Применение КОСГУ при оплате транспортных расходов
В соответствии с порядком применения классификации операций сектора госуправления (КОСГУ), утвержденным приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, к транспортным расходам (ТР) учреждения относятся расходы по оплате:
- услуг по договорам на ТО транспорта (ремонт, диагностика, заправка транспорта и т. д.);
- проездных документов на все виды транспорта (в том числе возмещение расходов, если должностное лицо не было обеспечено проездными документами);
- услуг по договорам ГПХ (проезд к месту командировки и обратно с использованием общественного транспорта);
- проезда военнослужащих и членов их семей (в том числе перевоз личного имущества при переезде на новое место службы);
- проезда к месту учебы и обратно (если работники учреждения совмещают работу с учебой);
- проездных билетов для свидетелей, вызываемых следственными или судебными органами;
- услуг по перевозке спецконтингента, а также освободившихся осужденных к месту жительства;
- услуг по доставке самовольно покинувших детские (или иные аналогичные) учреждения, ушедших из семей несовершеннолетних (включая расходы на проезд сопровождающих их лиц);
- услуг по перевозке грузов (изъятого имущества, служебных животных, спецтоплива и др.);
- транспортно-экспедиционных услуг;
- комплексного обслуживания флота (прием стоков, пищевых отходов и др.).
Список не содержит жестких ограничивающих рамок, поэтому среди отраженных в учете ТР учреждения могут присутствовать и другие виды ТР, не указанные в вышеприведенном перечне.
В КОСГУ для отражения ТР предусмотрен подкласс 222 «Транспортные расходы», применяемый во взаимоувязке с другими кодами.
Подробнее о том, какие КОСГУ применяются в 2021 году, можно узнать из таблицы в «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет регистрации в системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
В последующих разделах расскажем об особенностях применения КОСГУ при учете отдельных ТР учреждения.
Особенности отражения отдельных транспортных услуг в учреждении
- Работнику с разъездным характером работы оплачен проездной на общественный транспорт.
Учреждение в такой ситуации вправе поступить следующим образом:
- приобрести проездной документ и выдать его сотруднику — приобретение занести на счет 0 302 22 000 «Расчеты по транспортным услугам» по подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ;
- возместить сотруднику стоимость приобретенного им проездного абонемента — расчеты по выплате компенсации отражаются по счету 0 302 12 000 «Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме», код аналитического учета 212 «Прочие выплаты» КОСГУ.
- Выдача аванса на транспортные расходы командировочному сотруднику.
Бухучет расходов на проезд сотрудника к месту служебной командировки и обратно будет зависеть:
- от цели служебной поездки;
- источника финансирования.
Если командировка финансируется за счет субсидии на иные цели и связана с покупкой дорогостоящего оборудования, учет будет осуществляться по следующей схеме:
- Дт 5 208 22 567 Кт 5 201 34 610 — выдан аванс сотруднику из кассы на приобретение билетов.
- Дт 5 106 21 310 Кт 5 208 22 667 — ТР на проезд командированного сотрудника включены в стоимость оборудования.
Если командировка не связана с приобретением нефинансовых активов и оплачивается за счет субсидии на выполнение госзаказа, производятся следующие бухгалтерские записи:
- Дт 4 208 22 567 Кт 4 201 34 610 — авансирован командировочный сотрудник для приобретения билетов.
- Дт 4 109 60 222 Кт 4 208 22 667 — отражены в учете ТР командировочного сотрудника на основании авансового отчета.
Сколько времени нельзя уничтожать авансовые отчеты — 4 года, 5 или 10 лет? Узнайте об этом из статьи «Какой срок хранения у авансовых отчетов».
Итоги
Транспортные расходы отражаются в учете учреждения с применением аналитического кода 222 «Транспортные услуги» во взаимоувязке с другими кодами КОСГУ.
С 2021 года в кодах КОСГУ возможны изменения
В подстатью 129 КОСГУ добавят доходы от предоставления права на заключение договора (контракта). В частности, это суммы, поступающие заказчику после проведения электронного аукциона в случае, когда цена контракта снижается до половины процента НМЦК и ниже. Отражать по данной подстатье плату за право на заключение договора Минфин рекомендовал и ранее.
Планируется, что подстатья 12K КОСГУ не будет применяться для отражения в учете кассовых поступлений и выбытий.
Хотят уточнить, что на подстатью 136 КОСГУ надо относить средства, поступившие от возврата бюджетными и автономными учреждениями остатка субсидии по госзаданию, если оно не выполнено.
Должна появиться новая подстатья 139 КОСГУ. По ней нужно будет отражать доходы от возмещения расходов учреждений и органов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами.
Также хотят уточнить, что на подстатью 163 КОСГУ нужно относить в том числе доходы от возврата бюджетными (автономными) учреждениями остатков субсидий капитального характера прошлых лет, имеющих целевое назначение.
Что скорректируют в расходных кодах КОСГУ
На подстатью 211 КОСГУ следует относить в том числе следующие расходы:
- выплаты при совмещении должностей, расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы;
- выплата оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом;
- единовременных выплат при предоставлении отпуска государственным (муниципальным) служащим;
- выплат при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск.
По сути, эти поправки не изменят действующий порядок, так как Минфин приводил такой же подход к классификации еще в прошлом году.
Из подстатьи 213 КОСГУ уберут пособия, которые сейчас работодатели оплачивают за счет ФСС. Предполагается , что с нового года фонд будет осуществлять такие выплаты сам.
По подстатье 221 КОСГУ упомянут абонентскую плату за пользование радиоточкой. Рекомендации использовать этот код были даны уже давно.
В подстатью 222 КОСГУ добавят расходы по оплате сборов за оформление авиабилетов и железнодорожных билетов, удержания перевозчика, связанные с возвратом или обменом таких билетов. Это уже разъяснялось Минфином.
Конкретизируют, что на подстатью 224 КОСГУ нужно относить также возмещение арендодателю (собственнику, балансодержателю имущества) расходов на уплату налога на имущество организаций и земельного налога в рамках договора аренды или безвозмездного пользования недвижимостью. Об этом Минфин упоминал ранее.
В подстатью 225 КОСГУ внесут еще два вида затрат:
- оплату услуг за проведение государственного технического осмотра транспортных средств;
- оплату работ по консервации объекта незавершенного строительства.
Порядок выбора кода по таким затратам Минфин разъяснял в прошлом году.
Много уточнений внесут в подстатью 226 КОСГУ. В ней укажут следующие расходы:
- оплату демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и тому подобное) в случае, если данные работы производили не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и они не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств;
- материальное стимулирование народных дружинников за участие в охране общественного порядка;
- компенсационные выплаты на питание спортивным судьям, волонтерам, контролерам, не являющимся штатными сотрудниками учреждения и привлекаемым к участию в спортивных мероприятиях;
- оплату услуг по транспортировке, хранению и отпуску через аптечную сеть гражданам бесплатных и льготных лекарственных препаратов, заключенных с фармацевтическими компаниями, в рамках единого контракта (договора);
- оплату услуг переводчика и специалиста, привлеченного к участию в арбитражном процессе арбитражным судом;
- оплату услуг адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам;
- выплата вознаграждения конкурсному управляющему, а также компенсация расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника.
Из подстатьи 226 в подстатью 228 КОСГУ перенесут следующие расходы:
- на разработку генеральных планов, совмещенных с проектом планировки территории;
- межевание границ земельных участков;
- разработку правил землепользования и застройки (документации градостроительного зонирования);
- проведение архитектурно-археологических обмеров;
- разработку технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, увеличения потребляемой мощности.
Также по подстатье 228 КОСГУ приведут затраты на инженерно-геодезические изыскания и выполнение кадастровых работ.
По общему правилу такие затраты и ранее следовало относить на подстатью 228 КОСГУ в случае, если их оплачивали для целей капвложений в основные фонды.
Внесут дополнения по подстатьям 296 и 297 КОСГУ. Например, уточнят, что по подстатье 296 КОСГУ отражаются операции по предоставлению физлицам государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование. Другие дополнения Минфин упоминал ранее в примерах и методрекомендациях .
Много корректировок внесут по подстатьям статьи 260 КОСГУ
Подстатья КОСГУ
Расходы, которые добавят
- выплата материальной поддержки безработным гражданам, несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период участия в общественных работах, временного трудоустройства;
- выплата единовременной финансовой помощи на оказание содействия самозанятости безработных граждан;
- выплата единовременного денежного пособия при выпуске детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- выплата пособия по беременности и родам женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профобразования и научных организациях;
- выплата органами государственной власти (муниципальными органами) физлицам, в том числе работникам данных органов, социальных выплат, являющихся публичными нормативными обязательствами
- закупка товаров, услуг для обеспечения бесплатным питанием, комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот, а также компенсация указанных расходов;
- оплата проезда детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к месту отдыха и обратно;
- выплаты гражданам, направленным на прохождение профобучения или получения дополнительного профобразования по направлению органов службы занятости, денежной компенсации стоимости проезда, найма жилого помещения;
- выплаты компенсации стоимости проезда и провоза багажа безработным гражданам при заселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости
- единовременные пособия в связи со смертью судьи;
- ежемесячные возмещения судье в случае причинения ему увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью;
- ежемесячное возмещение нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, в случае его гибели (смерти);
- материальная помощь близким родственникам, членам семьи, супругу (супруге) служащего (работника) в связи с его смертью в период службы в случае, если выплата предусмотрена статусом сотрудников, условиями трудовых отношений;
- оплата больничных листов за первые 3 дня нетрудоспособности бывшим работникам
возмещение расходов членам семьи бывшего работника, связанных с погребением бывшего работника
Нецелевое использование. Как распознать 225, 226 или 310 статью КОСГУ?
Иногда не просто сделать выбор, по какой подстатье КОСГУ провести расходы: 225, 310 или 226. Это связано с тем, что формулировки не всегда позволяют определить экономическое содержание расходов.
Рассмотрим, какие ошибки допускают бухгалтеры при выборе кода. И как их избежать.
Подменяют понятия
К подстатье 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества» относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, ока¬зание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом имущества, полученного в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.
Вопросы чаще возникают по содержанию имущества, чем по ремонту, поэтому подробнее остановимся на нем. Ремонт — это, в частности, устранение неисправностей, восстановление работоспособно¬сти имущества, восстановление или поддержание первоначальных харак¬теристик. Содержание – это работы и услуги для поддержания или восстановления функциональных характеристик объекта.
Важно запомнить! | К содержанию имущества не относятся услуги, не связанные непосредственно с его эксплуатацией или поддержанием его эксплуатационных характеристик: хранение (код 226 КОСГУ), транспортировка (код 222 КОГСУ), страхование (код 226 КОСГУ). | ❞ |
Если подрядчики делают уборку или санитарно-гигиеническую очистку помещений, такие работы отражают по подстатье 225 КОСГУ. Этот порядок применяется, даже если подрядчик указал в документах перечень и стоимость израсходованных им материалов. Но все не так просто. Если в договоре сказано, что учреждение оплачивает ремонтные работы согласно смете, то расходы относят на подстатью 225 КОСГУ. А если в нем есть только формулировки «установка» или «монтаж», в большинстве случаев нужно применить подстатью 226 КОСГУ.
В отношении обслуживания и ремонта единых функционирующих систем (локально-вычислительных сетей, пожарной и охранной сигнализации, си¬стем допуска в помещение и видеонаблюдения и т. п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов, в Указаниях № 180н также пред-писано использование кода 225 КОСГУ. Даже если такие системы не отра¬жены в учете в качестве отдельного инвентарного объекта.
Все по полочкам
Для того чтобы четко понимать, какие расходы следует относить на статью 225, а какие на статью 310 КОСГУ (ремонт или реконструкция (мо¬дернизация, дооборудование)), следует отталкиваться от первопричины (цели) выполнения работ. Если целью является улучшение характери¬стик исправного объекта, то такие расходы не относятся к статье у 225 КОСГУ. Например, монтаж оборудования или дератизацию помещения, которые учреждению не принадлежат, отражают по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Совет | Перечень услуг, которые отражают по подстатье 226 КОСГУ, открытый. Поэтому в каждой ситуации задавайтесь вопросом: для чего проводятся те или иные работы. | ❞ |
Сложности с разграничением сферы применения подстатей 225 и 226 КОСГУ могут возникнуть при благоустройстве территории.
Допустим, учреждение благоустраивает территорию впервые. Все мероприятия – устройство цветников, клумб, посадку цветов, кустарников – подрядчик выполнил по одному контракту. Стоимость материалов, которые использовал исполнитель, отдельно в контракте не выделена. В этом случае бухгалтер должен отнести расходы на подстатью 226 КОСГУ. Оснований применять подстатью 225 КОСГУ нет. Ведь работы направлены не на содержание имущества, а на первоначальное озеленение территории.
Если и на следующий год учреждение решит благоустроить ту же самую территорию (посадить цветы и обновить клумбы), то классификация расходов будет иной. Затраты надо учесть по подстатье 225 КОСГУ, поскольку к моменту начала работ у учреждения уже есть имущество (клумбы) и оно оплачивает мероприятия по их содержанию.
И тут главное не ошибиться, ведь расходование бюджетных средств по кодам КОСГУ, не соответствующим их целевому содержанию, может быть расценено как нецелевое расходование таких средств, в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, поэтому бухгалтерии всегда необходимо знать мнение проверяющих органов, а также мнения суда по данному вопросу.
Распространенные ошибки при выборе статьи
Предмет договора (контракта) | Ошибочный вариант | Правильный вариант |
---|---|---|
Покупка Программного обеспечения – право использования, услуги по установке, переустановке и настройке | Отнести затраты на 225 | Отнести затраты на 226 |
Проведение ремонта помещения | Отнести затраты на 226 | Отнести затраты на 225 |
Разработка проектной документации для проведения ремонта | Отнести затраты на 225 | Отнести затраты на 226 |
Ремонт оборудования | Отнести затраты на 226 или 310 статью | Отнести затраты на 225 |
Демонтаж оборудования | Отнести затраты на 225 | Отнести затраты на 226 |
Усовершенствование оборудования | Отнести затраты на 225 | Отнести затраты на 310 |
Поверка и замеры сопротивления изоляции электропроводки на объектах учреждения | Отнести затраты на 225 | Отнести затраты на 226 |
часа в сутки
7 дней в неделю
Команда «Первого БИТ» ежедневно решает сотни задач и вопросов Клиентов.
Попробуйте сопровождение у профессионалов «Первого БИТа» бесплатно!
Если вы нуждаетесь в консультации и помощи квалифицированных специалистов, эксперты «Первого БИТа» помогут вам в решении любых задач.
Изменения в КОСГУ с 2021 года: изучаем новый проект Минфина
Минфин России Проектом Приказа подготовил поправки к Порядку применения КОСГУ N 209н. Новшества затронут как доходные, так и расходные КОСГУ. Предполагается, что обновленный порядок будет применяться при ведении учета с 1 января 2021 года, составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности за 2021 год.
Какие изменения ожидаются в доходных кодах КОСГУ
В подстатью 129 КОСГУ добавят доходы от предоставления права на заключение договора (контракта). В частности, это суммы, поступающие заказчику после проведения электронного аукциона в случае, когда цена контракта снижается до половины процента НМЦК и ниже. Отражать по данной подстатье плату за право на заключение договора Минфин рекомендовал и ранее.
Планируется, что подстатья 12K КОСГУ не будет применяться для отражения в учете кассовых поступлений и выбытий.
Хотят уточнить, что на подстатью 136 КОСГУ надо относить средства, поступившие от возврата бюджетными и автономными учреждениями остатка субсидии по госзаданию, если оно не выполнено.
Должна появиться новая подстатья 139 КОСГУ. По ней нужно будет отражать доходы от возмещения расходов учреждений и органов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами.
Также хотят уточнить, что на подстатью 163 КОСГУ нужно относить в том числе доходы от возврата бюджетными (автономными) учреждениями остатков субсидий капитального характера прошлых лет, имеющих целевое назначение.
Что скорректируют в расходных кодах КОСГУ
На подстатью 211 КОСГУ следует относить в том числе следующие расходы:
– выплаты при совмещении должностей, расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы;
– выплата оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом;
– единовременные выплаты при предоставлении отпуска государственным (муниципальным) служащим;
– выплаты при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск.
По сути эти поправки не изменят действующий порядок, так как Минфин приводил такой же подход к классификации еще в прошлом году.
Из подстатьи 213 КОСГУ уберут пособия, которые сейчас работодатели оплачивают за счет ФСС. Предполагается, что с нового года Фонд будет осуществлять такие выплаты сам.
По подстатье 221 КОСГУ добавят абонентскую плату за пользование радиоточкой. Рекомендации использовать этот код были даны уже давно.
В подстатью 222 КОСГУ добавят расходы по оплате сборов за оформление авиабилетов и железнодорожных билетов, удержания перевозчика, связанные с возвратом или обменом таких билетов. Это уже разъяснялось Минфином.
Конкретизируют, что на подстатью 224 КОСГУ нужно относить также возмещение арендодателю (собственнику, балансодержателю имущества) расходов на уплату налога на имущество организаций и земельного налога в рамках договора аренды или безвозмездного пользования недвижимостью. Об этом Минфин упоминал ранее.
В подстатью 225 КОСГУ внесут еще два вида затрат:
– оплату услуг за проведение государственного технического осмотра транспортных средств;
– оплату работ по консервации объекта незавершенного строительства.
Порядок выбора кода по таким затратам Минфин разъяснял в прошлом году.
Много уточнений внесут в подстатью 226 КОСГУ. В ней укажут следующие расходы: оплату демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и тому подобное) в случае, если данные работы производили не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и они не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств; материальное стимулирование народных дружинников за участие в охране общественного порядка; компенсационные выплаты на питание спортивным судьям, волонтерам, контролерам, не являющимся штатными сотрудниками учреждения и привлекаемым к участию в спортивных мероприятиях; оплату услуг по транспортировке, хранению и отпуску через аптечную сеть гражданам бесплатных и льготных лекарственных препаратов, заключенных с фармацевтическими компаниями, в рамках единого контракта (договора); оплату услуг переводчика и специалиста, привлеченного к участию в арбитражном процессе арбитражным судом; оплату услуг адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам; выплату вознаграждения конкурсному управляющему, а также компенсацию расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника.
По большинству из этих затрат Минфин уже давал разъяснения.
Из подстатьи 226 в подстатью 228 КОСГУ перенесут следующие расходы:
– на разработку генеральных планов, совмещенных с проектом планировки территории;
– на межевание границ земельных участков;
– на разработку правил землепользования и застройки (документации градостроительного зонирования);
– на проведение архитектурно-археологических обмеров;
– на разработку технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, увеличения потребляемой мощности.
Также по подстатье 228 КОСГУ приведут затраты на инженерно-геодезические изыскания и выполнение кадастровых работ.
По общему правилу такие затраты и ранее следовало относить на подстатью 228 КОСГУ в случае, если их оплачивали для целей капвложений в основные фонды.
Внесут дополнения по подстатьям 296 и 297 КОСГУ. Например, уточнят, что по подстатье 296 КОСГУ отражаются операции по предоставлению физлицам государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование. Другие дополнения Минфин упоминал ранее в примерах и методрекомендациях.