Бюджетный учет основных средств в 2021 году (нюансы)
Основные средства в бюджетном учете — 2020-2021: вводная информация
В соответствии с п. 21 приказа № 157н понятие «бюджетный учет основных средств» применяется только к определенным государственным организациям. Например, казенным учреждениям, госорганам, внебюджетным фондам. Помимо единого плана счетов, в бюджетном учете должен применяться специальный план счетов (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н).
Остальные госучреждения, ведя бухгалтерский и налоговый учет ОС в 2020-2021 годах, кроме единого плана счетов, используют планы счетов, утвержденные приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (бюджетные учреждения) или от 23.12.2010 № 183н (автономные учреждения) и другие нормативные акты.
Например, ФСБУ «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257. Что учесть учреждениям при применении данного стандарта, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно изучите обзорный материал.
О нормативных документах, регулирующих бухучет в бюджетных структурах, читайте здесь.
В данной статье мы будем ссылаться на приказ № 157н как на основу бюджетного учета. С начала 2018 года организации госсектора должны руководствоваться новым федеральным стандартом «Основные средства», утв. приказом Минфина от 31.12.2016 №257н (далее Стандарт). Эти документы раскрывают общие принципы бухгалтерского учета ОС, а также логику составления проводок.
Согласно п.8 Стандарта для отнесения актива к основным средствам должны выполняться следующие критерии:
- Имущество (за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд субъекта учета) относится к ОС вне зависимости от срока полезного использования.
- Субъектом учета прогнозируется получение от использования актива экономических выгод или полезного потенциала.
- Первоначальную стоимость имущества как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.
Если актив не соответствует хотя бы одному из вышеприведенных критериев, он учитывается на забалансовых счетах. Информация о таких материальных ценностях раскрывается в бухгалтерской отчетности.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В состав основных средств не входят объекты, отнесенные согласно п. 99 приказа № 157н к материальным запасам. Например, орудия лова, бензомоторные пилы и т. д.
Каждому инвентарному объекту как единице учета основных средств должен быть присвоен номер. И на каждый объект заводится инвентарная карточка.
Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.
Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н).
Бюджетный учет
Предприятия, являющиеся государственной собственностью, в том числе муниципальные компании, распределяют финансирование, поступаемой из органов финансового казначейства. В государственных и муниципальных компаниях требуется вести специализированный бюджетный учет, которые отличается собственными нормативными документами и имеет ряд нюансов. Бюджетный учет ведут в организациях, которые полностью или частично финансируются из государственного бюджета. Система ведения бухгалтерских документов, отражения операций по движению средств, начислению амортизации, проведению инвентаризации в государственных учреждениях является бюджетным учетом.
Основные задачи бюджетного учета
Задачи бюджетного учета включают:
- классификацию все перечисленных доходов организации;
- распределение видов затрат и расходов по определённым статьям и положениям;
- отображение источников направляемого финансирования;
- формирование синтетического, аналитического учета;
- поступление объектов, выбытие продукции.
Нормативные документы и акты для бюджетного учета
Бухгалтерский учет в муниципальных, государственных, федеральных организация регламентируется законами государственного значения. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте от 06.12.2011 №402-ФЗ считается одним из основных регулирующих нормативных актов. Общий регламент является не единственным источником законодательного регулирования, также есть специальные подзаконные акты, предназначенные для бюджетной и коммерческой сфер деятельности:
- муниципальные государственные компании кроме базового закона также подчиняются приказам министерства финансов от 01.12.2010 года, которые утверждают единый план счетов бухучета для государственных органов управления на различных уровня, а также для внебюджетных фондов, государственных академий наук, муниципальных учреждений;
- приказ министерства финансов от 29.12.2010 года под номером 191 об утверждении инструкции и порядка составления, предоставления годовой, квартальной и месячной видов отчетности, исполнении бюджетного регулирования РФ;
- приказ министерства финансов от 25.03.2011 под номером 33 об утверждении инструкции, затрагивающей порядок составления и предоставления годовых, квартальных и ежемесячных отчетных документов.
Обязанности бухгалтерии в государственном учреждении, муниципальном предприятии
Многоструктурная бухгалтерия бюджетного учреждения представляет собой совокупность подразделений из материально-технической группы, планово-финансового отдела, централизованной расчётной группы, отдела расчетов с поставщиками и подрядчиками. Обязанностями бухгалтерии по ведению бюджетного учета в государственных, муниципальных учреждениях:
- организация ведения отчётности в соответствии с действующими законами;
- контроль за правильным оформлением первичный четных документов, правильным процессом совершаемых операций;
- учет за расходами денежных средств в соответствии с целевым назначением;
- начисление и выплата заработной платы сотрудникам;
- учет поступаемых доходов и расходов в соответствии со средствами, которые поступают из внебюджетных источников;
- проведение инвентаризации основных средств, сырья, материалов и ценностей;
- контроль сохранности денежных активов, резервов;
- составление отчетных документов;
- предоставление бланков отчетности в предусмотренные сроки со стороны законодательства и регламентирующих органов;
- обеспечения хранения бланков и отчетных документов.
В обязанности бухгалтерии входит полный контроль за ведением документов, правильное отражение движения средств, оборудования на счетах в соответствии с нормативными актами.
Требования к ведению бюджетного учета для формирования единой и точной системы движения средств
Обязательства сферы бюджетного учета основаны на предоставлении максимально прозрачных сведений, полном информировании казначейства о движении средств. Для поступления средств необходимо предварительно направлять заявки и подтверждать подписями руководства. Бюджетная организация не может провести списание средств самостоятельно без проверки органами казначейства. Одними из главных особенностей бюджетного учета являются:
- все государственные задания и заявки выполняются только по средствам, заложенным в определённом уровне бюджета;
- имущество не является собственностью учреждения, владельцем выступает государство;
- земельные участки предоставляются в пользование бессрочно, но не принадлежат как собственность;
- обязательства собственников не являются равными по отношению к аналогичным требованиям со стороны бюджетной организации;
- бюджетная организация не может самостоятельно распоряжаться имуществом даже при условии закрепления собственником такого права.
Бюджетный учет и отчетность в рамках действующего налогового законодательства
Бюджетный учет является важной учётной политикой государственных структур, главной целью деятельности которых считается не получение прибыли. Для выделения средств из бюджета государства организация должна предоставлять полную отчётность по сметам доходов и расходов. Расходование государственных средств постоянно отслеживается. Бюджетный учет является важным инструментом предоставления всех схем расчетов и движений федеральных, муниципальных средств.
Все бюджетные организации должны сдавать в обязательном порядке формы различных учетных периодов. Ежемесячно подают от 1 до 5 отчетных документов. Один раз в квартал требуется предоставлять от 5 до 10 видов отчетов. Годовая отчётность включает расширенный список бланков от 10 до 30.
Список необходимых документов для отчетности внесен в список нормативных актов и включает:
- балансы главного бухгалтера, начальника планового финансового отдела, администратора, отвечающего за получение бюджетных средств по бланку строгой отчетности 0502130;
- баланс учреждения по форме 0503730;
- отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности по форме 0503737;
- отчетный бланк о результатах финансовой деятельности организации по форме 0503721;
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности по форме 0503769;
- данные в форме отчетных бланков об остатках денежных средств организации.
Особенности отражения средств на балансе предприятия в коммерческой и бюджетной сферах формируются по единому принципу. Баланс бюджетного учреждения включает следующие типы особенностей:
- баланс состоит из активов и пассивов, специалисты бюджетной сферы распределяют все статьи с детальным отображением использования целевых средств и собственной прибыли;
- отражается только за один предыдущий год, в коммерческой сфере предоставляют сведения за два прошедших года;
- активы распределяются на финансовые и нефинансовые, средства подразделяются на материальные и денежные;
- в пассиве отображаются все виды обязательств, а коммерческая распределяется по срокам
Основные отличия и сходства бюджетного учета и налогового контроля в коммерческих компаниях
Общие правила бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и частных компаний не имеют весомых отличий. В учёте для частных предприятий и бюджетной бухгалтерии муниципального предприятий необходимо отражать все операции. Главным отличительным параметром в бюджетном учете является использование другого плана счетов, в котором операции отражаются несколько иначе.
Финансирование частных компаний может быть разным, например внесенные личные средства, оформленные кредиты в банках или взносы участников акционерного общества. Бюджетная сфера финансируется исключительно государством, местным или федеральным бюджетом. Также частью финансирования являются пожертвования частных компаний, лиц, фондов. Все поступаемые на общий счет в казначействе средства являются государственной собственностью, при этом форма субсидирования муниципальных организаций может быть разной:
- средства, предоставляемые на выполнение государственного задания;
- деньги для временного распоряжения на определенные цели;
- средства для выплат в рамках медицинского страхования;
- собственные средства, поступаемые в рамках доходов от выполняемых работ, услуг.
Объем отчётности в бюджетной сфере значительно больше, потому что каждое действие должно быть зафиксировано и схемы движения средств детально отображены. В частной компании поступления или списания с расчетных счетов производятся самостоятельно, не требуется предоставление разрешения органов казначейства. В плане оплаты работ, услуг частная компания более мобильна, но при этом менее защищена от ошибочных списаний.
Современные требования к специалистам и бухгалтерам , работающим в бюджетной сфере
Бухгалтерский учет для бюджетной организации имеет важные отличия, которые пронизывают все уровни функционирования системы. Положения по бухгалтерскому учету, отражения активов и пассивов, а также состав и порядок предоставления отчетности. Система ведения бюджетного учета постоянно совершенствуется, вносятся изменения и создаются новые регламентирующие документы. Бухгалтер по ведению бюджетного учета в муниципальных, федеральных, государственных учреждениях должен постоянно совершенствовать свои знания и проходить курсы повышения квалификации, обучающие семинары.
1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8 (1С:БГУ)
Специализированное решение для автоматизации бухгалтерского и налогового учета в государственных (муниципальных) учреждениях.
Основные средства бюджетного учреждения
При переходе на новые правила учета больше всего вопросов вызывает учет основных средств. Это связано с рядом факторов, один из которых – новое понятие объектов основных средств. С 1 января 2005 года при отнесении объектов к основным средствам не учитывается стоимостной критерий. В соответствии с п. 10 Инструкции № 70н к основным средствам относятся материальные объекты независимо от их стоимости, которые используются в деятельности учреждения более одного года. Другой фактор – это новый порядок определения первоначальной стоимости основных средств. И, наконец, третий – новый порядок определения остаточной стоимости основных средств. В данной статье будут рассмотрены вопросы определения первоначальной стоимости материальных объектов, которые будут использованы в качестве основных средств.
Напомним, что в соответствии с Инструкцией № 107н к основным средствам относились объекты, срок эксплуатации которых превышал 12 месяцев, а их стоимость на дату приобретения – 50-кратный минимальный размер оплаты труда.
Для учета основных средств в бюджетном учете предназначен счет 0 101 00 000 «Основные средства», к которому открываются следующие аналитические счета:
0 101 01 000 «Жилые помещения»;
0 101 02 000 «Нежилые помещения»;
0 101 03 000 «Сооружения»;
0 101 04 000 «Машины и оборудование»;
0 101 05 000 «Транспортные средства»;
0 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;
0 101 07 000 «Библиотечный фонд»;
0 101 08 000 «Мягкий инвентарь»;
0 101 09 000 «Драгоценности и ювелирные изделия;
0 101 10 000 «Прочие основные средства».
Учет основных средств ведется в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов. Кроме объектов, входящих в его состав, бюджетному учету подлежат: ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, находящиеся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на счете 010109000 «Драгоценности и ювелирные изделия»;
белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.), постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.), одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.), обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.), спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.) на счете 010108000 «Мягкий инвентарь»;
посуда в составе счета 010106000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;
виды специальных (военных) основных средств по соответствующим счетам аналитического учета счета 010100000 «Основные средства».
Кроме того, в составе основных средств бюджетные учреждения учитывают:
– законченные капитальные вложения арендатора в арендованные им здания, сооружения, оборудование и другие объекты основных средств, если иное не предусмотрено договором аренды;
– капитальные вложения в многолетние насаждения, относящиеся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.
Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств может быть:
– объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
– отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных функций;
– обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов (смонтированных на одном фундаменте и представляющих собой единое целое), предназначенный для выполнения определенной работы.
Если у одного объекта несколько частей имеют разные сроки полезного использования, то каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Так, если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами. Надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Однако если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами. Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки (склады, гаражи и т.д.) также являются самостоятельными инвентарными объектами.
Каждому объекту, независимо от того, находится он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается инвентарный порядковый номер. При этом объекты стоимостью до 1 000 рублей включительно, а также мягкий инвентарь, посуда любой стоимости составляют исключение из данного правила, то есть им не присваиваются инвентарные номера. Когда инвентарный объект является сложным, то есть включает в себя те или иные обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, на каждом таком элементе должен быть тот же инвентарный номер, что и на основном объекте. Если у инвентарного объекта несколько частей, имеющих разные сроки полезного использования и которые учитываются как самостоятельные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер.
До 2005 года инвентарный номер состоял из восьми цифр. В пункте 48 Инструкции № 107н была представлена структура, в соответствии с которой должен был формироваться инвентарный номер. Таких требований Инструкция № 70н не содержит. Поэтому учреждение должно само определить, как будет выглядеть структура инвентарного номера нефинансовых активов. Инвентарные номера нужно присваивать не только основным средствам, но и непроизведенным и нематериальным активам.
Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на протяжении всего периода, когда он находится в учреждении. Инвентарные номера списанных объектов основных средств вновь принятым к бюджетному учету объектам не присваиваются.
Оценка основных средств
В отличие от ранее действовавших правил с 1 января 2005 года при определении первоначальной стоимости основных средств учитываются все затраты, связанные с их приобретением и доведением до состояния, в котором они пригодны для эксплуатации. К таким затратам относятся:
– суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), в том числе НДС (кроме их приобретения за счет средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход);
– суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
– суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
– регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
– вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
– затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;
– иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Учет основных средств ведут в полных рублях. Суммы копеек относят на счет 0 401 01 280 «Прочие расходы».
Приобретение основных средств за счет бюджетного финансирования
Рассмотрим на конкретном примере отражение операций по приобретению основных средств за счет финансирования из бюджета.
Школа приобрела за счет бюджетных средств мебель стоимостью 36 000,60 руб. (в том числе НДС – 5 491,62 руб.). Затраты по доставке мебели составили 2 360 руб. (в том числе НДС – 360 руб.) Мебель перед передачей в эксплуатацию необходимо было собрать. Сборка мебели осуществлялась силами учреждения. Заработная плата работников, участвующих в сборке, составила 3 000 руб.
В данном примере к фактическим затратам на приобретение основных средств относятся суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику мебели с учетом НДС, затраты по ее доставке до учреждения с учетом НДС и затраты по сборке.
Для учета указанных затрат Планом счетов предусмотрен счет 0 106 01 000 «Капитальные вложения в основные средства». Операции по вложениям в объекты основных средств за счет бюджетного финансирования отражаются по дебету счета 1 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства в корреспонденции с кредитом счетов: 1 302 17 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» (в части расчетов с поставщиком мебели), 1 302 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг» (в части расчетов с транспортной организацией), а также счета 1 302 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда» и счетов учета начисленных на заработную плату налогов: 1 303 02 730 «Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ», 1 303 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» (в части начисленной заработной платы работникам, участвовавшим в монтаже оборудования).
Суммы НДС, относящиеся к приобретенным материальным ценностям, полученным работам, услугам за счет бюджетных средств, на счете 0 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» не выделяются, а учитываются в составе капитальных вложений (п. 166 Инструкции № 70н).
Аналитический учет основных средств в бюджетных учреждениях: проводки
В статье расскажем про аналитический учет основных средств, расскажем, на каком счете ведется, дадим проводки, ответы на распространенные вопросы по выбытию, поступлению, амортизации и ремонту ОС.
На каком счете ведется учет ОС
Ведется учет ОС на 01 счете. Сальдо по дебету отражает сумму по которой были приобретены ОС (первоначальная стоимость). По дебету ведется запись о первоначальной стоимости поступившего ОС и их дооценке, по кредиту – выбытие и уценка ОС.
Хозяйственная операция | Дебет | Кредит |
Приобретены ОС от поставщика | ||
1. Во внеоборотные активы приняты ОС | 08 | 60(76) |
2. Денежные средства поставщику перечислены | 60(76) | 51 |
3. Начислен НДС | 19 | 60(76) |
4. ОС в эксплуатацию переданы | 01 | 08 |
ОС поступили как вклад в уставный капитал | ||
1. Определили размер взноса в УК | 75 | 80 |
2. ОС, которые внес учредитель в качестве вклада в УС оприходованы | 08 | 75 |
3. ОС эксплуатацию переданы | 01 | 08 |
Иные случаи поступления ОС | ||
1. ОС, которые были выявлены при инвентаризации оприходованы | 01 | 91 |
2. Оприходованы ОС, которые получены унитарной организацией при регистрации | 08 | 75 |
3. ОС в эксплуатацию переданы | 01 | 08 |
Учет поступления основных средств
В отличие от синтетического учета, аналитический учет представлен в виде пообъектного учета (см. → синтетический учет основных средств). На каждом отдельно взятом предприятии ведется такой учет по каждому объекту основного средства (ОС). Инвентарные карточки при этом выступают учетным регистром. Они ведутся по форме ОС-6 (см. → инвентарная карточка ОС-6 в 2021)и в таких карточках должна записываться нижеприведенная информация:
- наименование каждого объекта ОС;
- присвоенный ему номер (инвентарный);
- год выпуска, либо постройки;
- данные о приеме (дата, акт приема);
- данные о местонахождении объекта;
- стоимость принятия к учету (первоначальная);
- сумма начисленной амортизации;
- причину выбытия или внутреннее перемещение.
На обратной стороне карточки уже должна быть указана информация о происходящих изменениях: дата и затраты на достройку, либо реконструкцию, ремонтных работ, плюс индивидуальную характеристику ОС. Читайте также статью: → «Заполняем инвентарную карточку на объекты основных средств в 2021».
Инвентарные карточки можно сгруппировать по одному типу объекта, в случае если они имеют идентичные наименования, стоимость, назначение и в эксплуатацию вводятся в одном календарном месяце. Сведения для заполнения инвентарной карточки берутся из таких первичных документов, как акты о приеме-передачи, акты списания, технического паспорта и т.д.
После заполнения инвентарных карточек их необходимо зарегистрировать в описи. Опись карточек ведется уже по объединенным группам ОС. Вместо описи можно регистрировать карточке в инвентарной книге (форма ОС-6б инвентарная книга в 2021). Все инвентарные карточки должны быть составлены в едином экземпляре.
Важно учитывать! Если нужно внести новые записи на оборотную сторону карточки, но уже не хватает места, заводится новая карточка. Старая при этом должна быть сохранена как документ.
Аналитический учет выбытия основных средств
При аналитическом учете в бюджетных учреждениях ОС сгруппированы по Общероссийскому классификатору основных фондов. Эти группы:
- помещения жилые;
- помещения нежилые;
- сооружения;
- оборудование и машины;
- транспорт;
- хозяйственный инвентарь и производственный;
- библиотечные фонды;
- ювелирные изделия;
- другие ОС. Читайте также статью: → «Виды основных средств: в бухгалтерском учете, группы, схемы в 2021».
Кроме всего прочего, в бюджетных организациях учитываются:
- счет 010108000 «Драгоценности и ювелирные изделия» – изделия из драгоценных камней, изделия из драгоценных металлов, самородки, слитки и монеты из золота, серебра, палладия и платины, кроме монет, которые являются валютой РФ;
- счет 010100000 «ОС» – специальные военные основные средства.
За единицу ОС в бюджетном учреждении принимается инвентарный объект. При этом под инвентарным объектом понимаются:
- объекты со всеми возможными приспособлениями и со всеми принадлежностями;
- определенный объект, который выполняет отдельную конкретную функцию;
- комплекс и сгруппированные конструктивно-сочлененные предметы, которые представлены единым целым и предназначены для определенного вида работ.
Важно учитывать! Если здания имеют общую монолитную стену, но являются самостоятельным конструктивным целым, в учете они должны быть отражены как отдельные инвентарные объекты.
Самостоятельным инвентарным объектом также необходимо считать:
- пристройки наружные, которые имеют самостоятельное значение;
- здание котельной, в случае, если оно отдельно стоящее;
- склады, гаражи и другие надворные постройки;
Каждому объекту ОС присваивается (наносится) инвентарный номер, за исключением таких ОС, как:
- ОС, стоимость которых составляет менее 1000 рублей;
- ОС библиотечного фонда;
- все ювелирные изделия и драгоценности.
В тех случаях, когда на непосредственно само основное средство нет возможности нанести инвентарный номер (например, инструмент хирурга), номер все же присваивается и фиксируется во всех документах, но просто не наносится на объект. Присвоенный при приеме инвентарный номер необходимо сохранять за объектом вплоть до выбытия ОС, при этом после выбытия ОС этот номер не присваивается объектам, которые принимаются вновь.
Пример поступления ОС в бюджетную организацию
Для того, чтобы разобраться в основных проводках, рассмотрим следующий пример. В бюджетную организацию приобретено оборудование за бюджетные средства, в том числе оплатили доставку транспортной компанией этого оборудования.
Хозяйственная операция | Дебет | Кредит |
1. Получено ОС | 110631310 | 130231730 |
2. Отразили затраты по доставке | 110631310 | 130222730 |
3. Введено в эксплуатацию ОС | 110434310 | 110631410 |
Аналитический учет амортизации ОС
В любой организации сумма амортизации начисленной по ОС отражается по кредиту счета 02 «Амортизация ОС». Учет по этому счету ведется по отдельно взятому инвентарному объекту ОС. Такой учет обеспечивает возможность получать данные об амортизации для управления деятельностью организации, а также для составления бухгалтерской отчетности.
Аналитический учет ремонта ОС
Основные средства постоянно требуется поддерживать в исправном состоянии, а для этого проводится их своевременное восстановление. Под восстановлением понимается модернизация, реконструкция или ремонт объектов ОС. Ремонт и восстановление возможно осуществлять либо собственными силами организаций, либо прибегая к услугам подрядчиков.
Аналитический учет при ремонте ОС ведется в производственном отчете (лицевом счете) и в ведомости учета затрат по капвложениям и ремонту. В производственном отчете отдельной строчкой должна выделяться строка «Ремонт ОС» по каждому отдельно взятому ОС. В конце года нарастающим итогом подсчитываются затраты.
Аналитический учет инвентаризации ОС
Для выявления фактического наличия объектов ОС, а также проверки соответствия наличия данным бухучета проводится инвентаризация. Перед тем как провести инвентаризацию, проверяется имеются ли в наличие инвентарные карточки на каждое ОС. После проведения инвентаризации все данные заносятся в «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией», форма NИНВ-26. По результатам инвентаризации выявляются излишки или недостача, либо полное соответствие наличия ОС данным учета в организации.
Аналитический учет выбытия основных средств
Чтобы документально оформить выбытие ОС используются следующие формы:
- Акт приемки-передачи ОС (форма ОС-1) применяется для отражения операций по передачи объекта в совместную деятельность, либо доверительное управление, а также передачи в обмен на другое имущество организации. Читайте также статью: → «Форма ОС-1. Заполнение акта приема-передачи основных средств».
- Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма №ОС-3) применяется для приема либо сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации.
Ошибки аналитического учета ОС
Ошибка 1. Организации часто игнорируют необходимость заводить инвентарные карточки, а также оформлять Акт по форме NOC-1. Это очень грубая ошибка, так как в случае если в организации неизвестен момент ввода в эксплуатацию ОС, соответственно и амортизация не может быть начислена. А значит подтвердить расход в виде амортизационных отчислений и принять к вычету НДС организация не имеет право.
Ошибка 2. Недвижимость переведена в состав ОС после госрегистрации. Если оформлены первичные документы и первоначальная стоимость объекта, его необходимо учитывать на субсчете к 01 счету, даже если документы еще не переданы на госрегистрацию.
Ошибка 3. В организации составной объект списали по частям, хотя срок полезного использования частей существенно не различается. Нужно иметь ввиду, что каждая часть составного объекта учитывается как самостоятельный объект, только если срок полезного использования объектов различаются существенно.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1. Может ли организация списать по договорной стоимости объект ОС, если он передается как вклад в уставный капитал?
Нет. Объект необходимо отразить с учетом восстановленного НДС по остаточной стоимости.
Вопрос №2. По какой стоимости отражать ОС, передаваемые в залог.
На забалансовом счете 009 по балансовой стоимости.
Вопрос №3. Как отразить выручку от реализации ОС в отчете о прибылях и убытках, с НДС или без?