Ст 346 НК РФ (2020-2022): вопросы и ответы
1. В целях настоящей главы датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
При использовании покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги), имущественные права векселя датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.
В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.
Суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.
В случае нарушения условий получения выплат, предусмотренных абзацем четвертым настоящего пункта, суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с настоящим пунктом, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.
Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.
Порядок признания доходов, предусмотренный абзацами четвертым — шестым настоящего пункта, применяется налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, а также налогоплательщиками, применяющими в качестве объекта налогообложения доходы, при условии ведения ими учета сумм выплат (средств), указанных в абзацах четвертом — шестом настоящего пункта.
Средства финансовой поддержки, полученные за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по сертификату на привлечение трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, включенные в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных средств финансовой поддержки.
В случае нарушения условий получения средств финансовой поддержки, предусмотренных абзацем восьмым настоящего пункта, сумма полученной финансовой поддержки в полном объеме отражается в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в абзаце восьмом настоящего пункта, превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с настоящим пунктом, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.
2. Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях настоящей главы оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика — приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав. При этом расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
- 1) материальные расходы (в том числе расходы по приобретению сырья и материалов), а также расходы на оплату труда — в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц;
2) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, — по мере реализации указанных товаров. Налогоплательщик вправе для целей налогообложения использовать один из следующих методов оценки покупных товаров:
Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты;
2.1) налогоплательщики — организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», перешедшие на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, предусмотренную настоящей главой, вправе учитывать расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных ими для дальнейшей реализации в период осуществления деятельности до даты внесения указанных сведений, после проведения инвентаризации, осуществляемой в порядке, действовавшем до 1 января 2015 года, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, по мере реализации указанных товаров в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта. При этом такие расходы могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу, подлежащему уплате в связи с применением упрощенной системы налогообложения, только в случае, если они не были учтены при исчислении налога, подлежащего уплате при осуществлении предпринимательской деятельности до даты внесения сведений о таких налогоплательщиках в единый государственный реестр юридических лиц на основании Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статьи 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации;
3) расходы на уплату налогов, сборов и страховых взносов — в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком при самостоятельном исполнении обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов либо при погашении задолженности перед иным лицом, возникшей вследствие уплаты этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом за налогоплательщика сумм налогов, сборов и страховых взносов. При наличии задолженности по уплате налогов, сборов и страховых взносов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность либо задолженность перед иным лицом, возникшую вследствие уплаты этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом за налогоплательщика сумм налогов, сборов и страховых взносов;
4) расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 настоящего Кодекса, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;
5) при выдаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются после оплаты указанного векселя. При передаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя, выданного третьим лицом, расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются на дату передачи указанного векселя за приобретаемые товары (работы, услуги) и (или) имущественные права. Указанные в настоящем подпункте расходы учитываются исходя из цены договора, но не более суммы долгового обязательства, указанной в векселе.
3. Утратил силу. — Федеральный закон от 20.04.2014 N 81-ФЗ.
4. При переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются.
5. Переоценка имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации, в целях настоящей главы не производится, доходы и расходы от указанной переоценки не определяются и не учитываются.
Статья 346.11. Общие положения
1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
3. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
4. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
5. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также обязанностей контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний, предусмотренных настоящим Кодексом.
Новые запреты по ЕНВД и ПСН с 2020 года: читаем поправки в Налоговый кодекс
При участии Наталья Бокова
За год до отмены ЕНВД, которая должна произойти с 2021 года, начнут действовать поправки, направленные на постепенное «сворачивание» этого спецрежима. Дополнительные ограничения вводятся и для тех, кто применяет патентую систему налогообложения. Соответствующие изменения в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 29.09.19 № 325-ФЗ. В настоящей статье мы подробно расскажем о новшествах, которые уже вступили в силу, и коррективах, которые начнут действовать с 2020 года.
В каких случаях будет запрещено применять ЕНВД
В части ЕНВД комментируемый закон внес всего два изменения. Однако эти поправки могут серьезно ограничить «вмененщиков», которые торгуют товарами в розницу.
Рассчитайте взносы «за себя» и работников при совмещении УСН и ПСН Рассчитать бесплатно
Новое основание для утраты права на «вмененку»
С 1 января 2020 года вводится запрет на применение ЕНВД по рознице, если налогоплательщик продал товары, не относящиеся к розничной торговле на основании статьи 346.27 НК РФ (перечень таких товаров см. ниже). В этом случае будет считаться, что плательщик ЕНВД утратил право на данный спецрежим, и перешел на ОСНО с начала квартала, в котором прошла первая «внерозничная» операция (новая редакция п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ). Другими словами, если «вмененщик» продаст товары собственного производства, некоторые подакцизные или другие товары, упомянутые в статье 346.27 НК РФ как товары, реализация которых не относится к розничной торговле, ему придется полностью уйти с ЕНВД по рознице. Оставить на «вмененке» розничные продажи товаров, не названных в статье 346.27 НК РФ, не получится.
Обратите внимание: никаких исключений для налогоплательщиков, совмещающих ЕНВД и УСН, законодатели не сделали. А значит, вполне возможно, налоговики будет исходить из буквального толкования новых правил, и переводить на общий режим налогообложения всю деятельность налогоплательщика, который реализовал «нерозничные» товары. Поэтому к совмещению ЕНВД по торговле с иными видами деятельности нужно подходить с особой осторожностью. Во всяком случае, до появления разъяснений со стороны контролирующих органов или судов.
Также из комментируемой поправки можно сделать вывод, что, если у налогоплательщика есть несколько объектов торговли (как переведенных на ЕНВД, так и не переведенных), право на «вмененку» будет утрачено независимо от того, в каком из них были проданы «нерозничные» товары.
Ситуация усугубляется еще и вот по какой причине. Вводя запрет на «внерозничную» торговлю в рамках ЕНВД, законодатели использовали ссылку на все определение термина «розничная торговля», приведенное в статье 346.27 НК РФ. А в этой норме, помимо перечня товаров, реализация которых не признается розничной торговлей для целей ЕНВД, содержится общее определение розничной торговли. Таковой, напомним, признается деятельность, связанная с торговлей на основе договоров розничной купли-продажи.
В результате, если подходить к поправке формально, получается следующее. С 2020 года «вмененщикам» будет запрещено не только торговать «внерозничными» товарами, но и в принципе совмещать ЕНВД по розничной торговле и деятельность по оптовой торговле. А значит, опт придется выделять в отдельное юрлицо.
На наш взгляд, у законодателей не было цели ввести полный запрет на совмещение «розничного» ЕНВД с иными видами торговой деятельности. Тем не менее, организациям и ИП, совмещающим опт и «вмененку» по рознице, имеет смысл обратиться за официальными разъяснениями в налоговые органы и Минфин.
Дополнение перечня «нерозничных» товаров
Одновременно дополнен перечень «нерозничных» товаров, который применяется для целей ЕНВД. Напомним, что сейчас в него входят:
- товары собственного производства;
- некоторые подакцизные товары;
- продукты питания и напитки, реализуемые в объектах общепита;
- невостребованные вещи в ломбарде;
- газ;
- грузовые и спецавтомобили;
- прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски;
- автобусы;
- товары, продаваемые по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети;
- лекарственные средства, передаваемые по бесплатным рецептам.
С 1 января 2020 года в этот список будут добавлены товары, подлежащие обязательной маркировке. А именно: лекарственные препараты, обувь, а также предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха (новая редакция ст. 346.27 НК РФ). Организации или ИП, которые торгуют в розницу этими товарами, не смогут применять ЕНВД. А если продажа маркированных товаров произойдет в середине квартала, то налогоплательщик утратит право на «вмененку», и должен будет заплатить налоги за этот квартал по общему режиму.
ПСН: новые запреты для «патентной» розницы и расчет стоимости патента
Аналогичные изменения введены и для патентной системы налогообложения. Кроме этого, установлены новые правила расчета стоимости патента.
Последствия продажи «нерозничных» и маркированных товаров
С 1 января 2020 года будет считаться, что ИП утратил право на патент по розничной торговле и перешел на ОСНО или УСН (при наличии ранее поданного заявления на применение «упрощенки»), если в течение налогового периода продал товар, реализация которого в целях ПСН не относится к розничной торговле (новый подп. 4 п. 6 ст. 346.45 НК РФ). При этом перечень «нерозничных» товаров в рамках ПСН (который аналогичен перечню «нерозничных» товаров для целей ЕНВД) также дополнен маркируемыми товарами: лекарствами, обувью, одеждой и другими изделиями из натурального меха (новая редакция подп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК РФ).
Отдельно уточняется, что реализация маркируемых лекарственных препаратов запрещена и в рамках занятия медицинской или фармацевтической деятельностью, переведенной на ПСН (новая редакция подп. 38 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).
При этом формулировка нового основания для утраты права на ПСН такая же, как и в случае с ЕНВД: право на патент по видам деятельности, связанным с розничной торговлей, утрачивается «при реализации товаров, не относящихся к розничной торговле» (подп. 4 п. 6 ст. 346.45 НК РФ). А значит, предпринимателям, которые имеют патент на розницу, и одновременно осуществляют оптовую торговлю, желательно получить официальные разъяснения о возможности продолжить применять ПСН после 1 января 2020 года (естественно, если они не продают «нерозничные» товары).
Обратите внимание: новая редакция пункта 6 статьи 346.45 НК РФ разрешает предпринимателям, совмещающим ПСН и УСН, сохранить право на «упрощенку» в случае продажи «нерозничных» товаров. На наш взгляд, это повышает шансы на подобное развитие событий и для плательщиков ЕНВД. Ведь суть поправок одинаковая: запрет на спецрежимы, по которым налог определяется независимо от фактических продаж, при совершении налогоплательщиком «внерозничных» сделок. А значит, норма о том, что плательщики ЕНВД при продаже «нерозничных» товаров могут перейти только на ОСНО, тогда как плательщики ПСН в такой же ситуации могут остаться на УСН — это лишь недоработка законодателя.
Ведите раздельный учет при совмещении УСН и ПСН и готовьте отчетность Попробовать бесплатно
Стоимость «краткосрочного» патента и пересчет налога при досрочном уходе с ПСН
Еще одно значимое новшество связано с определением стоимости патента в двух случаях. Первый — расчет стоимости патента, приобретенного на срок менее одного календарного года. Второй — перерасчет стоимости патента при досрочном прекращении деятельности в рамках ПСН.
В обоих случаях для расчета налога надо сначала разделить потенциально возможный годовой доход на количество дней в календарном году, а затем умножить полученный результат на налоговую ставку и на количество дней срока, на который выдан патент (количество дней, в течение которых применялась ПСН). Такой порядок прописан в новой редакции пункта 1 статьи 346.51 НК РФ, которая должна вступить в силу с 29 октября 2019 года.
Важный момент: законодатели не уточнили, что при расчете учитываются календарные дни. А в статье 6.1 НК РФ установлено следующее правило: если в Налоговом кодексе написано «день» и не сказано, что он календарный, речь идет о рабочем дне. Получается, что стоимость патента, купленного на срок менее одного года, надо будет считать исходя из количества рабочих дней, приходящихся на период патента, и пропорционально количеству рабочих дней в соответствующем календарном году. Также с учетом числа рабочих дней придется пересчитывать стоимость налога, если ИП прекратил деятельность до окончания срока действия патента. Причем, в этом случае законодатель разрешил возврат излишне уплаченной суммы налога (новый подп. 3 п. 2 ст. 346.51 НК РФ).
Также заменим, что, вводя новый порядок расчета стоимости патента, законодатели проигнорировали требование статьи 5 НК РФ, которая не допускает вступление в силу подобных положений ранее 1 числа очередного налогового периода. А значит, на практике эти новшества должны действовать с 29 октября 2019 года только в том случае, если они улучшают положение налогоплательщиков и не приводят к увеличению стоимости патента (п. 1 и 4 ст. 5 НК РФ). В противном случае новые правила расчета стоимости патента должны применяться с 1 января 2020 года, так как по общему правилу налоговым периодом по ПСН является календарный год. А все неясности законодательства толкуются в пользу налогоплательщиков (п. 7 ст. 3, п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 346.49 НК РФ).
Подать заявление о применении ПСН по новой форме через интернет Подать бесплатно
Другие изменения по ПСН, внесенные Законом № 325-ФЗ
Новшество
Соответствующая норма НК РФ
Дата вступления в силу
Уточнено, что лимит среднесписочной численности определяется только по видам деятельности, переведенным на ПСН
Новая редакция п. 5 ст. 346.43 НК РФ
29 сентября 2019 года
Органам власти субъектов РФ разрешено устанавливать ограничения по применению ПСН исходя из:
- общей площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков, принадлежащих ИП на праве собственности;
- общего количества автотранспортных средств и судов водного транспорта;
- общего количества объектов стационарной и нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания и (или) их общей площади.
Новый подп. 2.1 п. 8 ст. 346.43 НК РФ
29 сентября 2019 года (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года). При этом нужно учитывать, что пункт 2 статьи 5 НК РФ запрещает придавать обратную силу нормам, ухудшающим положения налогоплательщиков.
Органам власти субъектов РФ разрешено устанавливать стоимость патента:
- на единицу средней численности наемных работников;
- на единицу автотранспортных средств, судов водного транспорта;
- на 1 тонну грузоподъемности транспортных средств, на одно пассажирское место;
- на 1 кв. метр площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков;
- на 1 объект стационарной (нестационарной) торговой сети, объект организации общественного питания и (или) 1 кв. метр площади такого объекта.
Новая редакция подп. 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ
29 сентября 2019 года (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года). При этом нужно учитывать, что пункт 2 статьи 5 НК РФ запрещает придавать обратную силу нормам, ухудшающим положения налогоплательщиков.
Если при перерасчете стоимости патента в связи с прекращением деятельности необходимо доплатить налог, то сделать это нужно не позднее 20 рабочих дней с даты снятия ИП с учета в качестве плательщика налога по ПСН.
Новый подп. 2 п. 3 ст. 346.51 НК РФ
29 октября 2019 года.
При этом нужно учитывать, что пункт 2 статьи 5 НК РФ запрещает придавать обратную силу нормам, ухудшающим положения налогоплательщиков.
Новое в ПСН в 2020 году: обзор всех изменений
Наступление очередного календарного года традиционно совпадает с обновлениями, вносимыми в правила применения того или иного налогового режима. Это касается и спецрежима ПСН. Каким он будет в 2020 году, расскажем далее.
Изменения, попавшие в текст гл. 26.5 НК РФ в конце 2019 года
Новшества, имеющие принципиальное значение для порядка применения патентной системы, в тексте гл. 26.5 НК РФ в 2019 году появились благодаря закону от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений…».
- п. 5 ст. 346.43 — в нем уточнен порядок определения численности наемных работников, ограничивающей возможность применения ПСН, за счет дополнения его текста указанием о расчете такой численности применительно только к видам деятельности, осуществляемым на патенте;
- подп. 2.1 п. 8 ст. 346.43 — в соответствии с ним субъектам РФ предоставлено право вводить дополнительные ограничения по применению ПСН для таких видов деятельности как сдача недвижимости в аренду (в отношении площади), оказание услуг по грузо- и пассажироперевозкам автомобильным и водным транспортом (в отношении количества транспортных средств), розничная торговля через объекты стационарной и нестационарной торговых сетей или общепита (в отношении числа таких объектов и их площади);
- подп. 3 п. 8 ст. 346.43 — здесь уточнено, что размер потенциального годового дохода устанавливается в расчете не просто на показатель, которым характеризуется ведущийся при ПСН вид деятельности, а на единицу такого показателя (численности, имущества, грузоподъемности, площади или объекта);
- п. 1 ст. 346.51 — в нем изменено описание алгоритма расчета налога при сроке действия патента, оказывающемся меньше продолжительности календарного года, и установлен порядок такого расчета при досрочном прекращении применения ПСН — оба описания оказались идентичными и поставлены в зависимость от соотношения не месяцев, а дней использования патента в таком году и дней (а не месяцев), составляющих продолжительность года;
- подп. 3 п. 2 ст. 346.51 — с его введением определены сроки доплаты налога (20 дней со дня снятия с учета) и порядок его возврата (по правилам ст. 78 НК РФ) при досрочном прекращении использования патента.
Кроме того, в 2019 году Законом № 325-ФЗ и Законом «О внесении изменений…» от 29.09.2019 № 321-ФЗ в некоторых положениях гл. 26.5 НК РФ сделаны редакционные правки, уточняющие текст, но не влияющие на его суть.
Новшества по ПСН, вступающие в силу с 2020 года
Основная часть поправок, начинающих действовать с 2020 года, в гл. 26.5 НК РФ также попала из закона № 325-ФЗ.
- подп. 38 п. 2 ст. 346.43 — из числа видов разрешенной медицинской/фармацевтической деятельности исключена продажа лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
- подп. 1 п. 3 ст. 346.43 — расширен (за счет продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации, т. е. лекарственных препаратов, обуви, одежды, принадлежностей к ним и иных меховых изделий) перечень видов товаров, продажа которых не считается розничной торговлей;
- подп. 4 п. 6 ст. 346.45 — в число причин, вследствие которых право на применение ПСН оказывается утраченным, включена продажа через объекты стационарной и нестационарной торговой сети товаров, продажа которых не считается розничной торговлей.
Кроме того, с 01.01.2020 в соответствии с Законом от 18.07.2019 № 176-ФЗ «О внесении изменений…» изменяется содержание подп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ. Он предоставляет субъектам РФ возможность при разработке перечня, дополняющего виды деятельности, относимые к бытовым услугам, устанавливать объем потенциального годового дохода как для отдельных видов такой деятельности, так и для их групп (подгрупп).
Еще одно изменение, вступающее в силу с наступлением 2020 года, является традиционно ожидаемым — в очередной раз изменится коэффициент-дефлятор, применяемый к величине потенциального годового дохода (п. 9 ст. 346.43 НК РФ).
Этот коэффициент в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 21.10.2019 № 684 увеличится до значения 1,592 (в сравнении величиной 1,518, установленной для 2019 года).
Как изменятся условия применения ПСН после последних нововведений?
В результате последних изменений законодательства, относящихся к ПСН, возникли:
- достаточно существенные ограничения в возможности применения патента для лиц, работающих в розничной торговле, из-за запрета на продажу товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
- перспективы столкнуться с дополнительными ограничениями, установленными в регионах, при сдаче недвижимости в аренду, оказании услуг по грузо- и пассажироперевозкам автомобильным и водным транспортом, розничной торговле через объекты стационарной и нестационарной торговых сетей или общепита;
- необходимость уплаты налога в большей сумме в сравнении с предшествующим годом.
В то же время установлены более справедливые правила оценки:
- численности, ограничивающей возможность применения ПСН;
- величины налога, уплачиваемого по патенту, действующему меньше года.
Введены отсутствовавшие ранее правила для расчетов по налогу, относящемуся к патенту, использование которого прекращается досрочно.