Инкассовое поручение
Термин инкассовое поручение на слуху у многих специалистов бухгалтерских отделов. Однако, что это такое и как им пользоваться знают далеко не все.
Для чего необходимо инкассовое поручение
Роль инкассового поручения проста: произвести оплату каких-либо услуг или работ без непосредственного участия плательщика и его предварительного согласия. Однако такая процедура возможна только в том случае, если между контрагентами заключен соответствующий договор (т.е. включающий пункт об инкассовой оплате).
Иначе говоря, благодаря данному документу банк получателя товара или услуги осуществляет перевод денежных средств в банк исполнителя или производителя, минуя самих участников сделки. Ни заказчик, ни исполнитель могут не предоставлять в банк никаких платежных поручений и пр. документов, единственное, что происходит: банк плательщика уведомляет своего клиента о переводе денежных средств, а банк получателя – об их зачислении на счет.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
В каких случаях востребован данный документ
Сказать о том, что инкассовое поручение имеет широкое распространение, нельзя. Однако в некоторых случаях он встречается довольно часто, например, в практике налоговой инспекции, когда в банк должника по налогам отправляется инкассовое поручение и долги автоматически списываются с его счетов (такие инкассовые поручения подлежат безусловному исполнению, оспаривать их нельзя). Или в деятельности коммунальных служб, когда между коммунальщиками и получателем услуги заключен договор с возможностью безакцептных (т.е не требующих разрешения и участия непосредственного плательщика) платежей – в этом случае плата из банка получателя услуги в банк коммунальной организации также переводится путем применения инкассового поручения.
Организации порой тоже заключают между собой подобные договоры, но такая практика не имеет общеприменительного характера, поскольку она требует стопроцентной доверительности в отношениях между контрагентами, а также их бесспорной платежеспособности.
Что нужно сделать, чтобы «схема» заработала
Если предприятия заинтересованы в том, чтобы платежи между ними происходили без их прямого участия, им нужно
- заключить между собой договор, в который требуется внести пункт о расчетах через инкассовое поручение;
- предоставить данный договор в обслуживающую кредитную организацию.
После того, как договор будет заключен и сделка проведена, банк поставщика (продавца) пересылает поручение инкассо банку потребителя (покупателя). Затем банк уведомляет покупателя о получении документа на оплату и в случае его подтверждения происходит перечисление, далее банк получателя аналогичным образом информирует своего клиента о зачислении денежных средств на счет.
Кому интересна инкассовая форма расчетов
В первую очередь инкассо выгодна покупателю. Связано это с тем, что за ним всегда остается право перечисления платежа или отказа от него (это определяет невысокую надежность данных операций). Однако продавец может подстраховаться, если предварительно запасется определенными документами, при отсутствии которых покупатель не сможет завладеть товаром на законных основаниях.
Это важно помнить, учитывая то, что данная банковская операция производится вкупе с акцептом такого расчета, что подразумевает немедленную отгрузку продукции в рамках действующего договора, вне зависимости, поступили или не поступили за нее средства от покупателя. Покупатель же оплачивает цену товаров при получении полного пакета расчетных документов, который предварительно должен быть проверен продавцом на предмет соответствия ее стоимости, качества и количества условиями, прописанным в договоре.
У процедуры оплаты путем инкассовых поручений есть один существенный минус: документы через банки идут довольно долго, поэтому оплата может произойти не так быстро, как того бы хотелось. Наряду с этим есть и преимущество: в банках эта услуга стоит достаточно дешево.
Правила оформления и составление инкассового поручения
Инкассовое поручение должно оформляться по определенной форме. В ней содержится
- информация о сторонах договора (наименование предприятий),
- сведения о банках, между которыми происходит непосредственная передача денежных средств,
- номера расчетных счетов организаций,
- сумма перечисления,
- номер и дата составления документа.
Если происходит бесспорное взымание средств со счета плательщика (например, при списывании долгов по налогам и пр. основаниям), то в инкассовом поручении должна быть указана еще и ссылка на норму закона.
Глава 12. Расчеты инкассовыми поручениями
12.1. Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
12.2. Инкассовые поручения применяются:
1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
2) для взыскания по исполнительным документам;
3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
12.3. Настоящая глава не распространяется на взыскание денежных средств в пользу взыскателя — физического лица по предъявленному им исполнительному документу непосредственно в банк, обслуживающий должника. Порядок такого взыскания устанавливается отдельным нормативным актом Банка России.
12.4. Инкассовое поручение составляется на бланке формы 0401071 (Приложение 13 к настоящему Положению).
12.5. При взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке в случаях, установленных законом, в инкассовом поручении в поле «Назначение платежа» должна быть сделана ссылка на соответствующий закон (с указанием его номера, даты принятия).
12.6. При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату и номер исполнительного документа, а также наименование органа, вынесшего решение, подлежащее принудительному исполнению.
Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата.
12.7. Банки не принимают к исполнению инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, если прилагаемый к инкассовому поручению исполнительный документ предъявлен по истечении срока, установленного законодательством.
12.8. Исполнительные документы о взыскании периодических платежей (взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, и другие) сохраняют силу на все время, на которое присуждены платежи. Такой же порядок действует и в отношении нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов. В указанных случаях сроки предъявления исполнительных документов к исполнению исчисляются для каждого платежа в отдельности.
12.9. Банк в трехдневный срок со дня получения от взыскателя или судебного пристава-исполнителя инкассового поручения с приложенным исполнительным документом исполняет инкассовое поручение. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете должника для удовлетворения требований взыскателя банк делает на исполнительном документе отметку о полном или частичном неисполнении указанных в нем требований в связи с отсутствием на счете должника денежных средств и помещает инкассовое поручение с приложенным исполнительным документом в картотеку по внебалансовому счету N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Инкассовые поручения исполняются по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством.
12.10. Бесспорный порядок списания денежных средств применяется по обязательствам в соответствии с условиями основного договора, за исключением случаев, установленных Банком России.
Списание денежных средств в бесспорном порядке в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о списании денежных средств в бесспорном порядке либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), имеющем право выставлять инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, обязательстве, по которому будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право бесспорного списания).
Отсутствие условия о списании денежных средств в бесспорном порядке в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате инкассового поручения.
Инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право бесспорного списания.
12.11. Ответственность за правомерность выставления инкассового поручения и правильность указания основания взыскания средств несет получатель средств (взыскатель). Банки не рассматривают по существу возражений плательщиков против списания денежных средств с их счетов в бесспорном порядке.
12.12. Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке в следующих случаях:
— по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскания;
— при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;
— по иным основаниям, предусмотренным законодательством.
В документе, представляемом в банк, указываются данные инкассового поручения, взыскание по которому должно быть приостановлено.
При возобновлении списания денежных средств по инкассовому поручению его исполнение осуществляется с сохранением указанной в нем группы очередности и календарной очередности поступления документа внутри группы.
12.13. Исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому не производилось (за исключением случаев прекращения исполнительного производства) или произведено частично, возвращается вместе с инкассовым поручением исполняющим банком банку-эмитенту для передачи взыскателю лично под расписку в получении или заказной почтой с уведомлением. При этом исполняющий банк делает на исполнительном документе отметку о дате возврата исполнительного документа с указанием взысканной суммы, если имела место частичная оплата документа.
12.14. Исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому произведено или прекращено в соответствии с законодательством, возвращается исполняющим банком заказной почтой с уведомлением в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. При этом исполняющий банк делает на исполнительном документе отметку о дате его исполнения с указанием взысканной суммы или дате возврата с указанием основания прекращения взыскания (номер и дата заявления взыскателя, определения суда (арбитражного суда) или иного документа) и взысканной суммы, если имела место частичная оплата документа.
12.15. О возврате исполнительного документа в журнале регистрации банка делается отметка с указанием даты возврата, суммы (или остатка суммы) и причины возврата.
<< Глава 11. Расчеты платежными требованиями, оплачиваемыми без акцепта плательщиков | Часть II. >> Порядок осуществления расчетных операций через корреспондентские счета (субсчета) кредитных организаций (филиалов), открытые. |
Содержание Положение ЦБР от 8 сентября 2000 г. N 120-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (утратило силу) |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инкассовое поручение налогового органа возвращено банком. В какой срок направляется повторное? (Белецкая Ю.А.)
Ситуации, когда банк возвращает налоговому органу инкассовое поручение по причине закрытия налогоплательщиком счета, на практике не так уж редки. Налоговый орган имеет право направить повторное инкассовое поручение к действующему счету организации или индивидуального предпринимателя. В какой срок это необходимо сделать? Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к Постановлению Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 13114/13. Но для начала ознакомим читателей с отдельными положениями части первой НК РФ.
О мерах принудительного взыскания недоимки налогоплательщика
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, именуется недоимкой.
Как следует из положений п. п. 1, 2 ст. 45, п. 1 ст. 69 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, причем сделать это в срок, установленный налоговым законодательством. В случае если обязанность по уплате налога окажется неисполненной или ненадлежаще исполненной, налоговый орган направит налогоплательщику требование об уплате налога, которое представляет собой письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить недоимку в установленный срок.
На основании п. 6 ст. 69 НК РФ требование передается налогоплательщику лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения <1>. При этом согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование должно быть направлено не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
———————————
<1> Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как следует из п. 9 ст. 101 НК РФ, решение о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. Оно вступает в силу по истечении десяти дней со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю).
Согласно п. 2 ст. 70 НК РФ в течение десяти дней с даты вступления в силу соответствующего решения налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога по результатам налоговой проверки.
В силу п. 4 ст. 69 НК РФ по общему правилу требование должно быть исполнено в течение восьми рабочих дней с даты его получения (если в этом требовании не указан более продолжительный период времени для уплаты налога).
Итак, после того как в результате налоговой проверки выявлена недоимка по налогам, хронология дальнейших событий будет следующей:
1) налоговый орган выносит соответствующее решение (о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении);
2) в течение пяти рабочих дней решение вручается налогоплательщику;
3) по истечении десяти рабочих дней решение вступает в силу;
4) в течение десяти рабочих дней налогоплательщику направляется требование об уплате налога;
5) налогоплательщик должен уплатить налог (пени, штраф), указанный в требовании, в установленный этим документом срок.
Имейте в виду, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога (п. 6 ст. 45 НК РФ).
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ (за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке) и ст. 47 НК РФ (путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика).
Согласно п. 2 ст. 46 НК РФ принудительное взыскание налога за счет денежных средств на банковских счетах производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Обратите внимание! В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения этого срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести дней после вынесения указанного решения <2>.
———————————
<2> В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Отметим, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46 НК РФ).
Исходя из п. 1 ст. 47 НК РФ в этом случае налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества налогоплательщика, в том числе за счет наличных денежных средств в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ.
Согласно п. 5 ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится в определенной последовательности, и первыми на очереди идут наличные денежные средства и денежные средства в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ.
Обратите внимание! В соответствии с п. 1 ст. 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
О повторном инкассовом поручении
Теперь перейдем к ситуации, которую рассматривал Президиум ВАС РФ в Постановлении N 13114/13.
Суть дела заключалась в следующем. Налоговая инспекция провела проверку правильности исчисления и уплаты НДФЛ. Далее события развивались следующим образом:
— 27.02.2012 — акт налоговой проверки;
— 30.03.2012 — решение о привлечении к ответственности;
— 20.04.2012 — требование об уплате налогов, пеней и штрафов;
— 14.05.2012 — срок уплаты налогов, пеней и штрафов;
— 16.05.2012 — решение о взыскании налогов, пеней и штрафов из денежных средств на счетах налогоплательщика.
Однако неисполненные инкассовые поручения 23.05.2012 были возвращены банком налоговому органу в связи с закрытием налогоплательщиком расчетного счета и 18.07.2012 были перенаправлены для исполнения в другой банк.
Организация, считая действия налогового органа по выставлению инкассовых поручений от 18.07.2012 незаконными (по ее мнению, такие поручения должны были быть направлены не позднее 16.07.2012), обратилась в арбитражный суд.
Суды первых трех инстанции поддержали организацию (см., например, Постановление ФАС УО от 14.05.2013 N Ф09-2728/13). Они исходили из пропуска налоговым органом срока на направление инкассовых поручений в рамках принудительного взыскания за счет денежных средств налогоплательщика.
Арбитры ФАС УО так мотивировали свое решение. В соответствии со ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
В ст. 47 НК РФ, так же как и в ст. 46 НК РФ, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд.
Поэтому, посчитали судьи ФАС УО, шестидесятидневный срок, предусмотренный в ст. 46 НК РФ, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку ст. 47 НК РФ подлежит применению во взаимосвязи с п. 7 ст. 46 НК РФ.
Суды исходили из правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.01.2008 N 8922/07, согласно которой указанный в п. 3 ст. 46 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) шестидесятидневный срок для взыскания налоговых платежей во внесудебном порядке включает в себя и срок направления инкассовых поручений в банк.
Учитывая, что действующая редакция Налогового кодекса также не устанавливает специальный срок для направления в банк инкассовых поручений, суды пришли к выводу, что данные действия инспекция должна была совершить в двухмесячный срок и в том случае, если выставленные в названный срок инкассовые поручения были возвращены банком по причине закрытия налогоплательщиком расчетного счета.
Однако налоговая инспекция не согласилась с подобным решением и обратилась в Высший Арбитражный Суд.
Мнение Президиума ВАС
Президиум ВАС РФ в Постановлении N 13114/13 отменил решения нижестоящих судов и поддержал требования налоговой инспекции.
Он указал, что позиция судов о необходимости совершения налоговым органом в двухмесячный срок действий, направленных на инициирование взыскания, не подлежит применению к ситуациям, когда выставленное в указанный срок инкассовое поручение было возвращено банком по причине закрытия налогоплательщиком расчетного счета.
В Налоговом кодексе отсутствуют положения, содержащие запрет или ограничения на выставление налоговым органом инкассовых поручений к иным счетам налогоплательщика в случае их возврата по причине закрытия расчетного счета либо регламентирующие сроки совершения таких действий.
Выраженная в Постановлении Президиума ВАС РФ N 8922/07 правовая позиция о недопустимости направления за пределами шестидесятидневного срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ, повторных инкассовых поручений при закрытии налогоплательщиком банковских счетов касалась толкования соответствующих положений Налогового кодекса в редакции, действовавшей до 01.01.2007. Данная позиция основывалась на подходе, согласно которому в отсутствие в Налоговом кодексе срока на принятие решения об обращении взыскания за счет иного имущества указанный шестидесятидневный срок подлежит применению ко всей процедуре внесудебного взыскания, в силу чего в этот срок налоговым органом должно быть реализовано взыскание за счет денежных средств и принято решение об обращении взыскания за счет иного имущества.
С 01.01.2007 вступили в силу изменения, внесенные в п. 1 ст. 47 НК РФ, установившие годичный срок, исчисляемый с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, в течение которого должно быть принято решение о взыскании за счет иного имущества. Принимая во внимание указанное изменение законодательства, Президиум ВАС пришел к следующему выводу.
Вывод. Выставление повторных инкассовых поручений к иным расчетным счетам налогоплательщика, равно как и поручений на взыскание электронных денежных средств (п. 6.1 ст. 46 НК РФ), производится налоговым органом в пределах установленного п. 1 ст. 47 НК РФ годичного срока, в течение которого должно быть принято решение об обращении взыскания за счет иного имущества налогоплательщика <3>.
———————————
<3> Следовательно, инспекцией при выставлении повторных инкассовых поручений по причине закрытия налогоплательщиком расчетного счета не было допущено нарушений положений ст. ст. 46 и 47 НК РФ.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Инкассовые поручения можно выставлять в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога
Суд пришел к выводу, что налоговый орган, своевременно принявший решение об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика, может направлять в банк инкассовое поручение на перечисление соответствующих сумм в бюджет в течение года после окончания срока исполнения требования об уплате налога.
Суд рассмотрел следующую ситуацию. Инспекция выставила требования об уплате налогов (сборов, пеней, штрафов). Поскольку они не были исполнены, инспекция в установленный срок приняла решения о взыскании недоимок за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. Во исполнение этих решений она выставила инкассовые поручения, которые впоследствии отозвала в связи с закрытием в процедуре банкротства используемого организацией расчетного счета. Позднее налоговый орган перевыставил поручения на расчетный счет, открытый конкурсным управляющим. Налогоплательщик оспорил их, поскольку они были направлены в банк по истечении двух месяцев, установленных п. 3 ст. 46 НК РФ для принятия решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Суд с таким подходом не согласился. Он указал, что при недостаточности или отсутствии средств на данных счетах инспекция может взыскать налог за счет иного имущества. Для этого она должна принять соответствующее решение в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога (п. 1 ст. 47 НК РФ). По мнению суда, в приведенной ситуации Налоговый кодекс РФ не запрещает налоговому органу перевыставлять инкассовые поручения к расчетному счету налогоплательщика в пределах пресекательного годичного срока, отведенного для принятия решения о взыскании задолженности за счет имущества.
До 1 января 2007 г. в п. 3 ст. 46 НК РФ был установлен 60-дневный срок для принятия решения о взыскании налоговых платежей, однако в налоговом законодательстве не был урегулирован вопрос о том, когда должны направляться в банк инкассовые поручения. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 15.01.2008 № 8922/07 разъяснял, что они должны направляться в указанный 60-дневный срок.
С 1 января 2007 г. до 1 сентября 2010 г. включительно в п. 4 ст. 46 НК РФ был прямо закреплен месячный срок со дня принятия решения о взыскании для направления налоговым органом поручения на перечисление сумм налога в бюджет.
Со 2 сентября 2010 г. в приведенной норме отсутствует положение о сроке для направления данного поручения.
В одном из постановлений суд занял противоположную позицию по сравнению с изложенной в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 25.04.2014 № А70-7346/2013. Так, сославшись на упомянутое Постановление Президиума ВАС РФ, суд указал, что инкассовое поручение должно быть направлено в банк в течение двухмесячного срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ для принятия решения о взыскании за счет денежных средств. Дополнительные материалы см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.