Выездные проверки ПФР и ФСС
Существует две основные формы проверки — камеральная и выездная.
Камеральные проверки осуществляются по итогам сдачи отчетности. Это стандартная процедура, в ходе которой контролеры проверяют правильность составления отчетности и уплату страховых взносов. Личного присутствия плательщика и тонн документов, как правило, не требуется. Наибольший интерес для предпринимателей представляют выездные проверки, потому что в этом случае с представителями Фондов придется общаться лично, проверять будут больше и готовиться нужно основательнее.
Право проводить выездные проверки контролеры получили только в 2011 году. В 2010 были только камеральные, т.к. согласно ч. 9 ст. 35 Закона N 212-ФЗ проверка может охватывать только последние 3 года, и проверять, можно сказать, было нечего. Выездные проверки бывают плановые и внеплановые.
Внеплановую проверку могут провести, если:
- в Фонды поступают жалобы от сотрудников;
- организация ликвидируется или реорганизуется;
- организация обращается в ФСС с просьбой выделить средства на выплату пособий сотрудникам.
Плановые выездные проверки осуществляются по составленному плану-графику, он утверждается на год и составляется до 25 декабря текущего года на следующий год. План в открытый доступ не попадает, поэтому о предстоящей проверке организация может узнать только накануне, когда получит решение о проверке.
Плановые проверки сотрудники фондов обязаны проводить только совместно. Обратите внимание: даже если проверка совместная, решения должно быть два — от ПФР и ФСС соответственно. Внеплановые проверки могут проводиться независимо друг от друга (Письмо ПФР от 04.03.2011 N ТМ-30-25/2106).
Кто рискует попасть в «чёрный список»?
В письме ПФР и ФСС есть критерии отбора, по которым проходила выборка для проведения проверки в 2011 году. На эти критерии контролирующие органы и ориентируются:
несоответствия расчетов по формам РСВ-1 в ПФР и 4-ФСС в ФСС;
у фирмы есть расходы, финансируемые за счет средств ФСС РФ (например, пособия по временной нетрудоспособности за счет ФСС);
отчетность не предоставлялась в срок;
организация произвела работнику выплату, которая не облагается страховыми взносами, например, материальную помощь в значительном размере;
применение льгот на уплату страховых взносов;
задолженность по взносам больше двух отчетных периодов подряд;
суммы начисленных страховых взносов уменьшились по сравнению с предыдущим отчетным периодом, а численность сотрудников осталась прежней;
неоднократное предоставление корректировок;
налоговая может донести в ПФР об участии в схемах минимизации сумм страховых взносов, если заподозрит подобное.
Таким образом, если под большую часть критериев плательщик страховых взносов попадает, то вероятно, что ПФР и ФСС захотят его «навестить».
Что готовить и чего ожидать?
Обычно выездная проверка проходит на территории предприятия. Если нет возможности предоставить помещение — тогда по месту нахождения контролирующих органов.Проводить проверку могут только те инспекторы, которые указаны в решении, поэтому, прежде чем предоставить доступ сотрудникам фондов, сверьте реквизиты в решении с реквизитами удостоверений инспекторов.
Решений должно быть два:
- первое — от руководителя (его заместителя) территориального органа ПФР (форма N 8-ПФР);
- второе — от руководителя (его заместителя) территориального органа ФСС РФ (форма N 9-ФСС РФ).
Будьте внимательны к документам проверяющих! Проверьте удостоверения инспекторов, сверьте их с реквизитами решений. Право проводить проверку имеют только те инспекторы, которые указаны в решениях.
Не пустить их на территорию предприятия, если все документы в порядке, вы не имеете права. Если не обеспечить доступ, контролеры составят акт воспрепятствования доступу должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов. И тогда по 212-ФЗ, инспекторы имеют право начислять штрафные санкции по аналогии.
Продолжительность выездной проверки не может быть больше двух месяцев (считается с даты решения до составления справки о проведенной проверке). Сотрудники фондов могут приостановить проверку для получения дополнительной информации; в общем случае срок приостановки не превышает шести месяцев.
ПФР и ФСС не могут проверять страхователя чаще, чем один раз в три года. Проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может проводиться в любое время, независимо от того, когда была предыдущая.
Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, поэтому ничего «лишнего» представителей ПФР и ФСС интересовать не должно.
Документы
Будьте готовы по Требованию предоставить проверяющим документы, которые связаны с исчислением и уплатой страховых взносов. Есть 10 дней со дня получения Требования на то, чтобы подготовить необходимые документы и предоставить их. Если компания не сможет предоставить документы в срок, необходимо письменно (в произвольной форме) сообщить об этом проверяющим, указав причину и новые сроки предоставления.
За отказ в предоставлении документов или нарушение срока инспекторы могут выставить штраф 200 рублей за каждый документ; также предусмотрено административное наказание для должностных лиц от 300 до 500 рублей.
Сотрудники ПФР и ФСС имеют право потребовать все документы, связанные с оплатой труда сотрудников, с расчетом страховых взносов, учредительные документы. Ожидаемый список документов:
- устав, учредительный договор, лицензии;
- банковские и кассовые документы;
- трудовые и договоры ГПХ с физическими лицами;
- первичные документы бухучета, учетную политику;
- кадровую документацию (приказы о приеме на работу, личные карточки сотрудников, штатное расписание, приказы о предоставлении отпусков, приказы о премировании, табели учета рабочего времени, расчетные ведомости и т п.);
- документы, связанные со страховым обеспечением (больничные листы, заявления сотрудников, приказы, подтверждающие документы).
Инспекторы не имеют права забирать с собой оригиналы документов, они могут работать с ними только на территории фирмы. Если необходимо забрать документы, то предоставить можно копии оригиналов, заверенные печатью организации и подписью директора.
Проверяющие будут искать несоответствие данных в документах с данными в отчетах, нарушения законодательства, правильность отражения в документах данных, влияющих на расчет страховых взносов.
Результаты проверки
В последний день проверки оформляется справка о проведенной выездной проверке в двух экземплярах.
Затем, в течение двух месяцев составляется Акт выездной проверки, этот документ является результатом проверки и может служить основанием для привлечения к ответственности. Если предприятие с решением акта не согласно, в течение 15 рабочих дней может предоставить письменные возражения руководителю контролирующего органа и приложить оправдательные документы.
Материалы о результатах проверки направляются руководителям фондов, они выносят решения о привлечении к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности.
Совет
Перед проверкой приведите в порядок все документы (примерный перечень известен), проверьте, что документы соответствуют друг другу. Если чувствуете, что какие-либо документы могут вызвать сомнение у инспекторов, подготовьте себе в защиту базу нормативно-правовых документов. Если имеется недоимка по страховым взносам — погасите её, рассчитайте и заплатите пени — это поможет избежать штрафов.
Статья актуальна на 08.03.2016
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Выездные и камеральные проверки ФСС и ПФР
Большинство организаций хоть раз сталкивались с требованиями от налоговой инспекции. Некоторые компании не понаслышке знают о выездных проверках ФНС. Но помимо ФНС деятельность любого работодателя контролируют фонды — ПФР и ФСС. Сейчас большую часть отчетности по взносам контролирует ФНС. Что анализируют фонды, какие требования предъявляют и как избежать выездных проверок, рассмотрим в данной статье.
Всю отчетность фонды проверяют на соответствие контрольным показателям, а также обращают пристальное внимание на применение льгот, по данным статьенных тарифов и возмещение средств из бюджета фондов.
Существует два вида проверок, осуществляемых фондами:
- камеральные;
- выездные.
Камеральные проверки проходят все отчеты, представленные в ФСС и ПФР. Такие проверки проводятся только по отчетному периоду. На камеральную проверку отводится три месяца со дня отправки отчета, поэтому требование об устранении расхождений и ошибок по отчету за I квартал, отправленному 20.04.2018, могут прийти даже в июле.
Результат «камералки» может послужить поводом для выезда на территорию страхователя с целью проверки.Сроки выездной проверки должны быть прописаны в решении о ее проведении..
Выездная проверка преимущественно проходит по адресу работы плательщика (ст. 26.16 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).Такой проверке предшествует вынесенное и оформленное Фондом решение. Если решение отсутствует, предприятие может отказать в проверке.
Максимальный срок для выездной проверки — 2 месяца. Иногда срок могут увеличить до 6 месяцев.
14 дней бесплатно пользуйтесь всеми возможностями Экстерна
Что проверяет ФСС
С 01.01.2017 в ФСС отчитываются только по взносам на травматизм. Поэтому порядок проверок изменился.
Выездные проверки ФСС по-прежнему будет проводить. Область проверки будет зависеть от проверяемого периода. Полноту и правильность расчета страховых взносов за периоды до 01.01.2017 будут проверять специалисты Фонда.
Проверки, затрагивающие 2017 год и далее, будут касаться лишь взносов на травматизм и пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Также будут проводиться выездные проверки совместно с ФНС.
ФСС РФ проверяет начисление и уплату взносов по видам страхования, компенсационные выплаты родителям детей-инвалидов, больничные пособия, социальные пособия и т п.
Основной отчет, который проверяет Фонд, — 4-ФСС.
На выездной проверке сотрудники Фонда анализируют расчеты взносов, целевое использование денег на выплату пособий и т п.
Завершающий этап выездных проверок — составление акта.
Также существуют внеплановые выездные проверки, проходящие при:
- ликвидации или реорганизации;
- обращении страхователя за выделением средств;
- жалобе сотрудника на ошибочный расчет пособия (ч. 3 ст. 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).
По требованию Фонда проверяемой организации подлежит представить заверенные копии документов, доказывающие верность расчетов и уплату страховых взносов.
На практике специалисты ФСС чаще всего запрашивают:
- табели;
- листки нетрудоспособности;
- зарплатные ведомости;
- трудовые книжки;
- договоры гражданско-правового характера;
- акты о производственных травмах и т.д.
Что проверяет ПФР
Пенсионный фонд до 2017 года контролировал расчет и уплату взносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование. С 2017 года данный контроль перешел к ФНС.
ПФР может проверить расчеты взносов за периоды до 2017 года. Для проверки специалисты Фонда могут запросить следующие документы (п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2011 № 34Р):
- учредительные документы;
- приказы об учетной политике;
- лицензии;
- расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
- баланс;
- карточки и анализ бухгалтерских счетов, касающиеся взносов;
- банковскую выписку и т.д.
Кто в зоне риска
У ПФР и ФСС разработаны критерии, которые позволяют отобрать организации для плановых выездных проверок. В частности, подобные критерии были изложены в письме ПФ РФ № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.
Внимание фондов, а теперь и ФНС, могут привлечь:
- расходы, финансируемые за счет денежных средств ФСС РФ;
- представление отчетности с опозданием;
- необлагаемые выплаты;
- применение пониженных тарифов;
- несоответствия в расчетах по итогам проведения камеральных проверок;
- задолженность по взносам несколько периодов подряд;
- постоянные корректировки отправленных отчетов и т.д.
Чтобы избежать претензий со стороны фондов, вовремя сдавайте все отчеты и отвечайте на требования. Также внимательно проверяйте начисленные суммы и храните все обосновательные документы.
Все о проверках ФСС: кого, как и когда проверяют?
Несмотря на то что плановые проверки малого бизнеса в 2021 году запрещены, ФСС все же может нанести визит и проверить деятельность предпринимателя. Расскажем, как оценить вероятность подобного мероприятия, а также рассмотрим особенности плановых и внеплановых проверок.
Виды проверок со стороны ФСС
Существуют камеральные и выездные проверки ФСС: в первом случае инспекторы проверяют сданную предпринимателями отчетность, а во втором – приходят с визитом в офис компании вместе с представителями налоговой службы.
Выездные проверки могут быть плановыми и внеплановыми:
плановые визиты проводят на основании годового графика: в план могут попасть любые компании, вне зависимости от масштаба деятельности или численности штата;
внеплановые визиты – это результат жалоб, поступивших от бывших или нынешних сотрудников, а также ошибок или неточностей, найденных в отчетности в ходе камеральных проверок.
Что проверяет ФСС?
Во время плановых визитов инспекторов ФСС интересуют:
правильность расчета страховых взносов, включая те, которыми занимается ФНС – например, ВНиМ (взносы по временной нетрудоспособности и материнству);
выплаты при наступлении страховых случаев – при получении травм на производстве, выход в декрет, временная нетрудоспособность по больничному и пр.;
выдача застрахованным сотрудникам путевок на санаторно-курортное лечение.
Почти всегда проверяют больничные листы:
соответствует ли образец Госстандарту;
присутствует ли подпись врача, четкий оттиск печати;
нет ли признаков поддельного или неоригинального больничного;
верно ли заполнен документ работодателем – при наличии ошибок их нужно зачеркнуть, а правильные сведения указать на обратной стороне вместе с надписью «Исправленному верить», подписью руководителя и печатью организации (при наличии);
есть ли ошибки в заполнении, допущенные медицинским учреждением – в этом случае больничный признается недействительным, а застрахованному лицу нужно будет получить дубликат документа.
Кроме этого, конечно же, проверяют правильность расчета самого пособия.
За что предпринимателя может оштрафовать ФСС?
Возможные нарушения и санкции прописаны в Федеральном законе от 24.07.1998 № 125-ФЗ. В частности, работодателя могут наказать, если:
Компания вовремя не отправила форму 4-ФСС: документ сдают 4 раза в год – в апреле, июле, октябре и январе, до 20 числа этих месяцев (в бумажном виде, для электронной отчетности — до 25 числа). За нарушение сроков начисляют штраф – 5% от суммы страховых платежей за каждый месяц просрочки. При этом минимальный размер штрафа составляет 1000 р., а максимальный – 30% от взносов на травматизм.
Нарушены сроки перечисления взносов на НС и ПЗ – платеж нужно провести до 15 числа следующего за отчетным месяца. За неуплату или неполную уплату штраф составит 20% от суммы долга, а если удастся доказать умышленный характер задержки – то размер штрафа возрастет до 40%. Плюс придется оплатить набежавшие пени – по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Если же размер долга составляет более 1,8 млн р., то «подключается» уголовная ответственность (ст. 199.3 УК РФ) со штрафами до 300 тыс. р., принудительными работами или арестом на срок 1 год.
Представлен отчет в бумажном виде – если отчет включает в себя сведения о 25 или более сотрудниках, то ФСС примет только электронный вариант. За бумажную версию придется оплатить штраф в 200 р. Впрочем, оплата штрафа не освобождает от обязанностей по отправке электронной отчетности.
Не представлены документы – штраф 200 р. за каждый экземпляр, необходимый для контроля за правильностью начисления взносов.
Нарушили сроки регистрации в ФСС для ИП: предприниматель обязан зарегистрироваться в течение 30 дней с момента найма первого сотрудника, то есть с даты заключения трудового или ГПХ договора. За нарушение сроков придется выплатить штраф в размере 5 тыс. р. Если просрочка составляет 90 дней и более, то сумма наказания возрастает до 10 тыс. р.
Какие организации первыми попадают на контроль?
Теоретически ФСС могут прийти даже к ИП, работающему без сотрудников. Но на практике интерес фонда вызывают следующие предприятия:
работодатели, применяющие льготные ставки страховых взносов;
компании, которые запрашивают у ФСС крупные суммы на оплату пособий;
организации, которые делают выплаты сотрудникам, не входящим в базу для расчета страховых взносов (например, выдают материальную помощь при рождении ребенка);
«должники», которые не оплатили взносы за 2 или более налоговых периода;
компании, часто корректирующие отчетность.
Если для вашей компании эти пункты не актуальны, ждать представителей ФСС с проверкой не нужно.
Как самостоятельно оценить риски визита инспекторов ФСС?
ФСС опубликовал критерии самостоятельной оценки рисков для предпринимателей: с их помощью все заинтересованные лица могут оценить вероятность плановых и внеплановых проверок в ближайшей перспективе.
Для расчетов понадобятся следующие сведения:
информация о начисленных и уплаченных взносах;
сведения из 4-ФСС;
данные по страховым взносам, которые находятся в ведении ФНС.
Рассмотрим порядок расчета подробнее.
Размер средней зарплаты на предприятии.
Если это значение ниже средних показателей по отрасли, то риск визита ФСС повышается. Для расчета используется следующая формула:
Средняя зарплата = Фонд оплаты труда за отчетный период из 4-ФСС / среднесписочная численность сотрудников / количество месяцев в расчетном периоде
Обратите внимание, что полученное значение нужно сравнить со средним уровнем зарплаты не в отдельном регионе, а в целом по отрасли или по конкретному виду деятельности. Уточнить актуальные показатели можно на сайте ФНС.
Отказ от предоставления пояснений по несоответствиям, выявленным инспекторами ФСС в ходе камеральных проверок
Сюда же относят и отказ предоставить проверяющим из фонда те или иные документы. Формула расчета при этом выглядит так:
Количество требований, выставленных ФСС – Количество исполненных требований > 0
Количество корректировок, при которых уточняется размер облагаемой базы
Особое внимание уделяется корректировкам в сторону уменьшения базы. Расчет производится по формуле:
Максимальный процент = 100 – (сумма начисленных взносов в уточненной отчетности / базовая сумма начисленных взносов Х 100)
Если за отчетный период компания представила более 3 уточненных расчетов, при этом величина облагаемой базы менялась более чем на 10%, то риск визита ФСС увеличивается.
«Миграция» страхователя между региональными отделениями ФСС
Если организация многократно снималась с учета в одном месте, а затем вставала на учет в другом, то такие «перебежки» могут вызвать подозрение у представителей ФСС: так часто поступают мошенники и фирмы-однодневки.
Риски в этом случае рассчитываются так:
Количество записей с формулировкой «передан» > 2
Изменение страхового тарифа без смены вида экономической деятельности
Любое изменение величины страхового тарифа по ОСС, не подтвержденное изменением основного вида деятельности по ОКВЭД, вызывает интерес у представителей фонда. На практике это можно выразить следующей записью:
Тариф страхователя ≠ Тариф, указанный в системе «Соцстрах»
Дело в том, что страховой тариф напрямую влияет на размер страховых взносов. Когда предприниматель переходит на меньший тариф, он снижает класс профессионального риска: если при этом вид деятельности остается прежним, фонд вправе заподозрить попытку обмана. Чтобы избежать подобной ситуации, позаботьтесь о наличии обоснования для увеличения или изменения тарифа.
ФОТ НС и ПЗ меньше ФОТ ВНиМ
Речь идет о двух фондах оплаты труда (ФОТ): от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ), а также на случай временной нетрудоспособности по больничному листу или в связи с материнством (ВНиМ).
Если сумма выплат и вознаграждений в первом случае окажется меньше, чем во втором, в ФСС таким обстоятельством точно заинтересуются. В виде записи это выглядит так:
ФОТ НС и ПЗ по данным расчета, представленного страхователем < ФОТ ВНиМ по данным ФНС
Наличие страховых взносов по льготным тарифам
Речь идет о страховых выплатах и вознаграждений работающих инвалидов, которые учитываются при расчете ФОТ НС и ПЗ:
Фонд оплаты труда инвалидов Х страховой тариф в % Х 60%
Величина расходов по страхованию НС и ПЗ менее 50% от суммы всех страховых взносов
Если за отчетный период расходы по страхованию НС и ПЗ составляют менее половины от всех начисленных взносов, то предпринимателю стоит ждать повышенного внимания со стороны представителей ФСС.
В общем виде формула выглядит следующим образом:
Сумма расходов НС и ПЗ / Сумма начисленных страховых взносов < 50%
В ФСС уверены, что регулярная оценка деятельности компании по данным критериям поможет малому бизнесу самостоятельно выявлять и исправлять ошибки при расчетах страховых взносов, а значит снизит риск попадания своей организации в список объектов для выездных проверок.
Как проходят выездные и камеральные проверки ФСС и ПФР
Как только вы становитесь работодателем, готовьтесь к проверкам со стороны Пенсионного Фонда России (ПФР) и Фонда Социального Страхования (ФСС). Проверяют в первую очередь отчетность — сходится ли она с контрольными показателями. Так же проверяется, применяете ли вы льготы, специальные пониженные тарифы и возмещаете ли денежные средства из фондовых бюджетов.
Рассмотрим подробнее суть этих проверок и требования фондов к работодателям. Отдельно расскажем про камеральные проверки, отдельно — про выездные.
Камеральные проверки ПФР и ФСС
Камеральные проверки касаются любых документов (отчетов), которые работодатель предоставляет в ПФР и ФСС. Они проводятся исключительно по данным отчетного периода.
Длительность проверки — 3 месяца с момента отправки отчетности. Если вы, к примеру, отправили квартальный отчет в конце апреля, результаты проверки могут прийти только в конце июля.
Срок ответа от работодателя — 5 дней с момента получения требований по результатам проверки. Требования вам могут пояснить устно — это решение Фонд примет самомтоятельно, после чего пригласит вас на встречу (ч. 3–4 ст. 34 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
По результатам камеральной проверки к вам может приехать выездная проверка, которая затронет уже 3 календарных года года (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Решение о проверке принимает Фонд: без решения выездная проверка не проводится.
Выездные проверки Пенсионного Фонда и ФСС
Сроки выездных проверок прописываются изначально в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Стандартный срок проведения выездной проверки — до 2 месяцев. В некоторых частных случаях срок может быть продлен до полугода.
Проверка ФСС: на что обращают внимание
Фонд Соцстрахования проверяет, как вы начисляете и уплачиваете взносы по видам страхования, выплачиваете компенсации родителям детей-инвалидов, больничные пособия и т п. Также анализируются ваши цели использования средств на выплату пособий.
Сотрудники ФСС уделяют особое внимание проверке отчета 4-ФСС.
После того, как данные были проанализированы, ответственные сотрудники Фонда составляют акт.
Внеплановые проверки ФСС
Большинство выездных проверок запланированы, и часто проходят вместе с проверками ПФР, так сказать «с двух сторон». Но в некоторых случаях проверки проходят незапланировано:
Специалисты Фонда потребуют от вас, проверяемой организации, представить заверенные копии документов, в которых расписаны расчеты и информация об уплате страховых взносов (п. 1 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).
Вас могут попросить показать кадровые документы (трудовые книжки, табели, договоры ГПХ), зарплатные ведомости, документы по больничным, различные производственные акты и т п. Вы должны представить все документы в 10-дневный срок после получения требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Проверка ПФР: что нужно представить
Пенсионный Фонд смотрит, как вы рассчитываете и уплачиваете взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование.
Согласно п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2011 № 34 Р, вас могут попросить показать учредительные документы, приказы по учетной политике, различные лицензии, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, бухгалтерский баланс, вписку из банка и т п.
Кто находится в зоне особого внимания ПФР и ФСС?
В письме ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010 детально описано, по какому принципу Фонды отбирают организации для проверок. Эти проверки не являются спонтанными.
Например, фонды обращают внимание на те компании, которые:
- Имеют необлагаемые выплаты;
- Применяют пониженные тарифы;
- Имеют обнаруженные ошибки в расчетах по итогам камеральных проверок;
- Не платят взносы несколько периодов подряд;
- Постоянно исправляют отчеты, вносят корректировки и т п.
Мы рекомендуем сдавать отчеты без опозданий, проверять все расчеты и всегда иметь в наличии документы, эти расчеты подтверждаюшие и обосновывающие.
Автор статьи: Борис Юзефпольский
Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и пособий и отправки отчетности в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. Сервис подходит для совместной работы бухгалтера и директора.
Что проверяет ФСС при выездной проверке — принципы
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ)
1. Выездная проверка страхователя проводится на территории (в помещении) страхователя на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа страховщика. В случае, если у страхователя отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального органа страховщика.
2. Решение о проведении выездной проверки выносит территориальный орган страховщика по месту нахождения страхователя, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
3. Выездная проверка обособленного подразделения, указанного в пункте 11 статьи 22.1 настоящего Федерального закона, проводится на основании решения территориального органа страховщика по месту нахождения обособленного подразделения.
4. Решение о проведении выездной проверки должно содержать следующие сведения:
1) полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество (при наличии) страхователя;
2) предмет проверки;
3) периоды, за которые проводится проверка;
4) должности, фамилии и инициалы работников территориального органа страховщика, которым поручается проведение проверки.
5. Форма решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа страховщика о проведении выездной проверки утверждается страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
С 01.01.2022 п. 6 ст. 26.16 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). См. будущую редакцию.
6. Предметом выездной проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, а также правомерность произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения.
7. В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.
8. Выездная проверка страхователя проводится территориальным органом страховщика не чаще чем один раз в три года. При определении количества выездных проверок страхователя не учитывается количество проведенных выездных проверок его обособленных подразделений, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
9. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. При наличии оснований, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи, указанный срок может быть продлен до четырех или шести месяцев.
10. Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки могут являться:
1) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у страхователя нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и требующей проведения дополнительной проверки;
2) наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории (в помещении), где проводится выездная (повторная выездная) проверка;
3) проведение выездной (повторной выездной) проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:
четыре и более обособленных подразделения — до четырех месяцев;
десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;
4) непредставление страхователем в установленный в соответствии с пунктом 6 статьи 26.18 настоящего Федерального закона срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) проверки.
11. Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки территориальным органом страховщика, проводящим выездную (повторную выездную) проверку, в вышестоящий орган страховщика направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) проверки. Решение о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего органа страховщика.
12. В рамках выездной проверки страховщик вправе проверять деятельность обособленных подразделений страхователя.
13. При проведении выездной проверки обособленного подразделения, указанного в пункте 11 статьи 22.1 настоящего Федерального закона, срок проверки не может превышать один месяц.
14. Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке, указанной в пункте 23 настоящей статьи.
15. Руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика вправе приостановить проведение выездной проверки по следующим основаниям:
1) для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со статьей 26.18 настоящего Федерального закона;
2) для получения документов (информации) от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
3) для перевода на русский язык документов (информации), представленных страхователем на иностранном языке.
16. Приостановление проведения выездной проверки по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 15 настоящей статьи, допускается не более одного раза в отношении каждого лица, у которого истребуются документы.
17. Приостановление и возобновление проведения выездной проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа страховщика, проводящего указанную проверку, по форме, утверждаемой страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
18. Общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если выездная проверка была приостановлена по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 15 настоящей статьи, и в течение шести месяцев территориальный орган страховщика не смог получить запрашиваемые документы (информацию) от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления проведения указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
19. На период действия срока приостановления проведения выездной проверки приостанавливаются действия территориального органа страховщика по истребованию документов у страхователя, которому в этом случае возвращаются все подлинники документов, истребованные при проведении проверки, а также приостанавливаются действия территориального органа страховщика на территории (в помещении) страхователя, связанные с проведением указанной проверки.
С 01.01.2022 п. 20 ст. 26.16 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). См. будущую редакцию.
20. Выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
С 01.01.2022 ст. 26.16 дополняется п. 20.1 (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). См. будущую редакцию.
21. Страхователь обязан обеспечить должностным лицам территориального органа страховщика, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов.
22. При проведении выездной проверки у страхователя могут быть истребованы необходимые для проверки документы (информация) в порядке, установленном статьей 26.18 настоящего Федерального закона. Ознакомление должностных лиц территориального органа страховщика с подлинниками документов допускается только на территории (в помещении) страхователя, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения страховщика.
23. В последний день проведения выездной проверки должностные лица, проводящие выездную проверку, обязаны составить справку о проведенной проверке по форме, утвержденной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее страхователю (его уполномоченному представителю). В случае, если страхователь (его уполномоченный представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется страхователю по почте заказным письмом и считается полученной по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 486-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
24. Повторной выездной проверкой страхователя признается выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки за тот же период.
25. При проведении повторной выездной проверки страхователя может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной проверки страхователя.
26. Повторная выездная проверка страхователя может проводиться:
С 01.01.2022 пп. 1 п. 26 ст. 26.16 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). См. будущую редакцию.
1) вышестоящим органом страховщика — в порядке контроля за деятельностью страховщика, проводившего проверку;
2) страховщиком, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления страхователем уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках повторной выездной проверки страхователя проверяется период, за который представлен уточненный расчет.
27. Если при проведении повторной выездной проверки страхователя выявлен факт совершения страхователем нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, к страхователю не применяются штрафные санкции, за исключением случая, если невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между страхователем и должностным лицом территориального органа страховщика.