Статья 331. Таможенная проверка
1. Таможенная проверка — форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
2. Таможенная проверка заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном настоящим Кодексом или законодательством государств-членов.
3. Таможенная проверка может применяться при проведении таможенного контроля в соответствии с пунктом 8 статьи 310 настоящего Кодекса, а также в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 397 и пунктом 6 статьи 430 настоящего Кодекса.
4. Таможенная проверка проводится таможенным органом государства-члена, на территории которого создано, зарегистрировано и (или) имеет постоянное место жительства проверяемое лицо.
5. Под проверяемыми лицами понимаются следующие лица:
3) лицо, осуществляющее временное хранение товаров в местах, не являющихся складом временного хранения;
4) лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела;
5) лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска;
6) уполномоченный экономический оператор;
7) лицо, напрямую или косвенно участвовавшее в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру;
лицо, в отношении которого имеется информация, свидетельствующая о том, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, законодательства государств-членов, в том числе товары, незаконно перемещенные через таможенную границу Союза.
6. При проведении таможенной проверки таможенными органами могут проверяться:
1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;
2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;
3) соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами;
4) исполнение лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом для каждого вида деятельности в сфере таможенного дела;
5) соблюдение юридическим лицом, претендующим на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, условий включения в такой реестр, а также соблюдение уполномоченным экономическим оператором условий включения в реестр уполномоченных экономических операторов и исполнение иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом;
6) соблюдение условий использования товаров в соответствии с таможенными процедурами, предусмотренных настоящим Кодексом;
7) соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.
7. Таможенная проверка может быть камеральной или выездной.
8. Для участия в проведении таможенной проверки могут привлекаться должностные лица других государственных органов государств-членов в соответствии с законодательством государств-членов.
9. При установлении в ходе проведения таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления таможенными органами принимаются меры в соответствии с законодательством государств-членов.
10. Порядок принятия таможенным органом решений по результатам проведения таможенной проверки устанавливается законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Как проводятся таможенные проверки
Больше материалов по теме «Проверки» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Проведение таможенных проверок определяется нормами ФЗ №289 от 3/08/18 г. «О таможенном регулировании». В этом документе есть отсылки к нормам Таможенного кодекса ЕАЭС, и в целом эти бумаги создают правовое поле для осуществления указанного вида таможенного контроля. Говоря о порядке проведения таможенной проверки, будем рассматривать их во взаимосвязи.
Что и как проверяют
Основная цель проверок – обеспечение полного и своевременного поступления таможенных платежей в бюджет. Таможенная проверка – это одна из законодательно установленных форм таможенного контроля. Кроме нее применяются: проверка документов и сведений о товаре, получение объяснений, различные виды таможенного осмотра и досмотра. Таможенная проверка считается основной формой контроля.
Общий смысл таможенной проверки хорошо определен ст. 331 ТК ЕАЭС. В ходе ее сопоставляются сведения из таможенной декларации, документов, предоставленных таможенному органу, со сведениями, содержащимися в бухгалтерском учете и отчетности, счетах, иных аналогичных документах.
Список вопросов, которые могут задаваться в ходе проверки, законодательство содержит в целом. На практике они могут быть конкретизированы. Проверяются:
- достоверность задекларированных сведений;
- исполнение ограничений по товарам, выпущенными условно;
- соблюдение ответственными лицами в сфере ВЭД своих обязанностей;
- соблюдение таможенных процедур и др.
Сведения и источники их получения контролирующими органами также не ограничены каким-то закрытым списком. При проверке определенного лица, участника ВЭД, контролирующие органы, как правило, обращаются ко многим его контрагентам. Среди них:
- участники товарных сделок, деловые партнеры;
- обслуживающие банки;
- транспортные фирмы;
- складские компании.
Под проверяемыми лицами законодатель понимает не только декларанта и перевозчика товара, но и целый ряд других лиц, занятых в указанной сфере (п. 4 ст. 331).
Существует два основных вида таможенной проверки: камеральная и выездная.
На заметку! Таможенная проверка проводится с использованием иных форм и мер таможенного контроля, в комплексе с ними (осмотр помещений, получение объяснений).
Камеральная проверка
Данный вид контрольных мероприятий отрабатывается таможенниками на месте, без выезда к проверяемому лицу. Алгоритм ее проведения прописан в ст. 332 ТК ЕАЭС и ст. 228 ФЗ-289.
В ходе ее изучаются и анализируются:
- сведения из таможенной декларации;
- сведения из иных документов, предоставленных участником ВЭД в таможенный орган;
- сведения из документов госорганов;
- иные сведения и содержание документов, имеющих отношение к объекту проверки.
Проверяемый должен быть извещен о проверке. Это делают таможенные органы в день начала процедуры, в т.ч. направляют уведомление заказной почтой либо отправляют по интернету электронным письмом.
День получения после отправки обычной почтой считается либо по дате, указанной в уведомлении, либо на 6-й день после отправки, если у таможенников нет на руках такого уведомления.
Обычно проверка длится не более 90 календарных дней. В исключительных случаях, по решению руководителя таможенного органа, процедура может продляться один раз, до 120 дней.
Периодичность таких проверок законом не установлена – если таможенный орган считает целесообразным проверку, он имеет право провести ее. Результат камеральной проверки может быть поводом для проведения выездной проверки участника ВЭД.
Выездная проверка
Такая проверка связана с выездом комиссии на объект: место нахождения организации, место ведения коммерческой деятельности предпринимателем, организацией. Регламентируется эта процедура ст. 333 ТК ЕАЭС и ст. 229 ФЗ-289.
В отличие от камеральной, выездная проверка может проводиться в соответствии с планом либо внепланово. Внеплановая проверка может быть встречной, т.е. проверяются несколько участников ВЭД во взаимосвязи.
Внепланово проверки назначаются по ряду причин (ст. 333 ТК ЕАЭС п. 16).
Одна из основных — появление у таможенных органов обоснованных подозрений в нарушении таможенного законодательства.
Выездные контрольные мероприятия может назначить не только руководитель таможенного органа или его заместитель, но и лицо, которое в данный момент замещает их обоих. День начала выездной таможенной проверки – это день вручения решения проверяемому лицу либо при отправке по почте – дата получения. Если получать документ это лицо отказывается, проверка начинается в день, когда зафиксирован отказ, либо на 6-й день после отправки по почте.
Если документ отправлен по ЭКС, за дату начала проверки берется день получения адресатом электронного послания. Заметим, что процессе проверки информация, содержащаяся в первоначальном решении, может изменяться и дополняться. К примеру, изменения могут коснуться состава ответственных за проверку лиц, предмета проверки.
Проверять могут не более 2-х месяцев. В исключительных случаях руководитель контрольного органа может принять решение о продлении проверки еще на месяц. Кроме того, если контролеры решат, что нужны дополнительно встречная проверка, экспертиза и другие меры, способствующие эффективному завершению контрольных мероприятий, данная проверка может приостанавливаться. Общий период продления ограничен 9-ю месяцами.
Результаты
Как оформляются результаты и принимаются решения по окончании таможенной проверки, подробно рассказывает ст. 237 ФЗ-289. Обратим внимание на основные положения этой статьи:
Таможенные проверки: что изменится с 1 марта 2021 года
Напомним, Законом РК от 5 января 2021 года № 407-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного регулирования и предпринимательской деятельности» (далее — Закон) были внесены изменения и дополнения в Кодекс РК «О таможенном регулировании в Республике Казахстан», часть из которых вводится в действие с 1 марта 2021 года.
Так, в соответствии с новыми нормами срок проведения камеральной таможенной проверки не должен превышать 60 календарных дней, тогда как ранее он не должен был превышать 6 месяцев.
При этом, согласно новой редакции в указанный срок не включается период времени между датой направления требований по представлению документов и сведений, предварительного акта камеральной таможенной проверки, запросов в другие государственные органы РК, банки второго уровня и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, иные организации, государственные органы и иные организации другого государства-члена ЕАЭС или государства, не являющегося членом ЕАЭС, и датой получения документов и сведений, письменного возражения к предварительному акту камеральной таможенной проверки.
Кроме того, в четыре раза увеличен срок продления представления документов и сведений, который теперь может быть продлен таможенным органом исходя из мотивированного обращения проверяемого лица до 20 календарных дней или 2 месяцев со дня истечения установленного таможенным органом срока представления документов и сведений, старая редакция позволяла продлить срок на 5 рабочих дней.
Вместе с тем, Законом введено новое понятие «недействительность таможенной проверки», проведенной с грубым нарушением требований по организации и проведению таможенной проверки. Таможенная проверка признается недействительной, если она проведена таможенными органами с грубым нарушением требований по организации и проведению таможенной проверки.
Также, в новой редакции введено новое понятие комплексная выездная таможенная проверка, которая проводится на основе системы управления рисками.
Комплексные выездные таможенные проверки проводятся по полугодовому графику комплексных выездных таможенных проверок.
Форма полугодовых графиков комплексных выездных таможенных проверок определяется уполномоченным органом.
Внесение изменений в полугодовые графики комплексных выездных таможенных проверок не допускается.
Уполномоченный орган размещает график комплексных выездных таможенных проверок на своем интернет-ресурсе:
— на первое полугодие — до 25 декабря года, предшествующего году проведения комплексных выездных таможенных проверок;
— на второе полугодие — до 25 мая текущего календарного года проведения комплексных выездных таможенных проверок.
Периодичность комплексных выездных таможенных проверок, проводимых на основе системы управления рисками, в отношении проверяемого лица не должна быть чаще одного раза в год.
Законом установлены новые нормы о проведении проверок в связи с ликвидацией. Проверяемое лицо в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации письменно сообщает об этом таможенному органу по месту своего нахождения с одновременным представлением заявления о проведении таможенной проверки в связи с подачей документов на ликвидацию. При этом таможенная проверка должна быть начата не позднее 10 рабочих дней после получения таможенным органом по месту нахождения проверяемого лица заявления о проведении таможенной проверки в связи с подачей документов на ликвидацию.
Законом также исключена процедура обжалования уведомления об устранении нарушений в уполномоченном органе — Министерстве финансов РК.
Статья 131. Камеральная таможенная проверка
1. Камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств — членов таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.
2. Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).
3. Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.
Судебная практика и законодательство — Статья 131. Камеральная таможенная проверка
Впоследствии на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) за период с 03.06.2013 по 16.09.2013 таможней проведена камеральная проверка в отношении общества по вопросу соблюдения ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенным товаром, задекларированным по спорным ГТД.
Как установлено судами, таможенным органом на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза, принято решение о проведении камеральной таможенной проверки в отношении предприятия как лица, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся товары с нарушением порядка, предусмотренного указанным Кодексом.
Впоследствии на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) за период с 03.06.2013 по 16.09.2013 таможней проведена камеральная проверка в отношении общества по вопросу соблюдения ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенным товаром, задекларированным по спорным ГТД.
На основании статьи 131 ТК ТС Калининградской областной таможней проведена камеральная таможенная проверка за период с 1 января 2012 года по 15 августа 2012 года по вопросу соблюдения ООО «Вичюнай-Русь» условий и ограничений таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении указанных транспортных средств.
В целях реализации положений статей 122, 131 — 134 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796), на основании пункта 5 статьи 161 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) приказываю:
На основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза Калининградской областной таможней проведена камеральная таможенная проверка за период с 1 января 2012 года по 15 августа 2012 года по вопросу соблюдения ООО «Вичюнай-Русь» условий и ограничений таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении указанных транспортных средств.
В целях реализации положений статей 122, 131 — 136 Таможенного кодекса Таможенного союза и статей 178 — 185 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» приказываю:
В целях реализации положений статей 122, 131 — 136 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ «О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) и статей 178 — 185 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252; 2011, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4291, N 50, ст. 7351) приказываю