Профессиональный стандарт водителя легкового автомобиля
Профстандарт — это нормативно установленные данные, определяющие квалификацию водителя, знание и опыт, которые требуются ему для осуществления полноценной высокопрофессиональной деятельности. По данной специальности квалификация определяется установленными государственными нормативами минимальными требованиями к знаниям, профессиональным навыкам и уровню ответственности.
Законодатель четко обозначает круг организаций, для которых внедрение профстандарта является обязательным:
- бюджетные;
- муниципальные;
- государственные;
- частные с долей госсобственности свыше 50%.
Еще один случай обязательного внедрения профстандарта — если по должности работник имеет право на компенсацию или для него установлены ограничения (например, по здоровью).
Таким образом, для водителя легкового автомобиля, по которому такие ограничения установлены, профстандарт станет обязательным, как только его примут.
Мы рекомендуем уже сейчас разработать должностную инструкцию водителя, опираясь на профстандарт со сходными обязанностями — 17.016 «Водитель внедорожных автомототранспортных средств». Дело в том, что все профстандарты придерживаются одной структуры. Опираясь на уже готовую инструкцию по схожему профстандарту, вы легко переработаете ее в инструкцию по обязательному профстандарту водителя легкового автомобиля, когда таковой примут.
Общие положения профессионального стандарта
Внедрение профстандартов на предприятии поддерживается государством. Они основаны на действующей нормативной базе. Поэтому при применении профстандартов снижаются риски травматизма среди водителей, а руководитель будет иметь надежную правовую позицию для защиты корпоративных интересов в случае аварийных или других чрезвычайных ситуаций на транспорте.
Преимущества при внедрении профстандартов для водителя легкового автомобиля:
- разработка современных квалификационных критериев для оценки уровня профессиональной подготовки сотрудников;
- современный уровень управления персоналом;
- своевременная переаттестация водителей и повышение безопасной эксплуатации транспортных средств;
- разработка должностных и производственных инструкций.
Расшифровка уровней квалификации
Для водителей легковых авто требования должны соответствовать «Квалификационному справочнику профессий рабочих…», утвержденному в 20.02.1984 постановлением Госкомтруда СССР № 58/3-102, приказу Минтруда России от 02.11.2015 № 833н и федеральному закону «О безопасности дорожного движения».
Квалификационные требования к должности водителя легковых автомобилей:
- водительское удостоверение соответствующей категории РФ или международного водительского удостоверения;
- общий водительский стаж не менее трех лет;
- знание принципов работы, механизмов и умение управления автотранспортом и прицепом;
- знание и соблюдение инструкций при техобслуживании авто;
- соблюдение правил безопасности пассажиро- и грузоперевозок;
- выполнение требований по страхованию;
- выполнение правил ремонта и устранения неисправности на закрепленном авто;
- выполнение правил управления авто в различных погодных условиях;
- обеспечение гарантии безопасности всех участников дорожного движения;
- осуществление своевременной заправки авто, допустимым видом ГСМ;
- умение ориентироваться на дороге, «читать» дорожный атлас, планировать маршрут, знать ПДД;
- навыки управления автомобилем в общем транспортном потоке и в любую погоду;
- умение не создавать помех при движении и вовремя оповещать всех его участников о своих перемещениях;
- умение перевозить пассажиров;
- умение оказывать первую медицинскую помощь.
Общие функции профстандарта
Должностная инструкция водителя для внедрения в организации может быть подготовлена ответственным исполнителем на основе государственного профстандарта № 17.016 «Водитель внедорожных автомототранспортных средств», утвержденного Минюстом в 2015 году.
Состав профстандарта водителя легковой машины:
- Общая информация: вид профдеятельности, код профессии, тарифная классификация и иная необходимая информация.
- Функции водителя: управление транспортным средством и его техобслуживание, грузо- и пассажироперевозки.
- Требования к кандидатам на соответствующую должность: допустимый уровень профподготовки, минимальный стаж, образование, минимальный возраст, старше 18 лет.
- Должностные обязанности из 11 операций: таксировка маршрутного листа; наблюдение за дорожной обстановкой; объем знаний из 7 разделов: специфика движения в разнообразных ситуациях, на разных трассах и пр.; перечень 7 практических навыков: управление транспортом в ограниченных условиях, исполнение контроля безопасного движения и пр.
- Перечень организаций и исполнителей, которые принимали участие в создании профстандарта.
Этапы применения профстандартов
Порядок внедрения профстандарта четко расписан нормативными документами. В него включены такие обязательные этапы:
- Издание руководителем предприятия соответствующего приказа.
- Утверждение регламента, определяющего все этапы внедрения профстандартов, сроки и ответственных за исполнение лиц.
- Корректировка существующей внутренней кадровой документацией в связи с внедрением нового профстандарта: должностных и производственных инструкций.
- Аттестация водителей легкового автотранспорта на знание новых должностных и производственных инструкций, которые входят в сферу их деятельности.
Однако пока профстандарт водителя не утвержден, организация должна ограничиваться теми требованиями к водителям, которые содержат закон «О безопасности дорожного движения» и квалификационный справочник
Профстандарт для водителей легкового автотранспорта должен быть установлен организациями государственной и муниципальной собственности, на балансе которых находятся легковые автомобили, используемые для технологического или управленческого процесса. Цель внедрения стандарта — соответствие организации современному уровню работы с персоналом и обеспечение качественного и безопасного выполнения работ.
Профстандарт водителя автомобиля 2016
В каких случаях применяется профессиональный стандарт водителя автомобиля
Профстандарт водителя в 2019 году находится в стадии разработки. Планируется, что он распространится на всех работников, занимающихся перевозками на транспортных средствах весом свыше 3500 кг и вместимостью больше 8 человек. В настоящий момент действуют профстандарты «Логист автомобилестроения», «Водитель внедорожных автомототранспортных средств» и др.
Скачайте документы из статьи
Существующий проект профстандарта охватывает категории водителей от «В» до «D1Е». Помимо этого, подтверждать квалификацию придется и не упомянутым в проекте водителям троллейбусов, а также тем, кто занят перевозкой опасных и/или негабаритных грузов.
Проект содержит требования:
- Общего характера.
- К квалификации.
- К квалификационному экзамену
- К экзаменатору.
Обратите внимание: закон не требует водителей легковых автомобилей соответствовать профстандартам. Определение категории автомобиля происходит по паспорту транспортного средства.
По новым правилам составляйте графики работы водителей
Когда составляете графики работы водителей, учитывайте последние изменения Минтранса. Не учтете изменения ГИТ оштрафует за неправильные графики для водителей и другие нарушения на сумму до 50 тыс. руб. Подробности читайте в новом номере журнала “Справочник кадровика”
Погрузчик
Требования к водителям погрузчиков установлены в профстандарте «Логист автомобилестроения», утвержденном приказом Минтруда от 14.10.2014 № 721н. Перечислим главные функции этой специальности:
- Транспортировка товарно-материальных ценностей (ТМЦ) по указанному маршруту.
- Контроль за сохранностью груза.
- Составление отчетности о маршруте.
- Планирование маршрута и контроль за его выполнением.
- Активное участие в оптимизации своей работы (поставки, рабочие процессы).
Грузовой и легковой автомобили
Водитель грузовика, согласно проекту профстандарта, должен быть компетентен именно в правилах использования транспортного средства и перевозки груза. Это означает, что он:
- Должен разбираться в принципах устройства машины и прицепа, иметь права соответствующей категории.
- Правильно проходит регулярный техосмотр.
- Следит за соблюдением техники безопасности при погрузке-разгрузке.
- Поддерживает свой уровень квалификации, в том числе режимом труда-отдыха, корректным поведением за рулем и т.д.
Водитель «легковушки» должен знать:
- ПДД и правила страхования автомобиля.
- Предупрежден об ответственности за нарушения
- Умеет опознавать моменты поломок и делать мелкий ремонт и т.д.
Автобус
Требования к водителям автобусов приведены в проекте профстандарта «Водитель автомобиля». Были предложения о разработке отдельного «автобусного» стандарта, но пока все требования объединены в один документ. Возможно, это получит реализацию в будущем.
Специфика требований к водителям автобусов связана с их деятельностью. Они перевозят большое количество людей, то есть отвечают за жизнь и здоровье пассажиров.
- Знает технические характеристики своего ТС.
- Умеет управлять им и ликвидировать мелкие поломки.
- Умеет заправлять и обслуживать автобус.
- Компетентен в правилах перевозки пассажиров, их посадке и высадке.
- Соблюдает все необходимые меры безопасности.
- Следует строго по запланированному маршруту.
- Составляет отчет о маршруте, сдает автобус на АТС.
Структура и ключевые моменты
Профстандарты – это система требований к работникам конкретных профессий. Каждый стандарт содержит общие требования и ранжирование по уровню квалификации. Транспортное средство по определению относится к источникам повышенной опасности. Следовательно, профстандарты водительских профессий в первую очередь призваны повысить безопасность на дорогах путем предъявления высоких требований к квалификации шоферов.
Структура профстандартов единообразна. Он включает:
- общие требования;
- специальные требования;
- дополнительные требования к водителям, перевозящие пассажиров или грузы;
- требования по прохождению экзамена.
Новые возможности для карьерного роста
Курс повышения квалификации «Внедрение профстандартов в работу компании». Соответствует требованиям профстандарта «Специалист по управлению персоналом», за прохождение — удостоверение о повышении квалификации. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются готовыми шаблонами документов, которые можно скачать и оставить себе для работы.
Перечислим требования, объединяющие все «водительские» стандарты и их проекты:
- Достижение совершеннолетия. Наличие действующих прав (категория зависит от типа транспортного средства). Знание характеристик автомобиля.
- Уверенное владение транспортным средством, навыки вождения в любую погоду, на разных типах дорожных покрытий.
- Водитель должен уметь быстро оценивать риски дорожных ситуаций, принимать решения. Уметь оказывать первую помощь, знать алгоритмы своих действий при аварии или поломке.
- Обязательны: умение управлять автомобилем в любое время и погоду, контролировать ежедневно состояние ТС, заниматься мелким ремонтом, заправкой.
- Водитель должен соблюдать режим труда и отдыха. Необходимо хорошо читать карты, планировать маршрут, уметь пользоваться навигатором и средствами электронного мониторинга состояния ТС. Важно, чтобы водитель владел навыками оказания первой помощи.
Дополнительные требования в проекте профстандарта разделены на две группы – для перевозок людей и грузов. В обоих случаях к обязанностям водителя будет относиться составление необходимой документации, безопасная загрузка-выгрузка, перевозка и сдача отчетности.
Экзамен будет выглядеть как аналогичный экзамен на права в ГИБДД – поездка по маршруту в допустимом скоростном режиме, с учетом расхода топлива). Испытание займет минимум час (полтора часа для водителей категорий «С» и «Д»). проверять водителей имеет право только специалист соответствующей квалификации, со стажем работы не менее 5 лет.
Профстандарт водитель легкового автомобиля
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 июля 2020 года N 282
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
в Министерстве юстиции
23 ноября 2020 года,
регистрационный N 61070
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от 31 июля 2020 года N 282
Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»
1. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (далее — Требования), устанавливают необходимые знания, умения, профессиональное образование, стаж (опыт) работы по специальности работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями) (далее — работники).
Требования распространяются в том числе на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки, указанные в абзаце первом настоящего пункта, самостоятельно.
2. Необходимый уровень знаний и умений работников достигается посредством прохождения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.
3. Требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников:
водитель автомобиля (транспортного средства категорий «B», «BE» (включая легковое такси) (далее — водитель легкового автомобиля);
водитель автомобиля (транспортного средства категорий «C», «CE» и подкатегорий «C1», «C1E») (далее — водитель грузового автомобиля);
водитель автомобиля (транспортного средства категорий «D», «DE» и подкатегорий «D1», «D1E») (далее — водитель автобуса);
водитель троллейбуса (транспортного средства категории «Tb») (далее — водитель троллейбуса);
водитель трамвая (транспортного средства категории «Tm») (далее — водитель трамвая);
водитель автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза);
водитель автомобиля (крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства, или транспортного средства, сопровождающего крупногабаритное и (или) тяжеловесное транспортное средство);
водитель автомобиля (транспортного средства, оборудованного устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов);
водитель автомобиля (транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении);
контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта;
контролер технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта;
специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
4. К водителю легкового автомобиля предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
4.1. Водитель легкового автомобиля должен знать:
Правила дорожного движения Российской Федерации, основы законодательства Российской Федерации в сфере дорожного движения и перевозок пассажиров и багажа;
Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О Правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст.4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 14, ст.2098).
нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;
Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (зарегистрировано Минюстом России 1 октября 2014 г., регистрационный N 34204) с изменениями, внесенными указаниями Банка России от 24 мая 2015 г. N 3649-У (зарегистрировано Минюстом России 17 июня 2015 г., регистрационный N 37679), от 14 ноября 2016 г. N 4192-У (зарегистрировано Минюстом России 29 декабря 2016 г., регистрационный N 45036), от 6 апреля 2017 г. N 4347-У (зарегистрировано Минюстом России 28 апреля 2017 г., регистрационный N 46531), от 11 августа 2017 г. N 4486-У (зарегистрировано Минюстом России 15 ноября 2017 г., регистрационный N 48901), от 25 декабря 2017 г. N 4664-У (зарегистрировано Минюстом России 5 марта 2018 г., регистрационный N 50253), от 16 апреля 2018 г. N 4775-У (зарегистрировано Минюстом России 11 мая 2018 г., регистрационный N 51058), от 13 марта 2019 г. N 5092-У (зарегистрировано Минюстом России 16 июля 2019 г., регистрационный N 55279), от 8 октября 2019 г. N 5283-У (зарегистрировано Минюстом России 30 октября 2019 г., регистрационный N 56358), от 16 июля 2020 г. N 5505-У (зарегистрировано Минюстом России 25 августа 2020 г., регистрационный N 59426).
основы управления транспортными средствами соответствующей категории и подкатегории;
режимы движения с учетом дорожных условий, в том числе, особенностей дорожного покрытия;
влияние конструктивных характеристик автомобиля на работоспособность и психофизиологическое состояние водителей;
особенности наблюдения за дорожной обстановкой;
способы контроля безопасной дистанции и бокового интервала;
последовательность действий при вызове аварийных и спасательных служб;
основы обеспечения безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения: пешеходов, велосипедистов;
основы обеспечения детской пассажирской безопасности;
последствия, связанные с нарушением Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств;
последовательность действий при оказании первой помощи;
состав аптечки первой помощи (автомобильной);
назначение, устройство, взаимодействие и принцип работы основных механизмов, приборов и деталей транспортного средства соответствующей категории;
признаки неисправностей, возникающих в пути;
влияние погодно-климатических и дорожных условий на безопасность дорожного движения;
правила по охране труда в процессе эксплуатации транспортного средства соответствующей категории и обращении с эксплуатационными материалами;
основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации;
основы трудового законодательства Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие режим труда и отдыха водителей;
установленные заводом-изготовителем периодичности технического обслуживания и ремонта;
инструкции по использованию в работе установленного на транспортном средстве оборудования и приборов;
перечень документов, которые должен иметь при себе водитель для эксплуатации транспортного средства, а также при перевозке пассажиров и грузов, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
способы оказания помощи при посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно;
основы погрузки, разгрузки, размещения и крепления грузовых мест, багажа в кузове автомобиля, опасность и последствия перемещения груза.
4.2. Водитель легкового автомобиля должен уметь:
управлять транспортным средством в различных условиях дорожного движения;
Каковы профстандарты у водителей легковых автомобилей?
Профстандарт водителя автомобиля — это новое понятие, используемое при регулировании трудовых правоотношений. После введения этого профессионального стандарта он в ряде случаев станет обязательным для применения. Разберемся же, что собой представляет этот профстандарт, как он должен вводиться и каковы последствия его несоблюдения.
Профессиональный стандарт водителя — что это такое?
С 2013 года в России появилось новое понятие — профессиональный стандарт. Этот термин означает совокупность требований по квалификации (в основном по образованию и опыту работы), применяемых для определенной профессии и устанавливаемых на федеральном уровне. Принятие профстандартов вызвано тем, что прежние нормы, касавшиеся требований к уровню квалификации работников, далеко не всегда отражают реальную ситуацию и нуждаются в корректировке. Тот же факт, что профессиональные стандарты принимаются на уровне Минтруда РФ и имеют обязательную силу, связан с необходимостью защитить ряд определенных областей профессиональной деятельности от неквалифицированных работников.
Первоначально профессиональные стандарты носили ориентировочный характер, однако с 1 июля 2016 года их применение стало обязательным. Применяться они будут в том случае, когда ТК РФ, другие федеральные законы и подзаконные акты прямо этого требуют. Как правило, такое требование связано с тем, что:
- работа осуществляется в государственных организациях;
- работа связана с предоставлением от государства определенных льгот или, напротив, наложением соответствующих ограничений (в этом случае профстандарты могут быть обязательными даже для коммерческих организаций).
По состоянию на июнь 2016 года принято и утверждено более 800 профессиональных стандартов для более чем 30 различных отраслей деятельности. К числу таких отраслей относится и транспорт. И одной из профессий, для которых в ближайшее время следует ожидать введения обязательных профстандартов в этой области, является профессия водителя легкового автотранспорта.
Где применяется профстандарт водителя легкового автомобиля?
Согласно действующим российским нормам, легковым автомобилем признается транспортное средство, отвечающее следующим требованиям:
- его масса не превышает 3500 кг;
- число пассажиров не превышает 8 человек.
Более точно определить, к какому типу относится конкретная единица автотранспорта, можно с помощью ПТС. Для отечественных машин используется цифровая кодировка моделей: если вторая цифра в номере модели — «1», это означает, что перед нами именно легковой автомобиль. Это правило действует как для машин советского периода (вроде ВАЗ-2106), так и для современных моделей (УАЗ-315195 «Хантер»). В отношении зарубежных машин такой кодировки нет, но при необходимости можно провести экспертизу и установить точный тип автомобиля.
Профстандарт для водителей легковых машин должен применяться в тех областях хозяйственной деятельности, где происходит использование именно таких машин. Правда, по состоянию на июнь 2016 года профстандарта именно для водителей легковых автомобилей пока не принято. Впрочем, это явление временное: Минтруд РФ планирует к концу 2017 года довести число профессиональных стандартов до 2000 с лишним и проект документа для водителей легкового транспорта уже существует, хотя пока и не утвержден. При этом уже действует стандарт, касающийся водителей внедорожного транспорта, — а среди внедорожников немало и машин, подпадающих под определение легковых.
Что в себя включает профессиональный стандарт водителя
Любой профессиональный стандарт, принимаемый в России, должен соответствовать макету профстандарта, утвержденного Минтруда РФ в 2013 году. Этот макет предусматривает, что каждый стандарт, устанавливаемый для конкретной профессии, включает в себя несколько обязательных структурных частей. Рассмотрим их.
1. Общие сведения
В эту часть включается официальное наименование и краткое описания того вида деятельности, для которого разработан профстандарт. Также здесь указывается кодировка профессии по ОКВЭД и ОКЗ.
2. Функциональная карта
Этот термин обозначает описание тех функций, которые должен осуществлять работник в ходе своей профессиональной деятельности. Применительно к водителю легковых автомобилей в функциональную карту будет прежде всего включаться следующее:
- управление автомобилем;
- его техническое обслуживание;
- перевозка пассажиров и грузов в пределах, установленных для легкового автотранспорта.
В этот же раздел включается указание уровня квалификации, требуемого для осуществления трудовой функции, и его кодировка.
3. Характеристика обобщенных функций
Отдельные профессиональные функции группируются между собой в соответствии с тем, как именно происходит разделение труда в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Третий раздел профстандарта содержит описание каждой из таких групп вместе с указанием того, как должна называться соответствующая должность, что должен знать и уметь сотрудник, занимающий ее.
Здесь могут кодироваться отдельные действия — от осмотра автомобиля и проверки уровня жидкости в бочке омывателя до вождения в сложных дорожных условиях. Конкретное содержание профстандарта должно предусматривать различные уровни квалификации.
4. Сведения об организациях, которые проводили разработку профстандарта
В этом разделе перечисляются разработчики, участвовавшие в подготовке профстандарта. Хотя стандарт и утверждается приказом Минтруда РФ, но разработку его могут вести различные государственные и негосударственные организации, специализирующиеся в данной области. Причем разработчиком может быть как организация уровня Гостехнадзора, так и какое-либо коммерческое общество, если уровень квалификации его специалистов позволяет принимать участие в разработке нормативной документации.
Как применяется профстандарт?
Если организация обнаружит, что принятый профессиональный стандарт для водителей распространяется и на нее, она должна провести ряд мероприятий. К таким мероприятиям относятся:
- Проверка должностных инструкций для водителей, штатного расписания и иных внутренних документов на предмет их соответствия стандарту. При необходимости изменения вносятся как в локальные нормативные акты, так и в трудовые договора, личные карточки и иные кадровые документы.
- Проверка уровня квалификации водителей в соответствии с требованиями, указанными в профстандарте.
- В том случае, если соответствия формальным требованиям (уровню образования, стажу работы) нет, но водитель справляется со своими трудовыми обязанностями, организация может провести как сертификацию (в специализированном сертификационном центре), так и аттестацию работника. Если в результате аттестации недостаток квалификации на уровне именно ее практической реализации будет подтвержден, это может послужить одним из оснований к увольнению.
Впрочем, вместо увольнения организация может заключить с работником соглашение и отправить его на обучение, по окончании которого квалификация будет соответствовать требованиям профстандарта.
Ответственность за несоблюдение профстандарта
Необходимо помнить: с июля 2016 года профстандарты являются уже не рекомендационными, а нормативными документами, и в том случае, если в конкретной организации они не соблюдаются, она может быть привлечена к ответственности. Санкции в этом случае предусматривают административный штраф в размере до 50 тысяч рублей.