Чем чревато нарушение кассовой дисциплины
Больше материалов по теме «Касса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Бухгалтерия – одно из ключевых звеньев в работе любого предприятия. Грамотное, чистое, высококвалифицированное бухгалтерское сопровождение гарантирует бесперебойную работу компании, тогда как непрофессиональный бухгалтер может поставить под удар всю организацию. Именно поэтому работе бухгалтерии на любом предприятии нужно уделять особое внимание. И отдельно руководству предприятия стоит держать под контролем соблюдение кассовой дисциплины. Именно о кассовой дисциплине пойдет речь в данном материале.
Что такое кассовая дисциплина и почему важно ее соблюдать
Если говорить простым и понятным языком, то под кассовой дисциплиной принято понимать ряд правил, норм, и ограничений по приему, выдаче, хранению наличных денежных средств на предприятии, а также, в случае безналичных расчетов – их учет в рамках проведения кассовых операций. Все операции, в которых присутствует наличка, в том числе выдача зарплаты и отпускных, прием оплаты за товары и услуги, а также их своевременное документальное оформление, на языке бухгалтеров называются кассовыми.
Как правило, кассой занимается либо кассир, либо штатный бухгалтер, либо же, в более редких случаях, сам директор и учредитель организации.
Любое предприятие, будь то ИП или ООО, при проведении каких-либо операций, связанных с оборотом наличных финансов, обязано вести кассу и соблюдать кассовую дисциплину.
Важно! Свод правил, по которым принято вести кассу, определяется не внутренними частными постановлениями организации, а устанавливается на уровне российского законодательства.
Кто проверяет кассовую дисциплину и что грозит нарушителям
Уже из одного того факта, что кассовая дисциплина регламентируется Законом РФ, понятно, что она подконтрольна государственным органам. За безупречным соблюдением кассовой дисциплины следит налоговая инспекция и иногда банк, в котором открыты расчетные счета организации.
- проверка кассовой дисциплины представителями налоговой инспекции. В каждом территориальном отделении Федеральной налоговой службы есть специальный Отдел оперативного контроля. Его служащие и выезжают на проверки предприятий и организаций по части бухгалтерского учета и соблюдения кассовой дисциплины.
Малейшие изъяны и недочеты при ведении кассы, неизменно ведут к административным санкциям.
При отсутствии устранения нарушений выявленных представителем банка, налоговик может наложить денежный штраф.
Основные правила кассовой дисциплины: коротко
Для того, чтобы избежать административного наказания в виде наложения материальной ответственности и штрафов, достаточно того, чтобы ведение кассы соответствовало хотя бы некоторым критериям.
- первое, что требуется сделать – завести кассовую книгу. В ней в обязательном порядке должны отражаться все денежные операции;
- руководству предприятия для выполнения кассовых операций необходимо приобрести контрольно-кассовую машину. Впрочем, в некоторых случаях ее можно заменить выдачей товарных чеков и бланков строгой отчетности;
- бухгалтеру или кассиру предприятия необходимо строго следить за тем, чтобы максимально разрешенный лимит денежной наличности ни при каких обстоятельствах не был превышен.
Именно эти три параметра неизменно должны соблюдаться на предприятии, во избежание наказания со стороны контролирующих структур.
Такие документы как расходно-кассовые ордера и приходно-кассовые ордера, журналы и справки кассира-операциониста не являются строго обязательными, а, значит, как правило, не подвергаются тщательному изучению со стороны налоговиков и не являются основанием для применения административных санкций.
Ошибки и неточности при ведении кассы
Ни один начальник не застрахован от небрежной или некачественной работы бухгалтерии. Но иногда в нарушениях кассового порядка бывает повинно само руководство предприятия. Практика показывает, что существует несколько наиболее часто встречаемых нарушений по части кассовой дисциплины:
- отсутствие на предприятии контрольно-кассовой техники или работа с ней в обход установленного законом порядка, а также отсутствие товарных чеков или бланков строгой отчетности тогда, когда использование контрольно-кассовой машины не обязательно и может ими заменяться. Пренебрежение к соответствующему требованию закона довольно часто бывает спровоцировано руководством компании;
- полное либо частичное отсутствие в кассовой книге записей о проведении операций и оприходовании наличных средств. Данное нарушение обычно допускают лица, непосредственно занимающиеся ведением кассы и кассовой книги;
- превышение остатка наличных средств в кассе. Количество денежной налички в кассе регламентировано, и если оно больше максимально возможной суммы, то это также считается нарушением закона. Излишек наличных средств по концу рабочего дня должен сдаваться в банк для внесения на расчетный счет предприятия.
Ответственность при выявлении нарушений кассовой дисциплины
Вне зависимости от того, по чьему недосмотру и упущению возникли проблемы с кассовой дисциплиной, при обнаружении нарушений налоговые специалисты могут либо на первый раз вынести предупреждение, либо сразу наложить штраф. Степень меры административного и финансового воздействия зависит от того, насколько велика ошибка.
- Предупреждение может быть вынесено исключительно за отсутствие или неправильное использование контрольно-кассовой техники, и только при условии, что в течение проверяемого периода, не было выявлено других серьезных нарушений.
Также отделаться предупреждением может организация, руководство которой вовремя направило в налоговую службу ходатайство с просьбой о вынесении предупреждения и обязательства устранить найденные нарушения.
Если нарушения выявлены в ходе выездной проверки юридического лица, то есть предприятия или организации в статусе, например, ООО, то штраф будет в десять раз выше: от 40 до 50 тыс. рублей.
Как свидетельствует практика работы организаций и предприятий различных сфер деятельности, гораздо выгоднее сразу наладить правильное профессиональное ведение бухгалтерии. В противных случаях, выявление нарушений и ответственность при проверках неизбежна. При этом следует помнить о том, что выездные налоговые проверки проводятся, как правильно в самые неподходящие моменты.
Нерадивых представителей бизнеса, особенно тех, кто не в первый раз попался на пренебрежении к закону, налоговики «берут на карандаш» и проверяют чаще, чем законопослушных предпринимателей.
Кассовая дисциплина: что изменилось, на что обратить внимание
Многие бизнесмены с 1 июля 2017 года используют ККТ с подключением к сети Интернет и заключают договор на техническое обслуживание с оператором фискальных данных, который передает информацию о платежах в адрес налоговых органов в электронном виде. К ним присоединились и те, у кого срок использования касс был отложен до 1 июля 2020-го.
Ведение кассовой дисциплины в 2020 году
Набор правил работы с кассой для организации и ИП, касающихся расходования наличной выручки, хранения налички и работы с ККТ, сводится к 4 позициям.
1. При движении наличных денежных средств используйте приходные и расходные кассовые ордера и кассовую книгу (п. 4.1, 4.6 Указания N 3210-У). В бумажные документы (кроме ПКО и РКО) можно вносить исправления, электронные подписывают электронными подписями, а исправлять их нельзя.
2. Соблюдайте лимиты. Субъекты малого предпринимательства и ИП хранят в кассе столько наличных, сколько необходимо. Сумму устанавливают в приказе о лимите кассы, в противном случае лимит остатка — 0. Превысить лимит разрешено в дни зарплаты, выходные и праздники. Допустимую сумму наличных на конец рабочего дня организации устанавливают самостоятельно, остальное сдают в банк.
3. Расходовать наличные организациям и ИП запрещено (п. 2 Указания Банка России от 07.10.2013 №3073-У), исключения предусмотрены для:
- выплат работникам;
- выдачи денег для подотчетных лиц;
- оплаты товаров, работ, услуг;
- возврата покупателям.
Наличные, полученные со счета в банке, расходовать на иные цели не запрещено.
4. Соблюдайте лимит расчетов наличными между организациями или ИП, который составляет 100 тыс. руб. по одному договору, с физлицами — ограничений нет.
Изменения в кассовой дисциплине
В правила применения ККТ Федеральным законом от 03.07.16 №290-ФЗ внесены серьезные изменения, главным из которых является переход на применение онлайн-касс, передающих информацию о расчетах с использованием наличных денежных средств и электронных средств платежа через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде. Информация передается в момент расчета.
Кассовая дисциплина при онлайн кассах тоже меняется. По мнению Минфина, высказанному в Письме от 16.06.17 №03-01-15/37692, после введения в организации онлайн-касс применение журнала кассира-операциониста (форма №КМ-4) и справки-отчета кассира-операциониста (форма №КМ-6) не является обязательным.
Кроме того, Указанием Банка России от 19.06.2017 № 4416-У внесены изменения в порядок ведения кассовых операций: для выдачи денег под отчет теперь не требуется полного погашения задолженности по ранее полученной сумме. Кроме того, у подотчетника можно не брать заявление, а оформить выдачу распорядительным документом — например, приказом руководителя.
Ответственность за нарушения правил работы с ККТ
Штрафные санкции за нарушение кассовой дисциплины 2020 регламентирует КоАП .
За расчеты наличкой и накопление в кассе сверх установленных размеров ( ст. 15.1 ) штраф для должностных лиц — от 4000 до 5000 руб., для юрлиц — от 40 000 до 50 000 руб.
За несоблюдение правил работы с ККТ ( ст.14.5 ):
- за неприменение ККТ штраф на должностных лиц — от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, но не менее 10 000 руб.; для юрлиц и ИП — от 3/4 до одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 руб.;
- за систематическое нарушение кассовой дисциплины 2020 штраф — дисквалификация для должностных лиц от 1 до 2 лет; для юрлиц и ИП — приостановка до 90 суток;
- за применение не соответствующей требованиям ККТ и непредставление информации и документов по запросам налоговиков — предупреждение или штраф для должностных лиц от 1500 до 3000 руб.; для юрлиц и ИП — предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб.;
- за ненаправление клиенту бумажного или электронного чека по его требованию — предупреждение или штраф для должностных лиц 2000 руб. Для юрлиц и ИП — предупреждение или административный штраф 10 000 руб.
Проверка кассовой дисциплины налоговыми органами 2020 году осуществляется без ограничений. УФНС составляет план проверок, но документ рассчитан только для внутреннего использования. Как правило, это происходит не чаще одного раза в год или при наличии жалобы.
Также проверку проведут, если фирма раньше нарушала дисциплину работы с кассой или работает с убытком.
Кто осуществляет проверку кассовой дисциплины на предприятии – контроль налоговыми органами и банками
Кассовая дисциплина на предприятии предполагает строгое соблюдение его сотрудниками правил выполнения кассовых транзакций, установленных российским законодательством.
Помимо общеобязательных норм, работники организации, имеющие отношение к обороту наличных денег, должны руководствоваться в своей деятельности внутренними регламентами, которые утверждаются и вводятся в действие приказами директора.
Таким образом, совершение компанией приходно-расходных операций с денежной наличностью регулярно контролируется как государственными органами, так и самим руководством хозяйствующего субъекта, осуществляющего кассовые транзакции.
Одним из наиболее эффективных способов такого контроля является проверка, порядок проведения которой также регламентируется нормативно-правовыми актами.
Кто проверяет соблюдение на предприятии?
Все сотрудники организации, непосредственно осуществляющие кассовые транзакции (операции), обязаны контролировать корректность своих действий при работе с наличностью.
Главный бухгалтер компании отвечает за деятельность бухгалтерского подразделения, к компетенции которого относится ведение операционной кассы.
Общий контроль хозяйственной деятельности предприятия, принимающего и расходующего наличные средства, выполняет его руководитель.
Индивидуальный предприниматель самостоятельно контролирует свою деятельность, что подразумевает его личную ответственность за правильность ведения всех кассовых операций.
Налоговая служба осуществляет внешний контроль кассовой дисциплины хозяйствующего субъекта, работающего с наличностью.
Одним из способов реализации надзорных функций является проверка субъекта предпринимательства, которая проводится фискальным органом (налоговой службой) согласно Административному регламенту, утвержденному и введенному в действие Приказом Минфина РФ, зарегистрированным 17.10.2011 под номером 133н.
Налоговая проверка выполняется особым подразделением налоговой службы, осуществляющим оперативный контроль хозяйствующих субъектов.
Все проверочные действия совершаются инспектором данного подразделения.
Налоговая проверка юридического лица (организации, предприятия) или индивидуального предпринимателя, работающего с наличностью, имеет конкретную цель – выявление фактов несоблюдения нормативных правил кассовой дисциплины, регламентированных законодательством РФ.
В чем заключается контроль операций налоговым органом?
Налоговая проверка соблюдения хозяйствующим субъектом общеобязательных норм/правил кассовой дисциплины проводится на основании соответствующего решения руководства налоговой инспекции.
Оформляется специальное поручение, которое инспекторы предъявляют проверяемому лицу вместе со своими служебными удостоверениями.
Общий порядок выполнения
Налоговая проверка подразумевает выполнение уполномоченным инспектором следующих административных процедур:
- Хозяйствующему субъекту, подлежащему проверке, предъявляется поручение на исполнение проверочных действий.
- Изучение инспекторами документации, предоставленной хозяйствующим субъектом.
- Проверяются полнота и корректность учета денежной наличности.
- Итоги проведенной проверки оформляются надлежащим образом.
Какие документы изучаются специалистами?
Специалисты налоговой службы вправе затребовать у хозяйствующего субъекта документы, необходимые для проверки соблюдения нормативных правил кассовой дисциплины.
К числу таких документов относятся:
- Книги учета доходов/затрат, специфика ведения которых зависит от актуальной системы налогообложения, применяемой проверяемым хозяйствующим субъектом.
- Приходные (входящие)/расходные (исходящие) ордера.
- Кассовая книга.
- Журнал регистрационного учета приходных/расходных кассовых ордеров.
- Журнал, заполняемый кассиром-операционистом.
- Справка-отчет, формируемая кассиром-операционистом.
- Авансовые отчеты хозяйствующего субъекта.
- Акты, удостоверяющие возврат денежных средств покупателям (плательщикам), который производится по неиспользованным чекам (кассовым).
- Распечатанные отчеты фискальной памяти ККТ и использованных накопителей.
- Журнал регистрационного учета обобщающих сведений контрольно-денежных счетчиков ККТ (речь идет об аппаратах, функционирующих без участия кассира)
- Ленты контроля ККТ на бумажных/электронных носителях.
- Данные счетчиков ККТ, касающиеся наличной выручки организации.
- БСО, их копии, корешки соответствующих бланков.
- Сведения автоматизированной системы об эмитированных документах.
- Книга регистрационного учета БСО.
- Акты принятия/списания БСО.
- Приказ, устанавливающий лимит (ограничение) кассового остатка в организации (как рассчитать лимит).
- Прочие первичные бумаги и регистры бухучета, необходимые уполномоченному инспектору для проверки соблюдения кассового порядка.
Как проверяется использование онлайн-касс?
Контроль использования онлайн-касс осуществляется налоговой службой следующим образом:
- Мониторинг и изучение сведений о наличной выручке хозяйствующего субъекта.
- Проверка применения ККТ.
- Дистанционная проверка операторов, обрабатывающих фискальные данные.
- Контроль предоставления покупателям (плательщикам) кассовых чеков или БСО. Один из способов – контрольная покупка.
- Отправка налогоплательщику запроса на предоставление дополнительных данных. Такой запрос может формироваться через персональный кабинет ККТ.
- Получение неограниченного доступа к сведениям кассовой отчетности в информационной базе оператора фискальных данных.
- Получение неограниченного доступа к аппарату ККТ хозяйствующего субъекта с целью выведения данных, содержащихся на фискальном накопителе.
Какие нарушения обычно выявляются?
По итогам проведенных проверок часто обнаруживаются следующие нарушения кассовой дисциплины:
- Превышаются лимиты остатка по кассе и суммы наличных расчетов.
- Полученная наличная выручка не отражается в полном размере.
- Покупателям (плательщикам) не предоставляются чеки ККТ/БСО.
- Используемый аппарат ККТ не соответствует нормам.
- Фактические остатки наличных денег не соответствуют сведениям кассовых бумаг.
- Необоснованное превышение сроков выдачи наличности под отчет.
- Прочие нарушения.
Осуществляется ли банками?
Банк вправе проверить кассовую дисциплину обслуживаемого хозяйствующего субъекта.
Обычно подобные проверки осуществляются финансовыми учреждениями раз в два года.
Как правило, контролю подлежат заполнение кассовой книги и соблюдение ограничения по остатку наличности.
Выводы
Проверка соблюдения хозяйствующим субъектом нормативных правил кассовой дисциплины осуществляется уполномоченными специалистами налоговой службы.
Кроме того, ответственные сотрудники организации – кассиры, главный бухгалтер, руководитель – самостоятельно контролируют правильность совершения и учета наличных операций.
Целью подобных проверок является своевременное выявление нарушений, допускаемых в сфере ведения кассы, а также их скорейшее устранение и профилактика.
Новое в кассовой дисциплине: как избежать штрафов
Это словосочетание является примером «обычаев делового оборота». Законодательно оно никак не закреплено, но является общеупотребительным. Под такой дисциплиной понимается строгое и точное выполнение комплекса правил для расчетов наличными деньгами и их хранения. Соблюдать их должны все экономические субъекты страны.
Основные задачи ведения кассовой дисциплины в 2020 году:
- своевременное и правильное оформление операций по движению наличных денежных средств и связанных с ними расчетов;
- повседневный оперативный контроль за сохранностью наличных денег и ценных бумаг в кассе экономического субъекта;
- соблюдение правил выдачи подотчетным лицам и контроль за использованием указанных средств по целевому назначению;
- контроль за соблюдением лимита кассы;
- контроль за соблюдением лимитов расчетов, установленных для сделок с покупателями, поставщиками и прочими контрагентами;
- контроль за осуществлением расчетов и связанных с этим сроков выплат по заработной плате.
Существенно изменилась кассовая дисциплина с 1 июля 2020 года. Повсеместное введение онлайн-касс потребовало значимых корректировок и в иных финансовых сферах. Например, были скорректированы правила ведения расчетов с подотчетными лицами.
Новшества 2020 года для онлайн-касс
Самые существенные изменения касаются кассовой дисциплины при онлайн-кассах. С июля 2020 года применение онлайн-кассы обязательно практически для всех категорий налогоплательщиков. Даже самозанятые физические лица затронуты в новой редакции закона № 54-ФЗ. Но исключения остались. Чиновники определили лишь три категории экономических субъектов, которые еще могут работать без онлайн-ККТ — собрали их в таблице.
Категория коммерсантов и вид деятельности
Как применять кассовую дисциплину
Бизнесмен, зарегистрированный в качестве ИП, осуществляющий деятельность без работников в сфере:
- реализации товаров собственного производства;
- самостоятельного оказания услуг или выполнения работ.
Независимо от того, какая система налогообложения применяется коммерсантом (ПНС, УСН, ЕНВД).
Закон о ККТ не обязывает таких налогоплательщиков выдавать фискальную документацию установленного образца. Следовательно, требовать с ИП без работников фискальный чек или БСО бессмысленно.
Достаточно получить от коммерсанта расписку или квиток. Проверьте, чтобы в документе были отражены следующие реквизиты:
- наименование и дата составления документа;
- наименование и реквизиты продавца;
- сведения о товаре, работе, услуге (стоимость, количество, цена);
- Ф.И.О. и подпись продавца.
Иные условия следует закрепить в договоре с контрагентом.
Организации и ИП (как с наемными работниками, так и без работников), осуществляющие деятельность по:
- изготовлению, ремонту ключей, замков;
- ведению торговли с рук;
- торговле товарами на рынках и ярмарках, кроме павильонов, автолавок, киосков.
Бизнесмены, применяющие патентную систему обложения (ИП на ПНС), имеющие в штате наемных сотрудников, осуществляющие деятельность в сфере:
- ремонта и пошива одежды;
- ремонта мебели и приборов;
- ремонта жилья и других хозяйственных построек;
- выполнения монтажных, сварочных, электромонтажных и санитарно-технических работ;
- оказания иных производственных услуг.
Требовать фискальный чек или БСО неправомерно. Такие коммерсанты освобождены от онлайн-касс до 2021 года.
Несмотря на послабления, придется потребовать от частника официальный документ-подтверждение — любой формуляр, отражающий обязательные реквизиты операции:
- дата, место и время осуществления расчета;
- Ф.И.О. и ИНН коммерсанта;
- СНО ИП (патентная система налогообложения);
- признак расчета (оплата, продажа, приход, возврат);
- сведения о товарах, работах, услугах (наименование, количество, характеристики, цена);
- сумма и форма расчета;
- Ф.И.О. и должность работника, принявшего деньги.
Новое в расчетах с подотчетными лицами
Другие изменения в кассовой дисциплине с 2020 года коснулись расчетов с подотчетными лицами. Теперь выдавать деньги подотчет нельзя. Нововведения коснулись документации, сдаваемой работниками в подтверждение понесенных расходов.
Раньше достаточно было предоставить в бухгалтерию товарную накладную или товарный чек. Теперь этих документов недостаточно. Обязательно придется приложить фискальный чек или фискальный БСО.
Если работник приложил к авансовому отчету только товарный чек, то документы принимать не стоит. ФНС не примет такие затраты при налогообложении, восстановит налог на прибыль и начислит пени и штраф. Спасибо работнику за это вы точно не скажете.
Обязательства по применению
Применять требования по соблюдению кассовой дисциплины обязаны все организации и ИП, работающие с наличными деньгами. Причем организационно-правовая форма и форма собственности, а также система налогообложения не играют никакой роли. Все кассовые операции должны быть отражены и задокументированы в установленном порядке.
Обязательными к применению остаются унифицированные формы, которые используются в качестве первичных учетных документов. Это формы, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88:
- приходный кассовый ордер (сокр. ПКО, код ОКУД 0310001);
- расходный кассовый ордер (сокр. РКО, код ОКУД 0310002); (код ОКУД 0310004).
При выдаче из кассы заработной платы применяется платежная ведомость (код ОКУД 0301011) или расчетно-платежная ведомость (код ОКУД 0301009), утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1.
В числе необязательных форм:
- акт о переводе суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (ККМ);
- акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) ККМ в ремонт и при возвращении ее в организацию;
- журнал кассира-операциониста;
- справка-расчет кассира-операциониста;
- журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККМ, работающих без кассира-операциониста;
- акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным чекам (в том числе по ошибочно пробитым чекам);
- журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ;
- сведения о показаниях счетчиков ККМ и выручке организации;
- акт о проверке наличных денежных средств кассы.
Как принимать и выдавать наличные
Любая операция по движению налички должна быть задокументирована. Для поступления средств оформляется приходный ордер — КО-1. А при выбытии наличных из кассы — расходный ордер КО-2.
Приходный ордер
Формуляр КО-1 представляет собой две части документа, раскрывающих обязательную информацию об операции. В первой, большей части бланка фиксируются реквизиты приходной операции. Эта часть документа остается на сохранении в организации.
Вторая (правая) часть документа содержит краткие данные об операции. По сути это квитанция о приемке денег. Правая часть — отрывная — передается лицу, которое внесло финансы в организацию.
Подробная инструкция есть в статье «Заполняем приходный кассовый ордер». Образец документа выглядит так:
Расходный ордер
Расходник не имеет отрывной квитанции. Весь документ остается на хранение в кассе учреждения. В бланке КО-2 отражаются следующие сведения:
- Ф.И.О. работника или иного гражданина, который выступает получателем средств;
- основание для выдачи денег, например заявление, приказ, смета;
- сумма выдаваемых наличных, указывают и прописью, и цифрами;
- фиксируются приложения, при наличии.
Пошаговую инструкция по заполнению найдете в статье «Заполняем расходный кассовый ордер». Образец выглядит так:
Как вести кассовую книгу
Вести кассовую книгу обязательно для всех организаций. Никакие документы и формуляры не могут отменить обязательное требование по оформление КО-4. Только ИП, которые ведут учет доходов и расходов или фактических показателей по НК РФ, вправе отказаться от заполнения.
В остальном требование едино для всех. Нет никакой разницы, какая в организации форма собственности, организационно-правовая форма или система обложения. Заполнять кассовую книгу придется ежедневно.
Заполняют формуляр по итогам операционного дня. В журнале фиксируются все приходные и расходные ордера, выписанные в течение дня. Затем кассир подсчитывает итог. Запись фиксируется в соответствующей графе формуляра. Подробно разобрали заполнение в статье «Кассовая книга и онлайн-касса: как вести правильно». Используйте этот бланк:
Расходование выручки: разрешенные операции
Выручка от реализации расходуется только на определенные цели. Если в кассу организации поступают деньги для оплаты третьим лицам, то эти суммы следуют в банк на расчетный счет.
Выдача заработной платы и иных вознаграждений за труд наемных работников.
Выплата пособий по временной нетрудоспособности, уходу за детьми и прочее.
Оплата товаров, работ или услуг от контрагентов при условии покупки за наличный расчет.
Ценные бумаги приобрести за наличные нельзя!
Выдача авансов в подотчет (командировки, закупки, собственные нужды фирмы).
Выдача возврата денег покупателю при условии отказа от товара, оплаченного ранее.
Компенсация оплаты страховки сотрудникам, оплаченная за их счет.
Выплата наличных в пользу платежного банковского агента или посредника (субагента).
Личные нужны организации.
Лимиты в кассе
Для работы с наличными установлены сразу два лимита.
Лимит по расчетам наличными
Применяется при наличных расчетах с контрагентами. Не может превышать 100 000 рублей в рамках одного договора. Причем нет никакой разницы, сколько времени прошло между траншами. Лимит действует в отношении всего срока действия договора.
Лимит остатка в кассе
Определяется расчетным путем, закрепленным в пункте 2 Приложения к Указанию № 3210-У. Порядок вычисления — в материале «Как рассчитать лимит остатка кассы»
Лимит можно превысить лишь в дни выдачи заработной платы, стипендий, пособий. В остальных случаях превышение лимита остатка кассы будет грубым нарушением кассовой дисциплины.
Сумму превышения на конец операционного дня следует сдать на расчетный счет в обслуживающий банк.
Сохранность денег
Обеспечить сохранность наличных в кассе учреждения — ключевая цель ведения дисциплины. Для этого руководителю требуется:
- разработать положение о ведении кассы в организации;
- назначить ответственных лиц (кассира или иного работника);
- ознакомить кассира с нормативами под подпись (оформить расписку);
- заключить с кассиром договор о полной материальной ответственности.
Если работу кассира пришлось возложить на иного работника, то расписка и договор о матответственности все равно обязательны. Сотрудник обязан возместить убытки работодателю, если деньги пропали из кассы по его вине.
Контроль налоговыми органами
Ранее контроль над соблюдением дисциплины возлагался на банки. Теперь это возложено на работников ФНС. Вот что проверяется во время выездной проверки кассовой дисциплины налоговыми органами 2020 года:
- осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями — для выявления сверхлимитных расчетов;
- порядок учета наличных в кассе, включая проверку фискальной памяти ККТ, — с целью обнаружения фактов неоприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности;
- порядок хранения свободных денежных средств в кассе и сумму остатка — для проверки его соответствия лимиту кассы;
- порядок выдачи чеков ККТ (или БСО) по требованию покупателя в соответствии с нормами Фед. закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Штрафные санкции за нарушение кассовой дисциплины 2020 года
По статье 15.1 КоАП РФ, штраф за нарушение кассовой дисциплины 2020 составит:
Кто осуществляет проверку кассовой дисциплины на
Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства о ККТ регулируется данным документом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами до 01.03.2022 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ).
Статья 7. Права и обязанности налоговых органов при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 7
С 01.03.2022 абз. 1 п. 1 ст. 7 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.
1. Контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами.
В рамках отношений по контролю и надзору за оборотом маркированных товаров налоговые органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в части ведения реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей, а также выдачи и аннулирования разрешений на обработку фискальных данных.
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
В случае, указанном в абзаце втором настоящего пункта, налоговые органы вправе осуществлять контроль и надзор за соответствием контрольно-кассовой техники и фискальных накопителей установленным требованиям.
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 238-ФЗ)
С 01.03.2022 п. 1 ст. 7 дополняется абзацами (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.
2. При осуществлении контроля и надзора, указанных в пункте 1 настоящей статьи, налоговые органы:
ведут (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинг расчетов с применением контрольно-кассовой техники и полноты учета выручки, проводят анализ данных;
осуществляют наблюдение за применением контрольно-кассовой техники;
С 01.03.2022 в абз. 4 п. 2 ст. 7 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.
проводят проверки применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, а также проверки осуществления деятельности операторами фискальных данных, в том числе по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов (удаленные проверки);
С 01.03.2022 в абз. 5 п. 2 ст. 7 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.
проводят проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денег и (или) в безналичном порядке, — контрольные закупки;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
запрашивают необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет контрольно-кассовой техники. При этом датой получения запроса налогового органа о предоставлении пояснений, справок, сведений и документов считается день размещения такого запроса в кабинете контрольно-кассовой техники либо шестой день со дня отправки заказного письма в случае направления налоговым органом запроса по почте заказным письмом;
получают, в том числе с использованием технических средств, беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике проверяемого лица, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе контрольно-кассовой техники;
получают беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;
С 01.03.2022 в абз. 9 п. 2 ст. 7 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.
проводят проверку правильности учета наличных денег при применении контрольно-кассовой техники;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
выносят предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;
взаимодействуют с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности при осуществлении функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
2.1. Уполномоченный орган в случае подачи изготовителем, экспертной организацией и оператором фискальных данных неполных либо недостоверных сведений о руководителе, главном бухгалтере, членах коллегиального исполнительного органа и учредителях организации, о выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах руководителя, главного бухгалтера, членов коллегиального исполнительного органа, а также о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, учредителях (участниках) учредителей такой организации принимает решение о прекращении приема сведений об изготовленных экземплярах контрольно-кассовой техники, изготовленных экземплярах фискального накопителя до устранения такой организацией причин, послуживших основанием для принятия решения о прекращении приема указанных сведений, и передачи в налоговые органы достоверных сведений об организации, аннулирует разрешение на обработку фискальных данных оператора фискальных данных, исключает из реестра экспертных организаций экспертную организацию.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
С 01.03.2022 ст. 7 дополняется п. 2. 2 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.
3. Банки обязаны предоставлять налоговым органам справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях осуществления налоговыми органами контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк, форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются уполномоченным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Банком России по согласованию с уполномоченным органом.
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
4. Налоговые органы выполняют обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
5. Органы внутренних дел и органы федеральной службы безопасности взаимодействуют с налоговыми органами при осуществлении ими функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
6. Налоговые органы в рамках межведомственного информационного взаимодействия вправе передавать сведения о расчетах, перечень которых утверждается уполномоченным органом, с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».
(п. 6 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ)
7. Налоговые органы информируют организации, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.