Как составляется мотивированное мнение профсоюза

Как составляется мотивированное мнение профсоюза

Статья 373. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя — обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

  • Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов
  • Статья 374. Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы

Комментарий к ст. 373 TК РФ

1. Перед принятием окончательного решения о расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза, по основаниям, указанным в настоящей статье, работодатель направляет в выборный орган первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

2. Если выборный орган первичной профсоюзной организации в установленные сроки не рассмотрит документы, поступившие от работодателя, либо не направит ему мотивированное мнение, то работодатель имеет право принимать решение об увольнении работника без учета мнения профсоюза, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда.

3. Государственная инспекция труда в случае признания увольнения незаконным выдает работодателю обязательное для него предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

4. Работник или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации может обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодатель — обжаловать в суд предписание государственного инспектора труда.

Судебная практика по статье 373 TК РФ

Согласно ст. 373 Трудового кодекса при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с п. 2, пп. «б» п. 3 и п. 5 ст. 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в соответствующий выборный профсоюзный орган данной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

И ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 373 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

Применительно к спорным правоотношениям ТК РФ предусматривает принятие работодателем решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случае увольнения являющихся членами профсоюза работников по инициативе работодателя (ст. ст. 82, 373 ТК РФ).
В силу ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу данной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Как видно из представленных заявительницей материалов, положения статей 12 и 373 Трудового кодекса Российской Федерации, а также части четвертой статьи 17 ГПК Российской Федерации в ее деле не применялись. Следовательно, в этой части данная жалоба не может быть признана Конституционным Судом Российской Федерации допустимой.

В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации В.М. Рубанов просит признать противоречащими статьям 2, 4 (часть 1), 15 (части 1 и 4), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 37 (части 2 и 3), 46 (часть 1), 47, 50 (части 1 и 2), 52, 53, 54 (часть 1), 55 (части 1 и 2), 120 и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации пункт 1 статьи 10, статьи 15, 150, 151, пункты 2 и 5 статьи 152, статьи 1100, 1101 ГК Российской Федерации, пункт 5 части первой статьи 23, статьи 24, 39, часть третью статьи 45, часть вторую статьи 61, часть первую статьи 194, части третью и четвертую статьи 198, абзац пятый статьи 215, абзац четвертый статьи 217, абзац третий статьи 328, пункты 1 и 2 части первой статьи 362, статьи 381, 393, 397 ГПК Российской Федерации, пункт 4 части первой статьи 33, статью 121.1 КЗоТ Российской Федерации, часть вторую статьи 82, статьи 192, 193, 232, 233, 238, 242, 246, 247, 373, 390, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, части вторую и пятую статьи 20, часть первую статьи 318 УПК Российской Федерации.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Ю.В. Тахистов просит признать противоречащей статьям 18, 19 (часть 1), 30 (часть 1), 37 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации часть первую статьи 373 Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющую обязанность работодателя при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 части первой статьи 81 данного Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, направить в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.И. Зволинский просит подтвердить конституционность статьи 373 Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющей порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, и признать ее подлежащей применению в его конкретном деле.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации МУП города Костромы «Костромагорводоканал» просит признать не соответствующим статьям 8, 19 (части 1 и 2), 30 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 37 (часть 1), 55 (часть 3), 118 (часть 1) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации положение части третьей статьи 373 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым выборный орган первичной профсоюзной организации, выразивший несогласие с предполагаемым решением работодателя об увольнении по пунктам 2 (сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя), 3 (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) или 5 (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) части первой статьи 81 названного Кодекса работника, являющегося членом профессионального союза, в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.В. Зимин оспаривает конституционность части первой статьи 373 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 данного Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

ПЕРВОЙ СТАТЬИ 373 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

По мнению заявительницы, оспариваемые нормы противоречат статьям 2, 7, 15, 17 — 19, 37, 45 — 47, 55 и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку статья 3 Трудового кодекса Российской Федерации не конкретизирует, какие различия, исключения и предпочтения не являются дискриминацией; пункт 4 части первой статьи 77 и пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, примененные вне системной связи с другими нормами данного Кодекса, предоставляют право работодателю увольнять работника при отсутствии реального сокращения штата работников организации; часть третья статьи 81 и часть первая статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации позволяют работодателю не предлагать все имеющиеся вакантные должности; статья 179 Трудового кодекса Российской Федерации, примененная вне связи с другими нормами этого Кодекса, допускает возможность работодателя не оставлять работника с более высокой квалификацией на работе; часть вторая статьи 180 названного Кодекса позволяет работодателю не применять локальные нормативные акты, коллективные договоры и отраслевые соглашения; положения статей 82 и 373 Трудового кодекса Российской Федерации допускают неуведомление выборного органа первичной профсоюзной организации о предстоящем сокращении штата работников организации и позволяют не учитывать его мнение при увольнении работника; части третья и пятая статьи 332 Трудового кодекса Российской Федерации позволяют увольнять работника, заключившего трудовой договор на неопределенный срок, по пункту 4 статьи 336 данного Кодекса, содержат неопределенность в понимании круга лиц, в отношении которых не проводится конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок; часть седьмая статьи 332 и пункт 4 статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации допускают возможность увольнения научно-педагогического работника, отказавшегося от участия в конкурсе, в связи с неизбранием по конкурсу и изменять основание увольнения; часть пятая статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет изменить основание увольнения работника, а часть вторая статьи 424 данного Кодекса допускает возможность применения положений Трудового кодекса Российской Федерации к правоотношениям, возникшим до введения его в действие.

Статья 373 ТК РФ. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя — обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

Комментарии к ст. 373 ТК РФ

Комментируемая статья устанавливает механизм учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по п. п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК.

Комментируемая статья устанавливает 9 этапов процедуры:

1) работодатель направляет в выборный орган проект приказа и копии документов, являющиеся основанием для принятия решения о расторжении договора. Эти документы должны исчерпывающе объяснять позицию работодателя и прежде всего доказывать законность решения;

2) выборный профсоюзный орган в течение 7 дней рассматривает документы, выслушивает мнение члена профсоюза, которого увольняют, исследует представленные им доказательства и составляет письменное мотивированное мнение;

3) выборный профсоюзный орган направляет в течение 7 дней со дня получения от работодателя письменное мотивированное мнение;

4) если выборный орган первичной профсоюзной организации не согласен с предполагаемым решением работодателя, он обязан провести с работодателем дополнительные консультации в течение 3 рабочих дней. Результаты консультации должны быть оформлены протоколом;

5) при недостижении согласия в результате консультаций по истечении 10 дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов работодатель имеет право принять окончательное решение: или уволить работника, или отказаться от увольнения;

6) выборный орган первичной профсоюзной организации в случае увольнения работника и аргументированного несогласия с этим увольнением имеет право обратиться в соответствующую государственную инспекцию труда с жалобой на нарушение закона работодателем;

7) государственная инспекция труда рассматривает вопрос об увольнении в течение 10 дней со дня получения жалобы;

8) государственная инспекция труда выносит решение: о признании увольнения незаконным и выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула; о признании увольнения законным;

9) работодатель обжалует предписание государственной инспекции труда в суд.

3. К документам, являющимся основанием для увольнения, относятся объяснения работников и самого увольняемого, акты, фиксирующие юридические факты, в частности нарушения.

4. Увольнение работника по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК согласно ст. 192 ТК является дисциплинарным взысканием. В соответствии со ст. 193 ТК дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1 мес. со дня обнаружения проступка, не считая времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников, в том числе профсоюзного органа.

Статья 373 ТК РФ. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

Статья 373 ТК посвящена учёту мнения выборного органа первичной профорганизации при расторжении трудового договора по инициативе нанимателя. Она действует в комплексе со ст. 81 ТК.

Статья 373 ТК РФ

Структура ст. 373 ТК

В её начале говорится, что в ситуации принятия решения о предполагаемом расторжении трудового договора с сотрудником-членом профсоюза наниматель отправляет в выборный орган профорганизации проект приказа, а также копии документов, являющихся причиной этого решения. Данный порядок действует в отношении ситуаций, предусмотренных пунктами 2, 3 или 5 ст. 81 ТК.

Упомянуто, что профсоюзу, получившему проект и копии документов, отводится не более семи дней на их рассмотрение. Мотивированное мнение, ставшее результатом рассмотрения, в письменной форме вручается нанимателю.

Отдельно рассмотрена ситуация, когда профорганизация не согласна с нанимателем. Тогда профсоюз может организовать консультацию с нанимателем или его представителем, на что ему отводится три дня. Её результаты отражаются в протоколе. Если приемлемый для всех участников консультации выход не найден, то наниматель по истечении десяти дней с момента отправки в профсоюз проекта приказа и копий документов вправе самостоятельно утвердить итоговое решение, которое может быть оспорено путём подачи жалобы в госинспекцию труда.

Указано, что госинспекция труда, получив вышеупомянутую жалобу, в течение десяти дней разбирает вопрос о корректности увольнения сотрудника. Если это решение признано некорректным, то нанимателю вручается обязательное для исполнения предписание о восстановлении сотрудника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Подчёркнуто, что разобранная процедура не лишает сотрудника или выступающую в его интересах профорганизацию возможности обжаловать увольнение в суде, а нанимателя – обжаловать предписание госинспекции труда.

Упомянуто, что нанимателю даётся месяц для расторжения трудового договора со дня получения вышеуказанного мнения профорганизации. В этот срок не входит временная нетрудоспособность сотрудника, его отпуск и другие периоды, когда за ним сохраняется работа.

Рассмотренная статья описывает варианты действий нанимателя и профсоюза в ситуации разногласий по планируемому увольнению сотрудника. Важно отметить, что она затрагивает увольнение именно членов профсоюза.

Основные вопросы по использованию ст. 373 ТК

Каким именно вариантам увольнения посвящена эта статья?

В положениях ст. 81 ТК, на которые она ссылается, рассмотрены следующие варианты прекращения трудовых взаимоотношений по инициативе нанимателя:

  • оптимизация численности сотрудников организации или ИП;
  • несоответствие сотрудника его позиции в плане квалификации;
  • неоднократное неисполнение сотрудником его должностных функций, если он уже подвергался дисциплинарному взысканию.

В последнем варианте нужно учитывать, что принципы наказаний дисциплинарного характера изложены в ст. 192 ТК. В этой статье разобраны:

  • разновидности дисциплинарных взысканий;
  • ограничения для их использования;
  • обстоятельства, влияющие на тяжесть взыскания.

Причём эта статья имеет неполный характер, предусматривая специфику наказаний для отдельных групп сотрудников, если это предусмотрено профильным законодательством.

Какие именно документы, которые работодателю необходимо передать профсоюзу, имеет в виду комментируемая статья?

Действительно, в ней нет перечня документов, которые передаются нанимателем профсоюзу при обсуждении вопроса об увольнении сотрудника. На практике они зависят от конкретных причин увольнения. Так, если речь идёт о п. 5 ст. 81 ТК, профсоюзу могут передаваться копии следующих документов:

  • приказ о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности;
  • объяснительная записка работника по причинам и обстоятельствам допущенных им нарушений;
  • показания коллег и руководителей нарушителя и т.д.

Если речь идёт о п. 3, то необходимы документы, связанные с аттестацией, по результатам которой сотрудника признали недостаточно подготовленным для его работы и т.п.

Учитываем мнение профсоюза: как правильно оформить?

Если в организации создан профсоюз, это само по себе не означает необходимость учитывать его мнение при принятии локальных нормативных актов. Право выражать такое мнение предоставлено только тем первичным профсоюзным организациям, которые представляют интересы всех или большинства работников (то есть они должны объединять более 50 процентов работников организации). Поэтому запрашивать мнение профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, работодатель не обязан*.

Однако если в профсоюзе состоит большинство работников и он имеет право выражать свое мнение при принятии локальных нормативных актов, соблюдение установленной процедуры крайне важно, поскольку ее нарушение влечет негативные последствия для работодателя – соответствующий локальный нормативный акт будет считаться не подлежащим применению**.

Перечень локальных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения профсоюза, установлен Трудовым кодексом. Но поскольку эти нормы содержатся в разных статьях, их поиск часто вызывает затруднения. В таблице на стр. 70 приведен полный перечень случаев, когда, согласно Трудовому кодексу, локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения профсоюза.

С чего необходимо начать, чтобы получить мотивированное мнение профсоюза?

Порядок учета мнения профсоюза рассмотрим на конкретном примере.

Ситуация. Работодатель составляет график отпусков на 2011 год. В организации создан профсоюз, объединяющий более половины работников.

В данной ситуации работодателю необходимо получить мотивированное мнение профсоюза. Мотивированное мнение запрашивается у выборного органа профсоюзной организации (как правило, это профсоюзный комитет). Чтобы получить мнение профсоюза, необходимо направить в профсоюзный комитет проект графика отпусков и обоснование по нему. Документы желательно направить с сопроводительным письмом (образец на стр. 72).
Дата передачи документов в профсоюзный комитет должна быть зафиксирована, так как от нее зависит исчисление срока на предоставление профсоюзом мотивированного мнения. Для этого при вручении документов нужно получить от представителя профсоюза письменное подтверждение (например, проставить соответствующую отметку на экземпляре письма, хранящегося у работодателя). Срок представления мотивированного мнения составляет пять рабочих дней (ч. вторая ст. 372 ТК РФ). Например, если запрос был передан в профсоюз 1 декабря 2010 года, мотивированное мнение должно быть представлено не позднее 8 декабря 2010 года.

Читайте также  Какие отчеты сдает ИП на ЕНВД без работников в 2022

Какой-либо утвержденной формы мотивированного мнения не существует, поэтому профсоюзный комитет может представить его в виде любого письменного документа (выписки из протокола заседания, отдельного документа и т. д.). Дальнейшие действия работодателя зависят от того, какое мнение высказано профсоюзом.

Документы в тему

Документ

Поможет вам

Статьи 8, 74, 81, 101, 103, 105, 112, 116, 123, 135, 136, 147, 153, 154, 159, 162, 180, 190, 196, 212, 221, 297, 299, 301, 302, 325, 326, 3481, 372 ТК РФ

Разобраться, какие локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения профсоюза, а также в порядке учета такого мнения

Постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»

Уточнить унифицированную форму графика отпусков с отметкой об учете мотивированного мнения профсоюза

Случаи, когда учитывать мнение профсоюза обязательно

Случай

Статья Трудового кодекса

Введение режима неполного рабочего времени в случае, когда изменения определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, могут повлечь за собой массовое увольнение работников; отмена этого режима ранее установленного срока

Установление порядка проведения аттестации работников

Регулирование режима рабочего времени:

  • установление перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем;
  • составление графиков сменности;
  • разделение рабочего дня на части вследствие особого характера труда, при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены)

Статьи 101, 103, 105

Регулирование времени отдыха:

  • установление порядка и условий предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, установленных работодателем самостоятельно;
  • утверждение графика отпусков

Регулирование вопросов оплаты труда:

  • установление системы оплаты труда;
  • утверждение формы расчетного листка;
  • установление конкретных размеров повышения оплаты труда:
    • а) работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
    • б) за работу в выходной или нерабочий праздничный день;
    • в) за работу в ночное время;

    Статьи 112, 135, 136, 147, 153, 154

    Определение систем нормирования труда; введение, замена и пересмотр норм труда

    Принятие мер по предотвращению массовых увольнений

    Утверждение правил внутреннего трудового распорядка

    Определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечня необходимых профессий и специальностей

    Регулирование вопросов охраны труда:

    • разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников;
    • установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения

    Регулирование труда лиц, работающих вахтовым методом:

    • утверждение порядка применения вахтового метода;
    • увеличение продолжительности вахты до трех месяцев;
    • утверждение графика работы на вахте;
    • установление надбавки за вахтовый метод работы у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере

    Статьи 297, 299, 301 и 302

    Регулирование труда лиц, работающих у работодателей Крайнего Севера, не относящихся к бюджетной сфере:

    • установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;
    • установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом

    Установление особенностей регулирования труда спортсменов, тренеров с учетом норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями

    Дополнительные случаи, предусмотренные коллективным договором, соглашением (при их наличии)

    Совет
    Чтобы доказать, что процедура учета мнения соблюдена, рекомендуем составить предложение о проведении консультаций в письменной форме и зафиксировать факт его передачи в профсоюз.

    Закон против практики
    На практике

    При принятии локального нормативного акта работодатель не учел мнение выборного органа первичной профсоюзной организации.

    В законе

    В соответствии со статьей 372 Трудового кодекса работодатель при принятии локального нормативного акта обязан учитывать мнение профсоюза, представляющего интересы всех или большинства работников.

    Что будет, если…

    Если со стороны работодателя, принявшего локальный нормативный акт без согласования с профсоюзом, будут обнаружены нарушения, ему выдадут предписание об отмене такого локального нормативного акта. Кроме того, профсоюз имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в установленном законодательством порядке (гл. 61 ТК РФ).

    Какое решение может принять профсоюз и как при этом быть работодателю?

    Вариант 1. Профсоюз полностью согласился с проектом графика отпусков либо предложил внести в него изменения, с которыми работодатель согласен.


    В данном случае работодатель утверждает график отпусков в согласованной редакции. На самом графике ставится отметка об учете мнения, например: «Мнение выборного профсоюзного органа от 7 декабря 2010 г. № 3 учтено» (эта отметка предусмотрена в тексте унифицированной формы № Т-7***).

    Мотивированное мнение рекомендуется хранить вместе с графиком отпусков.

    Вариант 2. Возможен и другой вариант.

    Профсоюз не согласился с предложенным проектом графика отпусков либо предложил внести в него изменения, неприемлемые для работодателя.

    В данном случае работодатель должен в течение трех календарных дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с профсоюзным комитетом (образец на стр. 73).

    Принятие работодателем управленческих решений

    Помимо учета мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов Трудовой кодекс содержит случаи учета его мнения при принятии управленческих решений ненормативного характера. Это привлечение работников к сверхурочной работе (ст. 99 ТК РФ) и к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ), за исключением случаев, когда это обусловлено чрезвычайными ситуациями, перечисленными в частях второй и третьей статьи 99 и в частях второй-четвертой статьи 113 Трудового кодекса соответственно. Такие решения работодателя не являются локальными нормативными актами, поскольку адресованы конкретным работникам, а не широкому кругу лиц, и не направлены на установление правил длительного характера.

    Трудовой кодекс специальной процедуры учета мнения профсоюза при принятии таких решений не предлагает, поэтому представляется допустимым применять по аналогии порядок учета его мнения, рассмотренный выше. Однако во избежание разногласий применение такого порядка рекомендуется закрепить в коллективном договоре либо в локальном нормативном акте.

    Что делать работодателю после завершения консультации с профсоюзом?

    Если в результате консультаций стороны приходят к единому решению, работодатель принимает график отпусков в согласованной редакции.

    Формально составление протокола консультаций в такой ситуации не является обязательным, хотя, по нашему мнению, лучше зафиксировать проведение консультаций письменно.

    Если же стороны не достигнут согласия, разногласия обязательно оформляются протоколом (образец на стр. 74).

    После проведения консультаций и составления протокола разногласий работодатель имеет право принять локальный нормативный акт в первоначальной редакции. При этом профсоюз имеет право обжаловать принятый локальный нормативный акт в суд или государственную инспекцию труда.

    Запомните главное

    Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

    Наталия КУЗЬМИНА,
    руководитель группы по кадрам ГК ЛАНИТ (Москва):

    – Если в вашей организации присутствует профсоюзный орган, то при принятии очередного локального нормативного акта нельзя пренебрегать учетом его мнения. Многие работодатели считают, что проведение этой процедуры – чистая формальность, от которой можно отказаться, сэкономив при этом время на утверждение документа. Результатом в этом случае, как правило, является признание такого локального акта недействительным.

    Екатерина ШУВАЕВА,
    ведущий специалист консультационно-правового департамента ООО «Юнистафф Пейрол Солюшнс» (Москва):

    – После оформления протокола разногласий работодатель может принять локальный акт в своей редакции. В этом случае профсоюз имеет право обжаловать принятый локальный нормативный акт в суд или государственную инспекцию труда. Если будут обнаружены нарушения со стороны работодателя, ему выдадут предписание об отмене локального нормативного акта. Кроме того, профсоюз имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в установленном законодательством порядке.

    * Часть первая ст. 372 ТК РФ.

    ** Часть четвертая ст. 8 ТК РФ.

    *** Утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.

    Источник:
    Практический журнал по работе с персоналом «Кадровое дело» 4 апреля 2011г. №100

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]