Образец приказа об организации воинского учета

Образец приказа об организации воинского учета

Как организовать воинский учет в организации. Пошаговая инструкция

Инструкция по ведению воинского учета в организациях:

  • назначить ответственное должностное лицо;
  • определить количество военнообязанных;
  • составить личные карточки работников;
  • передавать сведения в военкомат по установленному графику.

Обязанности работодателей и нормативно-правовая база

Обязанность организаций вне зависимости от форм собственности вести воинский учет оговорена в статье 8, пункте 1, подпункте 6, Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ. Его цель — обеспечение потребностей Вооруженных Сил РФ в людских ресурсах как в мирное, так и в военное время.

В законодательстве ведение воинского учета в организации в 2021 году регулируют:

  • Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» ;
  • Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» ;
  • указ президента РФ № 890 от 14.08.1992 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • постановление правительства РФ № 719 от 27.11.2006 ;
  • постановление правительства РФ от 17.03.2010 № 156 об утверждении правил бронирования с изменениями (распространяется на граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях);
  • инструкция по бронированию граждан, пребывающих в запасе в 2021 году, утв. генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации от 03.02.2015 № 664с;
  • инструкция генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях;
  • методические рекомендации генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. 11.07.2017 .

Обязанности работодателя и учет военнообязанных в отделе кадров организации 2021 г. разделены на две объемных категории:

  • общий воинский учет (ОВУ);
  • специальный воинский учет — бронирование военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).

Организация воинского учета работодателем

Чтобы начать контролировать и учитывать военнообязанных работников, необходима пошаговая инструкция по воинскому учету в организации для новичка:

  1. Назначить ответственных лиц.
  2. Определить круг работников, подлежащих ВУ.
  3. Получить документы для ведения ВУ.
  4. Согласовать приказ о назначении ответственных лиц с местным военным комиссариатом.
  5. Исполнять и контролировать обязанности по ведению документации и взаимодействию с работниками.

Подробная пошаговая инструкция: как организовать воинский учет в организации в 2021 году

Шаг 1. Назначение ответственных лиц

За состояние ВУ в компании отвечает ее руководитель. Такая норма закреплена в пункте 9 постановления правительства РФ от 27.11.2006 № 719. Непосредственно ведением учета занимается ответственное лицо, назначенное руководителем. Для этого на предприятии издается приказ, а функция ведения ВУ фиксируется в должностных обязанностях сотрудника.

В зависимости от численности сотрудников, состоящих на ВУ, определяется количество специалистов, которые будут вести эту деятельность. В соответствии с пунктом 19 постановления правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется количество военнообязанных работников на 31 декабря предшествующего года. Затем, опираясь на нормативы пункта 12 постановления правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется количество ответственных сотрудников из числа отдела кадров или руководящего состава, главный бухгалтер в воинском учете не участвует.

Количество военнообязанных работников

Количество работников, ведущих ВУ

До 499 граждан (включительно)

1 работник, выполняющий обязанности по совместительству

От 500 до 1999 граждан (включительно)

1 освобожденный работник

От 2000 до 3999 граждан (включительно)

2 освобожденных работника

На каждые последующие полные 3000 граждан

1 освобожденный работник

На крупных предприятиях, где имеются два и более сотрудника, ответственных за работу с военнообязанными и взаимодействие с военкоматом, создается отдельное подразделение, называемое военно-учетный стол в организации. Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оснащенном металлическими шкафами для хранения документов.

Шаг 2. Определение круга военнообязанных

Согласно пункту 14 постановления, обязательному контролю подлежат:

  • призывники;
  • военнообязанные.

К призывникам относятся лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, годные к службе и не пребывающие в запасе. Что касается военнообязанных, то круг таких лиц достаточно широкий. К ним относятся:

  • все категории военных в запасе;
  • лица, получившие отсрочку от службы в армии;
  • лица, освобожденные от службы в армии;
  • лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • граждане, прошедшие службу на военных кафедрах;
  • женщины, имеющие военно-учетные специальности.

Не подлежат военному учету, согласно пункту 15 постановления:

  • лица, освобожденные от призыва на военную службу в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • лица, постоянно проживающие за пределами РФ;
  • женщины, не имеющие военно-учетную специальность;
  • офицеры запаса СВР или ФСБ.

Шаг 3. Получение документов

По закону, воинский учет и бронирование в организации производится на основании следующих документов:

  • удостоверение гражданина, подлежащего призыву на срочную службу, — для призывников;
  • военный билет или справка взамен него — для военнообязанных.

Шаг 4. Согласование в местном военном комиссариате

Согласно пункту 22 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организации», проект приказа о назначении ответственных лиц согласовывается с местным ВК. Кроме согласования, сотрудники ведомства проводят вводный инструктаж по ведению учета, предоставляют образцы бланков и т. д.

Шаг 5. Исполнение и контролирование ведения учета

После того как все перечисленные шаги выполнены, ответственный сотрудник или подразделение приступает непосредственно к выполнению своих обязанностей. В законодательстве не указано, как заполнить акт проверки состояния воинского учета и бронирования граждан в организации в 2021 году — это делают в произвольной форме, не реже чем раз в год, по договоренности с сотрудниками военкомата.

Организация должна предоставлять в военкомат следующие сведения:

  • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, которые являются военнообязанными;
  • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет, и раз в год (в сентябре) списки мужчин 15 и 16 лет.

На основании военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву, вносятся необходимые сведения в личную карточку по форме Т-2.

Кроме того, компания должна вести следующие документы:

  • план работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе в 2021 г.;
  • приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • журнал проверок состояния бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • картотеку личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • расписки о приеме документов и корешки от них;
  • карточка учета организации (КУО форма № 18).

Представленный список не является исчерпывающим. В разных регионах и на разных предприятиях ведут и другие дополнительные документы. Стоит сказать, что ответственные сотрудники должны проводить методическую работу. В их функции входит вести журнал проверок воинского учета 2021 г. и сверяться с военкоматом.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как вести воинский учет. Используйте эти инструкции бесплатно.

Ответственность за уклонение и ошибки в ведении воинского учета

Правильное и своевременное ведение ВУ находится в интересах руководителя организации и ответственного сотрудника. З а уклонение от соблюдения этой необходимости предусмотрена административная ответственность. В частности, предусмотрены следующие штрафные санкции:

  • несвоевременное предоставление в военкомат сведений о гражданах, подлежащих первичной постановке на ВУ, и о тех, кто состоит или не состоит на учете, — от 300 до 1000 рублей (статья 21.1 и часть 3 статьи 21.4 КоАП РФ);
  • неоповещение граждан о повестке в военкомат — от 500 до 1000 рублей (статья 21.2 КоАП РФ).

Штрафы назначают по результатам проверки, которую проводят представители военкомата. На крупных предприятиях, где численность сотрудников более 500 человек, она проводится раз в год. На мелких предприятиях — раз в 3 года.

В первую очередь ревизоры обращают внимание на полноту и достоверность предоставляемых сведений и на правильность ведения ВУР. Результаты проверки отражаются в соответствующем журнале.

Штрафы за нарушения в воинском учете увеличат

Государственная дума приняла в первом чтении законопроект № 637094-7 с поправками в КоАП РФ, направленный на увеличение санкций, предусмотренных статьями 21.1 — 21.7 КоАП РФ за нарушения в сфере воинского учета. Автор инициативы — правительство РФ — предлагает увеличить штрафы за непредоставление руководителем или другим должностным лицом, ответственными за ВУ, сведений о гражданах, подлежащих постановке на учет, в установленный срок в военный комиссариат. Санкции составят от 3000 рублей до 10 000 рублей.

Кроме увеличения штрафов, законопроект изменяет диспозицию статьи 21.5 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по ВУ, и статьи 28.1 КоАП РФ. В КоАП РФ пропишут, что факт неявки гражданина на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, является поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 21.5 КоАП РФ.

Организация и ведение воинского учета на предприятии

Ведение воинского учета в организациях осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 13.07.2020; далее — Федеральный закон № 53-ФЗ), Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 27.12.2019) и Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (в ред. от 20.07.2020; далее — Положение о воинском учете). Кроме того, Генштаб Вооруженных сил РФ разработал и утвердил 11.07.2017 Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях (далее — Методические рекомендации).

В соответствии с нормами вышеперечисленных документов осуществлять воинский учет работников обязаны все организации, независимо от форм собственности.

Существует два вида воинского учета: общий и специальный.

На специальном воинском учете состоят военнообязанные граждане, которые:

• забронированы за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями на период мобилизации или в военное время;

• проходят службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, органах уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения на должностях рядового и начальствующего состава.

Все остальные категории военнообязанных граждан состоят на общем воинском учете.

КТО МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВОИНСКИЙ УЧЕТ

Перед тем как организовывать воинский учет на предприятии, необходимо назначить ответственное лицо. Это может быть как сам руководитель, поскольку именно он является должностным лицом, отвечающим за состояние воинского учета[1], так и любой другой работник предприятия, назначенный приказом ответственным за ведение военно-учетной работы.

В зависимости от количества военнообязанных работников[2] определяется количество работников, осуществляющих военно-учетную работу[3]:

Если в организации 2 и более работника выполняют военно-учетную работу, в штатном расписании должно быть создано отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол[4].

Если в организации предполагается только 1 работник, осуществляющий воинский учет, он может входить в состав любого структурного подразделения. Чаще всего должность специалиста по воинскому учету включается в состав кадровой службы, поскольку необходимо иметь доступ к персональным данным работников и обладать актуальной информацией по приему и увольнению. Кроме того, в современных программах по учету кадров уже есть встроенный модуль по формированию отчетности в рамках военно-учетной работы.

ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ ПО ВОИНСКОМУ УЧЕТУ В ЧАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И КВАЛИФИКАЦИИ

Никаких конкретных требований закон не содержит. Единственное условие: работник должен 1 раз в 3 года проходить курс повышения квалификации по определенной программе[5]. Первое повышение квалификации — в течение года после назначения на должность специалиста по воинскому учету.

Согласно Методическим рекомендациям курс повышения квалификации можно пройти в Институте специальной подготовки ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России». Учебный план составляет 40 учебных часов, обучение платное, в результате успешного окончания выдается удостоверение повышения квалификации. Программа курса приведена в Приложении № 19 к Методическим рекомендациям.

КАК ПРОИНФОРМИРОВАТЬ ВОЕНКОМАТ О НАЧАЛЕ РАБОТЫ ПО ВЕДЕНИЮ ВОИНСКОГО УЧЕТА

После того как со специалистом по воинскому учету был заключен трудовой договор и издан приказ о приеме на работу[6], необходимо издать приказ об организации и ведении воинского учета. Текст документа приведен в Приложении № 4 к Методическим рекомендациям[7]. Изменять его не рекомендуется.

После того как руководитель организации подписал приказ, копию документа следует направить в военкомат. Рекомендуем оформлять приказ в двух экземплярах — один направить в военкомат, второй остается в делопроизводстве предприятия.

Одновременно с приказом о назначении ответственного за ведение воинского учета в военкомат необходимо предоставить утвержденный план работы на календарный год, который также должен быть согласован с военкоматом (п. 37 Методических рекомендаций). Образец плана, а также перечень мероприятий приведены в Приложении № 17 к Методическим рекомендациям[8]. План так же надо оформить в двух экземплярах —один передается в военкомат, второй остается в организации у специалиста по воинскому учету.

Если предприятие до определенного времени вообще не взаимодействовало с военкоматом, вместе с приказом о назначении ответственного за воинский учет и планом работы на календарный год в военкомат необходимо предоставить еще два документа:

• карточку учета организации по форме № 18;

• отчет по форме № 6.

И карточка учета, и отчет заполняются в трех экземплярах. Один экземпляр передается в военкомат, второй направляется в комиссию по бронированию, а третий возвращается в организацию и хранится у специалиста по воинскому учету.

Унифицированных форм этих документов не существует. Чтобы получить актуальную форму карточки учета, следует обратиться в военкомат по месту нахождения работодателя.

Бланк отчета по форме № 6 и порядок его заполнения приведены в письме Минкультуры России от 03.11.2003 № 125-01-16/24. За дополнительными разъяснениями также можно обратиться в военкомат.

Если предприятие заявляет о себе в военкомате впервые, все документы должны быть заполнены по состоянию на дату назначения ответственного за воинский учет. В дальнейшем отчетность будет сдаваться ежегодно (до 31 декабря текущего года).

[1] Пункт 9 Положения о воинском учете.

[2] Определяется по состоянию на 31 декабря предшествующего года (п. 13 Положения о воинском учете).

[3] Пункт 12 Положения о воинском учете.

[4] Пункт 13 Положения о воинском учете, п. 19 Методических рекомендаций.

[5] Приложение № 19 к Методическим рекомендациям.

[6] По унифицированной форме № Т-1 или по форме, утвержденной работодателем.

[7] Форма приказа доступна для скачивания (услуга «Сервис форм» ©).

[8] Форма плана доступна для скачивания (услуга «Сервис форм» ©).

Н. А. Гусарова,
консультант по кадровому делопроизводству

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 10, 2020.

Образец приказа об организации воинского учета

Нормативное обоснование регистрации военнообязанных

Каждый работодатель обязан вести воинский учет своих подчиненных. Это предусмотрено целым рядом нормативных документов:

  • Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719 “Об утверждении положения о воинском учете”. Это документ, который определяет порядок работы военкоматов и органов местного самоуправления, носит общий характер;
  • Приказом Минобороны от 18.07.2014 № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета». Как и предыдущий нормативный акт, регламентирует функционирование системы военной регистрации в целом по стране и относится к военкоматам и иным органам военного управления, в том числе к органам местного самоуправления; , утв. 11.07.2018. Это основной документ, который пригодится кадровому делопроизводителю в работе по регистрации военнообязанных.

Организация воинского учета

Прежде всего на каждом предприятии должен быть подготовлен и издан приказ о назначении ответственного за воинский учет лица.

Данный документ определяет конкретные обязанности лиц, ведущих регистрацию личного состава, например:

  • проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах об их отношении к военной обязанности;
  • заполнять соответствующие разделы в личных карточках работников Т-2 в соответствии с записями в их военных документах;
  • информировать военные комиссариаты об обнаруженных в профильных документах неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения обязанностей, мобилизационной подготовки и мобилизации.

Органы военного управления (военкоматы) и местного самоуправления имеют право проверять организации на предмет правильности ведения соответствующей регистрации личного состава.

Обязательность наличия приказа об ответственном за ведение регистрации военнообязанных не оговорена законом, однако его отсутствие может расцениваться как нарушение.

Чтобы лишних вопросов у контролирующих органов не возникало, проект приказа по регистрации личного состава организации следует предварительно согласовать в военкомате или органе местного самоуправления (в тех местностях, где нет военных комиссариатов).

Порядок подготовки и согласования приказа

Минимально документ должен содержать персональные данные лиц, ответственных за:

  • разработку функциональных обязанностей по ведению воинского учета;
  • бронирование военнообязанных в запасе;
  • оповещение граждан о вызовах по вопросам регистрации военнообязанных;
  • временное замещение ответственных лиц на период их отсутствия.

Количество сотрудников, ведущих данное направление работы в компании, определяется количеством военнообязанных по состоянию на 31 декабря прошедшего года. Нормы следующие:

  • 1 человек по совместительству – при наличии в штате 500 граждан, подлежащих учету;
  • 1 человек – при наличии от 500 до 2000 военнообязанных граждан;
  • 2 человека – при наличии от 2000 до 4000 граждан;
  • далее плюс один к указанным выше двум сотрудникам на каждые последующие 3000 человек предприятия.

Если по норме необходимо иметь двух и более работников, занятых данной работой, то в организации необходимо создавать отдельное подразделение – военно-учетный стол.

Образец приказа об организации воинского учета граждан в 2020 году выглядит так:

Образец приказа об организации воинского учета и назначении ответственного

Воспользовавшись нашим примером, подготовьте проект документа с учетом особенностей вашей организации. Теперь его необходимо согласовать у руководителя и с военным комиссаром. Для этого оформите на фирменном бланке организации письмо примерно такого содержания:

В соответствии с Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях от 11.07.2018, направляем на согласование проект приказа об ответственных за ведение воинского учета в Обществе с ограниченной ответственностью «Пион». В случае наличия замечаний просим представить их в письменном виде по адресу 123456, Санкт-Петербург, улица Правды, дом 1, корпус 2, помещение 3.

Письмо вместе с проектом приказа надо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении и ждите ответа. Если все нормально, и документы согласуют, можно спокойно работать. Если будут замечания, их напишут. Останется только внести изменения и направить проект распоряжения еще раз. После всех согласований документ нужно будет утвердить и ознакомить с ним под роспись перечисленных в нем сотрудников.

Издание приказа об организации воинского учета, образец документа для загрузки

Обязанность вести воинский учет сотрудников возлагается на каждую компанию или индивидуального предпринимателя, в штате которых имеются военнообязанные лица, либо лица призывного возраста. За несоблюдение требований по ведению воинского учета на организацию или ИП накладываются штрафы до 5000 рублей. Рейды проводятся раз в три года для небольших фирм и раз в год для крупных. По этой причине к ведению воинского учета следует отвестись ответственно.

На текущий момент по умолчанию ответственным за данный учет является директор фирмы. Но он может делегировать данное полномочие одному из сотрудников, который станет отвечать за военно-учетную работу. Для этого требуется издать приказ об организации воинского учета, после чего согласовать его в военкомате. В данной статье мы подробнее расскажем о данном документе, а также предоставим образец для загрузки.

Для чего нужно издавать данный приказ?

Ведение воинского учета возлагается на все предприятия, имеющие в штате призывников и военнообязанных лиц. Регламентирует это Федеральный закон номер 61 от 31.05.1996, а конкретно подпункт шесть пункта один статьи восемь.

Отвечает за ведение воинского учета руководитель фирмы. Если он хочет передать полномочия, то это вполне осуществимо. Для этого требуется издать приказ об организации воинского учета, в котором будет указано ответственное лицо. Такая возможность прописана в пункте шесть статьи первой Федерального закона номер 53 от 28.03.1998, а также в соответствии с пунктом девять Положения номер 719, которое было утверждено правительством Российской Федерации 27.11.2006.

Составление приказа о назначении ответственного сотрудника за воинский учет

Приказ об организации воинского учета граждан требуется составить по форме, которую утвердило Министерство обороны. Найти ее можно в четвертом приложении к методическим рекомендациям, утвержденным Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации 11.07.2017. Порядок заполнения документа следующий:

В приказе об организации воинского учета укажите отвечающее за работу по учету лицо из числа сотрудников организации. В принципе, это может быть абсолютно любой из трудоустроенных в фирме, но чаще всего задействуют кого-нибудь из отдела кадров. Подобная работа осуществляется и по совместительству. Но при таких условиях придется дополнительно оплачивать данный труд.

При желании можно назначить ответственным и бухгалтера организации. Однако такую обязанность требуется предварительно прописать в трудовом договоре, либо в должностной инструкции. Это осуществимо благодаря статье 57 Трудового кодекса РФ, а именно абзацу второму части второй, а также письму Роструда от 31 октября 2007 года под номером 4412.

Читайте также  Техник механик – Профессия техник (механик): описание

Еще обязательно требуется указать кто будет заменять ответственного за воинский учет сотрудника если тот уйдет на больничный или получит отпуск. Перед уходом следует передать всю документацию второму работнику по акту. Это прописано в пункте двадцать два Методических рекомендаций, утвержденных Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.07.2017 года.

Скачать образец документа

Мы подготовили актуальный для подачи в военкоматы РФ приказ об организации воинского учета, образец 2021 года вы можете скачать по данной ссылке: скачать. После загрузки введите необходимые данные, распечатайте, заверьте печатью и подписью руководителя предприятия. Также его потребуется согласовать с военным комиссариатом.

Согласование приказа в военкоматом

Закон обязывает вести воинский учет своих сотрудников на предприятии. Директор должен заниматься этим самостоятельно, либо возложить обязанность на одного из работников. Для этого требуется издать приказ об организации воинского учета.

Следом его следует согласовать с военным комиссаром военкомата, либо с органом местного самоуправления, в случае, если на территории, где осуществляет деятельность фирма, нет военкоматов.

Возможно ли назначить не одного, а несколько ответственных сотрудников за воинский учет?

Потребность в подобном может возникнуть на крупных предприятиях, что и учтено в законодательстве. Так что количество ответственных работников за воинский учет зависит от размеров организации, сколько там работает людей. Прописано это в постановлении правительства Российской Федерации номер 719, пункте 12 Положений от 27.11.2006 года.

  • Если в компании менее 500 работников, то достаточно одного ответственного по воинскому учету по совместительству;
  • Когда в фирме трудоустроены 500-2000 сотрудников, то должен быть 1 ответвлённый за воинский учет, но на полную ставку;
  • Если штат организации составляет 2000-4000 работников, то организации полагается иметь двух ответственных за учет сотрудников на полную ставку;
  • На каждые последующие 3 тысячи работников требуется добавлять по одному специалисту по воинскому учету.

Выводы

Обязанностью вести воинский учет наделены все организации и ИП. Его неведение повлечет ряд санкций для фирмы и ее руководителя. Если директор не желает вести его самостоятельно, то он может издать приказ, согласовав его в военкомате, назначив ответственных лиц за данную работу. Количество ответственных за воинский учет зависит от количества работников в организации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]