Должностная инструкция следователя МВД
Должностная инструкция следователя МВД создается для регламентации основных параметров профессиональной деятельности сотрудника. Согласно Приказу МВД №50 от 01.02.2018 года она включает четыре обязательных раздела, содержание которых определяется руководителем конкретного подразделения, где служит следователь, в соответствии с действующими нормами делопроизводства.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
Образец должностной инструкции следователя МВД
1. Общие положения
- Следователь МВД принимается на службу в установленном порядке, распоряжением руководителя соответствующего подразделения.
- Следователь МВД подчиняется руководителю следственного подразделения.
- Следователь МВД проходит регулярную переаттестацию в порядке, закрепленном в соответствующей документации.
- График работы следователя МВД определяется на основе внутренних документов подразделения.
- Лицо, претендующее на данную должность, обязано подходить под следующие требования:
- образование юридического профиля;
- успешно пройденные медкомиссия и профотбор;
- наличие комплекта необходимых документов.
- Порядок замены следователя в случае его отсутствия (заболевание, командировка и др.) определяет руководитель следственного подразделения на основе действующих постановлений.
- Следователь МВД обязан разбираться в следующих вопросах:
- актуальной нормативно-правовой базе, регулирующей следственную деятельность;
- принципах взаимодействия с другими представителями правоохранительных органов;
- порядке подчинения и иерархии соответствующих подразделений;
- принципах ведения необходимого документооборота;
- теоретических основах криминалистики, криминологии, юриспруденции;
- методах работы со свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми и другими лицами;
- принципах классификации различных видов противоправных действий;
- методах применения передовых достижений криминалистики;
- параметрах использования соответствующей техники и аппаратуры;
- алгоритмах расследования противоправных действий;
- принципах проведения экспертизы и обработки полученных результатов;
- правилах проведения осмотра места происшествия;
- принципах работы с фотоизображениями;
- правилах документирования полученных результатов;
- нормах и тактике проведения допросов;
- алгоритмах проведения следственных действий, необходимость которых выявлена в ходе расследований;
- нормах этики служащих правоохранительных органов;
- правилах работы с офисным оборудованием, профильным программным обеспечением;
- нормах трудовой дисциплины, правилах охраны труда и пожарной безопасности.
- Следователь МВД руководствуется:
- действующей нормативно-правовой базой;
- соответствующей документацией МВД;
- внутренней документацией подразделения;
- содержимым данной инструкции.
2. Обязанности
На следователя МВД возложены следующие функции:
- Взаимодействие с другими служащими правоохранительного аппарата по вопросам своей профессиональной деятельности.
- Обеспечение сохранности данных, полученных в ходе следствия.
- Планирование и проведение необходимых следственных мероприятий.
- Обнаружение мотивов и обстоятельств, значимых для расследования правонарушений.
- Выдача поручений по проведению экспертиз и других следственных действий.
- Подготовка и направление запросов в соответствующие инстанции, в пределах своей компетенции.
- Составление протоколов, планов, схем и иных следственных документов.
- Принятие мер по определению лиц, виновных в преступных действиях.
- Проведение опросов свидетелей и потерпевших, осмотра места происшествия.
- Формирование необходимой для предъявления обвинения доказательной базы.
- Направление дел для предъявления обвинений.
- Возобновление расследования при выявлении новых значимых обстоятельств.
- Закрытие дел при наличии достаточных для этого оснований.
- Обеспечение гарантированных действующим законодательством прав лицам, участвующим в уголовном расследовании.
- Участие в мероприятиях следственных групп, в границах установленной ответственности.
- Обеспечение ведения и сохранности необходимой документации.
- Соблюдение в работе норм трудовой дисциплины, правил пожарной безопасности.
3. Ответственность
Следователь МВД несет ответственность в следующих ситуациях:
- За разглашение конфиденциальных сведений — в порядке, обозначенном в статьях соответствующего законодательства.
- За невыполнение своих профессиональных функций — в границах, данных в документации МВД и соответствующих правовых актах.
- За нарушения нормативов и законодательных актов — в соответствии с положениями административного, трудового, уголовного права.
- В иных случаях, предусмотренных правилами МВД и действующим законодательством.
4. Права
Следователь МВД владеет нижеперечисленным комплексом прав:
- Подписывать документы в пределах своей компетенции.
- Возбуждать дела в том порядке, который указан в положениях УПК.
- Принимать в установленном порядке к производству и передаче уголовные дела.
- Направлять расследование по находящимся в производстве делам.
- Проводить необходимые следственные действия в границах, определенных УПК.
- Получать судебные решения и необходимые согласия глав соответствующих подразделений.
- Давать органам дознания поручения по проведению нужных для расследования следственных мероприятий.
- В установленном порядке обжаловать действия прокуратуры по отмене постановлений о возбуждении уголовных дел.
- Применять иные права, указанные в УПК и профильном законодательстве.
Параметры составления документа
Порядок разработки инструкций для своих сотрудников определен в Приказе МВД от 01.02.2018 года №50. В пунктах 174-184 в разделе IX содержатся основные характеристики, которым должна соответствовать инструкция служащих МВД. Согласно этим пунктам документ должен включать 4 обязательных части:
- Общие положения.
- Должностные обязанности.
- Ответственность следователя.
- Права сотрудника.
Базовые требования к содержанию данных разделов также прописаны в этом нормативном акте. Любые инструкции, используемые в подразделениях МВД, должны составляться с учетом положений данного Приказа и соответствующих разделов ФЗ «О полиции».
Общие положения
Данный раздел содержит характеристику базовых параметров деятельности сотрудника. В нем должны присутствовать:
- Список норм, регулирующих его деятельность.
- Порядок временной замены.
- Данные о графике деятельности.
- Иные данные, включаемые по усмотрению руководства подразделений.
Внимание! Поскольку объем раздела не всегда способен вместить перечень характеристик, в нем можно сослаться на соответствующие внутренние документы, доступные сотруднику (график дежурств и пр.).
Обязанности
В этой части находится исчерпывающий список должностных функций сотрудника. В некоторых подразделениях они могут отличаться, в зависимости от их региональных и профильных особенностей, но основная часть остается неизменной. Прописываются:
- Основные функции, обязательные для позиции следователя.
- Вспомогательные, связанные, в основном, с обработкой документов.
- Базовые, обязательные для всех профессий: соблюдать нормы трудовой дисциплины, пожарной безопасности и пр.
Внимание! При написании раздела можно ориентироваться на профстандарт 09.001, описывающий характеристики следователя-криминалиста. Он был утвержден Минтрудом 07.04.2015 года.
Ответственность
В разделе перечисляют случаи, когда специалиста могут привлечь к ответственности. Она может носить административный, дисциплинарный и, в отдельных случаях, уголовный характер. Поскольку степень наказания и мера вины работника определяется в процессе административных и судебных разбирательств, то их подробное рассмотрение со всеми нюансами выходит за рамки инструкции. Это приводит к тому, что раздел имеет небольшой объем и общий формат.
Права
Права следователя основываются на статьях УПК, в первую очередь на статье 38. В них обозначены границы его должностных полномочий и возможностей. Помимо них, следователь обладает правами, гарантированными всем сотрудникам в статье 21 ТК.
Должностные инструкции утверждаются на основе определенного стандарта:
- Составление первоначального варианта.
- Его рассмотрение руководством подразделения и специалистом по кадрам.
- Внесение необходимых правок.
- Распечатывание чистового варианта, с учетом норм делопроизводства.
- Сбор подписей лиц, с которыми согласовывалась инструкция.
- Визирование чистового варианта главой подразделения.
После окончания согласования инструкции с ней знакомится сам сотрудник. Это происходит в присутствии непосредственного руководителя; сотрудник должен поставить свою подпись, соглашаясь с содержимым документа.
Внимание! В пункте 183 раздела IX Приказа МВД от 01.02.2018 года №50 содержится указание на составление должностной инструкции в двух экземплярах. Один из них передается служащему, другой — остается в соответствующем подразделении МВД.
Новости
Главная Уральский федеральный округ Ханты-Мансийский АО
Общественные помощники следователей – граждане, желающие проходить службу в должности следователя Следственного комитета России, оказывающие организационно-техническую помощь следователям в решении задач оперативного и качественного расследования преступлений на безвозмездной основе.
Несмотря на то, что деятельность общественных помощников осуществляется на общественных началах, она является важнейшим этапом – практической школой для лиц, готовящихся стать следователями, позволяет им заранее ознакомиться с рабочей ситуацией в следственных органах, с содержанием и условиями работы, проверить свою психологическую готовность к следственной деятельности. Еще будучи в роли общественного помощника можно научиться эффективно применять на практике теоретические знания в области уголовного права и уголовного процесса и выработать все профессиональные навыки, необходимые следователю.
Только в 2019 году в следственном управлении по округу общественными помощниками следователей назначены восемь человек, трое из которых на сегодняшний день уже приняты на должность следователей территориальных следственных подразделений и успешно проходят службу.
Руководитель отдела кадров следственного управления подполковник юстиции Светлана Велкова: «По мнению многих руководителей следственных органов одной лишь учебы в ВУЗе будет недостаточно для того, чтобы стать хорошим следователем. Необходимо постоянно самосовершенствоваться, читать профессиональную литературу, развивать логическое мышление и наблюдать за работой специалистов. Научиться сыскному делу можно лишь в том случае, если есть желание и мотивация. И именно для того, чтобы студенты могли поближе познакомиться со следственной работой, в СК России функционирует институт общественных помощников следователей».
Организация работы с общественными помощниками (молодыми специалистами) остается приоритетным направлением создания кадрового потенциала, освоения специальности и повышения профессионального мастерства работников.
К основным полномочиям и обязанностям общественных помощников следователей относятся:- оказание технической, информационной и организационной помощи следователю в его работе;- подготовка в соответствии с поручением следователя проектов документов.
Общественному помощнику следователя запрещается:- разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу.
К осуществлению деятельности общественного помощника допускается дееспособное физическое лицо: — имеющее гражданство РФ;- достигшее возраста 18 лет;- имеющее высшее юридическое образование или являющееся студентом юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией;- в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование;- годное по состоянию здоровья к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя;- имеющее склонность к следственной работе и добровольно изъявившее желание участвовать в работе следственного органа СК России на общественных началах.
Кто такой общественный помощник следователя и как им стать?
Общественные помощники следователей – граждане, желающие проходить службу в должности следователя Следственного комитета России, оказывающие организационно-техническую помощь следователям в решении задач оперативного и качественного расследования преступлений на безвозмездной основе.
Несмотря на то, что деятельность общественных помощников осуществляется на общественных началах, она является важнейшим этапом – практической школой для лиц, готовящихся стать следователями, позволяет им заранее ознакомиться с рабочей ситуацией в следственных органах, с содержанием и условиями работы, проверить свою психологическую готовность к следственной деятельности. Еще будучи в роли общественного помощника можно научиться эффективно применять на практике теоретические знания в области уголовного права и уголовного процесса и выработать все профессиональные навыки, необходимые следователю.
Только в 2019 году в следственном управлении по округу общественными помощниками следователей назначены восемь человек, трое из которых на сегодняшний день уже приняты на должность следователей территориальных следственных подразделений и успешно проходят службу.
Руководитель отдела кадров следственного управления подполковник юстиции Светлана Велкова: «По мнению многих руководителей следственных органов одной лишь учебы в ВУЗе будет недостаточно для того, чтобы стать хорошим следователем. Необходимо постоянно самосовершенствоваться, читать профессиональную литературу, развивать логическое мышление и наблюдать за работой специалистов. Научиться сыскному делу можно лишь в том случае, если есть желание и мотивация. И именно для того, чтобы студенты могли поближе познакомиться со следственной работой, в СК России функционирует институт общественных помощников следователей».
Организация работы с общественными помощниками (молодыми специалистами) остается приоритетным направлением создания кадрового потенциала, освоения специальности и повышения профессионального мастерства работников.
К основным полномочиям и обязанностям общественных помощников следователей относятся:
— оказание технической, информационной и организационной помощи следователю в его работе;
— подготовка в соответствии с поручением следователя проектов документов.
Общественному помощнику следователя запрещается:
— разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу.
К осуществлению деятельности общественного помощника допускается дееспособное физическое лицо:
— имеющее гражданство Российской Федерации;
— достигшее возраста 18 лет;
— имеющее высшее юридическое образование или являющееся студентом юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией;
— в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование;
— годное по состоянию здоровья к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя;
— имеющее склонность к следственной работе и добровольно изъявившее желание участвовать в работе следственного органа СК России на общественных началах.
По всем возникающим вопросам обращаться в отдел кадров следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному
округу-Югре по телефону 8 (3467) 32-62-11. Документы направлять по почте или лично по адресу: г. Ханты-Мансийск ул. Мира 120. Адрес электронной почты отдела кадров : [email protected]
Прокурор разъясняет — Прокуратура Калужской области
Полномочия следователя представляют собой систему его процессуальных прав и обязанностей, необходимых и достаточных для установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и последующей передачи уголовного дела в суд для рассмотрения по существу или прекращения уголовного дела.
Полномочия следователя общим образом определяются в ст. 38 УПК РФ и конкретизируются в уголовно — процессуальном законодательстве применительно к производству конкретных следственных и иных процессуальных действий и принятию решений по вопросам, возникающим в ходе предварительного следствия.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.
Следователь процессуально самостоятелен при принятии решений о направлении уголовного дела, а также при определении очередности и тактики производства следственных действий.
Вместе с тем прокурор, осуществляя свои надзорные полномочия, вправе требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (п. 3 ч. 2ст. 37 УПК РФ).
Ряд полномочий следователя носит властный характер. В частности, следователь вправе требовать от граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц выполнения или невыполнения определенных действий (например, не покидать без разрешения следователя место постоянного или временного проживания, представлять необходимые предметы документы.
Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести соответствующим организации или должностному лицу представление о принятии мер устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения ( ч. 2 ст. 158 УПК).
Властный характер полномочий следователя обнаруживается в его взаимоотношениях с органами дознания. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о произведении оперативно — розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.
В случае незаконного или необоснованного уголовного преследования следователь принимает надлежащие меры по реабилитации лица.
Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда следователь, определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции (ч. 4 ст. 135 УПК РФ).
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Калужской области
Прокуратура Калужской области
23 ноября 2014, 18:12
Полномочия следователя (ст. 38 УПК РФ)
Полномочия следователя представляют собой систему его процессуальных прав и обязанностей, необходимых и достаточных для установления наличия или отсутствия обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и последующей передачи уголовного дела в суд для рассмотрения по существу или прекращения уголовного дела.
Полномочия следователя общим образом определяются в ст. 38 УПК РФ и конкретизируются в уголовно — процессуальном законодательстве применительно к производству конкретных следственных и иных процессуальных действий и принятию решений по вопросам, возникающим в ходе предварительного следствия.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.
Следователь процессуально самостоятелен при принятии решений о направлении уголовного дела, а также при определении очередности и тактики производства следственных действий.
Вместе с тем прокурор, осуществляя свои надзорные полномочия, вправе требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (п. 3 ч. 2ст. 37 УПК РФ).
Ряд полномочий следователя носит властный характер. В частности, следователь вправе требовать от граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также должностных лиц выполнения или невыполнения определенных действий (например, не покидать без разрешения следователя место постоянного или временного проживания, представлять необходимые предметы документы.
Установив в ходе досудебного производства по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести соответствующим организации или должностному лицу представление о принятии мер устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения ( ч. 2 ст. 158 УПК).
Властный характер полномочий следователя обнаруживается в его взаимоотношениях с органами дознания. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о произведении оперативно — розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.
В случае незаконного или необоснованного уголовного преследования следователь принимает надлежащие меры по реабилитации лица.
Не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда следователь, определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции (ч. 4 ст. 135 УПК РФ).