Чтобы компенсировать повышение акцизов на топливо: формулу демпфера снова могут скорректировать — уже с 1 января 2022 года
Правительство России прорабатывает варианты корректировки демпфирующего механизма для стабилизации топливного рынка уже с 1-го января 2022-го года. Об этом, как передает ТАСС, журналистам рассказали в Министерстве энергетики, комментируя статистику Росстата по ценам на бензин и дизельное топливо. Корректировка должна компенсировать эффект от традиционного повышения акцизов, а также от индексации базовой цены в формуле.
«В настоящее время анализируется целесообразность и просчитываются возможные варианты корректировок демпфера как по автомобильному бензину, так и по дизельному топливу с 1-го января 2022-го года с учетом и запланированных изменений акцизов, и индексации базовой цены отсечения в формуле «демпфера», — говорится в сообщении.
В свою очередь, для сохранения стабильных поставок топлива на рынки Дальневосточного федерального округа в Правительстве РФ прорабатывается механизм субсидирования перевозок нефтепродуктов, который тоже должен заработать в 2022-м году. Его введение позволит снизить давление на розничные цены со стороны оптового рынка.
Напомним: последний раз параметры демпфирующего механизма, который был введен с 2019-го года для сдерживания роста цен на топливо, корректировали в этом году.
Тогда с 1-го мая на 4 тыс. рублей снизили внутреннюю условную цену на бензин, что, с одной стороны, увеличило компенсации для нефтяных компаний из федерального бюджета, а с другой, сократило возможности для роста оптовых цен, поскольку внутренняя условная цена (она же — базовая или индикативная) устанавливает для них максимально возможную планку. Если реальные цены на бензин превысят индикативную цену более чем на 10% (а по дизельному топливу — более чем на 20%), выплаты для нефтяных компаний обнулятся.
Однако для дизельного топлива скорректированный демпфер как раз таки и должен заработать с 1-го января следующего года. Изменения касаются индексации базовой цены: если прежде она ежегодно увеличивалась на 5%, то с 2022-го года рост составит только 3%. В то время как для бензина индексация останется на прежнем уровне в 5% и только с 2023-го года уменьшится до 3%.
При этом с 1-го января 2022-го года действительно запланировано традиционное увеличение ставки акциза на бензин и дизельное топливо, в обоих случаях повышение достигнет 4%. Это неминуемо усилит нагрузку на внутренний рынок и повлечет за собой рост оптовых цен.
Ранее о необходимости скорректировать демпфирующий механизм говорили в Российском топливном союзе. Со своими предложениями выступила и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
В частности, в ведомстве считают, что следует сократить максимально возможное превышение внутренней условной цены для дизельного топлива — с 20% до 10%, а также установить раздельный расчет демпфера для летнего/межсезонного и зимнего дизельного топлива.
Отметим: в последний месяц значительно растет биржевая цена на зимнее дизельное топливо. Так, в прошлый четверг, 11-го ноября, она впервые превысила 61 тыс. рублей за тонну, а на торгах накануне, 16-го ноября, снова обновила исторический максимум.
При этом розничные цены растут меньшими темпами, но только потому, что есть «рекомендация» сдерживать их в пределах инфляции. Вместе с тем с 8-го по 14-е ноября, по данным Росстата, цены на дизельное топливо на АЗС увеличились в среднем на 51 копейку — до 52,1 рубля за литр.
В Российском топливном союзе отмечают, что проблема на рынке усугубляется тем, что действующие мощности по производству зимнего дизеля в принципе не могут обеспечить имеющиеся потребности. Ранее недостающий объем заполнялся за счет суррогата, который сейчас благодаря действиям надзорных служб уходит с рынка.
Акцизы на бензин в 2022 году
Автомобильный бензин и дизельной топливо являются одной из самых существенных затрат на содержание транспортного средства. Ведь покупать их приходится довольно регулярно. И чем чаще и больше ездит автомобиль, тем чаще его приходится заправлять.
Ни для кого не секрет, что автомобильное топливо постепенно дорожает, причем происходит это практически постоянно. Однако стоимость топлива зависит не только от затрат на его производство, транспортировку и продажу, но и от налоговых отчислений в пользу государства — так называемых акцизов.
Акцизы увеличиваются ежегодно и это приводит к росту стоимости дизельного топлива и бензина. В данной статье речь пойдет о размере топливных акцизов в 2022 году:
Акцизы на бензин в 2022 году
- с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — 13 793 рубля за 1 тонну;
- с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — 14 345 рублей за 1 тонну;
- с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — 14 919 рублей за 1 тонну;
В Налоговом кодексе размер акциза приведен для 1 тонны бензина. Чтобы получить величину налога в 1 литре бензина, нужно произвести несложные расчеты:
АИ 92 | АИ 95 | АИ 98 | |
Плотность, кг/м 3 | 735 | 750 | 765 |
Литров в тонне | 1360 | 1333 | 1307 |
Акцизы на литр в 2021 году | 9,75 руб. | 9,95 руб. | 10,15 руб. |
Акцизы на литр в 2022 году | 10,15 руб. | 10,35 руб. | 10,56 руб. |
Изучение таблицы позволяет сделать вывод о том, что новые акцизы окажут лишь незначительное влияние на подорожание бензина. По сравнению с 2020 годом рост составит от 40 до 41 копейки за литр бензина. В 2020 и 2021 году акцизы были увеличены на сравнимые суммы. А вот в 2018 и 2019 годах бензин дорожал намного быстрее — более 80 копеек за литр.
Акцизы на дизельное топливо в 2021 году
Акцизы на дизельное топливо вынесены в отдельный подпункт Налогового кодекса:
- с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно — 9 556 рублей за 1 тонну;
- с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно — 9 938 рублей за 1 тонну;
- с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно — 10 336 рублей за 1 тонну;
Рассчитаем, к какому подорожанию дизтоплива приведет увеличение акцизов:
То есть из-за налоговой составляющей стоимость литра дизельного топлива вырастет на 32 копейки.
Таким образом, в 2022 году увеличение акцизов окажет лишь небольшое влияние на подорожание топлива. При этом нужно понимать, что на практике бензин и дизтопливо могут подорожать гораздо больше. В этом случае подорожание будет обусловлено интересами производителей и продавцов топлива.
Госдума утвердила во втором чтении новые ставки акцизов на подакцизные товары до 2023 года
МОСКВА, 22 сентября. /ТАСС/. Госдума проголосовала во втором чтении за новые ставки акцизов на подакцизные товары, проиндексированные на 2021-2023 гг. Нормы были оформлены как правительственные поправки ко второму чтению законопроекта о введении обратного акциза на этан и сжиженные углеводородные газы. Документом, в частности, предусматривается рост акциза на табак и табачные изделия на 20% в 2021 году и индексация ставок подакцизных товаров в 2023 году относительно 2022 года на уровень прогнозируемой инфляции (4%).
Акцизы на табак
Согласно поправкам, ставка акциза на папиросы и сигареты в 2021 году будет составлять 2359 рублей за 1 тысячу штук, на вейпы и электронные сигареты — 60 рублей за штуку. Ставка акциза на сигареты и папиросы в 2023 году составит 2 552 рублей за 1 тысячу штук плюс 16% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3 467 руб. за 1 тыс. штук. Акциз на вейпы и электронные сигареты составит в 2023 году 64 рубля, на сигары — 278 рублей за 1 штуку, на сигариллы, биди и кретек — 3965 рублей за 1 тысячу штук.
Акцизы на алкоголь
В 2023 году вырастут акцизы на алкогольную продукцию — так, акциз на виноград, используемый для производства вина, составит 33 рубля за тонну, акциз на виноматериалы, виноградное и фруктовое сусло составит 34 рубля за 1 литр, акциз на вина и фруктовые вина составит 34 рубля за литр, на игристые вины — 45 рублей за литр, на сидр, пуаре, медовуху, а также пиво с содержанием менее 8,6% этилового спирта — 25 рублей за 1 литр, пиво с содержанием более 8,6% этилового спирта — 47 рублей за 1 литр, на винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта — 45 рублей за 1 литр.
Акциз на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) дистиллятов) составит 613 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. Аналогичная продукция с объемной долей этилового спирта менее 9% будет облагаться акцизом по ставке 490 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
Акцизы на бензин и автомобили
Вырастут также акцизы на автомобильный бензин: для не соответствующий классу 5 бензин акциз составит 14 736 рублей за 1 тонну, на бензин класса 5 — 14 345 рублей за 1 тонну, на дизельное топливо — 9 938 рублей за 1 тонну, на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей — 6 318 рублей за 1 тонну, акциз на авиационный керосин с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2023 года включительно составит 2 800 рублей за 1 тонну.
Акцизы на легковые автомобили с 2023 года с мощностью двигателя 90 л. с и до 150 л. с. включительно составят 55 руб. за 1 л. с., с мощностью двигателя свыше 150 л. с. и до 200 л. с. включительно — 531 руб. за 1 л. с., с мощностью двигателя свыше 200 л. с. и до 300 л. с. включительно — 869 руб. за 1 л. с., с мощностью двигателя свыше 300 л. с. и до 400 л. с. включительно — 1 482 руб. за 1 л. с., с мощностью двигателя свыше 400 л. с. и до 500 л. с. включительно — 1 534 руб. за 1 л. с, с мощностью двигателя свыше 500 л. с. — 1 584 руб. за 1 л. с.
Транспортный налог и акцизы
Владельцы транспортных средств часто заявляют о двойном налогообложении своих авто. Кроме транспортного налога, который они ежегодно уплачивают в региональный бюджет, автовладельцы сталкиваются с двумя акцизами. Первый заложен в цену самого авто, а второй — включен в цену бензина и дизельного топлива, так как все это подакцизные товары.
Акциз на топливо
Акцизам посвящена глава 22 НК РФ. Бензин — это не единственный подакцизный товар, но именно он интересует всех автовладельцев. Акциз на бензин появился еще в 1994 году. Рассчитывался он по октановому числу, чем оно выше, тем выше ставка.
С 2011 года октановое число было заменено на класс экологической безопасности. Ставки закреплены в ст. 193 НК РФ. Бензин, не соответствующий классу 5, с 1 января 2021 года облагается акцизом по ставке 13 624 рубля за 1 тонну. При этом ставка ежегодно растет, уже установлены значения на 2022 и 2023 года — 14 169 рублей за 1 тонну и 14 736 рублей за 1 тонну соответственно.
Бензин класса 5 более экологичен, поэтому ставка ниже. На 2021 год на 1 тонну бензина приходится 13 262 рубля акциза. Ставка на Евро-5 также вырастет в 2022 и 2023 года — 13 793 рублей за 1 тонну и 14 345 рублей за 1 тонну соответственно.
Ставка акциза на дизельное топливо существенно ниже. 9 188 рублей за тонну — в 2021 году, 9 556 рублей за тонну — в 2022 году, и 9 938 рублей за 1 тонну — в 2023 году.
Зная ставку акциза за 1 тонну бензина, можно посчитать размер акциза в 1 литре топлива. Действующий акциз на Евро-5 — 13 262 рубля за 1 тонну, следовательно, 13,26 рубля за 1 кг топлива.
Однако 1 кг не равен 1 литру бензина, так как плотность бензина меньше плотности воды. Для расчетов принимаем плотность бензина 750 кг/м3. Следовательно, 1 кг бензина соответствует 1,33 литрам.
Ставка акциза в литре бензина составляет 9,97 рублей. При цене бензина примерно в 45 рублей доля акциза в его стоимости составляет 22 %. При этом акциз — это не единственный налог в бензине. В цену включены также НДС и налог на добычу полезных ископаемых.
Ежегодный рост акцизов сказывается и на постоянном росте цен на топливо.
Акциз на автомобили
Акциз на автомобиль — это второй сбор, с которым сталкиваются автовладельцы. При этом акциз включен в стоимость как отечественного транспорта, так и иномарок, ввезенных из-за границы.
Ставка акциза зависит от мощности автомобиля, измеряемой в киловаттах или лошадиных силах. Закреплена она в ст. 193 НК РФ. Чем мощнее автомобиль, тем больше сумма акциза. Налоговый кодекс выделяет следующие группы авто по их мощности:
- до 67,6 кВт (90 л.с.) — ставка с 2021 года 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.);
- свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) — ставка в 2021 году 51 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 53 рубля, а в 2023 — 55 рублей;
- свыше 112,5 кВт (150 л.с.) и до 150 кВт (200 л.с.) — ставка в 2021 году 491 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 511 рублей, в 2023 — 531 рубль;
- свыше 150 кВт (200 л.с.) и до 225 кВт (300 л.с.) — ставка в 2021 году 804 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 836 рублей, в 2023 — 869 рублей;
- свыше 225 кВт (300 л.с.) и до 300 кВт (400 л.с.) — ставка в 2021 году 1 370 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 425 рублей, в 2023 — 1 482 рубля;
- свыше 300 кВт (400 л.с.) и до 375 кВт (500 л.с.) — ставка в 2021 году 1 418 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 475 рублей, в 2023 — 1 534 рубля;
- свыше 375 кВт (500 л.с.) — ставка в 2021 году 1 464 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 523 рубля, в 2023 — 1 584 рубля.
Разберем расчет суммы акциза на примере двух автомобилей. Например, Иванов И.И. решил купить в Германии BMW X5. У автомобиля 249 лошадиных сил. Следовательно, при прохождении таможни Иванов заплатит по 804 рубля за каждую «лошадь», всего — 200 196 рублей.
Или Иванов купит за границей TOYOTA Corolla, у которой 122 лошадиные силы. На таможне он отдаст гораздо меньше — 51 рубль за каждую «лошадку», то есть 6 222 рубля.
Транспортный налог
Акцизы в стоимости бензина и топлива — это еще не все. Каждый автовладелец ежегодно платит транспортный налог в региональный бюджет. Ставка налога закреплена в ст. 361 НК РФ.
Порядок расчета очень похож на расчет акциза на автомобиль, так как сумма налога напрямую зависит от мощности двигателя в киловаттах или лошадиных силах. Кроме того, на сумму налога влияет класс машины. В Налоговом Кодексе выделены следующие группы:
- легковые автомобили до 100 л.с. включительно — 2,5 рубля за 1 л.с.;
- от 100 до 150 л.с. включительно — 3,5 рубля за 1 л.с.;
- от 150 до 200 л.с. включительно — 5 рублей за 1 л.с.;
- от 200 до 250 л.с. включительно — 7,5 рублей за 1 л.с.;
- свыше 250 л.с. — 15 рублей за 1 л.с;
- грузовые автомобили до 100 л.с. включительно — 2,5 рубля за 1 л.с.;
- от 100 до 150 л.с. включительно — 4 рубля за 1 л.с.;
- от 150 до 200 л.с. включительно — 5 рублей за 1 л.с.;
- от 200 до 250 л.с. включительно — 6,5 рублей за 1 л.с.;
- от 250 л.с. — 8,5 рублей за 1 л.с.
Кроме того налогом облагаются мотоциклы, мотороллеры, яхты, снегоходы, гидроциклы и так далее.
Теперь вернемся к нашему примеру. Допустим Иванов владел автомобилем на протяжении 12 месяцев, следовательно, сумма налога за BMW X5 составит:
7,5 руб. * 249 л.с. * 12 мес. = 22 410 рублей в год.
А за TOYOTA сумма будет в несколько раз меньше:
3,5 руб. * 122 л.с. * 12 мес. = 5 124 рубля в год.
Важно! Транспортный налог идет в региональный бюджет. Ставки в регионах могут отличаться друг от друга. Кроме того, иногда применяется повышающий коэффициент, если машина новая и стоит больше 3 млн рублей.
Двойное налогообложение
Получается, владельцы автомобиля несут налоговую нагрузку в виде акциза в цене бензина и самой машины и ежегодно платят налог. И все эти расходы связаны с владением одним объектом — автомобилем.
В Госдуму ежегодно приходят предложения об отмене транспортного налога, так как в целом плата за пользование автомобилем уже лежит в цене бензина в виде акциза. Такое решение поможет избежать двойного налогообложения.
Кроме того, отказ от транспортного налога поможет поддержать тех автовладельцев, которые редко пользуются своим автомобилем. Ведь сейчас налог уплачивают все владельцы, даже если автомобиль фактически не используют.
Но никаких существенных изменений в части акциз и налога пока не произошло, и автовладельцы платят и акциз и сам налог. Комментарий по поводу двойного налогообложения автовладельцев даже давала ФНС в своем Письме № БС-2-21/279@ от 07.03.2017 года.
По факту объектом налогообложения акцизом признаются операции по продаже подакцизных товаров, в том числе бензина. Плательщики — производители нефтепродуктов и получатели, имеющие специальное свидетельство.
Объект налогообложения транспортным налогом — транспортное средство, в том числе автомобили, воздушные и водные суда.
С точки зрения НК РФ объекты налогообложения абсолютно разные. В одном случае это действия по реализации, а в другом — транспортные средства. Поэтому говорить о двойном налогообложении закон не позволяет.
Замена транспортного налога акцизом
Идея об отмене транспортного налога и замене его более высоким акцизом не нова. Подобную идею пытались воплотить в 2016 году, однако, акциз вырос, а налог не отменили. Есть три основные стоп-фактора для отмены налога.
Транспортный налог — региональный налог
За счет этого налога пополняется не федеральный, а региональный бюджет. Да, это не самая доходная его часть, но все же это деньги. Экономическое развитие части регионов России оставляет желать лучшего, а лишение их части доходов еще более усугубит ситуацию.
Рост цен на бензин
Просто отменить транспортный налог нельзя. Такое действие — это добровольное лишение регионального бюджета дохода, и, как следствие, сокращение финансирования части программ связанных с дорогами и транспортом. Поэтому отмененный налог нужно чем-то заменить.
Компенсация будет происходить за счет увеличения ставки акциза на топливо. Но в таком случае существенно вырастет цена на бензин. К тому же нельзя гарантировать, что такое решение положительно скажется на автовладельцах. Вероятно, нагрузка на тех, кто интенсивно использует авто в деятельности, возрастет.
Рост инфляции
Топливо нужно не только для того, чтобы заправлять личный автомобиль. Бензин и другие виды топлива плотно связаны со всеми производственными цепочками. Доставка сырья, перемещение товаров, доставка работников и так далее — везде задействовано топливо.
Рост цен на бензин приведет к скачку цен практически на все конечные продукты, начиная от продуктов питания, заканчивая предметами роскоши. Эксперты оценивают повышение цен при таком развитии событий на уровне 20-30 %.
<Письмо> ФНС России от 19.05.2021 N СД-4-3/6889 «Об акцизах» (вместе с <Письмом> Минфина России от 14.05.2021 N 03-13-12/37108)
Федеральная налоговая служба по вопросу неприменения в отдельных налоговых периодах налогового вычета акциза налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, направляет для сведения и использования в работе письмо Минфина России от 14.05.2021 N 03-13-12/37108 по данному вопросу.
При этом ФНС России поручает:
— осуществлять проведение соответствующих мероприятий налогового контроля с учетом позиции, изложенной в указанном письме Минфина России;
— проводить мониторинг обжалования налогоплательщиками доначислений по данному основанию;
— информировать заинтересованные Управления ЦА ФНС России о выявлении в результате мероприятий налогового контроля нарушения, изложенного в прилагаемом письме, вынесении соответствующих ненормативно-правовых актов налоговых органов, а также о фактах и результатах досудебного и судебного обжалования таких актов.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 14 мая 2021 г. N 03-13-12/37108
В связи с письмом по вопросу не применения в отдельных налоговых периодах 2020 года налогового вычета акциза налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья (далее — свидетельство), Минфин России сообщает.
В соответствии с подпунктом 13.1 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) нефтяное сырье относится к подакцизным товарам.
Согласно подпункту 34 пункта 1 статьи 182 Кодекса объектом налогообложения акцизами признается направление нефтяного сырья, принадлежащего на праве собственности организации, имеющей свидетельство, на переработку на производственных мощностях, принадлежащих такой организации, либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке нефтяного сырья.
Пунктом 8 статьи 193 Кодекса установлен порядок расчета ставки акциза на нефтяное сырье, согласно которому ставка акциза рассчитывается по формуле с учетом удельного коэффициента, характеризующего корзину продуктов переработки нефтяного сырья (СПЮ).
Удельный коэффициент СПЮ определяется исходя из количества нефтяного сырья (VНС), направленного на переработку за налоговый период, и количества нефтепродуктов (по видам — VПБ, VСВ, VКС, VТ), произведенных из нефтяного сырья, направленного на переработку, и реализованных (переданных) в налоговом периоде. В тоже время в случаях, когда по итогам налогового периода соотношение количества нефтепродуктов к объему нефтяного сырья оказалось менее 0,75 и (или) налогоплательщиком не обеспечен необходимый минимальный объем реализации на биржевых торгах произведенных автомобильного бензина класса 5 и (или) дизельного топлива класса 5, ставка акциза на нефтяное сырье для такого налогового периода принимается равной 0.
На основании пункта 1 статьи 200 Кодекса (в редакции, действовавшей до 31.12.2020) налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 27 статьи 200 Кодекса вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на коэффициент 2, исчисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство, в периоде действия свидетельства при совершении им операций, указанных в подпункте 34 пункта 1 статьи 182 Кодекса, и увеличенные на величину КДЕМП, определяемую в соответствии с данным пунктом, при условии представления документов, предусмотренных пунктом 28 статьи 201 Кодекса.
Если иное не указано в данной норме, величина КДЕМП определяется налогоплательщиком самостоятельно в следующем порядке:
КДЕМП = ДАБ x VАБ x КАБ_КОМП + ДДТ x VДТ x КДТ_КОМП + ДДВ_АБ x VДВ_АБ + ДДВ_ДТ x VДВ_ДТ.
Показатели ДАБ, ДДТ характеризуют разницу между ценой экспортной альтернативы на моторное топливо и условной оптовой ценой реализации его на внутреннем рынке, значение которой непосредственно установлено в пункте 27 статьи 200 Кодекса. Указанная разница может принимать как положительное, так и отрицательное значение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 202 Кодекса сумма акциза, подлежащая уплате, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 200 Кодекса, сумма акциза, определяемая в соответствии со статьей 194 Кодекса.
При превышении средних цен экспортной альтернативы на нефтепродукты, определяемых указанным пунктом, над установленными условными средними оптовыми ценами реализации на внутреннем рынке за 1 тонну автомобильного бензина и за 1 тонну дизельного топлива, КДЕМП принимает положительное значение и в условиях растущих цен на нефть на мировых рынках компенсирует нефтеперерабатывающим компаниям данную разницу. Но в случае обратной ситуации — когда величина условных средних оптовых цен реализации моторного топлива на внутреннем рынке превышает цены экспортной альтернативы — КДЕМП принимает отрицательное значение и может приводить к образованию суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту N 493989-7, которым предусматривалось введение акциза на нефтяное сырье, его механизм построен на установлении налогового вычета для организаций, получивших свидетельство, с учетом объемов произведенных из нефтяного сырья высокооктанового автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива, уровня цены на нефть на мировых рынках, а также уровня средних оптовых цен реализации указанных нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
При этом в период с 1 января 2019 года при существенно изменившихся макроэкономических условиях из-за соотношения курса рубля и падающих (растущих) цен на нефть Правительством Российской Федерации принимались решения о донастройке механизма демпфера для удержания розничных цен на топливо в пределах инфляции и поддержания экономики нефтепереработки.
Так, Федеральным законом от 30 июля 2019 г. N 255-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.07.2019 были снижено значение условной средней оптовой цены реализации на внутреннем рынке автомобильного бензина с 56 тыс. рублей до 51 тыс. рублей за тонну, дизельного топлива и с 50 тыс. рублей до 46 тыс. рублей за тонну, увеличено значение компенсационного коэффициента с 0,6 до 0,75 в отношении автомобильного бензина и до 0,7 в отношении дизельного топлива в 2019 году, с 0,5 до 0,68 в отношении автомобильного бензина и до 0,65 в отношении дизельного топлива — начиная с 2020 года.
В настоящее время в рамках донастройки механизма демпфирующей составляющей акциза на нефтяное сырье предлагается снижение с 1 мая 2021 года условного значения средней оптовой цены реализации на территории Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 на 4 тысячи рублей. Кроме того, с 5 до 3 процентов предлагается снизить уровень ежегодной индексации условных значений средних оптовых цен реализации на территории Российской Федерации: по дизельному топливу — с 1 января 2022 года; с 1 января 2023 года — по автомобильному бензину.
Исходя из экономического и правового содержания акциза на нефтяное сырье налоговый вычет, применяемый к его исчисленной сумме, установленный пунктом 27 статьи 200 Кодекса, используется одновременно как инструмент поддержки нефтеперерабатывающей отрасли, инструмент влияния на динамику розничных цен моторных топлив, их объемов на российском рынке и инструмент решения фискальных задач государства.
Таким образом, особый порядок налогообложения акцизом, применяемый на основе свидетельства, предусматривает целостную систему мер, в рамках которой получаемым экономическим стимулам при одних обстоятельствах должны корреспондировать обязанности по уплате акциза в полном объеме в других обстоятельствах.
Поскольку вышеизложенное следует учитывать при оценке правового регулирования акциза на нефтяное сырье, то налоговый вычет, включая показатель КДЕМП, является обязательным элементом расчета суммы действительных налоговых обязательств организаций, имеющих свидетельство, и не может применяться или не применяться по выбору налогоплательщика.
Таким образом, в соответствии с вышеназванными нормами главы 22 «Акцизы» Кодекса у налогоплательщика за конкретный налоговый период могут возникнуть обязательства по уплате в бюджет сумм акциза в отношении нефтяного сырья.
В этой связи Минфин России поручает ФНС России:
— осуществлять проведение соответствующих мероприятий налогового контроля с учетом вышеизложенной позиции;
— проводить мониторинг судебного обжалования налогоплательщиками доначислений по данному основанию, информировать Минфин России о результатах такого обжалования.