Государственные нормативные требования охраны труда
Словосочетание «государственные нормативные требования охраны труда» знакомо каждому коммерсанту, использующему наемный труд. Государство относит вопросы сохранения жизни и здоровья людей при исполнении ими трудовых функций к разряду наиболее важных и существенных, поэтому считает необходимым осуществлять нормативное регулирование в данной сфере.
Государственные нормативные требования охраны труда представлены в российском законодательстве самыми разнообразными законами, указаниями, стандартами и правилами.
ВАЖНО! Государственная задача по сохранению труженикам их здоровья и способности осуществлять трудовые функции заключается в установлении специальных нормативов, правил и процедур.
Эта нормативная совокупность позволяет разумно сочетать желание бизнеса заработать прибыль любыми способами и необходимость уберечь работающее население от чрезмерных нагрузок, некачественных средств и предметов труда, невыносимых условий работы и др.
В исполнении государственных нормативных требований охраны труда в первую очередь должен быть заинтересован сам человек. Его здоровье в его руках и во многом зависит от разумности его действий.
Однако при выполнении трудовых функций работник вынужден подчиняться работодателю, поэтому процесс сохранения трудоспособности и здоровья всех членов трудового коллектива — это результат совместных действий всех заинтересованных лиц. А для того, чтобы не было перегибов и недоработок, государство и устанавливает ограничения в виде трудоохранных нормативных требований.
ВАЖНО! Правительство РФ — основной госрегулятор, утверждающий документы, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.
При осуществлении этой функции оно обязательно должно учитывать мнение Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений (ст. 211 ТК РФ).
Государственные нормативные требования охраны труда охватывают весь спектр трудовых отношений с учетом специфики отраслей и производств, включая нюансы охраны труда отдельных категорий граждан (инвалидов, женщин, лиц до 18 лет и др.).
Ознакомьтесь с перечнями ключевых обязанностей работодателя в сфере охраны труда в специальном материале.
Нормативные акты по ОТ и ТБ для работодателей
Специфика любого производства индивидуальна, поэтому требования по охране труда и технике безопасности (ОТ и ТБ) для отдельных трудовых коллективов специфичны. При этом для государства одинаково важен процесс сохранения здоровья каждого трудящегося.
В связи с этим государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются в обобщенном виде, а уточняются уже отраслевыми и локальными нормами и требованиями.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Нормативные требования, изложенные в ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда», являются общими для всех трудящихся и работодателей.
Поскольку вопросами охраны здоровья работников в отдельно взятой компании занимаются специальные службы или специалисты, на государственном уровне устанавливаются нормативные требования и к ним. Например:
- постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации»;
- постановлением Минтруда России от 17.01.2001 № 7 «Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»;
- другими аналогичными нормативными актами.
На работодателя накладываются дополнительные обязанности по реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда. На государственном уровне регламентированы типовые перечни таких процедур (см., например, приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н).
С 1 марта 2022 года вступает в силу большое количество изменений в положениях ТК РФ, регулирующих сферу охраны труда. Узнать больше о соответствующих нововведениях вы можете в специальном материале, подготовленном специалистами «КонсультантПлюс». Получить доступ к нему можно посредством бесплатного пробного доступа к данной платформе.
В свою очередь, об актуальных положениях законодательства, регулирующих охрану труда в 2021 году, вы можете узнать здесь.
О государственных нормативных требованиях охраны труда в отношении отдельных категорий работников расскажем в следующих разделах.
Государственные нормативные требования по охране труда женщин
Государство отдельно выделяет в вопросах охраны труда такую категорию трудящихся, как женщины. Им предоставляются специальные гарантии, и на страже сохранения их здоровья стоит целая армия нормативных актов и трудовых инспекторов.
Поскольку от того, насколько здорова женщина, зависит крепость нации и будущих поколений, государство посчитало необходимым запретить женский труд при выполнении работ, потенциально опасных и способных нанести урон их жизни и здоровью.
ВАЖНО! Приказом от 18.07.2019 № 512н (вступил в силу с 01.01.2021) Минтрудсоцзащиты России утвердило специальный запретительный перечень для работающих женщин.
К примеру, нельзя использовать труд женщин на горных, подземных, сварочных работах, на химпроизводствах. Нормативно ограничены и предельные нагрузки для трудящихся женщин.
Особенности применения приказа № 512н разъяснил в специальном письме Минтруд. Ознакомиться с ним вы можете в системе «КонсультантПлюс», оформив бесплатный пробный доступ к ней.
Нормативы, ограничивающие чрезмерные для женского организма нагрузки по подъему и переносу тяжелых предметов вручную при исполнении трудовых функций, установлены в постановлении Совета министров и Правительства РФ от 06.02.1993 № 105.
Ограничения установлены с учетом научно-обоснованных данных и направлены на сохранение женского здоровья. К примеру, во время выполнения работы женщина без ущерба для своего здоровья в течение часа может поднимать груз не более 10 кг и не чаще двух раз (в чередовании с другими трудовыми функциями).
В области гигиены условий женского труда государство установило нормативные требования в виде санитарных норм и правил СП 2.2.3670-20 (применимых в данном случае, прежде всего, в части положений по разделу VII документа).
Приказом Минтрудсоцзащиты России от 13.05.2021 № 313н в положения приказа № 512н внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2022 года. В соответствии с ними в отношении некоторых должностей снимается запрет на привлечение женского труда (например, по должности авиационного механика по планеру и двигателям, инженера по техническому обслуживанию самолетов и вертолетов).
Полный перечень особенностей условий труда женщин приведен в путеводителе по кадровым вопросам «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и ознакомьтесь с актуальным материалом.
Нормативка по охране труда для трудоспособных людей с ограниченными возможностями
Государственные нормативные требования охраны труда в отношении еще одной категории трудящихся, инвалидов, также представлены совокупностью ряда нормативных документов.
Пристальное внимание государства к данной категории трудящихся обусловлено тем, что инвалид уже лишен части своего здоровья, а функции его организма расстроены вследствие болезни или травм. Если инвалид, несмотря на свое состояние, продолжает трудиться, государство берет его под особую социальную защиту.
К примеру, положения закона «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусматривают следующее:
- создание условий труда для данной категории трудящихся в соответствии с носящими индивидуальный характер программами реабилитации (п. 5 ст. 20);
- организацию специальных рабочих мест для инвалидов (ст. 22).
Указанные положения закона налагают на работодателя дополнительные обязанности организационного и технического характера.
ВАЖНО! Рабочее место работника с ограниченными возможностями с учетом особенностей его нарушенных функций должно оборудоваться в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 19.11.2013 № 685н.
Гигиена условий труда инвалидов также регламентирована на государственном уровне: в соответствии с п. 3.3 СП 2.2.3670-20, в отношении рабочих мест инвалидов работодатель обязан обеспечить разработку и реализацию санитарно-противоэпидемических мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.
Нормативные требования к условиям труда подростков
Понимание важности народной мудрости о необходимости сохранения здоровья человека с молодости подталкивает государство принимать отдельные нормативные акты в сфере охраны труда подрастающего поколения.
Нормативные требования в части ограничения нагрузок для трудящихся подростков оформлены постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7.
В этом нормативном акте подробно описывается допустимый вес переносимых подростками тяжестей при выполнении трудовой функции. Причем ограничение варьируется в зависимости от пола подростка и его возраста. К примеру, постоянно за рабочую смену для юноши 15 лет переносимый вес ограничен 3 кг, а для девушки этот параметр снижен до 2 кг.
ВАЖНО! Подростков запрещено задействовать на работах, предусмотренных «подростковым» запретительным перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163.
Большое внимание уделяется государством и профилактике воздействия на подростков неблагоприятных производственных факторов. Выражается это в обеспечении исполнения различных специальных нормативных актов (к примеру, Методических указаний по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков, которые утверждены Министерством здравоохранения СССР 01.07.1981 № 2410-81).
Вопросы гигиены условий труда подростков регулируются санитарными правилами СП 2.4.3648-20. Применяются они в данном случае, прежде всего, в части положений по пп. 2.10.4, 3.9.5, 3.14 документа.
Обязанности по охране труда выполняют не только работодатели, но и работники предприятий. Подробнее об этом — в данном материале.
Выполнение работодателем обязанностей в сфере охраны труда требует наличия у предприятия значительных финансовых ресурсов. О том, какими могут быть их источники, читайте здесь.
Как учитываются расходы, связанные с охраной труда, смотрите в статьях на нашем сайте:
- «Расходы на спецодежду для сотрудников, работающих по срочным трудовым договорам, уменьшают доходы для налога на прибыль»;
- «Если медосмотр не обязателен, плату за него нельзя учесть в расходах».
Итоги
Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в целом комплексе разнообразных федеральных, региональных, отраслевых и локальных нормативных актов.
Все они направлены на сохранение здоровья и трудоспособности работающего населения при выполнении трудовых функций.
Обеспечение соответствия требованиям по охране труда — совокупность большого количества процедур, которые должен выполнить работодатель. Ключ к успеху в решении данной сложной задачи — избежание ошибок на первых этапах организации таких процедур.
Узнайте, с чего начать охрану труда на предприятии, здесь.
Тема 1.7. Государственные нормативные требования по охране труда
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Нормативные правовые акты детализируют требования законодательных актов к конкретным организациям, производственным процессам, среде, оборудованию.
Обеспечение таких требований — важнейшая государственная задача.
Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. (ст. 211 Трудового кодекса РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» утвержден перечень видов нормативных правовых актов.
В этот перечень вошли:
1) Межотраслевые правила по охране труда, межотраслевые типовые инструкции по охране труда;
2) Отраслевые правила по охране труда Типовые инструкции по охране труда;
3) Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ);
4) Инструкции по безопасности (ИБ);
5) Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда;
6) Строительные нормы и правила;
7) Своды правил по проектированию и строительству;
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:
• санитарные правила (СП),
• санитарные правила и нормы,
Государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в нормативных правовых актах разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в следующем порядке:
— межотраслевые правила и типовые инструкции разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития Российской Федерации;
— отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;
— правила и инструкции по безопасности, правила и устройства безопасной эксплуатации, строительные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.
Разрабатываемые нормативные правовые акты подлежат направлению для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.
Федеральные органы исполнительной власти обязаны:
1) ежегодно информировать Минтруд России о планах разработки и пересмотра нормативных правовых актов;
2) осуществлять разработку требований охраны труда на основе комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний, изучения передового опыта, анализа результатов сертификации работ по охране труда;
3) при разработке руководствоваться методическими рекомендациями Минтруда России;
4) направлять в месячный срок утвержденные нормативные правовые акты Минтруду России;
5) осуществлять издание нормативных актов и обеспечивать ими заинтересованные организации.
Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.
Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее, чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.
Государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия:
— при изменении законодательства Российской федерации об охране труда;
— при изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
— при внедрении новой техники и технологии;
— по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф.
Нормативные правовые акты по охране труда органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются в развитие, либо в дополнение к нормативным правовым актам федерального уровня. Содержащиеся в них требования не должны быть ниже государственных требований охраны труда. Минтруд России совместно с привлеченными организациями начинает внедрение созданной информационной системы нормативно правового обеспечения охраны труда органов управления и субъектов экономической деятельности (РИСОТ). Главная цель системы — оперативное доведение всего объема нормативно-правовых документов по гигиене и безопасности труда, которыми необходимо руководствоваться в работе, до всех предприятий и организаций различных форм собственности и видов деятельности. Система представляет собой централизованный банк специализированных данных, формируемый и постоянно обновляемый под руководством Департамента условий и охраны труда. Стандарты безопасности труда определяют терминологию в области охраны труда, требования к производственному оборудованию, технологическим процессам, средствам индивидуальной защиты, содержат предельно допустимые значения вредных факторов.
Структура обозначения стандартов ССБТ:
Порядковый номер в подсистеме
Пример: ГОСТ 12.4.011.891
Классификация стандартов ССБТ:
1 Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, устанавливающие предельно допустимые значения
2 Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию
3 Стандарты требований безопасности к производственным процессам
4 Стандарты требований безопасности к средствам защиты работающих
5 Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям
6-9 Резервные подсистемы для дальнейшего развития ССБТ
Санитарные правила и нормы содержат требования к гигиене труда, к чистоте среды обитания (воздуха, воды, почвы), к качеству продуктов питания. В санитарных нормах оговариваются допустимые уровни опасных и вредных факторов, которые могут воздействовать как на население, так и на людей, занятых производственной деятельностью; регламентируют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, а также допустимые уровни облучения, которым могут подвергаться люди, как на производственной деятельности, так и при проживании на зараженной местности.
Строительные нормы и правила (СНиП) устанавливают требования к строительным конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность строительства и эксплуатации сооружений.
Все СНиП делятся на 5 частей, каждая из которых подразделяется на группы. Часть 2 «Нормы проектирования» включает в себя 12 групп, часть 3 «Организация, производство и приемка работ»включает в себя 9 групп и т.д.
Шифр СНиП состоит из:
• номера части (одна цифра),
• номера группы (две цифры),
• номера документа (две цифры, отделенные между собой точками),
• две последующие цифры (через тире) соответствуют году утверждения документа. Нормативные акты Минтруда России утверждаются его постановлением и являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и организациями независимо от форм собственности.
Нормативные акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти, как правило, распространяются только на работников подведомственных организаций. Однако некоторые нормативно-правовые акты, например, Минздрава РФ — по отдельным вопросам могут распространяться на целые категории граждан и организаций. Работодатель имеет право в пределах своей компетенции принимать локальные нормативные акты, которые содержат нормы трудового права (ст. 22 ТК РФ) и действуют в пределах его организации.
Локальные нормативные акты принимаются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами. Работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа, работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за два месяца (ст. 162 ТК РФ). Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством являются недействительными (ст.8 ТК РФ).
Порядок разработки, согласования, утверждения (введения в действие), учета, издания, распространения, отмены правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, строительных и санитарных норм и правил, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда сводов правил по проектированию и строительству, типовых инструкций и инструкций по охране труда на рабочих местах определен Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80.
Действующие нормы, правила, инструкции и стандарты должны соблюдаться на каждом этапе (стадии) создания промышленной технологии производства продукции, в том числе при:
1) разработке исходных данных для проектирования будущего процесса производства,
4) приемке производства в эксплуатацию,
5) нормальной эксплуатации производства,
6) проведении ремонтных работ,
7) техническом перевооружении (реконструкции),либо решении вопросов, связанных с прекращением эксплуатации и закрытия производства.
Ответственность за исполнение действующих норм, правил, инструкций и стандартов на каждом из этих этапов (стадий) несет исполнитель, что должно быть оговорено в задании либо в соглашении (договоре) на производство работ.
Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в
федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и
иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила,
процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в
процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения
юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности,
в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов,
конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических
процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов,
содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты
безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения
Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Комментарий к Ст. 211 Трудового кодекса РФ
1. Требования к охране труда носят единый обязательный государственный нормативно-правовой характер. Это означает, что данные требования распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
2. Порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений, в том числе и в области охраны труда, определен ст. 6 ТК РФ. В частности, федеральные органы устанавливают:
порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества проведения специальной оценки условий труда.
3. К правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты РФ после рассмотрения их проектов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Перечень требований по охране труда применительно к их видам определен Положением о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160.
4. Для оказания помощи федеральным органам государственной власти и заинтересованным организациям в подготовке и оформлении данных правовых актов, а также инструкций по охране труда работников Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 декабря 2002 г. N 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда.
5. Срок действия нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, определен в пять лет. Они могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия или отмене данных актов может быть принято не позднее чем за девять месяцев до окончания срока их действия.
Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
- Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
- Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
Комментарий к ст. 211 TК РФ
1. Установление правил, процедур и критериев, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, обеспечивается соответствующими государственными требованиями охраны труда, обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов трудовой деятельности (см. комментарий к настоящей главе).
2. О порядке разработки и утверждения соответствующих актов об охране труда см. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314), а также Постановление Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда» (Бюлл. Минтруда РФ. 2003. N 5).
Судебная практика по статье 211 TК РФ
В соответствии с положениями статей 365, 210 — 211 Трудового кодекса РФ органы федеральной инспекции труда осуществляют свою деятельность во взаимосвязи с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; государственные нормативные требования в области охраны труда могут содержаться в законах или иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 211 КЗоТ РФ (ст. 392 ТК РФ) в случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных в настоящей статье, они могут быть восстановлены судом.
Истец при обращении в суд объяснил, что в соответствии с Регламентом соревнований по футболу лицам, внесенным в заявочный лист команд, не разрешается переносить свои споры в суд до рассмотрения их в футбольных инстанциях. В случае нарушения приведенного требования Регламента он мог быть дисквалифицирован.
В связи с этим суд пришел к выводу о том, что на основании абзаца второго пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», статей 211, 212, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 151, 1079, 1084 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации у ответчика возникло обязательство возместить моральный вред, причиненный истцу профессиональным заболеванием.
По мнению суда первой инстанции, между имеющимся у Канлыбаева Ш.Д. профессиональным заболеванием и негативным воздействием на его организм вредных производственных факторов во время работы у ответчика имеется причинно-следственная связь, так как ответчик не обеспечил истцу необходимых и безопасных условий труда, что в результате повлекло профессиональное заболевание, тем самым истцу причинен моральный вред. Суд первой инстанции со ссылкой на положения абзаца второго пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», статей 211, 212, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 151, 1079, 1064 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что у ответчика возникло обязательство возместить истцу моральный вред, причиненный профессиональным заболеванием.