Профстандарт заместитель руководителя
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
Руководитель (директор, заведующий) образовательной организации
Требования к образованию и обучению
Высшее образование — специалитет, магистратура в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки» и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) по одному из направлений: «экономика», «менеджмент», «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление»
Высшее образование — бакалавриат в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки» и высшее образование (магистратура) в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «экономика и управление»
Высшее образование — бакалавриат в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «экономика и управление» и высшее образование (магистратура) в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки «образование и педагогические науки»
Высшее образование — специалитет, магистратура и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) в сфере образования и педагогических наук и дополнительное профессиональное образование (программа профессиональной переподготовки) по одному из направлений: «экономика», «менеджмент», «управление персоналом», «государственное и муниципальное управление»
Требования к опыту практической работы
Не менее пяти лет на педагогических и/или руководящих должностях в дошкольных образовательных организациях или общеобразовательных организациях
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
Отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, развития несовершеннолетних
Прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров
Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие должности
При проведении процедуры аттестации на соответствие должности могут быть учтены результаты независимой оценки квалификации
Отдельные трудовые функции и трудовые действия данной обобщенной трудовой функции, а также их совокупность в части руководства направлением деятельности или решением отдельных управленческих задач могут выполняться лицами, занимающими должности заместителя руководителя в порядке делегирования им полномочий и распределения обязанностей
Часть 3 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2020, N 22, ст.3380); статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2015, N 29, ст.4363).
Должностные инструкции по профстандартам
Здравствуйте. В нашей организации вводится отдел по отлову и содержанию животных без владельцев. Предполагается ввести две должности начальник отдела и специалист по отлову. Можно ли эти должности отнести к ветеринарной службе? Специальное образование есть у начальника. И можно ли начальнику отдела прописать выполнение ветеринарных процедур (кастрация, стерилизация животных). Не будет ли это нарушением. За ранее, спасибо
Системный администратор ГБУЗ НСО “Городская поликлиника”
Вопрос: Правильно ли поступает и требует отдел кадров при составлении ДолжИнстр, когда формирует отдельные разделы и выдирает выборочно из стрктурированных (4-ех уровневых) таблиц Профстандарта в общую линейную и бессвязную кучу “Умения и знания” со всех разделов трудовых функций, “Должностные функции” из кучи трудовых функций, “должностные обязанности” из кучи всех трудовых действий, а обощенные трудовые функции и указание на уровень квалификации вообще опускает. Причем некоторые трудовые функции и некоторые трудовые действия нам не положено выполнять, так мы подчиняемся вышестоящим органам, где их выполняют а мы даем заявки на их выполнение.
Ссылаются на ваш сайт, но ведь это неверно!
С таким некорректным и ошибочным ЛИНЕЙНЫМ “по старинке” подходом идущим в разрез структуры Профстандарта к составлению ДИ сотрудников (главного документа) каждый работник разобщен и руководствуясь такой ДИ видит только бессвязную кучу требований, не понимает горизонтальных связей между коллегами и с руководителем, не видит подходов с совместному решению задач (трудовых функций) и поставленных целей (обобщенных трудовых функций), правил применения соответствующих умений и навыков, правил своевременной и синхронной работы с другими коллегами, подразделениями, службами ТП, службами МЗНСО в решении плановых или срочных-аварийных задач….
Получается с такими ДИ некорректная система трудовых отношений в подразделении, между подразделениями и в коллективе в целом, непонимание предьявляемых В КУЧУ требований, ТЕРЯЕТСЯ время при возникновении нештатных ситуаций, наблюдается нервная обстановка и напряжение, так как не установлена взаимосвязь трудовых функций и трудовых действий с умением и навыками, непонятно как и для каких целей-задач совершенствоваться, не установлена взаимосвязь своих и других сотрудников при решении задач и выполнении смежных трудовых действий. А если коротко “кто в лес – кто по дрова”
Добрый день!На предприятии организовывается цех убоя водоплавающей птицы и цех экструдирования кормов.Не могу подобрать должности в штатное расписание.Нужны:
Убойный цех: приемщик птицы, обработчик птицы, оператор конвейера, слесарь.
Цех экструдирования: слесарь, оператор пульта или оператор подачи кормов.
Спасибо большое!
Хотел бы узнать куда обратиться за помощью мая жена подала заявление на детские пособия ещё 05.07.2020 до сих пор мы их не получили.я имею ввиду от 3 до 7 лет детские пособие.местная социальная защита не даёт ни каких результатов.только одно ждите и все.
Здравствуйте, дайте пожалуйста разъяснение, должен ли обеспечивающий водолаз, находящийся рядом с рабочим проемом быть пристегнут блокирующим устройством, которое будет ограничивать его действия для безопасного обеспечения рабочего водолаза или достаточно спасательного жилета
Прошу сообщить, обязан ли работодатель принимать к оплате лист нетрудоспособности, если работник в данный период писал заявление о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы. А спустя 2 месяца предъявляет к оплате лист нетрудоспособности?
Здравствуйте. Обязан ли учредитель, в силу ст.57 ТК РФ, при назначении директора МУП в сфере ЖКХ, руководствоваться квалификационным справочником , утв.постановлением Минтруда России №37 от 21.08.1998? Профстандарта нет по этой должности. У руководителя МУПА есть ограничения (в частности, не может заниматься предпринимательской деятельностью)
Я Цветаева Ольга Сергеевна работаю в детском саду в должности инструктора физического культуры с 2002г. (Окончив очно ВУЗ по специальности педагог по физическому воспитанию , тренер по лёгкой атлетике.) Пошла работать в детский сад. Существовала должность руководителя Физ.вос.( где то в области) ,но в нашем ДОУ и городе всех принимали как инструкторов физ.восп.или физ.культуры т.к. были такие вакансии .Ставка руководителя ФВ существовала до 2013 года (с 2013 года эту должность упразднили) она не засчитывается ПФР в педагогический стаж, как и должность инструктора по физической культуре. Это удивительно, т.к. деятельность представляет собой педагогический труд ( тождественный руководителю физ.восп.), наравне с музыкальными руководителями, которым стаж засчитывают. И мы, таким образом, теряем право на досрочную трудовую пенсию по старости( Выслугу 25лет).
Мы осуществляем педагогическую деятельность, связанную с воспитанием детей, обеспечиваем выполнение образовательных программ по физическому воспитанию детей с учётом их возрастных и психофизических особенностей (проводим занятия согласно расписанию, а также праздники, досуги, соревнования, дни здоровья, диагностические обследования физического развития и физической подготовленности детей, проходим аттестацию как педагогические сотрудники, повышаем свою квалификацию и т.д.)
Работа руководителей по физическому воспитанию и инструкторов по ФК в детских садах проходит в специфических условиях (психическая напряжённость, физическая нагрузка и работа с детьми ОВЗ), дополнительными факторами психического утомления являются: шум от криков детей, переключение с одной возрастной группы на другую, нагрузка на речевой аппарат, ответственность за жизнь и здоровье детей…)
Просим разобраться в нашей проблеме и обеспечить(внести поправку в закон о досрочной пенсии педагогическим работникам) руководителям физического воспитания и инструкторам по ФК в детских садах право выхода на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением нами истинно педагогической деятельности.
Добрый день! Я хотела бы уточнить, чем обусловлено отсутствие в “Возможные наименования должностей, профессий” и “Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности” Маляра строительного 3-го разряда? Уровень квалификации 2 (код А) предполагает 2-й разряд, а уровень квалификации 3 (коды В и С) предполагают 4-й разряд. На какой уровень квалификации опираться при проектировании основной образовательной программы – программы профессиональной переподготовки рабочих, если по ее завершении должен присваиваться 3-й разряд по профессии 13450 Маляр?
Добрый день! Хотелось бы уточнить, в ПС под кодом D (Руководство агроэкологическим, агрохимическим, почвенно-картографическим обеспечением агропромышленного комплекса и природопользования ) возможные наименования должностей – Главный агрохимик и главный почвовед, но трудовые функции, которые прописаны под этим кодом выполняет Начальник отдела.Как быть в таком случае?Нужно ли Должность Начальника отдела поменять на должность Главного агрохимика?
Профессиональные характеристики для заместителей руководителя
Профессиональный стандарт – документ, включающий набор личностных и профессиональных требований, предъявляемых к сотруднику. Сегодня перечень таких регламентов довольно обширен. Реестр стандартов состоит не только из узкоспециальных нормативов, а содержит довольно внушительный перечень сквозных, унифицированных для всех отраслей. В силу специфики работы первых руководителей и их заместителей, единого квалификационного документа для этой профессиональной категории не существует.
Нормативная база
В целях грамотного и рационального исполнения Президентского указа РФ от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях, связанных с реализацией государственной соц. политики» был разработан закон 236-ФЗ от 03.12.2012 года, связанный с внесением изменений в ТК РФ (ст. 195.1), а также в ФЗ «О тех. регулировании». Так, в законодательной сфере образовались новые понятия, именуемые как «профессиональный стандарт», «квалификационный уровень».
Минтруда впоследствии также создал новые ведомственные акты, которые имеют следующие наименования:
- два приказа Минтруда РФ от 12.04.2013 г. соответственно №147н и 148н под названиями «Об утверждении макета…» и «Об утверждении квалификационных уровней…»;
- приказной документ Минтруда РФ, принятый 29 апреля 2013 г. №170н «Об утверждении методрекомендаций по разработке…», который не нуждался в осуществлении регистрационных процедур государственного характера;
- письмо министерства образования и науки, принадлежащего РФ, принятое 02.11.2015 г., прописанное под №АК-3192/06 «О введении…».
Также в рамках этого вопроса используются и другие подобные документы, которые носят федеральный характер и являются функционирующими по территории всей Федерации:
- «О Национальном Совете…»;
- Постановление, принятое правительственным аппаратом 22.01.2013 г. под №23 «О правилах разработки…»;
- Правительственное распоряжение от 31.03.2014 г. №487-р, связанное с составленным планом касательно разработки подобных документов и проведением экспертизы независимого характера.
Для чего нужны профстандарты?
База, регулирующая использование этих документов, закладывается в рамках глава 31 ТК РФ. В качестве ее принято применять совокупность квалификационных характеристик, требуемых сотруднику в целях осуществления отдельной финансовой опции или профессиональной работы. На сегодняшний день существенная часть трудовых направлений описана в действующих документах, которые были сформированы на базе заказа Минтруда. Их введение сопряжено с шумным резонансом в обществе, т. к. львиная доля граждан полагает, что данные требования – обязательство, а не право, и каждый работник рано или поздно будет вынужден пройти переаттестацию.
На самом деле, обязательство по использованию данных документов есть не всегда и не везде. Зато принятие решения о следовании им позволит руководящему звену предприятия решить следующие задачи:
- разработать собственную систему оплаты трудовой деятельности сотрудников;
- провести переоценку их знаний и опыта;
- принять меры по организации обучения;
- повысить квалификационный уровень посредством аттестации;
- уволить работников, не соответствующих регламенту, а вместо них нанять более компетентных специалистов;
- повысить основные показатели экономической эффективности в целом;
- обеспечить безопасность рабочего процесса.
Получается, что введение профессионального стандарта – инструмент для фирм, которые хотят идти в ногу со временем и непрерывно развиваться, повышая собственный потенциал.
Сфера применения и обязательность использования
Профессиональный стандарт применим абсолютно во всех сферах деятельности – в торговле, производстве, услугах, образовании, медицине, инженерии, научной отрасли и т. д. В действующем Трудовом Кодексе фигурирует две ситуации, в рамках которых установлено обязательство всех работодателей, вне зависимости от правового статуса, использовать такие документы.
В ст. 57 ТК РФ данного документа в списке требований к структуре и содержании установлено обязательство по использованию профстандартов для должностей, которые сопряжены с определенными лимитами или получением льгот и послаблений. В рамках данной нормы полностью прописано название товарной позиции и полноценное соответствие квалификационному уровню работника.
В ст. 195.3 ТК РФ распространено обязательство по применению этого регламента в ситуациях, если этого требует законодательство, а также внедренные правительством подзаконные акты и нормы. Например, на предприятиях, в которых государственная доля активов превышает 50%. А с 2017 г. все подобные бумаги стали обязательными в ходе разработки новых программ в образовательной сфере. В остальных ситуациях это не более чем рекомендации.
Трудовые обязанности
В соответствии с общими требованиями к первому руководителю и его заместителям субъект хозяйствования может использовать следующие утвержденные профессиональные стандарты как основу для собственного должностного регламента:
- специалист в сфере закупок (№558);
- профессионал по принятию управленческих решений в отношении персонала (№559);
- менеджер по работе с информационными технологиями (№149);
- специалист, занятый в сфере технического контроля качества продуктов (№31);
- мастер по управлению качеством в области авиастроения (№802);
- заместитель директора по управлению цепями поставок товаров (№704);
- руководитель предприятия, занятого в области соцобслуживания (№ 7);
- руководитель предприятия питания (№ 468);
- руководитель гостиничного объекта (№ 467).
Законодательство в сфере труда предусматривает два основных случая, в которых необходимо обязательное использование этого документа замами гендиректоров:
- если эту необходимость предусматривает действующее федеральное или региональное законодательство;
- если трудовая работа специалиста имеет непосредственную связь с льготами, установленными на государственном уровне, либо с какими-то лимитами.
Требования к соответствию сотрудников
Перечень требований, предъявляемых к сотруднику, преимущественно определяется конкретным направлением его деятельности. Но общий список выглядит следующим образом:
- полноценная замена руководителя в период его отсутствия или по вопросам, указанным в локальных нормативным актам компании;
- контроль нюансов деятельности фирмы по финансовой и хозяйственной части;
- регулирование труда наемных сотрудников, чтобы он был максимально эффективным и полезным;
- принятие мер по совершенствованию основных показателей эффективности коммерческой деятельности;
- минимизация используемых ресурсов и максимизация хозяйственного результата, заведование хозяйством;
- формирование руководства и курирование процессов, связанных с решением вопросов экономии и ресурсосбережения;
- предотвращение и заблаговременное устранение накопленных материальных ценностей (сбыт), повышенного расхода сырья, порчи оборудования вследствие нерациональной эксплуатации и т. д.;
- регулирование работы, связанной с решением кадровых вопросов;
- принятие активного участия в разработке проектов и планов по бизнесу;
- организация маркетинговых исследований и курирование работы мастеров, которые в них заняты;
- контроль соблюдения нормативов по трудовому законодательству в процессе работы с сотрудниками;
- обеспечение регулярного обучения и переаттестации работников;
- слежение за учетными мероприятиями и грамотным/рациональным составлением отчетов.
Условия труда заместителя директора подразумевают организацию продуманного рабочего пространства, обеспечение средствами коммуникации и минимизацию стрессовых факторов.
Повышение квалификации и аттестация
Чтобы работать на постоянной основе и соответствовать нормам трудового законодательства, заместитель директора должен регулярно проходить обучение. В процессе прохождения курсов ему вменяются следующие обязанности, знания и навыки:
- основа работы с клиентами;
- нюансы взаимодействия с партнерами;
- особенности создания отношений с сотрудниками;
- изменения в законных нормативах;
- требования к личностным качествам;
- мотивационная работа с персоналом.
Сотрудник должен развиваться полноценно и разносторонне, а в его сфере ответственности – огромный перечень обязанностей, поэтому обучение может длиться дольше, чем у других специалистов.
Ответственность за неприменение
Намеренный отказ от использования стандарта, если он является обязательным, считается административным нарушением и влекут за собой ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ (штраф до 50 000 рублей).
Увольнение из-за несоответствия стандарту
Если сотрудник не соответствует нормам стандарта и не собирается проходить обучение в целях повышения квалификации, его увольняют (но только после прохождения переаттестации или отказа от занятия менее престижной должности), ст. 81 ТК РФ.
Актуальные вопросы внедрения профстандартов на производственных предприятиях освещены в следующем сюжете.
Проект профстандарта «Руководитель образовательной организации» (директор, заместитель директора)
Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» (подготовлен Минтрудом России 23.06.2016)
«Руководитель образовательной организации»
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Руководство образовательной организацией | ||||
---|---|---|---|---|
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код | |||
Основная цель вида профессиональной деятельности: | ||||
Обеспечение развития и эффективной деятельности образовательной организации, повышения качества оказания образовательных услуг | ||||
Группа занятий: | ||||
1120 | Руководители учреждений, организаций и предприятий | — | — | |
(код ОКЗ*(1)) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) | |
Отнесение к видам экономической деятельности: | ||||
85.11 | Образование дошкольное | |||
85.12 | Образование начальное общее | |||
85.13 | Образование основное общее | |||
85.14 | Образование среднее общее | |||
85.21 | Образование профессиональное среднее | |||
85.22.1 | Образование высшее — бакалавриат | |||
85.22.2 | Образование высшее — специалитет | |||
85.22.3 | Образование высшее — магистратура | |||
85.23 | Подготовка кадров высшей квалификации | |||
85.30 | Обучение профессиональное | |||
85.41 | Образование дополнительное детей и взрослых | |||
85.42 | Образование профессиональное дополнительное |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
---|---|---|---|---|---|
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
А | Руководство образовательной деятельностью образовательной организации | 7-8 | Руководство образовательной деятельностью дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации или организации дополнительного образования | А/01.7 | 7 |
Руководство образовательной деятельностью профессиональной образовательной организации | A/02.7 | 7 | |||
Руководство образовательной деятельностью организации высшего образования или организации дополнительного профессионального образования | A/03.8 | 8 | |||
В | Руководство развитием образовательной организации | 7-8 | Руководство реализацией программы развития дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации или организации дополнительного образования | B/01.7 | 7 |
Руководство реализацией программы развития профессиональной образовательной организации | B/02.7 | 7 | |||
Руководство реализацией программы развития организации высшего образования или организации дополнительного профессионального образования | B/03.8 | 8 | |||
С | Управление ресурсами образовательной организации | 7-8 | Управление ресурсами дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации и организации дополнительного образования | C/01.7 | 7 |
Управление ресурсами профессиональной образовательной организации | C/02.7 | 7 | |||
Управление ресурсами организации высшего образования или организации дополнительного профессионального образования | С/03.8 | 8 | |||
D | Представление образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями | 7-8 | Представление дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации или организации дополнительного образования в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями | D/01.7 | 7 |
Представление профессиональной образовательной организации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями и объединениями работодателей, общественными и иными организациями | D/02.7 | 7 | |||
Представление образовательной организации высшего образования или организации дополнительного профессионального образования в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями и объединениями работодателей, общественными и иными организациями в том числе за рубежом | D/03.8 | 8 | |||
E | Управление научно-исследовательской, экспертно-аналитической, опытно-конструкторской, инновационной и учебно-производственной деятельностью образовательной организации | 7-8 | Управление учебно-производственной деятельностью профессиональной образовательной организации | E/01.7 | 7 |
Управление научно-исследовательской, экспертно-аналитической, опытно-конструкторской, инновационной и учебно-производственной деятельностью организации высшего образования или организации дополнительного профессионального образования | Е/02.8 | 8 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
IV. Сведения об организациях — разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») | |||
---|---|---|---|
(наименование организации) | |||
Асмолов Александр Григорьевич | |||
(должность и ФИО руководителя) |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 | Государственное автономное общеобразовательное учреждение города Москвы «Центр образования N 548 «Царицыно» |
---|---|
2 | Некоммерческое партнёрство «Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей» |
3 | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова» |
4 | Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования» |
5 | Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Вологодской области «Школа традиционной народной культуры» |
1 Общероссийский классификатор занятий
2 Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 308, 2010, N 52, ст. 7002, 2013, N 27, ст. 3477, 2014, N 52, ст. 7554, 2015, N 1, ст. 42)
3 Статьи 69, 213 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3, 2004, N 35, ст. 3607, 2006, N 27, ст. 2878, 2008, N 30, ст. 3616, 2011, N 49, ст. 7031, 2013, N 48, ст. 6165, N 52, ст. 6986); статья 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 2012, N 53, ст. 7598); приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35848).
4 Статья 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 2012, N 53, ст. 7598).
5 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
6 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
7 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов
8 Общероссийский классификатор специальностей по образованию
9. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 года N1н