Места общего пользования в многоквартирном доме

Места общего пользования в многоквартирном доме

Глава 25. Места общего пользования в многоквартирном доме

Места общего пользования — пространства в составе многоквартирного дома за пределами квартир, предназначенные для размещения различных функций и доступные всем жильцам этого дома.

К местам общего пользования в составе многоквартирного дома относятся:

— вертикальные и горизонтальные коммуникации (лестнично-лифтовые узлы, межквартирные коридоры и холлы);

— места для хранения;

Места общего пользования оказывают существенное влияние на комфорт проживания в многоквартирном доме, поскольку они обеспечивают удобство перемещений внутри здания, доступ к жилым ячейкам, возможности для отдыха и досуга, работы, проведения мероприятий, а также для хранения личных вещей, в особенности габаритных, например спортинвентаря, что позволяет более эффективно использовать пространства квартир.

Места общего пользования могут располагаться на первом и типовых этажах, в подвальных помещениях, на крыше или в стилобате многоквартирного дома. Первые этажи зданий, где размещаются как жилые, так и нежилые функции, рассмотрены отдельно (см. 174-183). Ниже приводятся рекомендации по устройству мест общего пользования в многоквартирном доме.

Устройство входных групп

Входная группа должна обеспечивать беспрепятственный доступ в жилой дом для всех жильцов. Наиболее оптимально размещение входа в подъезды в уровне тротуара. Допускается также вход на отметке 0,45 м от уровня тротуара, что соответствует подъему на три ступеньки высотой 150 мм. На этой отметке для маломобильных групп населения может быть устроен комфортный пандус с нормативным уклоном 2-5%, длиной до 9 м, состоящий не более чем из двух маршей.

Остекление подъездов повышает просматриваемость придомовой территории и, как следствие, безопасность при входе в здание. Сквозная структура подъездов с выходами на улицу и во двор обеспечивает удобство перемещений жильцов и увеличивает интенсивность использования внутриквартального пространства в периметральной застройке: для того чтобы в него попасть, нет необходимости обходить квартал.

Расширенный функциональный состав входных групп, включающий в себя помещения для консьержа, места хранения колясок и велосипедов, а также холл для встреч, ожидания и кратковременного отдыха, стимулирует социальные взаимодействия жильцов (см. илл. 47).

Илл. 47. Пример организации входной группы

Устройство вертикальных и горизонтальных коммуникаций

Лестнично-лифтовые узлы рассчитаны на комфортное использование всеми жителями подъезда. Лифты обеспечивают быстрое и безопасное перемещение жильцов (в том числе людей с ограниченными двигательными возможностями, родителей с колясками и пр.) и грузов внутри дома. Избежать перегруженности в пиковые часы позволяет подбор лифтового оборудования с учетом его провозной способности и скорости движения. Количество лифтов не имеет значения, если габариты кабины лифта и его грузоподъемность позволяют провозить крупногабаритные грузы, больных на носилках и пр.

Межквартирные холлы и коридоры по возможности следует обеспечивать естественным освещением. Даже при большой протяженности коридора в коридорных и галерейных домах целесообразно группировать по 4-6 квартир вокруг одного сегмента с устройством мест для отдыха и общения жильцов. При этом доля вертикальных и горизонтальных коммуникаций от общей площади этажа не должна быть высокой, чтобы не снижалась эффективность использования площадей для размещения жилья (см. илл. 48).

Илл. 48. Характеристики вертикальных и горизонтальных коммуникаций

Устройство мест для хранения

В составе жилого дома вне квартир могут быть организованы места хранения личных вещей жильцов, прежде всего крупногабаритных предметов (мебели, спортивного инвентаря, автомобильных шин и пр.). Такие места рекомендуется размещать в межквартирных холлах и коридорах, а также помещениях на подвальных этажах (см. илл. 49).

Общие для всех жильцов места для хранения колясок и велосипедов в составе входной группы позволяют избежать размещения этих вещей в межквартирных холлах, коридорах и на балконах. Наличие таких мест также исключает необходимость ежедневного подъема колясок и велосипедов на жилые этажи и способствует повышению качества повседневной жизни жильцов.

Наличие индивидуальных ячеек для долгосрочного хранения вещей для каждой квартиры позволяет жильцам использовать жилые помещения по назначению, в частности, не хранить крупногабаритные предметы на балконах, а также повышает эффективность использования мест общего пользования в доме (подвальных и цокольных этажей, межквартирных холлов).

Илл. 49. Характеристики мест для хранения в составе входной группы и в подвальном техническом этаже

Устройство коллективных пространств

Коллективные пространства — это пространства за пределами квартир, которые могут использоваться как жильцами отдельного подъезда, так и всего дома, и предназначаются для различных видов совместного отдыха и досуга, например занятий спортом, игр детей, проведения праздников и пр. Они также могут служить для коворкинга или собраний жильцов (см. илл. 50).

Коллективные пространства бывают открытые и закрытые. Открытые размещаются на эксплуатируемых крышах или на террасах. В них устраивают сады, игровые площадки, места кратковременного отдыха. Закрытые коллективные пространства делают в цокольном этаже, на первом или жилых этажах. Они подходят для тренажерных залов, коворкингов, кинотеатров, детских игровых комнат.

Коллективные пространства следует проектировать гибкими, доступными из всех частей дома, в них рекомендуется устраивать санузлы. Открытые коллективные пространства должны быть надежно защищены от ветра, осадков и прямых солнечных лучей.

Илл. 50. Коллективные пространства на первом этаже

<< Часть 6.
Основные элементы комфортного жилья
Глава 26. >>
Пространства квартир
Содержание
Книга 1. Свод принципов комплексного развития городских территорий

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

I. Определение состава общего имущества

в) органами местного самоуправления — в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

2. В состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее — помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее — оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 N 649)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

(пп. «е(1)» введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

3. При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

4. В случае расхождения (противоречия) сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих или иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.

5. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 N 410)

(см. текст в предыдущей редакции)

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)

В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410; в ред. Постановления Правительства РФ от 09.09.2017 N 1091)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

7. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества не включается интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности), в том числе коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии, обеспечивающие возможность их присоединения к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), обязанность по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию, а также последующей эксплуатации которых возлагается на гарантирующих поставщиков электрической энергии в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 N 950)

8. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

9. Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Вопросы и ответы

Поскольку условно норматив на отопление 1 кв.м площади помещений и мест общего пользования принят в равной величине, т.е. нагрузка на отопление здания распределена пропорционально площади помещений и МОП МКД и приведена к 1 кв.м, то и для домов, имеющих помещения с альтернативным источником отопления, в расчетной формуле норматива на отопление корректно использовать площадь всех помещений МКД, независимо от того, имеется ли в таких помещениях централизованное отопление. Если же на момент расчета норматива потребления тепловой энергии на отопление нагрузка по дому в техпаспорте скорректирована с учетом отключения части помещений от системы централизованного отопления, то для такой категории домов при расчете норматива на отопление принимается суммарная величина площади МОП и помещений, присоединенных к централизованному отоплению.

Может ли орган регулирования прописать какие-либо ограничения в своем акте, например, оставить только лестничные клетки, коридоры?

Правильный вариант определения таких площадей – это принимать в расчет площадь помещений, указанную в НПА субъекта РФ об утверждении норматива потребления коммунальных услуг на ОДН, поскольку норматив потребления коммунальных услуг на ОДН используется для определения размера платы за коммунальные услуги. Указание таких площадей СРФ в НПА об утверждении норматива потребления не противоречит правилам утверждения таких нормативов. По-нашему мнению, в расчет таких площадей должны включаться только площади помещений, входящих в состав общего имущества, которые указаны в технической документации на МКД.

Нет, не имеет такого права. Расчет объемов коммунальных услуг, поданных в указанном случае в МКД, определяется по нормативу потребления, или расчет такого объема и использованием показаний ОПУ производится от разницы V опу – V неж. п. в другом здании по согласованию с РСО.

Если помещения в подвале и цоколе оформлены как нежилые помещения, т.е. на них оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным лицом, то расчет платы за отопление производится как для нежилых помещений.

Если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения, то подвалы и цоколи относятся к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, по которым плата за отопление рассчитывается в составе платы за отопление на общедомовые нужды и покрывается собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Если при этом подвал и цоколь сдаются в аренду, решением общего собрания собственников помещений возможно установление платы за пользование сданными в аренду помещениями, а также порядка использования полученных от сдачи помещений в аренду средств. Т.е. плата за коммунальные услуги предоставляемые в конкретный подвал, являющийся общим имуществом, отдельно не определяется.

Такой же вопрос касается передачи в пользование части колясочной по договору на временное пользование общим имуществом.

Поскольку кладовые помещения и колясочные относятся к общему имуществу МКД и изначально предназначены для пользования всеми собственниками помещений дома, то бремя по их содержанию несут все собственники пропорционально площади своих помещений. Коммунальные ресурсы, приходящиеся на колясочные и кладовые помещения, относятся к общедомовым нуждам и оплачиваются всеми потребителями в порядке, предусмотренном Правилами № 354. Передача в пользование указанных помещений отдельным собственникам возможна только по решению общего собрания собственников (100% голосов). Решением общего собрания возможно установление платы за личное пользование колясочными и кладовыми помещениями, а также порядок использования полученных от такого пользования средств. Плата за передачу общего имущества во временное пользование может отражать величину приходящихся на него расходов по содержанию такого имущества, в т.ч. на отопление (исходя из норматива потребления на ОДН), а может и не отражать таких расходов.

В расчетах за ОДН используется вся площадь помещений, относящихся к общему имуществу, указанная в технической документации на МКД независимо от условий их содержания, в т.ч. отопления. Если орган регулирования указал в нормативном акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг или по запросу организации (потребителя) перечень помещений, относящихся к общему имуществу, которые участвовали в расчетах нормативов, то стоимость КУ на ОДН должна определяться на площадь таких помещений конкретного многоквартирного дома.

Места общего пользования в многоквартирном доме

Общее имущество в многоквартирном доме

Главная цель управления многоквартирным домом — надлежащее содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, повышение его потребительских свойств.

Общее имущество в многоквартирном доме содержится в соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, пожарной безопасности.

Жилищным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами понятие многоквартирного дома не установлено. При этом п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 , многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно Национальному стандарту РФ «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения» (ГОСТ Р 51929-2014)многоквартирный дом — оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок)».

Собственникам помещений в многоквартирном доме в соответствии со ст.36 ЖК РФ принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений в этом доме на праве общей долевой собственности.

Право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме возникает одновременно с приобретением права собственности на жилое и (или) нежилое помещение в таком доме в силу прямого указания закона и независимо от субъективных устремлений приобретателя.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади его помещения. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме следует судьбе права собственности на указанное помещение.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Читайте также  Автосервис продает запчасти без установки

Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе:

1)осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

2) отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершать иные действия, влекущие за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение.

По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. Такое решение принимается по принципу квалифицированного большинства, (не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений многоквартирного дома (п. 1 ст. 46 ЖК РФ). Предоставление общего имущества многоквартирного дома в пользование возможно как на безвозмездной основе, так и возмездной.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Согласно ч. 4.1 ст. 36 ЖК РФ приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в ч. 3 ст. 15 ЖК РФ, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

НЕЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ И МЕСТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ

Очень часто сегодня возникает вопрос о понятии «нежилое помещение» в многоквартирном доме. Многие путают его с помещениями, входящими в состав общего имущества, или местами общего пользования (МОП), и от этого вопросов по расчету размера платы за коммунальные услуги становится ещё больше.

В этой статье мы разъясним, что же относится к нежилым помещениям в многоквартирном доме, и каким образом для них рассчитывается плата за коммунальные услуги.

Итак, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Постановление № 354) нежилое помещение в многоквартирном доме – это помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.

К нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).

Нежилые помещения можно условно обозначить как коммерческие – различные магазины, офисы, аптеки, кафе, которые расположены в доме и, естественно, являются его частью.

У нежилых помещений также имеются собственники, на них также должны быть оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным юридическим или физическим лицом, впрочем, как и для обычных квартир.

Так как собственники нежилых помещений в многоквартирном доме имеют такие же права и обязанности, как и собственники квартир, расчет размера платы за коммунальные услуги производится для них на общих основаниях.

Они обязаны нести расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению, согласно занимаемой общей площади, газоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета или по объемам, выявленным расчетным способом. Также за ними сохраняется обязанность по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.

В формулах расчета размера платы за коммунальные услуги Постановления № 354 применяется понятие общей площади всех жилых и нежилых помещений, и здесь используется именно площадь помещений, за которыми закреплены собственники или пользователи помещений, помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются.

Следует отметить, что вопросы с правильным определением площади стали возникать в связи с необходимостью оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, ведь на тех домах, где такие приборы отсутствуют, совершенно все равно какую площадь занимают, допустим, магазины, расположенные на первом этаже, расчет производится для квартир по нормативам, для нежилых помещений определенный объем коммунальной услуги рассчитывает ресурсоснабжающая организация, учитывая, что в этом помещении находится, какая у него площадь и другие параметры.

Когда же на доме установлен общедомовой прибор учета на какую-нибудь коммунальную услугу очень важно учитывать все помещения, а не только квартиры, например. Ведь если в расчет не брать нежилые помещения, доля расходов по оплате за коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые нужды, существенно возрастет для собственников и пользователей квартир.

Бдительные граждане в многоквартирных домах совсем недавно стали обращать на это внимание, так как эта проблема касается как новостроек, так и старых домов. Сегодня становится популярным выкупить в многоквартирном доме квартиру, расположенную на первом этаже, перевести в нежилое помещение и открыть в нем магазин, например. Если в дальнейшем это помещение учитывается при расчете размера платы за коммунальные услуги, ничего плохого в этом нет, а вот если расчет производится без учета таких помещений, это уже неправильно.

Хотя вопросы возникают и с другой стороны – от собственников нежилых помещений, которые согласно формулам должны оплачивать, например, отопление или электроснабжение, используемые в подъездах многоквартирного дома, хотя они такими помещениями не пользуются, так как имеют отдельный выход на улицу. Но исключение нежилых помещений из общего расчета было бы нарушением как самого Постановления № 354, так и принципов всего жилищного законодательства.

Бывают случаи, когда некоторые помещения, входящие в состав общего имущества, такие как подвалы или цоколи, переходят в категорию нежилых помещений. Говорить о том насколько это законно мы не будем, а вот по порядку расчета размера платы за коммунальные услуги будет вырисовываться следующая картина. Если некоторые помещения в подвале или цоколе оформлены юридически как нежилые помещения, то есть на них оформлены свидетельства регистрации права собственности, то расчет будет производиться как для нежилых помещений.

А вот если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения, то подвалы и цоколи будут относиться к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, соответственно и плата за коммунальные услуги, потребляемые в этих помещениях будет распределяться на собственников и пользователей жилых и нежилых помещений этого дома.

Если же подвал или цоколь, например, сдаются в аренду (такое тоже очень часто используется) для этого нужно решение общего собрания собственников помещений, на котором и определяется порядок сдачи в аренду таких помещений, стоимость оплаты, а также порядок использования средств, полученных от сдачи в аренду таких помещений. Обязанность по оплате коммунальных услуг для арендатора возникнет, только если такое решение будет принято общим собранием и предусмотрено договором аренды.

Поэтому в многоквартирных домах, где помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений используется в коммерческих целях, а также имеются нежилые помещения необходимо четко знать, на каком основании такие помещения занимаются, и каким образом рассчитывается для них плата за коммунальные услуги.

В связи с этим напоминаем, что подпунктом р) пункта 31 Постановления № 354 в обязанность исполнителя коммунальных услуг входит предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Поэтому потребителям коммунальных услуг не нужно стесняться, а необходимо своевременно обращаться к исполнителю за разъяснением при возникновении вопросов по оплате за коммунальные услуги. Может чувство контроля со стороны потребителей заставит исполнителей более серьезно и ответственно подходить к своим обязанностям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]