Способы контроля расхода топлива
В этой статье мы рассмотрим современные методы учета расхода топлива и расскажем обо всех плюсах и минусах, чтобы вы могли сделать выбор в пользу решения, которое подойдет именно вам. На сегодняшний день существуют три вида оборудования для контроля уровня топлива: CAN-шина, ДУТ (ёмкостный датчик уровня топлива) и ДРТ (проточный датчик расхода топлива). Рассмотрим каждый способ подробнее.
Контроль расхода топлива через CAN-шину
Требуемое оборудование: штатный датчик уровня топлива, CAN-шина, бесконтактные считыватели или адаптер CAN-LOG.
Достоинства: низкая цена и простой монтаж.
Недостатки: существенная погрешность в измерениях.
Этот способ — наименее точный из трех перечисленных, так как погрешность штатного датчика уровня топлива может достигать 30%. Кроме того, у некоторых типов датчиков есть так называемые «мертвые зоны», в которых измерения не производятся. Мертвые зоны могут занимать до 10% объема бака, что дополнительно снижает точность измерений.
С другой стороны, CAN-шина может передавать больше информации, чем просто уровень топлива — это и скорость передвижения, и нагрузка на ось, и уровень давления масла и еще множество параметров, которые зависят от бортовой системы вашей техники. Поэтому использовать CAN-шину для контроля топлива, несмотря на погрешности, вполне возможно, тем более что этот способ наиболее бюджетный.
Контроль расхода топлива через ДРТ
Требуемое оборудование: проточный датчик уровня топлива.
Достоинства: высокая точность.
Недостатки: высокая цена оборудования и его обслуживания, сложность установки и наличие «слепых зон».
Этот способ контроля расхода топлива намного точнее, чем через CAN-шину — погрешность современных цифровых ДРТ составляет не более 3%. Однако у проточных датчиков есть «мертвая зона» — слив топлива через «обратку» они не засекут. С завода ДРТ приходят уже откалиброванными и готовыми к работе. Но вот конструкцию емкостных датчиков надежной не назовешь: они требуют постоянного обслуживания, особенно в условиях низких температур. Более того, засоры ДРТ могут привести к неполадкам в работе двигателя, поэтому за его состоянием нужно постоянно следить.
Контроль расхода топлива через ДУТ
Требуемое оборудование: емкостный датчик уровня топлива.
Достоинства: высокая точность и защита от сливов, оптимальная цена.
Недостатки: влияние внешних факторов на точность.
По соотношению цены и точности измерений емкостные датчики — оптимальное оборудование из перечисленного в этой статье. В норме погрешность ДУТ не превышает 1%, однако неправильный монтаж и некоторые внешние факторы могут снизить точность датчика. Также в ряде случаев может потребоваться установка более одного ДУТ — например, если бак нестандартной перпендикулярной формы или их несколько.
В отличие от ДРТ, который умеет определять только расход топлива, ДУТ передает информацию обо всех заправках и сливах. Таким образом, обмануть датчик становится практически невозможно. Единственная мера предосторожности, которая вам потребуется — визуальный осмотр оборудования на предмет посторонних кранов и врезок. Компания «Автонавикс» предоставляет услугу топливного консалтинга, в ходе которой специалисты нашей техподдержки сообщат вам о повышенных расходах топлива и возможных врезках в топливную систему — сливах через «обратку».
Услугой топливного консалтинга пользуются компании с большим автопарком техники. Если вам нужна профессиональная консультация по выбору системы учета топлива и способов его экономии, обратитесь в компанию «Автонавикс». оставьте заявку на сайте или позвоните по номеру в вашем городе — наши менеджеры всегда готовы предоставить консультацию.
Последние новости
Для эффективного использования современной посевной техники требуется ряд условий, одним из которых является обратная связь с механизатором. Трактор для этого использует приборную панель и бортовой компьютер, а посевной комплекс или пропашная сеялка—систему контроля высева
В современной России в процессе оценки технического состояния автомобилей любых марок и категорий теперь обязательно требуется принимать во внимание рекомендации, изложенные специальным нормативным документом
Тахограф является устройством для контроля скорости движения автомобильного средства, учета пройденного расстояния, времени, потраченного на отдых водителей
Как контролировать расход топлива: различные способы мониторинга
Организовать ГЛОНАСС контроль расхода топлива на предприятии можно несколькими способами. Мы расскажем о разных вариантах контроля расхода топлива с применением систем спутникового мониторинга.
В одной из предыдущих статей мы уже говорили о том, как организовать контроль ГСМ с помощью технологий ГЛОНАСС/GPS. Сегодня мы коснемся этого вопроса подробнее и расскажем о разных вариантах контроля расхода топлива с применением систем спутникового мониторинга.
Как ГЛОНАСС контролирует расход топлива
Организовать ГЛОНАСС контроль расхода топлива на предприятии можно несколькими способами:
1. Самый простой из них – расчет расхода топлива по нормативу:
ГЛОНАСС/GPS трекер фиксирует пробег ТС;
данные о пробеге умножаются на норму расхода топлива на километр пробега.
Такой вариант контроля самый дешевый, но и самый приблизительный: данные могут сильно отличаться от реальных, не исключается возможность махинаций со стороны водителя. Данный способ часто используется в налоговом учете для списания пробега ТС и расхода топлива .
2. Еще один способ – контроль по штатному датчику топлива:
штатный датчик уровня топлива подключается к ГЛОНАСС/GPS трекеру;
уровень топлива в баке оценивается по положению поплавка датчика.
Недостаток метода в том, что показания датчика может исказить любая встряска на дороге, расхождения могут составлять десятки литров. Но и в тоже время это один из самых бюджетных вариантов по контролю за расходом топлива. Иногда этот метод применяется на ряде транспортных средств за счёт конструкторской особенности топливной системы. Чаще всего это легковые автомобили, т.к. бензобак имеет «неправильную», изогнутую форму и нет места для монтажа датчика уровня топлива или же отсутствует бортовой компьютер или нет возможности к нему подключиться.
3. Один из самых точных методов – контроль расхода по емкостному датчику уровня топлива (ДУТ):
ДУТ устанавливается в бак автомобиля и подключается к трекеру;
система ГЛОНАСС/GPS контроля получает от датчика данные о текущем уровне горючего в баке, фиксирует расход, заправки и сливы топлива.
Погрешности при таком способе контроля топлива минимальны. Корректные, правильные данные будут поступать в «Путевой лист» или любой другой документ для управленческого учета. Для дальнейшего списания топлива, нужно его оприходывать на счёт 10 «Материалы» потребуется только чек с АЗС или выгрузка из процессингового центра топливной компании, что бы затем списать топливо. В данном случае процесс занимает минимум времени и сокращает издержки на операционистов. Такая схема работы очень удобна, для этого нужно в программном обеспечении «1С:Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS» настроить необходимые функции и настроить интеграцию с продуктами для управленческого учёта 1С:Предприятие 8.
4. Еще один способ – контроль с помощью CAN-шины:
к CAN-шине через CAN-адаптер подключается автомобильный трекер;
адаптер считывает данные с CAN -шины и передает их через трекер в систему ГЛОНАСС мониторинга.
Преимущества этого способа в том, что он достаточно точен и не требует сложного монтажа. Так же как в варианте с погружным датчиком топлива можно автоматически начислять амортизацию по транспортному средству и списывать расходы.
Как контролировать расход топлива у водителя
Если вы хотите организовать контроль расхода топлива у водителя, при котором полученные данные будут максимально достоверны – мы рекомендуем использовать ДУТ и интегрировать систему ГЛОНАСС/GPS с процессинговыми центрами. В этом случае ГЛОНАСС контролирует расход топлива по трем направлениям:
Данные процессингового центра о заправках с учетом объема, вида и стоимости топлива, времени и адреса заправки.
Расчет расхода ГСМ по нормативам.
Сопоставление этих показателей позволит рассчитывать реальные затраты и оценивать рациональность расхода топлива, при этом у водителя не будет ни малейшей возможности исказить информацию.
Существует еще один способ контроля расхода топлива, это монтаж в топливную систему двигателя внутреннего сгорания «Расходомеров», эти датчики сконструированы по принципу счётчиков воды, газа, которыми Вы пользуетесь в повседневной жизни, как правило в нем установлено несколько шестеренок и при прохождении через них топлива они выдают значение, которое принято считать как потребляемое топливо двигателем. Данный метод выдает только одно значение (кол-во пройденного через него топлива) и для полноценного учета расхода топлива на предприятии не подойдет. Его можно использовать как дополнительный к погружному датчику уровня топлива или CAN шине. Из-за дороговизны оборудования и сложности монтажа, с дальнейшим обязательным техническим обслуживанием данный метод контроля топлива применяется крайне редко.
Варианты контроля расхода топлива в автопарках: плюсы, минусы, критерии выбора
- Напрямую к контактной сети автомобиля – это менее предпочтительно, так как нарушает гарантийную целостность ТС.
Плюсы: легкость монтажа
Минусы: высокая погрешность показаний (≈15%)
Уровень начальных затрат: от 2 000 рублей
Для каких ТС больше подходит: легковой транспорт
Цифровые датчики расхода топлива – это высокоточные приборы, их погрешность не превышает 1-3%. В отличие от датчиков уровня топлива, о которых мы расскажем дальше, ДРТ не отслеживают заправки и сливы. Однако, на основе данных о расходе топлива реально рассчитать другие показания.
Расходомеры можно установить на любое транспортное средство независимо от конструкции бака, и это еще одно их преимущество. Поэтому ДРТ так востребованы в работе с разнотипной спецтехникой. К тому же, они могут передавать данные о времени работы и температуре двигателя.
Но, по сравнению с другими вариантами, датчики расхода топлива дороже, их обслуживание требует большего внимания. Например, всегда есть вероятность возникновения примесей и засоров, особенно в экстремальных условиях эксплуатации. Плюс для некоторых типов техники, а также с целью пресечения отдельных рисков (допустим, слива топлива через «обратку»), требуется устанавливать дифференциальные или двухкамерные ДРТ. Тогда стоимость затрат возрастает примерно в два раза.
Плюсы: высокая точность показаний с низкой погрешностью (1-3%)
Минусы: сложность в обслуживании
Уровень начальных затрат: от 11 000 рублей
Для каких ТС больше подходит: спецтехника и транспорт с баками, сложными для установки ДУТ
Погрешность показаний, которые передают в систему спутникового контроля датчики уровня топлива, тоже находится на уровне 1-3%. Точность во многом будет зависеть от качества калибровки датчика и тарировки бака. Поэтому при монтаже и настройке ДУТ на это нужно обращать самое пристальное внимание. Для некоторых типов ТС может потребоваться установка нескольких датчиков, в частности, с целью контроля уровня топлива в секциях цистерны бензовоза или на машинах с несколькими баками.
Достоинство ДУТ состоит в том, что они не только обеспечивают высокую точность показаний до 99%, но и могут определять любые несанкционированные манипуляции с топливом и попытки вмешаться в работу телематического оборудования. Подробнее о видах таких махинаций вы можете прочесть в нашей статье «Попробуем обмануть датчик уровня топлива?». Но для эффективного контроля будет недостаточно просто установки датчика. Необходимо, чтобы в самой программе ГЛОНАСС/GPS мониторинга были реализованы соответствующие инструменты аналитики (графики, отчеты, статистика и т.д.) и была возможность настраивать оперативные уведомления диспетчеров и руководства о действиях на объектах (e-mail, SMS, мессенджеры).
По своей стоимости датчик уровня топлива будет дороже варианта контроля через CAN-шину, но дешевле ДРТ. Препятствием для установки ДУТ может стать форма бака, потому он подходит не для всех типов и моделей транспортных средств.
Плюсы: высокая точность показаний с низкой погрешностью (1-3%)
Минусы: подходит не для всех ТС
Уровень начальных затрат: от 6 500 рублей
Для каких ТС больше подходит: грузовой транспорт, автобусы, топливозаправщики, отдельные типы спецтехники
Как видите, на выбор того или иного решения для контроля расхода топлива влияют такие факторы, как конструктивные особенности транспорта и специфика работы автопарка. Универсальным решением можно было бы назвать первый вариант (показания с CAN-шины), но степень погрешности устроит не каждого. Агитировать только за ДУТ или только за ДРТ мы тоже не станем, так как всё зависит от индивидуальных задач. В дополнение к этим способам в автопарках также можно внедрить контроль ГСМ по топливным картам (с передачей данных в систему спутникового мониторинга), устройства для идентификации водителей и другие решения, позволяющие сокращать расходы, повышать дисциплину и качество работы.
Проконсультироваться по вопросам выбора и внедрения систем для контроля за расходом топлива вы всегда можете у специалистов компании ГУГОЛ по телефону 8 800 775 31 35 и с помощью форм обратной связи на этом сайте. Спрашивайте – мы будем рады ответить!
5 приемов, чтобы сэкономить топливо (и 2 заблуждения)
Если на автомобиле установлен кенгурин, защита порогов, множество высоких антенн или даже поперечные рейлинги на крыше с багажником на них, то перерасхода топлива не избежать. «Жрать» будет даже дополнительное зеркальце на боковом зеркале заднего вида. Все это «цепляется» за воздух и тормозит автомобиль, из-за чего двигателю приходится напрягаться и поглощать больше топлива. Так что снимаем все это добро без сожаления, если действительно желаете сэкономить.
2. Смените фильтр
Чтобы меньше нагружать двигатель, ему надо дать полный доступ к воздуху и топливу — он лишнего не возьмет. При забитом воздушном и топливном фильтрах эффективность мотора падает, и чтобы держаться в потоке так, как хочет буквально пинающий педаль газа водитель, ему приходится напрягаться. Особенно важна чистота воздушного фильтра, а также его сопротивление — оно должно быть минимальным.
3. Накат
Чтобы автомобиль легко катился и его можно было меньше пришпоривать, проверьте давление в шинах и накачайте их так, как предусмотрено в инструкции по эксплуатации (табличку с давлением в шинах вы найдете в проеме двери водителя). Не пугайтесь, если там будут указаны 2,4 атмосферы или даже 3 на задних колесах при загруженном багажнике. Инженеры все рассчитали, и расход топлива «по паспорту» измерялся именно с этим давлением в шинах. Если оно меньше, то увеличивается сопротивление качению и растет расход топлива.
Также для сохранения наката почистите тормозные механизмы: колесо у поднятого на домкрате или подъемнике автомобиля (на нейтралке и без стояночного тормоза) должно вращаться легко, делая несколько оборотов после того, как вы его крутанули.
Полезны и шины с пониженным сопротивлением качению, поэтому при следующей покупке шин удостойте вниманием и этот параметр.
4. Багаж
Не возите с собой лишнее — любой груз существенен при разгонах и влияет на степень деформации шин в области пятна контакта, делая его больше.
5. Оптимальная скорость
Поддерживайте скорость в районе 90 км/ч на трассе и примерно 70 км/ч в городе (там, где это разрешено, конечно). Это самые экономичные режимы движения.
Можно также следовать за грузовиком. Они ездят с такой же скоростью, и вы никуда не опоздаете, но при этом ваш автомобиль будет находиться в воздушном мешке, где сопротивление встречного потока воздуха минимально.
Миф 1. Коробка в нейтраль
Никогда при движении накатом не переключайтесь на нейтраль. Для автоматических коробок это вредно, но даже на механике вы тем самым переводите мотор в режим холостого хода, и топливо начинает поступать в цилиндры, чтобы этот режим поддерживать. При накате, когда колеса связаны с двигателем, топливо в цилиндры не поступает.
Миф 2. Кондиционер или открытые окна
Многие считают, что включенный кондиционер приводит к повышенному расходу топлива и советуют ездить с открытым окном. На самом деле кондиционер, а точнее его помпа, существенно нагружает двигатель только во время разгонов. При ровной езде на трассовых скоростях перерасход практически незаметен. Что касается холостых оборотов, то лишние 50–100 об/мин тоже погоды не делают. Если бензиновый мотор популярного рабочего объема 1,6 литра сжигает на холостом ходу около 0,7 литра бензина в час, то перерасход окажется на уровне рюмашки.
А вот открывая окна в автомобиле на скорости, мы портим аэродинамику автомобиля и значительно увеличиваем сопротивление встречному потоку воздуха. В среднем расход топлива растет на 10%. Поэтому пользоваться данным приемом лучше в стоящем или медленно едущем автомобиле.
В дальней дороге лучше закрыть окна и включить кондиционер. Кстати, у нас есть советы и для того, чтобы пережить жару в автомобиле без кондиционера.