Как правильно заполнить поле КБК в платежке
КБК — это специальный цифровой код, который обозначает статью бюджета, в которую уйдут деньги. Код бюджетной классификации обязательно указывается в платежных документах. Рассказали, что такое КБК в платежке и как правильно заполнить это поле в 2020 году.
Значение и роль КБК в системе бюджетного регулирования
Применение кодов бюджетной классификации КБК осуществляется на основании указаний, утвержденных Приказом Минфина от 08.06.2018 № 132н. Указания устанавливают структуру, принципы назначения, общие требования к порядку формирования и применения КБК и являются обязательными для всех.
Указания содержат бюджетную классификацию доходов, расходов и источников финансирования различных бюджетов Российской Федерации, которая используется для ведения бюджетного учета, формирования бюджетной и иной отчетности и включает в себя классификацию:
- доходов бюджетов;
- расходов бюджетов;
- источников финансирования дефицитов бюджетов.
Коды операций сектора государственного управления закреплены в Приказе Минфина № 209н от 29.11.2017.
Доходы бюджетов пополняются в том числе за счет налогов и приравненных к ним платежей. Они весьма разнообразны, но каждому присваивается свой отдельный код бюджетной классификации, причем первые три цифры кода указывают на администратора платежа. Наиболее распространенный код администратора — 182, код ФНС РФ.
КБК в платежке в 2020 году
То, что для бюджета является доходом, для налогоплательщиков — оплата в государственную казну налогов и приравненных к ним платежей и страховых взносов (кроме «на травматизм»). Поэтому каждый из них вначале поступает на счета территориального органа Федерального казначейства и классифицируется там на основании КБК.
Для любого налогоплательщика или налогового агента, независимо от его организационно-правовой формы, очень важно правильно оформить платежку, так как ошибки, например неверное заполнение этого поля в платежном поручении, могут привести к тому, что деньги зачислят «не по адресу». Федеральное казначейство может отнести его в разряд «невыясненных». А значит, у плательщика образуется неоплаченное обязательство перед государством, т. е. непогашенная недоимка, пени, штрафы и прочие санкции со стороны государства, в данном случае перед администратором платежей. Этого можно избежать, если верно указывать код бюджетной классификации.
Приказ № 245н от 30.11.2018, который внес изменения в действующие указания по применению КБК, содержит новые коды бюджетной классификации:
- акцизы. Введены новые коды бюджетной классификации на темное судовое топливо, нефтяное сырье для переработки, госпошлины за выдачу акцизных марок и прочее;
- новый КБК для единого налога для физлиц на профессиональный доход, сбор введен для самозанятых граждан;
- коды для уплаты налогов на дополнительные доходы от добычи углеводородного сырья, исчисляемого по нормам ст. 333.45 НК РФ.
Как корректно указать КБК в расчетных документах
Форма платежного поручения и порядок заполнения на перечисление обязательных платежей в бюджет утверждены Указанием ЦБ РФ от 03.03.2003 № 1256-У, а правила заполнения — МНС РФ от 03.03.2003 № БГ-3-10/98. В 2020 году применяются формы платежного поручения, закрепленные Положением ЦБ РФ № 383-П и Приказом Минфина от 12.11.2013 № 107н.
Каждое поле поручения имеет свой код, с помощью которого ЦБ и Минфин устанавливают правила заполнения реквизитов. Например, поле 101 предназначено для статуса плательщика.
Пример заполнения поля 104 в расчетных документах
Рассмотрим несколько примеров заполнения поля 104 в платежном поручении налогоплательщика, плательщика взносов.
Страховые взносы
С 01.01.2017 все взносы по обязательному страхованию работников, кроме взносов «на травматизм», необходимо перечислять в ФНС. Для удобства плательщиков на сайте ФНС размещена информация, какой КБК указывать по платежу в бюджет. Для оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (20%) за июнь используем 182 1 02 02010 06 1010 160.
Реквизиты платежного поручения на ОПС (20%) за июнь 2020 г.:
- поле 104 — код бюджетной классификации, например, страхового взноса на обязательное пенсионное страхование;
- поле 105 — ОКТМО, код территории по общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту учета налогоплательщика (налогового агента);
- поле 106 — для текущих платежей указывается код ТП (текущего года);
- поле 107 — значение показателя налогового периода; может принимать соответствующее значение периода: МС — месячные платежи;
- поле 108 — номер документа, в данном случае ставится «0»;
- поле 109 — дата документа, в данном случае ставится «0»;
- поле 110 — тип платежа, не заполняется;
- поле 24 — назначение, в данном случае указывается номер страхователя в ПФР РФ.
Налог на прибыль организаций
Иногда бывает необходимо один налог распределить по соответствующим ставкам по разным уровням бюджета: в федеральный и региональный, например, на прибыль.
Предположим, необходимо заплатить в 2020 г. налог в сумме 20 000,00 руб. (налогооблагаемая база составила 100 000,00 руб.).
Для этого необходимо сформировать два платежных поручения:
- в федеральный бюджет сумма составит 3% — 3000,00 руб.;
- в бюджет субъекта РФ — 17%, то есть 17 000,00 руб. в примере.
Для каждого уровня бюджета определен свой код бюджетной классификации:
- в федеральный бюджет — 182 1 01 01011 01 1000 110;
- в бюджет субъекта РФ — 182 1 01 01012 02 1000 110.
Код поля 104 поручения для федерального бюджета будет содержать соответствующий шифр.
Для регионального он будет другим.
Актуальные коды для налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по облигациям российских компаний, выпущенных в период 01.01.2017-31.12.2021.
Уплата налога физическим лицом
Любой гражданин (плательщик) вынужден разбираться в КБК. Это потребуется для уплаты таких налогов, как земельный налог, налог на имущество физических лиц.
Основанием для уплаты является налоговое уведомление, направленное налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ). Тем не менее, каждый плательщик должен проверить, правильно ли указаны реквизиты, в том числе код бюджетной классификации.
В платежке неверно указан КБК: что делать
Обратимся к п. 7 ст. 45 НК РФ. Если обнаружена ошибка в оформлении документа на перечисление налога или другого обязательного платежа в бюджетную систему, но при этом не образовалось долга по этому налогу, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление в свободной форме о том, что допущена ошибка. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие уплату налога (т. е. перечисление на счета Федерального казначейства), с просьбой уточнить реквизиты указанного платежа: его основание, тип и принадлежность, налоговый период или статус плательщика. Подробно мы писали об этом в статье о том, как зачесть или вернуть переплату по налогам.
Так как КБК относится к группе реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа, то при обнаружении ошибочно указанного КБК в поручении на перечисление налога плательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении принадлежности платежа. Эта позиция неоднократно высказывалась Минфином (например, Письмо от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145), ФНС (например, Письмо от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@), а также Арбитражным судом в Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 04.12.2014 № А53-7943/2013.
20 вариантов ошибиться в КБК
ОКТМО, УИН, КПП, РСВ — хорошего бухгалтера таким не удивишь. Но для человека, далёкого от этой сферы, подобный набор букв иногда даже выговорить сложно. Они могут казаться несуразными или забавными, но у каждой есть своя особая роль в этом огромном механизме. Сегодня мы расскажем про КБК — три загадочные буквы, без которых не обходится ни одно платёжное поручение в бюджет государства.
Код бюджетной классификации (КБК) — связующее звено между налогоплательщиком и государством. Именно с его помощью деньги попадают в нужную «ячейку» государственного бюджета, исключая из процесса путаницу.
Недооценить важность КБК сложно: одна ошибка, и деньги попадут в неверный бюджет, либо вообще до него не дойдут. Во втором случае платёж отнесут к невыясненным, и он просто «зависнет», не попав по назначению. В обоих вариантах контролирующий орган посчитает, что оплата не была произведена, и начнёт ежедневно начислять пени.
Чтобы этого не произошло, важно понимать, зачем нужен код, где используется и как правильно его заполнить. Ошибка в КБК — это не только денежные траты. Дополнительная головная боль, стресс, потеря времени и сил при этом неизбежны. А если ситуацию запустить, возможна и блокировка расчётного счёта.
Разбор КБК для ИП, юридических и физических лиц
По структуре КБК — это большая матрёшка.
В нём есть 3 главных кода, которые делятся на различные группы и подгруппы. Количество чисел, их порядок и значение определяются приказами Министерства финансов, поэтому лирики или самодеятельности быть не должно.
Объясним его структуру в 2 раза короче, чем в приказах, избегая лишних канцеляризмов:
• 1-3 — Код главного администратора доходов бюджета;
• 4-13 — Код вида доходов бюджетов;
• 14-20 — Код подвида доходов бюджетов.
Код главного администратора доходов бюджета
Самый безобидный из всех: состоит всего из трёх цифр, а список администраторов и присвоенные им коды чётко прописаны в Приложении 6 к Федеральному закону № 459-ФЗ от 29.11.2018 г.
Главный администратор — это кто?
Это министерства и федеральные службы, которые формируют бюджет государства и активно в нём участвуют. К администраторам относятся, например, Министерство здравоохранения (код 056), Федеральная таможенная служба (153), Центральный банк (999) — всего их больше 80. 182 в нашем примере — это Федеральная налоговая служба.
Код вида доходов бюджетов
Он самый объёмный по наполнению и вариативности, так как включает группы, подгруппы, статьи и подстатьи.
Группы и подгруппы в приказе не разделены и прописаны единым числом: 100 — налоговые и неналоговые доходы; 200 — безвозмездные поступления.
Конечно, всё не может быть так просто, поэтому список есть и для групп:
• 101 — налоги на прибыль, доходы;
• 102 — страховые взносы на обязательное социальное страхование;
• 108 — государственная пошлина;
• 201 — безвозмездные поступления от нерезидентов.
Статьи и подстатьи в самом приказе, в отличие от групп, не представлены. В тексте есть лишь незаметная отсылка к Приложению, где прописаны все виды доходов в бюджет и коды к ним. Их задача — указать максимально конкретное назначение оплаты.
К примеру, коды по страховым взносам делятся на выплату страховой пенсии и накопительной, страхование от несчастных случаев на производстве и на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством. Вариантов много, у некоторых подстатей есть разбивка даже по годам.
Завершает цепочку элемент доходов. Он похож на код главного администратора, но прописывает именно уровень бюджета, в который поступит оплата.
Разброс кодов здесь от 01 до 14: 01 — федеральный бюджет, 06 — бюджет Пенсионного фонда, 07 — бюджет Фонда социального страхования.
Код подвида доходов бюджетов
Заключительный элемент в структуре КБК также делится на группы, но всего на две: группа подвида доходов и аналитическая группа.
Группа подвида определяет в каком статусе находится платёжное обязательство: недоимки, пени или штрафы. Коды варьируются от 1000 до 7000. Код 0000 ставится только если в разрядах 4-6 стоит код 116.
У аналитической группы есть два основных варианта кодов: 100 — доходы; 400 — выбытие нефинансовых активов. В нашем примере 160 — это страховые взносы на обязательное социальное страхование.
Какие особенности есть у КБК?
КБК вещь очень непостоянная. Законы и приказы, в которых есть актуальная информация, меняются ежегодно, а порой и чаще. В интернете полно несвежих данных, поэтому при работе с кодами нужно с особой внимательностью выбирать источники. В Кнопке мы всегда отслеживаем такие изменения, поэтому, если вы не готовы листать бесконечные страницы приказов, или есть страх ошибиться, можете доверить отправку отчётов и подготовку платёжных поручений с заполнением КБК нам.
Помните, что при смене КБК старые становятся недействительны. Это особенно важно, если планируется оплата налога за прошлый период, когда действовали другие коды. Указывать нужно те, что актуальны сейчас.
Код классификации бюджета един на всей территории России и не меняется в зависимости от региона. И на том спасибо
С 2020 по 2021 год они не претерпели серьёзных изменений, был лишь расширен их список: ввели новые КБК для административных штрафов и тех, что указаны в первой части Налогового кодекса РФ.
Указали неверный КБК. Что делать?
Если такое всё же произошло, необходимо составить письмо на уточнение платежа. Повторный платёж при этом делать не надо.
Кнопка отправляет все письма электронно без дополнительных действий с вашей стороны. Если у вас не настроено удалённое общение с налоговой, то заявление в ИФНС отправляется в бумажном варианте, составить его нужно самостоятельно.
Установленной формы у заявления нет, но их нужно написать два: один остаётся в ИФНС, а на втором сотрудники налоговой ставят отметку о принятии, его вы забираете себе.
Налоговый орган рассматривает письмо и принимает решение в течение 10 дней. Рассказать об итогах ИФНС должна за 5 дней. После процедуры закажите справку о состоянии расчётов с бюджетом, где точно будет видно, числится ли у организации долг или переплата.
Как уточнить невыясненный платеж? С 1 декабря новые правила работы налоговиков, если в платежке ошибки
Уточнить свои налоговые платежи можно по правилам, прописанным в ст. 45 НК РФ. Так, данной нормой установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджет, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
С 01.12.2017 вступает в силу Приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами (далее – Порядок).
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик (в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ, в установленный законодательством срок. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом в его адрес требования об уплате налога.
Об исполнении и неисполнении обязанности по уплате налога
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога заполняется в соответствии с правилами, установленными Положением о правилах осуществления перевода денежных средств.
Подпунктом 4 п. 4 ст. 45 НК РФ установлен ряд случаев, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. К ним, в частности, относится неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога:
– номера счета Федерального казначейства;
– наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджет.
При этом если в платежном поручении неправильно указан КБК или статус плательщика налога, это не является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03‑02‑07/1/2145, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@).
Таким образом, если ошибка налогоплательщика не привела к неуплате налога, то он вправе уточнить свой платеж. Процедура уточнения невыясненного платежа прописана в п. 7 ст. 45 НК РФ.
Как работают налоговики с невыясненными платежами?
– платежи по расчетным документам, в полях которых не указана (неверно указана) информация налогоплательщиком (либо банком при формировании электронного платежного документа);
– платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.
Вся информация о работе с невыясненными платежами собирается в ведомости невыясненных поступлений. В ней налоговики отражают:
– платежи, отнесенные казначейством на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений;
– платежи, оформленные налогоплательщиками с нарушением Правил № 107н, что привело к невозможности отражения их в карточках расчетов с бюджетом либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;
– платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы для отражения в карточках конкретных налогоплательщиков;
– платежи, по которым у налогоплательщиков не открыты карточки расчетов с бюджетом.
Хотите уточнить платеж? Сообщите об этом в ИФНС!
Документ, переданный налоговикам, должен содержать обращение с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить подтверждающие произведенный платеж документы.
Обратная связь с налоговиками
Форма соответствующего информационного сообщения представлена в приложении 2 к Порядку. В сообщении контролеры укажут, что поручение на перечисление налога оформлено с нарушением установленных Правилами № 107н требований, при этом будет названо конкретное произведенное налогоплательщиком нарушение. Нарушения могут быть следующего характера:
– отсутствие либо указание несуществующего (неверного) КБК, кода ОКТМО;
– не указан (неверно указан) ИНН плательщика;
– несоответствие ИНН наименованию плательщика;
– отсутствие либо неверное указание КПП плательщика;
– указание несуществующего (неверного) ИНН получателя;
– отсутствует, указан несуществующий (неверный) КПП получателя;
– налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе;
– уплата налога производится за третьих лиц;
– отсутствие либо неверное указание основания платежа или номера счета получателя и его наименования;
– отсутствие открытой карточки расчета с бюджетом налогоплательщика;
отсутствие либо неверное указание статуса плательщика, налогового периода.
После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога плательщик представляет в инспекцию заявление о необходимости данного уточнения.
При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговый орган в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносит соответствующее решение (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-1/731@).
К сведению
В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронного платежного документа, налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком вправе сделать запрос в данное кредитное учреждение с целью получения копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.
Порядок проведения сверки регламентирован п. 3 Приказа ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».
Итог взаимодействия с ИНФС по невыясненным платежам
О принятом решении об уточнении платежа налогоплательщика уведомят в течение пяти дней после принятия данного решения.
Уточнение реквизитов на уплату страховых взносов
Во-первых, уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится в том случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Это закреплено в п. 9 ст. 45 НК РФ.
Во-вторых, порядок уточнения реквизитов в платежных документах зависит от даты совершения платежа.
Если платеж совершен за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в ПФР (до передачи администрирования страховых взносов ФНС), то заявление об уточнении реквизитов необходимо представить в отделение ПФР.
ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит его и вынесет соответствующее решение, которое направит в ИФНС. Одновременно с данным решением осуществляется и передача суммы пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанной по состоянию на 01.01.2017. На основании полученных от ПФР сведений налоговики отразят решение и сумму пени в лицевом счете плательщика.
Если же денежные средства поступили после 01.01.2017, то заявление должно быть подано в налоговую инспекцию. Контролеры в таком случае направляют в ПФР запрос с приложением копий заявления плательщика и платежного документа.
ПФР в течение пяти рабочих дней рассмотрит заявление и направит в инспекцию сообщение о возможности (или об отсутствии таковой) проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов. А ИНФС на основании данного сообщения примет решение об уточнении платежа. Пересчет пеней при этом будет осуществлен налоговиками в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.
Налоговое законодательство наделяет налогоплательщиков правом уточнить в ИФНС свои ошибочные налоговые платежи (как и платежи по страховым взносам), выставляя при этом одно условие: ошибка в оформлении платежного документа на перечисление налога (страховых взносов) не должна повлечь неперечисления денежных средств в бюджет.
С 01.12.2017 вступает в силу Приказ Минфина России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579@, которым утвержден порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами. С указанной даты контролеры во взаимодействии с налогоплательщиками будут руководствоваться положениями данного документа.
Помимо этого, в целях правильного заполнения расчетных документов ФНС планирует проводить масштабную работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для заполнения полей платежных документов, путем размещения соответствующей информации на стендах в территориальных налоговых органах. Сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства можно получить в ИФНС и при постановке на учет (п. 6 ст. 32 НК РФ). Также напомним, что на сайте высшего налогового ведомства можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.
Что делать, если при перечислении налога в бюджет был указан неверный КБК?
У организации-налогоплательщика произошла ситуация, когда при перечислении НДФЛ в платежном поручении в графе КБК ошибочно был указан код, предназначенный для уплаты страховых взносов.
В этой ситуации налоговая инспекция выступила с позицией, что подлежащая уплате сумма налога не поступила на соответствующий счет в бюджете. А значит, у ФНС имеются все основания для привлечения организации к ответственности. Был выписан штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.
Инспекторы налоговой службы даже не приняли во внимание тот факт, что организация уже на следующий день после совершения ошибочного платежа обратилась в ведомство с заявлением на уточнение.
Мнение судей по данному делу
Дело рассматривалось в трех судах. Все они были единогласны в том, что решение налоговой инспекции о взыскании штрафа является необоснованным. Применить к организации штрафные санкции можно в случаях, если в платежном поручении неверно указан расчетный счет Федерального казначейства и наименование банка, поскольку некорректность этих данных приведет в отказе в совершении платежа, а значит налог будет считаться не перечисленным.
Если же допущенные организацией в платежном поручении ошибки не повлекли за собой не зачисление суммы налога на расчетный счет казначейства в бюджетной системе РФ, то плательщик имеет право уточнить неправильно указанные сведения в платежном поручении.
Из этого следует, что код бюджетной классификации не является решающим фактором при зачислении денежных средств в пользу бюджета РФ. Налогоплательщик имеет право на уточнение ранее совершенного платежа, если сумма успешно дошла до счета казначейства, при этом совершенно неважно, на какой уровень бюджета произошло фактическое зачисление средств. Судьи связывают это с тем, что бюджет РФ является совокупным и состоит из множества уровней прочих бюджетов.
В случае ошибки в КБК сумма уплаченного налога все-таки поступила в бюджет, неважно какого уровня, обязанность по уплате считается выполненной. А налогоплательщик имеет возможность подать заявление на уточнение данных в платежном поручении.
Стоит отметить, что суд ссылался на ст. 45 НК РФ, действие которой прекратилось 1 января 2019 года. В настоящее время организация-налогоплательщик имеет возможность уточнить платежное поручение, даже если допустила ошибку в реквизитах органа Федерального казначейства.
Эксперты рекомендуют заполнять платежные поручения с помощью автоматизированных программ. Можно сформировать платежку в сервисе Контур.Экстерн непосредственно при сдаче отчетности. Если систематически прибегать к использованию программ, то риск совершения ошибок становится минимальным. В Контур.Экстерне проходят своевременно обновления, которые в автоматическом режиме вносят все изменения в реквизиты получателя, актуальные КБК, номера счетов управлений Федерального казначейства, коды для статуса плательщика. Соответственно данные в платежном поручении всегда будут актуальными.