Изменения в Соглашения об избежании двойного

Изменения в Соглашения об избежании двойного

Изменения в соглашении об избежании двойного налогообложения с Кипром: что дальше?

Как мы писали ранее в Tax Messenger от 10 августа 2020 года, стали известны результаты переговоров России и Кипра по поводу изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (далее – «Соглашение»): Соглашение решили не расторгать, однако в него будут внесены изменения (посредством подписания протокола), касающиеся, прежде всего, увеличения ставок налога у источника на проценты и дивиденды; процедура денонсации Соглашения будет приостановлена 1 .

Согласно пресс-релизу Министерства Финансов России «кипрская делегация полностью согласилась с условиями Российской стороны» по увеличению стандартных ставок по налогу у источника выплаты дохода в виде дивидендов и процентов до 15% (ранее: дивиденды – 5%/ 10%, проценты – 0%).

При этом, стороны согласовали некоторые исключения из этого общего правила в рамках Соглашения с возможностью снижения стандартных ставок как в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, так и в отношении отдельных видов доходов 2 .

На данный момент проект протокола к Соглашению, который будет подписан между Правительствами двух стран в сентябре 2020 года, еще официально не опубликован. Тем не менее, будущие изменения уже широко обсуждаются в деловых кругах.

Исключения для организаций, акции которых прошли листинг на бирже

Предполагается, что для кипрских публичных организаций, акции которых прошли листинг на бирже, с 1 января 2021 года будет предусмотрена возможность применения льготной 5% налоговой ставки при получении ими доходов в виде дивидендов и процентов при соблюдении определенных условий:

  • доля «free float», т.е. голосующих акций организации — получателя дохода, находящихся в свободном обращении, должна быть не менее 15% (данное ограничение призвано обеспечить применение льготы реальными публичными компаниями).

Публичные компании, а также только планирующие IPO/SPO должны оценить, какой у компании free float, а также факторы, влияющие на него, например, выкуп акций с рынка в рамках оферт и т.п.;

  • доля прямого владения акциями/ долями в уставном (складочном) капитале выплачивающей дивиденды или проценты организации должна быть не менее 15%.

На текущий момент остаётся открытым вопрос в отношении листинга акций на бирже, в частности, будут ли установлены какие-либо конкретные списки бирж для возможности применения данного исключения при выплате доходов от источников в Российской Федерации. Согласно текущей практике интерпретации аналогичных требований российского и кипрского законодательства ожидаем, что применение данного исключения будет доступно, в том числе, для кипрских организаций, акции которых обращаются на фондовых биржах США, ЕС, Великобритании.

Также пока не представляется возможным оценить применение данной льготы к субхолдинговым структурам, то есть к случаям применения сквозного подхода до уровня организации, акции которой прошли листинг на бирже, так как у последней будет отсутствовать прямое владение голосующими акциями выплачивающей дивиденды российской организации с учетом предлагаемых изменений в НК РФ 3 (отмена положения, устанавливающего, что косвенное участие каждого последующего лица, имеющего фактическое право на получение дохода, в российской организации, выплачивающей доход в виде дивидендов, приравнивается к прямому участию).

Таким образом, для тех групп компаний, которые планируют выходить на IPO, будет целесообразным оценить налоговые перспективы использования Кипра как юрисдикции налогового резидентства компании, акции которой будут размещаться на бирже.

Исключение для банковских организаций

Ожидается, что с 2021 года для кипрских банков будет доступна льготная ставка при получении ими дохода в виде процентов от источников в Российской Федерации в размере 0%.

При этом, остается общее требование Соглашения в отношении необходимости подтверждения статуса кипрской компании (банка) в качестве лица, имеющего фактическое право на доход.

Исключение для иных регулируемых организаций (пенсионных фондов и страховых компаний)

Предполагается, что для страховых компаний и пенсионных фондов будет предусмотрена возможность применения льготной ставки по доходам в виде дивидендов в размере 5%, а по процентам – 0% при сохранении необходимости подтверждения статуса кипрской компании в качестве лица, имеющего фактическое право на доход.

Исключение для купонных (процентных) доходов по государственным и корпоративным облигациям

Согласно ожидаемым изменениям положений Соглашения, с 2021 года к купонному (процентному) доходу по государственным и корпоративным облигациям российских организаций, подлежащему выплате в пользу кипрских налоговых резидентов, будет применяться налоговая ставка в размере 0% вне зависимости от категории получателя дохода.

Применение указанной льготной ставки будет возможно при условии, что получатель дохода будет соответствовать общим требованиям Соглашения. Так, налоговому агенту необходимо будет предоставить подтверждение, что получатель дохода является налоговым резидентом Кипра, имеющим фактическое право на доход в виде процентов. Еще одним условием является листинг облигаций на бирже.

Аналогичная льгота должна применяться к выплатам по еврооблигациям.

Вопросы кипрского налогообложения

Отдельно стоит отметить, что в случае удержания налоговым агентом налога у источника в России при выплате в пользу кипрской организации доходов в виде процентов, у кипрских организаций будет возможность зачета соответствующих сумм удержанного налога против корпоративного налога на Кипре. Для налога, удержанного в России с сумм дивидендных выплат, данная возможность не предусмотрена.

Образец для других соглашений

Ожидается, что данный протокол станет лекалом для согласования положений иных договоров об избежании двойного налогообложения.

Что делать?

В свете изложенных выше изменений положений Соглашения и правительственных инициатив по модификации соглашений об избежании двойного налогообложений с иными юрисдикциями, мы полагаем, что группам компаний с участием иностранных компаний в периметре, совсем не обязательно только кипрских, необходимо:

  • оценить влияние изменений (на примере планирующегося к подписанию кипрского протокола) на текущую структуру и финансовые потоки для принятия дальнейших управленческих решений;
  • оценить, какие действия рациональны и могут быть совершены до конца 2020 года в целях достижения оптимального уровня налоговой нагрузки, включая:
    • возможность применения «сквозного подхода» при осуществлении выплат за рубеж (т.е. заявление в качестве фактических получателей российского дохода лиц из дальнейшей цепочки движения дохода);
    • осуществление рефинансирования;
    • перевод отдельных линий бизнеса или в целом кипрских (и иных аналогичных) холдинговых/ финансовых компаний в иные юрисдикции путем редомициляции или слияний, взвесив при этом дополнительные налоговые издержки при уходе из одной страны и дополнительные расходы при дальнейшем установлении и поддержании деятельности в другой стране;
    • перевода кипрских (и иных аналогичных) холдинговых/ финансовых компаний в Россию путем смены налогового резидентства либо редомициляции в САР и прочее.

    Обращаем внимание, что в данном документе мы делимся информацией из общедоступных источников и некоторыми нашими ожиданиями относительно содержания Протокола. До официальной публикации Протокола любая информация по данному вопросу является предварительной.

    Мы будем Вас информировать о иных налоговых вопросах, возникающих при применении новых положений Соглашения, по мере получения официальной информации о проекте протокола.

    Вернется ли Россия к двойному налогообложению с Нидерландами

    Вернется ли Россия к двойному налогообложению с Нидерландами

    Россия ведет переговоры с Нидерландами об изменении Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее – Соглашение). Переговоры эти не могут похвастаться большими успехами. С одной стороны, очевидно, что нидерландская сторона не готова принимать российскую позицию, основанную на протоколах к соглашениям с Кипром, Люксембургом и Мальтой. С другой стороны, у России нет какой-либо альтернативы подходу в этих протоколах. Такая диспозиция заводит переговоры в тупик, а вслед за ними – и бизнес двух стран. Попытка Минфина России ободрить диалог подготовкой законодательной почвы для денонсации Соглашения большого влияния на ход таких переговоров вряд ли окажет: сторонам остро требуется найти в планируемых изменениях общие интересы. Есть ли они и к каким поворотам в изменениях готовиться бизнесу?

    Почему Нидерланды?

    Изменение Соглашения – результат выступления президента Российской Федерации В.В. Путина 25 марта 2020 г., в котором было сказано:

    • о необходимости повысить налогообложение дивидендов;
    • о борьбе с транзитным характером вывода такого дивидендного дохода.

    Правительству было поручено сначала определить страны, через которые таким «транзитом» проходит наибольшее количество денежных средств.

    Несколько стран были выбраны сразу – это Кипр, Мальта и Люксембург. Их общее соответствие поставленным задачам понятно, транзитный характер движения инвестиций через эти страны – достаточно распространенное явление, особенно если мы возьмем для примера Кипр. Другое дело Нидерланды – голландская юрисдикция при всем ее «холдинговом» характере не может быть прямо отнесена к числу транзитных. Даже недавнее исследование МВФ подтвердило, что эта страна является одной из лидеров реальных прямых инвестиций. Это подтверждает и статистика Банка России: колебания притока и оттока капитала в отношениях с Нидерландами почти отсутствуют, данная страна все время в плюсе, то есть ее инвестиции перекрывают отток денежных средств из России. По Люксембургу и Кипру картина за последние пару лет прямо противоположная.

    Что же это означает? Как следует из сообщений Минфина России и выступления вице-премьера правительства Алексея Оверчука, Россия в первую очередь анализирует строку выбытия капитала, а не общий платежный баланс с соответствующей страной. Тем самым не проводится анализ эффективности прямых инвестиций бизнеса из другой страны (в данном случае, Нидерландов), а значит, Россия де факто не хочет выхода капитала из страны здесь и сейчас, независимо от влияния этого фактора на будущие инвестиции.

    Это в том числе объясняет потенциальное появление в перечне стран Швейцарии, с которой, правда, пока переговоры не начаты.

    Почему позиция России непонятна?

    Неясность позиции России объясняется ее двойственностью. Защищается цель сохранения капитала внутри страны, но в то же время выбираются лица, которые в исключительном порядке могут применять пониженные ставки, как будто только они могут гарантировать не использовать выведенные из России доходы в транзитных целях.

    В такой двойственной позиции каждая из сторон противоречит другой и мешает стране-партнеру (в данном случае, Нидерландам) правильно реагировать и предлагать взаимовыгодные решения.

    Предложенные Россией в протоколах исключения по своей сути – упрощенные ограничения по применению льгот. Соответствующая категория также есть в Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее – Многосторонняя конвенция), которая ратифицирована Российской Федерацией и начала действие в отношении ряда соглашений с 1 января 2021 года.

    Но в Многосторонней конвенции категории получателей, заслуживающие быть в списке исключений, иные – они гораздо шире и, что главное, везде есть существенная связь между получателем дохода с льготным налогообложением и государством его резидентства (стороны Соглашения). То есть порядок формирования лиц-исключений имеет стройную логику и базируется на плане BEPS, разработанном ОЭСР.

    Например, активный частный бизнес, соответствующий всем благим целям льготных ставок в Соглашении, с точки зрения BEPS находится в протоколах в необоснованной оппозиции, так же, как и специализированные частные дочерние структуры, через которые, как правило, строится весь международный бизнес крупных публичных корпораций.

    Этим объясняется отсутствие прогресса в переговорах: стороны пытаются решить разные задачи.

    Чего ожидать дальше?

    Насколько можно судить по комментариям Минфина России и его представителей, позиция России о минимальном применении пониженных ставок в измененных соглашениях принципиальна. Да и логика сохранения капитала в экономике страны это подтверждает. Поэтому ожидать принципиального изменения позиции в изменениях Соглашения с Нидерландами не приходится.

    В свою очередь, денонсация Соглашения и двойное обложение налогом всех трансграничных операций между двумя странами более вероятны. Пока Нидерланды не готовы принимать первоначальную позицию России. Для прогресса потребуются какие-то корректировки. Если их не будет, то по риторике понятно, что Россия готова проявить принципиальность и разорвать Соглашение. Хотя хочется верить, что в правительстве РФ этого не хотят и понимают, насколько это невыгодный шаг для экономики.

    Наконец, подписание протокола с определенными корректировками, чтобы в корне не отойти от уже подписанной с тремя странами позиции, возможно, самый желанный и, хочется верить, вероятный исход переговоров. Например, возможно было бы расширить положения о публичных компаниях за счет включения в их состав компаний с котирующимися депозитарными расписками, а также рассмотреть вопрос включения в состав исключений частных компаний, входящих в крупные международные группы и являющихся дочерними, полностью подконтрольными публичным компаниям, присутствующим на бирже.

    Предложенные варианты развития событий носят исключительно прогнозный характер, а как будет на самом деле, мы узнаем уже скоро. В любом случае 2021 год Россия и Нидерланды проживут по старым правилам.

    Изменения в Соглашения об избежании двойного

    С 01.01.2021 г. в России началось применение многосторонней Конвенции от 24.11.2016 г. по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS) (в международной практике Multilateral Instrument, «MLI», «Конвенция»). Также вступают в силу изменения в ряде соглашений об избежании двойного налогообложения («СОИДН»).

    Россия завершила внутренние процедуры для вступления в силу норм MLI, и c 01.01.2021 г. Конвенция начинает действовать в отношении 34 стран с учетом ряда ограничений. С основными изменениями Вы можете ознакомиться в нашем обзоре.

    Также вносятся изменения в СОИДН с рядом стран, а именно с Кипром, Люксембургом, Мальтой и Нидерландами. Данные юрисдикции традиционно используются для вывода за рубеж доходов, полученных в России. Напомним, что 25.03.2020 г. Президент РФ В.В.Путин во время телеобращения к россиянам озвучил необходимость пересмотра СОИДН с этими юрисдикциями. Подробнее мы сообщали об этом ранее.

    Текущий статус СОИДН

    По состоянию на январь 2021 г. подписаны и ратифицированы Протоколы об изменениях СОИДН с Кипром и Люксембургом. Однако со стороны Люксембурга не все национальные процедуры были пройдены в 2020 году. Аналогичный протокол с Мальтой подписан, но ратификация еще не окончена.

    Что касается СОИДН с Нидерландами, то существует вероятность, что оно будет денонсировано. Минфин России провел переговоры с министерством финансов Нидерландов на предмет введения изменений, аналогичных СОИДН с вышеуказанными юрисдикциями. Однако переговоры не увенчались успехом и в данный момент запущен процесс денонсации СОИДН.

    Напомним, что речь идет об увеличении налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов, за некоторым исключением. Изменения не коснутся лицензионных платежей (роялти) и ряда других выплат.

      • страховое учреждение или пенсионный фонд, или
      • компания, чьи акции котируются на зарегистрированной фондовой бирже, при условии, что
        • не менее 15% голосующих акций находятся в свободном обращении, и
        • она прямо владеет не менее 15% капитала компании, выплачивающей дивиденды, в течение 365 дней;
        • государственные облигации;
        • корпоративные облигации;
        • внешние облигационные займы (евроооблигации).

        Вступление изменений в силу

        Таким образом, с 01.01.2021 г. применение льгот по СОИДН с 34 странами возможно только при выполнении условий MLI. При этом льготы в отношениях с Кипром и Мальтой (несмотря на не пройденную ратификацию, Протокол действует временно) применяются в ограниченном объеме с учетом изменений, внесенными Протоколами, а также с учетом MLI. Изменения в СОИДН с Люксембургом вступят в силу только с 2022 года, если все национальные процедуры ратификации будут пройдены в течение этого года.

        В отношении остальных стран, включая Люксембург, применяются положения СОИДН в текущей редакции. Изменения в СОИДН с Нидерландами, если таковые будут, начнут действовать не ранее 2022 г.

        Чем может помочь SCHNEIDER GROUP?

        Мы следим за развитием событий и будем своевременно информировать Вас об этом. Эксперты налоговой практики смогут проконсультировать Вас по возникающим вопросам. По нашему мнению, на данном этапе целесообразно будет:

        Изменения в порядке применения Соглашений об избежании двойного налогообложения

        30 апреля 2020 года Россия направила ОЭСР уведомление о завершении внутренних процедур, необходимых для вступления в силу Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям (Multilateral Instrument, MLI), в отношении Соглашений об избежании двойного налогообложения («СИДН») с 27 юрисдикциями 1 .

        Ожидается, что новые правила будут применяться в отношении налогов у источника уже с 1 января 2021 года.

        Таким образом, ряд трансграничных сделок и структур будет анализироваться налоговыми органами еще более тщательно с учетом новых требований MLI.

        • Что изменится?

        Одним из основных нововведений является применение теста основной цели (principal purpose test, PPT), в соответствии с которым льготы по СИДН не будут предоставляться, если их получение было одной из основных целей какой-либо структуры или сделки.

        Для прохождения данного теста налогоплательщик должен продемонстрировать, что при учреждении структуры / заключении сделки он руководствовался соображениями, не связанными с налоговой экономией (например, благоприятным инвестиционным климатом, наличием гибкого законодательства в определенной юрисдикции, повышением эффективности управления бизнесом и др.).

        Россия также заявила применение упрощенного положения об ограничении льгот (simplified limitation on benefits, SLoB), автоматически исключающего ряд компаний и структур из числа лиц, имеющих право на получение льгот по СИДН (холдинговые компании, компании, осуществляющие внутригрупповое финансирование, и др.).

        Однако, положения MLI применяются к СИДН только при их выборе обеими подписавшими его юрисдикциями. Поскольку лишь немногие партнеры России выбрали возможность использования SLoB (Дания, Индия, Исландия, Норвегия, Словакия 2 ), в отношении большинства СИДН данное положение применяться не будет и будет использоваться тест основной цели.

        Помимо оценки основной цели предполагаются и иные значительные изменения, в частности:

        введение дополнительного критерия для применения льготной ставки налога у источника на дивиденды в виде непрерывного владения долями/акциями выплачивающей дивиденды компании не менее 365 дней (т.е. невозможным станет распределение дивидендов с применением льготной ставки, если на момент выплаты дохода новый иностранный участник российской компании владеет ее долями/акциями менее года);

        налогообложение доходов от отчуждения акций/долей компаний, стоимость которых представлена преимущественно недвижимым имуществом, по месту нахождения недвижимости (в настоящий момент данное правило уже содержится во многих СИДН, заключенных Россией);

        изменение правил, связанных с возникновением постоянного представительства (сужение определения подготовительной и вспомогательной деятельности, расширение понятия «агентского» постоянного представительства, запрет искусственного разделения контрактов по времени при осуществлении деятельности на строительной площадке).

        Обращаем внимание, что указанные положения будут использоваться только если партнеры России по СИДН не выразят позиции по их неприменению.

        • Что предпринять?

        Уже сейчас актуально провести диагностику существующих структур и начать их адаптацию к новым правилам.

        определить используются ли в Вашей структуре СИДН с юрисдикцией, попадающей под действие MLI (необходимо учитывать не только государства, содержащиеся в переданном ОЭСР списке, но и иные юрисдикции, на которые Россия распространила действие MLI 3 );

        оценить насколько действующая структура удовлетворяет тесту основной цели / попадает под действие упрощенного положения об ограничении льгот;

        исходя из результатов проведённого анализа выработать дальнейшую стратегию: (i) подготовиться к применению льготных положений СИДН с учётом новых требований, (ii) использовать «сквозной подход» (если он не использовался ранее, необходимо тщательно подойти к разработке стратегии перехода и оценить возможные риски налоговых претензий в отношении предшествующих периодов) или (iii) провести реструктуризацию группы.

        В случае включения в состав холдинговой структуры новых компаний или проведения внутренних корпоративных реорганизаций при выплате дивидендов с использованием СИДН необходимо учитывать новое условие о непрерывном участии в компании на протяжении 365 календарных дней на дату выплаты дивидендного дохода.

        Также обращаем внимание, что в список стран, к СИДН с которыми Россия будет применять MLI, включены юрисдикции, ранее получившие предложение об изменении текущих СИДН и введении 15% ставки налога у источника на проценты и дивиденды 4 .

        В настоящий момент — это Люксембург и Мальта, однако в перспективе возможно расширение данного перечня.

        В связи с этим рекомендуем как можно более тщательно подойти к выбору дальнейшей стратегии, отслеживать развитие законодательства и практики его применения.

        Специалисты АЛРУД, имея многолетий опыт сопровождения клиентов по вопросам международного налогообложения, готовы предложить свою экспертизу для решения вопросов, возникающих в связи с грядущими изменениями.

        1 Новые правила будут применяться к СИДН с Австралией, Австрией, Бельгией, Великобританией, Данией, Израилем, Индией, Ирландией, Исландией, Канадой, Катаром, Латвией, Литвой, Люксембургом, Мальтой, Нидерландами, Новой Зеландией, Норвегией, ОАЭ, Польшей, Сербией, Сингапуром, Словакией, Словенией, Украиной, Финляндией и Францией.

        Надеемся, предоставленная информация окажется для вас полезной. Если вы или кто-то из ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы.

        Примечание: Обращаем ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.

        Читайте также  Профессия маркетолог: плюсы и минусы — кто такой, чем
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]