Статья 107 НК РФ. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений
1. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.
2. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.
Комментарий к Статье 107 НК РФ
Налоговые правонарушения в полной мере содержат признаки административных нарушений, что, в свою очередь, характеризует юридическую природу ответственности за налоговые правонарушения как административную ответственность.
Административно-правовые налоговые отношения, связанные с обращением взыскания на имущество налогоплательщика, имеют свои особенности. Важнейшие из них следующие:
1) обязанности и права сторон этих отношений связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государства по реализации своих имущественных (денежных) интересов;
2) в этих отношениях одной из сторон всегда выступает субъект административной власти (орган государственного управления, должностное лицо, наделенное государственно-властными полномочиями);
3) в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством.
Существенные особенности административной имущественной ответственности по Налоговому кодексу заключаются в том, что:
1) государственный орган теряет право самостоятельного применения мер ответственности к правонарушителю (только через суд);
2) в качестве субъекта по сути административной ответственности выступает юридическое лицо.
Административная ответственность юридических лиц появилась в российском налоговом законодательстве с выходом в свет Закона РФ «О Государственной налоговой службе Российской Федерации».
Приступим к более подробному разговору о приведенной выше статье Налогового кодекса.
В соответствии с правилами п. 1 комментируемой статьи, субъектами налоговых правонарушений признаются:
а) организации. При этом речь идет:
— о российских организациях, включая коммерческие (АО, ООО, ОДО, ПК, ПТ, КТ, унитарные предприятия) и некоммерческие (например, учреждения, союзы, ассоциации, фонды, общественные объединения, потребительские кооперативы ит.д.). Российские организации, не обладающие статусом юридических лиц (например, ими могут быть профсоюзы, ст. 8 Закона о профсоюзах), не признаются субъектами налоговых правонарушений (в отличие от аналогичных иностранных организаций);
— об иностранных организациях, т.е. об иностранных юридических лицах, а также о компаниях, других корпоративных образованиях, обладающих гражданской правоспособностью и созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международных организациях, филиалах и представительствах иностранных организаций, созданных на территории РФ (ст. ст. 11, 123, 126 НК РФ);
б) физические лица. При этом речь идет о:
— лицах без гражданства;
— индивидуальных предпринимателях и приравненных к ним для целей налогообложения лицах (ст. ст. 11, 83, 85 НК РФ).
Толкование правил п. 1 ст. 107 НК РФ и правил п. 4 ст. 108 НК РФ, п. 4 ст. 110 НК РФ позволяет сделать ряд важных выводов:
— ответственность за совершение налогового правонарушения могут одновременно нести как сама организация, так и лица, осуществляющие в ней управленческие функции;
— привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих управленческие функции в организации) — при наличии соответствующих оснований — от административной, уголовной, материальной, дисциплинарной и иной ответственности, предусмотренной законами РФ (на это указано и в Постановлении Верховного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2);
— вина организации в совершении налогового правонарушения определяется виной ее руководителя (иных лиц, осуществляющих управленческие функции в ней).
Анализ правил п. 2 комментируемой статьи позволяет сделать ряд важных выводов:
а) не всякое физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, а лишь то, которому исполнилось 16 лет к моменту совершения такого правонарушения.
Толкование норм ст. ст. 51, 106, 107, 111 НК РФ показывает, что физическое лицо, которое в момент совершения деяния находилось в состоянии, при котором оно не могло отдавать себе отчета в своих действиях (или руководить ими вследствие болезненного состояния), не подлежит ответственности;
б) физическое лицо (как и организация) может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения только в случаях, предусмотренных в Налоговом кодексе (ст. ст. 116 — 129.1 НК РФ).
Другой комментарий к Ст. 107 Налогового кодекса Российской Федерации
1. В пункте 1 ст. 107 Кодекса указаны лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений, т.е. субъекты налоговых правонарушений: организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 Кодекса.
Определения понятий организаций и физических лиц для целей Кодекса даны в п. 2 ст. 11 Кодекса (см. комментарий к ст. 11 Кодекса).
В статье 117 Кодекса в качестве субъекта налогового правонарушения прямо указан индивидуальный предприниматель, определение понятия которого для целей Кодекса также дано в п. 2 ст. 11 Кодекса (см. комментарий к ст. 11 Кодекса).
В ряде статей гл. 16 Кодекса указаны или подразумеваются в качестве субъектов налоговых правонарушений налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты. Лица, признаваемые налогоплательщиками и плательщиками сборов, определены в ст. 19 Кодекса, а лица, признаваемые налоговыми агентами, — в п. 1 ст. 24 Кодекса (см. комментарии к ст. 19 и 24 Кодекса).
В статье 128 Кодекса установлена налоговая ответственность свидетеля, в ст. 129 Кодекса — налоговая ответственность эксперта, переводчика и специалиста как лиц, привлекаемых для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля (см. комментарии к ст. 128 и 129 Кодекса).
Статья 129.1 Кодекса предусматривает налоговую ответственность органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков (см. комментарий к ст. 129.1 Кодекса).
В связи с введением в действие КоАП Пленум ВАС России в п. 2 Постановления от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» <*> разъяснил, что при решении вопроса о соотношении положений КоАП и Кодекса судам необходимо иметь в виду следующее:
статья 2 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» <*> признала утратившими силу лишь п. 4 ст. 91, ст. 124 и п. 3 ст. 126 Кодекса (см. комментарии к ст. 91, 124 и 126 Кодекса);
ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена ст. 15.3 — 15.9 и 15.11 КоАП. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций;
поскольку в силу гл. 15, 16 и 18 Кодекса в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной Кодексом.
2. Пункт 2 ст. 107 Кодекса устанавливает возраст, по достижении которого наступает налоговая ответственность физического лица: с шестнадцатилетнего возраста. Аналогично ч. 1 ст. 2.3 КоАП установлен возраст, по достижении которого наступает административная ответственность физического лица.
Однако положение ч. 1 ст. 2.3 КоАП сформулировано более определенно, чем правило п. 2 ст. 107 Кодекса: согласно ч. 1 ст. 2.3 КоАП административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Представляется очевидным, что п. 2 ст. 107 Кодекса подлежит применению в том же значении, что и ч. 1 ст. 2.3 КоАП. Это следует и непосредственно из положения подп. 3 ст. 109 Кодекса, согласно которому в случае совершения деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста, это лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения (см. комментарий к ст. 109 Кодекса).
Статья 107 НК РФ. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений (действующая редакция)
1. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.
2. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.
- URL
- HTML
- BB-код
- Текст
Комментарий к ст. 107 НК РФ
Комментируемая статья посвящена определению круга субъектов налогового правонарушения.
Ответственность за совершение налогового правонарушения несут только организации и физические лица.
Следовательно, обособленные подразделения юридических лиц не могут являться субъектами налогового правонарушения.
Так, в деле, рассмотренном в Постановлении ФАС Московского округа от 31.01.2013 по делу N А41-21517/12, налогоплательщик считал, что налоговым органом неправомерно было привлечено к налоговой ответственности обособленное структурное подразделение налогоплательщика, а не сам налогоплательщик; этому же подразделению предложено уплатить доначисленные налог и пени.
Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика правомерной, в силу пункта 1 статьи 107 НК РФ решение о привлечении к ответственности может быть принято лишь в отношении налогоплательщика. В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков и обязанных лиц. Ответственность за неисполнение обязанностей по уплате налогов, сборов и пеней несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал.
Кроме того, следует учитывать, что публично-правовые образования не относятся к лицам, подлежащим ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Например, управление муниципальным имуществом не в качестве юридического лица, а как орган местного самоуправления при реализации муниципального имущества не может быть признано организацией-налогоплательщиком в смысле, придаваемом этому понятию НК РФ (Постановления Президиума ВАС РФ от 18.04.2006 N 15557/05 и от 27.06.2006 N 14969/05).
Следовательно, квалификация управления муниципальным имуществом в качестве плательщика налога на добавленную стоимость является ошибочной, применение к нему мер налоговой ответственности в силу статей 106 и 107 НК РФ — недопустимым (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 4544/07).
Такая позиция закреплена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 16055/11.
Как отметил ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 27.10.2004 N Ф04-7635/2004(5826-А45-27), налоговый орган не вправе вносить изменения в ранее принятое решение о замене субъектов правонарушения.
Статья 107. Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений
1. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.
2. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.
- Статья 106. Понятие налогового правонарушения
- Статья 108. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
Комментарий к ст. 107 НК РФ
Налоговые правонарушения в полной мере содержат признаки административных нарушений, что в свою очередь характеризует юридическую природу ответственности за налоговые правонарушения как административную ответственность.
Административно-правовые налоговые отношения, связанные с обращением взыскания на имущество налогоплательщика, имеют свои особенности. Важнейшие из них следующие:
1) обязанности и права сторон этих отношений связаны с исполнительной и распорядительной деятельностью государства по реализации своих имущественных (денежных) интересов;
2) в этих отношениях одной из сторон всегда выступает субъект административной власти (орган государственного управления, должностное лицо, наделенное государственно-властными полномочиями);
3) в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством.
Существенные особенности административной имущественной ответственности по Налоговому кодексу заключаются в том, что:
1) государственный орган теряет право самостоятельного применения мер ответственности к правонарушителю (только через суд);
2) в качестве субъекта по сути административной ответственности выступает юридическое лицо.
Административная ответственность юридических лиц появилась в российском налоговом законодательстве с выходом в свет Закона РФ «О Государственной налоговой службе РСФСР».
Приступим к более подробному разговору о приведенной выше статье Налогового кодекса.
1. В соответствии с правилами п. 1 комментируемой статьи, субъектами налоговых правонарушений признаются:
а) организации. При этом речь идет:
— о российских организациях, включая коммерческие (АО, ООО, ОДО, ПК, ОПТ, КТ, унитарные предприятия) и некоммерческие (например, учреждения, союзы, ассоциации, фонды, общественные объединения, потребительские кооперативы и т.д.). Российские организации, не обладающие статусом юридических лиц (например, ими могут быть профсоюзы — ст. 8 Закона о профсоюзах), не признаются субъектами налоговых правонарушений (в отличие от аналогичных иностранных организаций);
— об иностранных организациях, т.е. об иностранных юридических лицах, а также о компаниях, других корпоративных образованиях, обладающих гражданской правоспособностью и созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международных организациях, филиалах и представительствах иностранных организаций, созданных на территории РФ (ст. ст. 11, 123, 126 НК РФ);
б) физические лица. При этом речь идет о:
— лицах без гражданства;
— индивидуальных предпринимателях и приравненных к ним для целей налогообложения лицах (ст. ст. 11, 83, 85 НК РФ).
Толкование правил пункта 1 статьи 107 НК РФ и правил пункта 4 статьи 108 НК РФ, пункта 4 статьи 110 НК РФ позволяет сделать ряд важных выводов:
— ответственность за совершение налогового правонарушения могут одновременно нести как сама организация, так и лица, осуществляющие в ней управленческие функции;
— привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих управленческие функции в организации) — при наличии соответствующих оснований — от административной, уголовной, материальной, дисциплинарной и иной ответственности, предусмотренной законами РФ (на это указано и в Постановлении ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2);
— вина организации в совершении налогового правонарушения определяется виной ее руководителя (иных лиц, осуществляющих управленческие функции в ней).
2. Анализ правил п. 2 комментируемой статьи позволяет сделать ряд важных выводов:
а) не всякое физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, а лишь то, которому исполнилось 16 лет к моменту совершения такого правонарушения.
Толкование норм ст. ст. 51, 106, 107, 111 НК РФ показывает, что физическое лицо, которое в момент совершения деяния находилось в состоянии, при котором оно не могло отдавать себе отчета в своих действиях (или руководить ими вследствие болезненного состояния), не подлежит ответственности;
б) физическое лицо (как и организация) может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения только в случаях, предусмотренных в НК (ст. ст. 116 — 129.1 НК РФ).
Судебная практика по статье 107 НК РФ
При ином подходе обязанность по исчислению и уплате налога с применением налоговой ставки 20 процентов приобретает характер штрафной санкции (меры ответственности) за нарушение срока представления сведений, которая возлагается на налогоплательщика, чье соответствие условиям применения налоговой ставки 0 процентов, указанным в пункте 3 статьи 284.1 Налогового кодекса, не опровергается по результатам налоговой проверки, и использовавшего льготу фактически при исчислении налога за истекший период. Однако меры налоговой ответственности должны быть прямо предусмотрены главами 16 и 18 Налогового кодекса, что следует из пункта 1 статьи 107 и пункта 1 статьи 108 Налогового кодекса, а их применение — отвечать требованиям соразмерности и справедливости.
Отказывая в удовлетворении заявления предпринимателя, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 части 1, части 2 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 107, 108 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по новым и вновь открывшимся обстоятельствам», пришел к выводу о том, что указанные заявителем обстоятельства не являются основаниями, с которыми процессуальный закон связывает возможность пересмотра вступившего в законную силу судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
Отказывая обществу в признании решения налогового органа недействительным, суды исходили из обстоятельств дела, установленных на основе имеющихся в деле доказательств, оцененных в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и руководствовались статьями 92, 106, 107, 109, 110, 111, 122, 169, 171, 172, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды». Суды пришли к выводу, что деятельность ООО «Фараон», ООО СК «Флагман» и ООО ЯСК «Флагман» носила номинальный характер, реальные хозяйственные операции ими не совершались. Общество с привлечением данных контрагентом организовало формальный документооборот, направленный на получение необоснованной налоговой выгоды.
Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений
Сегодня субъектами налоговых правоотношений могут быть физические лица и организации.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений
Перечень лиц, привлекаемых к налоговой ответственности, определен статьей 107 НК РФ с опорой на 15, 16, 18 главы Кодекса. Рассмотрим список лиц, совершающих налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.
Статья 107 НК РФ свидетельствует о том, что ответственность по законодательству несут только организации и физические лица. Иные субъекты, такие как подразделения юридических лиц, не являются ответственными налогоплательщиками, а значит не могут быть привлечены к принудительной оплате налогов.
К ответственности могут быть привлечены лица старше 16 лет, исключая следующие случаи:
- повторное привлечение к ответственности, несмотря на отягчающие обстоятельства;
- привлечение без установления факта совершения правонарушения и без наличия решения налогового органа о предстоящем взыскании;
- привлечение к ответственности, если оплата уже произведена.
Ответственность может возникать по следующим основаниям:
- если налогоплательщик не в состоянии оплатить всю налоговую задолженность либо уклоняется от уплаты налогов по соответствующей налоговой системе;
- если плательщик нарушает сроки и механизм учета расходов и доходов организации;
- если лица уклоняются от осуществления налогового учета;
- непредставление налоговой декларации либо неправильно заполненная декларация.
Данные нарушения регулируются статьями 116-129 НК РФ и предусматривают ответственность в виде штрафов, пеней в размере от 40% от суммы неуплаченных налогов.
Налоговая ответственность за правонарушения может возникать одновременно с уголовной, гражданской, административной ответственностью в рамках российского законодательства.
Привлечение налогоплательщиков к ответственности не снимает с них обязанности полностью выплатить налоговую задолженность.
В этом случае мерой пресечения будет являться начисление штрафов и пеней на неуплаченную сумму налогов.
Рассмотрим пример из судебной практики. Постановлением ФАС по делу рассмотрено, что налогоплательщик посчитал неправомерным привлечение к налоговой ответственности подразделения организации.
Суд признал иск налогоплательщика правомерным, поскольку по статье 107 НК РФ к ответственности за налоговое правонарушение может быть привлечен только сам налогоплательщик, которым в данной ситуации является головная организация.
Не является ответственным за налоговое правонарушение и публично-правовое образование. Управление муниципальным имуществом, например, не может быть призвано к ответственности, так как является местным органом самоуправления.
Применение мер ответственности по уплате налога на добавленную стоимость является недопустимым и ошибочным. Данное правило закреплено Постановлениями Президиума ВАС.
Отметим следующее замечание: любое налоговое правонарушение должно быть доказано налоговыми органами. При этом лицо считается невиновным до тех пор, пока виновность не будет доказана в установленном законом порядке.
Лица, привлекаемые к ответственности за совершение налоговых правонарушений
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут следующие налоговые субъекты:
- юридические лица – в качестве коллективных субъектов права. К ним относятся российские и иностранные организации, международные компании и их филиалы, а также любые организации, расположенные на территории Российской Федерации, или осуществляющие основную деятельность на территории России;
- физические лица – в качестве субъектов индивидуального правового значения. К ним относятся российские граждане, иностранные гости, а также лица без гражданства. К данной категории относятся и индивидуальные предприниматели.
Признание отдельного лица субъектов налогового права может быть осуществлено только при наличии статуса налогоплательщика или агента либо являться налоговым представителем данных категорий лиц.
Также сюда можно отнести любого субъекта, осуществляющего обязанности по уплате налогов и сборов в соответствии с российским законодательством: эксперты, переводчики и т.д.).
Названные субъекты признаны специальными правовыми субъектами в соответствии с главой 18 НК РФ. Штрафы, назначаемые к взысканию за нарушение законодательства по уплате налогов, устанавливаются в порядке, предусмотренном НК РФ в соответствии со статьями 116-129.
В Кодексе указаны различные виды штрафов, необходимые к уплате физическими и юридическими лицами. Они совпадают и отличаются только для банковских организаций. При этом порядок установления штрафов основных субъектных лиц налоговых правонарушений установлен главой 16, а для банков – главой 18 НК РФ.
Несмотря на то, что компания привлекается к налоговой ответственности, ее должностные лица могут быть привлечены к любому другому виду ответственности.
Например, если генеральный директор уличен в сокрытии налогов, то он может попасть под уголовное преследование, в то время, как сама компания будет являться ответственным за правонарушение налогоплательщиком.
Все физические лица должны соответствовать одному главному признаку – быть старше 16 лет. Данный возраст по законодательству признан возрастом, с которого человек может отдавать себе отчет в действиях и руководить своими поступками. Но Налоговому законодательству признаком физического лица является его полная вменяемость.
Вменяемость – способность человека осознанно руководить своими действиями. Невменяемое физическое лицо не в состоянии нести ответственность за правонарушения, поскольку в совершении нарушения отсутствует его воля и сознание. Данное правило установлено статьей 111 НК РФ, и полностью исключает вину лица в совершении правонарушения.
Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений, должны быть старше 16 лет и обладать полной вменяемостью.
Для юридических лиц таких требований нет, так как для возникновения ответственности за налоговое правонарушение организация должна только осуществлять деятельность на территории России и являться налогоплательщиком.
Таким образом, субъектами правонарушений могут быть российские и иностранные лица, соответствующие требованиям норм российского налогового законодательства в рамках статей 107-129 НК РФ.
Если субъект уплачивает налоги на территории Российской Федерации, то должен быть ознакомлен с порядком осуществления этого процесса, в противном случае может возникнуть обязанность оплачивать дополнительные пени и штрафы, часто превышающие размер самих налогов.