Изменения в ПБУ 6/01 (упрощенные способы)

Изменения в ПБУ 6/01 (упрощенные способы)

Как начать применять ФСБУ 26/2020: порядок перехода

ФСБУ 26/2020 – еще один стандарт, применение которого станет обязательным с 01.01.2022. Положения стандарта во многом пересекаются с требованиями, изложенными в ФСБУ 6/2020. В таком ключе мы их и рассмотрим.

Что нового принесет ФСБУ 26

Российский стандарт за номером 26 регламентирует учет капвложений. Поэтому применение требований стандарта и отразится на внеоборотных активах, учитываемых по ФСБУ 6/2020.

Рекомендуем перед тем, как читать дальше эту статью, освежить в памяти новшества, которые вводятся ФСБУ 6.

Сами изменения в учете капвложений представим в таблице.

Тест на обесценение, в виду важности и сложности этого процесса, мы разобрали в отдельной статье. Вы можете найти ее в разделе Бухгалтерский учет или через поиск.

Здесь же далее будем говорить о том, какие действия потребуется выполнить, чтобы начать учитывать капвложения по ФСБУ с 01.01.2022.

Порядок перехода на ФСБУ 26

Начать применять 26-й стандарт можно как ретроспективно, так и перспективно. Выбранный вариант понадобится раскрыть в бухотчетности за первый год применения (для подавляющего большинства это будет 2022).

Далее мы рассмотрим оба варианта более подробно, а пока остановимся на учетной политике. Как все уже догадались, начало применения нового стандарта не обойдется без подгонки под него учетной политики (УП). Причем выполнена такая подгонка должна быть заранее, до первого дня применения ФСБУ 26.

В общем процесс создания УП будет такой же, как и при любом новом стандарте: смотрим изменения и варианты учета, предлагаемые новым регламентом, потом последовательно добавляем или изменяем то, что уже написано в нашей УП.

Чек-листы и памятки для бухгалтера - бесплатно

В случае в ФСБУ 26 есть нюанс – из-за пересечений ФСБУ 6 и ФСБУ 26 потребуется согласовать изменения в УП, внесенные по обоим стандартам. Аналогично, по мнению НБ, нужно будет «синхронизировать» и вариант перехода на ФСБУ 6 & ФСБУ 26: перспективный или ретроспективный для обоих.

Проиллюстрируем взаимосвязь изменений в УП для 26 и 6 стандартов.

  1. Лимиты стоимости ОС. Устанавливаются они в новой учетке с 2022 года по ФСБУ 6. Однако, капвложения по объектам ОС, которые по новым лимитам к ОС не относятся, понадобится убрать со счета учета капвложений уже по ФСБУ 26.
  2. Критерий существенности расходов на ремонт и техобслуживание ОС с периодичностью более 12 месяцев устанавливается по ФСБУ 6. В зависимости от этого критерия при применении ФСБУ 26 будут, во-первых, списаны из капвложений несущественные затраты. Во-вторых, те объекты, что останутся на счетах капвложений, нужно будет проанализировать на предмет наличия тех, которые нужно списать по правилам ФСБУ 26 (например, вторсырье или запчасти).
  3. Правила учета ТМЦ, которые должны быть включены в состав капвложений, устанавливаются по ФСБУ 26. При этом в состав, учтенный на 08, а далее и на 01 счете может быть направлено то, что ранее там не учитывалось. Например, собственные ТМЦ, предназначенные для восстановления или улучшения объекта ОС, по старым правилам учтенные в составе запасов.

Ретроспективный переход на ФСБУ 26

При решении отражать переход на новый стандарт по капвложениям с 01.01.20220 ретроспективно, при переходе понадобится:

  • заранее отразить выбранный порядок перехода в УП;
  • скорректировать остатки по счетам 08 «Вложения во внеоборотные активы», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и другим связанным счетам на дату начала применения нового стандарта так, как если бы ФСБУ 26 применялся всегда с момента возникновения связанных фактов хозжизни;
  • при составлении бухотчетности за 2022 год пересчитать сравнительные показатели за 2021 и 2020 года.

Если вы не можете с достаточной надежностью пересчитать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, ретроспективный способ не применяйте.

Аналогичные корректировки потребуется сделать за 2021 и 2020 года для приведения в соответствие сравнительных показателей отчетности.

Перспективный переход на ФСБУ 26

Перспективный (альтернативный) переход на стандарт по капвложениям покажется бухгалтерам гораздо симпатичнее ретроспективного.

Все, что нужно сделать – написать и утвердить новую УП. Далее с 01.01.2022 нужно начать вести учет по новым требованиям. Ни пересчитывать все то, что было до этого, ни корректировать показатели отчетности за предыдущие периоды не нужно.

Переход на применение ФСБУ 6/2020: ответы на частые вопросы

С 2022 года все компании должны перейти на использование ФСБУ 6/2020 «Основные средства», регламентированный Приказом Минфина от 17.09.2020 г. № 204н. Однако его можно применять и досрочно — уже в 2021 году. Иногда возникают вопросы о том, как правильно учесть положения нового стандарта по ОС.

Нужно ли применять ФСБУ 6/2020 к уже эксплуатируемым ОС или положения стандарта касаются только ОС, поступивших после перехода на ФСБУ?

К таким ОС нужно применять новый стандарт. По общим правилам переход на него проводится ретроспективно, т.е. ФСБУ 6/2020 применяется не только к новым основным средствам, но и к тем, которые уже есть у компании на момент перехода. Таким образом, требуется изменить сформированную ранее информацию бухучета.

Исключение в такой ситуации — компании с правом на упрощенный бухучет и упрощенную бухотчетность. Они могут использовать ФСБУ перспективно, т.е. только по основным средствам, появившимся после перехода на ФСБУ 6/2020.

Компания хочет перейти на ФСБУ 6/2020, при этом определив ограничение стоимости ОС в 100 тыс. руб. Как в данной ситуации учитывать малоценные ОС, если их стоимость меньше ограничения?

Компания вправе не использовать ФСБУ 6/2020 по тем активам, которые имеют стоимость меньше установленного ограничения. Соответственно, расходы на приобретение и создание этих малоценных ОС можно признавать как затраты периода их понесения.

Решение о неприменении нового стандарта к указанным ОС должно раскрываться в бухотчетности с указанием ограничения стоимости, установленного компанией.

На основании ФСБУ 6/2020 организация сама определяет лимит по ОС, однако по ст. 257 НК РФ под ОС понимаются объекты с первоначальной стоимостью больше 100 тыс. руб. Можно ли определить лимит меньше этого размера или он обязательно должен быть больше 100 тыс. руб.?

ФСБУ 6/2020 отличается от ПБУ 16/02 тем, что в нем нет ограничения на минимальную стоимость актива, чтобы признать его ОС, а в ПБУ — это 40 тыс. руб. Организации, применяющие новый стандарт, имеют право повысить лимит по основным средствам сверх ранее используемого значения в 40 тыс. руб. По новым правилам разрешено повысить лимит, например, до 100 тыс. руб.

Данный момент принят для того, чтобы имелась возможность максимально приблизить бухучет к налоговому учету. Однако это не означает, что компания не может определить лимит по ОС меньше 100 тыс. руб. В новом стандарте на этот счет нет никаких ограничений, что позволяет компаниям самим определять лимит по ОС.

Как после перехода на ФСБУ 6/2020 исчислять налог по недвижимому имуществу, которое учтено как основные средства, если в новом стандарте не указаны правила исчисления остаточной стоимости ОС?

В новом стандарте имеется лишь понятие «балансовая стоимость» — разность между первоначальной стоимостью объекта и суммами амортизации и обесценения. Однако, если знать балансовую стоимость, можно посчитать и остаточную стоимость, и таким образом определить налог на имущество, который потребуется заплатить.

Нужно из первоначальной стоимости недвижимости вычесть суммы амортизации и обесценения. После этого к результату прибавить стоимость последующих капвложений на улучшение или восстановление объектов (Письмо Минфина от 22.12.2020 г. № 03-05-05-01/112530).

Надо ли после перехода на ФСБУ 6/2020 вести учет дорогостоящих запчастей, стоимость которых больше 100 тыс. руб., в составе ОС?

Ответ зависит от характеристик этих запасных частей. Если они предназначены для использования компанией в течение периода больше 12 мес. или операционного цикла (если он больше 12 мес.), то их нужно учитывать как ОС. Если срок использования меньше года, то запчасти учитываются как запасы.

Как при переходе на ФСБУ 6/2020 учитывать малоценные ОС? Надо ли их учитывать как запасы?

Их не нужно учитывать как запасы. Расходы по покупке и созданию этих активов в рамках нового ФСБУ 6/2020 признаются затратами периода их понесения.

Компания перешла на ФСБУ 6/2020 с начала 2021 года. Малоценные ОС были переведены в состав МПЗ. Это нарушение?

По общим правилам с учетом сроков перехода на ФСБУ 6/2020 активы стоимостью в пределах лимита, зафиксированного в учетной политике компании, но не больше 40 тыс. руб./ед., в течение 2021 года могут фиксироваться в бухучете и раскрываться в бухотчетности в составе МПЗ.

Но это правило применяется только в случаях, если компания не перешла на ФСБУ 6/2020 и применяет ПБУ 6/01. В рассматриваемой ситуации активы в составе МПЗ не учитываются и их стоимость переносится к расходам.

С учетом ФСБУ 6/2020 допускается одновременный учет недвижимого имущества на балансе компании и на балансе ее структурных подразделений. Кто в этой ситуации — налогоплательщик налога на имущество и должен его платить?

Налогоплательщик по налогу на имущество компаний по объектам недвижимости, которые учитываются на балансе как ОС, — балансодержатель недвижимости. Если объект учитывается одновременно на балансе компании (на праве собственности) и на балансе обособленного подразделения (на праве оперативного управления), налогоплательщик — собственник объекта (Письмо Минфина от 22.12.2020 г. № 03-05-05-01/112530).

Это правило применяется к недвижимым объектам, по которым налоговая база рассчитывается по среднегодовой стоимости. А если определяется по кадастровой стоимости, то налогоплательщик — компания, у которой объекты на праве собственности или хозяйственного ведения.

Вывод — налогоплательщиками могут быть и компании-балансодержатели, и их структурные подразделения.

Как после перехода на ФСБУ 6/2020 учитывать капвложения в арендованную недвижимость?

Капвложения в арендованные ОС не относятся к основным средствам. К ним не применимы положения ФСБУ 6/2020.

Соответственно, учет предметов по договорам аренды или субаренды, должен основываться на ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».

Обязана ли НКО с 2022 года при обязательном переходе на ФСБУ 6/2020 начислять амортизацию по имеющимся или приобретенным основным средствам? Или же НКО вправе продолжить начисление износа в забалансовом учете?

По основным средствам некоммерческой организации амортизация не начисляется. На основании ПБУ 6/01 по ним на забалансовом счете обобщаются сведения о суммах износа, рассчитываемого линейным методом.

Но в ФСБУ 6/2020 такой оговорки в отношении ОС некоммерческой организации нет. Получается, эти субъекты должны будут начислять амортизацию на ОС.

Нужно ли рассчитывать амортизацию по ОС именно с даты признания объекта в учете? Можно ли перенести начало расчета амортизации на более поздний срок?

Можно. На основании ФСБУ 6/2020 имеется возможность перенести момент начала расчета амортизации на более позднее время.

Общее правило — компания начисляет амортизацию ОС с момента его признания в учете. Но по решению самой компании, можно начать начислять амортизацию с 1-го числа месяца, идущего за месяцем постановки ОС на учет.

Это касается и прекращения расчета амортизации. Компания может сама решить не начислять амортизацию с 1-го числа месяца, идущего за месяцем выбытия объекта. Получается, что переход на новый стандарт не исключает возможности применять правила по амортизации, которые определены на основании ПБУ 6/01.

Требуется ли по новым правилам прекращать расчет амортизации, когда основное средство выводится из процесса производства и не эксплуатируется?

Этого делать не нужно. Расчет амортизации не приостанавливается даже в случаях, если компания объявляет простой или временно не использует основное средство.

При этом исключение — ликвидационная стоимость основного средства становится равна или больше его балансовой стоимости. Тогда амортизация больше не начисляется. Но если ликвидационная стоимость ОС затем станет меньше балансовой стоимости, то амортизация снова начисляется.

Остались вопросы по переходу на ФСБУ 6/2020 в 1С? Звоните нашим специалистам!

Как совместить ФСБУ 5/2019 и ПБУ 6/01

Л. М. Золина
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Формулировка п. 2 Приказа Минфина России от 15.11.2019 № 180н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» (далее — Стандарт) предписывает применение Стандарта начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.

Некоторые хозяйствующие субъекты прочитывают этот пункт буквально так: Стандарт требует применения в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Следовательно, все пересчеты запасов можно сделать на 31 декабря 2021 года.

Однако, согласно п. 3 Приказа № 180н, с 1 января 2021 г. признаются утратившими силу не только ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», но целый ряд сопутствующих нормативных документов.

Таким образом, применять ФСБУ 5/2019 следует с 1 января 2021 года.

А вот в отношении ФСБУ 6/2020 ситуация иная.

П. 2 Приказа Минфина России от 17.09.2020 N 204н «Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» устанавливает обязательное применение ФСБУ 6/2020 начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Организация может принять решение о применении настоящих Стандартов до указанного срока. Но ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и соответствующие НПА утрачивают силу с 1 января 2022 г. (п. 3 ФСБУ 6/2020).

Как предсказуемый результат: ряд организаций перешли на ФСБУ 5/2019 в силу обязанности, но отложили на год применение ФСБУ 6/2020 в силу предоставленной возможности.

Какую цель преследовал Минфин России, предоставив возможность хозяйствующим субъектам не применять ФСБУ 6/2020 одновременно с началом применения ФСБУ 5/2019 , я не берусь комментировать. Но и чиновники не комментируют последствия, возникающие по ряду ситуаций, в связи с одновременным применением ФСБУ 5/2019 и ПБУ 6/01.

Наиболее проблемным является учет активов, которые по ФСБУ 5/2019 уже не запасы, а по ПБУ 6/01 — еще не основные средства. При этом достаточно дорогие и долговечные.

Пример

Инвентарь со сроком службы более 12 месяцев не может учитываться в составе запасов. Однако, если организация не применяет с 01.01.2021 ФСБУ 6/2020, то она должна вести учет ОС по нормам ПБУ 6/01, которым предусмотрен ценовой предел для ОС – 40 000 руб.

Возникает ситуация, когда актив стоимостью менее 40 000 руб., но с СПИ более 12 месяцев не может быть учтен в качестве ОС по ПБУ 6/01, а в качестве запасов — по ФСБУ 5/2019.

Таким образом, при применении ФСБУ 5/2019 и ПБУ 6/01 (до перехода на ФСБУ 6/2020) активы учитываются следующим образом:

1 — стоимостью менее 40 000 руб. и сроком службы менее 12 месяцев — в числе запасов;

2 — стоимостью более 40 000 руб. и сроком службы менее 12 месяцев – в числе запасов;

3 — стоимостью более 40 000 руб. и сроком службы более 12 месяцев — в числе ОС;

4 — стоимостью менее 40 000 руб. и сроком службы более 12 месяцев — в числе активов, стоимость которых может быть списана на дату их ввода в эксплуатацию (утвердить в Положении по учетной политике).

Первые два условия не вызывают проблем. Например, если приобретен инструмент стоимостью 60 000 руб., но организация уверена, что он полностью износится в течение 10 месяцев, то его следует учитывать в составе запасов.

Третье условие также понятно. Это ПБУ 6/01.

А на 4 условии я хочу остановиться подробнее. Недорогой компьютер стоимостью до 40 000 руб. прослужит не один год, значит, это не запасы. Но и не основное средство по ПБУ 6/01. И таких активов может набраться целая группа.

Ситуация, когда организация применяет ФСБУ 5/2019 и не применяет ФСБУ 6/2020, законодательно не урегулирована. Какие-либо переходные правила в таком случае действующими НПА по бухгалтерскому учету не установлены.

Проанализировав действующие положения по бухгалтерскому учету, я прихожу к выводу, что в этот переходный период можно применить принцип существенности к таким активам и учитывать их стоимость в расходах да дату приобретения (причем без акта ввода в эксплуатацию).

Но при этом необходимо очень осторожно подойти к определению уровня существенности.

Учетная политика

Нельзя не обратить внимание, что новые ФСБУ основаны на положениях МСФО, и рекомендации по их применению все чаще дает не Минфин России, а Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» (НРБУ БМЦ).

Фонд регулярно размещает свои Рекомендации на официальном сайте Бухгалтерского методологического центра www.bmcenter.ru. Не являясь официальным методологическим органом, НРБУ БМЦ, тем не менее, на сегодняшний день помогает адаптироваться к понятиям МСФО, поскольку новые ФСБУ, если и основаны на нормах МСФО, но не дают разъяснений в их применении, а только позволяют ими воспользоваться.

Это в первую очередь и касается Положения по учетной политике.

Учетная политика организации должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (требование рациональности) (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Понятие «рациональность» в ФСБУ 5/2019 отсутствует. В связи с этим я опять рекомендую обратить внимание на Рекомендацию НРБУ БМЦ Р-100/2019-КпР «Реализация требования рациональности».

Как правило, оценка потенциального влияния, которое может оказать применение конкретного способа бухгалтерского учета, установленного ФСБУ, на решения пользователя бухгалтерской отчетности, связана с конкретными обстоятельствами. В этой связи возможность формирования учетной политики исходя из требования рациональности без применения установленного ФСБУ способа обычно определяется исходя из конкретных условий отражаемых фактов хозяйственной жизни.

Однако это утверждение справедливо не для всех предусмотренных ФСБУ способов бухгалтерского учета. В ряде положений по бухгалтерскому учету содержатся требования технического либо формального характера, выполнение которых не имеет непосредственной связи с формированием информации, включаемой в бухгалтерскую отчетность организации.

Необходимо определить рациональные подходы к формированию учетной политики в части применения указанных норм ФСБУ с тем, чтобы соблюсти оптимальный баланс между затратами на формирование информации о таком объекте бухгалтерского учета, как основные средства, и полезностью (ценностью) этой информации.

В 2017 году положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» дополнено пунктом 7.4, позволяющим организациям формировать учетную политику без применения способов бухгалтерского учета, установленных ФСБУ, в той степени, в которой их применение приводит к формированию несущественной информации. При этом под несущественной понимается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности.

Таким образом, на основании п. 7.4 ПБУ 1/2008 предприятие вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения п. 7, 7.1 ПБУ 1/2008). К несущественной предприятие относит информацию самостоятельно, исходя как из ее масштаба, так и из ее характера.

Определение уровня существенности

Уровень существенности является одним из самых значимых в бухгалтерском учете. Он являет собой показатель, отклонение в пределах которого ошибкой не считается. В связи с этим уровень существенности приравнивается к возможно допустимой ошибке, при котором отчетность признается достоверной. Уровень существенности организация определяет самостоятельно и закрепляет в учетной политике (абз. 2 п. 11 ПБУ 4/99, п. 3 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н, Письмо Минфина России от 24.01.2011 N 07-02-18/01 (раздел «Существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской отчетности»)).

Существенность стоимости активов организация определяет самостоятельно исходя как из величины, так и из характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010) (утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н) (далее — ПБУ 22/2010)).

Обратите внимание, что на практике уровень существенности устанавливают в пределах до 5 процентов от доходов или расходов или до 10 процентов от статьи баланса.

Пример

Согласно ФСБУ 5/2019, активы со сроком службы более 12 месяцев должны учитываться в составе ОС, в том числе и спецодежда. Следовательно, уровень существенности по данным активам может быть определен относительно стоимости ОС по балансу.

Например, стоимость ОС, отраженная в балансе по состоянию на 1 января 2021 года, составляет 3 000 000 руб. При уровне существенности 10% стоимость группы активов, не превышающая 300 000 руб., может быть единовременно списана на затраты. При этом установить уровень существенности для каждого актива в размере 10% стоимости ОС неправомерно, так как при списании нескольких активов с разной стоимостью, каждая из которых не превышает 10% от балансовой стоимости ОС может в совокупности за год привести к превышению 10-процентного уровня существенности, а это уже будет признаваться ошибкой. Следовательно, в учетной политике нужно установить уровень существенности по группе активов и контролировать его соблюдение.

В то же время единовременное списание на затраты стоимости активов является расходом согласно нормам ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Следовательно, уровень существенности может быть определен на основе разных показателей.

1-й способ: при установлении уровня существенности возможно принять за основу уровень доходов (расходов). Необходимость установления данного показателя содержится в п. 18.1 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н) и в п. 21.1 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Данные документы требуют обособленно отражать доходы (расходы) организации, превышающие 5 процентов.

2-й способ: при установлении уровня существенности возможно ориентироваться на правило признания грубого нарушения требований к бухгалтерскому учету, закрепленное в КоАП РФ (ст. 15.11 КоАП РФ). Так, в учетной политике возможно признать, что уровень существенности равен не менее 10 процентам.

3-й способ: возможно установить уровень существенности в зависимости от удельного веса статьи баланса; конкретного вида деятельности; в зависимости от конкретного случая (см. пример выше).

Выводы

Если организация не применяет с 01.01.2021 года ФСБУ 6/2020, то она может установить в Положении по учетной политике уровень существенности для активов, в том числе специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, срок службы которых превышает 12 месяцев, но стоимость менее 40 000 руб., информация о которых не способна влиять на решения пользователей отчетности, единовременно списать числящуюся в учете их стоимость и в дальнейшем затраты на приобретение, создание и улучшение таких объектов относить на расходы по обычной деятельности в момент осуществления затрат.

При этом числящаяся на 1 января 2021 года балансовая стоимость несущественных специальных средств производства подлежит единовременному списанию с бухгалтерского учета в рамках корректировок, обусловленных изменением учетной политики в связи с прекращением применения Методических указаний (п. 4 Рекомендации).

Как совместить ФСБУ 5/2019 и ПБУ 6/01

Изучите вопрос в профессиональной прессе. Получите доступ к более 80 специализированным журналам и газетам прямо сейчас. Активируйте доступ к КонсультантПлюс.

Л. М. Золина
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

Бухучет, налогообложение, ФСБУ, отчетность за 2021 год

Поможем не забыть сделать главное

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

Изменения в ПБУ 6/01 (упрощенные способы)

ФСБУ 6/2020 разработан на основе МСФО (IAS) 16 «Основные средства», который введен в действие на территории РФ приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н.

В связи с принятием этого стандарта с 1 января 2022 года утрачивают силу и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н.

Принять ФСБУ 6/2020 обязательно с 1 января 2022 года. То есть, с бухгалтерской отчетности за 2022 год. Однако можно принять решение применять его уже сейчас.

Введен ряд новых понятий

ПОНЯТИЕ

ПОЯСНЕНИЕ

Уточнены объекты основных средств

В ФСБУ 6/2020 уточнены признаки, характеризующие основные средства. В стандарте к ним отнесены:

ПРИЗНАК

ПОЯСНЕНИЕ

Из сферы применения ФСБУ 6/2020 исключены долгосрочные активы к продаже (ранее учитывались в составе ОС). Данный вид активов с 2020 года учитывают в соответствии с ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (утв. приказом Минфина от 02.07.2002 № 66н).

В составе ОС обособленно учитывают и отражают в бухгалтерской отчетности объекты инвестиционной недвижимости.

Изменен порядок учета малоценных предметов

Затраты на приобретение и создание таких активов признают расходами периода, в котором они были понесены (ранее эти активы отражали в составе МПЗ). При этом организация обязана обеспечить надлежащий контроль их наличия и движения.

Уточнен порядок определения инвентарных объектов

Традиционный подход к определению инвентарных объектов основных средств дополнен признанием самостоятельным инвентарным объектом:

ОБЪЕКТ

ПОЯСНЕНИЕ

Изменены правила амортизации

Вот основные новации в вопросах амортизации основных средств согласно ФСБУ 6/2020:

НОВОЕ

ПОЯСНЕНИЕ

Не приостанавливается в случаях простоя или временного прекращения использования ОС (ранее приостанавливалось при консервации объекта на срок более 3-х месяцев, а также на период восстановления объекта, продолжительность которого превышала 12 месяцев).

Избранный способ амортизации должен:

  • наиболее точно отражать распределение во времени ожидаемых к получению будущих экономических выгод от использования группы ОС;
  • применяться последовательно от одного отчетного периода к другому (кроме случаев, когда меняется распределение во времени ожидаемых к получению будущих экономических выгод от использования группы ОС).

Такую проверку проводят в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о возможном изменении элементов амортизации.

Изменены правила переоценки

После признания объект основных средств можно отражать в бухучете по переоцененной стоимости. При этом стоимость такого объекта регулярно переоценивают таким образом, чтобы она была равна или не отличалась существенно от его справедливой стоимости (ранее – объект переоценивали по текущей (восстановительной) стоимости).

Переоценку ОС имеют право проводить все организации (ранее – только коммерческие организации).

Переоценку проводят по мере изменения справедливой стоимости ОС (ранее – не чаще 1 раза в год на конец отчетного периода). Вместе с тем, допустимо принять решение о проведении переоценки не чаще 1 раза в год (по состоянию на конец отчетного года).

При проведении переоценки наряду с пропорциональным пересчетом первоначальной стоимости и накопленной амортизации объекта ОС допустим способ, при котором сначала первоначальную стоимость уменьшают на сумму амортизации, накопленной по нему на дату переоценки, а затем полученную сумму пересчитывают таким образом, чтобы она стала равной справедливой стоимости этого объекта (ранее – только пропорциональный пересчет).

Сумму накопленной дооценки можно списывать на нераспределенную прибыль организации одним из двух способов:

  1. Единовременно при списании переоцененного объекта ОС.
  2. По мере начисления амортизации по такому объекту.

Ранее – только единовременно при списании объекта.

Переоценку объектов инвестиционной недвижимости проводят в порядке, отличном от порядка переоценки других ОС. Основные отличия:

  • переоценку проводят на каждую отчетную дату;
  • первоначальную стоимость объекта (в т. ч. ранее переоцененную) пересчитывают таким образом, чтобы она стала равной его справедливой стоимости;
  • дооценку или уценку объекта включают в финансовый результат деятельности организации в качестве дохода или расхода периода, в котором проведена переоценка этого объекта;
  • переоцениваемые объекты не подлежат амортизации.

Организация, принявшая решение оценивать инвестиционную недвижимость по переоцененной стоимости, должна применять этот способ оценки для всех объектов инвестиционной недвижимости.

Введено обесценение

Эти проверка и учет ведутся в порядке, предусмотренном МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» (приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н).

Уточнен состав информации, раскрываемой в отчетности

Перечень информации об основных средствах, раскрываемой в бухотчетности, ФСБУ 6/2020 дополнил данными о:

  • балансовой стоимости инвестиционной недвижимости на начало и конец отчетного периода;
  • результате от выбытия ОС за отчетный период;
  • результате переоценки ОС, включенном в доходы или расходы отчетного периода, капитал в отчетном периоде;
  • результате обесценения ОС и восстановления обесценения, включенном в расходы или доходы отчетного периода; сумме обесценения, отнесенной в отчетном периоде на уменьшение накопленного результата переоценки; иной предусмотренной МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» информацией об обесценении ОС;
  • балансовой стоимости пригодных для использования, но не используемых объектов ОС, когда это не связано с сезонными особенностями деятельности организации, на отчетную дату;
  • балансовой стоимости ОС, в отношении которых есть ограничения имущественных прав, в т. ч. ОС в залоге, на отчетную дату;
  • способах оценки основных средств (по группам);
  • элементах амортизации и их изменениях (ранее – только о сроках полезного использования и способах начисления амортизации);
  • признанной доходом в составе прибыли (убытка) сумме возмещения убытков, связанных с обесценением или утратой объектов ОС, предоставленных организации другими лицами.

В отношении основных средств, оцениваемых по переоцененной стоимости, установлен ряд дополнительных требований к раскрытию информации. В частности:

  • дата проведения последней переоценки;
  • сведения о привлечении независимого оценщика;
  • методы и допущения, принятые при определении справедливой стоимости, вкл. информацию об использовании наблюдаемых рыночных цен;
  • балансовая стоимость переоцениваемых групп ОС, которая была бы отражена в бухотчетности при оценке их по первоначальной стоимости, на отчетную дату;
  • способы пересчета первоначальной стоимости переоцениваемых групп ОС;
  • сумма накопленной дооценки ОС, не списанная на нераспределенную прибыль, с указанием способа её списания.

Уточнен ряд иных правил

ЧТО УТОЧНЕНО

ПОЯСНЕНИЕ

  • истечение нормативно допустимых сроков или других предельных параметров эксплуатации, в результате чего использование становится невозможным;
  • прекращение деятельности, в которой использовали этот объект, при отсутствии возможности его использования в продолжающейся деятельности;
  • передача в неоперационную (финансовую) аренду;
  • передача некоммерческой организации.

Упрощенные способы ведения бухучета ОС

Организации, которые в соответствии с законодательством РФ вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут:

  • не применять порядок корректировки первоначальной стоимости ОС в связи с изменением величины оценочного обязательства по будущему демонтажу, утилизации объекта и восстановлению окружающей среды, предусмотренный ФСБУ 6/2020;
  • отказаться от проверки ОС на обесценение – т. е. оценивать по балансовой стоимости на отчетную дату;
  • раскрывать в бухотчетности информацию об ОС в ограниченном объеме.

Переходные положения

Как отмечает Минфин, последствия изменения учетной политики организации в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 отражают ретроспективно – т. е. как если бы этот стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни.

Для облегчения перехода на новый порядок учета ОС в бухгалтерской отчетности, начиная с которой применяется ФСБУ 6/2020, организация может не пересчитывать связанные с ОС сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному. Для этого нужно сделать единовременную корректировку их балансовой стоимости на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному). Для целей такой корректировки балансовой стоимостью ОС следует считать их первоначальную стоимость (с учетом переоценок), признанную до начала применения ФСБУ 6/2020 в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, за вычетом накопленной амортизации.

При этом накопленную амортизацию рассчитывают в соответствии с ФСБУ 6/2020 исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии с ФСБУ 6/2020.

Избранный способ отражения последствий изменения учетной политики раскрывают в первой бухгалтерской отчетности, составленной с применением ФСБУ 6/2020.

Читайте также  Индивидуальное рабочее место государственного
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]