Когда и почему отменили ЕСН (Единый социальный)

Когда и почему отменили ЕСН (Единый социальный)

С 1 января 2010 года прекратил свое существование единый социальный налог

Ставрополь. 15 февраля. Государственное Учреждение — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю проводит телефонный информационный марафон «Вопрос дня». Тема марафона: «Порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в 2010 году».

Время марафона: с 9:00 до 18:00. Отвечать на вопросы будут начальник отдела организации взаимодействия со страхователями Чепурова Юлия Евгеньевна и главный специалист-эксперт отдела Игнашина Татьяна Николаевна. Телефон марафона в городе Ставрополе: 24-60-23.

Вместо него установлены обязательные платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и в фонды обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР) теперь осуществляет функции администратора (контроль начисления, уплаты и осуществление взыскания) в отношении взносов, уплачиваемых в пенсионный бюджет и в бюджеты фондов обязательного медицинского страхования.

При этом общее налоговое бремя в 2010 году не увеличилось и осталось на уровне 2009 года. Основной тариф страховых взносов в ПФР в 2010 году составит 20%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -1,1%, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 2%. Для тех страхователей, которые уплачивали ЕСН по пониженным ставкам (сельскохозяйственные товаропроизводители, плательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог и др.) сохраняется действующий пониженный тариф. Однако, применять его можно, только предоставив соответствующие подтверждающие документы в территориальный орган ПФР.

Изменен порядок уплаты взносов. Единый социальный налог (далее — ЕСН) в течение года уплачивался в виде авансовых платежей, а по итогам года производился окончательный расчет. Начиная с 2010 года страховые взносы в государственные внебюджетные фонды должны уплачиваться в виде ежемесячных обязательных платежей, не позднее 15 числа месяца, следующего месяцем, за который начислены страховые взносы. Соответственно за уплату взносов в более поздние сроки, пени будут начисляться ежемесячно, а не по окончанию квартала, как было по ЕСН.

Срок представления отчетов работодателями так же претерпел изменения. Если в налоговые органы отчеты по ЕСН сдавались до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, то теперь они должны представляться в территориальные органы ПФР в части взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, до первого числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (в том числе и за год). Одновременно с отчетами по страховым взносам, в ПФР должны представляться индивидуальные сведения по каждому работнику. За 2010 год эти сведения будут сдаваться по двум периодам: за первое полугодие и за год, а начиная с 2011 года – ежеквартально.

С учетом сжатых сроков представления отчетов (особенно за год) насущной необходимостью становится более широкое использование электронного документооборота с ПФР. Сейчас только 20% работодателей края общаются с ПФР по каналам связи. Во избежание очередей и в целях сокращения времени на прием отчетов территориальные органы ПФР края работают практически со всеми удостоверяющими центрами края, расширяют круг терминалов самообслуживания и клиентоориентированных технологий.

ЕСН отменен – что вместо него?

Вводимые Законом о страховых взносах платежи, подлежащие зачислению в отдельные внебюждетные фонды, должны стать источником финансирования социального обеспечения в РФ сноска 1 вместо существующего сейчас единого социального налога (ЕСН).

При этом сохранится система обязательного пенсионного страхования с соответствующими коррективами, вносимыми в Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее – Закон об обязательном пенсионном страховании).

Поэтому при анализе законодательных изменений в области финансирования социального обеспечения необходимо проводить сравнения как с ЕСН, так и с порядком исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Такой анализ имеет смысл проводить с учетом особенностей разрешения тех или иных вопросов на практике.

Общие вопросы применения Закона о страховых взносах

Прежде чем перейти к характеристике отдельных элементов страховых взносов, которые в целом повторяют элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ), необходимо обратить внимание на то, что законодатель отказался от общего определения понятия «страховые взносы», рассредоточив соответствующие определения в федеральных законах о конкретных видах обязательного социального страхования. При этом не везде указан критерий индивидуальной возмездности, что порождает вопросы о правовой природе страховых взносов.

Поскольку новые страховые взносы не регулируются нормами законодательства о налогах и сборах, законодателю пришлось включить в Закон о страховых взносах значительное число общих норм, по сути, дублирующих нормы НК РФ. Так, например, статья 4 Закона о страховых взносах посвящена порядку исчисления сроков и почти дословно воспроизводит статью 6.1 НК РФ.

При таком «переносе» невозможно избежать потерь отдельных норм, что и произошло. «Потерялись» нормы, определяющие действие законодательства РФ о страховых взносах сноска 2 во времени. Для законодателя здесь открываются широкие возможности по внесению изменений в законодательство о страховых взносах без учета каких-либо ограничений на момент вступления их в силу. Такой подход следует признать существенным «шагом назад», создающим предпосылки для отказа от принципа доверия к закону и действиям государства.

Еще одним «сложным» вопросом применения Закона о страховых взносах станет вопрос о даче разъяснений. Согласно нормам НК РФ в настоящее время Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, налоговые органы дают разъяснения о порядке заполнения налоговых деклараций и, в свою очередь, обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России. При этом следование письменным разъяснениям уполномоченного органа освобождает налогоплательщиков от начисления пеней и от привлечения к ответственности.

Со страховыми взносами все гораздо сложнее. Органы контроля за уплатой страховых взносов – ПФ России и ФСС России – обязаны давать плательщику страховых взносов разъяснения о принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков, полномочиях органов контроля, а также предоставлять плательщикам формы расчетов по начисленным и уплаченным взносам и разъяснять порядок их заполнения. Помимо этого плательщик вправе получать от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (Минздравсоцразвития России) письменные ответы на вопросы по применению законодательства РФ о страховых взносах. При этом непонятно, освобождает ли следование этим ответам от пеней и штрафов (по Закону о страховых взносах от пеней и штрафов освобождает только следование письменным разъяснениям) и обязаны ли органы контроля за уплатой страховых взносов следовать этим ответам? Окончательно запутывает ситуацию формулировка пункта 5 статьи 1 Закона о страховых взносах, согласно которой в целях единообразного применения этого закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 № 731 право издавать соответствующие разъяснения предоставлено Минздравсоцразвития России. Соответственно, возникает вопрос, в чем же суть отличий этих разъяснений от письменных ответов того же самого ведомства.

Плательщики страховых взносов

Закон о страховых взносах определяет плательщиков аналогично определению плательщиков ЕСН в главе 24 НК РФ. Но при этом оговорено, что федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться и иные категории страхователей (плательщиков страховых взносов)сноска 3.

Статья 6 Закона о страховых взносах предусматривает, что в целях контроля за уплатой страховых взносов органы контроля осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей. На основании Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ в России действует принцип «одного окна», который распространяется на государственную регистрацию юридических лиц, их постановку на налоговый учет и регистрацию в качестве страхователей в государственных внебюджетных фондах. Регистрация юридических лиц в качестве страхователей осуществляется без непосредственного обращения страхователей в фонды. Поэтому будем надеяться, что вступление в силу Закона о страховых взносах не повлечет за собой необходимости массовой регистрации организаций-работодателей в качестве плательщиков «новых» взносов, хотя не исключено и введение особенностей постановки на учет для отдельных категорий плательщиков страховых взносов (могут устанавливаться Правительством РФ).

Объект обложения страховыми взносами

Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением отдельных выплат самозанятым лицам), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы и искусства.

Как видим, нет существенных расхождений с определением объекта обложения ЕСН (п. 1 ст. 236 НК РФ). Принципиальным отличием объекта обложения страховыми взносами является то, что новый Закон не делает никаких различий между выплатами, учтенными организациями при исчислении налога на прибыль, и выплатами, не отнесенными к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль. Таким образом, выплаты и вознаграждения, отвечающие определению объекта обложения страховыми взносами, будут в любом случае облагаться страховыми взносами, и работодатель, который не учел те или иные выплаты в пользу своих работников при исчислении налога на прибыль, уже не сможет «сэкономить» на обязательных социальных отчислениях.

Хорошей иллюстрацией проблем, возникающих в связи с таким решением законодателя, является порядок обложения с 1 января 2010 г. вознаграждений членам советов директоров хозяйственных обществ, выплачиваемых по решению общего собрания участников. Действительно, в соответствии с пунктом 48.8 статьи 270 НК РФ с 1 января 2009 г. вознаграждения и иные выплаты, осуществляемые членам совета директоров, не могут уменьшать базу по налогу на прибыль. С другой стороны, в свое время Президиум ВАС РФ отметил сноска 4, что выплата вознаграждения членам совета директоров связана с выполнением ими управленческих функций, поэтому подпадает под объект обложения ЕСН. Соответственно, такая выплата будет подпадать и под объект обложения страховыми взносами.

База для исчисления страховых взносов

В статье 8 Закона о страховых взносах определена база для начисления страховых взносов как сумма выплат и иных вознаграждений, составляющих объект обложения таких взносов, начисленных за расчетный период (календарный год) в пользу физических лиц, за исключением необлагаемых выплат, указанных в статье 9 Закона. В этой статье в основном перечислены выплаты, которые в настоящее время не облагаются ЕСН на основании статьи 238 НК РФ.

По сравнению с действующим законодательством в целях регулирования базы для исчисления страховых взносов с 1 января 2010 г. вводится ряд новаций.

Когда и почему отменили ЕСН (Единый социальный налог)?

Единый социальный налог отменен с 2010 года. В России он был введен в 2001 году и действовал, таким образом, 9 лет.

Суть этого налога сводилась к тому, что он заменял собой страховые взносы во все внебюджетные фонды: ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев), ФОМС.

Почему отменили ЕСН? Причин тому оказалось несколько:

  • Не сработал ожидавшийся эффект роста зарплат, связывавшийся с введением регрессивной шкалы ставок для взносов.
  • Взносы утратили сущность страховых платежей, которые следует привязывать к каждому конкретному работнику. Такая привязка позволяет индивидуально определять размер социальных выплат.
  • Значительно возросла нагрузка на налоговые органы.
  • Фонды утратили контроль над поступлением средств в них и возможность влиять на этот процесс.

Что изменила отмена ЕСН в страховых платежах?

С отменой ЕСН прекратила свое действие гл. 24 НК РФ, посвященная этому налогу (п. 2 ст. 24 закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 24.07.2009 № 213-ФЗ). В силу вступил закон РФ «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, установивший иные правила для исчисления этих платежей. А после передачи страхвзносов под контроль ФНС, эти правила регламентиует Налоговый кодекс РФ:

  • Расширился перечень выплат, облагаемых взносами. Если раньше из-под них выводились платежи, осуществленные за счет чистой прибыли, то теперь зависимость от этого обстоятельства исчезла. Соответственно, перечень выплат, не подлежащих налогообложению, оказался строго определенным.
  • Исчезла общая регрессивная шкала ставок налога. Взамен был введен предел доходов, облагаемых взносами. Этот предел стал индексируемым и систематически повышается в соответствии с ростом средней зарплаты по РФ. Выше этого предела обложение доходов по пониженной ставке присутствует только для платежей в ПФР.
  • Общая ставка по взносам для основной массы налогоплательщиков (применяющих ОСНО) с 2011 года должна была повыситься на 8% за счет роста ставок в ПФР и ФОМС. Для льготных категорий плательщиков (спецрежимников, резидентов особых зон, организаций, имеющих инвалидов) на 2011–2014 годы предусматривался переходный период, в течение которого для них вводились в действие ранее отсутствовавшие ставки и увеличивалась величина ставок, являвшихся льготными. Общая максимальная ставка, действующая сегодня, составляет 30% от всех облагаемых взносами выплат, осуществленных в пользу физлица. Ее величина на 4% выше той, которая действовала при ЕСН. Круг лиц, имеющих право на пониженную ставку, заметно сократился.

О том, как эти 30% распределены по фондам, читайте в статье «Из чего складываются 30,2% страховых взносов?».

Приведенные изменения свидетельствуют о том, что замена ЕСН на страховые взносы привела к существенному увеличению налогового бремени для всех плательщиков этих взносов.

Стоит ли ожидать возврата ЕСН?

Вопрос о передаче страховых взносов под контроль налоговых органов в 2016 году активно обсуждался как одна из мер пополнения бюджета. Именно поэтому вспомнили про ЕСН.

Однако возврата к этому налогу не будет. С 2017 года вступил в действие закон РФ «О внесении изменений в части 1-ю и 2-ю Налогового кодекса…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ. Этот закон не только дополнил часть 2 НК РФ отдельным новым разделом, посвященным страховым взносам, но и добавлил страховые взносы во все положения части 1 НК РФ, устанавливая тем самым необходимые права налоговых органов в части администрирования этих взносов.

ИФНС, как и при ЕСН, с 2017 года контролирует взносы в ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев) и ФОМС. Основные правила расчета взносов (наличие предела облагаемой базы, ставки, перечень необлагаемых выплат) сохранены.

Итоги

ЕСН отменен в 2010 году как налог, не решивший тех задач, ради которых его вводили. С переходом к уплате страховых взносов были существенно увеличены все параметры, определяющие размер платежей в фонды: налоговая база, ставки, круг плательщиков. С 2017 года страховые взносы переданы под контроль налоговых органов.

Единый социальный налог (ЕСН) в 2021 году

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему «Единый социальный налог (ЕСН) в 2021 году» Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

ЕСН и причины его отмены

Единый социальный налог был отменен в 2010 году – всего он работал в течение 9 лет. Суть его сводилась к тому, что он полностью заменил страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС. Причинами отмены ЕСН послужило следующее:

  • значительно возросла нагрузка на налоговые органы;
  • не сработали ожидания по росту заработных плат – работники не стали получать больше выплат, средства оставались в организации;
  • взносы потеряли сущность страховых выплат;
  • внебюджетные фонды потеряли контроль над поступлением средств и влиянием на процесс.

Общий размер ставки ЕСН

Рядовые налогоплательщики ориентируются на общий размер ставки ЕСН. Выплаты в фонды осуществляются работодателями за трудоустроенных в организацию сотрудников:

  • в ПФР происходят регулярные отчисления в размере 22% заработка каждого сотрудника;
  • в ФСС отчисляются 2,9% от заработка, призванные покрыть расходы на обеспечение временной нетрудоспособности, а также 5,1% от заработка идут на ОМС.

Общий объем обязательного социального сбора составляет 30% от заработка каждого сотрудника организации. Если деятельность организации связана с риском нанесения ущерба здоровью работников, дополнительно в ФСС перечисляется сбор на травматизм.

Общие ставки

Существует общий размер отчислений, который действует для большей части налогоплательщиков. В качестве налогоплательщиков выступают работодатели, которые переводят средства за своих подчиненных. Единый социальный налог в 2019 году, ставка:

  • пенсионное страхование – 22% от заработной платы физического лица;
  • взносы на покрытие пособий по временной нетрудоспособности, а также пособий по уходу за ребенком – 2,9%;
  • взносы на обязательное медицинское страхование – 5,1%.

Размер ЕСН в 2019 году не изменился по сравнению с предыдущим годом. Общий объем налога составляет 30%. Также важно учитывать страховой сбор на травматизм. Он перечисляется не в федеральную налоговую службу, а в ФСС. Размер перевода зависит от категории деятельности предприятия.

Понятие ЕСН

С этим налогом знакомо всё работающее население страны, коммерческие и бюджетные организации. Установив такой взнос, государство реализовывало право трудящегося население страны на бесплатную медицинскую помощь в государственных медицинских учреждениях, обеспечивало работающему населению пенсию и предоставляет социальные льготы. Выплаты по данному налогу составляли 26–30 процентов от заработной платы. Но Правительство России в 2010 году отменило данный налог.

Вместо него стали действовать три разных страховых налога – Пенсионный, мед. страх и соц. страх.

Правительство планирует вернуть единый социальный налог. Если данный взнос будет возвращен, это позволит упростить правила его уплаты. Также это позволит снизить количество проверок. Власти надеются с помощью введённого налога увеличить поступления в казну от тех граждан страны, которые так или иначе пытались уклониться от уплаты налогов.

Читайте также  Безвозмездное пользование жилым помещением
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]