Списание материальных ценностей — Жильё де-юре
Какие еще документы, кроме акта (ф. 0504230) необходимы для подтверждения списания в бухгалтерском учете строительных материалов на текущий ремонт помещения хозяйственным способом?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Непосредственно списание строительных материалов, израсходованных в целях ремонта помещения хозяйственным способом, оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230), который служит основанием для отражения в учете учреждения выбытия со счетов учета материальных запасов. Иных обязательных к применению унифицированных форм первичных документов, служащих основанием для списания материальных запасов, в том числе строительных материалов, с балансовых счетов действующее законодательство не предусматривает.
Обоснование вывода:
Обязательные для применения учреждениями государственного сектора формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, далее — Закон N 402-ФЗ, п. 28 Федерального стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н, далее — СГС «Концептуальные основы»).
С учетом положений Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), п. 25 СГС «Концептуальные основы» учреждения государственного сектора обязаны применять унифицированные формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета:
— утвержденные приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее — Приказ N 52н);
— установленные правовыми актами уполномоченных органов на основании федеральных законов.
В иных случаях могут применяться формы, разработанные бюджетным учреждением самостоятельно (порядок их применения и заполнения должен быть предусмотрен учетной политикой).
Основным моментом в максимально эффективном использовании ресурсов будет являться деление всей номенклатуры материальных запасов, используемых в госучреждении, на две большие группы, а также в повсеместном применении такого инструмента, как нормирование расхода материалов. Так, материальные запасы могут быть разделены на:
— потребляемые (канцелярские принадлежности; хозяйственные материалы; продукты питания; строительные и горюче-смазочные материалы и т.п.);
— непотребляемые (одежа и обувь; постельное белье и постельные принадлежности; составные части компьютеров, в том числе клавиатуры, манипуляторы типа «мышь»; бензомоторные пилы и т.п.).
При определении в учетной политике порядка списания различных материальных запасов госучреждению желательно исходить прежде всего из того, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. При этом следует понимать, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между:
— потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами;
— имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.
Относительно рассматриваемой ситуации отметим следующее.
Во избежание претензий и разногласий со стороны проверяющих органов, необходимость проведения ремонта в помещении должна быть подтверждена документально. Таким документом может быть акт о выявленных неисправностях и (или) дефектная ведомость. Так как унифицированной формы такого документа Приказом N 52н не установлено, можно использовать самостоятельно разработанный бланк с указанием в нем неисправностей объекта и предложений по их устранению. Вместе с этим учреждению государственного сектора целесообразно составить смету на проведение ремонтных работ, определяющую объем и критерии нефинансовых активов, необходимых для проведения ремонта, а также иные предполагаемые затраты.
Выдача строительных материалов сотрудникам учреждения в целях осуществления текущего ремонта помещения хозяйственным способом, включая возврат остатков материалов на склад, оформляется Требованием-накладной (ф. 0504204) и (или) Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).
В свою очередь, списание материальных запасов, использованных на ремонт, в соответствии с прямыми нормами Приказа N 52н, оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230), который служит основанием для отражения в учете учреждения выбытия со счетов учета материальных запасов. Иных обязательных к применению унифицированных форм первичных документов, служащих основанием для списания материальных запасов, в том числе строительных материалов, с балансовых счетов действующее законодательство не предусматривает. Такие документы могут быть разработаны в учреждении самостоятельно с содержанием обязательных реквизитов, перечисленных в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 25 СГС «Концептуальные основы», п. 7 Инструкции N 157н, и закреплены в рамках формирования учетной политики. При этом они не отменяют оформление Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), а могут служить лишь дополнением к нему с целью раскрытия информации о списанных материальных запасах.
После завершения ремонтных работ отремонтированные хозяйственным способом объекты принимаются к учету в общеустановленном порядке на основании соответствующих первичных документов, в частности Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), Акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103) (смотрите, в частности, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2017 по делу N А32-27793/2017).
Таким образом, непосредственно списание строительных материалов, израсходованных в целях ремонта помещения, оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230), который служит основанием для отражения в учете учреждения выбытия со счетов учета материальных запасов. Однако для обоснования проведения ремонта, а также объема осуществленных затрат, в том числе списанных материальных ценностей, учреждению целесообразно оформить соответствующие документы, разработанные учреждением самостоятельно и закрепленные в рамках формирования его учетной политики. Такими документами могут быть акт о выявленных неисправностях и (или) дефектная ведомость, а также смета на проведение ремонтных работ.
Как списать основные средства бюджетного учреждения
Списание основных средств — это процедура, при которой имущественный объект не может использоваться в работе и подлежит снятию с учета. Разберем ключевые правила списания основных средств в бюджетных учреждениях 2020 года.
Значение процедуры списания
Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.
Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:
- Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
- Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
- Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
- Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
- Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
- Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.
Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.
Виды бюджетного имущества
Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:
Любые здания, сооружения, помещения и прочее
Операции по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы
Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидий
Для осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника
Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельности
БУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИ
Исключения, в которых требуется согласие учредителя:
- передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО;
- крупные сделки (п. 13, ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)
Правила распоряжения имуществом
Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:
- казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
- бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.
Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.
Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.
Основания для списания
Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:
- полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
- физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
- моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
- утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.
Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.
Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.
Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:
- если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
- если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
- если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
- если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).
Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.
Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.
Специальная комиссия по списанию
В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.
Кого включать в комиссионный состав:
- главный бухгалтер либо его заместитель;
- бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
- лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
- начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
- заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
- иные работники предприятия, на усмотрение руководства.
Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.
Комиссия должна обозначить следующее:
- Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
- Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
- Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
- Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
- Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.
Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.
Образец формы
Как оформляется процедура
Документальное оформление списания основных средств выглядит так:
- Утверждается протокол заседания постоянной комиссии, в котором определяются ключевые моменты выбытия основных фондов с учета.
- На основании протокола руководитель создает отдельное распоряжение — приказ об операции с основными средствами.
- Оформляется результативный акт о списании ОС с бухгалтерского учета.
Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.
Кого можно назначить материально ответственным лицом
Этот вид ответственности строго регламентирован законом. И возложить ее на кого угодно работодатель права не имеет. Выясним, кто может быть материально ответственным и как это закрепить.
Законодательная база
Материально ответственный работник может стать таковым либо по закону, либо на основании договора. В первом случае это, в соответствии со статьей 277 Трудового кодекса РФ , руководитель компании. Статья 243 позволяет отнести в эту же категорию заместителей и главного бухгалтера, если соответствующий пункт прописан в трудовом договоре.
В остальных случаях сотрудник может принять на себя такую обязанность только по личной инициативе, принудительного возложения быть не может. Свое согласие он выражает, подписывая договор о полной индивидуальной МО. Его форму, как и список подходящих должностей, можно найти в Постановлении Минтруда № 85 от 31.12.2002.
В Постановлении перечислены все материально ответственные лица по ТК . С ними должно было подписано соглашение о матответственности, без договора спросить в последующем можно будет только через суд.
Какие работы выполняет матответственное лицо
В упомянутом Постановлении есть не только список должностей, но и перечень работ. То есть даже если профессия называется иначе, выполнение определенных функций дает возможность сделать сотрудника МОЛ. Среди этих работ:
- торговля;
- депозитарная деятельность;
- прием платежей;
- экспертная деятельность;
- прием, хранение и обработка ТМЦ;
- ремонт в культурно-бытовой сфере;
- развоз грузов;
- любые работы с драгоценными и полудрагоценными камнями;
- обслуживание животных;
- изготовление, перевозка и обслуживание опасных веществ и предметов.
Например, материально ответственное лицо на складе — это не только заведующий (по должности), но и приемщик (по виду работы). Сферы его ответственности должны быть прописаны не только в трудовом контракте, но и в должностной инструкции.
Пример: должностная инструкция материально ответственного лица
Как составить договор
Чтобы назначить материально ответственным лицом работника, нужно подписать с ним трудовой договор по особой форме. Рекомендуется использовать форму из приложения 2 к Постановлению № 85. В ней отражены:
- обязанности работника;
- обязанности работодателя;
- порядок определения размера ущерба;
- момент вступления документа в силу;
- порядок изменения условий или расторжения договора.
Остается лишь заполнить наименования сторон в преамбуле и их реквизиты — в конце.
Текст соглашения не зависит от организационно-правовой формы предприятия: используя приведенный ниже шаблон, можно назначить как материально ответственное лицо в бюджетном учреждении, так и в коммерческой фирме.
Бланк договора о полной индивидуальной МО
Как взыскать убытки с МОЛ
Руководитель является материально ответственным лицом. Это значит, что его МО полная, и в случае причинения ущерба компании он компенсирует его в полном объеме. У него есть месяц, чтобы выполнить требование добровольно. Далее взыскание происходит в судебном порядке. То же самое касается любого другого МОЛ.
Если же сотрудник соответствующий контракт не подписывал, он отвечает только за нанесение вреда:
- умышленное;
- в состоянии опьянения;
- в результате преступления или административного правонарушения;
- в виде разглашения коммерческой тайны.
В соответствии со статьей 248 ТК РФ , если объем ущерба не превышает среднемесячный заработок, достаточно распоряжения работодателя для принятия мер. Если урон оказался крупнее, должно быть судебное разбирательство.
Как правильно списать материальные ценности со склада в бюджетном учреждении?
Можно ли в бюджетном учреждении списывать материальные запасы (строительные и прочие материалы), выданные по ведомости выдачи материальных ценностей заведующим складом, или со склада материальные запасы могут передаваться только материально ответственным лицам и списываться ими?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Списание с бухгалтерского учета материальных запасов в бюджетном учреждении происходит в соответствии с разработанным порядком по учету материальных ценностей, закрепленным локальным документом учреждения. Списание материальных запасов при выдаче со склада допускается, однако списание нужно обосновать экономически и документально.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в каждом бюджетном учреждении порядок списания различных материальных запасов определяется в рамках формирования учетной политики. Однако при разработке такого порядка учреждению желательно исходить из того, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы.
Как правило, материальные запасы не списываются прямым расходом при выдаче из мест хранения. Материальные запасы, выдаваемые ответственным лицам из мест хранения, по сути, эквивалент денежных средств — их еще только предстоит израсходовать на нужды учреждения и подтвердить данный факт должным образом. Однако бывают ситуации, когда выдача со склада материальных запасов, подразумевает их расход, т.е. в данном случае они могут быть сразу списаны.
При этом следует понимать, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между:
— потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами;
— имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.
Выдача со склада непотребляемых материальных запасов (одежда и обувь; клавиатуры, манипуляторы типа «мышь»; бензомоторные пилы и т.п.), как правило, не приводит к их списанию, так как при этом они начинают (продолжают) использоваться в учреждении, и будут использоваться еще в течение какого-то периода.
На основании норм расхода потребляемых материальных запасов (канцелярские принадлежности; хозяйственные материалы; строительные материалы и т.п.) может осуществляться их выдача ответственным лицам. При этом их выдача не всегда является достаточным основанием для списания материальных запасов с балансового учета. Выдача материальных запасов ответственным лицам, даже с применением норм расхода, на основании Требований-накладных (ф. 0504204), Ведомостей (ф. 0504210) и иных аналогичных документов может отражаться в учете в качестве внутреннего перемещения. А списание с балансового учета может осуществляться потом, на основании Актов о списании материальных запасов (ф. 0504230) и иных аналогичных документов только после документального подтверждения достижения целей, ради которых выдавались материальные запасы, и возврата их остатков на склад.
Подобным образом, как правило, оформляются выдача и списание:
— запасных частей и иных материалов, используемых для изготовления (ремонта) нефинансовых активов;
— дорогостоящих канцелярских принадлежностей;
— материальных запасов, используемых не в повседневной деятельности учреждения, а для проведения разовых мероприятий (концертов, семинаров и т.п.).
Иными словами, материальные запасы могут быть сразу списаны, при выдаче из мест хранения, в том случае, когда в результате выдачи происходит потребление данного материального запаса и у учреждения есть все основания для того, чтобы не отражать его далее на балансе. В остальных случаях, необходимость списания материального запаса при выдаче со склада учреждения должна быть экономически оправданна и закреплена в учетной политике учреждения.