Установление режима труда и отдыха водителей автобуса в 2019 году
В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.
- • характер автобусного маршрута — внутригородской или междугородный;
- • дальность автобусного маршрута;
- • режим учета рабочего времени, применяемый на предприятии;
- • другие факторы.
В большинстве случаев водители автобусов трудятся в режиме нормальной рабочей недели, которая предполагает пять восьмичасовых смен общей продолжительностью 40 часов. Для видов работ, которые невозможно уложить в указанный график, может быть установлен суммированный учет рабочего времени. Максимальная продолжительность учетного периода составляет шесть месяцев — она устанавливается для курортных территорий с выраженной сезонностью. При суммированном учете продолжительность одной смены может достигать десяти часов, а в исключительных случаях — 12 часов.
Водители автобусов – это рабочие, труд которых имеет свои специфические особенности. Дополнительное напряжение связано с тем, что водитель управляет транспортным средством, несущим потенциальную опасность. Водитель постоянно страдает от воздействия окружающей среды. Самый опасный фактор – напряжение, как физическое, так и ментальное.
Руководитель отвечает за составление соответствующего графика. Документ составляется ежемесячно, отдельно для каждой из созданных смен. Иногда требуется отдельное оформление дней. Работодатель отвечает в данном случае за установку:
• момента, когда выполнение обязанностей начинается ;
• конечного пункта и времени;
• смены в зависимости от ее длительности;
• перерыва, когда водители просто отдыхают, питаются;
• отдыха за каждый день и каждую неделю.
Составляя графики, надо учитывать, в каком режиме работает организация в целом. В качестве основы берут учет времени по ежедневной либо суммированной схеме. Отдельное задание формируется для тех, кого отправляют в дальние рейсы.
О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ ВОДИТЕЛЕЙ
Главное, чтобы режим соответствовал нормам, установленным в законодательстве. Министерство Транспорта выпустило отдельное положение в 2004 году, которое отвечает за регулирование большинства вопросов данной сферы. Данное положение действует по отношению к любым водителям.
В тексте Положения дается определение рабочему времени – это отрезок дня, на протяжении которого водители справляются со своими прямыми обязанностями, указанными в исходном трудовом договоре. Кроме того, отдельные пункты по должности можно описать в графике работы и внутреннем распорядке, принятом в той или иной организации. В Положении есть описание не только основного времени, но и других режимов, особенностей:
1. Присутствие в автобусе, но не управление им. Обычно это происходит, когда в смену или рейс отправляют сразу двоих людей.
2. Охраны груза и пассажиров во время продолжительных стоянок.
3. Проведение работ, связанных с устранением неисправностей, возникших в настоящее время, и с регулировкой. В учет идут только моменты, когда не требуется полностью разбирать какой-либо механизм.
4. Простои, в которых водитель лично не виноват.
5. Остановки там, где происходит посадка пассажиров или высадка.
6. Осмотры медиками, когда путешествие начинается или заканчивается.
7. Дополнительная работа, либо на протяжении поездки, либо после окончания.
8. Перерывы на отдых, как в конечных пунктах, так и по ходу движения.
Максимально допустимая нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов еженедельно. Каждый день человек может управлять автомобилем непрерывно не более 9 часов. Смена сокращается лишь в том случае, если везут что-то крупногабаритное или опасное.
Время может учитываться суммировано, если конкретная категория водителей не допускает применения общих и стандартных правил. В этом случае 30 дней – оптимальная продолжительность периода отчетности. При этом допустимо увеличение смен каждый день до 10 часов. Но это можно делать не чаще, чем два раза в неделю. Главное, чтобы в сумме водитель непрерывно управлял автомобилем не более 90 часов.
12-часовые смены могут быть законно введены для тех, кто работает на пригородных и городских маршрутах, отправляемых регулярно. Такое решение работодателя будет законным. Руководитель и сам должен учитывать данные особенности, составляя документ. Для каждого водителя обязательно посменное либо дневное оформление документов. До сведения самих работников документы доводятся максимум за месяц до того, как они вступят в силу.
Допустимо также проведение водителями, так называемой, сверхурочной работы. Но учет суммированного типа предполагает введение смен не больше 12 часов за исключением случаев, на которые прямо указывает законодательство:
• Выполнение обязанностей, с которыми нельзя справиться раньше обозначенного времени по тем или иным причинам, и если отказ от работы может привести к порче имущества, либо нанесению других видов вреда.
• Если необходимо продолжить делать то, что должен был решить другой работник, не явившийся на свою смену.
Но руководитель должен сделать все возможное, чтобы сменные сотрудники все равно менялись настолько часто, насколько это возможно.
О ВРЕМЕНИ ОТДЫХА
За всю рабочую неделю перерыв должен составлять не менее 42 часов. Но в каждом конкретном случае условия назначаются индивидуально, с учетом мнения представителей профсоюза. При этом руководитель и работник должны прийти к соглашению друг с другом.
Статья 11 ТК РФ говорит о том, что каждый работник имеет право на получение выходного. Если неделя пятидневная, то выходных дня будет два. При шестидневной обязательно наличие хотя бы одного выходного. Если же применяется суммированный учет, то время отдыха устанавливается индивидуально. Главное, чтобы выходных было не меньше, чем полных недель в месяце. Чтобы привлечь водителя к работе в выходной, необходимо оформить отдельный приказ, и получить отдельное согласие от второй стороны.
Не стоит оставлять в стороне отпуск каждый год, оплачиваемый руководством. В таком случае опираются на общие законодательные нормы, и дают стандартные 18 дней на отдых, не меньше. Условия работы многих водителей вредны и опасны, что способствует появлению права на дополнительное время отдыха.
О НЕНОРМИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ДНЯХ
40-часовая рабочая неделя является нормой в большинстве профессий. Это касается любых категорий сотрудников, в том числе тех, кто управляет автобусами.
Пятидневная неделя предполагает использование восьмичасовых смен, а шестидневная – семичасовых. Но в любом правиле есть исключения. Ненормированные рабочие дни тоже возможны при крайней необходимости. Режим устанавливается на основе данных о нормальной продолжительности рабочей недели. Отдых за каждую неделю оформляется при опоре на общие положения.
Часто в ненормированном режиме трудятся личные водители. Их руководители забывают о том, что такое поведение возможно, но без систематичности, и решения подобного вида принимаются только время от времени. Кроме того, важно наличие серьезных причин, обусловленных производственными условиями.
Условие по ненормированному дню может содержаться в самом трудовом договоре. Локальный нормативный акт организации вообще отдельно должен перечислять тех, для кого такие дни возможны.
К дополнительным обязанностям водителей с ненормированным графиком можно привлекать как до начала работы, так и после ее окончания. В данном режиме согласия от второй стороны не требуется. Такие сотрудники появляются на своем месте в то же время, что и остальные, и покидают место не раньше момента окончания выполнения обязанностей. На них распространяются отдельные правила, указанные в локальных актах.
Если ненормированные рабочие дни стали систематическими, то проверяющие органы могут рассматривать их в качестве сверхурочной работы. За что положены дополнительные виды компенсаций. Такие работники могут рассчитывать и на получение дополнительного оплачиваемого отпуска каждый год.
О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ СУММИРОВАННОГО УЧЕТА
Основание для применения именно суммированного учета – невозможность использовать стандартный график, предназначенный для представителей той или иной профессии. Чаще всего в таких ситуациях устанавливают учетные периоды, равные одному месяцу.
Правила внутреннего трудового распорядка регулируют саму организацию суммированного учета времени на том или ином предприятии. Эти правила устанавливаются лично руководителем. Это делается при утверждении коллективного трудового соглашения, либо с обязательным учетом мнения представителей профсоюзного органа. Во внутреннем распорядке надо обязательно написать о причине, по которой организован именно суммированный учет времени.
Обязательно сообщить о том, какова длительность учетного периода. Учетные периоды могут составлять до полугода, если речь идет о работах, выполняемых сезонно.
Сотрудников надо обязательно ознакомить с внутренними правилами, когда их принимают на предприятие, работающее по суммированному учету. Иногда суммированный учет становится индивидуальным. Это значит, что он действует не для всех, а для определенных категорий сотрудников.
О ДРУГИХ ОСОБЕННОСТЯХ ОФОРМЛЕНИЯ СУММИРОВАННОГО УЧЕТА
Приказ руководителя нужен для того, чтобы отдельно установить график сменности. Недопустимо, когда рабочий день по продолжительности нарушает норму, установленную в том или ином направлении. При этом недопустима ситуация, когда один и тот же работник трудится на протяжении двух смен подряд.
График сменности формируется с использованием формы, которая применяется для табеля учета рабочего времени. Речь идет об унифицированных формах Т-12 или Т-13.
В этих документах есть графы, которые обозначаются цифрами с 1 до 6. К ним в случае с водителями надо добавить еще одну, в которой каждый сотрудник подписывается. Так они будут подтверждать, что ознакомлены с правилами и с самими документами.
Если режим сменный, то время отдыха чаще представляется с так называемым скользящим графиком. Предполагается установка следующих параметров при использовании суммированного учета:
1. График работы.
2. Норма рабочих часов в учетном периоде.
3. Продолжительность учетного периода.
Когда учет проводится именно суммировано, сверхурочную работу определяют в зависимости от часов, которые выходят за пределы периода отчетности. Если же режим обычный, считается, что сверхурочное время – это выполнение дополнительных обязанностей за пределами обычного графика по инициативе руководителя.
О ЕЖЕДНЕВНОМ УЧЕТЕ И РАЗДЕЛЕНИИ
Такая схема предполагает, что водитель работает стандартное время, равное 40 часам за одну неделю. Правила стандартные, и выше уже не раз описывались. Оформление проводится с использованием унифицированных форм.
Некоторые водители имеют рабочее время, разделенное по двум частям. При этом должно пройти не более пяти часов после начала обычного выполнения обязанностей, до назначения отдыха. Максимум перерыв может длиться три часа. Отдых и питание в этот срок не входят.
Законодательство говорит, что при работе, связанной с управлением транспортными средствами, совместительство становится недопустимой схемой. Зато некоторым водителям можно устанавливать ненормированные рабочие дни. Обязательно учитывать мнение тех, кто представляет профсоюзный выборный орган. Работодатели должны только обеспечивать безопасные условия труда, которые не оказывают дополнительного негативного влияния на жизнь и здоровье подчиненных.
Требования к водителю автобуса
После приобретения автобуса(ов) его владелец, скорее всего, столкнется с необходимостью поиска квалифицированных водителей. Процесс подбора подходящего исполнителя упрощает специально разработанный перечень требований, которому должен соответствовать водитель, управляющий пассажирским транспортом.
Обязательные требования, предъявляемые к водителям автобусов при их приеме на работу
Какая категория прав требуется для управления автобусом
Работать водителем этого ТС может только водитель с правами категории D.
Требование для водителей автотранспорта, перевозящего детей, – из последних 3-х лет один год непрерывно он должен проработать на автотранспорте, для управления которого требуется категория D, не совершать правонарушений в области дорожного движения, предусматривающих штраф или админарест. Уплата штрафа положение дел не меняет – к перевозке детей такое лицо не допустят. Стаж должен быть подтвержден трудовой книжкой или трудовыми договорами. К водителям, которые не будут управлять школьными автобусами, такие требования к стажу не предъявляются.
Существует так называемая «укороченная» версия категории D – категория D1, которая позволяет водить пассажирские транспортные средства с количеством мест для сиденья (включая водительское кресло) – до 16.
С какого возраста разрешено управлять автобусами
Управление пассажирскими автобусами разрешено с 21 года. Верхнего ограничения по возрасту для вождения автобуса не существует. Единственным ограничением является состояние здоровья.
Какие документы необходимы
При поступлении на работу необходимы следующие документы:
- Паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
- Трудовая книжка. Потребуется за исключением случаев, когда человек устраивается на работу впервые или станет водителем по совместительству.
- Страховое свидетельство по обязательному пенсионному страхованию. При первом заключении трудового договора получением страхового свидетельства занимается наниматель.
- Военный билет для военнообязанных или приписное свидетельство к определенному призывному участку (для призывников).
- Документы, подтверждающие образование и квалификацию.
Перед заключением договора работодатель должен направить будущего работника на прохождение медкомиссии в лицензированное медучреждение, в результате которого будет получена медицинская справка по форме №003-В/У. Расходы в этом случае оплачивает работодатель. Для водителя-перевозчика детей понадобится медицинская книжка ЛМК.
Дополнительные требования к водителям пассажирских автобусов
Работодатель может попросить соискателя заполнить анкету. Разрешенные пункты:
- Указание персональных данных, сведений об образовании и квалификации, опыте работы водителем.
- Знание иностранных языков, необходимых при работе на международных туристических маршрутах или при перевозках иностранных туристов.
- Данные о семейном положении.
- Желаемая зарплата и дополнительные бонусы, которые хочет получить претендент.
- Справка об отсутствии судимости.
- Наличие водительской карты для тахографа, контролирующего режим труда и отдыха, если таковой используется. В 2020 году обязательная установка тахографов на автобусы была отменена, но в будущем этими устройствами будут оснащены все транспортные средства, используемые для регулярных и нерегулярных пассажирских перевозок.
Сведения, которые соискатель на вакансию имеет право не предоставлять:
- национальность;
- вероисповедание;
- информация о родителях;
- материальное положение.
Какими качествами должен обладать водитель автобуса
В соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными Приказом Министерства Транспорта России № 287 от 28.09.2015, водитель автобуса, помимо стандартных условий, предъявляемых к перевозчикам категорий В и ВЕ, должен знать:
- особенности законодательства РФ в областях автобусных перевозок пассажиров;
- законодательные акты в отношении обязательного страхования ответственности водителя за причинение вреда имуществу, здоровью и жизни пассажиров.
Навыки, которыми должен обладать водитель пассажирского автобуса:
- умение проверять исправность ТС перед поездкой и после нее;
- обеспечение безопасной посадки, транспортировки и высадки пассажиров;
- использование в работе тахографов.
Советы при приеме водителя на работу
Помимо стандартных процедур, работодатель может провести устное или письменное тестирование, в течение которого проверяются знания:
- правил дорожного движения;
- техники безопасности;
- особенностей законодательства в области пассажироперевозок автобусами;
- технической базы транспортного средства.
Работодатель может провести собеседование совместно с квалифицированным психологом, который проверит наличие у соискателя таких важных личностных качеств, как аккуратность, внимательность, наблюдательность, хорошая реакция и способность мгновенно оценивать ситуацию и принимать оптимальные решения, стрессоустойчивость.
Даже если водитель предоставил медицинскую справку, рекомендуется перепроверить состояние его здоровья отправкой на медкомиссию. Если в компании имеются локальные нормативные документы, касающиеся деятельности водителя, будущего работника необходимо ознакомить с ними под роспись.
Оформление трудовых отношений с водителем
После проверки данных соискателя подписывается трудовой договор и издается приказ по форме Т-1 или по другой форме, принятой в фирме. В трудовом соглашении указываются особенности рабочего режима, присутствие материальной ответственности (частичное или полное) или ее отсутствие.
Выбор подходящего кандидата на вакансию водителя автобуса – сложное и важное мероприятие, к которому работодатель должен подойти с максимальной ответственностью и учесть все перечисленные выше факторы.
Дополнительные требования к водителям автобуса
Как и ранее действовавший документ, новый приказ утверждён для реализации положений ст. 329 ТК РФ, согласно которой режим рабочего времени водителей определяет соответствующее федеральное ведомство.
Действие новых особенностей организации труда и отдыха от Минтранса распространяется на всех водителей, работающих по трудовому договору в организациях или ИП. При этом сделано уточнение: ИП, самостоятельно управляющие своими машинами, так же обязаны соблюдать требования нового приказа Минтранса с 2021 года.
По-прежнему действие положений Приказа не применяют:
- к водителям на междугородних рейсах;
- к сотрудникам. управляющим аварийно-спасательными и пожарными машинами;
- к водителям автомобилей, оказывающих медпомощь при чрезвычайных ситуациях.
С 2021 года действие приказа Минтранса не распространяется на следующие категории транспортных работников:
- водителей легковых служебных автомобилей госструктур;
- водителей, занятых перевозками внутри территории компании и не выезжающих на дороги общего пользования;
- водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
- армейских водителей;
- водителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
В результате, сфера применения приказа Минтранса конкретизирована: в него помимо работников компании добавлены индивидуальные предприниматели, самостоятельно занимающиеся перевозками. Вместе с тем, выведены из области применения приказа водители, трудящиеся на территории компании, а также занятые в различных госорганах.
Регулирование продолжительности рабочего дня водителей с 2021 года
При сохранении положения об установлении нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, равной 40 часам, в новом приказе Минтранса нет положений, предписывающих работать строго по 8 или 7 часов в неделю. То есть, количество рабочих дней в неделю и их продолжительность могут меняться – при условии, если соблюдена указанная еженедельная норма времени.
Сохранена возможность введения суммированного учета рабочего времени. При этом учетный период по-прежнему должен составлять не более 1 месяца, а в отдельных случаях, когда сделать это не представляется возможным, – не более 3-х месяцев.
По сути, неизменной осталась разрешенная длительность рабочего дня для суммированного учета:
- до 10 часов – в обычных условиях;
- до 12 часов – на городских и пригородных автобусных маршрутах;
- до 12 часов – для водителей системы здравоохранения, телефонных, телеграфных служб, учреждений связи, при перевозке руководителей организаций, телевизионных служб и инкассаторских автомобилей, такси, а также вахтовых бригад.
Также сохранена возможность увеличения максимальной длительности рабочего дня на 2 часа – то есть до 12 часов. При условии:
- необходимости завершения перевозки;
- следования к месту стоянки.
Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года
Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.
С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:
- подготовительно-заключительное время;
- периоды прохождения медосмотров;
- простои не по вине работника;
- время ремонта автомобиля;
- иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.
Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает открытый перечень видов занятости, не связанных с вождением. Он определяется достигнутыми нанимателем и работником договоренностями. Кроме того, сняты ограничения на зачет в рабочее время периодов:
- охраны груза;
- присутствия на рабочем месте в качестве второго водителя.
С 2021 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2020 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах.
В результате список сотрудников, занятых вождением транспортного средства, для которых можно применять подобный метод организации труда, с 2021 года расширен.
Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной длительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:
- для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3-х часов;
- для прочих водителей – не более 5 часов.
Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены.
Ненормированное время водителей и длительность управления автомобилем с 2021 года
По-прежнему действует ограничение, позволяющее применять ненормированный рабочий день только:
- к водителям легкового транспорта (кроме такси);
- водителям, участвующим в геолого-разведочных и топографо-изыскательских работах.
Для водителей иных транспортных средств этот режим недоступен. Сам вопрос регулирования продолжительности управления автомобилем с 2021 года дополнен. Вот сравнение:
НОВЫЙ ПРИКАЗ МИНТРАНСА С 2021 ГОДА
Регулирование времени отдыха водителей с 2021 года
С 2021 года еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом Минтранса на 3 часа.
Вместе с тем, работодатель может сокращать время еженедельного отдыха до 24-х часов – 1 раз в течение 2-х идущих подряд недель. Но впоследствии он обязан компенсировать этот отдых. В течение 3-х недель после недели с увеличенным временем работы ему нужно присоединить 24 часа к еженедельному отдыху либо 3 раза по 9 часов к ежедневному отдыху.
Ежедневный отдых должен быть не менее двойной длительности смены (рабочего дня). Для суммированного учета отдых с 2021 года разрешено сокращать до 11 часов (до 12 часов в 2020 г. и до 11 – только при междугородних перевозках).
С 2021 года есть новые правила сокращения еженедельного отдыха, которых ранее не было:
- возможно сокращение отдыха до 9 часов, но не более 3-х раз в промежутке между двумя периодами еженедельного отдыха (т. е., как правило, не более 3-х раз в неделю);
- допустимо разделение ежедневного отдыха на части, первая часть которого составит не менее 3-х часов, а последняя – не менее 9 часов.
Перерыв для отдыха и питания по-прежнему предоставляют в середине рабочего дня. Он может длиться от 30 минут до 2-х часов. Увеличен до 4 часов 30 минут в смену период, по окончании которого водителю нужно предоставлять специальный отдых длительностью 45 минут. При этом этот отдых может быть разбит на части, первая из которых должна быть не менее 15 минут, а вторая – не более 30 минут. Этот перерыв предоставляют, если он не совпадает с другими периодами ежесменного отдыха.
Что делать компаниям в связи с изменениями с 2021 года
Прежде всего, нужно проанализировать действующие в организации режимы работы и графики, скорректировать время еженедельного и ежедневного отдыха водителей. При необходимости – подготовить новые графики на 2021 год. Быть готовыми внести необходимые изменения в части времени работы и отдыха в правила внутреннего трудового распорядка.
Прием на работу водителей ТС
На первый взгляд, прием на работу водителей автомобилей, мероприятие простое и не всегда работодатели относятся к нему серьезно и ответственно. Но именно с этого начинается построение работы по безаварийной эксплуатации транспортных средств. И от того на сколько серьезно руководитель транспортного отдела и отдела кадров отнесутся к подбору водительского состава, на столько проще будет в будущем организовывать безопасную эксплуатацию транспортных средств. Поэтому не стоит полностью доверять подбор водителей отделу кадров, а наоборот нужно как можно активнее принимать в этом участие.
Порядок приема водителей на работу определен Приказом Министерства транспорта РФ от 29 июля 2020 г. № 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Данный порядок распространяется на юридических лиц и ИП осуществляющих коммерческие перевозки, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляющих перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями. Данный порядок не распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей эксплуатирующих легковые автомобили для собственных нужд.
Согласно пункта 3 Порядка, профессиональный отбор включает в себя:
- Подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям;
- Испытание.
Далее мы рассмотрим последовательность действий при приеме на работу водителей.
Подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям
Работники принимаемые на работу в качестве водителей транспортных средств должны соответствовать требованиям предъявляемым к водителям Приказом Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Требования перечисленные в данном приказе должны быть подтверждены документально. Для этого необходимо чтобы принимаемый на работу водитель подтвердил:
- Наличие водительского удостоверение соответствующей категории;
- Уровень образования;
- Опыт работы.
Водительское удостоверение. Проверка наличия водительского удостоверения обязательное требование при приеме на работу водителя. Это определено пунктом 4 Приказа Минтранса № 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». При приеме водителя проверяется:
- Наличие у работника права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий подтверждается водительским удостоверением в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Под законодательством имеется в виду статья 25 закона «О безопасности дорожного движения», где в пункте 13 статьи сказано следующее:
- Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами. Положение настоящего пункта не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами.
Категории водительского удостоверения должны соответствовать следующим требованиям:
- водитель легкового автомобиля (легкового такси) — категории «В», «BE»;
- водитель грузового автомобиля — категории «С», «СЕ» и подкатегории «С1», «С1E»;
- водитель автобуса — категории «D», «DE» и подкатегории «D1», «D1E».
Исходя из вышесказанного определяем что главное требование к водителю — наличие российского водительского удостоверения соответствующей категории, но есть исключения для определенный категорий лиц указанные в пункте 13 Статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения».
Образование. Требования к уровню образования водителей транспортных средств не предъявляются. Но, есть требования к уровню профессиональной подготовки для следующих категорий водителей:
- к водителю транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза;
- к водителю транспортного средства, оборудованного устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
- к водителю транспортного средства, осуществляющего перевозку пассажиров или грузов в международном сообщении.
Однако работодатель имеет право самостоятельно утвердить дополнительные требования к уровню образования, в этом случае требования должны быть внесены в должностную инструкцию водителя.
Опыт работы или стаж. Требования к стажу работы предъявляются только к следующим категориям водителей:
- к водителю легкового такси — общий водительский стаж не менее трех лет;
- к водителю автобуса осуществляющему организованную перевозку группы детей — стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних двух лет;
- к водителю транспортного средства осуществляющему перевозку опасных грузов — непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года;
- к водителю тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства — общий стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее пяти лет, из которых не менее одного последнего года — в качестве водителя грузового автомобиля;
- к водителю транспортного средства, сопровождающего тяжеловесное или крупногабаритное транспортное средство — стаж работы в качестве водителя тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства не менее одного года;
- к водителю транспортного средства осуществляющему перевозку пассажиров в международном сообщении — непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года.
Требования к стажу работы для иных водителей автомобилей не предъявляются. Однако работодатель имеет право утвердить дополнительные требования к уровню стажа водителя, в этом случае требования должны быть внесены в его должностную инструкцию.
Предварительный медицинский осмотр
После собеседования с водителем, если он полностью устраивает работодателя, необходимо организовать проведение обязательного предварительного медицинского осмотра. В Статье 328 Трудового кодекса РФ сказано что перед трудоустройством все водители должны проходить обязательный предварительный медицинский осмотр:
- Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
В данном случае Трудовой кодекс отсылает нас к Приказу Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».
В Приказе Минздрава № 29н подробно описана процедура проведения различных видов медосмотров, в том числе предварительного (при приеме на работу), и это мы рассмотрим в отдельной статье (см. статью «Медицинские осмотры водителей»). На данный момент нужно знать следующее:
- При приеме на работу водителей необходимо организовывать обязательный предварительный медосмотр в медучреждении (п.3 ст.23 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»);
- Предварительный медосмотр проводится за счет средств работодателя (п.5 ст.23 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
После приема на работу
После приема на работу водителя с ним необходимо провести инструктажи (см. статью «Инструктажи для водителей автомобилей»), стажировку и испытание (см. статью «Стажировка водителей транспортных средств»).
При приеме на работу водителей необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:
- Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- Приказ Министерства транспорта РФ от 29 июля 2020 г. № 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
- Приказ Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».
Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.