Учет транспортных расходов торговой организации
Каждая торговая организация ведет учет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). При различают два вида затрат на транспортировку товаров:
- расходы, связанные с доставкой покупаемых товаров;
- расходы на доставку товаров покупателям.
Порядок учета транспортных затрат в обоих случаях будет существенно отличаться. В первом случае организация включит эти затраты в себестоимость товаров, во втором — либо включит в цену товара, либо будет учитывать обособлено в составе расходов на продажу.
Транспортные расходы, связанные с поставкой закупаемых товаров:
Если в документах поставщика стоимость доставки отражена отдельно, то ТЗР следует включить в себестоимость товаров.
Способы учета ТЗР в себестоимости товаров:
- включить ТЗР в стоимость товаров;
- отразить ТЗР на счете 44 в виде отдельной статьи расходов на продажу.
Способ 1: включить ТЗР в стоимость товаров.
Следует отметить, что этот способ, довольно трудоемкий и зачастую противоречит требованю рациональности, однако, в некоторых организациях применяется. Его суть состоит в том, что приобретенный товар приходуется на склад с учетом стоимости ТЗР, для этого общая величина ТЗР распределяется пропорционально между стоимостью полученных партий товара. В дальнейшем учет товаров ведется в оценке, включающей ТЗР.
Пример 1.
1 партия: Стол руководителя 100 шт. по цене 1000 руб., стоимость партии 100000 руб.
2 партия: Стоик компьютерный 50 шт. по цене 800 руб., стоимость партии 40000 руб.
Общая стоимость полученных товаров 140000 руб.
Транспортно-заготовительные расходы = 10000 руб.
Как принять этот товар на склад?
Считаем расходы на доставку каждой партии пропорционально её стоимости:
Расходы на поставку 1-й партии: 10000 * 100000 / 140000 = 7143 руб.
Стоимость 1-й партии с учетом доставки = 107143 руб., по этой стоимости и будет приходоваться эта партия, при этом цена одного стола руководителя с учетом ТЗР: (100000 + 7143) / 100 = 1071,43 руб.
Аналогичные расчеты проводим для второй партии:
Расходы на поставку 2-й партии: 10000 * 40000 / 140000 = 2857 руб.
Стоимость 2-й партии с учетом доставки = 42857 руб.
Цена компьютерного столика с учетом ТЗР: (40000 + 2857) / 50 = 857,14 руб.
Проводки по учету полученного товара с учетом доставки:
Сумма | Дебет | Кредит | Содержание операции |
---|---|---|---|
107143 | 41.1 | 60 | Оприходована партия столов руководителя |
43857 | 41.2 | 60 | Оприходована партия компьютерных столиков |
Если поставщик выделил НДС и выставил счет-фактуру (вместе с отгрузочными документами), то из стоимости партий товаров вычитаем сумму НДС и ставим ее к вычету (д19 д60 и д68.НДС д19).
Далее, при продаже товара, списывается его себестоимость: д90.2 к41.1(2). При этом стоимость транспортных расходов будет включена в себестоимость товаров, направленных на продажу.
Способ 2: отразить ТЗР на счете 44 в виде отдельной статьи расходов на продажу
ТЗР можно учитывать обособленно на счете 44 «Расходы на продажу», для чего на этом счете открывается отдельный субсчет, его, например, можно назвать «44/ТР». В конце месяца транспортные расходы, накопленные на счете 44/ТР, списываются пропорционально себестоимости проданных товаров за месяц.
Пример учета ТЗР на счете 44:
В течении месяца были закуплены товары. При этом стоимость ТЗР поставщик выделил отдельно.
1 партия: Стол руководителя 100 шт. по цене 1 000 руб., стоимость партии: 100 000 руб.
2 партия: Стоик компьютерный 50 шт. по цене 800 руб., стоимость партии: 40 000 руб.
Общая стоимость полученных товаров: 140 000 руб.
Транспортно-заготовительные расходы: 10 000 руб.
Помимо этого организация сама закупала товары и доставляла их на свой на склад.
ТЗР по самостоятельным закупкам (за месяц):
Бензин: 2 000 руб.
Ремонт автомобиля: 4 000 руб.
Заработная плата водителя: 15 000 руб.
Начисленные страховые взносы на зарплату водителя (30%): 5 000 руб.
Амортизация автомобиля: 1 000 руб.
Проводки по учету ТЗР за месяц:
Сумма | Дебет | Кредит | Содержание операции |
---|---|---|---|
100000 | 41.1 | 60 | Оприходована партия столов руководителя |
40000 | 41.2 | 60 | Оприходована партия компьютерных столиков |
10000 | 44/ТР | 60 | Учтены расходы на доставку |
2000 | 44/ТР | 10 | Списаны расходы на бензин |
4000 | 44/ТР | 76 | Учтены расходы на ремонт автомобиля на СТО |
15000 | 44/ТР | 70 | Начислена заработная плата водителю |
5000 | 44/ТР | 69 | Начислены страховые взносы на зарплату водителя |
1000 | 44/ТР | 02 | Отражена амортизация автомобиля |
Важно помнить, что в конце месяца списываются не все ТЗР, а только их часть, пропорциональная отгруженным товарам.
Порядок определения величины ТЗР подлежащих списанию
Чтобы определить величину ТЗР подлежащих списанию, необходимо проанализировать счет 41 «Товары» и счет 44/ТР «Расходы на продажу».
Анализ счета 41:
Например, на начало месяца у организации было товара на сумму 300 000 руб. (начальное сальдо счета 41), в течении месяца поступил еще товар на общую сумму 700 000 руб. (дебетовый оборот счета 41), было продано товара в течении месяца на общую сумму 500 000 руб. (кредитовый оборот счета 41).
Анализ счета 44/ТР:
Например, начальное сальдо по дебету составляет 30 000 руб. В течении месяца по дебету счета 44/ТР были отражены расходы в размере 70 000 руб.
Таким образом, товарам на сумму 1 000 000 руб. (начальное сальдо плюс оборот за месяц по дебету счета 41) соответствуют транспортно-заготовительные расходы в размере 100 000 руб. (начальное сальдо плюс затраты за месяц по дебету счета 44/ТЗР).
Cумма ТЗР, которую нужно списать с кредита счета 44/ТР (соответствующая проданным товарам) составит:
ТЗР по проданным товарам = 100 000 * 500 000 / 1 000 000 = 50 000 руб.
Отгруженным товарам на сумму 500 000 руб соответствуют транспортные расходы на сумму 50 000 руб. Именно эту сумму и нужно будет списать в конце месяца одной проводкой.
Сумма | Дебет | Кредит | Содержание операции |
---|---|---|---|
50000 | 90.2 | 44/ТР | Списана сумма расходов на доставку приобретенных товаров в связи с его реализацией. |
Общая формула для расчета ТЗР, подлежащих списанию за месяц = (начальное сальдо по дебету счета 44/ТР + оборот по дебету за месяц счета 44/ТР) * оборот по кредиту счета 41 / (начальное сальдо по дебету счета 41 + оборот по дебету за месяц счета 41).
Организация выбирает один из указанных выше способов учета ТЗР (включать ТЗР в стоимость товаров либо отражать ТЗР в виде отдельной статьи расходов на счете 44), отражает свой выбор в учетной политике.
ТЗР по доставке товаров покупателям:
Если наша организация производит отгрузку товара покупателю на основе самовывоза (франко склад продавца), то ТЗР не возникают.
Если доставку товара продавец осуществляет за свой счет (франко склад покупателя) , то ТЗР либо включаются в цену товара либо учитываются отдельной статьей расходов на продажу, которые потом в полной сумме списываются ежемесячно.
Особенности учета транспортных расходов в торговле
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
1. Вправе ли организация-поставщик при реализации товаров одним покупателям учитывать транспортные расходы на их доставку в цене товара, а при реализации товаров другим покупателям — выделять их в качестве отдельной услуги? Вправе ли организация-поставщик закрепить данный подход в своей учетной политике?
2. Вправе ли организация-поставщик при реализации одних товаров учитывать транспортные расходы на их доставку в цене товара, а при реализации других — выделять транспортные расходы отдельно? Вправе ли организация-поставщик закрепить данный подход в своей учетной политике?
3. Какие могут быть негативные последствия в случае нарушения организацией-поставщиком своей учетной политики? Права ли бухгалтерская служба, которая утверждает, что разных способов отражения транспортных расходов в договорах с контрагентами быть не может, организация выбирает один способ, указывает его в учетной политике и следует ему?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация-поставщик вправе при реализации товаров одним покупателям учитывать транспортные расходы на их доставку в цене товара, а другим — выделять их в качестве отдельной услуги. Аналогично по разным товарам: организация-поставщик вправе при реализации одних товаров учитывать транспортные расходы на их доставку в цене товара, а при реализации других — выделять транспортные расходы отдельно.
Этот вопрос регулируется условиями заключенных договоров. Стороны могут согласовать любые условия в силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ). Бухучет ведется на основании первичных документов. Первичный документ нужно составлять при совершении каждого факта хозяйственной жизни. А факт хозяйственной жизни происходит с учетом условий, определенных договоренностью сторон. В законодательстве отсутствует примат бухгалтерского права над гражданским правом.
Учетная политика не регулирует вопрос о том, выставляются ли транспортные расходы контрагенту или нет. В учетной политике не прописывается, какие именно товары и каким контрагентам включают стоимость доставки, а какие — не включают.
В учетной политике прописываются, в частности, следующие моменты по учету транспортных расходов:
— выручку от транспортных услуг организация относит на счет 90 или 91;
— расходы на транспортировку учитываются на счете 44, 20 или 23;
— в налоговом учете расходы по доставке товаров относятся к прямым расходам или косвенным;
— и т.п.
Обоснование вывода:
Согласно положениям п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или в сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Исходя из п. 1 ст. 510 ГК РФ, доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, указанным в договоре поставки, и на определенных в договоре условиях.
Из приведенных норм ГК РФ следует, что договор поставки может быть заключен как с условием доставки товара поставщиком покупателю, так и с условием получения товара в месте нахождения поставщика (выборка товаров). Также по выбору сторон договора стоимость доставки товара может быть как включена в цену товара, так и определена отдельно.
Пунктом 3 ст. 421 ГК РФ установлено, что стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В связи с этим с учетом согласованных сторонами условий договор может быть квалифицирован как смешанный, включающий элементы договора поставки и иного договора (договора оказания услуг, договора транспортной экспедиции, посреднического договора и т.д.). В зависимости от условий договора на практике отношения с покупателями оформляются одним из способов:
— расходы на доставку включены в стоимость товаров;
— расходы на доставку несет покупатель, а организует доставку поставщик по посредническому договору, договору транспортной экспедиции или договору оказания услуг. Могут заключаться отдельные договоры либо основной договор является смешанным.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Обязательные реквизиты первичных учетных документов перечислены в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
В силу ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета.
Фактом хозяйственной жизни, подлежащим оформлению первичным учетным документом, является сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3, ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Иными словами, в бухгалтерском учете должно отражаться все, что произошло с экономическим субъектом (как внутри него, так и извне, как по его воле, так и помимо нее), при условии, что это оказывает или способно оказать влияние на его финансовое положение, финансовые результаты его деятельности и (или) движение денежных средств. Влияние это может выражаться в уменьшении или увеличении активов или их цен, в изменении обязательств, прибылей и убытков, а также других показателей, характеризующих финансовое состояние субъекта.
Под учетной политикой понимается принятая субъектом совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (ч. 1 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, п. 2 ПБУ 1/2008). Учетная политика для целей бухгалтерского учета применяется последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона N 402-ФЗ). Это одно из основных допущений, в соответствии с которым формируется учетная политика (п. 5 ПБУ 1/2008). Однако внесение изменений или дополнений в учетную политику возможно.
В п. 10 ПБУ 1/2008 приведен перечень случаев, которые влекут изменение учетной политики организации. При этом не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу имевшихся ранее или возникли впервые в деятельности организации (п. 10 ПБУ 1/2008).
Поэтому, если в работе организации возникает новая операция или факт хозяйственной жизни, учетная политика дополняется. Следует отличать изменения в учетной политике от ее дополнения. При дополнении учетной политики отсутствуют требования о ретроспективном пересчете, а также отсутствует требование о том, что новая учетная политика действует лишь с начала следующего отчетного года.
Из изложенного следует вывод, что организация-поставщик вправе при реализации товаров одним покупателям учитывать транспортные расходы на их доставку в цене товара, а другим — выделять их в качестве отдельной услуги. Аналогично по разным товарам: организация-поставщик вправе при реализации одних товаров учитывать транспортные расходы на их доставку в цене товара, а при реализации других — выделять транспортные расходы отдельно. Этот вопрос регулируется условиями заключенных договоров, а не учетной политикой. Бухучет ведется на основании первичных документов. Первичный документ нужно составлять при совершении каждого факта хозяйственной жизни. А факт хозяйственной жизни происходит с учетом условий, определенных договоренностью сторон.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Факты хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета;
— Вопрос: Договором поставки продукции в адрес юридических лиц определено, что при необходимости таковой доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. Отдельного договора доставки с покупателем при этом не составляется, но оплачиваемая покупателем стоимость доставки формируется отдельно от стоимости поставляемой продукции. Если организация является производителем продукции и нанимает сторонний транспорт для доставки продукции и перевыставляет эти услуги с небольшой наценкой, то выручку необходимо относить на счет 90 или 91? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2015 г.)
— Вопрос: Прямыми или косвенными расходами являются транспортные расходы по доставке товара от склада поставщика до склада организации (вид деятельности — оптовая торговли) наемным транспортом, а также собственным транспортом (затраты по ГСМ)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.)
— Вопрос: Поставщик (кирпичный завод) выписывает УПД на товар (кирпич) и отдельно УПД на доставку этого товара. Отдельного договора на перевозку груза не заключено. Есть договор поставки. Стоимость доставки не включена в цену товара (кирпича). Поставщик выдает организации следующие документы: счет (где определяется отдельно цена товара и доставки) и УПД со статусом 1. Правомерно ли разделять на два разных документа (УПД) кирпич и доставку? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2019 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия
Ответ прошел контроль качества
18 января 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Особенности учета транспортных расходов в торговле
Библиографическая ссылка на статью:
Баскакова А.Д. Особенности учета транспортных расходов в организациях торговли // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13440 (дата обращения: 13.12.2021).
Согласно статье 458 Гражданского кодекса РФ, если договором-купли-продажи не предусмотрено иное, в момент совершения сделки торговая организация передает товар покупателю посредством:
— вручения товара покупателю, в случае если договором оговорена доставка товара продавцом покупателю;
— предоставления товара в распоряжение покупателя, если предусмотрена передача товара в месте его нахождения. При этом предоставленным в распоряжение покупателя товар считается тогда, когда к оговоренному сроку он готов к передаче в надлежащем месте (в том числе, идентифицирован для целей договора), и покупатель проинформирован о готовности товара к передаче [2].
Таким образом, для передачи товара покупателю у торговой организации возникает обязанность по созданию соответствующих условий для его передачи, то есть помимо оплаты поставщику покупной цены товаров торговая организация также осуществляет расходы по реализации этих товаров. Такие расходы у торговых организаций именуются издержками обращения. Важно отметить, что не все расходы торговой фирмы помимо затрат на приобретение товаров относятся к издержкам обращения. Штрафы, пени, неустойки, платежи по кредитам сверх установленной законодательством ставки, убытки в связи с чрезвычайными ситуациями и подобные расходы, не обусловленные торговым процессом, учитываются как прочие расходы в бухгалтерском и как внереализационные в налоговом учете [1, 4].
Особенностью бухгалтерского учета является то, что в нем можно отразить все законные расходы организации, осуществленные в отчетном периоде, в полной величине. В налоговом же учете перечень расходов и их размер, подлежащий учету, в зависимости от их видов жестко регламентирован, более того, предъявляются строгие требования по их документальному подтверждению и обоснованности.
В настоящее время учет у торговых организаций издержек обращения регламентируется общепринятыми стандартами ведения бухгалтерского учета. Осознавая потребность экономических субъектов, работающих в сфере торговли, в отраслевых рекомендациях, Минфин РФ Письмом от 29 апреля 2002 года № 16-00-13/03 разрешил торговым организациям использовать до момента выхода соответствующего документа отмененные «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания», утвержденные Роскомторгом 20.04.1995 1-550/32-2 (далее – Методические указания по учету издержек обращения) для целей ведения бухгалтерского учета в части, не противоречащей требованиям действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету.
В бухгалтерском учете издержки обращения собираются на счете 44 «Расходы на продажу» по видам и статьям затрат, предусмотренным п. 2.1 вышеуказанных Методических рекомендаций. При этом включение тех или иных расходов в конкретные статьи затрат имеет свои особенности.
Особое внимание среди всех издержек обращения уделяется транспортным расходам. В соответствии с Методическими указаниями по учету издержек обращения к транспортным расходам относят такие, как плата сторонним организациям за перевозку, погрузку-разгрузку и сопровождение товаров в пути, а также за создание соответствующих условий для их перевозки.
В бухгалтерском и налоговом учете расходы по транспортировке товаров разделяют на те, которые связаны с доставкой приобретенных торговой фирмой товаров до склада этой фирмы и те, которые связаны с реализацией этих товаров потребителю. Последние однозначно отражаются как издержки обращения и учитываются на счете 44. В случае же с расходами, понесенными в связи с доставкой товаров до собственных складов, организациям разрешается учитывать подобные расходы одним из двух вариантов:
— отражать на 44 счете в качестве издержек обращения;
— включать в стоимость приобретения поступающих товаров [3].
Второй вариант менее трудоемкий для бухгалтера: расходы на доставку конкретной партии товаров сразу учитываются в стоимости этой партии. И в ряде случаев такой способ отражения расходов по доставке более выгоден в налоговом учете (далее это будет показано на примере). Также данный вариант более полезный в целях управленческого учета, так как формируется более точная фактическая себестоимость товаров, уплачиваемая организацией для их приобретения.
Однако не для всех торговых фирм данный вариант учета целесообразен. Так, становится достаточно трудно распределять транспортные расходы на каждый вид товара, если за одну доставку поставляется сразу несколько наименований товаров. В таком случае применяется первый способ, при котором такие расходы включаются в издержки обращения и учитываются вместе с остальными транспортными расходами на 44 счете [1, 3].
Выбранный вариант формирования покупной стоимости товаров подлежит отражению в учетной политике, как в «бухгалтерской», так и в «налоговой».
Следует отметить, что если товары доставляются до складов собственным транспортом торговой организации, то такие расходы также подлежат учету на 44 счете, но относятся не к транспортным расходам, а включаются в соответствующие статьи затрат (амортизация основных средств, расходы на энергоресурсы, и т.п.) [3].
В силу своей значительности в общей сумме затрат торговых предприятий транспортные расходы могут необоснованно увеличить себестоимость реализованных товаров, в случае их списания в полном объеме в отчетном периоде. Поэтому порядок отнесения расходов по транспортировке на уменьшение полученных организацией доходов в налоговом учете строго регламентирован (ст. 320 НК РФ), а в бухгалтерском учете это элемент учетной политики, по которому организациям предоставляется возможность выбора. Так, п. 228 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ (утв. приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н) допускает два варианта:
— списание транспортных расходов на финансовые результаты ежемесячно в полном объеме;
— пропорциональное распределение транспортных расходов между проданными и непроданными товарами [5].
При выборе второго варианта производится специальный расчет, установленный п. 2.18 Методических указаний по учету издержек обращения, который позволяет определить долю транспортных расходов, относящихся к стоимости реализованного товара, и долю, приходящуюся на нереализованный остаток. Этот же расчет (средний процент) используется для распределения расходов по транспортировке в налоговом учете (см. пример).
Признание издержек обращения для торговых фирм в налоговом учете осуществляется в строгом соответствии с положениями ст. 320 НК РФ. Как известно, для всех экономических субъектов – плательщиков налога на прибыль, в целях исчисления этого налога расходы отчетного периода необходимо делить на прямые и косвенные. Прямые расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль только по мере реализации товаров, тогда как косвенные допускается списывать на расходы в текущем периоде в полной сумме, не дожидаясь реализации товаров. То есть, для более быстрого признания расходов и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль экономическому субъекту более выгодно признавать расходы косвенными. Важным моментом в законодательстве является возможность для организации определить перечень прямых, и соответственно косвенных расходов самостоятельно. Однако, ст. 320 НК РФ для организаций в сфере торговли такой возможности не предоставляет и строго ограничивает их перечень прямых расходов. Так, к прямым у торговых организаций относятся расходы:
1) по приобретению товаров, реализованных в данном отчетном периоде;
2) на доставку приобретенных товаров до склада налогоплательщика, в случае если эти расходы не включаются в покупную цену данных товаров.
Налоговым законодательством недопустимо списывать эти расходы полностью в текущем периоде, они должны включаться в расходы только пропорционально объему реализованных товаров. Общая сумма понесенных в отчетном периоде прямых транспортных расходов распределяется между реализованными товарами и нереализованным остатком в соответствии со ст. 320 НК РФ по среднему проценту (см. пример).
Все остальные издержки обращения торговой фирмы признаются косвенными, в том числе косвенными признаются расходы по транспортировке, связанные с доставкой товаров со складов для их реализации [4]. Таким образом, торговой фирме выгоднее признать больше транспортных расходов, как связанных именно с реализацией товаров покупателю, то есть превратить их в косвенные. Поэтому организации стремятся сделать это всеми возможными способами: оформляют транспортные услуги по доставке товаров до склада, как консультационные; в случае если перевозчик товаров до складов и до торговых точек один и тот же перераспределяют стоимость транспортных услуг таким образом, чтобы меньшая их часть относилась на доставку до складов и т.п. Однако налоговая инспекция проявляет повышенное внимание к документам по транспортировке приобретенных товаров, так что в случае оформления их как относящихся не к закупке товаров, а к их реализации, организации не избежать пеней и штрафов. Законное признание транспортных расходов целиком в качестве косвенных и соответственно их единовременное списание в текущем периоде возможно в налоговом учете лишь в случае транзита товаров напрямую покупателю, минуя склад торговой фирмы.
Пример:
В декабре у предприятия было три поставки товаров для перепродажи на суммы:
— 600 000 руб. (без учета НДС), расходы на их доставку до склада – 150 000 руб. (без учета НДС);
— 900 000 руб. (без учета НДС), расходы на их доставку до склада – 200 000 руб. (без учета НДС);
— 550 000 руб. (без учета НДС), расходы на доставку до склада – 60 000 руб. (без учета НДС).
В этом же месяце были реализованы товары из первых двух поставок, соответственно на сумму 1 500 000 руб. (600 000 + 900 000).
Допустим, что учет в рассматриваемом предприятии направлен на минимизацию расхождений в бухгалтерском и налоговом учете, исходя из этого, в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета будут приниматься одинаковые варианты отражения расходов.
Вариант 1: транспортные расходы по доставке товаров до складов включаются в стоимость приобретения этих товаров (таблица 1).
Таблица 1 – Отражение операций в бухгалтерском учете при варианте 1
Учет транспортных расходов в торговых организациях
Транспортные расходы представляют собой совокупность издержек предприятия, связанных с организацией перевозки товара. При этом в них могут быть включены любые виды услуг, которые обеспечили прибытие товара в пункт назначения в целостности и сохранности, в частности услуги:
- по погрузке/разгрузке;
- по оформлению документации на таможне (если товар пересекает границу РФ);
- хранения;
- страхования;
- и прочие подобные операции.
С транспортными расходами торговые компании сталкиваются повсеместно.
Следует выделить два вида рассматриваемых издержек:
- связанные с перевозкой приобретенных товаров,
- понесенные при транспортировке реализованных товаров.
Исходя из каждого типа услуг, компании прибегают к различным вариантам организации учета. Основные правила отражения подобных операций с 2021 года регламентированы ФСБУ 5/2019 «Запасы» (до 2021 года ПБУ 5/01 «Учет МПЗ»).
Подробно о нововведениях в порядке учета МПЗ, внесенных новым ФСБУ 5/2019, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно и переходите в материал.
На каком счете учитывать транспортные расходы приобретенных товаров
Учет транспортных расходов по купленным товарам может быть осуществлен одним из вариантов:
- путем их включения в фактическую стоимость (п. 11 ФСБУ 5/2019, до 2021 года — п. 6 ПБУ 5/01);
- отражением в издержках на продажу (п. 21 ФСБУ 5/2019, до 2021 года — п. 13 ПБУ 5/01).
При этом выбранный вариант необходимо прописать в учетной политике.
Важно! Разъяснения от КонсультантПлюс
Не включайте в фактическую себестоимость товаров затраты на их хранение после поступления на склад организации, а также иные затраты, которые не являются необходимыми для приобретения товаров (пп. «в», «г» п. 18 ФСБУ 5/2019).
Подробнее читайте в К+. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
О специфике ведения учета торговыми организациями см. в публикации «Торговля товарами с и без НДС (нюансы)».
Пример 1 (доставка учтена в стоимости)
Основной деятельностью ООО «Овал» является оптовая продажа мебели. В марте ООО закупило мебель на сумму 660 800 руб. (в т. ч. НДС 110 133,33 руб.). Доставка — 53 100 руб. (в т. ч. НДС 8 850 руб.) — учет по фактической стоимости на счете 41 «Товары».
- Дт 41 Кт 60 — стоимость мебели — 550 666,67 (660 800 −110 133,33) руб.
- Дт 19 Кт 60 — НДС по товару — 110 133,33 руб.
- Дт 41 Кт 60 — доставка — 44 250 (53 100 – 8 850) руб.
- Дт 19 Кт 60 — выделен НДС по перевозке 8 850 руб.
Пример 2 (доставка — расходы на продажу)
Операции из примера 1, однако учет транспортных издержек производится обособленно с использованием счета 44 «Расходы на продажу».
- Дт 41 Кт 60 — стоимость мебели — 550 666,67 (660 800 −110 133,33) руб.
- Дт 19 Кт 60 — НДС — 110 133,33 руб.
- Дт 44 Кт 60 — расходы по перевозке — 44 250 (53 100 – 8 850) руб.
- Дт 19 Кт 60 — НДС по услугам перевозки — 8 850 руб.
При самовывозе товаров в рассматриваемые расходы могут быть включены издержки:
- по заработной плате сотрудника, доставившего товар;
- по страховым взносам с заработной платы;
- по приобретению топлива;
- амортизационных отчислений по автомобилю;
- прочие расходы.
Следует отметить, что издержки по транспортировке товаров, собираемые на отдельном счете, подлежат ежемесячному распределению, исходя из показателей реализации и остатка товаров. Способ распределения указанных расходов отражен в ст. 320 НК РФ. Исходя из положений данной нормы сумма транспортных расходов, которые можно списать по окончанию отчетного периода, определяется по формуле:
ТРоп = ТРнм + ТРм – Трот,
ТРоп — транспортные расходы, подлежащие списанию за текущий месяц;
ТРм — расходы на доставку за текущий месяц;
ТРнм — остаток транспортных расходов на начало месяца (дебетовое сальдо счета 44);
Трот — транспортные расходы, приходящиеся на остаток товара на конец отчетного месяца.
Трот рассчитывается по формуле:
СТот — стоимость остатка товара на конец отчетного периода (дебетовое сальдо сч. 41);
Ср% — средний процент для определения суммы расходов, относящихся к остатку товаров.
Средний процент можно рассчитать по формуле:
Ср% = (ТРнм + ТРм) / (СТм + СТот) × 100%,
ТРнм — остаток транспортных расходов на начало месяца (дебетовое сальдо счета 44);
ТРм — транспортные расходы за текущий месяц;
СТм — стоимость товаров, реализованных за месяц;
СТот — стоимость нереализованного товара.
ВНИМАНИЕ! Порядок распределения транспортных расходов регламентирован п. 7.1 ПБУ 1/2008.
О том как, отразить порядок распределения транспортных расходов в учетной политике, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно.
Как отразить в бухгалтерском учете транспортные расходы реализованных товаров
Транспортировка реализованных товаров также имеет различные варианты отражения в учете.
Некоторые покупатели могут сами осуществлять доставку, тогда поставщику не нужно учитывать транспортные расходы по причине того, что их в такой ситуации не возникает.
Большое число контрактов предусматривает транспортировку товара поставщиком или посредником. Особенности учета таких операций зависят от условий доставки, которые были предусмотрены контрактом между контрагентами:
- доставка может «сидеть» в цене товара,
- стоимость доставки прописывается как обособленная от реализации услуга.
Пример 3 (доставка в цене)
ООО «Овал» реализовало в апреле мебель, выручка составила с учетом доставки 885 000 руб. (в т. ч. НДС 147 500 руб.). Расходы ООО по доставке — 59 000 руб. Покупная стоимость реализованного товара — 560 000 руб. В том же месяце ООО приобрело мебель на сумму 236 000 руб. (в т. ч. НДС 39 333,33 руб.). Сумма транспортных расходов по закупке товаров составила 35 400 руб. (в т. ч. НДС 5 900 руб.), остаток по счету 44.1 на 01.04.2019 — 160 000 руб., остаток по счету 41 на 30.04 — 260 000 руб. Отметим, что транспортные расходы покупного товара отражаются по счету 44.1, реализованного — по счету 44.2.
Проводки в учете продавца:
- Дт 62 Кт 90.01 — реализация мебели — 885 000 руб.
- Дт 90.03 Кт 68.02 — начислен НДС 147 500 руб.
- Дт 90.02 Кт 41 — списание себестоимости реализованной мебели — 560 000 руб.
- Дт 90.02 Кт 44.2 — списание транспортных расходов — 59 000 руб.
- Дт 41 Кт 60 — стоимость мебели — 196 666,67 (236 000 – 39 333,33) руб.
- Дт 19 Кт 60 — НДС — 39 333,33 руб.
- Дт 44.1 Кт 60 — транспортные расходы — 29 500 (35 400 – 5 900) руб.
- Дт 19 Кт 60 — НДС по услугам перевозки — 5 900 руб.
Определим сумму транспортных расходов по покупным товарам к списанию в апреле с учетом приведенной выше формулы:
Средний процент расходов на остаток товара = 23,11% ((160 000 + 29 500) / (560 000 + 260 000) × 100).
Сумма транспортных расходов на остаток товара = 60 086 руб. (260 000 × 23,11%).
Сумма транспортных расходов к списанию = 129 414 руб. (160 000 + 29 500 — 60 086)
Дт 90.2 Кт 44. 1 — списаны расходы по транспортировке покупного товара 129 414 руб. Данная сумма будет учтена в расходах при исчислении налога на прибыль.
Пример 4 (доставка учитывается как услуга)
ООО «Овал» реализовало в апреле мебель, выручка составила 826 000 руб. (в т. ч. НДС 137 666,67 руб.). Доставку ООО осуществило собственными силами, расходы по ней составили 59 000 руб., из них зарплата водителя — 40 000, страховые взносы — 12 000, топливо — 7 000. Доставка по договору оплачивается покупателем отдельно. Для отражения выручки от реализации транспортных услуг ООО использует счет 90.04.
- Дт 62 Кт 90.01 — выручка от реализации мебели — 826 000 руб.
- Дт 90.03 Кт 68 — начислен НДС 137 666,67 руб.
- Дт 90.02 Кт 41 — списание покупной стоимости 560 000 руб.
- Дт 44 Кт 70 — транспортные расходы — зарплата водителя 40 000 руб.
- Дт 44 Кт 69 — транспортные расходы — страховые взносы 12 000 руб.
- Дт 44 Кт 10 — транспортные расходы — топливо 7 000 руб.
- Дт 62 Кт 90.04 — выручка по доставке товаров покупателю — 59 000 руб.
- Дт 90.03 Кт 68 — начислен НДС по услугам доставки — 9 833,33 руб.
- Дт 90.02 Кт 44 — списание транспортных расходов — 59 000 руб.
Итоги
Издержки, представленные транспортными расходами, встречаются у любого хозсубъекта, в особенности большая их доля приходится на организации, осуществляющие торговую деятельность. Для учета таких расходов очень важно корректно составить учетную политику, из которой следуют основные моменты отражения данного вида издержек.