Критерии контролируемых сделок — таблица на

Критерии контролируемых сделок — таблица на

Критерии контролируемых сделок — таблица на

Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, указанных ниже), а также приравненные к ним сделки.

Условия (обстоятельства), при наличии которых сделка признается контролируемой

Сумма доходов по сделкам за соответствующий календарный год, при превышении которой сделка признается контролируемой

Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация

При наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных п. 2 — 4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка;

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанный специальный налоговый режим;

4) одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;

5) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;

любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

6) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково», либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 145.1 части второй НК РФ

7) хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный ст. 286.1 НК РФ

8) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья

Совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми

При условии, что третьи лица:

1) не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

2) не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом

Сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп, предусмотренных п. 5 ст. 105.14 НК РФ

При условии, что предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:

1) нефть и товары, выработанные из нефти;

2) черные металлы;

3) цветные металлы;

4) минеральные удобрения;

5) драгоценные металлы и драгоценные камни

Сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов РФ в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ

По заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, перечисленным выше (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений п. 13 ст. 105.3 НК РФ (п. 11 ст. 105.14 НК РФ).

Не признаются контролируемыми следующие сделки (вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. 1 — 3 ст. 105.14 НК РФ):

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

— указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;

— указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;

— указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

— указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

— отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр — до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»;

6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация;

8) сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Критерии контролируемых сделок — таблица на

Дата публикации 11.07.2019

Сделкой в целях применения положений о контролируемых сделках признается каждая отдельная операция (транзакция), направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Например, отдельные сделки – это отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав. Договор необязательно признается сделкой и может содержать в себе несколько сделок (см. письмо ФНС России от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433@).

Сделки, которые признаются контролируемыми

Контролируемыми признаются следующие сделки (п. 1 ст. 105.14 НК РФ):

1. Сделки между взаимозависимыми лицами, если местом регистрации (местом жительства) всех сторон признается РФ.

Эти сделки признаются контролируемыми при условии, что:

  1. сумма доходов по всем сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за год превышает 1 млрд рублей (в 2013 году – 2 млрд рублей, в 2012 году – 3 млрд рублей). Это условие не применяется к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  2. одна из сторон платит НДПИ по налоговой ставке, установленной в процентах, а предметом сделки является полезное ископаемое, при добыче которого НДПИ платится по этой же ставке, а сумма доходов по таким сделкам между этими лицами превышает 60 млн рублей за календарный год. Если доходы и расходы по сделкам учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019, то сумма доходов по ним должна превышать 1 млрд рублей (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  3. одна из сторон сделки применяет ЕСХН, ЕНВД (сделка совершена в рамках этой деятельности), а остальные участники сделки не применяют эти режимы, при этом сумма доходов по сделкам между этими лицами превышает 100 млн рублей за календарный год. Если доходы и расходы по сделкам учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019, то сумма доходов по ним должна превышать 1 млрд рублей (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  4. одна из сторон освобождена от обязанностей плательщика по налогу на прибыль или применяет ставку 0 процентов по налогу на прибыль в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, а остальные участники применяют общие ставки, и сумма доходов по таким сделкам между сторонами превышает 60 млн рублей за календарный год.

Минфин России разъясняет, что такой плательщик может применять специальные налоговые режимы или быть участником «Сколково» (см. письмо от 20.05.2013 № 03-01-18/17735). При этом, если от уплаты налога на прибыль освобождены все стороны сделки, то она не признается контролируемой по этому основанию (письмо Минфина России от 09.08.2013 № 03-01-18/32298).

В письме от 01.06.2015 № 03-01-18/31603 финансовое ведомство дополнительно отметило, что сделки с индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, по данному основанию не признаются контролируемыми. Ведь налог на прибыль с них не взимается, поэтому освобождение от его уплаты предусмотрено только для организаций на УСН (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Помимо этого, по основаниям, указанным в п. 3 и п. 4, не относится к разряду контролируемых сделка, одной из сторон (сторонами) которой выступает сельхозтоваропрозводитель, не перешедший на уплату ЕСХН. Ведь такой налогоплательщик не применяет спецрежим, не освобожден от обязанности платить налог на прибыль, а нулевую ставку налога на прибыль применяет в соответствии с п. 1.3 ст. 284 НК РФ (а не согласно п. 5.1 ст. 284 НК РФ). На это указал Минфин России в письме от 09.04.2015 № 03-01-18/20042.

  • одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
  • любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ.

2. Сделки между взаимозависимыми лицами, если местом регистрации (местом жительства) хотя бы одной стороны не признается РФ и сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает 60 миллионов рублей. Условие о размере дохода введено для сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ). Раньше суммовой порог не был установлен.

Сделки, заключенные с российским представительством взаимозависимой иностранной организации (в том числе зарегистрированной в офшоре), также признаются контролируемыми (см. письма Минфина России от 23.04.2013 № 03-01-18/14181, от 17.01.2013 № 03-01-18/1-8, от 03.12.2012 № 03-01-18/9-183, от 16.11.2012 № 03-01-18/9-172).

При расчете суммы доходов по сделкам, совершенным за календарный год, следует суммировать доходы, полученные сторонами по этим сделкам за период года, в течение которого они являлись взаимозависимыми (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 12.11.2014 № 03-01-18/57222). При этом если у налогоплательщика отсутствует информация о сумме дохода другого участника сделки, по мнению Минфина России, может быть использована расчетная величина суммы дохода этого участника сделки. Указанная величина определяется по правилам гл. 25 НК РФ с применением метода начисления (письма Минфина России от 17.04.2014 № 03-01-18/17551, от 17.04.2014 № 03-01-РЗ/17521).

3. Сделки, которые приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами:

3.1. Сделки, совершенные с участием цепочки посредников, которые не выполняют дополнительных функций и не принимают на себя дополнительных обязательств, сумма доходов по которым за календарный год превышает 60 млн рублей. Суммовой порог введен для сделок, расходы и доходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ). Напомним, что ранее он не был установлен.

3.2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (т.е. экспорт и импорт товаров, а также перемещение между двумя частями РФ, если они не связаны сухопутной территорией), если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за календарный год, превышает 60 млн рублей.

Такие сделки являются контролируемыми, если их предметом являются:

  1. нефть и нефтепродукты;
  2. черные и цветные металлы;
  3. минеральные удобрения;
  4. драгоценные металлы и драгоценные камни.

Коды этих товаров утверждены приказом Минпромторга России от 28.04.2018 № 1714.

Сделки в области внешней торговли товарами, которые не поименованы в указанном Перечне, контролируемыми по этому основанию не признаются. Однако они могут быть признаны таковыми по иным основаниям (письма Минфина России от 10.02.2014 № 03-01-18/5229, от 26.08.2013 № 03-01-18/34998, от 17.07.2013 № 03-01-18/28096, от 09.07.2013 № 03-01-18/26633, № 03-01-18/26632, № 03-01-18/26631).

3.3. Сделки, одной из сторон которых является резидент офшорной зоны, указанной в Перечне, утв. приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за календарный год, превышает 60 млн рублей.

Если стороной такой сделки выступает не сама организации, а ее представительство в РФ, то такие сделки также являются контролируемыми при соблюдении суммового критерия (см. письмо Минфина России от от 30.08.2013 № 03-01-18/35774, от 17.01.2013 № 03-01-18/1-4, от 29.12.2012 № 03-01-18/10-202).

Сделки, которые не признаются контролируемыми

Не признаются контролируемыми, несмотря на соответствие формальным признакам, следующие сделки (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

1) совершенные между участниками консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является полезное ископаемое, облагаемое по процентной ставке, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

2) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

3) в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ, доходы и (или) расходы по которым признаются для целей налогообложения прибыли с 01.01.2012;

4) сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, в отношении одного и того же месторождения;

5) предоставление поручительств (гарантий), если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками. Данное правило действует с 1 января 2017 г. (п. 22 ст. 1, п. 3 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

6) предоставление беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Россия. Данное правило действует с 1 января 2017 г. (п. 22 ст. 1, п. 3 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

7) все участники сделок зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ и за границей, не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ и не имеют убытков (в том числе прошлых периодов). При этом все участники должны быть плательщиками налога на прибыль по общим ставкам и не платить НДПИ;

По мнению финансового ведомства, под убытками в данном случае понимаются не только переносимые на будущее убытки прошлых периодов, но и убытки, приравненные к внереализационным расходам (см. письма Минфина России от 09.04.2015 № 03-01-18/20042, от 19.03.2013 № 03-03-06/1/8504, № 03-01-18/8506, от 27.02.2013 № 03-01-18/5769).

К таким убыткам, в частности, относятся (п. 2 ст. 265 НК РФ):

  • потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
  • не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
  • расходы в виде недостачи при отсутствии виновных лиц, а также потери от хищений, виновники которых не установлены;
  • потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и иных ЧС;
  • убытки при уступке права требования (ст. 279 НК РФ).

При этом Минфин России разъясняет следующее. Если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов по операциям с особым порядком определения налоговой базы и прибыль и убытки по этим операциям учитываются в соответствующем порядке, то такие убытки не учитываются при решении вопроса о признании сделки неконтролируемой.

8) сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в мерах по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) происходит в соответствии с порядком, определенным ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2018 № 263-ФЗ.

Налогоплательщики самостоятельно определяют, является ли заключенная сделка контролируемой.

Также по заявлению ФНС России контролируемой сделку может признать суд (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Контролируемые сделки в 2021 году — таблица с критериями

Под контролируемыми понимаются гражданско-правовые сделки, совершаемые гражданами или юридическими лицами, которые в силу соответствия установленным в законе условиям подлежат проверке налоговыми органами.

К контролируемым сделкам относятся:

  • сделки между взаимозависимыми лицами;
  • иные сделки, приравненные к сделкам взаимозависимых лиц;
  • сделки, которые приобрели статус контролируемых посредством вынесения судебного решения РФ в результате их оспаривания ФНС РФ.

Основным документом, которым следует руководствоваться при определении критериев признания сделки контролируемой, порядка отчета по такой сделке, ответственности за его неисполнение, а также методов и способов осуществления налогового контроля, является Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ).

Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с совершением контролируемых сделок и уведомлением об их совершении, содержатся также в документах Федеральной налоговой службы (приказ от 07.09.2018 № ММВ-7-13/249@, письмо от 13.04.2017 № ЕД-4-13/6968@), а также актах Министерства финансов РФ (например, письмо от 15.06.2017 № 03-12-11/1/37167 и др.).

Контролируемые сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

Закон относит к взаимозависимым лицам граждан и (или) организации, чьи экономические связи имеют прямое воздействие на условия или финансовые итоги их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Подробно о признаках взаимозависимости рассказываетст. 105.1 НК РФ).

В качестве иных сделок, приравниваемых к сделкам между взаимозависимыми лицами, признаются:

  1. Несколько сделок по сбыту (перепродаже) товаров (проведению работ, предоставлению услуг), заключаемых с участием или при посредничестве лиц, не связанных друг с другом. При этом в сделке допускается наличие третьих лиц, не являющихся взаимозависимыми, которые:
    • не осуществляют по этим сделкам никаких вспомогательных функций, кроме сбыта (перепродажи) товаров (проведения работ, предоставления услуг) одним лицом иному взаимозависимому с ним лицу;
    • не берут на себя риск и не расходуют свои активы для осуществления сбыта (перепродажи) товаров (работ, услуг) одним лицом иному взаимозависимому с ним лицу.
  2. Внешнеторговые договоры, предметом которых выступают товары мировой биржевой торговли, перечисленные в п. 5 ст. 105.14 НК РФ (например, черные металлы).
  3. Договоры с участием контрагента — резидента офшорной зоны из перечня стран, принятого Минфином РФ. Таковыми резидентами могут быть и российские юридические лица, постоянно работающие на территории офшорной зоны, и, таким образом, сделки лица, связанные с такой деятельностью, могут подпадать под признаки контролируемых.

Указанные выше сделки признаются контролируемыми только при сумме годового дохода по сделкам свыше 60 млн. рублей. Причем для внешнеторговых договоров на товары международной биржевой торговли и договоров с резидентами офшорных зон сумма в 60 млн. руб. рассчитывается по сделкам с одним (каждым отдельно) контрагентом (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

Какие лица признаются взаимозависимыми, читайте в готовом решении КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Критерии признания сделок взаимозависимых лиц контролируемыми для целей налогообложения

Под характеристики контролируемых подпадают сделки взаимозависимых лиц, которые содержат специальные условия из ст. 105.14 НК РФ.

Прежде всего, все участники и выгодоприобретатели по сделке между взаимозависимыми лицами должны быть зарегистрированы либо иметь налоговое резидентство в РФ. Далее закон устанавливает 2 вида требований, по которым можно отнести сделку к контролируемым:

  1. Соответствие указанной в законе сумме прибыли за календарный год (далее — сумма прибыли). Для взаимозависимых лиц эта сумма — свыше 1 млрд. рублей.
  2. Участие в сделке лица, которое обязано уплатить или освобождено от уплаты определенного вид налога в зависимости от специфики его деятельности.

Какие сделки взаимозависимых лиц признаются контролируемыми

Так, сделка, в которой все участники и бенефициары зарегистрированы на территории РФ либо являются ее налоговыми резидентами, считается контролируемой, если:

  • предметом сделки выступает полезное ископаемое, добытое участником сделки, который уплачивает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по ставке, исчисляемой в процентах;
  • один из ее участников добывает углеводородное сырье на новом морском месторождении и включает прибыль (убыток) по такой сделке в налоговую базу при расчете налога на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ, а другая сторона сделки не является плательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ либо не учитывает свои доходы/расходы по данной сделке по ст. 275.2 НК РФ.
  • любой из ее участников использует единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) либо платит единый налог на вмененный доход для определенной деятельности (ЕНВД), при условии что контролируемая сделка связана с этой деятельностью, а другие участники сделки (один или несколько) не используют данные налоговые режимы.
  • хотя бы один из участников сделки (в отличие от других) имеет законное право не платить налог на прибыль юридических лиц или сторонами применяются разные ставки налога на прибыль (Подробнее о порядке уплаты налога на прибыль организаций рассказывается в статье Налог на прибыль при ОСНО).
  • один из участников договора должен быть исследовательским корпоративным центром согласно закону «Об инновационном центре “Сколково”» от 28.09.2010 № 244-ФЗ и вправе не уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС) согласно ст. 145.1 НК РФ.
  • хотя бы 1 из участников платит налог на допдоход от продажи углеводородов и доходы/расходы по сделке учитываются при расчете данного налога.
  • хотя бы одна из сторон пользуется региональным инвестиционным налоговым вычетом по налогу на прибыль.

Критерии контролируемых сделок: таблица

Для удобства критерии контролируемых сделок приведены в таблице ниже.

Условия, при наличии которых сделка считается контролируемой

Лимит годового оборота (млн руб.)

1. Сделки между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными на территории РФ

Стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль к прибыли от деятельности, в рамках которой оформлена сделка

Один участник договора платит НДПИ по процентному тарифу

Один из участников сделки пользуется специальной налоговой системой — ЕСХН либо ЕНВД

Один из участников не платит налог на прибыль

Один из участников договора осуществляет добычу полезных ископаемых

Один из участников применяет инвестиционный вычет

Один из участников сделки является исследовательским корпоративным центром и освобожден от уплаты НДС

2. Несколько сделок по сбыту (перепродаже) товаров (проведению работ, оказанию услуг) при посредничестве лиц, не считающихся взаимозависимыми

При условии что третьи лица:

· не осуществляют по данным сделкам никаких других функций, кроме сбыта товаров (проведения работ, предоставления услуг);

· не берут на себя риск и не расходуют активы для осуществления сбыта товаров (проведения работ, предоставления услуг)

3. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, а с 01.01.2022 — просто любые сделки в области внешней торговли товарами из перечисленных в графе справа товарных групп

Предметом таких договоров должны быть объекты из одной или нескольких товарных групп:

· нефть и товары, выработанные из нефти;

· драгоценные металлы и драгоценные камни

4. С резидентами оффшоров из перечня Минфина РФ

Контролируемая сделка по договору займа с процентами

Довольно часто при заключении соглашения о займе между взаимозависимыми лицами возникает вопрос, какая сумма будет включаться в расчет дохода для признания сделки контролируемой: только величина процентов или еще дополнительно сумма взятого займа?

Ответ на данный вопрос можно найти в письме Минфина РФ от 23.05.2012 № 03-01-18/4-67, согласно которому для расчета величины прибыли по сделкам за календарный год используются доходы в виде процентов, начисленные по соглашению о займе. Иная прибыль, извлеченная по договору, в том числе в виде средств или иного имущества, в данном случае не учитывается.

При расчете налогоплательщик, как правило, использует процент, полученный из фактической ставки, если она превышает минимальную границу интервала, установленную ст. 269 НК РФ в отношении долговых обязательств в разной валюте. Так, по рублевым займам предусмотрены следующие пределы ставки:

  • от 0 до 180% (с 01.01.2015 по 31.01.2015);
  • от 75 до 125% (после 01.01.2016) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.

Какие сделки не относятся к контролируемым

Из перечня контролируемых исключены следующие виды сделок:

  1. Заключенные между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (кроме сделок, на основании которых уплачивается НДПИ по ставке, выраженной в процентах).
  2. Участники которых соответствуют всем нижеперечисленным условиям:
    • Имеют место регистрации на территории одного субъекта РФ.
    • У них отсутствуют обособленные подразделения в иных субъектах РФ либо за рубежом.
    • Данные участники не платят налог на прибыль организаций в бюджеты иных субъектов РФ.
    • Данные участники не имеют отрицательных финансовых показателей, учитываемых при расчете налога на прибыль организаций.
    • Нет иных условий для признания заключаемых данными участниками сделок контролируемыми согласно подп. 2–7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
  3. Договоры между лицами, заключаемые в рамках добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения.
  4. Кредитные (депозитные) договоры, заключаемые между кредитными организациями на период до 7 календарных дней (включительно).
  5. Договоры в области военно-технического взаимодействия РФ с зарубежными странами.
  6. Договоры по предоставлению поручительств (гарантий) между отечественными организациями, не имеющими статуса банков, а также договоры беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными на территории РФ.
  7. Уступка прав банком другому банку в рамаках предупреждения банкротства банка или во исполнение акта Правительтсва РФ.

Таким образом, в зависимости от вида сделки, налогоплательщика и общего дохода по соответствующей сделке (сделкам) за календарный год договор, заключенный между взаимозависимыми лицами или приравненный к нему, признается контролируемой сделкой в целях налогообложения. Законом также предусмотрены случаи, когда сделка, имеющая признаки контролируемой, таковой не является.

Критерии контролируемых сделок в 2020 году — таблица

О каком контроле сделок идет речь и кто его проводит?

В соответствии со ст. 105.15 НК РФ инспекторы ФНС вправе истребовать у объектов налогового контроля документацию относительно определенной сделки либо группы однородных сделок. В такой документации могут отражаться сведения, перечисленные в п. 1 ст. 105.15 НК РФ, в частности:

  • о деятельности контролируемого субъекта;
  • лицах, с которыми заключены контролируемые договоры;
  • методике ценообразования по соответствующим договорам;
  • сроках и условиях расчетов сторон;
  • роли каждой из сторон в коммерческих отношениях, финансовых рисках участников правоотношения.

Налогоплательщик может представить в ФНС в принципе любые сведения в подтверждение законности сделки (п. 2 ст. 105.15 НК РФ). Под законностью в данном случае следует понимать прежде всего правомерность применения финансовых условий договора — с точки зрения цен и прочих экономически значимых параметров соглашения. И основной критерий правомерности здесь — соответствие условий контракта тем, что характеризуют сопоставимые соглашения.

Если говорить о самых простых условиях, то договор не должен отражать:

  • неоправданное завышение цен (при котором у покупателя может быть занижена прибыль по причине больших расходов);
  • необоснованное занижение цен (когда продавец, в свою очередь, может занизить свою прибыль по причине малых доходов).

ФНС вправе истребовать документацию по контролируемым контрактам не ранее 1 июня года, идущего за тем, в котором они заключены.

Рассмотрим теперь, исходя из каких критериев ФНС может относить сделки к контролируемым.

Какие сделки попадают под контроль

Под контроль ФНС попадают правоотношения, одновременно соответствующие следующим трем критериям:

  1. В сделках участвуют взаимозависимые лица, идентифицируемые в качестве таковых в соответствии с п. 2 ст. 105 НК РФ.
  2. Правоотношение классифицировано как идентичное сделке между обоюдно зависимыми субъектами — в соответствии с критериями, отраженными в п. 1 ст. 105.14 НК РФ. То есть если данные критерии будут соблюдены, то даже те субъекты, что не являются взаимозависимыми, могут становиться объектами контроля со стороны ФНС.
  3. Правоотношение подходит под прочие критерии контролируемости, отраженные в ст. 105.14 НК РФ.

Отметим, что в общем случае любые контракты между обоюдно зависимыми субъектами контролируемы (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Но в ст. 105.14 НК РФ детально отражены исключения из этого правила на основании установленных законом критериев.

При этом можно выделить следующие категории контролируемых ФНС правоотношений:

  1. Сделки взаимозависимых лиц (и приравненные к ним сделки), каждое из которых имеет статус резидента России (то есть поставлено в РФ на налоговый учет).
  2. Правоотношения, в которых участвуют обоюдно зависимые субъекты (и приравненные к ним контракты), из которых как минимум один не имеет статуса резидента России.
  3. Отдельные категории сделок, приравненных к взаимозависимым.

Рассмотрим подробнее, какие критерии контролируемости установлены для каждого типа правоотношений. Для этого используем небольшие таблицы.

Каковы критерии контролируемых сделок между налоговыми резидентами

Налоговый резидент — это физлицо, которое на момент установления наличия или отсутствия данного статуса (например, в связи с необходимостью исчислить подоходный налог) находится в России не менее 183 дней из 12 идущих подряд месяцев. Между периодами его нахождения могут быть любые паузы: к примеру, он может жить одну неделю в России, другую — за границей, но важно, чтобы за 12 месяцев в России он находился хотя бы на 1 день дольше.

Документами, подтверждающими резидентство, могут быть сведения по загранпаспорту (с отметками о въезде и выезде из России), проездные документы (актуально для путешественников в Беларусь и страны, в которые можно въезжать без загранпаспорта). ФНС может запрашивать данные о выездах и въездах человека непосредственно в отвечающем за миграцию ведомстве.

Критерии контролируемости, о которых идет речь, можно разделить на следующие категории:

  1. Единичные критерии (достаточно соблюдения одного из них, и сделка будет контролируемой).
  2. Солидарные критерии (когда требуется соблюдение двух и более критериев).

При этом из нескольких солидарных критериев можно условно выделить ведущий критерий-ориентир и смотреть на него прежде всего.

Ниже вы можете увидеть подробные таблицы с критериями, классифицированными на указанные разновидности, и еще дополнительно:

  • на налоговые критерии;
  • неналоговые критерии.

То есть те, что прямо связаны со спецификой применяемой системы налогообложения и те, что не связаны с ней.

Контролируемость резидентов: таблица налоговых критериев

Порядковый номер критерия

Ведущий солидарный либо единичный критерий

Прочие солидарные критерии

Какой пункт ст. 105.14 НК РФ регулирует*

Как минимум один участник правоотношений платит НДПИ, исчисляя налог по процентным ставкам

Величина обязательств по соглашению превышает пороговый критерий**

По меньшей мере одна сторона контракта платит ЕСХН либо ЕНВД и как минимум один из контрагентов — не платит

Обязательства — более 100 млн руб.

По меньшей мере один участник не входит с кем-либо из своих партнеров в общую консолидированную группу налогоплательщиков

Подп. 3 п. 2, п. 3, подп. 1 п. 4

Как минимум один субъект правоотношений в течение года применяет инвестиционный вычет по налогу на прибыль

Обязательства выше порогового уровня

Хотя бы один субъект правоотношений освобожден от налога на прибыль (в том числе на праве резидентства в «Сколково») и как минимум один из контрагентов платит такой налог и не обладает статусом резидента «Сколково»

Обязательства выше пороговой величины.

По меньшей мере один субъект не входит с кем-либо из партнеров в общую консолидированную группу

Подп. 4, 8 п. 2, п. 3, подп. 1 п. 4

* Здесь и далее — во всех случаях применяются прежде всего положения ст. 105.1 НК РФ. Затем — ст. 105.14 (главный источник норм, регламентирующих подконтрольные ФНС сделки) и некоторые корреспондирующие с ней статьи кодекса (прямо указаны в таблице).

** Здесь и далее, если в таблице прямо не указано иного, — 60 млн руб.

Контролируемость резидентов: таблица неналоговых критериев

Порядковый номер критерия

Главный солидарный либо единичный критерий

Иные солидарные критерии

Какой пункт ст. 105.14 НК РФ регулирует

Как минимум один участник подключен к реализации регионального инвестпроекта

Обязательства сторон выше пороговых

Подп. 7 п. 2, п. 3 и п. 1 ст. 25.9 НК РФ

Один из участников — субъект, добывающий углеводороды на морях

Один из участников ведет деятельность в особой хозяйственной зоне (либо свободной хозяйственной зоне)

Обязательства участников выше пороговых.

По меньшей мере одна сторона не входит с кем-либо из контрагентов в общую консолидированную группу

Подп. 5 п. 2, п. 3, подп. 1 п. 4

Обороты по договору — более 1 млрд руб.

Как минимум один участник не входит с кем-либо из контрагентов в единую консолидированную группу налогоплательщиков.

По меньшей мере один из партнеров не ведет бизнес в одном из регионов с кем-либо из контрагентов, но при этом имеет подразделения в других субъектах РФ (и платит там налоги).

Как минимум один из партнеров несет убытки, что берутся в расчет при исчислении налога на прибыль

Подп. 1 п. 2, подп. 1 п. 4, подп. 2 п. 4

Предмет правоотношения — купля-продажа:

  • нефти и топлива;
  • металлов;
  • удобрений;
  • драгоценных камней

Обязательства партнеров выше порогового уровня

П. 1, подп. 2 п. 1, п. 5, п. 7

Отдельно определяются критерии по сделкам между нерезидентами (либо между резидентом и нерезидентом).

Контролируемость нерезидентов: таблица критериев

Нерезидент — физлицо, которое находится в РФ, в свою очередь, менее 183 дней в течение 12 месяцев, идущих подряд. Интервалы опять же значения не имеют: человек может пробыть на территории РФ 182 дня подряд и будет считаться нерезидентом, если остальные дни в течение указанного периода проведет за границей.

При установлении контролируемости по контрактам между нерезидентами также правомерно придерживаться классификации по ведущим солидарным, обычным солидарным и единичным критериям.

Основной солидарный или единичный критерий

Какой пункт ст. 105.14 НК РФ регулирует

Сделка между обоюдно зависимыми нерезидентами (либо приравненная к ней сделка)

Сам факт совершения сделки (не имеют значения ее предмет, обороты и прочие условия)

Контракт между обоюдно зависимыми резидентом и нерезидентом (либо приравненная к ней сделка)

Определенная специфика есть у правоотношений, которые считаются приравненными к контрактам между обоюдно зависимыми субъектами.

Приравненные сделки: в чем их специфика

В положениях п. 1 ст. 105.14 НК РФ отражены критерии, по которым сделка, которая совершается лицами, что не рассматриваются как взаимно зависимые, может быть приравнена к той, что считается заключенной между обоюдно зависимыми лицами. В частности, такое приравнивание осуществляется, если:

  • участники для чего-то подключают не несущих рисков посредников, хотя по всем признакам можно было бы обойтись без них;
  • правоотношение связано с реализацией товаров в рамках мировой биржи, и ее оборот превышает 60 млн руб.;
  • как минимум один из участников зарегистрирован в офшорной зоне (либо имеет налоговое резидентство там).

Узнать подробнее, в каких случаях указанные приравненные сделки попадают под контроль, вы сможете из таблицы ниже.

Контроль приравненных сделок: таблица критериев

Категория правоотношений, приравненных к сделкам между обоюдно зависимыми лицами

Единичный (ведущий) критерий контролируемости

Какой пункт ст. 105.14 НК РФ регулирует

Правоотношение при участии посредников, роль которых не видится значимой и которые не несут ответственности за риски по контракту

Любые критерии, изложенные в пп. 1 и 2 ст. 105.14 НК РФ и корреспондирующих пунктах ст. 105.14 НК РФ***

П. 1, подп. 1 п. 1, п. 2

Сделка, предмет которой — реализация мировых биржевых товаров

Любые критерии, предусмотренные п. 2 ст. 105.14 НК РФ и прочими пунктами ст. 105.14 НК РФ***

Оборот — больше порогового уровня.

Продается один из следующих товаров:

· нефть (либо топливо после ее переработки);

П. 3, подп. 2 п. 1, п. 5, п. 7

Как минимум один участник договора — представитель офшора (либо его налоговый резидент)

Обязательства в рамках сделки — выше порогового критерия

П. 3, подп. 3 п. 1, п. 7

*** По существу, здесь применяется перечень критериев, отраженный в первой таблице — по сделкам с участием резидентов. Распространяется на сделки с участием необязательных посредников и критерий, по которому любая сделка становится подконтрольной, если как минимум один из ее участников — нерезидент.

Подлежащей контролю со стороны ФНС может быть признана только сделка между взаимозависимыми субъектами либо приравненная к ней сделка. Основной предмет контроля сделки — правомерность ее финансовых условий. В отношении резидентов и нерезидентов критерии контролируемости могут применяться разные.

Читайте также  Приказ о внесении изменений в Правила внутреннего
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]