Бесплатное оформление земли в собственность
В соответствии с п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Одним из таких случаев является указанный в вопросе п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 21.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 137-ФЗ), согласно которому до 31 декабря 2020 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Закона № 137-ФЗ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
При этом согласно п. 2.8 ст. 3 Закона № 137-ФЗ в случае, предусмотренном п. 2.7 ст. 3 Закона № 137-ФЗ, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 К РФ, на основании заявления гражданина или его представителя.
Согласно п. 2 ст. 39.19 ЗК РФ порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно устанавливается законами субъектов РФ. При принятии такого закона субъект РФ устанавливает и форму заявления о предоставлении земельного участка. То есть в первую очередь надо выяснить, принят ли субъектом РФ, в котором находится земельный участок, закон об установлении порядка предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно.
В случае если субъектом РФ в соответствии с п. 2 ст. 39.19 ЗК РФ не установлен порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в пп. 6 и 7 ст. 39.5 ЗК РФ, предоставление земельных участков осуществляется в порядке, установленном ст. 39.14-39.17 ЗК РФ.
Пункт 1 ст. 39.17 ЗК РФ устанавливает, что именно должно быть указано в заявлении о предоставлении земельного участка без проведения торгов по всем основаниям. В вашей ситуации там должно быть указано:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
3) основание предоставления земельного участка без проведения торгов: п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ и п. 2.7 ст. 3 Закона № 137-ФЗ;
4) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок: собственность;
5) цель использования земельного участка;
6) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предоставлении земельного участка в собственность по указанным вами основаниям должны быть приложены документы, указанные в п. 2.8 ст. 3 Закона № 137-ФЗ.
Статья 39.33 Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:
проведение инженерных изысканий;
капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
осуществление геологического изучения недр;
Подпункт 5 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ
осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 — 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
Указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.
Комментарии к статье 39.33 земельного кодекса РФ
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута является новым институтом земельного законодательства, введенным Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ранее вопросы, связанные с необходимостью временного использования земельных участков без принятия решений о предоставлении или совершения сделок, иногда разрешались путем применения положений подп. 3 п. 1 ст. 57 ЗК РФ о временном занятии земельных участков, которые, однако, зачастую вызывают немало вопросов в теории и на практике <1>. Вместе с тем, по мнению отдельных специалистов, применение указанных новых институтов также может породить большое количество споров <2>.
<1> См., напр.: Иванихина О. Компенсация убытков при временном занятии земельных участков // Жилищное право. 2013. N 5; Корнеев А.Л. Сделки с земельными участками: Учеб. пособие. М.: Городец, 2006.
<2> Майборода В.А. Споры о порядке пользования земельными участками при перезагрузке значения термина // Мировой судья. 2014. N 12. С. 16 — 21.
Ознакомьтесь c полным текстом статьи «Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута» ЗК РФ с комментариями.
Тексты законов
Сайт с полными текстами законов, кодексов правовых документов Российской Федерации. Сервис команды опытных специалистов. Отстоим ваше право в суде. Проведем консультацию. Подготовим документы.
Статья 33. Нормы предоставления земельных участков. 1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:
федеральными законами — из земель, находящихся в федеральной собственности;
законами субъектов Российской Федерации — из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления — из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
3. Для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Комментарий к статье 33
1. Земельный кодекс РФ в отличие от Земельного кодекса РСФСР 1991 г. более точно определяет нормы предоставления земельных участков (статья 33).
Во-первых, уточнено, что предельные размеры земельных участков могут быть установлены как максимальные, так и минимальные.
Во-вторых, предельные размеры земельных участков устанавливаются для случая предоставления земельных участков в собственность.
В-третьих, ограничения по предельным размерам земельных участков устанавливаются для случая предоставления из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В-четвертых, более точно разграничены цели предоставления земельных участков, в зависимости от которых устанавливаются предельные размеры земельных участков.
Наконец, введен порядок установления максимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.
1.1. В некоторых субъектах РФ приняты законы, в которых установлены предельные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность гражданам. Например, Законом Республики Карелия от 31 декабря 1997 г. N 248-ЗРК «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» <*> установлены предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых в собственность гражданам (статья 2).
———————————
<*> С изм. и доп., внесенными Законом Республики Карелия от 22 окт. 2001 г. N 535-ЗРК // Справочная правовая система :РегиональноеЗаконодательство.
Так, в собственность гражданам предоставляются земельные участки в пределах:
а) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в расчете на хозяйство — до 30 гектаров земель, пригодных для сельскохозяйственного использования;
б) для ведения садоводства в расчете на семью — от 400 кв. м до 1500 кв. м;
в) для дачного строительства в расчете на семью — от 400 кв. м до 1500 кв. м.
1.2. До вступления в силу Земельного кодекса РФ в ряде субъектов Российской Федерации были приняты нормы предоставления земельных участков гражданам при перерегистрации ранее возникших прав владения и пользования земельными участками.
Юридическую оценку таких правовых норм дал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 13 декабря 2001 г. N 16-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской» <*>.
———————————
<*> СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. 2). Ст. 5014.
Конституционный Суд РФ констатировал, что положение части второй статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве», в соответствии с которым находящийся в пользовании гражданина земельный участок в части, превышающей предельные для города Москвы нормы площади, предоставляемой в пожизненное наследуемое владение, передается ему по договору аренды, ставит граждан, имеющих большемерные земельные участки, в менее выгодные условия, ограничивая их использование в полном размере сроком аренды и возлагая на этих граждан обязанность нести расходы в виде арендной платы. Тем самым Законом субъекта Российской Федерации введены ограничения не только права пользования и владения таким имуществом, как земельный участок, но и конституционной свободы договора, что противоречит статье 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Часть вторая статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» не отвечает обращенному к законодателю конституционному требованию определенности правовой нормы: она допускает распространение понятия «предоставление земельного участка» как на случаи первичного получения земли, так и на случаи перерегистрации права владения и пользования земельными участками для граждан, проживающих в принадлежащих им на праве собственности домах, которые расположены на этих земельных участках. Отсутствие разграничения институтов предоставления земли и изменения титула прав на земельные участки для уже реально владеющих ими граждан на практике приводит к тому, что вопрос о размерах землевладения решается произвольно.
Неопределенность нормы позволяет органам исполнительной власти квалифицировать переоформление прав на земельный участок как первичное его предоставление и в результате по собственному усмотрению определять, в каком размере он подлежит передаче в пожизненное наследуемое владение (в деле заявительницы это привело к значительному его уменьшению), что создает возможность для злоупотреблений, порождает противоречивую правоприменительную практику и не отвечает принципу равенства граждан перед законом и судом (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
В итоге Конституционный Суд РФ постановил признать положение части второй статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 2 и 3) и 55 (части 1, 2 и 3).
2. Пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ предусматривает установление максимальных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства. Применение этой правовой нормы рассчитано после разграничения государственной собственности на землю.
3. Предельные размеры земельных участков для иных целей (целей, не указанных в пункте 1 статьи 33) могут быть установлены не только для случаев предоставления земельных участков в собственность, и не только при предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Здесь предельные размеры устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Например, так устанавливается площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования (п. 2 статьи 35 Земельного кодекса РФ). Эта правовая норма имеет важное значение для применения статей 273, 552, 553, 652 и 653 Гражданского кодекса РФ.
Статья 33. Нормы предоставления земельных участков
1. Земельное законодательство закрепляет принцип нормирования площадей земельных участков при их предоставлении. Реализация этого принципа на практике дает возможность предоставлять в результате изъятия земельных участков объективно необходимые для использования площади участков.
Комментируемая статья определяет компетенцию соответствующих органов и порядок установления норм предоставления земельных участков. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает, что установление предельных, т.е. максимальных и минимальных размеров земельных участков, которые предоставляются гражданам для определенных целей из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относится к компетенции субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Нормы площадей земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства устанавливаются в законах субъектов РФ.
Так, Законом Московской области от 17 июня 2003 г. N 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых на территории Московской области» установлены минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения: крестьянского (фермерского) хозяйства — 2,0 га; садоводства — 0,06 га; огородничества — 0,04 га; дачного строительства — 0,06 га (ст. 1).
Установлены максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения: крестьянского (фермерского) хозяйства — 40,0 га; садоводства — 0,15 га; огородничества — 0,10 га; дачного строительства — 0,25 га.
2. В п. 2 комментируемой статьи установлен порядок определения максимальных размеров земельных участков, которые предоставляются гражданам в собственность бесплатно. Максимальные размеры земельных участков устанавливаются федеральными законами, если речь идет о земельных участках, предоставляемых из состава земель, которые являются федеральной собственностью, либо законами субъектов РФ, когда предоставляются земельные участки из состава земель, принадлежащих субъектам РФ.
В иных случаях площадь предоставляемого земельного участка может определяться на основании утвержденных норм отвода земель, либо правил землепользования и застройки, или на основании землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Например, нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38-750 кВ утверждены приказом Минтопэнерго России от 20 мая 1994 г. N 14278 тм-т1, нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог утверждены приказом Минтранса России от 6 августа 2008 г. N 126 и др.
Определение землеустроительной документации содержится в ст. 1 Федерального закона «О землеустройстве». К ней относятся документы, полученные в результате проведения землеустройства. В ст. 19 Закона перечислены виды землеустроительной документации. К землеустроительной документации относятся генеральная схема землеустройства территории РФ, схема землеустройства территорий субъектов РФ, схема землеустройства муниципальных образований, схемы использования и охраны земель; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий; материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации. Состав, содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.