Статья 43 Регулярные платежи за пользование недрами
Статья 43. Регулярные платежи за пользование недрами
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 43
1. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.
Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).
В целях настоящей статьи к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.
Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) пользование недрами для регионального геологического изучения;
2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;
3) исключен. — Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;
4) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого;
5) пользование недрами для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых;
(пп. 5 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 396-ФЗ)
6) пользование недрами для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, осуществляемое по совмещенной лицензии при пользовании недрами для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких полезных ископаемых.
(пп. 6 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 396-ФЗ)
2. Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части участка недр. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, — за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов;
по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, — за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.
Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.
Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, в отношении участков недр местного значения уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, в следующих пределах:
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2013 N 227-ФЗ)
Особенности уплаты регулярных платежей за пользование недрами
Больше материалов по теме «Налоги и учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Предоставление земельных недр юридическим компаниям оформляется особым разрешительным документом государства (лицензией), подтверждающим право ее обладателя пользоваться некоторой территорией с определенной целью на протяжении оговоренного временного периода. За эксплуатацию участка территории предусмотрены обязательные перечисления средств в государственный бюджет, выплачиваемые при получении допуска к осуществлению на участке недр оговоренных видов деятельности (ФЗ № 2395, 21.02.1992).
Плательщики и платежи
Система оплаты недропользования предусматривает перечисления:
- периодические (регулярные);
- единоразовые (при корректировке границ эксплуатируемой земельной территории и иных мероприятиях и процедурах, определяемых в тексте лицензии);
- типа аукционного сбора (при участии компании в конкурсе на получение разрешения (лицензии) для ведения недропользования).
Оплата регулярного типа за использование земель отнесена к неналоговым перечислениям обязательного характера, выплачиваемым за получение возможности присутствия с разрешенными целями на определенной территории. ФНС РФ контролирует корректность и точность подсчета, размер поступления оплаты в бюджет и своевременность ее внесения.
Оплату производят компании и предприниматели (резиденты и нерезиденты РФ), признанные пользователями недр (согласно выданным им разрешениям и оформленному договору (соглашению) о разделе продукции), в том числе обладающие правами на:
- разведывательные и поисковые мероприятия, а также оценку месторождений полезных ископаемых на выделенной территории;
- изучение и оценивание участков с позиции их пригодности для работ строительного характера, эксплуатацию строений, не имеющих отношения к процессу получения полезных ископаемых;
- эксплуатацию построек типа подземных, которые не связаны с процессом получения полезных ископаемых, кроме строений малой глубины залегания (не больше 5 метров), и строительные работы.
Не предусмотрена регулярная оплата за:
- Эксплуатацию территории земельных недр для:
- процедур по их геологическому изучению;
- создания объектов, охраняемых государством, культурного, научного или иного предназначения.
- Разведывание полезных ископаемых:
- в районах с месторождениями, которые уже используются в промышленной разработке;
- в границах горного отводного участка, предназначенного для их добычи.
Расчет платежа
Расчет и установление величины ставки по земельному фонду производится по участкам в отдельности. Показатель определяется структурой по управлению государственным фондом природных недр (региональным, федеральным). Ставка взноса указывается в лицензии, разрешающей использование конкретной территории недр.
Расчет ставки производится:
- за 1 км 2 территории (с учетом обнаруженного полезного ископаемого и типа производимых работ), когда на ней проводятся оценка, разведывательные и поисковые мероприятия;
- за 1 единицу полезного ископаемого, предназначаемого для хранения (1 тыс. м 3 , тонна), когда на выделенном участке ведется строительство или эксплуатируются постройки типа подземных.
Облагаемой базой принято считать:
- при ведении поиска и оценки месторождений — размер (площадь) выделенного для использования участка за вычетом размеров его возвращенной доли и территорий с открытыми месторождениями;
- в случае мероприятий по разведыванию месторождений — размер выделенного для использования участка за минусом его возвращенной доли и части, где объемы обнаруженного полезного ископаемого подсчитаны и поставлены на государственный учет запасов;
- при строительстве и использовании построек подземного типа, не имеющих отношения к добыванию ископаемых на участке, — количество обнаруженного ископаемого, принятого на хранение.
К сведению! Данные о размере каждой площади (возвращенной доли участка, используемого участка, открытых месторождений, учтенных залежей полезного ископаемого) фиксируются в тексте лицензии или в тексте изменений к разрешению.
Вид и периодичность внесения платы
Платежи за эксплуатацию недр осуществляются в денежном выражении и подлежат направлению в бюджет (территориальный, федеральный) согласно бюджетному законодательству РФ. Согласно ФЗ № 349 (02.12.2013) доля оплаты, направляемой в бюджет субъекта государства, составляет 60%, в федеральный бюджет – 40% от взноса за недропользование.
Пользователи участков представляют расчеты по сумме к оплате в структуры ФНС и исполнительной власти, задействованные в области природных ресурсов. Срок передачи расчета – месяц после прошедшего квартала, но не позже последнего дня месяца.
Процедура оплаты происходит по месту расположения территории недр, которая передана в пользование. Срок для перечисления совпадает со сроком для представления расчета платежа: не позже последнего дня месяца после минувшего квартала.
К сведению! За несвоевременную подачу расчета потребитель может быть подвергнут наказанию в виде штрафа, но за нарушение срока, предусмотренного для проведения оплаты регулярного платежа за недропользование, пени не начисляются (Письмо ФНС РФ № СД-4-3/1152, 28.06.2016). Указанный вид перечисления не является налогом или сбором, поэтому положение статьи 75 НК РФ, касающееся взыскания пени, не может применяться.
Учет платежей регулярного типа
По бухгалтерскому учету расчеты по оплате за использование государственными недрами отражаются на 76 счете («Расчеты с кредиторами прочими») с открытием отдельных субсчетов для расчетов по каждому типу оплаты (единоразовой, регулярной).
Траты по указанным направлениям относятся в состав затрат по обычным видам деятельности и подлежат списанию в отчетном периоде, в котором произошли.
Согласно Инструкции к ПС, ПБУ 10/99 (п.5, 18) выполняются следующие проводки при:
- Начислении суммы: Дебет сч. 20 (44, 29, 26, 23, 25) / Кредит 76 сч.
- Перечислении суммы: Дебет сч. 76 / Кредит 51 сч.
Регулярная оплата за недропользование при функционировании предприятия по ОСНО указывается в прочих расходах, относящихся к производству и продаже (ст. 264 НК РФ).
При использовании метода начислений подобные суммы признаются в расходах в момент их начисления (в последний день квартала), при кассовом методе – в момент направления в бюджет (ст. 273 НК РФ).
К сведению! Размер платежа учитывается как прочий расход, кроме случаев его установления на аукционе. Такие величины включают в стоимость допуска (письма МФ РФ, 25.06.2015, 23.10.2015). Во всех случаях НДС не применяется.
Работать по УСН компании и предприниматели, занятые добычей и реализацией ископаемых, не имеют правовой возможности. Регулярные взносы не отражаются на налогооблагаемой базе при оплате налогового платежа с доходов (ст. 346 НК РФ). При расчете налогового показателя с разницы между значениями расходов и поступлений суммы за недропользование также не могут быть учтены – они отсутствуют в списке трат, признаваемых при ведении деятельности по упрощенной методике обложения налогом.
При ЕНВД обложению налогом подвергается вмененный доход, а добыча природных ископаемых не включена в перечень облагаемых по данному методу видов деятельности (ст. 346 НК РФ).
Внимание! Законодательством РФ льготы в отношении регулярных платежей за недропользование не предусмотрены.
Ответственность за нарушение норм законодательства
Если компания пользуется недрами при отсутствии государственного разрешения, то в отношении виновного возможно применение штрафа, также компания будет обязана возместить причиненный убыток (ст. 7 КоАП РФ).
Размер убытка от самовольного использования территории рассчитывается по ставкам НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых).
Налоговые структуры не имеют оснований для привлечения к ответственности нарушителей оплаты за использование государственными участками недр в связи с неналоговым характером регулярных выплат.
При установлении случаев нарушения действующего законодательства ФНС направляет ходатайство об отзыве или о приостановке действия разрешения, предусматривающего возможность пользования недрами, в Службу по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР), Агентство по недропользованию (РОСНЕДРА).
Расчет регулярных платежей за пользование недрами
Помимо налогов некоторые компании уплачивают так называемые неналоговые платежи. Разновидностью таких платежей являются регулярные платежи за пользование недрами. Кто и куда их обязан платить, расскажем в данной статье.
Платежи за пользование недрами
Всё об указанных платежах можно узнать из Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-I (далее — Закон о недрах).
Пользователями недр могут быть как российские ИП и юридические лица, так и иностранные граждане (ст. 9 Закона о недрах).
К недрам относят пещеры, полезные ископаемые — словом, все, что находится под землей. Платежи взимаются за пользование указанными ресурсами и за работы, связанные с ними.
Платить регулярные платежи следует (ст. 43 Закона о недрах), если ваша организация получила исключительные права:
- на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
- разведку полезных ископаемых;
- геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- строительство и эксплуатацию подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, кроме инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.
Регулярные платежи взимаются отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ и за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ.
Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:
- пользование недрами для регионального геологического изучения;
- пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное назначение;
- разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи полезных ископаемых;
- разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого;
- пользование недрами для разработки технологии геологического изучения и добычи трудноизвлекаемых ископаемых;
- пользование недрами для разработки технологии изучения, разведки и добычи ископаемых по совмещенной лицензии при пользовании недрами.
Предоставление недр в пользование происходит на основании специальной лицензии или соглашения о разделе продукции. Платить нужно регулярно, начиная с даты государственной регистрации лицензии или с даты вступления в силу соглашения о разделе продукции.
Порядок расчета
Платеж зависит от разных факторов, в том числе от вида работ, от вида полезного ископаемого, размера участка, степени риска и т.д.
РПН = S × С / 4, где:
- РПН — регулярный платеж к уплате за квартал,
- S — облагаемая база,
- С — ставка регулярного платежа.
Облагаемая база зависит от вида и этапа работ, проводимых пользователем недр. Так, при поиске и оценке месторождений — это площадь лицензионного участка недр, уменьшенная на площадь возвращенной части участка и площадь территорий открытых месторождений. При разведке месторождений — это площадь лицензионного участка недр, на которой запасы полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов, за исключением площади горных отводов. При строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, — количество полезного ископаемого, подлежащего хранению, указанного в проектной документации на строительство и эксплуатацию подземного сооружения.
Сумма регулярных платежей исчисляется в расчете регулярных платежей в полных рублях с учетом правил округления.
Ставки платежа
В законе о недрах даны минимальные и максимальные размеры ставок. Точный размер ставки определяют федеральные органы и субъекты РФ.
Ставка также зависит от цели использования полученных недр (ст. 43 Закона о недрах).
Например, при использовании недр в целях поиска драгметаллов минимальная ставка установлена в размере 90 рублей за квадратный метр участка. Если целью является разведка драгметаллов, минимальная ставка составит 3 000 рублей за квадратный метр участка.
Порядок уплаты регулярных платежей и представления отчетности
Платеж рассчитывается за год, а уплачивается равными долями в размере ¼ ежеквартально.
Заплатить платеж за пользование недрами нужно до последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Если день выпадает на выходной, то срок переносится на следующий рабочий. Таким образом, заплатить платеж за пользование недрами в 2021 году нужно:
за I квартал — до 30 апреля включительно;
за II квартал — до 2 августа включительно;
за III квартал — до 1 ноября включительно;
за IV квартал — до 31 января 2022 включительно.
Расчет (декларацию) нужно сдавать в те же сроки, которые предусмотрены для уплаты.
Льгот для данного вида неналогового платежа не существует.
Пример заполнения расчета
ООО «Ископаемое» занимается добычей драгоценных металлов. Деятельность ведется согласно лицензии НТ № 2657981 от 01.01.2019. Общество добывает платину в Нижнем Тагиле. Ставка установлена в размере 405 рублей за квадратный метр. Облагаемая площадь объекта земли равна 240 квадратных метров.
Годовой платеж равен 97 200 рублей (240 х 405).
Квартальный платеж составляет 24 300 рублей (97 200: 4). Эту сумму нужно указать в строке 030 раздела 1 расчета.
Сдавайте отчетность в налоговую в срок и без ошибок! Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!
Платежи за пользование недрами: взыскание задолженности
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03.03.2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11.03.2020 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи А.А. Пугачёва, при ведении
протокола судебного заседания секретарём судебного заседания О.В. Каланда, рассмотрев
в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской области (ИНН 3811085667, 664075,
г. Иркутск, ул. Байкальская, 249)
к Обществу с ограниченной ответственностью «Казарки Нефтегаз Геология» (ОГРН
1153850028859, ИНН 3808190710, адрес: 664050, Иркутская область, г. Иркутск, ул.
Байкальская, д. 295/1)
о взыскании 1999478,00 руб.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Яковлева А.А. – представитель по доверенности,
от ответчика — не явилось,
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Иркутской
области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к
Обществу с ограниченной ответственностью «Казарки Нефтегаз Геология» о взыскании
задолженности в размере 1 999 478,00 руб., в том числе: по ОКТМО 25606151 — 98 268,00
руб. (регулярные платежи за пользование недрами за 2 квартал 2017 года), 98 268,00 руб.
(регулярные платежи за пользование недрами за 3 квартал 2017 года), 98 268,00 руб.
(регулярные платежи за пользование недрами за 4 квартал 2017 года), 100 813,00 руб.
(регулярные платежи за пользование недрами за 1 квартал 2018 года); по ОКТМО
25618151 — 398 386,00 руб. (регулярные платежи за пользование недрами за 2 квартал 2017
года), 398 386,00 руб. (регулярные платежи за пользование недрами за 3 квартал 2017
года), 398 386,00 руб. (регулярные платежи за пользование недрами за 4 квартал 2017
года), 408 703,00 руб. (регулярные платежи за пользование недрами за 1 квартал 2018
Заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил,
что задолженность ответчиком не уплачена.
Ответчик о месте и времени судебного разбирательства извещен судом надлежащим
образом (почтовое отправление 66402544783696, возвращено по истечении срока
хранения), в судебное заседание не явился, отзыв не представил, заявленные требования
Согласно пункту 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного
процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если
несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта,
направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой
связи уведомила арбитражный суд.
Дело рассматривается в соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью
Казарки Нефтегаз Геология» зарегистрировано в качестве юридического лица, ОГРН
Основным видом деятельности Общества являются геолого-разведочные,
геофизические и геохимические работы в области изучения недр и воспроизводства
минерально-сырьевой базы (код 71.12.3).
Обществу выдана лицензия на пользование недрами ИРК 03212 НР со сроком
действия до 30.10.2042.
Обществом 02.07.2017г., 08.10.2017, 18.01.2018, 07.04.2018 в инспекцию по месту
осуществления деятельности представлен расчет регулярных платежей за пользование
недрами за 2-4 квартал 2017г., 1 квартал 2018г. с отраженной к уплате в бюджет суммой
платежей в общем размере 1 999 478,00 руб.
В установленный законодательством срок оплата по регулярным платежам за 2-4
квартал 2017, 1 квартал 2018 плательщиком не произведена.
Уведомлениями-требованиями №06-12-041/001576 от 25.01.2018, №0612-01/012439
от 04.07.2018 об уплате регулярных платежей за пользование недрами при пользовании
недрами на территории Российской Федерации, направленным в адрес ООО «Казарки
Нефтегаз Геология» по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, плательщику
регулярных платежей предлагалось уплатить задолженность в добровольном порядке в
срок до 05.02.2018 и 01.08.2018 соответственно.
Неисполнение Обществом указанных требований явилось основанием для
обращения налогового органа в соответствии со ст.46 Налогового кодекса РФ в суд с
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие
В силу статьи 39 Закона Российской Фкдкрации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»
(далее — Закон «О недрах») ООО «Казарки Нефтегаз Геология», является плательщиком
платежей за пользование недрами.
Пунктом 1 статьи 39 Закона «О недрах» установлено, что регулярные платежи
входят в систему обязательных неналоговых платежей, уплачиваемых при пользовании
В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном
бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» администратором
регулярных платежей за пользование недрами является Федеральная налоговая служба.
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации
администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществляемых платежей в
бюджет пеней, штрафов, а также осуществляет взыскание задолженности по ним.
В соответствии с положениями ст. 43 Закона «О недрах» регулярные платежи за
пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных
прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, их разведку, геологическое
изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации
сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и
эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за
исключением инженерных сооружений неглубокого залегания, используемых по
Порядок исчисления и уплаты регулярных платежей установлен п. 4 ст. 43 Закона «О
недрах». В этом пункте указано, что регулярные платежи за пользование недрами
уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца,
следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от
суммы платежа, рассчитанного за год.
Согласно п. 2 ст. 43 Закона «О недрах» размеры регулярных платежей за
пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий,
размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени
геологической изученности территории и степени риска.
Из материалов дела следует, что ООО «Казарки Нефтегаз Геология» в МИ ФНС № 12
по иркутской области представлены расчеты регулярных платежей за пользование
недрами ща 2-4кварталы 2017 года, 1 квартал 2018 года.
ООО «Казарки Нефтегаз Геология» в нарушение названных выше норм обязанность
по уплате регулярных платежей за пользование недрами за 2-4 квартал 2017, 1 квартал
2018 года не исполнило. Задолженность за указанные периоды составляет 1 999 478,00
руб., в том числе: по ОКТМО 25606151 — 98 268,00 руб. (регулярные платежи за
пользование недрами за 2 квартал 2017 года), 98 268,00 руб. (регулярные платежи за
пользование недрами за 3 квартал 2017 года), 98 268,00 руб. (регулярные платежи за
пользование недрами за 4 квартал 2017 года), 100 813,00 руб. (регулярные платежи за
пользование недрами за 1 квартал 2018 года); по ОКТМО 25618151 — 398 386,00 руб.
(регулярные платежи за пользование недрами за 2 квартал 2017 года), 398 386,00 руб.
(регулярные платежи за пользование недрами за 3 квартал 2017 года), 398 386,00 руб.
(регулярные платежи за пользование недрами за 4 квартал 2017 года), 408 703,00 руб.
(регулярные платежи за пользование недрами за 1 квартал 2018 года).
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и Обществом по существу
не оспорено. Суду не представлено доказательств, свидетельствующих об исполнении
плательщиком обязанности по уплате регулярных платежей за пользование недрами за 2-4
кварталы 2017, 1 квартал 2018 года в установленный срок.
Регулярные платежи за пользование недрами подлежат взысканию в судебном
порядке в пределах общего срока исковой давности на основании ч. 1 ст. 213
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку они подлежат
взысканию с лица, осуществлявшего предпринимательскую и иную экономическую
деятельность; установлены федеральным законом в качестве обязательного платежа, и
иной порядок их взыскания Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О
недрах» не предусмотрен.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требование налогового
органа о взыскании задолженности по регулярным платежам за пользование недрами в
сумме 1999478 руб. законно, обосновано, документально подтверждено, Обществом не
опровергнуто и поэтому подлежит удовлетворению в заявленном размере.
На основании части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации с ООО «Казарки Нефтегаз Геология» следует взыскать в доход
федерального бюджета государственную пошлину в размере 32995 руб., от уплаты
которой заявитель освобожден в установленном законом порядке.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, арбитражный суд
Заявленные требования удовлетворить.
Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «КАЗАРКИ
НЕФТЕГАЗ ГЕОЛОГИЯ» (ОГРН 1153850028859, ИНН 3808190710, адрес: 664050,
Иркутская область, г.Иркутск, ул.Байкальская, 295/1), 1 999 478 руб. задолженности по
регулярным платежам за пользование недрами за 2 квартал 2017 года, 3 квартал 2017 года,
4 квартал 2017 года, 1 квартал 2018 года с зачислением в соответствующие бюджеты, а
также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 32995 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный
О последствиях неуплаты налогов недропользователями
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено при систематическом нарушении пользователем недр установленных правил пользования недрами, связанных с уплатой платежей и налогов, взимаемых при пользовании недрами, земельными участками, водными объектами
Основанием для начала осуществления административных процедур по досрочному прекращению права пользования участками недр являются представления уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством РФ.
В связи с этим, поступление информации от ФНС России о фактах систематического нарушения пользователями недр установленных правил пользования недрами в части неуплаты налогов, сборов и иных платежей, может рассматриваться как основание для начала административной процедуры по принятию решения о досрочном прекращении права пользования участками недр.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 9 июня 2020 г. N СД-4-3/9549@
О НЕУПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ
Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.06.2020 N 02-19-30/13750 по вопросу о досрочном прекращении правом пользования недрами в связи с неуплатой или несвоевременной уплатой организациями-недропользователями налогов и сборов, связанных с пользованием недрами.
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 июня 2020 г. N 02-19-30/13750
О НЕУПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело письмо по вопросу внесения изменений в Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах) при неуплате или несвоевременной уплате организациями-недропользователями налогов и сборов и сообщает.
Правовые механизмы, позволяющие инициировать процедуру досрочного прекращения права пользования недрами в случае неуплаты пользователями недр налогов, сборов и иных платежей за пользование недрами, в настоящее время закреплены в законодательстве о недрах.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями.
Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах установлена обязанность пользователя недр обеспечить выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
При этом согласно части 2 статьи 39 Закона о недрах пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, кроме перечисленных в статье разовых, регулярных платежей и сборов за участие в аукционах (конкурсах).
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 20 Закона о недрах систематическое нарушение пользователем недр установленных правил пользования недрами является одним из оснований для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами.
Таким образом, право пользования недрами может быть досрочно прекращено при систематическом нарушении пользователем недр установленных правил пользования недрами, связанных с уплатой платежей и налогов, взимаемых при пользовании недрами, земельными участками, водными объектами.
Обращаем внимание, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 95Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Минприроды России от 29.09.2009 N 315, основанием для начала осуществления административных процедур по досрочному прекращению права пользования участками недр являются представления уполномоченных контрольных и надзорных органов в соответствии с их компетенцией, определяемой законодательством Российской Федерации.
В связи с этим, поступление информации от ФНС России о фактах систематического нарушения пользователями недр установленных правил пользования недрами в части неуплаты налогов, сборов и иных платежей, может рассматриваться как основание для начала административной процедуры по принятию решения о досрочном прекращении права пользования участками недр.
Обращаем внимание, что в практике Роснедр и ФНС России имеются случаи досрочного прекращения права пользования недрами в связи с неуплатой налогов и иных платежей за пользование недрами.
Таким образом, в действующем законодательстве существуют механизмы досрочного прекращения права пользования недрами в связи с неуплатой налоговых платежей или иных платежей и сборов, связанных с пользованием недрами, по представлению ФНС России. Учитывая изложенное, закрепление специальных оснований в законодательство о недрах Российской Федерации для реализации данных процедур считаем нецелесообразным.