Энциклопедия решений. Определение периода в 183 календарных дня для целей НДФЛ
Для определения статуса резидента РФ 183 дня пребывания в России исчисляются путем суммирования всех календарных дней нахождения физического лица в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев. Дни нахождения за пределами России независимо от цели выезда не учитываются (за исключением случаев, прямо предусмотренных НК РФ).
Так, в соответствии с п. 2 ст. 207 период в 183 календарных дня не прерывается на время выезда из России для краткосрочного (менее шести месяцев) обучения или лечения, а с 2014 года — также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья. НК РФ в целях применения этой нормы не содержит ограничений по возрасту физлица, видам учебных заведений, учебных дисциплин, лечебных учреждений, заболеваний, а также по перечню зарубежных стран (см. письма от 08.10.2012 N 03-04-05/6-115, ФНС России от 23.09.2008 N 3-5-03/529@). Главное, чтобы обучение или лечение были краткосрочными, то есть длились менее 6 месяцев.
Если срок обучения или лечения превышает полгода, то время пребывания за пределами РФ не учитывается при определении дней нахождения на территории РФ (см. письма Минфина России от 08.10.2012 N 03-04-05/6-1155, от 07.11.2008 N 03-04-05-01/411).
Пребывание за границей в целях лечения (обучения), по мнению Минфина России, можно подтвердить:
— договорами с медицинскими (образовательными) организациями;
— выданными ими справками о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения);
— копиями паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (см. письмо Минфина России от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182).
Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2014 N Ф07-8864/12 достаточным доказательством сочтены справки с курсов иностранного языка и от частного врача, практикующего за границей.
Примечание
Налоговыми резидентами РФ в 2015 году также признавались физические лица, фактически находящиеся в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды его выезда за пределы территории РФ (п. 2.1 ст. 207 НК РФ).
При определении налогового статуса учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории РФ, включая дни приезда и отъезда (см. письма ФНС России от 24.04.2015 N ОА-3-17/1702@, Минфина России от 15.02.2017 N 03-04-05/8334, от 04.08.2016 N 03-04-05/45898, от 20.04.2012 N 03-04-05/6-534, от 21.03.2011 N 03-04-05/6-157 и др.).
Перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение физических лиц на территории РФ, НК РФ не установлено. Такими документами могут являться (см. письма ФНС России от 05.03.2013 N ЕД-3-3/743@, от 22.07.2011 N ЕД-4-3/11900@, от 23.09.2008 N 3-5-03/529@, Минфина России от 13.01.2015 N 03-04-05/69536, от 12.08.2013 N 03-04-06/32676, от 26.04.2012 N 03-04-05/6-557, от 16.03.2012 N 03-04-06/6-64 и др.) справки с места работы или учебного заведения, табели учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице, другие документы, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в РФ. Нотариальное заверение копий таких документов, а также нотариальное заверение их перевода на русский язык не требуется.
Обратите внимание, что ответственность за правильность определения налогового статуса физического лица — получателя дохода, исчисления и уплаты налога в соответствии с его налоговым статусом лежит на налоговом агенте. Поэтому при наличии оснований считать , что гражданин РФ может не являться налоговым резидентом, налоговый агент вправе запросить у физического лица соответствующие документы или их копии. Если физическое лицо не предоставляет запрашиваемые документы, налоговый агент вправе применить к выплачиваемым этому физическому лицу доходам налоговую ставку и порядок расчета налоговой базы, предусмотренные для лиц, не являющихся налоговыми резидентами, то есть ставку 30%. Об этом сказано в письме Минфина России от 12.08.2013 N 03-04-06/32676. Вместе с тем, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2014 N Ф07-8864/12 ссылки налогового органа на сведения о пересечении физлицом границы РФ, полученные от отдела УФСБ и отдела УФМС, правомерно отклонены, поскольку данные сведения, которые фиксируют даты въезда и выезда лица через аэропорты, находящиеся на территории РФ, сами по себе не опровергают возможность его перемещения из РФ в страны Шенгенского соглашения и обратно через Республику Беларусь. Таким образом, инспекцией не установлены обстоятельства, достоверно свидетельствующие об утрате физлицом статуса налогового резидента РФ и, соответственно, о занижении им НДФЛ за указанный налоговый период.
По мнению ФНС России, изложенному в письме от 22.10.2014 N ОА-3-17/3584@, при определении налогового статуса в случае, если уплата НДФЛ производится налогоплательщиком самостоятельно (путем представления налоговой декларации), подсчет 183 дней производится за период с 1 января по 31 декабря календарного года, в котором были получены соответствующие доходы.
Также следует иметь в виду выводы Конституционного Суда РФ, сделанные в постановлении от 25.06.2015 N 16-П. Налоговый статус физического лица — исходя из критерия нахождения его в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев — точно определяется на начало налогового периода, однако в конце каждого налогового периода требует уточнения по итогам этого налогового периода : наличие статуса налогового резидента РФ, устанавливаемого в начале налогового периода на каждую дату выплаты дохода, носит предварительный характер и подлежит уточнению в конце налогового периода в зависимости от продолжительности пребывания физического лица на территории России в данном налоговом периоде, что является основанием для перерасчета НДФЛ, взимавшегося исходя из предварительного налогового статуса лица, который оно имело в начале текущего налогового периода.
Примечание
По мнению представителей налоговой службы (см. письма ФНС России от 29.10.2015 N ОА-3-17/4072@, от 11.12.2015 N ОА-3-17/4698@ и др.), сам по себе факт нахождения физического лица в РФ менее 183 календарных дней в течение налогового периода (календарного года), не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации. По крайней мере, это относится к гражданам РФ, работающим за границей.
Это мнение ФНС основано на положениях международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения. В них сказано, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем. При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности, либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в РФ.
При этом распределение налоговых прав договаривающихся государств в отношении доходов от работы производится на основании положений специальных статей упомянутых выше договоров, аналогичных содержащимся в ст. 14 Типового соглашения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 N 84 (то есть все равно с учетом срока пребывания в 183 дня).
Отметим, что изначально подобные разъяснения касались только определения резиденства РФ в целях исполнения физлицами обязанностей контролирующих лиц КИК (см., например, письмо ФНС России от 12.02.2015 N СА-3-14/460).
Напомним, что согласно п. 3 ст. 224 НК РФ в отношении большинства доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися резидентами РФ, налоговая ставка устанавливается в размере 30%. Большинство доходов резидентов РФ облагается по ставке НДФЛ 13%.
Как посчитать период в 183 календарных дня при
Как посчитать период в 12 месяцев при определении статуса физического лица (резидентства)
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.
При определении 12-месячного периода, в рамках которого устанавливается резидентство, у налогоплательщиков могут возникать следующие вопросы:
1. Должны ли эти 12 месяцев приходиться на один календарный год?
2. Должны ли эти 12 месяцев быть календарными месяцами?
3. На какую дату следует определять период в 12 месяцев?
Относительно первого вопроса отметим, что при определении 12-месячного периода неважно, приходятся ли эти 12 месяцев на один календарный год или нет. Главное, чтобы они шли последовательно друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Таким образом, указанный период может относиться не только к 12-месячному периоду текущего календарного года, но и к любому непрерывному 12-месячному периоду, в том числе начавшемуся в одном календарном году и продолжающемуся в другом.
Так разъясняют и контролирующие органы (Письма Минфина России от 26.04.2012 N 03-04-06/6-123, от 05.04.2012 N 03-04-05/6-444, от 14.07.2011 N 03-04-06/6-170, от 14.07.2011 N 03-04-06/6-169, от 25.05.2011 N 03-04-06/6-122, УФНС России по г. Москве от 02.10.2009 N 20-15/3/103021@, от 28.04.2009 N 20-15/3/041871@).
Например, для того чтобы 1 ноября текущего года определить, является ли физическое лицо налоговым резидентом РФ, нужно рассмотреть период с 31 октября предыдущего года по 31 октября текущего года включительно.
Что касается второго вопроса, то ответ на него, так же как и на первый вопрос, будет отрицательным. Ведь п. 2 ст. 207 НК РФ не содержит требования о том, чтобы 12 следующих подряд месяцев соответствовали календарным месяцам.
Следовательно, не обязательно, чтобы период в 12 месяцев начинал течь, например, с 1 июля 2013 г. и заканчивался 30 июня 2014 г. (п. п. 2, 5 ст. 6.1 НК РФ).
Минфин России в своих разъяснениях также указывает, что 12 месяцев не обязательно должны быть календарными (Письма от 26.03.2010 N 03-04-06/51, от 29.10.2009 N 03-04-05-01/779, от 17.07.2009 N 03-04-06-01/176, от 25.07.2008 N 03-04-06-01/232, от 10.06.2008 N 03-04-06-01/162, от 05.05.2008 N 03-04-06-01/115). Аналогичные разъяснения содержатся в Письмах ФНС России от 25.06.2009 N 3-5-04/881@, УФНС России по г. Москве от 24.07.2009 N 20-15/3/076408@.
Таким образом, полагаем, что при определении налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период.
Однако отметим, что московские налоговики в ряде Писем привели противоположную точку зрения, согласно которой необходимо учитывать календарные месяцы (Письма УФНС России по г. Москве от 02.10.2009 N 20-15/3/103021@, от 28.04.2009 N 20-15/3/041871@, от 30.01.2009 N 18-15/3/007427@, от 29.12.2008 N 19-12/121898, от 24.06.2008 N 28-10/059251, от 02.04.2008 N 28-11/031542). Примечательно, что Минфин России в одном из писем высказал аналогичную позицию (Письмо от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94).
Например, организация «Альфа» выплатит работникам квартальную премию 20 октября 2014 г. Специфика деятельности организации связана с постоянными заграничными командировками работников. При этом не каждый из работников фактически находится на территории РФ 183 и более календарных дней в течение 12 последовательных месяцев. Это значит, что доходы в виде премии, выплаченной работникам – налоговым резидентам, нужно облагать НДФЛ по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ), а работникам, не являющимся налоговыми резидентами, – по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).
В свою очередь, организация «Альфа» является налоговым агентом и обязана при каждой выплате работникам дохода исчислить и удержать с суммы выплат НДФЛ (п. п. 1, 4 ст. 226 НК РФ). Для этого нужно определять налоговый статус каждого работника на дату выплаты ему дохода в виде премии.
Таким образом, 20 октября 2014 г. организация должна определить количество календарных дней, которые каждый из работников провел в РФ за 12 месяцев, предшествующих этой дате. Начало указанного 12-месячного периода приходится на 20 октября 2013 г., а окончание – на 19 октября 2014 г. (п. п. 2, 5 ст. 6.1 НК РФ).
Примечание
Подробнее о том, кто такие налоговые агенты и в каком порядке они исполняют свои обязанности, вы узнаете в гл. 9 «Порядок исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами». О ставках НДФЛ вы узнаете в гл. 7 «Налоговые ставки».
Как видно из примера, установление резидентства физического лица необходимо для правильного исчисления и уплаты в бюджет НДФЛ.
Поэтому, на наш взгляд, при определении даты, которой должны предшествовать 12 последовательных месяцев, нужно исходить из порядка уплаты суммы НДФЛ в бюджет, а именно:
1) если налог с дохода физического лица удерживает и уплачивает в бюджет налоговый агент в срок до истечения налогового периода, то датой, от которой нужно вести обратный отсчет 12-месячного периода, будет являться дата выплаты дохода. Дополнительно см. Письма Минфина России от 14.07.2011 N 03-04-06/6-170, от 14.07.2011 N 03-04-06/6-169, от 19.05.2011 N 03-04-06/6-117, ФНС России от 30.08.2012 N ОА-3-13/3157@, УФНС России по г. Москве от 24.07.2009 N 20-15/3/076408@. При этом в конце года определяется итоговый налоговый статус налогоплательщика (Письма Минфина России от 19.03.2013 N 03-04-06/8402, УФНС России по г. Москве от 29.07.2009 N 20-15/3/078295@);
2) если налог со своего дохода физическое лицо уплачивает самостоятельно в срок по истечении налогового периода, то и налоговый статус рассчитывается по состоянию на конец налогового периода. То есть дни нахождения налогоплательщика на территории РФ до начала налогового периода и после его окончания не учитываются (Письма Минфина России от 25.04.2011 N 03-04-05/6-293, ФНС России от 30.08.2012 N ОА-3-13/3157@).
Примечание
Подробнее о налоговом периоде по НДФЛ вы можете узнать в гл. 6 «Налоговый период». О том, что считать датой получения дохода, вы можете узнать в гл. 5 «Определение даты фактического получения дохода в виде зарплаты, премии, материальной выгоды при займе (кредите) и др.».
Как посчитать период в 183 календарных дня при определении статуса физического лица (резидентства)
Принцип обложения НДФЛ таков (п.1 ст.207 НК): резиденты РФ платят его с доходов от источников в РФ и от источников за пределами РФ по ставке (как правило) 13% (п.1 ст.224 НК); нерезиденты — только от источников в РФ, но по ставке (кроме отдельных видов доходов) 30% (п.3 ст.224 НК).
Т.е. на «цену вопроса» непосредственно влияет статус резидента. Если я резидент РФ и получил доход, скажем, в виде дивидендов от участия в иностранной компании, то с этих дивидендов должен заплатить 13%. Если при этом я одновременно более 3-х лет являюсь собственником земельного участка в РФ и продаю его, то доход от такой продажи вообще не облагается НДФЛ (п.17.1 ст.217 НК). Все совершенно иначе выглядит, если я — нерезидент: налог с иностранных дивидендов я платить вовсе не должен, а вот с продажи ЗУ — 30%.
Статус резидента определяется так (п.2 ст.207 НК): «Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.».
Как видим, количество дней пребывания в РФ может стать менее или более 183 дней в течение любых 12 месяцев подряд, т.е. статус резидента может появится или исчезнуть в любое время в течение календарного года.
Однако стандартный подход Минфина, ФНС и, судя по Постановлению от 25.06.2015 N 16-П (выдержку см.ниже), Конституционного Суда РФ заключается в том, что по итогам налогового периода (=календарный год — ст.216 НК), статус резидента подлежит уточнению. Т.е. если на 31.12.2014 я был все еще резидентом, то должен заплатить налог со всех доходов 2013 года как резидент, независимо от моего статуса на момент получения этих доходов (т.е. даже если полгода был нерезидентом). И наоборот: если на 31.12.2014 нерезидент — плачу как нерезидент (даже если полгода был резидентом).
Позиция вроде бы не отвечающая формальному определению резидентства, где говорится не о календарном годе (как действительно было до 2007 г.), а о 12 месяцах. Но имеющая частично и косвенно основания в п.1.1 ст.231 НК, которым предусмотрен возврат налогоплательщику суммы налога «в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации». Однако, во-первых, само правило, прямо устанавливающее возможность либо необходимость такого перерасчета, в НК РФ отсутствует, а во-вторых, даже и в этой норме отсутствует указание на перерасчет в случае утраты (а не приобретения) статуса налогового резидента РФ.
В итоге может сложиться парадоксальная ситуация. С одной стороны, государство исходит из того, что резидентом налогоплательщику быть выгоднее и вопрос о перерасчете может возникнуть только в связи с приобретением статуса резидента — когда в течение года платил налог как нерезидент, в конце года приобрел статус резидента — пожалуйте, считайте все налоги по году как резидент. Но с другой стороны, особенно ввиду включения в налоговую базу прибыли КИК, налогоплательщику может быть выгоднее обратная ситуация — утрата статуса резидента по итогам года с выпадением из-под обложения НДФЛ всех его иностранных доходов. Является ли это выгодным, и главное, экономически оправданным для государства — большой вопрос.
Получается какая-то лотерея: определяя статус резидента не по моменту получения дохода, а по итогам года, как государство, так и налогоплательщики могут как выиграть, так и проиграть. Причем совершенно непредсказуемо и без какой-либо определенности (вопреки утверждаемому обратно Конституционным Судом). По описанной выше ситуации с иностранными дивидендами и ЗУ в РФ, если по итогам года у ФЛ будет статус нерезидента, государство получит налог с продажи ЗУ, но может потерять гораздо больше за счет выпадения базы по дивидендам.
И главное — не понятно рациональное зерно такого подхода. Разве не естественно облагать доход исходя из того статуса, который был у его получателя на момент получения? Совершенно не пойму аргумента КС РФ и Минфина о неразрывной связи статуса резидента с налоговым периодом.
Подобное толкование (об уточнении статуса резидента по итогам года), как показано выше, на мой взгляд, не основано на законе. В части утраты статуса резидента — точно.
Почему же КС РФ придерживается обратного мнения?
Из Постановления Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 N 16-П:
3.2. Налоговый статус физического лица — исходя из критерия нахождения его в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев — точно определяется на начало налогового периода, однако в конце каждого налогового периода требует уточнения по итогам этого налогового периода: наличие статуса налогового резидента Российской Федерации, устанавливаемого в начале налогового периода на каждую дату выплаты дохода, носит предварительный характер и подлежит уточнению в конце налогового периода в зависимости от продолжительности пребывания физического лица на территории Российской Федерации в данном налоговом периоде, что является основанием для перерасчета налога на доходы физических лиц, взимавшегося исходя из предварительного налогового статуса лица, который оно имело в начале текущего налогового периода.
Данный вывод подтверждается содержанием нормы, введенной с 1 января 2011 года в статью 231 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования». Ею устанавливается особый порядок возврата суммы налога на доходы физических лиц по итогу налогового периода, распространяющийся на налогоплательщиков в связи с приобретением ими статуса налогового резидента Российской Федерации: такой возврат производится соответствующим налоговым органом при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации в этом налоговом периоде (пункт 1.1).
Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации теперь прямо указывает на необходимость для перерасчета налога на доходы физических лиц с целью возврата соответствующих сумм подтверждать статус налогового резидента Российской Федерации применительно к конкретному налоговому периоду, а соблюдение налогоплательщиком условия пребывания в Российской Федерации не менее 183 календарных дней из 12 месяцев, следующих подряд, с учетом установленных правил исчисления данного срока позволит ему получить право на возврат налога, уплаченного ранее по повышенной ставке.
Критерий, используемый законодателем для определения статуса налогового резидента (срок пребывания в Российской Федерации), имеющий объективную связь с налоговым периодом как обязательным элементом налога и применяющийся с учетом этого периода, позволяет обеспечить определенность в отношениях между налогоплательщиком и государством.
Таким образом, данное правовое регулирование само по себе не может расцениваться как дискриминационное в отношении физических лиц в зависимости от срока их пребывания на территории Российской Федерации, а также как выходящее за допустимые пределы дискреции федерального законодателя в этой сфере.
Как отразить НДФЛ иностранцам в 1С?
Отправить эту статью на мою почту
По какой ставке будет выполняться налогообложение заработной платы работника компании, зависит не от гражданства физического лица, а от того, является ли он налоговым резидентом или нет.
Настрою вашу 1С. Опыт с 2004 года. Подробнее →
В зависимости от статуса физического лица заработная плата облагается налогом по ставке либо 13%, либо 30%. Так же действует ставка в 15% при получении нерезидентами доходов в виде дивидендов как участники российских компаний.
По основному порядку ставка НДФЛ нерезидентов составляет 30%, а резидентов 13%. И здесь так же есть свои исключения, когда ФЗ устанавливает ставку 13% для нерездентов РФ (далее в статье будет приведена таблица, с подробным описанием, какие категорий граждан относятся к тому или иному статусу налогоплательщика)
Так же есть виды деятельности, занимаясь которыми для нерезидентов предусмотрена ставка НДФЛ 13%.
При исчислении налога с заработной платы нерезидентов бухгалтерам важно учитывать, что налоговые вычеты для таких работников не применяются, не зависимо от применяемой ставки.
Далее рассмотрим, от каких настроек в 1С зависит ставка, которая будет применяться для физических лиц при расчете НДФЛ.
Открываем раздел «Справочника» — переходим в справочник «Физические лица», открываем карточку нужного физического лица и жмем ссылку «Налог на доходы». Здесь откроется окно, где нужно указать статус налогоплательщика. От него будет зависеть расчет НДФЛ иностранцам в 1С.
Что означает каждый из статусов и какая ставка налога по нему предусмотрена, смотрите в таблице.
В поле «Установлен с» надо указать дату, с которой будет действовать выбранный статус.
Обратите внимание, статус налогоплательщика можно менять в течение налогового периода, согласно правилам его присвоения (183 дня в течение 12 месяцев). Но вносить корректировки этого статуса стоит лишь тогда, когда имеется полная уверенность, что в этом налоговом периоде изменения в обратную сторону уже не произойдут. В базе можно получить информацию о каждом таком изменении. Для этого надо в настройках налога на доходы перейти по ссылке «История изменения статуса налогоплательщика».
При внесении поправок в статус налогоплательщика на резидент, при выполнении исчисления налога на доходы физ. лица, программа выполнить перерасчет налога по ставке 13% с начала года. Если сотруднику полагаются вычеты, то и они будут применены.
Приведем пример. Фиалектов Евгений Борисович работает с ноября 2010 года под статусом Нерезидент. Заработная плата по окладу 10 000 руб. В 2021 ему уже была начислена заработная плата за январь и февраль и исчислен НДФЛ 3 000 руб. за каждый месяц. В Марте статус налогоплательщика был изменен на Резидент, и вступило в действие его право на вычет. При начислении заработной платы сумма НДФЛ пересчитана, с учетом уменьшения налога за прошлые месяцы (минус -1 882 за январь и минус -1 882 за февраль). Итоговая сумма НДФЛ за март получилась отрицательная и составила -2 646. Более подробно расчет представлен в регистре налогового учета по налогу на доходы физических лиц, открыть который можно из документа начисления зарплаты, нажав на ячейку с суммой рассчитанного НДФЛ иностранца в 1С, а затем перейдя по ссылке.
Как рассчитать количество календарных дней для расчета отпускных в неполных календарных месяцах расчетного периода, когда праздничный день входит (не входит) в период отпуска?
Расчет среднего дневного заработка осуществляется для оплаты ежегодных отпусков. Работникам установлены оклады и пятидневная рабочая неделя. Как правильно рассчитать количество календарных дней в неполных календарных месяцах расчетного периода в двух ситуациях:
— когда праздничный день входит в период отпуска. Например, отпуск с 07.03.2016 по 13.03.2016. 08.03.2016 — праздничный день. Работник выходит на работу 15.03.2016;
— когда праздничный день не входит в период отпуска. Например, отпуск 18.02.2016 на один день?
При расчете количества календарных дней в неполном календарном месяце расчетного периода для целей оплаты отпуска работника, которому установлены оклад и пятидневная рабочая неделя, нерабочие праздничные дни не исключаются из количества календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, из количества календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце, также не исключаются. Например, если в ноябре работник был в отпуске с 07.03.2016 по 13.03.2016 (08.03.2016 — праздничный день) и вышел на работу 15.03.2016, то количество календарных дней в неполном месяце (в марте) составит 29,3 / 31 x 24 = 22,68 дн. Если работник был в отпуске 18.02.2016, то количество календарных дней в неполном месяце (в феврале) составит 29,3 / 29 x 28 = 28,29 дн.
Обоснование:
На время ежегодного отпуска за работником сохраняются место работы (должность) и средний заработок ( ст. 114 Трудового кодекса РФ).
Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются ( ст. 120 ТК РФ).
Средний заработок для оплаты отпусков исчисляется за последние 12 календарных месяцев исходя из фактически начисленной работнику заработной платы за это время ( п. 4 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее — Положение)).
Из расчетного периода исключается время, когда за работником сохранялся средний заработок, а также начисленные за это время суммы ( пп. «а» п. 5 Положения). Аналогичного требования в отношении нерабочих праздничных дней п. 5 Положения не содержит.
Для оплаты отпусков используется средний дневной заработок ( п. 9 Положения).
В случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из них исключалось время в соответствии с п. 5 Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,3), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах ( абз. 2 п. 10 Положения).
В абз. 3 п. 10 Положения приведен порядок расчета количества календарных дней в неполном календарном месяце. Для определения количества календарных дней в неполных календарных месяцах нужно 29,3 (среднемесячное число календарных дней ( ч. 4 ст. 139 ТК РФ)) поделить на количество календарных дней этого месяца и умножить на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.
Таким образом, по нашему мнению, Положение не содержит требование об исключении нерабочих праздничных дней из количества отработанных календарных дней в неполном месяце.
На наш взгляд, за февраль количество календарных дней необходимо рассчитать следующим образом: 29,3 / 29 x 28 = 28,29 дн., за март — 29,3 / 31 x 24 = 22,68 дн.
Как правильно определить период, необходимый для придания гражданину статуса налогового резидента
В отношении физических лиц, часто отлучающихся из РФ, или, напротив, приезжающим в страну, бухгалтеру нужно определить, является ли такое лицо налоговым резидентом РФ или нет. Для того, чтобы признать физлицо налоговым резидентом, следует подсчитать, находилось ли такое лицо на территории РФ в течение 183 календарных дней.
Методика определения периода – теория
Период определяется как сумма всех календарных дней нахождения физического лица на территории России и дней, когда это физлицо выезжало из страны на обучение и краткосрочное лечение. Этот период высчитывается из 12 месяцев, идущих подряд. Это положение содержится в п. 2 ст. 207 НК РФ и подтверждено письмом Минфина от 22.05.2012 N 03-04-05/6-654.
Если продолжительность нахождения в России превысит 183 дня, то такое физлицо признается налоговым резидентом; если период окажется меньше этого порога, – то нерезидентом.
При определении длительности периода надо учитывать следующие условия:
- Упомянутые выше 183 дня не обязательно должны идти подряд, поскольку статья 207 НК РФ не содержит ограничений на этот счет. То есть между этими днями возможны разрывы, обусловленные командировками, отпусками и прочими уважительными причинами.
- День отбытия из РФ и день прибытия из-за рубежа засчитываются в период нахождения на территории нашей страны.
Указанные условия определены в письмах Минфина от 06.04.2011 N 03-04-05/6-228, от 01.04.2009 N 03-04-06-01/72 и письме ФНС России от 30.08.2012 N ОА-3-13/3157@.
Методика определения периода – практика
Пример
Сотрудник ООО «Сигма» Н.П. Суровин, часто отлучающийся по служебной надобности за границу, 30 марта 2015 года получает от компании вознаграждение за работу. Определим, набрал ли он 183 дня, требуемых для придания Н.П. Суровину статуса налогового резидента.
Итак, вне территории РФ он находился:
— с 10 мая по 30 мая 2014 года;
— с 13 сентября по 10 октября 2014 года;
— с 29 ноября по 20 декабря 2014 года;
— с 19 января 2014 года по 15 февраля 2015 года.
В сумме вся продолжительность составит 99 дней.
Соответственно, в России сотрудник пребывал:
— с 1 апреля по 9 мая 2014 года;
— с 31 мая по 12 сентября 2014 года;
— с 11 октября по 28 ноября 2014 года;
— с 21 декабря 2014 года по 18 января 2015 года;
— с 16 февраля по 30 марта 2015 года.
Таким образом, в РФ Н.П. Суровин в течение 12 последовательных месяцев находился более 183 дней: то есть на день выплаты дохода 30 марта 2015 года он признается налоговым резидентом России.
А если надо выехать на лечение или обучение?
Граждане России посещают иностранные государства не только по служебной необходимости. Иногда требуется провести там лечение или обучение. Согласно письмам Минфина от 08.10.2012 N 03-04-05/6-1155 и от 07.11.2008 N 03-04-05-01/411 периоды нахождения за границей по этим причинам не разрывают период нахождения в РФ.
Однако только при одном условии: чтобы срок нахождения там не превышал 6 месяцев. Такое пребывание названо краткосрочным. Иначе говоря, даже если физическое лицо будет из-за обучения отсутствовать в России, например, 170 дней, этот срок засчитывается в период пребывания на территории нашей страны.
Других отрицательных условий нет. Налоговый кодекс РФ не содержит ограничений на страны, виды учебных заведений, возраст обучающихся, учебные дисциплины, лечебные учреждения, виды заболеваний.
Подтвердить действительность вышеуказанных причин согласно письму Минфина России от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182 можно с помощью следующих документов:
- договорами о прохождении лечения или обучения;
- справками о прохождении лечения или обучения;
- копией паспорта с отметками пограничников о пересечении границы.
Пример
Если применить периоды, приведенные в предыдущем примере, но предположить, что некоторые из них использованы за границей для обучения, то статус резидента Н.П. Суровин получит несколько раньше.
Итак, на обучении он находился:
— с 10 мая по 30 мая 2014 года;
— с 13 сентября по 10 октября 2014 года;
— с 29 ноября по 20 декабря 2014 года.
Все эти периоды следует засчитать в срок нахождения на территории РФ. В результате статус налогового резидента Н.П. Суровин получит на 183 день без всяких перерывов, то есть – 30 сентября 2014 года.
Целевая поездка – непременное условие сохранения статуса резидента
Минфин России в письме от 26.09.2012 N 03-04-05/6-1128 отдельно обращает внимание на то положение, что совмещение разных целей – служебной поездки с обучением или лечением статус резидента не сохранит.
Так, если гражданин находится за границей по производственной надобности и в этот период прошел обучение (или лечение), то это время в период нахождения на территории России включать нельзя. Даже если длительность была менее 6 месяцев.
Пример
Н.П. Суровикин заключил контракт с компанией из Бельгии и с 1 октября 2014 года приступил к выполнению производственных обязанностей за границей. Спустя две недели – 15 октября он там же начал обучение по своей же специальности на срок 4,5 месяцев.
Указанный 4,5 месячный период обучения не может быть включен в период нахождения Суровикина на территории России, и не повлияет на определение его отечественного резидентства.