Какие положены штрафы за неуплату НДФЛ в 2022 году

Какие положены штрафы за неуплату НДФЛ в 2022 году

Налоговые нарушения: на какие суммы накажут ИП в 2021 году

От ошибок не застрахован никто. Предпринимателям в большинстве случаев приходится за них платить, и суммы порой очень внушительные. Рассмотрим, какая ответственность предусмотрена за нарушения, связанные с налогами и отчетностью.

Санкции за распространенные нарушения

Не уплачены налоги
Пени 1/300 ставки ЦБ от суммы недоимки за каждый день просрочки. В зависимости от ситуации могут выписать штраф — 20 или 40 % от неуплаченной суммы по ст. 122 НК РФ.

Не соблюдены правила учета доходов и расходов
Штраф: 10 000 ₽ – за один налоговый период, 30 000 ₽ – за два и более налоговых периода.

Если нарушение привело к занижению налога — 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 ₽.

Не предоставлены документы по требованию ФНС

Штраф 10 000 ₽. Информацию по контрагенту нужно передать в течении 5 дней, по конкретной сделке ИП — 10 дней.

За нарушение сроков штраф составит 5 000 ₽, за повторное нарушение — 20 000 ₽.

Не сдана налоговая отчетность
Штраф за декларацию — от 5 до 30 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 1 000 ₽, за 6-НДФЛ — 1000 ₽ за каждый месяц просрочки.

Если налог уплачен, а декларация не сдана, предприниматель заплатит 1000 ₽.
Задержка сдачи декларации и 6-НДФЛ на 20 дней может привести к блокировке счета. Срок увеличен с 1 июля 2021 г., до этой даты он составлял 10 дней.

Не выполнены обязанности налогового агента
Штраф 20 % от суммы не перечисленного налога.

В случаях, когда предприниматель платит НДФЛ с зарплаты сотрудников или НДС с аренды государственного имущества

Не соблюдены правила работы с кассой
Штраф от 25 до 50 % от не пробитой суммы, но не менее 10 000 ₽.

Предприниматель должен использовать кассу, когда клиенты рассчитываются наличными или банковской картой. С 1 февраля 2021 г. за отсутствие наименования товара в чеке выпишут штраф до 3000 ₽.

Согласно 54-ФЗ, все онлайн-кассы должны быть подключены к ОФД. Исключение — местности, отдаленные от сетей связи. Подключитесь к Контур.ОФД за 3 000 рублей и пользуйтесь 3 месяца бесплатно.

Как налоговая сообщит о задолженности

Если ИП не заплатил налог или получил штраф за какое-либо нарушение, то ФНС выставляет требование об уплате.

Способы доставки извещения следующие:

  • по почте заказным письмом;
  • лично в руки ИП под расписку;
  • через ТКС в электронном виде;
  • через кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

С момента получения обычно дается 8 дней на уплату долгов. Бывает, что иные сроки прописаны в самом требовании.

Схитрить и сделать вид, что ничего не знаете про задолженность, не получится. Вы должны периодически проверять почту, в том числе электронную. Отговорка, что давно не заходили в личный кабинет на сайте налоговой и поэтому не знаете о долге, не подействует.

Сроки прошли, а оплата так и не поступила? Инспекция больше не будет отправлять извещения, а начнет процедуру взыскания за счет денежных средств или имущества должника. Подробно о процедуре можно узнать на сайте налоговой.

Смягчающие обстоятельства

Если вы допустили нарушение не умышленно, а в силу обстоятельств — заявите о них налоговой. У вас есть шанс уменьшить штраф. Можно сослаться на семейные проблемы, неустойчивое финансовое положение, болезнь — главное, чтобы были подтверждающие документы.

Также, налоговый орган или суд в некоторых случаях уменьшают размер наказания. Например:

  • налогоплательщик признал вину и устранил ошибки;
  • допущена незначительная просрочка;
  • нанесен небольшой ущерб для бюджета;
  • нарушение совершено впервые.

Подробная информация об обстоятельствах, смягчающих налоговую ответственность, есть на сайте ФНС.

Кроме того, в статье 111 НК РФ перечислены ситуации, исключающие вину нарушителя: стихийные бедствия, тяжелая болезнь и иные значимые события. Иногда доказывать невиновность не нужно (допустим, ураган обесточил город — об этом рассказали в СМИ). Порой необходимо иметь подтверждающие документы (выписка о прохождении стационарного лечения, справка о пожаре). Подробно о том, как можно снизить или отменить штрафы от налоговой, мы рассказывали в статье.

Эльба напомнит об уплате налогов и отправке отчетности. Пользуйтесь всеми возможностями Эльбы 30 дней бесплатно.

Штраф за не вовремя перечисленный НДФЛ в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за не вовремя перечисленный НДФЛ в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

При ведении предпринимательской деятельности, частной практики, организации адвокатского кабинета либо получении физическим лицом дохода, с которого налоговый агент НДФЛ не удерживает, физлицо (в статусе и без статуса ИП) обязано сдать декларацию 3-НДФЛ и при наличии подоходного налога к уплате перечислить его в бюджет. Для каждого из обозначенных действий законодательством предусмотрены определенные сроки:

  1. Отчитаться по форме 3-НДФЛ нужно не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода.

Обратите внимание! Если декларация подается на вычеты, то сроки представления для нее не устанавливаются, т. е. она может быть отправлена в налоговую инспекцию и позже указанной даты.

  1. Погасить задолженность перед бюджетом необходимо до 15 июля года, следующего за отчетным.

Если эти даты выпадают на выходные или нерабочие дни, сроки сдвигаются на ближайший рабочий день.

О том, какой штраф за несвоевременную уплату НДФЛ накладывается на налогоплательщика и как последний будет наказан за непредставление декларации, расскажем в следующем разделе.

Штраф за несвоевременную уплату НДФЛ

Работодатель выступает налоговым агентом по НДФЛ, т. е. на него возложена обязанность по исчислению, удержанию и своевременному перечислению налога в бюджет.

Сроки для перечисления НДФЛ с различных выплат отличаются друг от друга. Например, при выплате заработной платы срок перечисления налога в госказну установлен как следующий рабочий день после осуществления выплаты. Для отпускных крайним сроком отправки налога в бюджет является последний день месяца, в котором эти отпускные выданы работнику. Подробнее обо всех сроках можно почитать здесь.

Для контроля за соблюдением налоговым агентом установленных сроков перечисления налога в бюджет внедрена отчетная форма 6-НДФЛ. Именно по ее данным налоговики сверяют правильность и своевременность поступивших в бюджет сумм. При выявлении нестыковок работодателям направляются требования о представлении пояснений. Если нарушение зафиксировано, то обязательно последуют санкции. О штрафах за несвоевременную уплату НДФЛ в 2020-2021 годах, налагаемых на налоговых агентов, поговорим далее.

Если нормы Налогового кодекса нарушены, налог не перечислен в бюджет вовремя, налоговики налагают штраф на провинившееся лицо, которым может оказаться и сам налогоплательщик, и налоговый агент. Остается только произвести уплату. Однако есть законные способы снизить сумму штрафа. Как? Например, составить ходатайство о снижении штрафа и отправить его в налоговые органы на рассмотрение.

Уложиться с отправкой ходатайства в налоговую необходимо в течение месяца со дня:

  • получения акта проверки (камеральной или выездной);
  • получения акта ИФНС о налоговом правонарушении.

В ходатайстве нужно указать те причины, которые повлияли на опоздание платежа. В качестве таковых могут выступать:

  • отсутствие умысла;
  • тяжелое материальное положение;
  • наличие сложных семейных, личных обстоятельств, тяжелых заболеваний у физлица;
  • добросовестность лица — здесь можно сослаться на то, что налогоплательщик или налоговый агент всегда своевременно исполняет свои налоговые обязательства;
  • совершение правонарушения впервые;
  • форс-мажорные обстоятельства — стихийное бедствие, наводнение и пр.

Наличие хотя бы одного смягчающего обстоятельства вполне может привести к уменьшению штрафа (но, к сожалению, не к его отмене).

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.

Можно ли избежать штрафа при уплате НДФЛ позже срока?

В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.

Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;

налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;

сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;

пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

[1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Штраф за непредставление налоговой декларации или РСВ предусмотрен статьей 119 НК РФ.

Сумма штрафа составляет 5 % от неуплаченного вовремя налога.

Максимальный и минимальный размер штрафа за просрочку сдачи налоговой декларации по статье 119 НК РФ составит:

  • Максимально, сумма штрафа не может превышать 30 % от суммы неуплаченного в срок налога.
  • Минимально – 1000 рублей.

Если компания не сдаст в установленный законодательством срок декларацию по НДС, прибыли, имуществу, РСВ или расчет 6-НДФЛ, налоговая может принять решение о блокировке ее расчетного счета.

Решение о блокировке ИФНС принимает, если период просрочки сдачи отчетности превысил 20 рабочих дней (п. 2 ст. 76 НК РФ).

За нарушение сроков сдачи отчетности к ответственности могут привлечь директора компании по статье 15.5 КоАП РФ.

Можно ли избежать штрафа при уплате НДФЛ позже срока?

В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2019 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.

Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.

Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.

На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.

Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).

Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.

При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.

В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.

При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.

Последняя инстанция – Конституционный суд.

Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.

Читайте также  Активы и Пассивы — то, что приносит нам деньги, и то

Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;

представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.

Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.

Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:

налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;

отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).

Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).

Штрафа можно избежать: условия установлены.

В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.

28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.

Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:

налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;

в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;

налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.

Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:

отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;

сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;

пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.

Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.

В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).

[1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».

Ответственность за неуплату налогов физическими лицами

В РФ неуплата налогов считается правонарушением. Наказание за его совершение устанавливается разными нормами действующего законодательства. Это касается не только организаций, предприятий и частных предпринимателей, но и обычных граждан, имеющих налоговые обязательства. Невыполнение физическими лицами обязанностей по внесению платежей в бюджет строго карается. Незнание законов или умышленное их нарушение может повлечь применение соответствующих санкций. Перед государством налогоплательщики отвечают как собственными деньгами, так и личной свободой.

Основания для привлечения налогоплательщиков к ответственности

Неуплата налогов и иных обязательных платежей считается разновидностью правонарушения, понятие которого четко регламентируется статьей 106 Налогового кодекса РФ (НК). Так, налоговым правонарушением считается деяние, которое характеризуется следующими особенностями:

  • виновность налогоплательщика (лица, совершившего данное деяние);
  • противоправность совершенного деяния (это может быть как действие, так и бездействие, нарушающее правила налогового законодательства);
  • за подобные деяния нормами налогового законодательства установлена надлежащая ответственность.

Физические лица могут привлекаться к установленной ответственности за правонарушения (преступления), связанные с выполнением обязанностей по внесению следующих платежей:

  1. Подоходный налог (НДФЛ). Его начисление и уплата регламентируются нормами главы 23 НК. С зарплаты наемного работника НДФЛ удерживается и перечисляется работодателем (налоговым агентом). Если гражданин получил доход не от налогового агента (например, за сдачу своего жилья в аренду), он самостоятельно декларирует и перечисляет НДФЛ. Помимо этого, обязанности по уплате НДФЛ возникают у гражданина-предпринимателя, работающего на общем режиме налогообложения.
  2. Транспортный налог. Он взимается по правилам главы 28 НК. Его плательщики – собственники транспортных средств.
  3. Земельный налог. Этот обязательный платеж регламентируется нормами главы 31 НК. Его должны перечислять граждане, которые являются собственниками, бессрочными пользователями или пожизненными обладателями наделов земли.
  4. Имущественный налог, перечисляемый физическими лицами в бюджет. Его взимание регулируется главой 32 НК. Он уплачивается собственниками различных объектов недвижимости.

Субъект, который является индивидуальным предпринимателем (ИП), по закону отвечает за своевременное и полное внесение следующих обязательных платежей:

  1. Налог с дохода, получаемого гражданином от своей предпринимательской деятельности. По умолчанию предприниматели платят НДФЛ. Однако ИП может перейти на спецрежим налогообложения (например, на упрощенную или патентную систему).
  2. Страховые взносы, которые регламентируются главой 34 НК.
  3. Имущественный налог (он уплачивается предпринимателем по общепринятым правилам).
  4. Налог на добавленную стоимость (сокращенно – НДС). Перечисляется согласно нормам главы 21 НК (если ИП является его плательщиком).

Возможные правонарушения, связанные с уплатой физлицом вышеперечисленных налогов (сборов), могут выражаться в следующих противоправных деяниях:

  • уклонение гражданина (предпринимателя) от внесения обязательных платежей;
  • неправомерное занижение налоговой базы;
  • просрочка оплаты;
  • неподача декларации;
  • указание некорректных сведений в отчетности;
  • прочие нарушения требований НК.

Налоговая ответственность гражданина

С шестнадцатилетнего возраста физическое лицо может привлекаться к надлежащей ответственности за правонарушения, совершенные в налоговой сфере (пункт 2 статьи 107 НК). Разновидности таких правонарушений и возможные наказания за их совершение регламентируются главой 16 НК:

  1. Налогоплательщик нарушил регламентированный срок обращения в ФНС для постановки на учет (пункт 1 статьи 116 НК). Штраф – 10 000 рублей.
  2. ИП ведет деятельность без постановки на учет в ФНС (пункт 2 статьи 116 НК). Штраф – 10% от дохода, полученного за время осуществления такой деятельности (минимум 40 000 рублей).
  3. Гражданин вовремя не направил отчетную декларацию в ФНС (пункт 1 статьи 119 НК). Штраф – ежемесячная уплата 5% от просроченной налоговой суммы, подлежащей перечислению по этой декларации (минимум – 1 000 рублей, максимум – 30% просроченной суммы).
  4. Нарушение физическим лицом порядка направления электронной декларации в ФНС (статья 119.1 НК). Санкция – 200 рублей.
  5. Несоблюдение требований, предъявляемых к учету доходов, затрат, объектов налогообложения (статья 120 НК). Санкция за совершение данного деяния на протяжении одного налогового периода – 10 000 рублей. Штраф за нарушение на протяжении двух и более налоговых периодов – 30 000 рублей. Если такое правонарушение привело к занижению базы налогообложения, взыскивается штраф, составляющий 20% от величины неуплаченного налога (минимум 40 000 рублей).
  6. Гражданин не уплатил предусмотренный налог или перечислил его не в полном размере вследствие занижения базы налогообложения, иного некорректного определения суммы обязательств или других правонарушений (статья 122 НК). Санкция – 20% от неуплаченной суммы (за умышленное деяние – 40% ).
  7. Налоговый агент не выполнил должным образом свои функции по удержанию (перечислению) обязательных платежей в бюджет (статья 123 НК). Он заплатит штраф, составляющий 20% от той денежной суммы, которую требовалось удержать (перечислить).
  8. Физическое лицо нарушает порядок обращения с активами, в отношении которых налоговой службой установлены обременения (арест, обеспечительный залог). Штраф – 30 000 рублей (статья 125 НК).
  9. Гражданин (налогоплательщик, налоговый агент) своевременно не направил в органы ФНС нужную документацию, иные необходимые сведения (пункт 1 статьи 126 НК). За каждую ненаправленную бумагу взыскивается штраф – 200 рублей.
  10. Налоговый агент вовремя не направил фискальному органу документацию с расчетами по исчисленным (удержанным) суммам НДФЛ (пункт 1.2 статьи 126 НК). За каждый просроченный месяц с него взыскивается штраф – 1 000 рублей.
  11. Гражданин вовремя не направил в органы ФНС сведения о плательщике налогов (пункт 2 статьи 126 НК). Как вариант, отказался передать документацию с такими сведениями по запросу ФНС или представил нужные бумаги с недостоверной информацией. Штраф с ИП – 10 000 рублей, с обычного гражданина – 1 000 рублей.
  12. Налоговый агент передал фискальной службе документацию с недостоверными данными (статья 126.1 НК). Штраф за каждую такую бумагу – 500 рублей.
  13. Без законных оснований гражданин не представил или вовремя не сообщил органам ФНС нужные сведения (пункты 1-2 статьи 129.1 НК). Штраф – 5 000 рублей (при повторном совершении на протяжении календарного года – 20 000 рублей).
  14. Без законных оснований гражданин не сообщил или своевременно не оповестил органы ФНС о наличии у него объектов налогообложения (недвижимость, транспорт), что привело к неуплате соответствующих налогов (пункт 3 статьи 129.1 НК). Штрафная санкция за такое правонарушение – 20% от суммы неуплаченного налога.
  15. Гражданин, уплачивающий налог на профессиональный доход по нормам закона № 422-ФЗ от 27.11.2018, нарушил порядок (сроки) передачи фискальному органу сведений о полученном доходе (статья 129.13 НК). Штраф – 20% от этого дохода (повторное совершение на протяжении полугода – 100% от данного дохода).

Вышеперечисленные правонарушения приводят к неуплате налогов в той или иной форме:

  • сокрытие полученных доходов, иных объектов налогообложения;
  • незаконное уменьшение базы налогообложения;
  • несоблюдение сроков оплаты (налоги вовремя не перечисляются в бюджет);
  • манипуляции с отчетностью, учетом (минимизируются обязательства);
  • прямое уклонение от внесения обязательных платежей.

Принципы привлечения гражданина к налоговой ответственности

Основные принципы привлечения физического лица к надлежащей ответственности за неуплату налогов регламентируются положениями главы 15 НК. Так, статьей 108 НК устанавливаются следующие правила:

  1. Гражданин, который совершил налоговое правонарушение, отвечает в порядке и по основаниям, оговоренным соответствующими нормами НК.
  2. Не допускается повторное наказание правонарушителя за один и тот же факт неуплаты налогов.
  3. Гражданин привлекается к надлежащей ответственности за налоговое правонарушение, если факт совершения этого деяния установлен вердиктом ФНС.
  4. Привлечение правонарушителя к надлежащей ответственности за неуплату налогов не избавляет его от необходимости перечислить (уплатить) полагающиеся суммы.
  5. Презумпция невиновности гражданина, обвиняемого в противоправном деянии (пункт 6 статьи 108 НК). Органы ФНС должны доказывать виновность физлица.

Наказание за неуплату налогов не будет применяться к физическому лицу, если имеется минимум одно из нижеперечисленных обстоятельств (статья 109 НК):

  • событие соответствующего правонарушения отсутствует;
  • вина гражданина не установлена;
  • физлицу ещё не исполнилось 16 лет;
  • срок давности уже прошел.

Налоговое правонарушение может быть совершено гражданином как по неосторожности, так и умышленно. В обоих случаях может усматриваться виновность лица. Однако вина гражданина исключается при наличии минимум одного из нижеследующих обстоятельств:

  • совершение противоправного деяния из-за форс-мажорного обстоятельства, не требующего особого подтверждения, или в состоянии неспособности физлица к руководству собственными действиями (это нужно доказать);
  • иные обстоятельства, оговоренные статьей 111 НК.

Смягчающими обстоятельствами признаются:

  • данное правонарушение было совершено в ситуации принуждения, угрозы или зависимого положения гражданина, а также при наличии у него тяжелых обстоятельств семейного, личного или материального характера;
  • иные факторы, которые могут приниматься органом ФНС или судом во внимание.

Отягчающее обстоятельство – за аналогичное нарушение гражданин уже привлекался к надлежащей ответственности ранее (пункт 2 статьи 112 НК).

Особенности привлечения физического лица к ответственности за неуплату налогов:

  1. Срок давности для привлечения гражданина к установленной ответственности за неуплату налогов составляет 3 года. Данный период исчисляется по правилам статьи 113 НК.
  2. Штраф за неуплату налогов – санкция, применение которой предусматривается статьей 114 НК. Смягчающее обстоятельство позволяет уменьшить размер применяемой денежной санкции в 2 раза. Отягчающее обстоятельство приводит к увеличению суммы штрафа на 100%.
  3. Взыскание налоговых сумм и штрафных санкций с гражданина, не являющегося ИП, осуществляется по правилам статьи 48 НК.

Уголовная ответственность гражданина

За неуплату налогов физическое лицо может быть привлечено к ответственности по нормам статьи 198 Уголовного кодекса РФ (УК). Надлежащие санкции устанавливаются за уклонение гражданина от внесения налоговых платежей (страховых взносов) в крупном размере.

Данное правонарушение может выражаться в непредставлении обязательной отчетности (декларации, иных бумаг) или умышленном указании недостоверных сведений в подаваемой документации. За такое преступление гражданин будет подвергнут одному из следующих возможных наказаний:

  1. Штраф (минимум – 100 тыс рублей, максимум – 300 тыс рублей). Как вариант, денежное взыскание может совершаться в размере зарплаты гражданина или иного его дохода (заработка), исчисленного за 1-2 года.
  2. Принудительные работы (продолжительность – максимум 1 год ).
  3. Арест (возможный срок – максимум 6 месяцев ).
  4. Лишение свободы (возможный срок – максимум 1 год ).

Если такое правонарушение совершается гражданином в особо крупном размере, применяется одна из следующих мер:

  1. Штраф (минимум – 200 тыс рублей, максимум – 500 тыс рублей). Как вариант, денежное взыскание может осуществляться в сумме зарплаты физического лица или иного его заработка (дохода), исчисленного за 1,5-3 года.
  2. Принудительные работы (максимум 3 года ).
  3. Лишение свободы (максимум 3 года ).

Крупным размером неуплаты считается сумма, которая превышает 900 тыс рублей за трехлетний период (при условии, что доля неуплаченных налогов больше 10% от общей суммы, подлежащей перечислению) или превышает 2,7 млн рублей.

Особо крупным размером неуплаты считается сумма, которая превышает 4,5 млн рублей за трехлетний период (при условии, что доля неуплаченных налогов больше 20% от совокупной суммы, подлежащей перечислению) или превышает 13,5 млн рублей.

Таким образом, за неуплату налогов к гражданину могут применяться санкции, предусмотренные нормами НК и УК. К административной ответственности за налоговые правонарушения, регламентированные статьями 15.3-15.9 и статьей 15.11 КоАП, привлекаются субъекты, которые являются должностными лицами.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]