работ

Кадастровые работы– это комплекс работ по сбору и анализу документов и данных, по обследованию земельного участка, в результате которых специалистами формируются документы для государственного кадастрового учета. В результате проведения государственного кадастрового учета объекту недвижимости, в отношении которого были проведены кадастровые работы, присваиваются различные уникальные характеристики и выдаются соответствующие документы (кадастровый паспорт земельного участка, кадастровая выписка о земельном участке и т.д.)

Наиболее распространенной причиной обращения землепользователей является несоответствие сведений о земельном участке по документам (площадь, местоположение, и т.д.) фактическим. Юридическое оформление границы земельного участка, а при необходимости – закрепление ее на местности возможно только при проведении кадастровых работ квалифицированными специалистами.

Кадастровые работы – цели и задачи
Главная цель кадастровых работ – внести в Росреестр сведения о земельном участке в соответствии с фактическими обстоятельствами. Результатом кадастровых работ является межевой план, содержащий актуальные сведения о земельном участке, подлежащие внесению в государственный кадастр недвижимости. После такого внесения заказчик кадастровых работ получает возможность оформить права на земельный участок в соответствии с действующим законодательством или оформить изменения определенных характеристик земельного участка.
Внесение сведений о земельном участке подтверждается при получении кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке.
Кадастровый паспорт должен содержать целый ряд сведений:
Схема-чертеж земельного участка
Присвоенный кадастровый номер земельного участка
Площадь земельного участка
Адрес земельного участка в случае его присвоения, в противном случае описание местоположения земельного участка
Категория земель и разрешенные виды их использования
Кадастровая стоимость участка
Дата постановки на кадастровый учет
Сведения о соответствии данных о границе земельного участка действующему законодательству.
Совместно с кадастровым паспортом получают кадастровую выписку, которая содержит следующие сведения:
Информация о частях земельного участка и его обременениях
Полное описание всех поворотных точек на границах участка (его координаты).
Описание точного местоположения границ участка
Оформленный кадастровый паспорт, выраженный в графической и текстовой форме, должен полностью соответствовать критериям, приведенным выше. В случае недостаточности данных, содержащихся в кадастровом паспорте, может быть отказано в регистрации прав или перехода прав на земельный участок (например, при оформлении сделки). В случае неверно внесенных сведений о земельном участке в государственный кадастр такие сведения подлежат уточнению, а внесение верных сведений возможно только по результатам проведенных кадастровых работ.
Таким образом, основная задача кадастровых работ – юридическое оформление границы земельного участка и ее закрепления на местности.

Комплексные кадастровые работы для дачников: почему это выгодно и как их провести?

Комплексные кадастровые работы (ККР) впервые стали проводиться в России с 2015 года и сразу завоевали популярность как один из самых удобных и эффективных инструментов для уточнения границ земельных участков и исправления кадастровых ошибок.

Если раньше заказывать проведение ККР имели право только органы местного самоуправления, а также Москва, Санкт-Петербург и Севастополь за счёт бюджетных средств, то с 23 марта 2021 года такая возможность появилась у граждан и юридических лиц, управляющих территорией (садовые или огородные товарищества, гаражные кооперативы, инициативная группа из членов СНТ). Благодаря вступившему в силу Федеральному закону № 445-ФЗ, они получили право проводить ККР за свой счет.

В этом материале подробно расскажем, что делать дачникам и членам товариществ, решившим провести ККР за свой счет, и почему ККР выгоднее, чем обычные кадастровые работы.

Чем ККР отличаются от обычных кадастровых работ?

ККР в отличие от обычных кадастровых работ проводятся в отношении не одного земельного участка, а одновременно в отношении всех участков, расположенных на территории одного или нескольких кадастровых кварталов (садовые или огородные товарищества, гаражные кооперативы, коттеджные поселки, территории товарищества собственников недвижимости).

В результате выполнения ККР разрабатывается единая карта-план территории. В ней отображаются уточненные сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах конкретной территории. На основании утвержденной карты-плана территории сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Правообладатели садовых и огородных земельных участков могли и раньше сложиться, чтобы провести обычные кадастровые работы в отношении своих земельных участков и расположенных на них построек, однако в таком случае оформлять акты согласования границ приходилось по каждому уточняемому участку. При этом каждый собственник должен был самостоятельно обращаться в орган регистрации прав. В результате вся процедура становилась длительнее и дороже.

Кроме того, в указанном случае в ЕГРН не могли быть внесены сведения о контурах зданий и сооружений. Для этих целей требовалось заключение отдельных договоров подряда на выполнение кадастровых работ для подготовки технических планов зданий и сооружений.

Комплексные кадастровые работы имеют следующие преимущества:

  • Они дешевле, чем кадастровые работы, выполняемые в индивидуальном порядке (средняя стоимость ККР в пересчете на один объект — около 1,2 тыс. рублей, при этом средняя стоимость выполнения обычных кадастровых работ в среднем составляет 10 тыс. рублей за объект). Таким образом, ККР позволяют сэкономить и обойтись одной процедурой для внесения сведений в ЕГРН сразу по целому массиву земельных участков.
  • Проведение комплексных кадастровых работ позволяет сократить количество земельных споров, устранить имеющиеся ошибки. Снижается вероятность возникновения новых ошибок, поскольку одновременно уточняются границы группы земельных участков. При этом согласованием местоположения границ занимается специальная согласительная комиссия, что избавляет собственников делать это в индивидуальном порядке.
  • В рамках ККР определяется местоположение контуров зданий и сооружений(появляется возможность одновременно устранить имеющиеся ошибки и осуществить «привязку» зданий и сооружений к земельным участкам).

Как выполнить ККР: порядок действий

Перед тем, как что-либо предпринимать, следует обязательно уточнить в органе местного самоуправления, планируется ли выполнение комплексных кадастровых работ на вашей территории за счет бюджетных средств. Для этого нужно направить соответствующий запрос. Если вам ответят, что такие работы уже запланированы, заказывать их в частном порядке не нужно. Организацией таких ККР займутся региональные органы власти.

Если же выяснится, что ККР на вашей территории не запланированы, можно действовать:

  1. Нужно выбрать кадастрового инженера и заключить с ним договор подряда на выполнение именно комплексных кадастровых работ. При этом такой договор может быть заключен как со стороны юридического лица (к примеру, садового товарищества или гаражного кооператива), или инициативной группы лиц, заручившейся согласием на выполнение таких работ от правообладателей недвижимости. Заказчики работ в течение 10 рабочих дней со дня заключения договора подряда должны проинформировать о их начале. Для этого в границах конкретной территории размещаются сообщения на информационных щитах.
  2. Кадастровый инженер проводит необходимые замеры, разрабатывает карту-план территории и предоставляет его заказчикам;
  3. Заказчики ККР (или уполномоченное ими лицо) направляют документ в согласительную комиссию, которая на заседании должна согласовать местоположение границ земельных участков, обозначенных в карте-плане территории.

Согласительная комиссия формируется в течение 20 рабочих дней со дня заключения договора-подряда на выполнение комплексных кадастровых работ или со дня получения извещения о их начале. В её состав включаются представители региональных органов власти, муниципалитетов, а также заказчики комплексных кадастровых работ или их представитель.

ВАЖНО! На заседании согласительной комиссии заказчики работ или их представитель могут представить свои возражения, если они не согласны с результатами определения местоположения границ.

Решение о согласовании принимается, если со стороны заинтересованных лиц не поступило возражений или есть вступившее в силу решение суда об установлении местоположения границ. Если же со стороны заказчиков ККР имеются возражения, тогда местоположение границ признается спорным. В этом случае разрешить такой спор возможно только в судебном порядке.

  1. Согласительная комиссия направляет окончательную редакцию карты-плана территории в уполномоченный орган, который должен её утвердить. Таким уполномоченным органом является орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа либо орган исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя (если ККР выполнялись на их территории).

Не позднее чем через три рабочих дня с момента утверждения уполномоченный орган направляет карту-план территории в Росреестр.

ВАЖНО! В результате проведения ККР при уточнении местоположения границ земельного участка его площадь может измениться. Если площадь участка уменьшилась более чем на 10%, такие сведения включаются в карту-план территории только с письменного согласия правообладателя с результатами комплексных кадастровых работ.

Комплексные кадастровые работы: что это такое, этапы и порядок проведения, объекты и цели

Любые манипуляции с недвижимостью, а именно продажа или покупка, строительство, снос, реконструкция или иные изменения, которые исправят сведения об объекте, необходимо официально зарегистрировать. Этого требует Федеральный Закон № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Этим занимается государственный орган, производящий кадастр, то есть опись и учет объектов. В статье мы расскажем про комплексные кадастровые работы: что это такое, понятие, назначение, этапы проведения.

Назначение и определение кадастра

Комплекс услуг выполняется инженерами. Они осуществляют следующие манипуляции:

  • собирают информацию о земельных участках или постройках с прилегающими территориями;
  • анализируют эти сведения;
  • регистрируют их.

Все мероприятия предназначены для подготовки пакета документов с последующим предоставлением их в один государственный реестр. Объем работ может варьироваться – от улиц, кварталов и до целого населенного пункта. Цель – эффективное использование земли. Это требование появилось в связи с проектом «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 – 2020 годы)».

Для чего необходима процедура

Она нужна государству, инициатором выступают чаще всего органы местного самоуправления. Важны следующие процедуры:

  • хранение, выдача и обновление сведений об объекте;
  • оценка кадастровой стоимости;
  • налогообложение;
  • фиксация изменений границ участков;
  • анализ и учет территорий, которые заняты под скверы, парки, площади и иные объекты общего пользования, представляющие градостроительную ценность;
  • раздел имеющихся земель для передачи прав собственности;
  • регулирование вопросов о правообладании.

Для частных лиц результат оценки также важен, так как это влечет за собой следующие последствия при обладании землей:

  • объективное исчисление земельного налога;
  • необходимость вносить в государственный реестр все изменения, которые были проведены на участке, так как без этого нет возможности проводить юридические сделки – покупка или продажа, дарение, отношения наследования и пр.

Цель комплексных кадастровых работ

Главная задача органа – это получить, оценить актуальные данные о недвижимом имуществе, расположенном на земле, а также о любых участках в пределах населенного пункта или иного территориального комплекса, а затем занести их в реестр. Результатом деятельности является официальный документ – карта-план территории.

Эти картографические сведения используются государством для различных целей:

  • зонирование участков, например, на жилые, торговые, промышленные зоны;
  • землепользование, то есть распоряжение земельной собственностью различными способами – сдача в аренду под сельское хозяйство или под застройку, муниципальные нужды;
  • землераздел на участки;
  • реконструкция отдельных участков в связи с потребностью градостроения и пр.

Важно отметить, что ряд работ проводится и в сфере лесного и водного фонда. В первом случае это анализ площадей, которые засажены лесом – часть принадлежит лесным хозяйствам, другая отдана под заповедники, обширные парки и объекты природного наследия, а оставшийся ресурс принадлежит муниципальному органу самоуправления. Кадастровые работы помогают определить участки разделов этих земель.

Во втором случае анализируются водоемы и прибрежные земли. Они могут быть в собственности частного или промышленного владения, а также принадлежать рыболовному хозяйству или быть отданы под пляжи, набережные.

Одним из результатов выполнения комплексных кадастровых работ является отчет о проделанной деятельности, например, количественные и качественные характеристики леса. Заинтересованными в таком отчете могут быть не только власти, но и частные лица, лесозаготовители, лесные хозяйства и пр. Все перечисленные задачи можно выразить следующими результатами деятельности:

  • создание положительного инвестиционного микроклимата в России;
  • актуализация информации в государственном реестре недвижимости;
  • разработка документации для градостроительных задач: планирования и зонирования территорий;
  • сдача в аренду земельных наделов как частным лицам под жилую застройку или в коммерческих целях, так и предприятиях, лесным и садовым хозяйствам, фермерам и пр.;
  • четкое проведение границ между различными населенными пунктами, а также крупными районными или муниципальными округами;
  • максимально эффективное использование земельного ресурса благодаря правильному землеразделу и пересмотру бесхозных или заброшенных строений, опустевших участков;
  • экономический рост – как результат перечисленных пунктов деятельности государственных органов.

Так, комплекс кадастровых работ – это юридическое удостоверение прав обладания конкретным объектом с подробной и достоверной его характеристикой, а также определение количественных и качественных характеристик района, комплекса или населенного пункта путем массового обмера и установления границ земель.

Кто имеет право проводить экспертную оценку

В России осуществляет деятельность градостроительного кадастра многоуровневая организация. Рассматриваются объекты на следующих ступенях:

  • Российская Федерация.
  • Субъекты РФ.
  • Административные округа.
  • Населенные пункты.

Необходимость деления исходит из требований руководящим постам следить за своей территорией и актуально пополнять сведения. После процедуры на одном из уровней информация поступает выше, пополняя общероссийский реестр.

Но сами работы на местности проводят частные фирмы. Компания должна иметь лицензию на деятельность, инженеры должны получить соответствующее образование. Это важный документ, при его неверном заполнении могут быть затронуты интересы государства.

Уполномоченное лицо обращается в фирмы, чтобы обновить данные кадастра. Часто это происходит при изменениях в инфраструктуре, планировании нового строительства, при перерасчете бюджета или при выделении суммы на строительство нового общественного или иного здания. Муниципальный заказ может быть назначен на организацию или частного предпринимателя. Сроки оговариваются в техническом задании, они рассчитываются индивидуально в зависимости от объема работ (кадастровый квартал, улица, населенный пункт), но не могут превышать 7 месяцев с момента заключения контракта.

Что осуществляется при выполнении комплексных кадастровых работ

Есть несколько услуг, которые реализует орган.

Постановка на учет

Это трудоемкий процесс, так как требуется собрать большой пакет документации. В него входят списки, диаграммы, таблицы, отчеты. Основная сложность – это правильное оформление.

В программе ПроГео от «ЗВСОФТ» есть полный список всех требований, софт позволяет автоматизированно создавать документы. Модуль ПроГео «Комплексные кадастровые работы» полностью предназначен для ККР согласно приказу Минэкономразвития России от 21.11.2016 числа. В программе можно:

  • автоматизированно заполнять данные о заказчике, исходных документах;
  • добавлять контуры земельных участков, объектов капстроительства;
  • создавать таблицы о смежных кадастровых кварталах, чтобы подготовить акт о согласовании границ;
  • автоматически подготавливать текстовую часть;
  • создавать схемы границ и геодезических построений в программе ZWCAD.
Читайте также  Штраф ИП за непредоставление декларации

Учету подлежат все постройки – жилые, нежилые, промышленного назначения, общественные и иные.

Уточнение границ владений

На деле бывает, что со стародавних времен, участок, который много раз наследовался, используется не совсем так, как было бы правильно по закону. В те года, когда соседи сами возводили заборы и делали свой раздел без каких-либо документальных подтверждений, было допущено много ошибок.

Если у муниципального органа власти есть сомнения, что забор одного из таких участков можно еще на метр передвинуть, то стоит уточнить границы территории. В ином случае владелец может пользоваться государственной собственностью.

При этом объектом комплексных кадастровых работ будет ряд участков в комплексе, будут проводиться следующие процедуры:

  • сбор данных;
  • топографическая съемка на местности;
  • замер земли;
  • обработка этой информации;
  • регистрация новых сведений.

В реестр вводятся показатели общего характера, метрического, а также правового – кто законный владелец этих квадратных метров.

Землераздел

В этом случае из одного объекта недвижимости делается два или более с присвоением им собственного независимого статуса. Создаются отдельные адреса, кадастровые паспорта, права собственности.

При разделе земли необходимо учитывать статус участка, то есть его назначение, а также, кому он принадлежит – физическому, юридическому лицу или государству, муниципальному округу, госорганам. Сложнее с коллективной собственностью.

Создание карта-плана территории

Это документ, в котором указываются точные границы территории одного или смежных кадастровых кварталов, а также их площадь. Подготовка документации включает процессы по проверке, анализу сведений, а затем по их систематизации. Инвентаризации и осмотру также подвергаются все постройки – частные владения, государственная собственность, а также объекты незавершенного строительства.

Оформление карты-плана территории невозможно без использования инженерами высокотехнологичного софта от компании «ЗВСОФТ», поэтому в ПроГео есть весь необходимый инструментарий для подготовки схем. Все отметки и обозначения, которые требуется указать на схеме, автоматически расставляются на чертежах, которые формирует программа в САПР ZWCAD.

Этапы и порядок выполнения комплексных кадастровых работ

Перечислим алгоритм действий инженера:

  • Подписание с заказчиком (представителем муниципального органа) договора о найме, получение от него технического задания и всех сведений, которые имеются у него на руках. Это все чертежи и схемы, на которых есть план градостроения, проведенные инженерные системы. Затем специалист все это анализирует, сверяет с реестром. Результатом первого этапа будет смета, в которой описаны действия инженера и стоимость его труда.
  • Полевая съемка. Выезд геодезиста с оборудованием на местности может замещаться спутниковыми снимками, если проект объемный и не подлежит быстрому обходу.
  • В условиях офиса происходит анализ полученных сведений, составление карты по результатам съемки – геодезической или спутниковой, что более точно, но затратно для заказчика. Многие специалисты используют программу ПроГео , которая осуществляет расчеты с применением аналитического, геодезического, спутникового, фотограмметрического или картометрического методов определения координат.
  • Работа с документами. Если пакета бумаг, которые предоставил заказчик, не хватает, то инженер решает эту проблему комплексных кадастровых работ и запрашивает недостающие акты, планы, выписки. Иногда появляется необходимость обновить, заменить документацию.
  • Создание карты-плана. Это основной документ специалиста по кадастру, он имеет две части – графическую и текстовую. В первой половине представлен подробный чертеж кадастрового квартала с указанием границ, построек, коммуникаций и пр. Во второй – все юридические акты о собственности, а также словесное описание деятельности по измерению и оценке. Здесь находятся сведения о расположении территории в городе, о наличии подъездов, автомобильной развязки, инфраструктуры и пр.
  • Получение акта о приеме работ.

Итоговый результат – это подробная карта-план, этот документ необходим для достижения градостроительных целей.

Как выбрать компанию для инженерных изысканий в области кадастра

Уполномоченному лицу стоит прислушаться к нашим рекомендациям:

  • Нужно спросить об используемом оборудовании. Это метрические приборы, компьютерные программы, возможность спутниковой съемки.
  • Посмотреть портфолио – какие проекты уже были разработаны, был ли опыт работы с муниципальными заказами.
  • Качество стоит дорого, услуга не бесплатная, хоть и предоставляется государству.
  • Нужно ознакомиться с выданной лицензией на деятельность.

Финансирование ККР происходит из госбюджета путем выделения субсидий субъекту РФ, поэтому исполнитель может получить итоговую сумму только после предоставления подробной карты-плана и акта о приеме работ.

О комплексных кадастровых работах и других актуальных изменениях законодательства

Продолжим цикл материалов, посвященных обзору изменений законодательства в области государственного кадастрового учета. Ряд законодательных новшеств вступил в силу с начала 2015 года, некоторые из них требуют особого внимания как граждан, так и специалистов в сфере кадастра. Рассмотрим наиболее актуальные на сегодня. Закон о кадастре дополнен главой о комплексных кадастровых работах, главной задачей проведения которых является наполнение государственного кадастра недвижимости точными сведениями о местоположении границ земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также вовлечение свободных земель в гражданский оборот. За комментариями мы обратились к Светлане Ивановой, заместителю директора и главному технологу Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Брянской области». По словам эксперта, указанные работы будут выполняться одновременно в отношении всех расположенных в одном кадастровом квартале или нескольких смежных кадастровых кварталах земельных участков с неточными границами, вновь образованных земельных участков и земельных участков, занятых объектами общего пользования, а также зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в установленном порядке. По замыслу законодателя комплексные кадастровые работы не коснутся участков с ранее установленными границами, соответствующими требованиям к точности в их описании. Комплексные кадастровые работы – процедура единовременная, и в соответствии с законодательством не допускается их повторное проведение на территории квартала. Кадастровый инженер при проведении таких работ будет обязан оповестить владельцев земли о начале работ через средства массовой информации, на своем официальном сайте, на информационных щитах органа местного самоуправления. Заказчиками в данном случае будут выступать органы местного самоуправления района или округа, а исполнителями работ – кадастровые инженеры. Комплексные кадастровые работы проводятся за счет бюджетных средств, поэтому никаких финансовых вложений собственников в данном случае не потребуется. Здесь необходимо отметить, что в целях обеспечения возможности выполнения комплексных кадастровых работ Закон запрещает правообладателям объектов недвижимости препятствовать выполнению этих работ, а также возлагает на таких лиц обязанность обеспечить доступ к указанным объектам недвижимости исполнителю комплексных кадастровых работ. За исполнителем комплексных кадастровых работ также закреплена обязанность по требованию правообладателя без взимания платы указать на местности местоположение границ земельных участков в соответствии с подготовленным проектом карты-плана территории. И если правообладатель не согласен с тем, как в результате работ меняется граница его участка, он вправе заявить об этом комиссии, представить соответствующие документы в подкрепление своей позиции, наконец, провести новые кадастровые работы, но уже за свой счет. Отдельно остановимся на земельных участках, которые после образования в соответствии с утвержденным проектом межевания территории будут относиться к территориям общего пользования. В данном случае осуществляется постановка их на кадастровый учет с отметкой о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков. Отметка о наличии земельного спора о местоположении границ земельного участка в карте-плане территории не будет являться основанием ни для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, ни для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета. В результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ. Также необходимо отметить, что с 1 марта 2015 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 171-ФЗ). Внесены существенные изменения в статью 11.3 Земельного кодекса: с 1 марта 2015 года образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории; 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Таким образом, при государственном кадастровом учете земельных участков, образованных из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, межевой план, предоставляемый заявителем, должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании одного из вышеперечисленных документов. Например, при разделе земельного участка, находящегося в государственной муниципальной собственности, межевой план должен быть подготовлен на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Также установлена категория земельных участков, образование которых возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Это образование земельных участков: 1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории; 2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам; 3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; 4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; 5) для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения. Особое внимание обращаем на то, что Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 № 762 определены требования к подготовке схемы расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории, к формату схемы при ее подготовке в виде электронного документа, а также утверждена форма данной схемы, составляемой в виде документа на бумажном носителе. Схема расположения земельного участка (земельных участков) на кадастровом плане территории, как правило, подготавливается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Однако в случаях, предусмотренных пп. 4—8 ст. 11.10 ЗК РФ, физические и юридические лица могут осуществлять подготовку схемы самостоятельно, например в целях образования земельного участка для проведения аукциона по его продаже. По общему правилу подготовка схемы осуществляется в форме электронного документа, за исключением установленных законом случаев. Согласно Приказу схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка (земельных участков), которые предполагается образовать и (или) изменить. При этом при подготовке схемы могут использоваться технологические и программные средства, в том числе размещенные на официальном сайте Росреестра. Схема расположения земельного участка должна содержать, в частности, информацию о площади образуемого земельного участка, список координат характерных точек границы земельного участка в системе координат, применяемой при ведении ГКН, изображение границ образуемого земельного участка, а также сведения об утверждении схемы уполномоченными органами. Кроме того, установлена обязанность органа, утвердившего такую схему, направлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Теперь сведения, содержащиеся в указанных решениях и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц в общем доступе. Обратим внимание, что срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]