Как осуществляется распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме?
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (п. 1 ст. 290 ГК РФ).
Перечень общего имущества в многоквартирном доме, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, определен ст. 36 ЖК РФ и п. п. 2 — 9 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.
В силу ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Согласно ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Предусмотренное ч. 2 ст. 36 ЖК РФ право собственников помещений в многоквартирном доме владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме не может быть истолковано как позволяющее одному собственнику нарушать те же самые права других собственников, а интерес одного собственника противопоставлять интересам других собственников (п. 23 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).
Вопросы распоряжения общим имуществом многоквартирного дома относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
В Определении Верховного Суда РФ от 29.10.2018 N 307-ЭС18-16531 по делу N А56-59412/2017 отражена позиция, согласно которой решение о порядке пользования, распоряжения, взимания платы за размещение объектов на общем имуществе многоквартирного дома и ее размере оформляется протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и находится в его исключительной компетенции.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме либо большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, в зависимости от содержания поставленного на голосование вопроса (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).
Решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в ст. 45 ЖК РФ иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ).
По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (ч. 4 ст. 36 ЖК РФ).
В случае принятия решения о предоставлении общего имущества многоквартирного дома третьему лицу органом управления многоквартирного дома заключается договор аренды с третьим лицом в порядке, установленном ГК РФ.
В силу п. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды здания и сооружения, заключенный на срок не менее одного года, подлежит обязательной государственной регистрации.
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
«Кто хозяин инженерных сетей в многоквартирных домах».
«Кто хозяин инженерных сетей в многоквартирных домах»
Юридическая актуальность: толкование норм Гражданского кодекса и подзаконных правовых актов по вопросу определения надлежащего субъекта, который должен выступать в договорных отношениях с энергоснабжающими организациями на получение электроэнергии многоквартирными домами.
Социальная значимость: затрагивает права и интересы энергоснабжающих организаций, организаций жилищно-коммунального хозяйства и граждан, проживающих в многоквартирных домах и упорядочивает отношения между ними в сфере энергоснабжения.
В основу положено постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.07.06 (Вх. Ф08-3303/06) по делу Арбитражного суда Ростовской области.
Правоотношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время получили бурное развитие. Это продиктовано и рыночными отношениями, и развитием частной собственности. Появляющиеся новые акты законодательства стремятся максимально упорядочить отношения, возникающие при оказании населению жилищно-коммунальных услуг, распределить обязанности между участниками с учетом гарантий прав и интересов, предусмотренных в Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации. Однако технологические процессы непосредственной передачи и получения жилищно-коммунальной услуги порождают различные споры между участниками этих отношений.
По одному из дел муниципальное учреждение (далее — учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к энергоснабжающей организации (далее — предприятие) о признании недействительными заключенных между ними соглашений к договору энергоснабжения. Исковое заявление мотивировано тем, что по спорным соглашениям, заключенным на энергоснабжение многоквартирных жилых домов, абонентом является учреждение. Однако инженерные сети и сооружения в многоквартирных домах находятся в общей долевой собственности собственников квартир, которые, соответственно, должны самостоятельно участвовать в договоре энергоснабжения.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены. Суд исходил из того, что оспариваемые дополнительные соглашения не соответствуют требованиям гражданского и жилищного законодательства, поскольку собственники квартир в многоквартирных домах самостоятельно выступают в договорных отношениях по энергоснабжению как абоненты.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении иска отказано. Суд апелляционной инстанции указал, что энергоснабжение многоквартирных домов производится через сети и энергопринимающие устройства, находящиеся на балансе истца.
Учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой. Оно привело следующие доводы:
— энергопринимающие устройства в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам квартир, которые вправе иметь самостоятельные договорные отношения по снабжению электрической энергией;
— учреждение не является управляющей организацией, в обязанности которой входит предоставление коммунальных услуг.
Арбитражный суд кассационной инстанции признал доводы учреждениями ошибочными.
В оспариваемых соглашениях к договору энергоснабжения стороны определили конкретные многоквартирные дома (39 домов), энергоснабжение которых обязано производить предприятие.
По смыслу пункта 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом, имеющим отвечающее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации. Согласно данной норме закона признание лица абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения связано с наличием у последнего энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям теплоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования.
В соответствии с терминами, указанными в Правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей (утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.03 № 6, зарегистрированы в Министерстве юстиции 22 января 2003 года № 4145), к энергопринимающему устройству относится электроустановка как совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования, предназначенных для преобразования, передачи и распределения электрической энергии.
Энергопринимающего устройства, непосредственно присоединенного к сетям поставщика энергии, у владельцев жилых квартир не имеется. Жилые помещения находятся в многоквартирных жилых домах, поэтому технологически получение электрической энергии возможно лишь по внутридомовым сетям через специальные электроустановки, которые принимают, преобразуют, распределяют и передают электрическую энергию по внутридомовым сетям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1099 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг (действовали до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг»), в которых энергоснабжение населения отнесено к коммунальным услугам. Правилами предусмотрено, что отношения по получению коммунальных услуг возникают у потребителя непосредственно с исполнителем.
Исполнителями коммунальных услуг для населения являются предприятия или учреждения, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю коммунальных услуг, или предприятия и учреждения, уполномоченные выполнять функции исполнителя — для потребителей, проживающих в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; кондоминиумы, товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления многоквартирным домом, — для потребителей, проживающих в жилищном фонде коллективной собственности. В силу пункта 2.1 Правил услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых домах государственного, муниципального или общественного фонда в соответствии с договором найма или аренды; гражданам, проживающим в коллективном и частном жилищном фонде, а также собственникам жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда — в соответствии с договором обслуживания.
Аналогичные положения содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг».
В пункте 22 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» указано, что вносимые в счет оплаты жилья и коммунальных услуг средства поступают: плата за наем жилого помещения, относящегося к государственному и муниципальному жилищным фондам, — собственнику жилья или по его решению уполномоченному им лицу; плата за содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги — соответственно наймодателю, управляющим и иным организациям, имеющим перед гражданами договорные обязательства по содержанию, ремонту жилья и предоставлению коммунальных услуг.
По материалам дела арбитражным судом кассационной инстанции установлено, что электроустановки, непосредственно присоединенные к сетям предприятия, через которые происходит прием, преобразование, распределение и передача электроэнергии в жилые дома, находятся в оперативном управлении учреждения. Сбор платежей за оказанные коммунальные услуги независимо от формы собственности на квартиры осуществляет структурное подразделение истца — Единый расчетно-кассовый центр. Доказательства создания в спорных многоквартирных домах товариществ собственников жилья или иных объединений собственников и передачи им электроустановок, непосредственно присоединенных к сетям предприятия, учреждение не представило.
Доводы истца о долевой собственности владельцев приватизированных квартир на часть общих коммуникаций жилого дома не влияют на содержание правоотношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг населению, в том числе проживающему в приватизированных квартирах. С учетом публичного характера отношений по предоставлению коммунальных услуг населению учреждение как владелец специализированных электроустановок не вправе отказаться от передачи электроэнергии в жилые дома, указанные в соглашениях.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа оставил постановление апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения. Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступило в законную силу.
Кто является собственником общего имущества МКД и на основании какого документа?
Кто является собственником общего имущества многоквартирного дома и на основании какого документа?
Ответы на вопрос:
В соответствии со ст 36 Жилищного Кодекса РФ право собственности на общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и не несущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее — общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
2. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
3. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
4. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
5. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременен правом ограниченного пользования другими лицами. Не допускается запрет на установление обременения земельного участка в случае необходимости обеспечения доступа других лиц к объектам, существовавшим до дня введения в действие настоящего Кодекса. Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению между лицом, требующим такого обременения земельного участка, и собственниками помещений в многоквартирном доме. Споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования или об условиях такого обременения разрешаются в судебном порядке.
По вопросу, касающемуся владения, пользования, распоряжения имуществом, предусмотренным частью 6 данной статьи, см. статьи 246, 247, 260 ГК РФ.
6. В случае разрушения, в том числе случайной гибели, сноса многоквартирного дома собственники помещений в многоквартирном доме сохраняют долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, на котором располагался данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и на иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке, в соответствии с долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме на момент разрушения, в том числе случайной гибели, сноса такого дома. Указанные собственники владеют, пользуются и распоряжаются предусмотренным настоящей частью имуществом в соответствии с гражданским законодательством.
(часть шестая введена Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
По вопросу, касающемуся формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и перехода его в собственность собственников помещений такого дома, см. статью 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
1. В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
3. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
ПРИМЕЧАНИЕ: Часть 3 ст. 16 признана не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36, в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (Постановление Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П).
4. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
5. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
6. Многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные или реконструированные после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома.
7. Не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
ВС рассказал, когда дом признают многоквартирным
Отсутствие в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования земельного участка «для размещения многоквартирного дома» и статусе дома как многоквартирного не может приводить к каким-либо отрицательным последствиям для собственников. К таким выводам пришла тройка судей судебной коллегии по административным делам Верховного суда под председательством Валентина Александрова после рассмотрения кассационной жалобы собственников квартир одного из домов в Дмитрове.
- 11 марта 22 апреля
Налоговая инспекция начислила владельцам недвижимости налог на землю за 2016–2018 годы. Они не согласились с этим и обратились в суд с требованием признать действия налоговиков незаконными. Свой иск они обосновали тем, что земельный участок, который находится под их трехэтажным домом, не может считаться объектом налогообложения, поскольку является общим имуществом с 2015 года. Дмитровский городской суд удовлетворил требования истцов.
В свою очередь Московский областной суд отменил это решение. Он указал на отсутствие в ЕГРН данных, что дом является многоквартирным, хотя и поставлен на кадастровый учет как жилой. «В материалах дела отсутствуют доказательства, что названный дом введен в эксплуатацию как многоквартирный и земельный участок под ним входит в состав имущества многоквартирного дома», — указал Мособлсуд. Эту позицию поддержал Первый кассационный суд общей юрисдикции. Он также сослался на то, что земельный участок под размещение многоквартирного дома не формировался — собственники с таким заявлением к муниципалитету не обращались. Более того, кадастровый учет с видом разрешенного использования «под многоквартирный дом» не производился, добавил суд.
Верховный суд отменил судебные акты апелляции и кассации, поскольку обнаружил в них «существенные нарушения норм материального права». Так, суды не учли, что в разрешении на ввод трехэтажного жилого дома имелось указание на наличие в доме девяти квартир, права собственности на которые зарегистрированы в установленном законом порядке.
«Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме», — процитировал ВС норму ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».
Также ВС сослался на выписку из ЕГРН о земельном участке: в реестре зарегистрировано право общей долевой собственности на участок на основании решения общего собрания собственников помещений.
«Отсутствие в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования упомянутого участка «для размещения многоквартирного дома» и статусе дома как многоквартирного не может приводить к каким-либо отрицательным последствиям для административных истцов», — указал ВС, уточнив, что спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования «под среднеэтажную жилую застройку».
Инстанции не приняли во внимание и то, что на момент начисления налога земельный участок был сформирован и находился в собственности физлиц.
ВС отменил решения апелляции и кассации и отправил дело на новое рассмотрение в Мособлсуд. «При новом рассмотрении <. > необходимо установить, с какого момента дом с следует считать многоквартирным, и в зависимости от данного обстоятельства определить период, с которого административные истцы освобождаются от уплаты земельного налога», — определил ВС.