Нормативные правовые и правовые акты
1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
4. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Федерации от 28.06.2016 № 261 «Об утверждении Положения о Северо-Кавказском управлении Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
5. Постановление Правительства РФ от 15.11.2012 № 1170 «Положение о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности».
6. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.07.2019 № 258 «Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности», зарегистрирован в Минюсте России 10.12.2019 № 56748.
7. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11.08.2015 № 305 «Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химических производственных объектов I, II, III классов опасности», зарегистрирован в Минюсте РФ 08.10.2015 № 39229.
8. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2012 № 658 «Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности», зарегистрирован в Минюсте РФ 19.04.2013 № 28218.
9.Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от от 08.04.2019 № 141 «Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности», зарегистрирован в Минюсте России 16.10.2019 № 56255.
Нормативно правовые акты, устанавливающие обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, надзора за системами газораспределения и газопотребления:
Международные договоры Российской Федерации и акты органов Евразийского экономического союза
Наименование и реквизиты акта
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (ТР ТС 012/2011), утвержден решением Комиссии Таможенного Союза от 18.10.2011 № 825.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе» (ТР ТС 016/2011), утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 875.
Федеральные законы
Наименование и реквизиты акта
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в случае аварии на опасном объекте».
Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Указы Президента Российской Федерации, постановления
и распоряжения Правительства Российской Федерации
Сведения об утверждении
Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.
постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314.
Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.
постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 № 730.
Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
постановление Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 № 492.
Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.
постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 682.
Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления.
постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870
Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений.
постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 584.
Правила охраны газораспределительных сетей.
постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878.
Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов.
постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.1999 № 526.
Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263.
Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371.
Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью.
постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2013 № 536.
Положение о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию.
постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти
Сведения об утверждении
Инструкция по визуальному и измерительному контролю (РД 03-606-03).
постановление Госгортехнадзора России от 11.06.2003 № 92 (зарегистрировано Минюстом России 20.03.2003, рег. № 4782).
Порядок применения сварочных материалов при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов (РД 03-613-03).
постановление Госгортехнадзора России от 19.06.2003 № 101 (зарегистрировано Минюстом России 20.06.2003, peг. № 4810).
Порядок применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов (РД 03-615-03).
постановление Госгортехнадзора России от 19.06.2003 № 103 (зарегистрировано Минюстом России 20.06.2003, peг. № 4811).
Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля (ПБ 03-372-00).
постановление Госгортехнадзора России от 02.06.2000 № 29 (зарегистрировано Минюстом России 25.07.2000, peг. № 2324).
Правила аттестации персонала в области неразрушающего контроля (ПБ 03-440-02).
постановление Госгортехнадзора России от 23.01.2002 № 3 (зарегистрировано Минюстом России 17.04.2002, peг. № 3378).
Правила аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства (ПБ 03-273-99).
постановлениеГосгортехнадзора России от 30.10.1998 № 63 (зарегистрировано Минюстом России 04.03.1999, peг. № 1721).
Требования к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.
приказ Ростехнадзора от 23.01.2014 № 25 (зарегистрирован Минюстом России 21.04.2014, рег. № 32043).
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта».
приказ Ростехнадзора от 15.07.2013 № 306 (зарегистрирован Минюстом России 20.08.2013, рег. № 29581).
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».
приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 (зарегистрирован Минюстом России 26.12.2013, рег. № 30855).
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах».
приказ Ростехнадзора от 14.03.2014 № 102 (зарегистрирован Минюстом России 16.05.2014, рег. № 32308).
Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
приказ Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480 (зарегистрирован Минюстом России 08.12.2011, рег. № 22520).
Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 (зарегистрирован Минюстом России 22.03.2007, рег. № 9133).
Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 (зарегистрирован Минюстом России 22.03.2007, рег. № 9133).
Технологический регламент проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства (РД 03-495-02).
постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 25.06.2002 № 36 (зарегистрирован Минюстом России 17.07.2002, рег. № 3587).
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива».
приказ Ростехнадзора от 11.12.2014 № 559 (зарегистрирован Минюстом России 29.01.2015, peг. № 35780).
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы».
приказ Ростехнадзора от 21.11.2013 № 558 (зарегистрирован Минюстом России 31.12.2013, рег. № 30993).
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила
безопасности сетей газораспределения и газопотребления».
приказ Ростехнадзора от 15.11.2013 № 542
(зарегистрирован Минюстом России 31.12.2013, рег. № 30929).
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ».
приказ Ростехнадзора от 20.11.2017 года № 485 (зарегистрирован Минюстом России 11.12.2017 года, № 49189).
Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (РД 03-14-2005).
приказ Ростехнадзора от 29.11.2005 № 893 (зарегистрирован Минюстом России 17.01.2006, рег. № 7375).
Правила устройства и безопасной эксплуатации компрессорных установок с поршневыми компрессорами, работающими на взрывоопасных и вредных газах (ПБ 03-582-03).
постановление Госгортехнадзора России от 05.06.2003 № 61 (зарегистрировано Минюстом России 18.06.2003, рег. № 4711).
Правила устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов (ПБ 03-581-03).
постановление Госгортехнадзора России от 05.06.2003 № 60 (зарегистрировано Минюстом России 18.06.2003, рег. № 4702).
Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624
«Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»
С изменениями и дополнениями от:
23 июня 2010 г., 26 мая, 14 ноября 2011 г.
ГАРАНТ:
С 1 июля 2017 г. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 372-ФЗ исключено требование о получении свидетельства о допуске к работам, включенным в настоящий перечень
См. также письмо Минстроя России от 17 августа 2018 г. N 35217-АГ/08, согласно которому настоящий приказ с 1 июля 2017 г. не применяется для целей саморегулирования
Об экспертизе настоящего приказа см. заключение Минэкономразвития России от 29 июня 2012 г.
Решением Верховного Суда РФ от 11 ноября 2010 г. N ГКПИ10-1213, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 января 2011 г. N КАС10-710, настоящий приказ признан не противоречащим действующему законодательству
О применении настоящего приказа см.:
письмо Минрегиона России от 29 июля 2011 г. N 20456-ИП/08
письмо Минрегиона России от 15 июня 2010 г. N 24099-РП/08
письмо Минрегиона России от 13 июля 2010 г. N 26873-КК/08
письмо Минэкономразвития России от 5 мая 2010 г. N Д05-1362
письмо Минэкономразвития России от 5 мая 2010 г. N Д05-1358
Во исполнение части 5 статьи 8 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (ч. 1), ст. 3604) и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст. 5612), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее — Перечень).
Информация об изменениях:
Приказом Минрегиона России от 14 ноября 2011 г. N 536 в пункт 2 настоящего приказа внесены изменения
2. Установить, что Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 — 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563; ст. 4572; ст. 4591), а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Виды работ по подготовке проектной документации, содержащиеся в Перечне, могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно (лично), а виды работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту — только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
3. Признать утратившим силу приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 274 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (зарегистрирован в Минюсте России 16 января 2009 N 13086), а также приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 21 октября 2009 г. N 480 «О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 274 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г. N 15789) с момента вступления в силу настоящего приказа.
4. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 июля 2010 г.
5. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации В.А. Токарева.
Приказ с грифом «дсп» – нормативный акт?
28 января «АГ» опубликовала новость о кассационном определении судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18 января № 88а-1693/2021, которым признан законным запрет адвокатам на пронос и использование на территории административных зданий и на охраняемых объектах ГУМВД России по Саратовской области и УМВД России по г. Саратову телефонов с функциями фото- и видеозаписи.
Напомню, 31 октября 2019 г. по прибытии в ГУ МВД по Саратовской области для оказания юридической помощи доверителю дежурный на входе потребовал, чтобы я сдал телефон. При этом он сослался на распоряжение для служебного пользования, согласно которому проход в подразделения ведомства посетителей, не сдавших технические средства фото- и видеофиксации, а также средства связи в специальные камеры хранения, запрещен.
Я направил обращение начальнику ГУ МВД России по Саратовской области Николаю Трифонову с просьбой сообщить реквизиты приказа, запрещающего пронос адвокатами средств связи, и отменить его. В ответе указывалось на отсутствие в действиях сотрудников полиции нарушений нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение пропускного режима на территорию объектов территориального органа МВД России. Кроме того, представитель ведомства сослался на положения законов о противодействии терроризму, о государственной тайне и о полиции.
В феврале 2020 г. я обратился в Кировский районный суд г. Саратова с административным исковым заявлением, в котором просил признать действия областного ГУ МВД России незаконными и обязать ведомство не препятствовать в проносе телефона. Рассмотрев материалы дела, суд, сославшись на Решение Верховного Суда РФ от 22 января 2018 г. по делу № АКПИ17-963, отказал в удовлетворении исковых требований.
Саратовский областной суд апелляционным определением от 2 ноября 2020 г. отменил решение первой инстанции. Апелляция посчитала необоснованной ссылку административных ответчиков на ведомственную инструкцию о пропускном режиме в административных зданиях и на охраняемых объектах областного УМВД, поскольку она разработана для служебного пользования сотрудников полиции, но не адвокатов, следующих в здание полиции для оказания квалифицированной юридической помощи подзащитным.
Однако кассационный суд встал на сторону ведомства. Так, коллегия по административным делам сочла, что при рассмотрении административного дела № 2а-1434/2020 судом апелляционной инстанции были допущены нарушения норм материального права, а именно – доводы апелляции о ссылке на ведомственную инструкцию о пропускном режиме в административных зданиях и на охраняемых объектах ГУ МВД России по Саратовской области и УМВД России по г. Саратову, утвержденную приказом ГУ МВД России по Саратовской области от 3 апреля 2017 г. № 502дсп (с изменениями от 5 августа 2019 г. № 1097дсп), не обоснованы.
Кассация напомнила, что если при рассмотрении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с ним (ст. 15 КАС РФ). В данном деле нормативных правовых актов, регулирующих порядок пропуска лиц, имеющих статус адвоката, на территорию органов внутренних дел, которые имели бы большую юридическую силу, чем Инструкция, утвержденная Приказом № 502дсп, которой руководствовались сотрудники полиции, не установлено.
При этом кассационный суд сослался на положения п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Закона о противодействии терроризму, указав, что одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, для чего юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Кассация сослалась также на Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203, которым утвержден Перечень сведений, относящихся к государственной тайне, включающим также сведения в области ОРД и противодействия терроризму, полномочиями по распоряжению которыми наделено МВД РФ; Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 208-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов», согласно которому Правительство РФ вправе устанавливать обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса), а также п. 25 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции, наделяющий полицию правом обеспечивать безопасность и антитеррористическую защищенность, требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектного режимов на охраняемых объектах.
Отдельно стоит отметить, что, по мнению суда кассационной инстанции, из текста решения следует, что большей юридической силой обладает имеющая гриф «дсп» утвержденная Постановлением Правительства РФ от 5 января 2004 г. № 3-1 Инструкция по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, предусматривающая для обеспечения режима секретности установление пропускного режима в соответствии с утвержденной руководителем организации инструкцией по пропускному режиму, предполагающему помимо прочего определение перечня предметов, включая средства связи, запрещенных к проносу на режимную территорию.
В постановлении отмечено также, что судом кассационной инстанции не установлено нормативных правовых актов, регулирующих порядок пропуска на территорию органов внутренних дел лиц, имеющих статус адвоката, имеющих большую юридическую силу, чем инструкция о пропускном режиме, утвержденная приказом ГУ МВД России по Саратовской области. Данная формулировка, считаю, свидетельствует о нарушении норм материального права, так как инструкция о пропускном режиме не является нормативным правовым актом, и самое главное – неприменима в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ.
Судебная коллегия первого кассационного суда общей юрисдикции сочла ошибочными ссылки апелляционной инстанции на постановление Конституционного Суда РФ от 25 октября 2001 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности положений, содержащихся в статьях 47 и 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и пункте 15 части второй статьи 16 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”», поскольку предметом проверки КС в данном постановлении являлись оспариваемые положения УПК РСФСР, а также Закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее – Закон о содержании под стражей), регулирующего порядок допуска адвоката, имеющего ордер юридической консультации, к участию в деле, в том числе при проведении свиданий с содержащимися под стражей доверителями.
Кассация посчитала ошибочной и ссылку апелляции на Кассационное определение СК по административным делам ВС от 12 апреля 2019 г. по делу № 16-КА19-2, так как в нем рассматривался вопрос о предоставлении осужденному свиданий с адвокатом. В указанном определении ВС провел сравнительный анализ правового регулирования свиданий в УИК РФ и Законе о содержании под стражей. Кассационный суд обратил внимание, что при рассмотрении данного спора порядок допуска адвоката к участию в деле, а также проведения свиданий с доверителем не затрагивался. Кроме того, деятельность органов внутренних дел, в том числе пропускной режим в административные здания и на территорию органов внутренних дел, УИК не регулируются.
По мнению кассации, апелляционный суд не учел также выводы Конституционного Суда РФ, изложенные в Определении от 26 марта 2019 г. № 838-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вишнякова Михаила Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 25 части 1 статьи 13 Федерального закона “О полиции”», согласно которому Закон об адвокатуре в ст. 18 закрепляет соответствующие гарантии независимости адвоката, однако ни указанный Закон, ни иные – в том числе международные – правовые акты по вопросам адвокатской деятельности не устанавливают неприкосновенность адвоката в качестве его личной либо профессиональной привилегии.
Полагаю, кассационный суд неверно применил нормы материального и процессуального права, в очередной раз наделив нормы инструкций с грифом «дсп» признаками нормативных правовых актов. Ни Инструкция по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, ни инструкция о пропускном режиме в административных зданиях и на охраняемых объектах ГУ МВД России по Саратовской области и УМВД России по г. Саратову, утвержденная приказом областного ГУ МВД России по Саратовской области от 3 апреля 2017 г. № 502дсп, нормативными правовыми актами не являются. В силу ст. 15 Конституции РФ, поскольку они официально опубликованы не были, они фактически являются ведомственными нормативными актами.
Данной позиции придерживается Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в решении по делу № 66а-1860/2020. В нем прямо указано, что из взаимосвязанных положений п. 3 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», п. 1 и 2, подп. 4 и 11 п. 11, подп. 3, 7, 9, 10 п. 20 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, а также п. 13, 18 Положения о ГУ МВД РФ по Саратовской области следует, что полномочиями по нормативно-правовому регулированию вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, по изданию нормативных правовых актов в указанной сфере правоотношений наделено исключительно МВД России, а не его территориальный орган (ГУ МВД России по Саратовской области), которому предоставлено лишь право издавать в пределах его компетенции правовые акты по вопросам организации деятельности областного ГУ МВД, подчиненных ему органов и организаций.
В силу п. 3, 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ на ответчика была возложена обязанность по доказыванию следующих обстоятельств:
- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих совершение оспариваемого действия, порядок совершения оспариваемого действия (если таковой установлен), основания для совершения оспариваемого действия (если они предусмотрены нормативными правовыми актами);
- соответствует ли содержание совершенного оспариваемого действия нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В связи с этим полагаю обоснованным вывод апелляции о том, что законность действий постовых отдельной охранной роты УМВД России по г. Саратову, а также органа власти – ГУ МВД России по Саратовской области – не может быть обоснована инструкцией № 502дсп.
Кроме того, кассация указала, что оспариваемые действия сотрудников полиции согласуются с ведомственной инструкцией о пропускном режиме. Фактически в своем решении кассационный суд установил соответствие действий дежурных ведомственной инструкции, а не нормативному правовому акту.
Ошибочной, на мой взгляд, является и ссылка кассационного суда на Определение КС № 838-О, так как в нем речь идет о неприкосновенности адвоката и «иммунитете» от личного досмотра, поэтому к рассматриваемому спору оно не применимо. Вопрос об ущемлении полномочий по оказанию юридической помощи в документе не затронут.
В части указания о неприменимости Постановления КС от 25 октября 2001 г. № 14-П, а также Определения ВС от 12 апреля 2019 г. по делу № 16-КА19-2 отмечу, что в данных решениях говорится о том, что не допускается регулирование ведомственными нормативными актами конституционного права на помощь адвоката (защитника).
Таким образом, я категорически не согласен с решением Первого кассационного суда и намерен обжаловать его в Верховный Суд.
Кроме того, в настоящее время в Договорно-правовом департаменте МВД России рассматривается моя жалоба о несоответствии инструкции, утвержденной приказом № 502 дсп, положениям ч. 3 ст. 55 и ст. 48 Конституции РФ, а также подп. 6 п. 3 ст. 6 и п.1 ст. 7 Закона об адвокатуре.
CPO -SSL
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
ВИДОВ РАБОТ ПО ИНЖЕНЕРНЫМ ИЗЫСКАНИЯМ, ПО ПОДГОТОВКЕ
ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, РЕКОНСТРУКЦИИ,
КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА,
КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ
КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
(в ред. Приказов Минрегиона РФ от 23.06.2010 N 294 ,
от 26.05.2011 N 238 , от 14.11.2011 N 536 )
Во исполнение части 5 статьи 8 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (ч. I), ст. 3604) и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст. 5612) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее — Перечень).
2. Установить, что Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 — 4 , 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, ст. 4572, ст. 4591), а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей); жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену ( общие стены ) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Виды работ по подготовке проектной документации, содержащиеся в Перечне, могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно (лично), а виды работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту — только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
3. Признать утратившим силу Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 274 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (зарегистрирован в Минюсте России 16 января 2009 г. N 13086), а также Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 21 октября 2009 г. N 480 «О внесении изменений в Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 274 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г. N 15789) с момента вступления в силу настоящего Приказа.
4. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 июля 2010 г.
5. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации В.А. Токарева.