Новые требования к работе диспетчерской службы УК
В постановлении Правительства РФ от 27 марта 2018 года № 331 появились серьезные нововведения, которые вступили в силу с 1 марта 2019 года. У УК и ТСЖ появились новые обязанности по организации аварийно-диспетчерской службы, регламентировались сроки выполнения работ. Новые поправки положения об АДС в ТСЖ позволят быстрее отвечать на заявки и выполнять работу, чтобы последствия аварийных ситуаций были минимальными.
Основные изменения постановления 2019 года об аварийно-диспетчерской службе в сфере ЖКХ
В положении об аварийно-диспетчерской службе управляющей компании содержатся поправки в Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденные ПП РФ от 15 мая 2013 г. № 416 (далее – Правила № 416).
В новой редакции п. 10 Правил № 416 более подробно описана деятельность АДС, которая:
- следит за работой внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов;
- контролирует качество коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения;
- круглосуточно регистрирует и контролирует выполнение в сроки, установленные пунктом 13 Правил № 416, заявки собственников и пользователей помещений в МКД по предоставлению услуг, содержанию общего имущества в доме, об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем и исполнению других обязательств управляющей организации, указанных в договоре;
- оперативно принимает меры по обеспечению безопасности граждан при возникновении аварийных ситуаций или возможной угрозы.
В новых правилах сказано, что аварийно-диспетчерское обслуживание — это обязанность управляющих организаций. Они должны обеспечивать тишину и покой граждан в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ.
В пункте 17 установлено новое название журнала заявок собственников — Журнал учета заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах. Правила ведения и хранения журнала остались прежними.
Дополнительное требование согласно п.29 Правил 416 — это прием собственников и пользователей помещений в МКД руководителем управляющей организации или другими уполномоченными лицами не менее одного раза в месяц.
Какие изменения необходимо внести УК и ТСЖ в программу работы аварийно-диспетчерской службы
Ответ на звонок
По регламенту аварийной службы для сферы ЖКХ сотрудник АДС должен ответить на звонок собственника в течение 5 минут. Если за это время ответить не успели, нужно перезвонить в течение 10 минут с момента поступления звонка. Другой вариант — собственник может оставить голосовое или электронное сообщение. Его необходимо рассмотреть в течение 10 минут после поступления.
Отследить сроки в ручном режиме сложно. В программе учета АСУ «Жилищный стандарт» есть модуль, предназначенный для организации и автоматизации работы аварийно-диспетчерской службы . Он отвечает новым требованиям и помогает управляющим организациям наладить продуктивную работу АДС. С его помощью сотрудник сможет обработать заявку в срок.
Регистрация заявок
После регистрации заявки в течение 30 минут нужно оценить срок ее выполнения и проинформировать заявителя. Время устранения крупных аварий оговорено в положении о диспетчерской службе в ЖКХ, а мелких неисправностей согласовывается с заявителям. АДС работает круглосуточно, поэтому время может быть любым.
Согласно положению об АДС управляющей компании с 1 марта 2019 года диспетчерские службы смогут выбирать способ регистрации заявок — в журнале заявок или в электронном виде в системе учета заявок. Общее условие — использование записей телефонного разговора , которые должны храниться 3 месяца. АСУ «Жилищный стандарт» позволяет сформировать журналы при необходимости и быстро выгрузить данные о работах и исполнителях.
Порядок действий при поступлении заявки
- Выяснить причину и характер обращения.
- Решить, понадобится ли помощь аварийно-ремонтных служб.
- Зафиксировать принятое решение в журнале учета заявок. Если он ведется в ГИС ЖКХ, разместить данные там.
- Сообщить заявителю регистрационный номер заявки, сроки исполнения и перечень мероприятий.
- Организовать исполнение заявки в надлежащие сроки.
Наше программное обеспечение позволит обеспечить эффективное сотрудничество управляющих организаций, диспетчерских служб и собственников жилья. В него входят мобильные приложения для удобства передачи информации, система автообзвона для экономии времени, автопостановка задач для оптимальной загрузки сотрудников диспетчерской.
Время устранения неполадок
На локализацию аварий в системах горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, отопления и электроснабжения необходимо полчаса с момента регистрации заявки. На устранение засоров в канализации требуется до 2-х часов, но не раньше 8 часов и не позднее 23 часов при круглосуточном приёме заявок. Полностью обеспечить функционирование систем нужно не дольше чем за 3 дня с даты повреждения.
Регламентом работы диспетчерской службы в управляющей компании установлены сроки подачи коммунальных услуг, которые не должны нарушать установленную продолжительность перерывов в предоставлении.
АДС должна сообщить в орган местного самоуправления, на территории которого находится дом, какое конкретно аварийное повреждение системы произошло и когда организация его устранит.
Выезд на объект
Сотрудники аварийно-диспетчерской службы должны брать с собой на выезд необходимые оборудование и материалы, служебное удостоверение, одноразовые бахилы и опознавательный знак в виде бейджа, нашивки на одежду с указанием организации, ФИО и профессиональной специализации.
Если ремонт необходим внутри помещений МКД, диспетчер аварийной службы ЖКХ должен заранее предупредить собственника, назвать дату и время приезда аварийки, ФИО сотрудников.
Контроль за исполнением заявки
Результаты отработки заявки должны контролироваться. Исполнитель фотографирует свою работу, а результаты вносятся в журнал учета заявок или ГИС ЖКХ. В этом поможет наше программное обеспечение, которое позволяет быстро формировать документы на основе шаблонов и выгружать их из системы.
Заявки можно передавать исполнителям через мобильное приложение , с помощью которого они смогут сделать фото и загрузить их в базу данных аварийно-диспетчерской службы.
Какие штрафы ожидают управляющие организации и ответственных лиц за невыполнение предписаний постановления и как их избежать
Штрафы предусмотрены при ненадлежащей работе аварийно-диспетчерских служб управляющих организаций. Закон о диспетчерской службе в ЖКХ признает это грубым нарушением лицензионных требований. Размер штрафа пока официально не утвержден, но Госдума в первом чтении приняла законопроект, который дополняет ст.14.1.3 КоАП пунктом, который определяет сумму штрафа:
- для должностного лица управляющей организации — 150 000–250 000 ₽;
- для юридического лица — 300 000–350 000 ₽.
Функционал нашего сервиса позволяет УК и ТСЖ перейти на современный электронный формат работы диспетчерской службы и упростить работу с обращениями жильцов, записывает телефонные разговоры и контролирует работу сотрудников по выполнению заявки. Использование программы гарантирует управляющим организациям соответствие работы их АДС лицензионным требованиям законодательства.
Минстрой России об обязанности исполнителей коммунальных услуг организовать работу аварийно-диспетчерской службы.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в письме от 30 декабря 2020 г. N 40274-ОГ/04 указало, что на основании п. п. 105-109, 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила) при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее — аварийно-диспетчерская служба).
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.
В случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.
Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. По окончании проверки составляется акт проверки.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке. При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
При этом дополнительно сообщило, что согласно п. 22 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.06.2017 N 22 о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (например, показаниями свидетелей, аудио и видеозаписями, заключением эксперта).
Дано разъяснение о том, что в случае имеющихся у заявителя доказательств, предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, указанных в п. 22 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.06.2017 N 22, заявителю необходимо обратиться в ресурсоснабжающую организацию с письменным заявлением с приложением имеющихся доказательств. В случае отказа в перерасчете заявитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.
Должностная инструкция диспетчера ЖКХ
В должностной инструкции диспетчера ЖКХ даны квалификационные параметры, вероятная ответственность диспетчера за нарушения, трудовые функции и полномочия специалиста. Популярность инструкции и возможность её применения в разбирательствах по трудовым спорам требуют от составителей внимательного отношения к качеству её написания.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
Образец должностной инструкции диспетчера ЖКХ
1. Основные положения
- Диспетчера ЖКХ нанимает и увольняет директор организации.
- Диспетчер ЖКХ подчиняется директору организации.
- Диспетчер ЖКХ обязан соответствовать следующим требованиям:
- среднее (профильное средне-специальное) образование;
- стаж работы в сфере ЖКХ от года.
- При отсутствии диспетчера ЖКХ (болезнь, отпуск) его обязанности временно исполняет другое лицо, назначенное директором организации.
- От диспетчера ЖКХ требуются знания:
- законов и норм, регулирующих его деятельность;
- отраслевых нормативов в сфере ЖКХ;
- основ делопроизводства в организации;
- особенностей домов и строений в зоне ответственности;
- планов и схем коммунальной инфраструктуры на обслуживаемой территории;
- подразделений и служб ЖКХ, в том числе их специфики и выполняемых ими работах;
- правил обработки полученных звонков;
- порядка своих действий в ответ на сообщения о проблемах в сфере ЖКХ;
- правил уведомления руководящего состава о проблемных ситуациях в ЖКХ;
- способов взаимодействия со службами экстренной помощи;
- параметров оценки результативности своей работы;
- параметров оказания услуг в сфере ЖКХ;
- правил выезда специалистов и работников ЖКХ на места возникновения проблемных ситуаций;
- обязательных для соблюдения работниками норм трудовой дисциплины, пожарной безопасности и прочих обязательных правил;
- основ работы с офисным оборудованием.
- Диспетчер ЖКХ руководствуется:
- актуальными законами и нормативами;
- внутренней документацией организации-работодателя;
- положениями инструкции.
2. Функции
Диспетчер ЖКХ отвечает за:
- Отслеживание обстановки в области ЖКХ на обслуживаемой территории.
- Прием сообщений и звонков от проживающего на обслуживаемой территории населения по проблемам в области ЖКХ.
- Направление соответствующих специалистов и работников на устранение причин жалоб жильцов.
- Общий контроль за сроками и качеством выполнения специалистами заявок жильцов.
- Организацию необходимого взаимодействия между подразделениями и специалистами, занятыми в соответствующих работах.
- Прием и оформление нарядов по выполненным работам.
- Регистрацию актов выявления причин, вызвавших сбои в работе ЖКХ на обслуживаемой территории.
- Взаимодействие с жильцами по их обращениям, касающихся сроков, качества и полноты выполняемых специалистами работ.
- Ведение журнал вызовов и другой профильной документации.
- Информирование руководства по проблемным ситуациям в сфере ЖКХ.
- Сбор и обработку информации по жилищному фонду, коммунальной и инженерной инфраструктуре на обслуживаемой территории.
- Информирование профильных служб при возникновении ЧС на обслуживаемой территории.
- Доведение до жильцов обслуживаемой территории актуальной информации по вопросам ЖКХ.
- Соблюдение в работе норм охраны труда и прочих стандартов, обязательных для сотрудников организации.
3. Ответственность
Диспетчер ЖКХ отвечает за:
- Ущерб, полученный организацией-работодателем по его вине, — в размерах, определенных в актуальных положениях действующего законодательства.
- Невыполнение своих профессиональных задач — в соответствии с параметрами, данными в трудовом законодательстве и правилах организации-работодателя.
- Нарушения действующих норм и законов, совершенные при выполнении своих должностных функций, — в соответствии с параметрами, указанными в актуальном законодательстве.
4. Права
Диспетчер ЖКХ владеет правами:
- Требовать от руководства создания и поддержания условий, нужных для качественного выполнения своей работы.
- Участвовать в собраниях специалистов организации, на которых обсуждаются рабочие вопросы.
- Получать от других специалистов необходимые в своей работе данные.
- Разрешать специалистам проведение работ в пределах своей компетенции.
- Вносить предложения руководителям по возможностям совершенствования трудовых процессов.
Параметры должностной инструкции
Поскольку в Трудовом кодексе отсутствуют указания по созданию должностной инструкции, работодатели ориентируются на неформальные стандарты её написания и правила делопроизводства. В соответствии с ними документ обязан содержать 4 базовых части:
- Общие параметры.
- Профильные обязанности.
- Полномочия специалиста.
- Параметры его ответственности.
Большинство инструкций ограничивается этими разделами. Но работодатель вправе расширить формат документа. В таком случае к базовым частям могут быть добавлены:
- Должностные особенности.
- Правила оценки эффективности (KPI).
- Нормы внесения изменений в инструкцию.
- Прочие значимые моменты, на которые хочет обратить внимание наниматель.
Расширенный формат документа часто применяется при создании инструкций для топ-менеджеров и специалистов на ответственных позициях.
Внимание! Содержание должностной инструкции обязано соответствовать параметрам трудового договора и внутренним правилам организации-работодателя.
Основной раздел
Задачей вступительного раздела является документирование должностных параметров общего характера. Здесь указывают:
- Кому подчиняется специалист.
- Каким критериям он должен соответствовать.
- Каковы правила его замены, приема на работу и увольнения.
- Чем он должен руководствоваться в работе.
- Какие требования работодатель предъявляет к его квалификации.
Особо значимы требования к уровню квалификации специалиста: они не только обеспечивают отсев неподходящих кандидатов, но и отвечают за то, что специалист будет готов выполнять задачи, изложенные в следующей части.
Функции
Обязанности сотрудника можно разделить на несколько групп:
- Обязательные — они лежат в основе профессии, присутствуя в инструкциях почти у всех работодателей.
- Дополнительные — их перечень различается в зависимости от проводимой нанимателем кадровой политики, его отраслевой специфики, размеров и прочих факторов.
- Базовые — их включают практически во все инструкции. Они касаются соблюдения норм охраны труда, стандартов общения с клиентами и прочих правил, обязательных для любого сотрудника.
При создании этого раздела многие кадровики ориентируются на подходящие профессиональные стандарты и разделы квалификационных справочников.
Ответственность
Наказание за должностные правонарушения может наступать в форме материальной ответственности, административной, а в крайних случаях — и уголовной. Степень и форма наказания определяется на основе действующего законодательства. Кроме этого, в случае тяжких нарушений стороны могут использовать свидетелей, доказательства и прочие инструменты. Значительная сложность и нюансы этих процессов выводит их за границы инструкции. Поэтому раздел ограничивается несколькими пунктами общего характера.
Права
Основные трудовые права гарантированы статьей 21 ТК. Но большинство работодателей предоставляют сотрудникам дополнительные возможности. Их значимость и объем зависят от особенностей конкретной должности и специфики деятельности нанимателя. Также в этом разделе можно перечислить и льготы, которые предоставляются сотруднику.
Должностная инструкция проходит определенный порядок создания и утверждения:
- Написание первоначального варианта.
- Его обсуждение с кадровиком, делопроизводителем и юристом — они проверяют документ на отсутствие противоречий с трудовым законодательством, правилами организации-работодателя и профессиональными стандартами.
- Рассмотрение документа соответствующими руководителями и специалистами.
- Написание чистового варианта, в который внесены необходимые коррективы.
Качество получившегося чистового варианта удостоверяют подписи специалистов и менеджеров, участвовавших в его согласовании. Последним визирует документ директор организации-работодателя.
Сам сотрудник ставит подпись в инструкции при своем приеме на работу, соглашаясь с её параметрами.
Внимание! Если организации требуется много инструкций для различного персонала, то рекомендуется сперва утвердить регламент, регулирующий их создание. В нем документируются такие моменты, как сроки и порядок рассмотрения правок, ответственные за проверку качества менеджеры и т.д.
С 1 марта аварийно-диспетчерские службы управляющих компаний и ТСЖ начнут работать по новым правилам
С указанной даты обязанностей у аварийно-диспетчерских служб (далее – АДС) прибавится. Они должны будут осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. Регистрировать заявки собственников и пользователей помещений в МКД теперь нужно будет круглосуточно. Кроме того, АДС должны будут осуществлять контроль сроков и качества исполнения поступивших заявок, а в случае аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления – проинформировать орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен дом, о характере повреждения и планируемых сроках его устранения.
Отметим основные нововведения:
1. Прием звонков в АДС.
По новым правилам диспетчер АДС должен будет ответить на телефонный звонок собственника/ пользователя помещения в МКД в течение не более 5 минут, а если уложиться в этот срок не получилось, диспетчер должен в ближайшие 10 минут сам перезвонить жильцу либо звонившему должна быть предоставлена возможность оставить голосовое и (или) электронное сообщение. В этом случае рассмотреть такое сообщение АДС должна также в течение 10 минут после его поступления.
Может ли в качестве управляющей организации действовать ИП? Узнайте из материала «Управление многоквартирным домом управляющей организацией» в «Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Телефонные разговоры по заявкам в АДС должны записываться.
2. Сроки выполнения заявок.
С указанной даты вводятся жесткие сроки исправления различных неполадок.
Так, например, аварийные повреждения внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения должны быть локализованы аварийно-диспетчерской службой не позднее чем через 30 минут с момента регистрации заявки, а устранены – в срок не более трех суток с даты аварийного повреждения.
На ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения отводится два часа с момента регистрации заявки, на устранение засора мусоропровода – тоже два часа (в интервале с 8 до 23 часов при круглосуточном приеме заявок).
Заявки об устранении мелких неисправностей и повреждений должны выполняться в круглосуточном режиме в соответствии с согласованными с заявителем сроком и перечнем необходимых работ и услуг.
О планируемых сроках исполнения заявки, собственник/пользователь помещения в МКД, должен быть проинформирован в течение получаса с момента регистрации.
3. Исполнение заявок, контроль сроков и качества их выполнения.
Предусмотрено, что сотрудники АДС, исполняющие заявки, должны быть обеспечены необходимыми средствами, в том числе оборудованием и материалами, для их исполнения.
Если исполнение заявки требует доступа в помещение в МКД, аварийно-диспетчерская служба должна проинформировать собственника или пользователя такого помещения о:
- планируемой дате и времени начала исполнения заявки,
- причинах необходимости предоставления доступа в помещение,
- ФИО сотрудника (сотрудников) АДС, который будет осуществлять исполнение заявки.
Сотрудники АДС, исполняющие заявки, должны будут иметь при себе служебное удостоверение, опознавательный знак (бейдж, нашивка на одежду и др.) с указанием названия организации, ФИО и профессиональной специализации, а также одноразовые бахилы.
Контроль сроков и качества исполнения заявок будет вестись, в том числе, с помощью фотофиксации. Также будут проводиться оперативные и периодические опросы собственников и пользователей помещений в МКД на предмет качества исполнения поступивших заявок.
Обратите внимание: с 1 марта 2019 года нарушение требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания в части сроков ответа на телефонные звонки собственников/ пользователей помещения в МКД, и сроков выполнения поступивших в АДС заявок, будет считаться грубым нарушением лицензионных требований (подп. «з» п. 4.1 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами). Отметим, что 19 февраля 2019 года Госдума приняла во втором чтении правительственный законопроект, направленный на установление административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с грубым нарушением лицензионных требований.
Также с 1 марта 2019 года вводится новый порядок взаимодействия управляющей организации с собственниками и пользователями помещений в МКД. Подробнее об этом мы расскажем в ближайшее время.