Состав инвентаризационной комиссии: кто туда входит — задачи, виды, требования и порядок ее оформления при инвентаризации
В бухгалтерском учете нет сослагательного наклонения, поэтому важно точно знать все его особенности и требования законодательства. Например, кто входит в состав рабочей инвентаризационной комиссии на предприятии по закону, какие виды есть, включаются ли туда материально ответственные лица или нет, нужно ли в приказе писать о создании постоянно действующей или временной группы проверяющих. Все это актуальные вопросы, необходимые для ведения прозрачного бухучета и контроля целевого использования активов компании.
Состав группы рабочих для инвентаризации
На каждом предприятии руководитель волен самостоятельно выбирать людей, которые будут принимать участие в процессе. Это могут быть не только занимающие административные должности люди, непосредственно относящиеся к сфере учета и аудита, но и любые технические специалисты: инженеры, техники, слесари, уборщики, дворники и другие.
Критерием отбора может стать компетентность того или иного работника в определенной сфере и необходимость создания отдельных групп для проверки различной собственности организации:
- основные средства;
- нематериальные активы;
- финансовые вложения;
- материальные ценности;
- товары;
- расчеты.
Из вышеизложенного становится понятно, что посчитать количество столов, техники и калькуляторов в административном здании могут даже неквалифицированные кадры. А чтобы провести профессиональный учет финансовых вложений, нужны квалифицированные работники, компетентные в данной области.
Законодательные требования к составу инвентаризационной комиссии (кроме минимального участия 2 человек без МОЛ) и ее количеству отсутствуют. Поэтому каждый руководитель самостоятельно определяет, сколько людей будет принимать участие в процессе. Это зависит от объемов работы, а также численности штата. Нет смысла на небольшом производстве задействовать весь персонал, достаточно будет 2-3 рабочих. Для крупных фирм целесообразно увеличивать это число.
Начинать формирование лучше с утверждения председателя. Обычно им выступает главный бухгалтер, заместитель руководителя, аудитор или другой административный персонал, сведущий в экономической части работы.
Далее по необходимости проводится разделение групп на участки, для каждого выбирается 2-3 человека из штата, которые будут организовывать проверку. Если сотрудников числится немного, то отрывать их от производственного процесса нет необходимости, а состав комиссии можно уменьшить.
Стоит помнить, что в соответствии с п. 2.3 Методических указаний утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 N 49, если один из членов не явился в указанное время, отказался самостоятельно нести бремя ответственности, то результаты могут быть оспорены в суде, а сама инвентаризация не считается легитимной.
Входят ли материально ответственные лица
Также при формировании комиссионного состава нужно учитывать заинтересованность отдельных служащих. Матответственные сотрудники заинтересованы в том, чтобы в результате не было выявлено серьезных нарушений или недостач. Поэтому их нельзя включать в список, но они обязательно должны присутствовать в ходе процесса и наблюдать за тем, чтобы штат ответственно относился к своим обязанностям, не пропуская важных мелочей и деталей. Это регламентируется п. 2.3, 2.8 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 N 49. Если такие работники будут входить в комиссию, ее результаты могут быть оспорены в судебном порядке.
Правила создания комиссии по списанию основных
Иногда у предприятия может возникнуть необходимость создать комиссию по основным средствам (активам), которая будет отслеживать их движение – от поступления до выбытия. Рассказываем, как её создают, чем именно она занимается, и какие документы от неё исходят, их значение.
Зачем нужна комиссия по поступлению и выбытию активов
Интересно, что действующее бухгалтерское законодательство не регулирует вопрос создания комиссии по основным средствам, которая отвечает за приём и списание активов организации. Однако нормативные документы по бухгалтерскому учету отдельных объектов раскрывают ряд особенностей создания таких комиссий.
Например, п. 77 Методических указаний по бухучету основных средств (утв. приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н) предусмотрено создание комиссии для:
- установления целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта ОС;
- возможности и эффективности его восстановления;
- оформления документов при выбытии активов.
Кто входит
Что касается состава комиссии по поступлению/выбытию активов, то её формируют из соответствующих должностных лиц. В том числе:
- главбуха (просто бухгалтера);
- лиц, которые отвечают за сохранность объектов ОС.
Круг вопросов
Согласно приказу о комиссии по основным средствам, который утверждает своей подписью глава предприятия, в её компетенцию могут входить:
- осмотр объекта ОС, подлежащего списанию, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта, возможности и эффективности его восстановления;
- установление причин списания объекта ОС (это могут быть физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные ЧС, длительное неиспользование объекта и др.);
- выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие ОС, внесение предложений о привлечении их к ответственности, установленной законодательством;
- возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых в составе объекта цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад;
- составление акта на списание объекта основных средств.
По аналогии с поступлением и/или выбытием основных средств можно создавать комиссию и по другим активам. К примеру, комиссию по нефинансовым активам, материально-производственным запасам или финансовым вложениям.
Такой орган можно создавать не только для процедуры вывода активов, но и для анализа эффективности использования тех или иных активов. Например, для решения вопроса о:
- целесообразности продажи активов;
- замещения активов;
- изучения отдачи от активов (их производительности и т. п.).
Также можно создавать отдельную комиссию по поступлению активов – для оформления их приобретения.
Срок полезного использования ОС (в рамках, установленных законом) тоже может устанавливать решение специально созданной в организации для этой цели комиссии.
Виды комиссии
Комиссия может заниматься каждым отдельным видом или группами активов, так и всеми сразу.
Кроме того, комиссия как внутренний орган может функционировать на постоянной или временной основе.
Порядок создания комиссии и особенности ее функционирования определяют не только требования закона, но и особенности каждой конкретной организации, характер и объемы ее деятельности.
Работа комиссий в организации, как правило, основана на внутреннем положении, в котором прописаны вопросы полномочий и ответственности её членов.
Новые правила списания основного средства: что говорит ФСБУ 6/2020
Основное средство, которое выбывает или не способно приносить организации экономические выгоды в будущем, подлежит списанию (п. 40 ФСБУ 6/2020).
Причины выбытия, в частности, могут быть следующими:
- в связи с физическим или моральным износом дальнейшая эксплуатация объекта признается технически невозможной, либо экономически нецелесообразной (подп. «а» п. 40);
- в связи с возмездной (или безвозмездной) передачей его другому лицу (продажи, передачи в виде вклада в капитал другой организации, передачи в некоммерческую организацию и т. д.) (подп «б» п. 40);
- в связи с физическим выбытием этого объекта при его утрате, стихийным бедствии, пожаре, аварии и других чрезвычайных ситуациях (подп. «в» п. 40);
- в связи с истечением нормативно допустимых сроков (других предельных параметров эксплуатации), в результате чего его дальнейшее использование становится невозможным (подп. «г» п. 40);
- в связи с прекращением организацией деятельности, в которой использовался этот объект, и при отсутствии возможности его использования в продолжающейся деятельности (подп. «д» п. 40).
- в связи с другими аналогичными причинами.
Списание (исключение объекта из состава основных средств) производится в том отчетном периоде, в котором он выбывает или становится неспособным приносить организации экономические выгоды в будущем (п. 41 ФСБУ 6/2020).
Подробно рассмотреть порядок отражения в регистрах бухгалтерского учета (и для целей налогообложения) все варианты в рамках одной публикации, естественно, весьма сложно, поэтому остановимся только на одном случае. На ликвидации объекта в связи с его физическим и моральным износом, когда его дальнейшая эксплуатация технически невозможно, либо экономически нецелесообразна.
Допустим, организация приобретает оборудование, которому устанавливает срок полезного использования (как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли) равным пяти или там, шести годам.
И первое время его использование при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) не приносит никаких хлопот, а только прямую выгоду.
Но через года два-три это оборудование все чаще начинает ломаться, а затраты на его ремонт при каждой последующей поломке только возрастают. И, в конце концов, поддержание его в мало-мальски рабочем состоянии становится дороже, чем получаемая (или планируемая к получению) выгода от его использования.
Продать его именно как оборудование, даже и с убытком, не получается, так как найти покупателя на этот убитый, да к тому же и морально устаревший агрегат (к которому и запчастей уже не найти), не получается. И руководство принимает решение (предварительно его технически и экономически обосновав), ликвидировать это оборудование.
Обоснование на ликвидацию, естественно, должна готовить не бухгалтерия, а соответствующие технические службы.
И еще раз напомним, что по п. 41 ФСБУ 6/2020 объект подлежит списанию (исключению из состава основных средств) в том периоде, в котором он признан неспособным приносить выгоду. А это как раз то самое решение о его ликвидации.
Данное решение можно признать первичным учетным документом согласно ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, так как в нем будет отражен факт хозяйственной деятельности — подтверждение непригодности данного объекта к дальнейшему использованию в качестве объекта основных средств.
Следовательно, на эту дату, то есть на дату утверждения технически и экономически обоснованного и документально оформленного решения о ликвидации объекта, организация имеет право списать его балансовую (по ПБУ 6/01 — остаточную) стоимость.
- Дебет счета 01 (субсчет «Выбытие основных средств») Кредит счета 01 — списана первоначальная стоимость объекта;
- Дебет счета 02 Кредит счета 01 (субсчет «Выбытие основных средств») — списана амортизация, начисленная по ликвидированному объекту.
У организации выбыл один актив — объект основных средств соответствующей балансовой стоимости, но появился другой — еще не ликвидированное имущество (и, возможно, в какой-то своей части пригодное к дальнейшему использованию) пока ещё той же стоимости.
Для его учета оптимально, на наш взгляд, использовать самый любимый счёт советского российского бухгалтера — 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
И проводка должна быть:
- Дебет счета 76 Кредит счета 01 (субсчет «Выбытие основных средств») — списана балансовая стоимость подлежащего ликвидации объекта.
После завершения процесса ликвидации соответствующие службы должны оформить первичный документ, подтверждающий этот факт хозяйственной деятельности, а также перечень оставшихся материальных ценностей, пригодных для дальнейшего использования.
За образец такого первичного документа рекомендуем взять Акт о списании объекта основных средств, форма которого, № ОС-4, была утверждена постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.
Еще раз хотим обратить внимание, что составляет его не бухгалтерия, а назначенная приказом руководства комиссия. Дело бухгалтерии — расценить, где надо, указанные в Акте сведения, и проставить, так же, где это нужно, корреспонденцию счетов.
Списание уже ликвидированного актива и других затрат на ликвидацию будет оформлено записями:
- Дебет счета 91 (субсчет «Прочие расходы») Кредит счета 76 — списана балансовая стоимость ликвидированного объекта;
- Дебет счета 91 (субсчет «Прочие расходы») Кредит счетов 23 (10, 70, 69, 60 и пр.) — списаны прочие расходы, связанные с ликвидацией объекта;
- Дебет счета 10 Кредит счета 91 (субсчет «Прочие доходы») — оприходованы по цене возможного использования (по ФСБУ 6/2020 — справедливой стоимости) материальные ценности.
Для целей налогообложения проблем тоже возникнуть не должно. Затраты на ликвидацию основных средств, равно как и их балансовая стоимость признаются внереализационными расходами (п. 8 ст. 265 НК РФ). Оприходованные материальные ценности (п. 13 ст. 250 НК РФ), внереализационными доходами.
Если организация не будет заморачиваться с обесценением и переоценкой основных средств после перехода на ФСБУ 6/2020, то всё будет, как в настоящее время. Главное — своевременно и грамотно оформить надлежащие первичные документы.
Процесс ликвидации недвижимого основного средства будет оформляться теми же самыми записями на основании аналогичного пакета документов.
Хотя, во-первых, хотелось бы отметить, что снос (ликвидация) недвижимого объекта основных средств однозначно признается прочими расходами, даже он производится для высвобождения места для возведения нового объекта (подп. «к» п. 16 ФСБУ 26/2020).
НК РФ такую ситуацию не регулирует, следовательно, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ, следует отражать эту операцию точно так же, как и в регистрах бухгалтерского учета, и не изобретать какую-либо схему, исходя только из своего художественного видения этой ситуации.
Во-вторых, следует обратить внимание на порядок исчисления налога на имущество по сносимому объекту.
- по кадастровой стоимости;
- по среднегодовой стоимости по данным бухгалтерского учета.
По кадастровой стоимости налогом облагаются объекты недвижимости при одновременном выполнении следующих условий (ст. 378.2 НК РФ):
- в регионе принят законодательный акт, предусматривающий порядок налогообложения недвижимых объектов основных средств, исходя из кадастровой стоимости;
- данный объект поставлен на кадастровый учет (включен в ЕГРН);
- данный конкретный объект включен на начало текущего года в региональный перечень объектов недвижимости, облагаемых налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости.
Если хотя бы одно из условий не выполняется, то данный объект облагается налогом, исходя из его среднегодовой стоимости по данным бухгалтерского учета.
На дату признания объекта непригодным к эксплуатации, то есть когда он переводится со счета 01 на счет 76 по балансовой стоимости, он продолжает числиться в ЕГРН. Следовательно, несмотря на то, что эта недвижимость перестала быть основным средством, и стала просто имуществом, подлежащим ликвидации, исключать его из базы по налогу на имущество еще рано. Права такого у организации еще не возникло.
Возникнет оно на дату документально подтвержденного факта его ликвидации. Таковым будет служить акт, составленный кадастровым инженером и вошедший в пакет документов, на основании которых впоследствии сведения о здании будут исключены из ЕГРН.
К такому выводу пришел ВС РФ в своём определении от 20.09.2018 № 305-КГ18-9064 по делу № А40-154449/2017, доведенном до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 24.09.2018 № БС-4-21/18577@.
Таким образом, из налогооблагаемой базы ликвидированный объект недвижимости может быть исключен еще до того, как он будет списан на расходы в регистрах бухгалтерского учета. Ведь составленный кадастровым инженером акт может быть датирован раньше, чем будут полностью завершены и документально оформлены все работы, связанные с ликвидацией объекта.
Ну а если объект облагается налогом, исходя из его среднегодовой стоимости по данным бухгалтерского учета, то он перестает быть основным средством, как мы уже рассмотрели выше, на дату документально оформленного решения о необходимости его ликвидации.
Таким образом, на дату переноса его балансовой стоимости с 01 на 76 она, (эта стоимость) уже не будет участвовать в расчете величины налога на имущество.
Когда для приемки материалов нужна комиссия
В каком порядке организация принимает материалы, сырье, полуфабрикаты, оборудование (далее — материалы), используемые в производстве, зависит от их специфики и объема поставок. Если в процессе приемки выявляются недостатки материалов по количеству и качеству, бывает целесообразно принимать решение — либо о приемке, либо об отказе в ней — коллегиально. И в этом случае без комиссии по приемке товаров по количеству и качеству (далее — комиссия) не обойтись.
Когда комиссия нужна и какая
Законодательство не обязывает производственную организацию создавать для приемки материалов комиссию <*> . Такое решение организация выносит самостоятельно. Оно будет вполне обоснованным, например, в следующих случаях:
— если в приемке необходимо участие специалистов разного профиля;
— если принимаются материалы высокой стоимости или технически сложное оборудование.
Предварительно надо определить:
1) период, на который создается комиссия. Комиссия может быть как постоянно действующей, так и временной. Временная комиссия создается:
— на определенный срок (например, на календарный год);
— для приемки конкретной партии материалов.
Полагаем, чтобы обеспечить оперативную приемку, предпочтение нужно отдать постоянно действующей комиссии;
2) ее количественный состав. В законодательстве нет ограничений по численности работников, входящих в комиссию. Руководитель принимает решение самостоятельно. Определяясь с этим вопросом, целесообразно учитывать структуру и общую численность работников производственной организации. Полагаем, чтобы принятое решение было объективным, в комиссию должно входить не менее трех человек;
На заметку
Не рекомендуем включать в постоянно действующую комиссию большое количество работников. Обеспечить присутствие всех лиц порой бывает сложно. А подтвердить недостатки материалов, как правило, можно только актом приемки товара по количеству и качеству (далее — акт приемки), который подписывают все члены комиссии <*> .
3) качественный состав комиссии. В нее следует включить:
— председателя. Им можно назначить, например, начальника отдела снабжения производственной организации;
— как минимум двух членов. К примеру, материально ответственное лицо, которое принимает поставляемые материалы в рамках должностных обязанностей (кладовщик, завскладом и т.д.), и юрисконсульта, задача которого — обеспечить соблюдение порядка приемки, правильно составить акт приемки.
Как создать комиссию
Для создания комиссии руководитель производственной организации издает распорядительный документ — приказ или распоряжение. На практике, как правило, оформляется приказ <*> .
Такой документ затрагивает вопросы материального обеспечения производственной организации. Поэтому его можно отнести к приказам по основной деятельности <*> . Хранить такой приказ в производственной организации (за исключением некоторых государственных) надо постоянно <*> .
Приказ о создании комиссии, как правило, включает две части <*> :
1) констатирующую — указывается цель создания комиссии;
2) распорядительную — заносится информация о составе комиссии.
Чтобы обеспечить приемку поступающих в ООО «Производитель-люкс» товаров в соответствии с Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 N 1290,
1. Создать постоянно действующую комиссию по приемке товаров по количеству и качеству (далее — комиссия).
2. Сформировать комиссию в следующем составе:
Председатель комиссии | начальник отдела снабжения Филатов И.И. |
Члены комиссии: | кладовщик Марков О.Д. |
юрисконсульт Степанова Е.П. |
3. Комиссия проверяет выполнение продавцом обязательств по поставке товаров в количестве и качестве, соответствующих условиям договора; сведениям, указанным в товаросопроводительных и транспортных документах, технических нормативных правовых актах.
На заметку
Производственной организации рекомендуется предусмотреть возможность замещения членов комиссии в случае их отсутствия другими лицами. Например, в приказе можно указать Ф.И.О. и должность работника, замещающего члена комиссии. Изменить состав комиссии на продолжительный срок можно внесением изменений в приказ.
Как работает комиссия
Порядок работы комиссии и полномочия ее членов можно определить в локальном нормативном правовом акте (ЛНПА) — Положении о комиссии.
В частности, в нем целесообразно закрепить:
1) общие положения о комиссии (цели ее создания, функции комиссии);
2) порядок организации деятельности. В том числе установить:
— каким способом комиссия принимает решения. Например, открытым голосованием, простым большинством голосов;
— какие действия предпринимает, если будет выявлено несоответствие материалов по количеству и качеству договору, товаросопроводительным, транспортным документам, техническим нормативным правовым актам.
По общему правилу в процессе приемки материалов по количеству и качеству комиссия должна соблюдать требования, закрепленные Положением о приемке товаров. Поскольку порядок приемки может быть изменен соглашением сторон, комиссия должна также изучить условия договоров, на основании которых поставляются материалы. И, кроме того, ознакомиться с иными сведениями о качестве и (или) количестве таких материалов и с документами, в которых есть подобная информация <*> .
На заметку
Ознакомление всех лиц, проводящих приемку, целесообразно зафиксировать письменно. Например, можно предложить им подписать единый документ, содержащий перечень документов (сведений) о качестве и количестве поставляемых материалов. Аналогичную информацию можно указать в акте приемки.
Результаты приемки материалов с недостатками по количеству и качеству отражают в акте приемки. При его оформлении соблюдают определенные правила. В частности:
— в акт заносят необходимые сведения <*> ;
— его подписывают все члены комиссии <*> ;
— документ передают руководителю производственной организации для заверения. По общему правилу акт приемки надо заверить не позже следующего дня после его составления <*> ;