Госпошлина в бухгалтерском и налоговом учёте. Проводки
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
На какой счет отнести госпошлину бухгалтеру? Казалось бы, ответ прост: в ст. 13 НК РФ госпошлина отнесена к федеральным сборам, что позволяет учитывать ее на 68 счете. Однако некоторые практикующие бухгалтера настаивают на использовании счета 76. В разъяснениях чиновников фигурируют оба счета. В то же время, согласно ст. 120 НК РФ, за некорректное ведение бухгалтерского учета на организацию может быть наложен штраф. Как учитывать госпошлину в БУ и НУ без неприятных последствий, расскажем в публикации.
Вопрос: Как отразить в учете уплату государственной пошлины при обращении в арбитражный суд и ее последующий возврат в связи с отказом от иска?
Посмотреть ответ
Особенности налогового учета госпошлины
В налоговом учете госпошлины бухгалтеру наиболее важно определить момент признания в расходах. Согласно НУ это прочие расходы организации, которые нужно отражать в момент начисления (НК РФ, ст. 264-1-1), однако, каким образом определять конкретную учетную дату, законодатель не поясняет. Очевидно, что на момент признания должны соблюдаться следующие условия:
- госпошлина соответствует законодательным нормам;
- госпошлина экономически обоснована;
- госпошлина уплачена, в том числе и через подотчетных лиц, и имеются подтверждающие этот факт документы.
Дата начисления зависит от конкретной ситуации и вида госпошлины. К примеру, регистрация прав собственности и некоторые другие регистрационные действия (НК РФ, ст. 333.18-1-5.2) невозможны без внесения госпошлины. Вместе с тем юрлицо еще до начала регистрации может от нее отказаться и получить свои деньги назад (НК РФ, ст. 333.40-1-4). Датой включения в расходы будет день приема документов на регистрацию.
Подтверждающими документами будут здесь квитанция (платежное поручение, иной документ, подтверждающий оплату) и расписка регистрирующего органа о приеме документов.
Госпошлина за лицензию отражается в НУ в момент начисления (документ №ЕД-4-3/22400 от 28/12/11 г. ФНС, ст. 272-7-1, 264-1-1 НК РФ). Контекст письма ФНС позволяет считать момент начисления идентичным моменту уплаты госпошлины.
При уплате судебной госпошлины нужно иметь в виду следующее: ст. 272-7-1 НК РФ говорит о дате начисления госпошлины, а ст. 333.18-1-1 однозначно утверждает, что сбор должен быть уплачен до обращения в суд. Поскольку конкретной даты законодательство не содержит, а в учете платеж нужно отражать именно конкретной датой, расходы по НУ признаются в день платежа.
Если в последующем по решению суда госпошлину обязан уплатить ответчик, у истца она отразится как прочий доход, а у ответчика – как прочий расход.
Существует также мнение, что до судебного решения следует отражать только уплату госпошлины и до окончания судебного процесса не отражать ее в расходах. Очевидно, что любой выбранный вариант учета госпошлины должен быть аргументирован ссылками на нормативные документы и отражен в ЛНА.
Пошлина, связанная с приобретением НМА и ОС, учитывается двояко (по тексту письма №03-03-06/1/295 от 8/06/12 г. Минфина и ст. 264-1-1,40 НК РФ):
- если внесена до начала эксплуатации актива и постановки на учет, зачисляется в первоначальную стоимость;
- если в период, когда первоначальная стоимость уже сформирована, – в прочих расходах.
Бухгалтерский учет госпошлины: проводки
В БУ расходы признаются в том учетном периоде, к которому они имеют отношение, вне зависимости от факта оплаты (ПБУ10/99 п. 18). Практически госпошлина, как правило, учитывается в момент подачи пакета документов в регистрирующий орган, когда она уже оплачена.
Судебные издержки истца (госпошлину) существует возможность начислить в периоде обращения в суд на основании второго экземпляра искового заявления со штампом суда о принятии (инструкция №27 ВАС от 25/03/04 г. п. 3.1).
Госпошлину, связанную с приобретением ОС и НМА, учитывают по факту включения в первоначальную стоимость либо в прочие расходы. Госпошлина, как сбор федерального значения, всегда учитывается на счете 68 с открытием одноименного субсчета. Этот платеж нередко отражают на 76 счете, что является методически неверным. Вместе с тем счет 76 с открытием субсчета в определенных случаях применяют для учета госпошлины.
Проводки по начислению госпошлины:
- Дт 08 Кт 68/госпошлина – при покупке, приобретении, создании имущественного объекта или прав (ПБУ14/2007, ПБУ 6/01, п.8). Проводка используется в отношении ОС и НМА, требующих госрегистрации.
- Дт 20, 25, 26, 44 Кт 68/госпошлина — за операции в рамках основного вида деятельности (ПБУ 10/99 р. 2). Проводка применяется в разных случаях, к примеру, если речь идет о государственной регистрации изменений устава.
Лицензирование относится к основному виду деятельности компании. Госпошлина за лицензию чаще всего списывается одной суммой в расходы, вне зависимости от того, срочная лицензия или выдана бессрочно (письмо ЕД-4-3/22400 от 28/12/1 г.1 ФНС, 03-03-06/1/12248 от 12/04/13 г. Минфина). Проводка приведена выше.
Для срочных лицензий существует еще несколько вариантов учета указанной госпошлины. Ранее Минфин высказывал мнение (документ №07-02-06/5 от 12/01/12 г.), что в таких случаях необходимо списывать затраты через расходы будущих периодов, частями:
- Дт 97 Кт 68/госпошлина;
- Дт 44 Кт 97.
Некоторые специалисты предлагают считать саму лицензию нематериальным активом на основании ПБУ 14/2007 п. 3. Тогда госпошлину нужно относить на стоимость лицензии
Дт 08 Кт 76 (или 60). Затем лицензия приходуется как НМА по Дт 04, и на нее начисляется амортизация Кт 05. Госпошлина, не относящаяся к основному виду деятельности, издержки по нетипичным для компании контрактам, как и судебные, отражаются в прочих расходах: Дт 91/2 Кт 68/госпошлина.
Следует иметь в виду, что услуги государственных нотариусов всегда учитываются с применением счета 68. Частные нотариальные услуги определяются не госпошлиной, а тарифом. Проводка на тариф формируется при участии счета 76: Дт 20, 91/2 и др. Кт 68 (76).
Счет 76 также используется при учете госпошлины в суд. Истец вначале отражает ее на счете 68 как прочий расход, затем уплачивает в бюджет. Далее по решению суда, если суд им выигран, госпошлина взыскивается с ответчика по судебному решению. У истца проводка будет Дт 76 Кт 91/1 (прочий доход), у ответчика — Дт 91/2 Кт 76 (прочий расход). Ответчик возмещает истцу госпошлину: Дт 51 Кт 76, а у себя отражает эту же операцию обратной проводкой.
Важно! И в доходах, и в расходах здесь госпошлина будет учитываться на дату вступления в силу судебного документа.
Пример. Компания А обратилась в суд с иском против компании Б на сумму 19000 рублей. Согласно ст. 333.19 НК РФ она обязана уплатить пошлину 4%, или 760 руб. В учете компании А отразится:
- 91/2-68 — 760,00 руб.;
- 68-51 — 760,00 руб.
А выиграла суд, Б возмещает ей госпошлину:
- 76-91/1 — 760,00 руб.;
- 51-76 — 760,00 руб.
В учете компании Б по итогам судебного решения отразится:
- 91/2-76 — 760,00 руб.;
- 76-51 — 760,00 руб.
Отметим, что, если суд у компании был с госорганом (например, ИФНС) и он выигран, при возврате госпошлины счет 76 использовать нельзя.
- Дт 68 Кт 91/1;
- Дт 51 Кт 68.
Они отражаются в учете на дату принятия решения госоргана о возврате средств (по тексту ПБУ 9/99 п. 7, ст. 333.40-3 НК РФ).
Уплата госпошлины может осуществляться не только через расчетный счет, но и через расчеты с подотчетными лицами: Дт 20 и др. Кт 71, а полученная из кассы сумма отразится по Дт 71 (Минфин, письмо 03-05-04-03/43 от 01/06/12 г.). При этом требуется подтверждение, что подотчетное лицо действует от имени фирмы и деньги получены им для уплаты госпошлины (доверенность, учредительные документы, РКО на выданные под отчет средства, иные документы).
Госпошлина внереализационные расходы или косвенные?
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 декабря 2019 г. N 03-03-06/1/99950 Об учете при исчислении налога на прибыль организаций суммы государственной пошлины, а также сумм судебных издержек, возмещенных на основании решения суда
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) судебные расходы и арбитражные сборы могут быть учтены при исчислении налога на прибыль организаций в составе внереализационных расходов.
На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей.
Таким образом, датой признания в целях налогообложения прибыли расходов в виде госпошлины, уплачиваемой при обращении с иском в арбитражный суд, является дата начисления данного вида федерального сбора. Причем сумма начисленного федерального сбора учитывается в налоговом учете единовременно в момент подачи искового заявления в суд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ датой признания внереализационных доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) является дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда.
Таким образом, сумма государственной пошлины, а также суммы судебных издержек, возмещенные на основании решения суда, учитываются в составе внереализационных доходов на дату вступления в законную силу решения суда.
Заместитель директора Департамента | А.А. Смирнов |
Обзор документа
Датой признания в целях налогообложения прибыли расходов в виде госпошлины, уплачиваемой при обращении с иском в арбитражный суд, является дата начисления данного вида федерального сбора. Причем сумма начисленного сбора учитывается единовременно в момент подачи иска в суд.
Сумма госпошлины, а также суммы судебных издержек, возмещенные на основании решения суда, учитываются в составе внереализационных доходов на дату вступления в законную силу решения суда.
Расходы по переработке давальческого сырья: прямые или косвенные
Как известно, у компаний, применяющих метод начисления, расходы на производство и реализацию в целях налога на прибыль подразделяются на прямые и косвенные. Основное отличие в том, что они по-разному уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Прямые расходы уменьшают ее по мере реализации продукции, а косвенные списываются сразу в периоде, к которому они относятся (п. 2 ст. 318 НК РФ). Поэтому в целях налоговой оптимизации выгоднее относить расходы к косвенным. Тем более организациям разрешено самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов. Обычно компании, которые обращаются за переработкой своего сырья к сторонним фирмам, предпочитают относить затраты по приобретению услуг по переработке сырья к косвенным расходам.
Прямые и косвенные расходы в НК РФ
Рассматривая законность таких действий, давайте обратимся к первоисточнику – Налоговому кодексу. В соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ к прямым расходам могут быть отнесены, в частности:
- материальные затраты, определяемые в соответствии с подп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров (работ, услуг), а также расходы на страхование, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров.
Все иные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, относятся к косвенным.
При этом налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Обратите внимание, что нормы п. 1 ст. 318 НК РФ содержат упоминание не обо всех материальных затратах, а только о затратах, определяемых в соответствии с подп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ. Это затраты, соответственно, «на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг)» и «на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика». В то время как затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, предусмотрены подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Отсутствие в п. 1 ст. 318 НК РФ ссылки на подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ можно трактовать таким образом, что данные материальные затраты (к числу которых относятся и затраты на приобретение услуг по переработке давальческого сырья) налогоплательщики могут по своему усмотрению относить в состав косвенных расходов. Вроде бы вопросов быть не должно.
Но Минфин и ФНС против.
Однако в практике сложился подход, согласно которому налогоплательщик вправе относить конкретные «производственные» затраты к косвенным расходам только в том случае, если нет реальной возможности включить их в состав прямых расходов. Данный вывод содержится во многих письмах чиновников (иисьма Минфина России от 26.06.2020 № 03-03-07/55268, от 05.09.2018 № 03-03-06/1/63428, от 08.12.2017 № 03-03-06/1/81943, от 20.07.2017 № 03-03-06/1/46286, ФНС России от 12.07.2019 № КЧ-4-7/13613, от 24.02.2011 № КЕ-4-3/2952@).
Хотя в своих более ранних разъяснениях ведомства, отвечая утвердительно на вопрос об отнесении к косвенным расходам материальных затрат, определяемых в соответствие с подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, не конкретизировали, что такое возможно только в случае отсутствия реальной возможности включить затраты в состав прямых расходов (Письма Минфина РФ от 13.11.2010 № 03-03-05/251, от 09.10.2012 № 03-03-06/1/531, УМНС по г. Москве от 08.04.2004 № 26-12/31775).
Учитывая, что в более свежих разъяснениях содержится дополнительное условие, у организаций, решивших относить к косвенным расходам услуги компаний-переработчиков, возникают налоговые риски.
Соответственно, встает вопрос: можно ли в судебном порядке отстоять свою позицию?
А позиция судов неоднозначна
Анализ судебной практики указывает на отсутствие единообразного подхода у судей в рассматриваемой ситуации. В ряде случаев суды соглашаются с позицией налогоплательщиков, но гораздо больше примеров, когда суды выносят решения в пользу инспекций.
В основном судьи отмечают, что возможность самостоятельного определения состава прямых расходов в учетной политике не означает, что этот процесс зависит исключительно от воли налогоплательщика.
Напротив, указанные нормы относят к прямым расходам затраты, непосредственно связанные с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Налогоплательщик, по мнению судов, должен обосновать выбор в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, при том, что механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом.
Такой вывод содержится, например, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.02.2020 № Ф04-7407/2019 по делу № А27-29983/2018. При этом определением Верховного Суда РФ от 12.05.2020 № 304-ЭС20-6538 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра.
В постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.06.2020 № Ф03-1414/2020 по делу № А73-12029/2019 суд также согласился с налоговиками, особо отметив, что в целях бухгалтерского учета затраты по спорным работам учитывались компанией в прямых затратах, а значит, что у нее была реальная возможность отнести спорные затраты к прямым расходам и в налоговом учете.
Примерами судебных решений, вынесенных в пользу налоговых органов, являются также постановления:
- Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.02.2020 № Ф07-17382/2019 по делу № А13-2437/2018 (определением Верховного Суда РФ от 06.05.2020 № 307-ЭС20-5919 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра);
- Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.09.2019 № Ф07-9238/2019 по делу № А05-7615/2018 (определением Верховного Суда РФ от 19.12.2019 № 307-ЭС19-24451 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра);
- Арбитражного суда Поволжского округа от 04.04.2018 № Ф06-31113/2018 по делу № А55-9082/2017 (определением Верховного Суда РФ от 26.09.2018 № 306-КГ18-11339 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра);
- Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.08.2017 № Ф03-2571/2017 по делу № А04-10568/2016 (определением Верховного Суда РФ от 24.11.2017 № 303-КГ17-17016 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра).
Также вывод о том, что «налогоплательщик должен обосновать выбор в отношении расходов, формирующих в налоговом учете стоимость произведенной и реализованной продукции, при том что механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом», содержится и в определении Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 № 876-О, на которое уже начали ссылаться и нижестоящие суды в своих решениях.
Есть, конечно, и положительные примеры, но их, к сожалению, мало (определение ВАС РФ от 24.10.2011 № ВАС-13107/11 по делу № А75-5651/2010, постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 06.12.2016 № Ф06-14790/2016 по делу № А55-2527/2016, ФАС Центрального округа от 22.07.2011 по делу № А35-9681/2010, ФАС Московского округа от 26.10.2012 по делу № А40-135476/11-99-580).
Как видим, ситуация складывается не очень благоприятная для компаний. Поэтому безопаснее все-таки относить услуги по переработке к прямым расходам или же подготовить доказательства, указывающие, что у компании отсутствовала реальная возможность отнести эти расходы к прямым.
Каков момент признания расходов по уплате государственной пошлины в бухгалтерском и налоговом учете?
Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?
Консультация предоставлена 20.01.2015 г.
23.12.2014 организация оплатила госпошлину согласно пп. 111 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за получение в федеральном казенном учреждении (ФКУ) разрешения на проезд крупногабаритного и тяжеловесного груза. Документы были поданы 27.12.2014. ФКУ выдает такие разрешения в течение 15 дней, то есть само разрешение будет получено уже в 2015 году. На бланке заявления на получение разрешения ФКУ была сделана отметка о принятии документов, а также вписаны «Входящий номер» и «Дата».
Каков момент признания расходов по уплате государственной пошлины в бухгалтерском и налоговом учете?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В налоговом учете расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, когда организация обратилась (подала заявление) за совершением этих юридически значимых действии (в рассматриваемой ситуации — 27.12.2014).
В бухгалтерском учете данные расходы также могут быть признаны 27.12.2014. Указанный порядок организации следует установить в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Обоснование позиции:
На движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, перевозчик должен получить специальное разрешение, порядок выдачи которого утвержден приказом Минтранса России от 04.07.2011 N 179 (далее — Порядок). Получение специального разрешения производится в уполномоченном органе после предоставления заявителем документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за выдачу специального разрешения (п. 16 Порядка).
Налоговый учет
В соответствии с п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственной пошлиной признается сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в пп.пп. 1-5.2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ, государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов. Следовательно, за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, государственная пошлина (в соответствии с пп. 111 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) должна уплачиваться до совершения юридически значимого действия. То есть при обращении заявителя в соответствующий орган к заявлению о выдаче данного разрешения должен быть приложен документ об уплате государственной пошлины (письмо Минфина России от 24.01.2013 N 03-05-04-03/04).
Отметим, что согласно п. 10 ст. 13 НК РФ государственная пошлина отнесена к федеральным налогам и сборам. При этом суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Причем затраты на оплату государственной пошлины можно включить в расходы даже в том случае, если цель, которую преследовало совершение юридически значимого действия, за которое была уплачена государственная пошлина, в дальнейшем не была достигнута (смотрите постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 N 09АП-5656/11).
Датой осуществления внереализационных и прочих расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей признается дата начисления налогов (сборов) (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ. Соответственно, государственная пошлина должна учитываться при налогообложении прибыли по мере начисления в числе расходов текущего отчетного (налогового) периода (смотрите постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2009 N 09АП-5541/2009).
Таким образом, государственная пошлина, как федеральный сбор, учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов и подлежит списанию на расходы единовременно в момент ее начисления (смотрите письма Минфина России от 28.01.2013 N 03-03-06/1/33, ФНС России от 28.12.2011 N ЕД-4-3/22400).
В то же время нормами налогового законодательства не определено, что считать моментом (датой) начисления государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. При этом мы не располагаем и какими-либо официальными разъяснениями, применимыми к такой ситуации.
Однако, как следует из разъяснений Минфина России (письма от 22.12.2008 N 03-03-06/2/176, от 01.07.2005 N 03-03-04/1/37) о признании в целях налогообложения прибыли госпошлины, уплачиваемой при обращении с иском в арбитражный суд, расходы по ее уплате признаются единовременно в момент подачи искового заявления в суд, то есть в момент обращения за совершением юридически значимых действий.
В этой связи считаем, что по аналогии с приведенными разъяснениями и с учетом общего правила признания расходов при методе начисления (абзац первый п. 1 ст. 272 НК РФ) расходы по уплате пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, должны признаваться в том отчетном (налоговом) периоде, когда организация обратилась (подала заявление) за совершением этих юридически значимых действии.
Данный вывод косвенно подтверждается тем, что, в соответствии пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ государственная пошлина может быть возвращена в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие. То есть до момента обращения в уполномоченный орган, организация может отказаться от совершения в отношении ее юридически значимых действий.
Кроме того, в письмах Минфина России от 22.03.2010 N 03-05-06-03/33, от 12.03.2010 N 03-05-04-03/19, от 12.02.2010 N 03-05-04-03/05 и др. отмечено, что размер государственной пошлины определяется на день обращения за совершением юридически значимого действия, а не на дату ее оплаты. Данное обстоятельство также косвенно указывает на то, что перечисление денежных средств в уплату государственной пошлины не следует рассматривать как дату ее начисления.
Бухгалтерский учет
Действующими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету не определен специальный порядок признания затрат в виде государственной пошлины в составе расходов организации.
При этом согласно п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Как уже было отмечено, государственная пошлина отнесена к федеральным налогам и сборам. При этом согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Такие затраты не удовлетворяет критериям признания активом организации (п.п. 7.2, 7.2.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997)). То есть полагаем, что рассматриваемая государственная пошлина может быть отнесена в состав расходов в момент ее начисления.
Кроме того, государственная пошлина за выдачу специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в общем случае уплачивается для получения возможности осуществления определенной деятельности. Следовательно, такие затраты можно рассматривать в составе расходов по обычным видам деятельности (п.п. 5, 7 ПБУ 10/99).
С учетом вышесказанного полагаем, что затраты, связанные с уплатой рассматриваемой государственной пошлины, могут быть признаны в том отчетном (налоговом) периоде, когда организация обратилась (подала заявление) за совершением этих юридически значимых действии.
В этом случае в бухгалтерском учете могут быть сформированы следующие записи:
Дебет 68, субсчет «Государственная пошлина» Кредит 51
— уплачена государственная пошлина;
на дату обращения организации за совершением юридически значимых действии
Дебет 20 (26 и др.) Кредит 68, субсчет «Государственная пошлина»
— начислена государственная пошлина.
Правомерность такого подхода косвенно подтверждается постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2009 N 05АП-1306/2009, в котором была подтверждена схема отражения в бухгалтерском учете оплаты государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера.
Напоминаем, что указанный порядок отражения расходов организации следует установить в своей учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).
Налоговый учет расходов по уплате госпошлины при обращении в суд
Практически у любой организации может возникнуть ситуация, когда споры с контрагентами приходится решать через суд. В этом случае неизбежно возникают дополнительные расходы, в том числе и по уплате государственной пошлины. О том, как правильно учесть такие расходы для целей налогообложения, рассказывается в статье.
Статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса определено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Государственная пошлина — это обязательный сбор, взимаемый с организаций и физических лиц в соответствии со ст. ст. 333.16 и 333.17 гл. 25.3 НК РФ. Основания, правила уплаты, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты госпошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Это прописано в ст. 102 АПК РФ.
Налоговым кодексом предусмотрено, что плательщиками госпошлины являются организации, обращающиеся для рассмотрения дел в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям. Кроме того, ими признаются также организации, выступающие ответчиками при рассмотрении дел в судах, и в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины (ст. 333.17 НК РФ).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ при обращении в арбитражные суды государственная пошлина уплачивается до подачи искового заявления.
Размер госпошлины зависит от характера иска (имущественный или неимущественный) и его цены. По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, размеры госпошлины и особенности ее уплаты организациями определены в ст. ст. 333.21 и 333.22 НК РФ.
Согласно ст. 110 АПК РФ организация, которая выиграла спор, может возместить свои судебные расходы за счет проигравшей стороны. Если же суд удовлетворил иск частично, судебные расходы могут быть разделены между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. При соглашении лиц, участвующих в деле, о распределении судебных расходов решением арбитражного суда указанные затраты относятся в соответствии с этим соглашением. Основанием является п. 4 ст. 110 АПК РФ.
Отражение операций по уплате госпошлины для целей налогообложения
В налоговом учете судебные расходы и арбитражные сборы, поименованные в ст. ст. 101 и 102 АПК РФ, включаются в состав внереализационных расходов (пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Если доходы и расходы учитываются методом начисления, то затраты, связанные с уплатой госпошлины при подаче иска в суд, признаются на дату начисления указанного сбора. То есть расходы по оплате госпошлины учитываются для целей налогообложения в момент их возникновения вне зависимости от даты вынесения решения судом. Это следует из положений пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ.
Если же организация использует кассовый метод, то расходы признаются после фактической уплаты госпошлины (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).
В декларации по налогу на прибыль организаций за отчетный (налоговый) период сумма внереализационных расходов в виде госпошлины отражается по строке 200 «Внереализационные расходы — всего» Приложения N 2 к листу 02 и включается в итоговую строку 040 «Внереализационные расходы» листа 02.
В бухгалтерском учете расходы, связанные с рассмотрением дел в судах, отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Основание — Инструкция по применению Плана счетов. Дело в том, что расходы по оплате госпошлины при подаче в арбитражный суд искового заявления не связаны с производством и реализацией продукции, товаров, работ, услуг. Поэтому в бухучете такие затраты признаются прочими внереализационными расходами (п. 12 ПБУ 10/99). Причем они учитываются в том отчетном периоде, в котором были произведены, независимо от времени фактической уплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Так сказано в п. 18 ПБУ 10/99.
Затраты в виде госпошлины признаются на дату принятия искового заявления к производству согласно копии определения суда, направляемой лицам, участвующим в деле. Копия направляется не позднее следующего дня после даты вынесения определения (п. п. 3 и 5 ст. 127 АПК РФ). Затраты на уплату госпошлины учитываются в сумме, указанной в платежном документе.
Пример 1. ЗАО «Северстрой» 1 сентября 2006 г. подало в арбитражный суд исковое заявление о взыскании со своего поставщика неустойки в размере 180 000 руб. за нарушение условий хозяйственного договора. В тот же день до подачи заявления ЗАО «Северстрой» уплатило госпошлину.
Сумма госпошлины была рассчитана на основании пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ. В нем сказано, что по имущественным делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при цене иска от 100 001 до 500 000 руб. размер госпошлины составляет 3500 руб. плюс 2% от суммы, превышающей 100 000 руб.
Таким образом, у ЗАО «Северстрой» размер госпошлины равен 5100 руб. [3500 руб. + (180 000 руб. — 100 000 руб.) x 2% : 100%].
В штатном расписании ЗАО «Северстрой» должность юриста не предусмотрена. Поэтому организация воспользовалась услугами стороннего адвоката. На оплату этих услуг было израсходовано 14 900 руб.
Таким образом, судебные расходы ЗАО «Северстрой» включают:
- госпошлину за подачу иска в суд — 5100 руб.;
- услуги адвоката — 14 900 руб.
ЗАО «Северстрой» учитывает доходы и расходы для целей налогообложения прибыли методом начисления.
Судебное заседание состоялось 22 сентября 2006 г. По его результатам иск организации был удовлетворен в размере 120 000 руб. Арбитражный суд постановил перечислить эту сумму на расчетный счет ЗАО «Северстрой» в течение 10 дней, а также возместить организации судебные расходы.
Сумму госпошлины и судебных издержек, подлежащую возмещению ответчиком, суд рассчитал пропорционально размеру удовлетворенных требований:
(5100 руб. + 14 900 руб.) x 120 000 руб. : 180 000 руб. = 13 333 руб.
Ответчик с решением суда согласился, и 28 сентября 2006 г. присужденные судом суммы в полном объеме поступили на расчетный счет ЗАО «Северстрой».
Бухгалтер ЗАО «Северстрой» отразил в учете эти операции следующим образом:
1 сентября 2006 г.:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по уплате государственной пошлины» Кредит 51
- 5100 руб. — перечислена сумма госпошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по уплате государственной пошлины»
- 5100 руб. — отражена сумма уплаченной госпошлины в составе внереализационных расходов;
Дебет 91-2 Кредит 76
- 14 900 руб. — учтены расходы на оплату услуг адвоката согласно заключенному договору;
22 сентября 2006 г.:
Дебет 76 Кредит 91-1
- 120 000 руб. — отражена задолженность ответчика по уплате неустойки в сумме, присужденной судом;
Дебет 76 Кредит 91-1
- 13 333 руб. — отражена задолженность ответчика по возмещению судебных расходов по решению суда;
28 сентября 2006 г.:
Дебет 51 Кредит 76
- 133 333 руб. (120 000 руб. + 13 333 руб.) — на счет ЗАО «Северстрой» поступили денежные средства от ответчика во исполнение решения арбитражного суда.
В налоговом учете бухгалтер ЗАО «Северстрой» отразил такие суммы:
- в составе внереализационных расходов — 20 000 руб. (5100 руб. + 14 900 руб.);
- в составе внереализационных доходов — 133 333 руб. (120 000 руб. + 13 333 руб.).
Возврат госпошлины из бюджета
Если производство по делу было прекращено, или заявление оставлено судом без рассмотрения, или госпошлина была излишне уплачена (взыскана), то сумма госпошлины (частично или полностью) возвращается налогоплательщику. Основанием является соответствующее указание в судебном решении.
Так, согласно п. 2 ст. 129 АПК РФ при вынесении судом определения о возвращении искового заявления арбитражный суд решает вопрос о возврате из федерального бюджета госпошлины, уплаченной истцом.
Возврат госпошлины налогоплательщику осуществляется в соответствии со ст. 78 Налогового кодекса с учетом особенностей, установленных гл. 25.3 Кодекса.
Порядок действий налогоплательщика при возврате госпошлины определен п. 3 ст. 333.40 НК РФ. В налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело, подается заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины. К заявлению прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины.
Если госпошлина подлежит возврату полностью, то вместе с названными документами представляются также подлинные платежные документы (поручения и квитанции, подтверждающие уплату госпошлины). Если же госпошлина подлежит возврату частично — копии платежных документов.
Данный порядок действует с 31 января 2006 г. в связи с вступившими в силу положениями Федерального закона от 31.12.2005 N 201-ФЗ.
Налогоплательщик имеет право на возврат госпошлины в течение трех лет с момента ее уплаты. Иными словами, соответствующее заявление нужно подать до того, как истечет этот срок.
Налоговый орган обязан вернуть сумму госпошлины в течение месяца со дня подачи налогоплательщиком заявления. В противном случае с налогового органа могут быть взысканы проценты на сумму не возвращенной в установленный срок госпошлины, рассчитанные исходя из ставки рефинансирования Банка России (п. 9 ст. 78 НК РФ).
В налоговом учете сумму возвращенной госпошлины организация включает в состав внереализационных доходов. Об этом говорится в п. 3 ст. 250 НК РФ.
Организация, использующая метод начисления, признает внереализационные доходы на основании порядка, установленного ст. 271 НК РФ. Согласно этому порядку сумма госпошлины, возвращаемая организации, отражается в составе внереализационных доходов на дату вступления в законную силу судебного решения о таком возврате.
Аналогичная позиция, касающаяся порядка учета и признания возвращенной госпошлины, изложена в Письмах Минфина России от 18.01.2005 N 03-03-01-04/2/8 и от 01.07.2005 N 03-03-04/1/37.
При кассовом методе сумма возвращаемой госпошлины признается в порядке, предусмотренном ст. 273 НК РФ, — по мере поступления средств на счет или в кассу налогоплательщика.
В декларации по налогу на прибыль организаций за отчетный (налоговый) период сумма внереализационных доходов в виде возвращенной госпошлины отражается по строке 100 «Внереализационные доходы — всего» Приложения N 1 к листу 02 и соответственно включается в итоговую строку 020 «Внереализационные доходы» листа 02.
Пример 2. ЗАО «Атон» подало в арбитражный суд исковое заявление о взыскании со своего поставщика неустойки в размере 100 000 руб. за нарушение условий хозяйственного договора. В тот же день до подачи заявления ЗАО «Атон» уплатило госпошлину.
Сумма госпошлины была рассчитана согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ. В нем указано, что по имущественным делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при цене иска от 50 001 до 100 000 руб. размер пошлины составляет 2000 руб. плюс 3% от суммы, превышающей 50 000 руб.
Таким образом, сумма госпошлины, уплачиваемой ЗАО «Атон», составила 3500 руб. [2000 руб. + (100 000 руб. — 50 000 руб.) x 3% : 100%].
Однако при рассмотрении дела в суде первой инстанции до принятия судебного решения истец (ЗАО «Атон») уменьшил сумму исковых требований до 60 000 руб. Арбитражный суд признал это не противоречащим закону и не нарушающим права других лиц.
При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной госпошлины подлежит возврату. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ госпошлина подлежит возврату частично или полностью в случае ее уплаты в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 Кодекса.
Сумма госпошлины, рассчитанной исходя из новой цены иска, составила 2300 руб. [2000 руб. + (60 000 руб. — 50 000 руб.) x 3% : 100%].
Таким образом, на дату подачи искового заявления об уменьшении размера исковых требований истцу должно быть возвращено 1200 руб. (3500 руб. — 2300 руб.).
Как уже отмечалось, возврат излишне уплаченной суммы госпошлины производится по заявлению налогоплательщика (истца) в налоговый орган. К заявлению прилагаются соответствующие определения (решения) суда и платежные документы, поименованные в п. 3 ст. 333.40 НК РФ, которые подтверждают факт уплаты госпошлины.
Предположим, что ЗАО «Атон» проиграло суд и судебные расходы ему возмещены не были. В этом случае бухгалтер организации должен сделать в учете такие проводки:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по уплате государственной пошлины» Кредит 51
- 3500 руб. — перечислена госпошлина за рассмотрение дела в арбитражном суде;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по уплате государственной пошлины»
- 3500 руб. — сумма уплаченной госпошлины отражена в составе внереализационных расходов;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по уплате государственной пошлины» Кредит 91-1
- 1200 руб. — отражена задолженность налогового органа по возврату госпошлины (на дату подачи соответствующего заявления);
Дебет 51 кредит 68 субсчет «Расчеты по уплате государственной пошлины»