Форма 424-АПК. Карточка учета работы шин
Для оформления движения автошин применяют специальную карточку учета работы шин. Ее форма — 424-АПК. Она используется при ведении бухгалтерского учета в сельском хозяйстве. Разберемся, как работать с этим документом.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
О работе с карточкой
Карточку открывают в единственном экземпляре на каждую шину, установленную на автомобиль. Этим занимается техслужба автотранспортного отдела компании. Документ ведут с момента установки шины до выхода ее из строя.
В карточке отмечают каждую шину, закрепленную за автомобилем или прицепом и шоферами, которые на них работают. Учет ведется по наименованию положения колес (в карточке обозначены шифром), компании-производителю, датам и т.д.
Сотрудник, отвечающий за ведение карточки, должен описать техническое состояние шины (дефекты, размер повреждений). Для объектов, которые были в эксплуатации, нужно указать в документе их бывший пробег. Фактический пробег по каждой шине следует вносить ежемесячно.
К сведению! Если шина подверглась ремонту, то запись данных о ней продолжается в карточке.
Если водитель во время работы поменял неисправную шину на запасную, то об этом он должен уведомить ответственного за учет шин работника. Все данные о новой шине он укажет в карточке.
При пригодности шин они не должны сдаваться на утилизацию или восстановление. Если объекты были сняты с эксплуатации, то все сведения надо отметить в карточке: пробег, день демонтажа, основания для снятия шины, остаточную высоту рисунка протектора и т.д. Шины, которые поступили после восстановления, вносят в новые карточки.
Если шины поступили после углубления рисунка протектора нарезкой, то их пробег будет отсчитываться с нуля в прежней карточке. В случае обезличенной нарезки требуется открыть на них новую карточку учета.
Внимание! Закрывать карточку следует после списания шин на утилизацию. Нужно будет указать заключение комиссии.
О форме 424-АПК
Форма была утверждена Минсельхозом, а именно приказом от 16 мая 2003 года №750 и согласована Госкомстатом. Некоторое время все унифицированные формы были обязательными к применению. После выхода ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ с начала 2013 года данные бланки были переведены в разряд рекомендованных к использованию. Таким образом, руководство компаний с отделом бухгалтерии вправе сами решать, какими формами будут оформлять хозяйственные операции: унифицированными или разработанными самостоятельно.
К сведению! Свое решение организация должна зафиксировать в учетной политике. Это делается посредством издания приказа руководителя.
Любой первичный учетный документ должен включать обязательные реквизиты, чтобы считаться действительным. Поэтому при разработке своих бланков компании должны это учесть. Список реквизитов доступен в п. 2 ст. 9 ФЗ №402-ФЗ (О бухучете).
Заполняем карточку учета работы шин
В шапке документа необходимо указать такие данные:
- Номер карточки.
- Дату ее открытия.
- Номер формы.
- Название сельхозорганизации и ее код по ОКПО.
- Название структурного подразделения или его код.
- Марку транспортного средства.
- ФИО водителя, его табельный номер.
- Государственный и гаражный номера автомобиля.
- Даты открытия и закрытия документа.
- ФИО работника, ответственного за заполнение карточки.
В основной части — таблице — требуется указать информацию о шинах (на вкладном листе карточки таблица продолжается). Что нужно вписать:
- Количество шин напротив своего кода. «ПЛ» — переднее левое, «ПП» — переднее правое, «СЛН» — среднее левое наружное, «СПН» — среднее правое наружное, «СЛВ» — среднее левое внутреннее, «СПВ» — среднее правое внутреннее, «ЗЛН» — заднее левое наружное, «ЗПН» — заднее правое наружное, «ЗЛВ» — заднее левое внутреннее, «ЗПВ» — заднее правое внутреннее.
- Порядковый или серийный номер шины.
- Размер шины.
- Марку шины или компанию-производителя и дату производства. Эту информацию можно найти в документации к шинам.
- Класс или тип восстановления.
- День восстановления объекта.
- Разновидность ремонта.
- Дату ремонта.
- Данные о техническом состоянии шин: день осмотра, какие дефекты обнаружены, средняя высота рисунка протектора. Здесь же нужно указать ФИО ответственного лица за работу шин. Также расписывается проверяющий его работник.
- Информацию о замене шин в процессе эксплуатации: дату замены шин, порядковый номер снятой шины, предыдущий пробег, порядковый номер установленной шины, показания спидометра. Водитель должен расписаться в последнем столбцы таблицы.
Подписывает документ материально ответственное лицо.
Карточка учета работы шин форма 424 апк образец
Каждое предприятие, за которым закреплено транспортное средство, обязано контролировать расход материалов, используемых для работы и для поддержания авто в исправном техническом состоянии. В том числе ведется и учет автомобильных шин. Для этого заводится специальный документ. Карточка учета работы автомобильной шины утверждена российским законодательством и является единой для всех транспортных средств.
Основные пункты документа
Для заполнения бланка назначается ответственное лицо из технического отдела предприятия. Информация заносится в документ только после обоснованных выводов экспертов. В их состав входят сотрудники, утвержденные приказом руководителя.
Бланк заводится на каждую единицу автомобильной детали в единичном экземпляре. Карточка контролирует поступление автошин на баланс предприятия, эксплуатацию, а также списание ресурса, как непригодного. В связи с этим в документе отображается следующая информация:
- технические характеристики детали: название колес, для которых она предназначена, номер, дата изготовления, компания-изготовитель;
- данные транспортного средства, в том числе прицепа и полуприцепа, за которым она закреплена;
- Ф.И.О. и паспортные данные водителя, управляющего данным автомобилем;
- ежемесячная отметка о пробеге транспорта и, соответственно, автошины. Также указывается и общий пробег;
- степень изношенности детали. Здесь указывается остаточная высота рисунка проектора, появившиеся дефекты;
- техническое состояние детали. В случае установки уже используемых шин, прописывается их пробег. Также делается отметка об имеющихся дефектах и повреждениях. Если автошина нуждается в ремонте, эта информация также заносится в бланк, с указанием выводов экспертной комиссии.
В случае замены водитель обязан передать ответственному лицу, осуществляющему заполнение формы, данные списанной и установленной детали. Здесь же указывается причина и дата замены.
Образец заполнения бланка показан на фото. Шаблон можно скачать по ссылке ниже.
В каком случае автошина подлежит списанию
Контроль работы шин помогает определить момент, когда ее можно списать. Делается это только в случае полной ее непригодности к дальнейшей эксплуатации.
Причины и обстоятельства, при которых деталь подлежит замене, можно узнать из видео:
Формы контроля автошин хранятся по номеру транспорта и закрываются после ее списания.
В этой ситуации в бланк учета заносится следующая информация:
- дата снятия шины с транспортного средства;
- полный пробег на момент демонтажа;
- описание причины снятия;
- износ протектора и остаточная высота;
- дальнейшее передвижение детали. Здесь необходимо указать подлежит ли она ремонту или восстановлению, будет ли производиться углубление рисунка протектора, или же автошина подлежит утилизации.
- выводы комиссии.
После внесения информации в формы, бланк подписывается всеми членами экспертной группы. Это считается актом списания шины с дальнейшей эксплуатации.
Если деталь была направлена на обезличенную нарезку, после проведения ремонтных работ заводится новый бланк.
Если проводилось углубление протектора автошин, учет дальнейшего пробега ведется в старой карточке.
Важно! Большой пробег шины не считается основанием для ее списания, если остальные технические характеристики находятся в пределах нормы.
Карточка учета работы автошин позволяет контролировать их техническое состояние. Благодаря этому можно вовремя выявить появившиеся дефекты, провести восстановление или замену детали при ее непригодности.
Как правильно организовать учет автошин?
В предложенном материале рассказано об организации учета таких комплектующих к автомобилю, как шины, приведены особенности отражения на соответствующих счетах бухгалтерского (бюджетного) учета операций по их приобретению, установке (замене) и списанию.
Организация учетного процесса.
В целях организации учетного процесса при эксплуатации автомобильных шин учреждениям следует разработать необходимые внутренние распорядительные документы, устанавливающие, в частности:
- формы первичных документов по приему, отпуску, внутреннему перемещению, списанию шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
- порядок осуществления контроля за рациональным использованием шин;
- перечень должностных лиц, ответственных за получение и отпуск шин.
При разработке соответствующих документов необходимо учитывать положения:
- Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001‑04), утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 № АК-9‑р (далее – Правила № АЭ 001‑04), которыми можно руководствоваться и по сей день (см. Письмо Минюста РФ от 21.09.2009 № 03‑2609);
- Временных норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199‑1085‑02), утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002, где приводятся данные среднестатистического пробега шин различных видов транспортных средств, а также формула для расчета нормы эксплуатационного пробега.
Отметим, что только при достижении эксплуатационного пробега автошины подлежат замене, списанию с учета. Для отслеживания такого пробега, а также технического состояния шины следует заводить карточку учета ее работы. Учреждение вправе разработать форму указанного документа самостоятельно либо использовать ту, что приведена в приложении 12 к Правилам № АЭ 001‑04.
Образец рекомендуемой формы карточки учета работы автомобильной шины (новой, восстановленной, прошедшей углубление рисунка протектора нарезкой, бывшей в эксплуатации) смотрите в конце статьи.
Данные карточки служат основанием для формирования первичных учетных документов по движению автомобильных шин в учреждении и соответствующих записей на счетах бухгалтерского учета.
Принятие автошин к учету.
Порядок учета автомобильных шин зависит от условий их поступления в учреждение: вместе с транспортным средством либо отдельно от него.
В первом случае шины подлежат отражению в составе объекта основных средств (автомобиля) на счете 0 101 05 000 «Транспортные средства» и участвуют в формировании его стоимости. Во втором – шины должны быть учтены в качестве материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы» (п. 53, 117 Инструкции № 157н [1] ).
Автомобильные шины, включаемые в комплектацию транспортного средства, отдельно не учитываются. Информация о них отражается в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
Шины, относящиеся к материалам, принимаются к учету по фактической стоимости, которая формируется по правилам, предусмотренным п. 102 Инструкции № 157н, на счете 0 106 04 000 «Вложения в материальные запасы» (п. 133 Инструкции № 157н).
Согласно Указаниям № 65н [2] расходы на покупку таких шин относятся на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке со статьей 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Документами, подтверждающими факт поступления автошин в учреждение и принятия их к бухгалтерскому учету, являются отгрузочные документы поставщика либо авансовый отчет (ф. 0504505), а также приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).
Расчеты по приобретению автошин, а также их оприходование отражаются в учете следующими корреспонденциями счетов:
Карточка учета работы шины
Каждое предприятие, за которым закреплено транспортное средство, обязано контролировать расход материалов, используемых для работы и для поддержания авто в исправном техническом состоянии. В том числе ведется и учет автомобильных шин. Для этого заводится специальный документ. Карточка учета работы автомобильной шины утверждена российским законодательством и является единой для всех транспортных средств.
Основные пункты документа
Для заполнения бланка назначается ответственное лицо из технического отдела предприятия. Информация заносится в документ только после обоснованных выводов экспертов. В их состав входят сотрудники, утвержденные приказом руководителя.
Бланк заводится на каждую единицу автомобильной детали в единичном экземпляре. Карточка контролирует поступление автошин на баланс предприятия, эксплуатацию, а также списание ресурса, как непригодного. В связи с этим в документе отображается следующая информация:
- технические характеристики детали: название колес, для которых она предназначена, номер, дата изготовления, компания-изготовитель;
- данные транспортного средства, в том числе прицепа и полуприцепа, за которым она закреплена;
- Ф.И.О. и паспортные данные водителя, управляющего данным автомобилем;
- ежемесячная отметка о пробеге транспорта и, соответственно, автошины. Также указывается и общий пробег;
- степень изношенности детали. Здесь указывается остаточная высота рисунка проектора, появившиеся дефекты;
- техническое состояние детали. В случае установки уже используемых шин, прописывается их пробег. Также делается отметка об имеющихся дефектах и повреждениях. Если автошина нуждается в ремонте, эта информация также заносится в бланк, с указанием выводов экспертной комиссии.
В случае замены водитель обязан передать ответственному лицу, осуществляющему заполнение формы, данные списанной и установленной детали. Здесь же указывается причина и дата замены.
Образец заполнения бланка показан на фото. Шаблон можно скачать по ссылке ниже.
В каком случае автошина подлежит списанию
Контроль работы шин помогает определить момент, когда ее можно списать. Делается это только в случае полной ее непригодности к дальнейшей эксплуатации.
Причины и обстоятельства, при которых деталь подлежит замене, можно узнать из видео:
Формы контроля автошин хранятся по номеру транспорта и закрываются после ее списания.
В этой ситуации в бланк учета заносится следующая информация:
- дата снятия шины с транспортного средства;
- полный пробег на момент демонтажа;
- описание причины снятия;
- износ протектора и остаточная высота;
- дальнейшее передвижение детали. Здесь необходимо указать подлежит ли она ремонту или восстановлению, будет ли производиться углубление рисунка протектора, или же автошина подлежит утилизации.
- выводы комиссии.
После внесения информации в формы, бланк подписывается всеми членами экспертной группы. Это считается актом списания шины с дальнейшей эксплуатации.
Если деталь была направлена на обезличенную нарезку, после проведения ремонтных работ заводится новый бланк.
Если проводилось углубление протектора автошин, учет дальнейшего пробега ведется в старой карточке.
Карточка учета работы автошин позволяет контролировать их техническое состояние. Благодаря этому можно вовремя выявить появившиеся дефекты, провести восстановление или замену детали при ее непригодности.
Автомобильные шины
Рассмотрим, как заполнять карточку учета работы автомобильной шины, правила учета автошин в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 1.0, и отражение данных операций в учетной политике.
Объект учета
Комплект шин, включая запасное колесо, покрышку и камеру, приобретаемый вместе с автомобилем, отдельного актива не формирует. Данные предметы входят в единый инвентарный объект учета – автомобиль. Следовательно, и стоимость автомобильных шин, входящих в комплектацию при приобретении автомобиля, отдельно не учитывается.
А вот приобретенные сменные комплекты или сезонные комплекты являются запасными частями к автомобилю, подлежащими замене по мере их износа или посезонно. Замена производится с учетом действующих требований, предъявляемых к эксплуатации автомобильного транспорта.
Карточка учета
Основным документом, определяющим порядок обслуживания и эксплуатации автомобильных шин на территории РФ и регламентирующим учетный процесс, являются Правила эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04) (далее Правила). Правила утверждены распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 №АК-9-р и обязательны для применения во всех организациях, эксплуатирующих транспортные средства.
Правила не распространяются только на шины, предназначенные для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин.
В соответствии с требованиями Правил на каждую шину, установленную на автомобиль (новую, восстановленную или с углубленным рисунком протектора) при его комплектации или во время эксплуатации, следует заводить карточку учета ее работы по установленной форме (рис. 1). Данную карточку необходимо вести вплоть до выхода шины из строя (пункты 83-93 Правил).
В каждую карточку необходимо ежемесячно вносить данные о фактическом пробеге. Для шин, бывших в эксплуатации, при установке на другой автомобиль записывается их предыдущий пробег.
Замена шин
При замене на ходовых колесах рабочей шины на запасную водитель обязан сообщить ответственному за учет работы шин дату замены, заводской номер замененной шины и показания спидометра. Эти данные фиксируются в карточках учета работы рабочей и запасной шин. Запрещено определять пробег каждой шины путем деления общего пробега шин ходовых колес на число всех шин автомобиля, включая запасную. Указанный способ приводит к начислению пробега на неработающие шины и неправильному определению фактического пробега каждой шины.
Кроме того, к карточке учета работы шины в графе «Техническое состояние шин при установке» следует отражать описание ее технического состояния, в том числе данные о дефектах, характере и размере повреждений. После ремонта местных повреждений учет работы шины продолжается по той же карточке.
При направлении шины на восстановление, углубление рисунка протектора или в утиль карточка учета ее работы подписывается членами комиссии и закрывается. В таком случае карточка учета является актом списания шины.
На шины, поступившие после восстановления, заводятся новые карточки учета их работы. Пробег шины с углубленным рисунком протектора нарезкой начинается с нуля в ранее заведенной карточке учета работы шины, а при обезличенной нарезке заводится новая карточка учета.
Шины, пригодные по своему техническому состоянию к дальнейшей эксплуатации, не подлежат снятию с эксплуатации и сдаче на восстановление или в утиль. Так, снятие зимних шин в связи с заменой их на летние не влечет за собой списания их с учета. Все шины имеют определенный ресурс пробега и только при достижении нормы эксплуатационного пробега шины могут быть списаны.
Нормы эксплуатационного пробега
Нормы эксплуатационного пробега шин определяются в зависимости от характеристик шины и условий эксплуатации в соответствии с Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств, утвержденными Минтрансом РФ 04.04.2002 (в соответствии с информационным письмом Минтранса РФ от 07.12.2006 №0132-05/394 руководящий документ действует без ограничения срока действия до вступления в силу соответствующих технических регламентов). Согласно п. 3.3 руководящего документа норма эксплуатационного пробега шины рассчитывается путем умножения среднестатистического пробега шины на ряд поправочных коэффициентов, учитывающих категорию условий эксплуатации и условий работы транспортного средства. Вместе с тем существуют ограничения: норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% от ее среднестатистического пробега.
Отражение в бухгалтерском учете
В качестве запасных частей шины подлежат учету в составе прочих материальных запасов на счете 105.Х6. При выдаче автомобильных шин в эксплуатацию отражается их списание со счета 105.Х6.
Одновременно формируется бухгалтерская запись по принятию к забалансовому учету на счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Дальнейший учет шин, выданных в эксплуатацию, вплоть до их фактического выбытия осуществляется на забалансовом счете 09 по фактической стоимости. В случае, когда стоимость шин неизвестна (шины приобретены (безвозмездно получены) вместе с автомобилем), их учет на забалансовом счете 09 ведется в условной оценке: 1 шина – 1 руб., или по количеству.
В программном продукте «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 1.0, операции по поступлению, внутреннему перемещению и списанию автошин на забалансовом счете 09 отражаются соответствующими типовыми документами раздел главного меню «Материальные запасы», пункт «Материалы на забалансовых счетах».
Учетная политика
Так как ни один нормативный документ не содержит правил отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по замене сезонных шин, учреждение вправе самостоятельно разработать и утвердить порядок их учета в учетной политике. Рассмотрим два варианта.
- Первый: факт смены автомобильных шин отражается на забалансовом счете 09. В программе смена может быть отражена как выдача со склада в эксплуатацию – операцией «Внутреннее перемещение материалов (забалансовый учет)» с видом операции «09:Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных».
- Второй: сезонная смена шин осуществляется без отражения операций на забалансовом счете 09 путем внесения соответствующих данных материально ответственным лицом в вышеуказанные карточки учета работы шин.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Автор: Наталия Субботина,
методист проектов бюджетного направления компании «ГЭНДАЛЬФ»